Учет и отчетность бюджетных учреждений
УЧЕТ РАСХОДОВ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
М.В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера, Тамбовский государственный университет
им. Г.Р. Державина, Тамбов, Российская Федерация
В статье рассмотрен порядок бухгалтерского учета расходов на организацию питания обучающихся, в том числе производимых за счет субсидии на выполнение государственного задания и за счет внебюджетной деятельности. Приведены модели учета при организации питания студентов сторонней организацией и при организации питания в собственной столовой учреждения; рассмотрен механизм налогообложения доходов, полученных от предоставления услуг по питанию учащихся.
Ключевые слова: организация питания, обучающиеся, учет, документооборот, налогообложение
В ходе обучения учащиеся образовательных учреждений в обязательном порядке должны обеспечиваться питанием, при этом расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для их питания (пп. 1, 2 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»). Порядок обеспечения питанием законодательством не установлен, поэтому учреждения должны разработать его самостоятельно.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» бесплатное питание полагается детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Для этого выделя-
ются лимиты бюджетных обязательств - публичные обязательства. Остальные категории обучающихся обеспечиваются питанием за плату.
При организации питания обучающихся необходимо учитывать Методические рекомендации, утвержденные совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 213н и Министерства образования и науки Российской Федерации № 178 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений».
Так, образовательным учреждениям рекомендуется разработать цикличное меню на 10, 14, 20, 28 дней на основании утвержденных рационов питания. Разработанное меню утверждает руководитель учреждения (п. 11 Методических рекомендаций, утвержденных совместным приказом Минздрав-соцразвития России и Минобрнауки России от 11.03.2012 № 213н/178).
Питание обучающихся может быть организовано одним из следующих способов: заключением контракта со сторонней организацией либо в собственной столовой или буфете.
Определять поставщика услуг по организации питания или поставки пищевых продуктов нужно путем проведения конкурса с ограниченным участием. При этом заказчик обязан установить к
участникам дополнительные требования: наличие опыта исполнения аналогичных контрактов за последние три года и стоимость ранее исполненного контракта должна быть не менее 20% стоимости контракта, по которому проводится конкурс (ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 6 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».
При этом законодательство не запрещает заказчику проводить данную закупку и другими способами: путем проведения электронного аукциона, запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Но в таких случаях заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (см. совместное письмо от 21.02.2014 Минэкономразвития России № 3422-ЕЕ/Д28И и ФАС России № АЦ/6139/14).
По итогам проведения закупки (независимо от способа) с победителем нужно заключить контракт. Если такая закупка будет проводиться за счет средств от платной деятельности, бюджетные учреждения вправе применять порядок, установленный Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отде-
льными видами юридических лиц», но только если учреждение разработало и разместило на официальном сайте положение о закупке. Однако если закупка будет осуществляться как за счет средств субсидий, так и за счет средств от деятельности, приносящей доход, то определять поставщика нужно в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Если в процессе исполнения контракта потребность в объеме услуг по организации питания или в продуктах питания окажется меньше запланированной и указанной в контракте, то по соглашению сторон в него можно внести изменения. Но учреждение вправе внести изменения в контракт только в том случае, если такая возможность предусмотрена контрактом и документацией о закупке (п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Расходы по контракту на организацию питания отражаются по подст. КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (разд. V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»). В бухгалтерском учете расчеты за данные услуги отражаются на сч. 30226 «Расчеты по прочим работам, услугам» (п. 256 Инструкции к Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»).
Расходы на питание списываются в зависимости от того, как предоставляется питание - бесплатно или на платной основе. Для обеспечения льготных категорий обучающихся бесплатным питанием учреждению поступают субсидии из соответствующего бюджета на выполнение государственного задания, целевые субсидии, утверждаются лимиты бюджетных обязательств.
Если расходы на питание включены в целевые субсидии или публичные обязательства, то расходы списываются на финансовый результат текущего
года по соответствующим кодам вида финансового обеспечения (КФО):
- КФО 1 «деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы России (бюджетная деятельность)» - на сч. 140120226. В этом случае предоставление бесплатного питания относится к операциям по исполнению публичных обязательств перед гражданами. По таким операциям бюджетные учреждения должны вести бюджетный учет в порядке, установленном для казенных учреждений;
- КФО 5 «субсидии на иные цели» - на сч.540120226.
Если нормативные затраты на предоставление обучающимся бесплатного питания включены в субсидию на выполнение государственного задания или питание предоставляется на платной основе, то расходы необходимо отнести на формирование себестоимости оказываемых услуг - сч. 109. Связано это с тем, что в данном случае расходы формируют стоимость образовательной услуги.
Расходы по контракту на организацию питания обучающихся отражаются следующими бухгалтерскими проводками:
Д-т сч. 540120226 К-т сч. 530226730 - за счет целевых субсидий;
Д-т сч. 410980226 К-т сч. 430226730 - за счет субсидий на выполнение государственного задания;
Д-т сч. 210980226 К-т сч. 230226730 - за счет платных услуг.
Оплата услуг организации питания (на основании акта приемки оказанных услуг) отражается следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 030226830 К-т сч. 020111610 - произведена оплата поставщику услуг, одновременно происходит увеличение забалансового сч. 18 по коду КОСГУ226 (п. 61, 128, 129, 153 Инструкции № 174н).
Питание обучающихся может быть организовано в своей столовой, где повара, входящие в штат учреждения, готовят еду. К производству продукции общественного питания и обслуживанию потребителей допускаются работники, которые прошли специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры (п. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»). Следовательно, столовая учебного заведения и ее персонал должны полностью отвечать всем действующим санитарным и гигиеническим нормам и положениям.
С сотрудником учреждения, уполномоченным получать и доставлять продукты, необходимо заключить договор о материальной ответственности. Для получения продуктов питания у поставщика ему нужно выдать доверенность по форме № М-2 или № М-2а.
При поступлении продуктов на склад учреждения их нужно проверить на соответствие ассортименту, количеству (счету, весу, объему) и качеству, которые указаны в документах передающей стороны. При приемке следует составить приходный ордер, например, по ф. 0315003.
Продукты для приготовления блюд кладовщик передает со склада на кухню в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц. При этом оформляется меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202). Оно служит основанием для списания продуктов в бухгалтерском учете, поэтому его нужно передать в бухгалтерию в установленные учетной политикой сроки. Сведения из меню-требования после проверки необходимо отразить в ежемесячной накопительной ведомости по расходу продуктов питания (Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»).
В бухгалтерском учете продукты питания отражаются на сч. 10532340 «Увеличение стоимости продуктов питания» (п. 118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
При передаче продуктов питания в производство учреждение должно выбрать один из способов их оценки: по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости. Списание продуктов питания производится в соответствии с утвержденными нормами расходов на основании документов, подтверждающих их расход. Документы для списания продуктов питания устанавливаются в учетной политике, например, на основании меню-требования (ф. 0504202) или по акту (ф. 0504230), а меню-требование тогда будет служить основанием для внутреннего перемещения продуктов со склада на кухню.
Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в нее вносятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Накопительные ведомости составляются по каждому материально ответственному лицу.
В накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) указываются поставщики, наименование продуктов питания, коды продуктов питания (при необходимости). В конце месяца в ведомостях (ф. 0504037, 0504038) подводятся итоги, которые заносятся в журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071).
Если учреждение реализует готовые обеды сторонним посетителям, то необходимо организовать раздельный учет доходов от такой реализации, а также формирование себестоимости реализуемой продукции. Вести раздельный учет можно на субсчетах, например: «Доходы от реализации готовых обедов посетителям», «Доходы от предоставления питания студентам», «Себестоимость услуги предоставления питания посетителям».
Отпуск продуктов питания на кухню отражается следующими бухгалтерскими проводками:
Д-т сч. 540120272 К-т сч. 510532440 - за счет целевых субсидий;
Д-т сч. 410980272 К-т сч. 410532440 - за счет субсидий на выполнение государственного задания;
Д-т сч. 210980272 К-т 210532440 - за счет платных услуг (п. 37, 153 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»).
Бюджетные и автономные учреждения средства, полученные за питание от обучающихся, должны включать в состав доходов при расчете налога на прибыль организаций. Такие поступления признаются выручкой от реализации услуг образовательного учреждения (п. 1 ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации). Целевыми средствами плата за питание не является, поэтому отнести ее к необлагаемым доходам нельзя (ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации).
Полученные доходы можно уменьшить на сумму затрат, связанных с организацией питания, например, на приобретение продуктов питания
(письмо ФНС России от 16.01.2015 № ГД-4-3/269). Кроме того, в расходы можно включить затраты на оплату контракта за организацию питания сторонней организацией, если такие услуги оплачиваются за счет доходов от внебюджетной деятельности. Все затраты на организацию питания учитываются в расходах, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации).
Предоставление питания обучающимся НДС не облагается независимо от того, как оно предоставляется, в составе государственной услуги или как отдельная платная услуга (подп. 4.1 п. 2 ст. 146, подп. 5 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации).
Список литературы
1. Беспалов М.В. Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений: состав, структура, правила составления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 8. С. 10-13.
2. Беспалов М.В. Бухгалтерский учет платных образовательных услуг в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 9. С. 2-6.
3. Беспалов М.В. Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 17. С. 2-9.
4. Беспалов М.В. Учет налога на добавленную стоимость в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 10. С. 24-28.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
8. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
9. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
10. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ
11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
12. Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям: постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.
13. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157.
14. Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений: приказ Минздравсоцразвития России № 213н, Минобрна-уки России № 178 от 11.03.2012.
15. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 №174н.
16. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н.
17. Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания: постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036.
18. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н.
19. Письмо ФНС России от 16.01.2015 № ГД-4-3/269.
20. Совместное письмо от 21.02.2014 Минэкономразвития России № 3422-ЕЕ/Д28И и ФАС России № АЦ/6139/14.
21. URL: http://budget. 1gl. ru.
22. URL:http://www. consultant. ru.
23. URL:http://www. garant. ru.