ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
PROBLEMS AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF SYSTEM GOVERNMENT PROCUREMENTS
Козырев И.В., магистрант
Kozyrev I.V. undergraduate
Орловский филиал РАНХиГС
Oryol branch of a RANEPA
Проблемы развития процесса государственных закупок по-прежнему остаются весьма актуальными. Не смотря на то, что законодательство постоянно совершенствует данное направление проблемы его остаются. В статье проведен анализ развития системы государственных закупок в России. Выявлены основные проблемы и особенности его формирования.
Problems of development ofprocess of government procurements still remain very actual. Despite that the legislation constantly improves it channelized a problem remain. In article the analysis of development of system of government procurements in Russia is carried out. The main problems and features of its formation are revealed.
Ключевые слова: государственные закупки, государственные и муниципальные организации, госконтракт, торги.
Keywords: government procurements, state and municipal organizations, state contract, auction.
МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
УДК 351.712
На современном этапе развития экономики, в связи с кризисными процессами проблема госзакупок является одной из наиболее острых. Начиная с 2011 года в России был инициирован широкомасштабное общественное обсуждение сверхдорогих закупок. Минэкономразвития завершило сентябрьский отчет об общественном обсуждении сверхдорогих госзакупок — свыше 1 млрд руб. Изначально пожелание такого краудсорсинга было высказано Владимиром Путиным в его предвыборных заявлениях1. По данным министерства, с конца августа до конца сентября на официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено 73 подходящих по объему контракта.
Несмотря на то что инструмент официально уже заработал (12 марта на www.zakupki.gov.ru стартовала пилотная система общественного обсуждения, а на главной странице вывешен список всех контрактов свыше 1 млрд руб. со ссылками на соответствующие разделы форума), инструмент не нашел отклика от «неравнодушных». Среднее количество обращений по той или иной закупке — 0. Максимальное число — пять (по контракту по реконструкции автомобильной дороги М-29 «Кавказ» в республике Северная Осетия — Алания, начальная стоимость — 1,4 млрд руб.).
1 Предвыборная программа Пугина,13 февраля 2012г.//
http://kaleya.ru/wordpress/predvybornaya-programma-
putina.html
При этом анкеты общественного обсуждения вообще никто не заполнил, а в среднем соответствующие темы форума с той или иной закупкой пользователи просмотрели от пяти до 700 раз. Общая стоимость сверхдорогих госконтрактов превысила 170 млрд руб. (в основном это строение или реконструкция автомобильных дорог2), а средняя цена контракта составила более 2,3 млрд руб. Всего с 1 января 2012 года на сайте опубликовано более 180 закупок с ценой более 1 млрд руб.
Сейчас процедура общественного обсуждения проходит в два этапа: на первом идет обсуждение закупки на сайте (самый демократичный пласт, чтобы привлечь максимальное число желающих), после которого формируется протокол и направляется в ФАС и публикуется на официальном сайте. На втором этапе заказчик проводит очное обсуждение со всеми заинтересованными лицами и по его итогам может принять одно из двух решений: о продолжении торгов или внесении в документацию о торгах изменений (такой прецедент уже был).
Минэкономразвития считают необходимым придать краудсорсингу дополнительный импульс и уже готовят четыре письма в крупнейшие бизнес-организации — РС1111, Т1111, «Деловую Россию» и «ОПОРА России» с просьбой обратить внимание на этот инструмент. Небольшое количество откликов
2http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
может свидетельствовать не столько о незаинтересованности, сколько о более качественном подходе госзаказчиков к документации, которые будут вынуждены пройти через призму общественного мониторинга. Ранее ревизией госконтрактов свыше 1 млрд руб. решили заняться в Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ)3. В марте 2012года эксперты представили свой отчет по сверхдорогим закупкам и пришли к выводу, что как минимум половина сверхдорогих госзакупок проводится в обход конкурентных процедур. Тогда эксперты предложили создать рабочую группу с участием прокуратуры, которая могла бы оперативно ловить за руку зарвавшегося заказчика, однако в итоге идея не была осуществлена.
Согласно анализу НАИЗ, лидер по нарушениям — пункт 2 части 1 статьи 17 закона 135-ФЗ от 27.06.2007г. «О защите конкуренции»: в условиях отсутствия конкуренции осуществлялось не менее половины закупок.
Также среди наиболее популярных уловок заказчиков — установка в проекте контракта незаконного требования о выполнении работы исключительно собственными силами, без привлечения субподрядчиков (это нарушает часть 4 статьи 11 закона 94-ФЗ «О госзакупках») или обязательного наличия у участника до заключения контракта значительного (1551 т) объема химреагентов, хранение которых сопряжено с дополнительными затратами и сложностями производственного характера. Нередки и банальные примеры выдавливания из торгов ненужных участников.
К сожалению, данная проблема остается весьма острой, поскольку пока не выработаны механизмы противодействия проведению таких торгов.
В системе электронных закупок в рамках государственного и муниципального заказов существует ряд проблем:
1) крайне высокая доля несостоявшихся открытых аукционов в электронной форме;
2) несовершенство программных и технологических средств, используемых на сайтах операто-зо в электронных площадок.
Доля несостоявшихся открытых аукционов е электронной форме по количеству процедур
■ УСЛУГИ ПРОШЕЛЬНЫЕМ 06ы> гы СТРОИТЕЛЬСТВА
■ АППАРАТУРАМ ЕДИЦИНС14АЧ; СРЕДСТВА И ЗМ ЕРЕНН Ч: ФОТО-И 1ИНОАЛП АРАТУРА;
■ ПРОДУКЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО И
Рисунок 1.- Доля несостоявшихся открытых аукционов в электронной форме по количеству процедур за 2012г.
3http://www.chelgumr.ru/cms/chapter.do?chapterId=180&cache
=1
Доля несостоявшихся открытых аукционов в электронной форме по стоимости
■ УСЛУГИСТРОИТЕЛЬНЫЕи ОбЪЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВ
■ АППАРАТУРАМЕДИЦИНСРАЯ; СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ; ФОГО-И 1-ИНОАППАРАТУРАгЧАСЫ
ПРОД /РЦИЛ ОРГАНИЧЕСКОГО И НЕОРГАНИЧЕСКОГО CHIITCÎA
■ ИНЫЕ
Рисунок 2. - Доля несостоявшихся открытых аукционов в электронной форме по стоимости за 2012г.
По данным оператора официального сайта, из общего количества проведенных открытых аукционов в электронной форме (с 1 октября 2010 г. по 1 октября 2013 г.) более 1 млн. 665 тыс. аукционов признаны несостоявшимися (62 %), из них более чем в 1 млн. 110 тыс. случаях контракт заключен с единст-
4
венным участником аукциона.
Анализ статистической информации о несостоявшихся открытых аукционах в электронной форме свидетельствует о низкой эффективности данного способа размещения заказов при заключении контрактов на поставку вышеуказанных товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Напомним, что реформировать систему госзаказа потребовал в бытность свою президентом Дмитрий Медведев, в ноябре 2010 года заявивший, что на госзакупках по коррупционным схемам государство теряет до триллиона рублей ежегодно. Если власти беспокоятся о коррупционных потерях, то рядовых граждан возмущает массовая закупка чиновниками на государственные средства предметов роскоши для своих «рабочих» нужд. Предприниматели же готовы рассказывать о недостатках закона 94ФЗ часами.
Когда речь заходит о конкретных недостатках действующего Закона о госзакупках, предприниматели в первую очередь называют проблему планирования, точнее, его отсутствия. В законе ФЗ-94 о планировании закупок нет ни слова, что порождает массу проблем.
Если говорить о коррупционных рисках, то, во-первых, нельзя до объявления закупки оценить ее необходимость и обоснованность объявленной цены, а следовательно, предотвратить потенциальные злоупотребления. Во-вторых, появляется возможность заранее предупредить о предстоящих закупках дружественные чиновникам компании, чтобы те лучше подготовились к участию в конкурсе. Неаффилированные же поставщики и подрядчики узнают о закупке только в момент ее объявления и зачастую не имеют достаточного времени на подготовку.
4http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
С точки зрения бюджетных затрат хаотичный график закупок, как правило, означает невозможность привести их стоимость в соответствие с лимитами финансирования, что оборачивается необходимостью сверхлимитного финансирования. Для бизнеса же существующая система означает невозможность согласования планов госзакупок и планов собственного производства, что не позволяет поставщикам и подрядчикам использовать госзаказ для развития производства. Ведь нынешняя система предусматривает закупки только на три-шесть месяцев вперед, максимум — на год. При этом неизвестно, какие объемы данной конкретной продукции и по каким ценам будет закупать государство в следующем году.
5 апреля 2013 г. президентом России был подписан самый обсуждаемый в последнее время нормативно-правовой акт в сфере госзакупок— Федеральный закон № 44-ФЗ 5«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44). Новый закон о госзакупках вступает в силу 1 января 2014 г.
ФЗ № 44, будет регулировать много новых правоотношений, которые, в свою очередь, не регулирует действующий Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 94). Однако для того, чтобы все положения ФЗ № 44 заработали полноценно, законодателям необходимо принять дополнительно еще порядка 60 нормативно-правовых актов.
Благодаря введению ряда законодательных новелл закон, по мнению его разработчиков, позволит сократить риски коррупции в сфере госзакупок; предусмотренные механизмы предквалифика-ции участников торгов и антидемпинговые меры позволят заказчику заключить контракт с добросовестным поставщиком; расширение методов определения начальной (максимальной) цены контракта сократит случаи завышения/занижения начальных (максимальных) цен закупок; описанный в Федеральном законе № 44 новый порядок работы официального сайта будет предусматривать возможность подачи заявок на закупки посредством функционала сайта; установленные законом новые требования к комиссии предполагают, что в состав комиссии должны будут входить преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.
Как мы видим, перед аудиторией заказчиков и участников закупок стоит невероятно сложная задача — за несколько месяцев до официального всту-
5Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"// СПС Консультант
пления закона в силу попытаться его изучить и проанализировать, чтобы впоследствии можно было руководствоваться положениями ФЗ № 44 в полной мере.
В связи с этим, приведем сравнительную характеристику двух законов о госзакупках — ФЗ № 44 и ФЗ № 94.(Приложение А)
Таким образом, закон ФЗ №44 дает возможность построения более четкой системы взаимоотношений в процессе проведения госзакупок для государственных и муниципальных нужд.
Одним из наиболее значительных достижений процесса госзакупок можно считать вступление в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"6
Цель данного Закона - совершенствование закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, в том числе организаций коммунального комплекса. В чем заключается это совершенствование?
В первую очередь определим круг лиц, на которых распространяется Закон о закупках. К ним отнесены:
- государственные корпорации и компании;
- субъекты естественных монополий;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (далее - организации коммунального комплекса);
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- автономные учреждения;
- хозяйственные общества, в уставных капиталах которых доли участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышают 50%;
- дочерние хозяйственные общества, в уставных капиталах которых более 50% долей в совокупности принадлежит вышеуказанным юридическим лицам;
- дочерние хозяйственные общества, в уставных капиталах которых более 50% долей в совокупности принадлежит вышеназванным дочерним хозяйственным обществам.
Все перечисленные юридические лица (заказчики) обязаны проводить закупки товаров, работ, услуг с учетом положений Закона о закупках. Причем товары закупаются в таком порядке независимо от цели их приобретения (для собственного потребления или дальнейшей перепродажи населению) (Письмо Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317). В то же время указанный Закон не регулирует отношения, связанные с куплей-продажей ценных
6Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"// СПС Консультант
бумаг и валютных ценностей, отбором аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Следует учитывать, что не все юридические лица из приведенного списка должны применять Закон о закупках с 01.01.2012. Так, организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности организаций коммунального комплекса, если у них за 2011 г. общая сумма выручки от указанных видов деятельности составляет не более 10% общей суммы выручки от всех видов деятельности, должны будут следовать требованиям данного Закона с 01.01.2013. Муниципальные унитарные предприятия и их "дочки" должны будут применять Закон о закупках только с 01.01.2014, правда, если представительный орган муниципального образования не установит более ранний срок.
Таким образом, законодательно организациям представлена возможность самостоятельно организациям распоряжаться внебюджетными деньгами , используя наиболее приемлемые и эффективные спо-
Козырев И.В. - e-mail: [email protected]
собы закупок с учетом специфики организации и сложившегося рынка.
Литература:
1. Предвыборная программа Путина,13 февраля 2012г.// http://kaleya.ru/wordpress/predvybornaya-programma-putina. html
2. http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.
html
3. http://www.chelgumr.ru/cms/chapter.do7cha pterId=180&cache=1
4. http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.
html
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"// СПС Консультант
6. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"// СПС Консультант.
Статья поступила в редакцию 16.09.2013 г.
УДК 351.712
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСЗАКУПОК МЕДИЦИНСКИХ ПРОДУКТОВ
FEATURES OF CARRYING OUT PURCHASES OF MEDICAL PRODUCTS
Козырев И.В., магистрант
Kozyrev I.V., undergraduate
Орловский филиал РАНХиГС
Oryol branch of a RANEPA
Рынок лекарственных средств России, является одним из наиболее развивающимся и в то же время сложноре-гулируемым, поскольку решает не просто задачи обеспечения государственных и муниципальных организаций товарами, но и выполняет социальные функции обеспечения государством граждан. В статье представлен анализ рынка лекарственных средств России с позиций формирования взаимоотношений в рамках контрактной системы.
The market of medicines of Russia, is one of the most developing and at the same time slozhnore-guliruyemy as solves not simply problems of providing the state and municipal organizations goods, but also carries out social functions of providing by the state of citizens. The analysis of the market of medicines of Russia is presented in article from positions offormation of relationship within contract system.
Ключевые слова: лекарственные препараты, госзакупки, контрактная система. Keywords: medicines, government purchases, contract system.
Грамотная закупка
подразумевает наличие понимания ее предмета, а также всевозможных нюансов, связанных с ним. В данном разделе речь идет о лекарственных препаратах, основных регуляторных понятиях, действующих подзаконных актах. В этом разделе представлены все
необходимые определения, содержащиеся, прежде всего в Федеральном законе № 61-ФЗ от 12.04.2010 года «Об обращении лекарственных средств», с которыми, так или иначе, сталкиваются как заказчики, так и поставщики лекарственных препаратов.