Научная статья на тему 'Учет продуктов питания в бюджетных уч реждениях'

Учет продуктов питания в бюджетных уч реждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1766
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет продуктов питания в бюджетных уч реждениях»

Всё для бухгалтера

УЧЕТ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ*

О. В. ВЕЛИЕВА,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного лесотехнического университета

В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету № 25н к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости; предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ; готовая продукция. К материальным запасам относятся и продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание, которые учитываются на счете 010502000 «Продукты питания». Специфика бухгалтерского учета продуктов питания определяется особенностями деятельности соответствующего бюджетного учреждения или структурного подразделения. В статье рассматриваются вопросы бюджетного учета продуктов питания в образовательных учреждениях.

Продукты питания принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, которая складывается из следующих компонентов:

• суммы, уплачиваемой в соответствии с договором поставщику;

• суммы, уплачиваемой организациям за информационные, консультационные услуги, связанные с приобретением продуктов питания;

• таможенных пошлин и иных платежей, связанных с приобретением продуктов питания;

• вознаграждения, уплачиваемого посреднической организации, через которую приобретены продукты питания, в соответствии с условиями договора;

• суммы, уплачиваемой за доставку продуктов питания, включая страхование доставки;

* Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит».

• иных расходов, непосредственно связанных с приобретением продуктов питания. При формировании фактической стоимости продуктов питания, приобретаемых за плату, нужно обратить внимание на отражение в учете суммы налога на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость включается в фактическую стоимость продуктов в случае их приобретения за счет средств бюджета, целевых средств и при использовании деятельности, не подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость. Если продукты приобретены и используются в рамках деятельности, приносящей доход, то суммы НДС принимаются к учету на счете 2 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Учет продуктов питания, приобретаемых для дальнейшей переработки

В соответствии с Налоговым кодексом РФ продукты питания, непосредственно произведенные студенческими столовыми, освобождаются от уплаты НДС.

Приобретая продукты питания, предприятие общественного питания заключает договор с поставщиком на поставку продуктов. На основании данного договора поставщик выставляет счет на предоплату. На предприятии счет согласовывается с руководством и производится предварительная оплата на основании платежного поручения.

Прием продуктов питания на складе поставщика осуществляется материально-ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта. Поставщик, отгружая продукты питания, выписывает товаросопроводительные документы.

Документы включают: товарно-транспортную накладную, счет-фактуру, удостоверение о качестве и безопасности продукции и, при необходимости, ветеринарное свидетельство. Товарная накладная с подписью материально ответственного лица является основанием для принятия поступивших в учреждение продуктов.

На основании счета-фактуры, товаросопроводительных документов и справки (ф. 0504833) засчитывается ранее выплаченный аванс поставщику продуктов питания.

При наличии счета-фактуры и других товаросопроводительных документов оплачивается оставшаяся задолженность перед поставщиком продуктов питания.

При оприходовании поступивших продуктов питания на основании наличия товара, счета-фактуры и товаросопроводительных документов составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004).

В бухгалтерском учете операции по приобретению продуктов, предназначенных для дальнейшей переработки отражаются следующими записями:

1. Выплачен аванс поставщику материальных запасов:

Д-т сч. 2 206 22 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов»

К-т сч. 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».

2. Отражена стоимость полученных продуктов питания, включая суммы НДС:

Д-т сч. 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

К-т сч. 2 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов».

3. Зачтен ранее выплаченный аванс поставщику продуктов питания:

Д-т сч. 2 302 22 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

К-т сч. 2 206 22 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов».

4. Оплачена оставшаяся задолженность перед поставщиком продуктов питания:

Д-т сч. 2 302 22 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

К-т сч. 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».

5. Продукты питания приняты к учету по фактической стоимости:

Д-т сч. 2 105 02 340 «Увеличение стоимости продуктов питания»

К-т сч. 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Хранение продуктов питания должно производиться в специально приспособленных помещениях.

Учет продуктов питания на складе ведется материально ответственным лицом в Книге учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству продуктов с использованием отдельных страниц по каждому наименованию.

Аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035), которая применяется для обобщения данных по наличию и стоимости продуктов питания и проверки правильности записей, произведенных по счетам аналитического учета с данными по счету продуктов питания. Ежемесячно в Оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца. Записи в Оборотную ведомость производятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Накопительные ведомости предназначены для учета поступления и расхода продуктов питания в течение месяца. Формы утверждены приказом Минфина России от 23.09.2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Отпуск продуктов питания со склада производится на основании Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202), являющегося источником информации для заполнения Накопительной ведомости по расходу продуктов питания, по фактической или средней фактической стоимости каждой единицы. Средняя фактическая стоимость при списании материальных запасов определяется следующим образом:

ФС = (С' + ^) х Къ;

(Ку + К2) 3

где ФС — средняя фактическая стоимость запасов;

С1 — стоимость остатка запасов на начало месяца;

С2 — стоимость поступивших запасов за месяц;

К1 — количество остатка запасов на начало

месяца;

К2 — количество поступивших запасов за месяц;

К3 — количество списываемых запасов за месяц.

Калькулирование стоимости каждого блюда происходит на основании Сборника рецептурных блюд и кулинарных изделий. На каждое блюдо

заполняется калькуляционная карточка, где указывается наименование блюда с его кодом из книги, состав и вес готового выхода. Из сборника выбирается состав и количество необходимых продуктов для данного блюда.

На основании меню-требования на выдачу продуктов питания выписывается накладная на отпуск продуктов питания со склада в производство на материально ответственное лицо. На основании Требования накладной готовая продукция принимается к учету по фактической себестоимости.

Ежедневно материально ответственное лицо на основании приходных и расходных документов составляет товарный отчет. В адресной части товарного отчета указываются наименование организации, структурного подразделения, фамилия и инициалы материально-ответственного лица, лимит остатка продуктов питания, номер отчета.

В приходной части товарного отчета фиксируется в стоимостном выражении остаток и поступление продуктов и товаров, а также тары по сопроводительным документам. Приходная часть отчета заполняется по данным документов на получение в производство продуктов. Каждый приходный документ записывается отдельно.

В расходную часть записываются все данные об отпуске и реализации готовых изделий, определяемых по актам о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет, дневным заборным листам.

В течение месяца отражаются затраты по созданию готовой продукции:

• начисляется заработная плата работникам, занятым в работах по производству продукции, на основании табеля учета использования рабочего времени, договора гражданско-правового характера;

• начисляются единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

• списываются услуги сторонних организаций по обслуживанию контрольно-кассовых машин на основании заключенного договора и акта выполненных работ;

• начисляется сумма амортизации объекта основных средств — оборудования, занятого в производстве готовой продукции и контрольно-кассовых машин.

Корреспонденция счетов по формированию себестоимости готовой продукции представлена ниже.

1. Списаны продукты питания для производства готовой продукции:

Д-т сч. 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

К-т сч. 2 105 02 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания».

2. Начислена заработная плата:

Д-т сч. 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

К-т сч. 2 302 01 730 «Увеличение дебиторской задолженности по заработной плате».

3. Начислен ЕСН:

Д-т сч. 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

К-т сч. 2 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации.

4. Отражены услуги по обслуживанию контроль -но-кассовых машин:

Д-т сч. 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

К-т сч. 2 302 08 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества».

5. Начислена амортизация:

Д-т сч. 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

К-т сч. 2 104 04 410 «Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации».

6. Готовая продукция принята к учету по фактической себестоимости:

Д-т сч. 2 105 07 340 «Увеличение стоимости готовой продукции»

К-т сч. 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

При принятии готовой продукции к учету и ее списании с учета применяется Требование-накладная ф. 0315006. Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего продукцию. Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных продуктов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака. Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.

Столовые учебных заведений устанавливают цены на свою продукцию в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и

применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, рекомендованные письмом Минэкономики России от 20.12.1995 № 7-1026. Согласно названному нормативному документу цены на реализуемые продукцию и товары предлагается определять исходя их свободных отпускных цен или цен закупки на эту продукцию и единой наценки. Размеры наценок нужно определять с учетом возмещения расходов на производство и реализацию, НДС и уровня доходности столовых.

Наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучлищах, средних специальных и высших учебных заведениях, регулируются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

В акт о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет должны включаться все виды реализации готовой продукции с указанием стоимости. Общая сумма по отчету по ценам фактической реализации должна соответствовать показателям реализации по кассовому аппарату.

Выручка за проданные товары и изделия кухни ежедневно сдается в кассу предприятия общественного питания. На сданную выручку выдается квитанция приходного кассового ордера за подписью кассира и бухгалтера. В установленные сроки в бухгалтерию предприятия общественного питания предоставляется отчет о движении продуктов с заборным листом, расходно-приходной накладной, квитанцией на сдачу выручки и финансовым отчетом контрольно-кассовой машины.

На основании Объявления на взнос наличными в банк (ф. 00402001) кредитная организация принимает денежные средства и зачисляет сданную выручку на лицевой счет. В кассе выписывается расходный кассовый ордер на указанную в объявлении сумму.

Корреспонденция счетов по данным операциям может быть следующая:

1. Начислена задолженность за проданную готовую продукцию по цене, сформированной из цены продуктов питания и наценки:

Д-т сч. 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

К-т сч. 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг».

2. Списана готовая продукции по фактической себестоимости:

Д-т сч. 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

К-т сч. 2 105 07 440 «Уменьшение стоимости готовой продукции».

3. Поступление в кассу средств от деятельности, приносящей доход:

Д-т сч. 2 201 04 510 «Поступления в кассу» К-т сч. 2 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг».

4. Отражены денежные средства, выбывшие из кассы в связи с зачислением на лицевой счет в казначействе:

Д-т сч. 2 210 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» К-т сч. 2 201 04 610 «Выбытия из кассы».

5. Зачислены суммы на лицевой счет:

Д-т сч. 2 201 01 510 «Поступление денежных средств учреждения на банковские счета»

К-т сч. 2 210 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Начислен налог на прибыль:

Д-т сч. 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

К-т сч. 2 303 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль».

7. Возмещен налог на прибыль головной организации:

Д-т сч. 2 303 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль»

К-т сч. 2 304 04 810 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по погашению внутренних долговых обязательств».

При отражении операций по реализации продукции в учете затруднения вызывает начисление дохода от реализации продукции, поскольку бухгалтер не знает, какой объем продукции будет реализован. Проще было бы отразить фактическое поступление денежных средств от реализации в корреспонденции со счетом учета доходов. Однако в настоящее время во многих программных продуктах такую операцию можно отразить только ручными операциями. Поэтому во избежание ошибок при отражении результата реализации целесообразнее отражать операции по начислению задолженности по доходам от рыночных продаж.

Учет продуктов питания, приобретаемых для перепродажи

В соответствии с Налоговым кодексом РФ продукты питания, приобретаемые для перепродажи, облагаются НДС. В столовой реализуются

продукты питания, которые облагаются по ставке 10 % и 18 %. Аналитический учет по разным ставкам ведется отдельно.

Операции по приобретению товаров, предназначенных для перепродажи, отражаются на основании тех же первичных документов, что и для ситуации, рассмотренной ранее. Особенностью отражения данных операций является отражение сумм НДС. Корреспонденция счетов по учету реализации продуктов питания, предназначенных для перепродажи будет выглядеть следующим образом.

1. Выплачен аванс поставщику материальных запасов:

Д-т сч. 2 206 22 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов»

К-т сч. 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».

2. Отражена стоимость полученных продуктов питания

Д-т сч. 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

К-т сч. 2 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов».

3. Отражен НДС, предъявленный при приобретении материальных запасов:

Д-т сч. 2 210 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»

К-т сч. 2 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов».

4. Зачтен ранее выплаченный аванс поставщику продуктов питания:

Д-т сч. 2 302 22 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

К-т сч. 2 206 22 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов».

5. Оплачена оставшаяся задолженность перед поставщиком продуктов питания:

Д-т сч. 2 302 22 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

К-т сч. 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».

6. Продукты питания приняты к учету:

Д-т сч. 2 105 02 340 «Увеличение стоимости продуктов питания»

К-т сч. 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

7. Суммы НДС приняты к вычету:

Д-т сч. 2 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

К-т сч. 2 210 01 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Цена реализации продуктов питания, приобретенных для перепродажи, определяется как фактическая цена приобретения с учетом НДС с добавлением наценки.

На основании Меню-требования на выдачу продуктов питания выписывается Накладная на отпуск продуктов питания со склада в реализацию на конкретное материально ответственное лицо. Ежедневно материально ответственным лицом составляется товарный отчет. В расходную часть записываются все данные об отпуске и реализации готовых изделий, определяемых по актам о реализации продуктов питания, предназначенных для перепродажи за наличный расчет, дневным заборным листам. В течение месяца отражаются затраты, связанные с реализацией продуктов питания, предназначенных для перепродажи. В учете должны быть отражены операции по списанию необходимых продуктов питания, предназначенных для реализации по стоимости без НДС; начислению заработной платы работнику, занятому реализацией; начислению ЕСН; принятию к учету расходов на обслуживание контрольно-кассовых машин; начислению амортизации и принятию к учету продуктов питания.

Реализация продуктов питания, предназначенных для перепродажи

Операции по учету товаров, предназначенных для перепродажи, отражаются на основании тех же первичных документов, что и изготовленная столовой продукция. Особенностью учета данных операций является отражение сумм НДС. Корреспонденция счетов по учету реализации продуктов питания, предназначенных для перепродажи приведена ниже.

1. Начислена задолженность за реализованные продукты питания по цене реализации (стоимость приобретения с НДС и товарная наценка):

Д-т сч. 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

К-т сч. 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг».

2. Списаны продукты питания, предназначенные для перепродажи, по цене готовой продукции:

Д-т сч. 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

К-т сч. 2 105 07 440 «Уменьшение стоимости готовой продукции».

3. Поступили в кассу средства от деятельности, приносящей доход:

Д-т сч. 2 201 04 510 «Поступления в кассу»

К-т сч. 2 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг».

4. Начислен НДС с реализации:

Д-т сч. 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

К-т сч. 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость».

5. Начислен налог на прибыль:

Д-т сч. 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

К-т сч. 2 303 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль».

6. Возмещен НДС головной организации:

Д-т сч. 2 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

К-т сч. 2 304 04 810 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по погашению внутренних долговых обязательств».

7. Возмещен налог на прибыль головной организации:

Д-т сч. 2 303 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль»

К-т сч. 2 304 04 810 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по погашению внутренних долговых обязательств».

Так как НДС и налог на прибыль в налоговые инспекции уплачивают головные организации, то структурные подразделения при возмещении налогов кредитуют счет 2 304 04 810 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) по погашению внутренних долговых обязательств».

Учет возвратной тары

Возвратная или обменная тара учитывается на счете 2 105 06 000 «Прочие материальные запасы». Принятие к учету возвратной тары отражается по фактической стоимости с выделением сумм налога на добавленную стоимость на основании предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками накладных и счетов-фактур, так как приобретение тары производится в рамках деятельности, приносящей доход. Фактическая стоимость тары при приобретении за

плату определяется в размере сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику.

Возврат тары производится либо по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости. Способ списания должен быть закреплен в учетной политике бюджетного учреждения.

Аналитический учет возвратной тары ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041). Материально ответственным лицам для сохранности тары необходимо вести ее учет в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042). Поступление возвратной тары отражается в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071), возврат тары — в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071). Одновременно с отгрузкой тары бюджетное учреждение предъявляет поставщику счет на ее возврат. Денежные средства за возвращенную тару зачисляются на лицевой счет бюджетного учреждения и отражаются в бюджетном учете как восстановление кассовых расходов.

В соответствии с НК РФ, если многооборотная тара подлежит возврату поставщику, то ее цена не включается в базу налога на добавленную стоимость. При определении налога на прибыль согласно НК РФ стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с материальными ценностями и включенная в их цену, исключается из стоимости товара. Корреспонденция счетов по учету данных операций представлена ниже.

1. Оприходована возвратная тара:

Д-т сч. 2 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

К-т сч. 2 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов».

2. Выделен НДС:

Д-т сч. 2 210 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»

К-т сч. 2 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов».

3. Произведена оплата возвратной тары:

Д-т сч. 2 302 22 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

К-т сч. 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».

4. Тара отгружена поставщику, выставлен счет:

Д-т сч. 2 206 22 560 «Увеличение дебиторской

задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов»

К-т сч. 2 105 06 440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов».

5. Восстановлен НДС:

Д-т сч. 2 206 22 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов»

К-т сч. 2 210 01 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

6. Поставщик оплатил возвратную тару:

Д-т сч. 2 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения с банковских счетов»

К-т сч. 2 206 22 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов».

7. Произведен зачет дебиторской и кредиторской задолженности поставщика:

Д-т сч. 2 302 22 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

К-т сч. 2 206 22 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов».

8. По результатам инвентаризации списана тара, пришедшая в негодность:

Д-т сч. 2 401 01 272 «Расходование материальных запасов»

К-т сч. 2 105 06 440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов».

В целях осуществления систематического контроля за сохранностью тары организации обязаны проводить ее инвентаризацию в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Учет товарных потерь вследствие естественной убыли

В результате естественных физико-химических процессов, таких как выветривание, усушка, распыление, крошение, вымораживание, утечка, разлив при перекачке и отпуске жидких товаров, масса товара или продуктов во время хранения может измениться. Кроме того, товар может испортиться в процессе транспортировки или разгрузки по причине его естественной ломкости, нежности или других свойств. Принято считать, что перечисленные процессы приводят к естественной убыли товаров. И для этих процессов государственными органами устанавливаются нормы естественной убыли, в пределах которых организация может списывать недостачу на издержки производства или обращения, и учитывать при налогообложении.

Нормы естественной убыли различаются в зависимости от параметров хранения: климатической

зоны, условий и срока хранения. К условиям хранения относятся качество упаковки, температурный режим, качество помещений.

Сумма товарных потерь вследствие естественной убыли при перевозках определяется исходя из массы товаров, принятых для перевозки, и нормы естественной убыли. Естественная убыль не начисляется на товарно-материальные ценности, принимаемые и отпускаемые без перевеса по массе отправителя, без вскрытия тары, по штучным товарам и товарам, списанным в результате порчи. Корреспонденция счетов по учету товарных потерь при транспортировке выглядит следующим образом.

1. Отражена сумма недостачи продуктов пита -ния в соответствии с условиями договора:

Д-т сч. 2 209 04 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов»

К-т сч. 2 401 01 272 «Расходование материальных запасов».

2. Списана стоимость материальных запасов:

Д-т сч. 2 401 01 272 «Расходование материальных запасов»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К-т сч. 2 105 02 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания».

3. Списаны суммы недостачи при отсутствии виновных лиц:

Д-т сч. 2 401 01 272 «Расходование материальных запасов»

К-т сч. 2 209 04 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов».

Недостача сверх норм естественной убыли выставляется поставщику в виде претензии, в которой выдвигаются требования на возмещение самой недостачи и, если договором поставки были предусмотрены штрафные санкции, предъявляются требования и по их уплате.

Предприятие общественного питания обладает определенным запасом товаров и продуктов (сырья), которые сосредоточены в кладовой. В сфере общепита понятие «склад» фактически не используется, применяется понятие — «кладовая». Нормы естественной убыли в кладовой зависят от срока хранения товаров и продуктов. Поэтому, чтобы определить нормы естественной убыли по какому-либо виду товарно-материальных ценностей необходимо определить срок их хранения. По большинству товарных групп нормы естественной убыли установлены в процентах из расчета хранения товаров в течение одного месяца. Если какой-то товар хранится в кладовой более одного месяца, то нормы за весь срок хранения будут складываться из норм для первого месяца и норм за последующие месяцы. За время неполного последующего месяца хранения потери исчисляются в размере 1/30 месячной нормы за каждые сутки хранения.

Учет испорченных продуктов питания

В соответствии с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» существуют требования к изъятию из оборота некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий. Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота. Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля. В случае если владелец некачественных или опасных пищевых продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порча продуктов питания сверх норм актируется и списывается за счет виновных лиц. В акте кроме обязательных реквизитов указывается причина, виновники потерь, возможности дальнейшего использования товаров: продажа по сниженной цене, сдача в переработку, уничтожение.

Уничтожаются испорченные товары в присутствии комиссии во избежание повторного списания и актирования. Сдача товаров в переработку, откормочным пунктам оформляется накладной. Акт о порче сдается в бухгалтерию для проверки правильности составления, после чего передается руководителю для принятия решения, за чей счет списывать образовавшиеся потери. Операции по учету испорченных продуктов питания отражаются следующими записями.

1. Списана стоимость продуктов питания вследствие выявленной недостачи:

Д-т сч. 2 401 01 172 «Доходы от реализации активов»

К-т сч. 2 105 02 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания».

2. Суммы выявленных недостач отнесены на виновных лиц:

Д-т сч. 2 209 04 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов»

К-т сч. 2 401 01 172 «Доходы от реализации активов».

3. Начислен НДС к уплате в бюджет:

Д-т сч. 2 401 01 172 «Доходы от реализации активов»

К-т сч. 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость».

4. Поступили суммы в возмещение причиненного ущерба в кассу:

Д-т сч. 2 201 04 510 «Поступления в кассу»

К-т сч. 2 209 04 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов».

Указанные потери возникают вследствие бесхозяйственности (неудовлетворительных условий хранения, неправильного обращения с товарами при транспортировке, хранении и отпуске), и они взыскиваются с виновных лиц.

Инвентаризация продуктов питания

Инвентаризация товаров и тары проводится для сопоставления фактического наличия и состояния товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета. В соответствии с учетной политикой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризация товарно-материальных ценностей должна проводиться 1 раз в год по состоянию на 1 октября. Отдельным приказом должна быть утверждена постоянно действующая комиссия для проведения инвентаризации.

Материально ответственные лица до начала инвентаризации дают расписку в том, что все документы по приходу и расходу материальных ценностей к отчету приложены и сданы в бухгалтерию, что неоприходованных или не списанных в расход ценностей не имеется.

Установленное комиссией фактическое количество товара отражается в Инвентаризационной описи (ф. 0504087). Отдельными описями оформляются выявленные при инвентаризации залежалые, пришедшие в негодность продукты и товары. Тара отражается в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию. На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи. В протоколе инвентаризационной комиссии отражаются результаты инвентаризации, отмечаются причины порчи товаров, делаются предложения по устранению недостатков, списанию недостач в пределах норм убыли. Первые экземпляры описи товаров и тары с их перечнем, контрольные ведомости, ведомости отвесов, акты и расчеты обмеров, акты на брак и порчу товаров передаются в бухгалтерию для сопоставления данных бухгалтерского учета с фактическим наличием товара. На ценности, по которым выявлены расхождения, составляют Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), где указывают наименование товара, номенклатурный номер, количество и стоимость по учетным ценам, недостачу или излишки. По итогам инвентаризации инвентаризационной комиссией составляется Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

При выявлении недостачи или излишков товарно-материальных ценностей материально ответственные лица дают письменное объяснение. Недостача в пределах норм естественной убыли в бюджетном учреждении относится на уменьшение финансирования. Недостача, не перекрытая суммой нормируемых потерь, подлежит взысканию с виновных лиц. Если виновные лица в недостаче имущества и его порче не установлены, или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на уменьшение финансирования. Излишки товаров приходуются с отнесением на доходы предприятия следующими бухгалтерскими записями.

1. Отражены суммы выявленной недостачи по рыночной стоимости:

Д-т сч. 2 209 04 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов»

К-т сч. 2 401 01 172 «Доходы от реализации активов».

2. Списана стоимость материальных запасов:

Д-т сч. 2 401 01 172 «Доходы от реализации

активов»

К-т сч. 2 105 02 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания».

3. Списаны суммы недостачи при отсутствии виновных лиц:

Д-т сч. 2 401 01 172 «Доходы от реализации активов»

К-т сч. 2 209 04 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов».

В соответствии с НК РФ для целей налогообложения налогом на прибыль убытки в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в случае отсутствия виновных лиц приравниваются к внереализационным расходам. Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден.

Согласно Инструкции № 25н на счете 0 209 00 000 «Расчет по недостачам» учитываются расчеты по суммам выявленных недостач и хищений, подлежащих удержанию или списанию в установленном порядке.

Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени, отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостачи.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах среднемесячной заработной платы. Размер ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен на день причинения ущерба, но не ниже стоимости по данным бухгалтерского учета.

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей средний месячный заработок, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение должно быть сделано не позднее месяца со дня окончания установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Корреспонденция счетов по учету недостачи по итогам инвентаризации сверх естественной убыли отражается следующими записями.

1. Вследствие выявленной недостачи списана стоимость продуктов питания:

Д-т сч. 2 401 01 272 «Расходование материальных запасов»

К-т сч. 2 105 02 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания».

2. Суммы выявленных недостач отнесены на виновных лиц:

Д-т сч. 2 209 04 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов» К-т сч. 2 401 01 272 «Расходование материальных запасов».

3. Начислен НДС к уплате в бюджет:

Д-т сч. 2 401 01 272 «Расходование материальных запасов»

К-т сч. 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость».

4. Поступили суммы в возмещение причиненного ущерба в кассу:

Д-т сч. 2 201 04 510 «Поступления в кассу» К-т сч. 2 209 04 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов».

5. Отражены выбывшие из кассы денежные средства:

Д-т сч. 2 210 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» К-т сч. 2 201 04 610 «Выбытия из кассы».

6. Зачислены суммы на лицевой счет:

Д-т сч. 2 201 01 510 «Поступление денежных средств учреждения на банковские счета»

К-т сч. 2 210 03 610 «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств».

7. Начислен налог на прибыль:

Д-т сч. 2 401 01 272 «Расходование материальных запасов

К-т сч. 2 303 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль».

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащего взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

При возмещении причиненного ущерба допускается возмещение с рассрочкой платежа. В этом случае работник должен предоставить письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

Продукты питания и товары, оказавшиеся в излишке, приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.

Принятие к учету излишков материальных запасов, выявленных при инвентаризации, отражается по дебету счета 2 105 02 340 «Увеличение стоимости продуктов питания» и кредиту счета 2 401 01 180 «Прочие доходы».

В некоторых случаях, в виде исключения, с разрешения руководителя организации разрешается взаимный зачет недостач одних товаров излишками других. Такой зачет возможен только при условии, что излишки и недостачи образовались:

• за один и тот же проверяемый период;

• у одного и того же материально ответственного лица;

• по товарам одного и того же наименования. Разрешается также допускать зачет недостач излишками в отношении одной и той же группы товаров, если входящие в ее состав ценности имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару.

Основные положения по учету продуктов питания должны быть отражены в учетной политике бюджетного учреждения на очередной финансовый год. Кроме того, в учреждении должен быть надлежащим образом организован налоговый учет деятельности комбинатов общественного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.