4(340) - 2014
Учет и отчетность бюджетных учреждений
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ СТОЛОВЫХ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В. В. ПИМЕНОВ, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Во многих крупных государственных учреждениях в целях улучшения условий труда организуются и функционируют столовые для сотрудников. Рассмотрим на примере столовой бюджетного учреждения, каким образом должен быть организован учет поступления и расходования продуктов питания в учреждении и должно ли списание продуктов питания ежедневно отражаться в учетных регистрах по количеству и суммам.
Бюджетное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Созданное органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов, бюджетное учреждение является некоммерческой организацией.
Детальный порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с функционированием в бюджетных учреждениях столовых, действующими
нормативными правовыми актами не определен. При таких обстоятельствах этот порядок может быть разработан бюджетным учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики по согласованию с учредителем.
Применяемая организацией схема корреспон-денций и документооборота должна учитывать требования следующих нормативных документов:
— Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н);
— Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 174н);
— приказа Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными
4 (340) - 2014
Учет и отчетность бюджетных учреждений
(муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», которым утверждены формы и порядок применения первичных учетных документов, учетных регистров для организаций государственного сектора (далее — Приказ № 173н).
Учет продуктов питания на складе (в кладовой) учреждения. Учет продуктов питания на складе (в кладовой) является составной частью всей системы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и должен обеспечивать полную сохранность продуктов питания и тары во время их приемки, хранения и отпуска.
Склады (кладовые) должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечивались сохранность продуктов питания, возможность осуществления контрольных мероприятий, а также соблюдение санитарных норм и правил. В частности, склады (кладовые) должны быть оснащены:
— необходимыми весовыми приборами;
— мерной тарой;
— инструментами и приспособлениями для вскрытия тары;
— холодильными установками;
— вентиляционными устройствами.
При поступлении продуктов питания на склад (в кладовую) производится проверка их соответствия ассортименту, количеству (счету, весу, объему и качеству), указанным в сопроводительных документах.
На пищевые продукты и продовольственное сырье, поступающие в учреждения, должны иметься все документы, обязательное оформление которых согласно характеру поставки предусмотрено действующим законодательством, в частности:
— документы, подтверждающие качество и безопасность продукции (сертификаты или декларации о соответствии, удостоверения, свидетельства и т. п.);
— товарно-сопроводительные документы.
В учреждении должен быть организован контроль качества поступающих продуктов питания. Предварительная проверка качества продуктов питания (по внешним признакам) производится при их приемке на склад (кладовую) заведующим складом (кладовщиком). В случае сомнения в доброкачественности продуктов питания их приемка производится с обязательным участием привлечения специалистов (в том числе внештатных).
Получение продуктов питания оформляется распиской материально ответственного лица в
сопроводительных документах поставщика (накладных, актах). Полученные продукты питания учитываются на складе материально ответственным лицом.
Материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) ведет учет поступивших продуктов питания в книге учета материальных ценностей (ф. 0504042), в которой отражаются поступление, расход продуктов питания, а также выводится остаток по наименованиям, сортам в количественном выражении. На каждое наименование продукта питания в книге учета материальных ценностей открывается отдельная страница, и учреждением должна быть организована систематическая проверка данных, отражаемых в ней материально ответственным лицом.
Отпуск продуктов питания со склада (из кладовой) на пищеблок может производиться через шеф-повара (повара, иное ответственное лицо) на основании требования-накладной (ф. 0315006) — в данном случае этот документ служит для отражения в учете внутреннего перемещения продуктов питания (п. 35 Инструкции № 174н).
В свою очередь требование-накладная (ф. 0315006) может оформляться на основании меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202), в котором производится расчет суточной потребности в продуктах питания на основании утвержденных норм раскладки.
Обратите внимание: продукты питания должны выдаваться с учетом их остатка на пищеблоке с предыдущего дня (если по правилам, принятым в учреждении, наличие такого остатка на пищеблоке допускается).
Выдача на пищеблок продуктов питания сверх объемов, предусмотренных меню-требованием, допускается только при наличии соответствующих расчетов-обоснований (например, при существенном увеличении числа довольствующихся). Подобная выдача оформляется отдельными требованиями-накладными (ф. 0315006).
Возврат продуктов питания из пищеблока на склад (в кладовую) может осуществляться в течение дня при существенном уменьшении потребности в продуктах питания на основании соответствующего расчета (например, при уменьшении числа довольствующихся). Излишки могут сдаваться на склад согласно требованию-накладной (ф. 0315006) с пометкой «Возврат».
Технологией изготовления продукции общественного питания допускается возможность на-
4(340) - 2014
Учет и отчетность бюджетных учреждений
личия остатков продуктов питания на пищеблоке, в том числе скоропортящихся. При этом их хранение должно осуществляться в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Таким образом, излишки продуктов питания, образовавшиеся по итогам дня, могут храниться на пищеблоке. Однако в этом случае должно быть определено лицо, ответственное за их учет и сохранность. Это лицо может вести учет продуктов питания в книге (ф. 0504042) и отражать приход продуктов питания со склада на основании требований-накладных (ф. 0315006), а расход — на основании меню-требований (ф. 0504202).
Списание продуктов питания, отпущенных со склада (из кладовой). Списание продуктов питания с бухгалтерского учета может отражаться бухгалтерией на основании меню-требований (ф. 0504202) с учетом его уточнения в течение дня (п. 36 Инструкции № 174н).
Порядок применения данного документа, утвержденный Приказом № 173н, предусматривает его ежедневное оформление на основании:
— норм раскладки продуктов питания;
— данных о плановой численности довольствующихся лиц.
Сведения из меню-требования (ф. 0504202) после проверки заносятся в ежемесячную накопительную ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0504038).
Периодичность предоставления в бухгалтерию оформленных меню-требований (ф. 0504202), а также товарно-сопроводительных документов и требований-накладных (ф. 0315006), которыми оформлялось движение продуктов питания на складе (в кладовой), должна быть определена графиком документооборота.
Напомним, что в целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций) организация государственного сектора формирует первичный учетный документ в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, — непосредственно по окончании операции (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 9 Инструкции № 157н).
И наконец, согласно положениям п. 100 и 119 Инструкции № 157н материальные запасы отражаются в бухгалтерском учете:
— по фактической стоимости;
— по группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.
Материально ответственные лица должны вести учет материальных запасов в книге (карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству, т. е. без указания стоимости.
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
3. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от
16.12.2010 № 174н.
5. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.
6. Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Кемеровской области: постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от
24.05.2011 № 226.
7. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н.