Научная статья на тему 'Особенности бюджетного учета и налогообложения операций по производству и реализации готовой продукции в сфере общественного питания бюджетных учреждений'

Особенности бюджетного учета и налогообложения операций по производству и реализации готовой продукции в сфере общественного питания бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1497
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарнов И. Ю.

Развитие коммерческой деятельности в бюджетных учреждениях на фоне недостаточно регламентированной правовой базы, ее функционирования поставило указанные учреждения перед необходимостью решения целого ряда проблем организацией бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, связанных с данной деятельностью. В частности, с проблемами бюджетного учета выручки и затрат на организацию общественного питания физических лиц, являющихся клиентами государственных учреждений. В статье рассмотрены следующие вопросы. Общие принципы организации бюджетного учета прямой реализации продуктов, а также изготовленных из них готовых блюд, в сфере общественного питания учреждения. Бюджетный учет операций по изготовлению готовой продукции в общественном питании. Организация документооборота в бухгалтерском учете операций, связанных с движением продуктов питания и готовых блюд в точке общественного питания учреждения и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности бюджетного учета и налогообложения операций по производству и реализации готовой продукции в сфере общественного питания бюджетных учреждений»

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И. Ю. ГАРНОВ, руководитель направления аудита ООО Аудиторская компания «Интера»

Развитие коммерческой деятельности в бюджетных учреждениях на фоне недостаточно регламентированной правовой базы ее функционирования поставило указанные учреждения перед необходимостью решения целого ряда проблем организацией бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, связанных с данной деятельностью, и в частности бюджетного учета выручки и затрат на организацию общественного питания физических лиц, являющихся клиентами государственных учреждений. Данные услуги могут оказываться бюджетными учреждениями через создаваемые ими точки общественного питания (буфеты, кафе и т. п.), которые являются элементами инфраструктуры оказываемых учреждениями государственных (муниципальных) услуг.

При этом, учитывая тот факт, что порядок организации бухгалтерского учета операций по реализации товаров для перепродажи, а тем более в сфере общественного питания, действующими нормативными документами достаточно четко прописан только применительно к организациям, применяющим общий (коммерческий) план счетов, при организации бюджетного учета такой деятельности учреждения испытывают определенные трудности.

Общественное питание граждан может осуществляться в виде реализации им через буфеты готовых продуктов и блюд, закупаемых учреждением у сторонних организаций (в этом случае такие операции отражаются в бюджетном учете учреждения в порядке, регламентированном для организации учета закупки и реализации товаров для перепродажи, т. е. для розничной торговли),

либо путем приготовления блюд в самой точке общественного питания.

Созданию в бюджетном учреждении точек общественного питания должна предшествовать определенная организационная работа. Так, в случае, если помимо оказания услуг общественного питания, являющихся элементом оказываемых учреждением основных государственных (муниципальных) услуг (например, организация питания находящихся на лечении в стационаре больных), учреждение оказывает услуги общественного питания сторонним лицам, возникает необходимость выполнения таким учреждением следующих организационных требований.

• Оказание услуг общественного питания (независимо от того, для каких категорий граждан данные услуги осуществляются) требует санкционирования органами государственного санитарного надзора. Нарушение учреждением санитарных норм при организации общественного питания в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ может привести к административному приостановлению деятельности точки общественного питания.

• В целях сокращения контактов больных с гражданами, получающими дополнительные услуги общественного питания, необходимо выделение для обслуживание последних отдельного помещения.

• Продукты питания, используемые для приготовления блюд, а также реализуемые в готовом виде через точки общественного питания (торговые точки) учреждения, должны иметь оформленные органами ветеринарного контроля ветеринарные сертификаты.

• Реализация через торговые точки учреждения алкогольной продукции также осуществляется на основании оформленной на учреждение лицензии на оборот спиртосодержащей продукции и только при наличии на данной продукции специальных акцизных марок.

В настоящем материале будут проанализированы особенности организации бюджетного учета и налогообложения операций по производству и реализации бюджетными учреждениями услуг общественного питания, в том числе и реализации в рамках оказания данных услуг отдельных видов готовой продукции (например, продовольственных товаров, приобретаемых учреждением для перепродажи через собственные розничные торговые точки1).

1. Общие принципы организации бюджетного учета прямой реализации продуктов, а также изготовленных из них готовых блюд в сфере общественного питания учреждения

Розничная торговля продуктами как услуги общественного питания нетипична для бюджетных учреждений, т. к. преследует своей целью не обеспечение осуществления каких-либо государственных полномочий, а направлена исключительно на получение дохода за счет разницы цен приобретения и реализации соответствующих товаров и услуг.

Однако в отдельных случаях бюджетные учреждения в рамках создания более комфортных условий для потребителей оказываемых ими населению услуг вынуждены организовывать данные виды деятельности через собственные торговые точки или точки общественного питания.

В соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее по тексту — Инструкция № 148н) и ранее действующих аналогичных нормативных документов бюджетный учет товаров для перепродажи, как и других материальных запасов, осуществляется по фактической стоимости.

Согласно п. 52 Инструкции № 148н фактическая стоимость товаров для перепродажи формируется, исходя из их покупной стоимости, увеличенной на:

• суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

• таможенные пошлины и иные платежи, связан-

1 В отличие от бухгалтерского учета коммерческих организаций, для отражения стоимости товаров для перепродажи и готовой продукции, производимой самим учреждением, планом счетов бюджетного учета предусмотрен единый счет 0 105 07 000 «Готовая продукция».

ные с приобретением материальных запасов;

• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;

• суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;

• суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);

• иные платежи, непосредственно связанные с приобретением данного вида материальных запасов.

Товары для перепродажи, как и готовая продукция, произведенная самим учреждением, в соответствии с Планом счетов бюджетного учета отражаются в нем как отдельный вид нефинансовых активов.

Данные виды материальных запасов изначально могут быть предназначены не только для реализации сторонним лицам, но и могут быть использованы непосредственно на нужды учреждения. Учитывая, что приобретение продуктов, а также производство из них готовых блюд, для обеспечения уставных нужд учреждения (например, организации бесплатного питания пациентов стационарных медицинских учреждений) осуществляется за счет выделяемых учреждению бюджетных средств, а розничная торговля и платные услуги общественного питания — за счет средств от приносящей доход деятельности, учреждение обязано организовать раздельный учет перечисленных операций в зависимости от источников их финансирования. В противном случае реализация продуктов питания, приобретенных учреждением для обеспечения основных (бюджетных) потребностей, может быть произведена только по распоряжению вышестоящего органа, выручка от такой реализации является выручкой от реализации государственного имущества (т. е. подлежит после ее получения и уплаты всех установленных действующим законодательством налогов сдаче в доход бюджета2, т. к. учреждение не является собственником данного имущества), а начисленный на стоимость реализованных на таких условиях материальных запасов НДС подле-

2 Если согласно установленным вышестоящим распорядителем бюджетных средств условиям реализации данных материалов не предусмотрено использование выручки для финансирования дополнительных потребностей учреждения.

жит уплате в бюджет учреждением, как налоговым агентом (поскольку реализуется не принадлежащее учреждению имущество).

Учитывая вышеизложенное:

• реализация материальных запасов в общем случае отражается в бюджетном учете бухгалтерскими проводками: Дт 2 205 09 560 / Кт 2 401 01 172 на стоимость их реализации без НДС и Дт 2 205 10 560 / Кт 2 401 01 180 (или Кт 2 303 05 730) на сумму начисленного на указанную стоимость НДС с последующим перечислением полученных сумм в бюджет в виде неналоговых доходов и задолженности агента по НДС;

• реализация товаров и готовой продукции отражается в бюджетном учете бухгалтерскими проводками: Дт 2 205 03 560 / Кт 2 401 01 130 на стоимость их реализации с учетом НДС иДт2401 01 130/Кт2303 04 730на сумму начисленного на указанную стоимость НДС.

Учитывая тот факт, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.07.2006 № 63-Ф3 в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ с 01.01.2008 бюджетные учреждения были лишены самостоятельности в использовании выручки, полученной от приносящей доход деятельности, реализация сторонним лицам продуктов и услуг общественного питания должна осуществляться по утвержденным вышестоящим органом продажным ценам и тарифам.

В настоящем материале будут проанализированы порядок и особенности отражения в бюджетном учете и налогообложения операций по использованию учреждениями продуктов питания в сфере розничной торговли и платных услуг общественного питания.

2. Бюджетный учет операций по изготовлению готовой продукции в общественном питании

В случае, если закупаемые продукты в точке общественного питания учреждения используются и для розничной реализации, и для изготовления готовых блюд, приобретаемая их стоимость первоначально отражается на счете 2 105 02 340 «Продукты питания», а затем либо списывается на счет 2 106 04 340 «Изготовление готовой продукции (работ, услуг)» (при передаче их на кухню в производство), либо сразу на счет 2 105 07 340 «Готовая продукция» (если по каким-либо причинам они были переданы не на кухню, а непосредственно в буфет учреждения или иную аналогичную торговую точку для их розничной реализации3.

3 Поскольку перевод материальных запасов из одной их категории в другую Инструкцией № 148н не регламентирован, применение такой бухгалтерской проводки, по-моему, требует регламентирования в учетной политике, а также разъ-

Готовой продукцией в целях бухгалтерского учета считаются и блюда, изготовленные на кухне точки общественного питания учреждения с использованием переданных туда со склада продуктов и в соответствии с утвержденными руководителем учреждения или уполномоченным им лицом нормами раскладки указанных продуктов с детализацией по изготовляемым из них блюдам.

Учитывая возможность значительных изменений стоимости приобретаемых учреждением продуктов в течение производственного цикла изготовления готовых блюд, а также их розничной реализации, в учетной политике учреждения следует регламентировать организацию бюджетного учета продуктов питания (в т.ч. и готовых блюд) по средней себестоимости4.

2.1. Организациядокументооборота в бухгалтерском учете операций, связанных с движением продуктов питания и готовых блюд в точке общественного питания учреждения Сформированная в соответствии с требованиями Инструкции № 148н общая схема документооборота учреждения по обоснованию первичными учетными документами операций получения и списания продуктов на реализацию и изготовление готовых блюд, а также организации аналитического и синтетического материального и бухгалтерского учета данных операций выглядит следующим образом:

Организация документооборота в сфере платных услуг общественного питания и розничной торговли продуктами в соответствии с вышеприведенной Схемой по сравнению с организацией аналогичных услуг в рамках основной (бюджетной) деятельности учреждения имеет следующие особенности.

• Нумерация перечисленных выше первичных учетных документов должна обеспечивать обособленный учет соответствующих операций, осуществляемых в рамках приносящей доход деятельности учреждения5.

яснения в Пояснительной записке к бюджетной отчетности учреждения.

4 В случае учета данных нефинансовых активов по фактической стоимости возникают предпосылки к значительному увеличению количества счетов аналитического учета одноименного имущества, имеющего разную фактическую стоимость.

5 Для разделения оформленных первичных учетных документов между бюджетной и коммерческой деятельностью учреждения в структуре порядковых номеров этих документов могут использоваться дополнительные специальные литеры (например, «Б» — для бюджетной деятельности, «К» — для коммерческой деятельности). Использование продуктов, выданных для обеспечения основной (бюджетной) деятельности, в рамках коммерческой деятельности учреждения может привести к возникновению претензий контролирующих органов в связи с нецелевым использованием бюджетных средств.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

СХЕМА ДОКУМЕНТООБОРОТА по отражению в бюджетном учете операций по движению продуктов питания в сфере общественного питания

Содержание операции

Первичные учетные документы

Регистры материального учета

аналитические

синтетические

Регистры бюджетного учета

аналитические

синтетические

Приобретение продуктов питания

Товарно-сопроводительные документы с отметкой об оприходовании на склад учреждения _____(ТТН, акты приема-передачи и т. п.)

Передача продуктов на реализацию (в качестве товаров для _________перепродажи)_________

Требование-накладная (ф. 0513006)

т.

-

с

Прямая реализация продуктов питания через точку общественного питания (буфет, кафе и т. п.)

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)

Передача продуктов на кухню (для производства готовых блюд) Оприходование готовых блюд

____________на кухне_____________

Меню-требование на выдачу продуктов питания

(ф. 0504202)

Акт приема-сдачи готовых блюд из производства (с указанием всех затрат, непосред-ственно связанных с производством)

Передача готовых блюд на реализацию (в буфет, кафе и т. п.)

Требование-накладная (ф. 0513006)

1 ё

С- л

п>

а

•а

8

Реализация готовых блюд через точку общественного питания (буфет, кафе и т. п.)

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)

Накопительная ведомость по приходу продук-тов питания (ф. 0504037)

Накопительная ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0504038)

Накопительная ведомость по приходу продук-тов питания (ф. 0504037)

Накопительная ведомость по расходу продук-тов питания (ф. 0504038)

*

с

х

о

рв

В я * =

л °

я 2

Ш л в в

Й @ в •

■9- (л ♦ О о £ (Л о о ^

2 8

и

о

о\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

05

с

@ н * 0й О я

и

° Л. >€-я

w И

8

0 с

9

1 щ і 05

1

I

и б

л 5

1 о 5 а

е ’З § § £ в 53 § % и н а

5 о

Е

о

03 М

-е- ° • к о я ^ о о та

4^ П О 2

-4 №

^ в

о

о

СП

о

■и

о

ы

1 Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) оформляется на основании сформированных и утвержденных руководителем учреждения калькуляционных карточек на каждое готовое блюдо с указанием наименования блюда, а также состава и веса необходимых для его изготовления продуктов. Рекомендуемые значения перечисленных показателей приведены в специальном Сборнике рецептурных блюд и кулинарных изделий, однако по согласованию с вышестоящим органом учреждение может утвердить для изготовления готовых блюд и собственные калькуляционные нормативы.

13 (229) - 2009 Всё для бухгалтера

• Поскольку продукты питания и готовые блюда направляются на реализацию в разном порядке (непосредственно в точку реализации либо через кухню) в учреждении либо организуются отдельные склады приема и выдачи для продуктов и готовых блюд (с назначением разных материально ответственных лиц и организацией обособленного документооборота), либо изготовленные на кухне блюда отправляются на реализацию через общий продуктовый склад учреждения, материально ответственное лицо которого и оформляет все необходимые первичные учетные документы.

• При прямой реализации продуктов питания через торговую точку (точку общественного питания) учреждения:

о поступившие на склад продукты на основании Требования-накладной (ф. 0513006) передаются в точку реализации (буфет, кафе и т. п.) с отражением в бюджетном учете операции по смете материально ответственных лиц; о по мере реализации продуктов питания их средняя стоимость на основании Актов о списании материальных запасов (ф. 0504230) списывается на затраты учреждения6.

• При изготовлении из продуктов питания готовых блюд с реализацией последних через торговую точку (точку общественного питания) учреждения:

о поступившие на склад продукты на основании Меню-требований на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) передаются на кухню со списанием их средней стоимости на затраты по производству готовых блюд;

о при этом наименования блюд указываются в заголовках граф 4 — 33 (при необходимости с детализацией по времени производства блюд (завтрак, обед и т. п.) и по блюдам, отпускаемым на сторону и бесплатно для персонала учреждения, если это предусмотрено внутренними нормативными документами учреждения; о показатели раздела Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202,) о категориях довольствующихся и плановой (фактической) стоимостью питания в день,

6 Помимо Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) Инструкцией № 148н предусмотрено списание материальных запасов по Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007). Однако, учитывая, что в Накладной необходимо указывать наименования получателей материалов, что при розничной торговле невозможно, а также отсутствие прямого регламентирования применения ее для списания материальных запасов в п. 62 Инструкции № 148н, применение данного первичного учетного документа для оформления операций по реализации продуктов питания нецелесообразно.

при оказании платных услуг общественного питания не заполняются; о стоимость принимаемых на бюджетный учет готовых блюд ежедневно формируется в соответствии с данными Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202), а также производимых бухгалтерией учреждения расчетов распределения относимых на себестоимость готовых блюд расходов на оплату труда работников кухни учреждения, амортизации кухонного оборудования и услуг сторонних организаций, непосредственно связанных с приготовлением пищи7, и оформляется Актами приема-сдачи готовых блюд из производства8; о остатки продуктов питания, по каким-либо причинам не использованные для изготовления готовых блюд, сдаются на склад; о по мере реализации готовых блюд их средняя стоимость также на основании Актов о списании материальных запасов (ф. 0504230) списывается на затраты учреждения.

• Оформление Карточек количественно-суммового учета материальных запасов (ф. 0504041) обеспечивает формирование в бюджетном учете учреждения средней стоимости как продуктов питания, так и изготовленных из них готовых блюд9:

о при формировании каждой записи в Карточке количественно-суммового учета материальных запасов (ф. 0504041) в графу 4 переносится из графы 10 предыдущей записи показатель средней стоимости данного наименования продукта питания;

о при получении продуктов в графах 5 и 6 указываются их количество и фактическая сто-

7 Если учреждение, помимо оказания платных услуг общественного питания, осуществляет приготовление пищи в рамках своей основной (бюджетной) деятельности, а также, если оплата труда работников пищеблока (с ЕСН) и приобретение кухонного оборудования и прочие расходы, непосредственно связанные с приготовлением пищи, производятся за счет бюджетных средств, то распределение перечисленных затрат на себестоимость готовых блюд может не осуществляться.

8 Примерная форма Акта приема-сдачи готовых блюд из производства приведена в Приложении № 1 к настоящему материалу (данная форма является неунифицированной и требует утверждения ее в учетной политике учреждения).

9 В представленной Схеме документооборота оформление Карточек количественно-суммового учета материальных запасов (ф. 0504041), а также Накопительных ведомостей по приходу (ф. 0504037) и расходу (ф. 0504038) продуктов питания возложено на материально ответственных лиц складов учреждения, поскольку последние имеют всю информацию для осуществления указанных операций. Возложение данных работ на работников бухгалтерии учреждения нецелесообразно, поскольку они непосредственно не осуществляют операций по движению материальных запасов.

имость согласно товарно-сопроводительным документам;

о при отпуске продуктов в графе 7 указывается их количество, а в графе 8 — их средняя стоимость, определяемая путем деления остатков на момент отражения операции (графа 10 предыдущей записи) на количество продуктов до их отпуска (графа 9 предыдущей записи); о каждая запись завершается формированием остатков продуктов на складе по количеству (графа 9 предыдущей записи плюс графа 5 текущей записи или минус графа 7 текущей записи) и средней стоимости (графа 10 предыдущей записи плюс графа 6 текущей записи или минус графа 8 текущей записи).

• Формируемая в Карточках количественно-суммового учета материальных запасов (ф. 0504041) информация о движении продуктов питания в течение месяца аккумулируется в Накопительных ведомостях по приходу (ф. 0504037) и расходу (ф. 0504038) продуктов питания. При этом:

о графы прихода за каждый день заполняются в Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) на основании суммирования граф 5 и 6 всех Карточек ко- • личественно-суммового учета материальных запасов (ф. 0504041) за указанный день; о графы расхода за каждый день в Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038) — на основании суммирования граф 7 и 8 всех Карточек количественно-суммового учета материальных запасов (ф. 0504041) за •

указанный день;

о путем суммирования граф «количество» и «сумма» Накопительных ведомостей по приходу (ф. 0504037) и расходу (ф. 0504038) продуктов питания за каждый день текущего месяца в соответствующих итоговых графах по каждому наименованию продуктов питания формируется информация соответственно о количестве и фактической стоимости поступивших про-

дуктов и о количестве и средней стоимости отпущенных продуктов за текущий месяц.

• Учитывая, что указанные выше регистры бюджетного учета применяются для оформления не только получения и реализации продуктов, но и по производству и реализации готовых блюд (отражаемых в бюджетном учете в виде отдельных наименований готовой продукции, самой являющейся разновидностью продуктов питания), указанные документы и регистры для продуктов питания и изготовленных из них готовых блюд оформляются отдельно, при этом: о в реквизитах поставщиков продуктов (т. е. готовых блюд) указывается кухня учреждения, а также номера и даты Актов приема-сдачи готовых блюд из производств; о в соответствующих графах и строках Карточек количественно-суммового учета материальных запасов (ф. 0504041) и Накопительных ведомостей по приходу (ф. 0504037) и расходу (ф. 0504038) продуктов питания указываются наименования готовых блюд, а также их фактическая или средняя стоимость, исходя из стоимостных показателей, утвержденных Актами приема-сдачи готовых блюд из производства. Итоговые показатели Накопительных ведомостей по приходу (ф. 0504037) и расходу (ф. 0504038) продуктов питания ежеквартально собираются в общей Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035), являющейся аналитическим регистром бюджетного учета учреждения.

Списание стоимости реализованных продовольственных товаров и готовых блюд ежемесячно оформляется Актами о списании материальных запасов (ф. 0504230).

2.2. Порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с движением продуктов питания и готовых блюд

Соответствующие финансово-хозяйственные операции отражаются в бюджетном учете учреждения в следующем порядке:

№№ п/п Содержание операции Бухгалтерская проводка Примечания

Дт Кт

1 2 3 4 5

1.1. Оприходованы полученные на склад продукты (которые можно использовать как для прямой реализации, так и для отпуска на кухню) 2 105 02 340 (склад) 2 210 01 560 2 302 22 730 2 302 22 730 на покупную стоимость продуктов без НДС на НДС со стоимости продуктов (на основании товарно-сопроводительных документов и счетов-фактур)

1.2. Оприходованы продовольственные товары (которые изначально не предназначены для приготовления готовых блюд) 2 105 07 340 (склад) 2 210 01 560 2 302 22 730 2 302 22 730 на основании товарно-сопроводительных документов и счетов-фактур

№№ Содержание операции Бухгалтерская проводка Примечания

п/п Дт Кт

1 2 3 4 5

2.1. Передача продуктов на реализацию в буфет 2 105 02 340 (склад — сторно) 2 105 07 340 (буфет) 2 302 22 730 (сторно) 2 302 22 730 на основании требований-накладных (ф. 0513006)

2.2. Передача продовольственных товаров на реализацию в буфет 2 105 07 340 (буфет) 2 105 07 340 (склад) на основании требований-накладных (ф. 0513006)

3.1. Передача продуктов на кухню 2 106 04 340 (кухня) 2 105 02 340 (склад) на основании меню — требований на выдачупродуктов(ф. 0504202)

4.1. Оприходование готовых блуд на кухне 2 106 04 440 (кухня) 2 105 07 340 (ГП общепита на складе) 2 302 01 730 2 104 01 410 2 302 09 730 2 106 04 440 (кухня) При необходимости себестоимость ГП увеличивается на прямые коммерческие затраты. на основании Актов приема-сдачи готовых блюд из производства

4.2. Передача готовых блюд на реализацию в буфет 2 105 07 340 (ГП общепита в буфете) 2 105 07 340 (ГП общепита на складе) на основании требований-накладных (ф. 0513006)

5.1. Отражена в бюджетном учете реализация продовольственных товаров для перепродажи 2 205 03 560 2 401 01 130 в части стоимости реализации товаров с НДС (на основании кассовых отчетов о розничной реализации)

2 401 01 130 2 303 04 730 начислен НДС на стоимость реализованного товара (на основании выставленных счетов-фактур)

2 401 01 130 2 105 07 440 (буфет) списана фактическая стоимость реализованных товаров на основании Акта о списании матери-альныхзапасов(ф. 0504230)

2 201 04 510 2 205 03 660 получена в кассу учреждения выручка от реализации товаров (на основании приходных кассовых ордеров и отчетов кассира)

5.2. Отражена в бюджетном учете реализация готовой продукции, созданной на кухне учреждения 2 205 03 560 2 401 01 130 в части стоимости реализации ГП с НДС (на основании кассовых отчетов о розничной реализации)

2 401 01 130 2 303 04 730 начислен НДС на стоимость реализованной ГП (на основании выставленных счетов-фактур)

2 401 01 130 2 105 07 440 (ГП общепита) списана фактическая стоимость реализованной ГП на основании Акта о списании матери-альныхзапасов(ф. 0504230)

2 201 04 510 2 205 03 660 получена в кассу учреждения выручка от реализации ГП (на основании приходных кассовых ордеров и отчетов кассира)

3. Особенности налогообложения операций по реализации бюджетным учреждением продуктов и услуг общественного питания

Среди особенностей налогообложения операций по реализации бюджетными учреждениями

продуктов и услуг общественного питания (в виде приготовления и реализации готовых блюд) следует отметить следующие.

• Несмотря на то, что приобретение продуктов питания, используемых для последующей реализации (прямо или в рамках услуг обще-

ственного питания), может облагаться НДС по разным ставкам (например, на молочные продукты) или вообще быть освобождено от обложения НДС (например, при приобретении продуктов у организаций, применяющих упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения), выручка от последующей реализации учреждением изготовленных на из этих продуктов готовых блюд, подлежит обложению НДС по ставке 18 %, если само учреждение не пользуется какими-либо льготами по данному налогу.

• Сформированная в бюджетном учете первоначальная стоимость готовых блюд может отличаться от стоимости данных активов, определенной для целей налогообложения. Отклонения между указанными выше показателями могут возникнуть в случаях, когда отдельные продукты, используемые для приготовления блюд в рамках оказания платных услуг общественного питания, были получены учреждением безвозмездно в рамках внутриведомственных расчетов с вышестоящим распорядителем бюджетных средств10 или оплачены бюджетными средствами, и по этим причинам их стоимость не подлежит отнесению на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль.

• Особо следует обратить внимание на практику применения в отношении точек общественного питания требований ст. 275.1 НК РФ «Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств». Согласно указанной статье налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

В частности, возникший убыток по таким обслуживающим производствам, если стоимость оказания им соответствующих услуг существенно не отличается от условий деятельности специализированных организаций, для которых аналогичная деятельность является основной, учреждение-налогоплательщик вправе перенести этот убыток на срок, не превышающий десяти лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности. Учитывая, что цены и тарифы на товары и услуги, реализуемые бюджетным учреждением, с 01.01.2008 централизованно утверждаются вышестоящими органами, возникновение убытков в анализируемой сфере розничной торговли продуктами и оказания платных услуг общественного питания весьма вероятно.

В соответствии с требованиями ст. 275.1 НК РФ для целей налогообложения прибыли к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобные хозяйства, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, как своим работникам, так и сторонним лицам.

Хотя в приведенном в ст. 275.1 НК РФ перечне обслуживающих производств и хозяйств точки общественного питания прямо не значатся, риск отнесения их под действие указанной статьи НК РФ, в случае реализации ими части своей продукции собственным работникам, довольно высок.

В целях снижения описанных выше рисков претензий со стороны налоговых органов необходимо обеспечить достаточную самоокупаемость анализируемой коммерческой деятельности бюджетного учреждения путем организации эффективного управления себестоимостью соответствующих товаров и услуг, а также своевременного пересмотра по согласованию с вышестоящим органом отпускных цен на соответствующие товары и услуги.

10 В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ в п. 1 ст. 257 НК РФ, с 14.03.2009 года данное ограничение не распространяется на продукты, полученные безвозмездно от сторонних коммерческих организаций и лиц.

Приложение

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель учреждения

_________________(___________)

«____»_____________200_ г.

Акт

приема-сдачи готовых блюд из производства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комиссия в составе председателя__________________________________________________________

и членов ____________________________________________________________________________________

произвела проверку количества, номенклатуры и качества готовых блюд, произведенных на пищеблоке (кухне)

(наименование учреждения) с целью оприходования их в материальном, бюджетном учете учреждения.

По результатам своей работы комиссия констатирует, что в «________»____________200_ г. с использо-

ванием продуктов, отпущенных согласно Меню-требованию на выдачу продуктов питания (ф. 0504202)

за №_____от «______»__________200_ г., а также расчетам бухгалтерии учреждения по распределению затрат

на оплату труда работников пищеблока (кухни), амортизацию кухонного оборудования и иных расходов, непосредственно связанных с приготовлением пищи, на пищеблоке (кухне) учреждения были произведены следующие готовые блюда:

№№ п/п Наименование готового блюда Количес- тво Сформированная фактическая стоимость одного готового блюда в том числе: Итого общая фактическая стоимость готовых блюд данного наименования

Средняя стоимость продуктов Затраты на оплату труда (с учетом ЕСН) работников пищеблока (кухни) * Амортизация кухонного оборудования* Прочие расходы, непосредственно связанные с приготовлением пищи*

1 2 3 4 5 6 7

Итого по Акту:

‘Примечание: В случае, если помеченные знаком «*» затраты произведены за счет бюджетных средств, в себестоимость готовых блюд они не включаются.

Указанные выше готовые блюда подлежат отражению в материальном и бюджетном учете учреждения.

Председатель комиссии:_______________________________________________(___________________)

Члены комиссии:______________________________________________________(___________________)

(______________________________________________________________________)

Главный бухгалтер: ___________________________________________(___________________)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.