Научная статья на тему 'Бухгалтерский учет операций, связанных с функционированием столовых в бюджетных учреждениях'

Бухгалтерский учет операций, связанных с функционированием столовых в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СТОЛОВАЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА / УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименов В. В.

В статье на примере столовой бюджетного учреждения рассмотрен порядок организации учета поступления и расходования продуктов питания в учреждении, а также отражение списания продуктов питания ежедневно в учетных регистрах по количеству и суммам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерский учет операций, связанных с функционированием столовых в бюджетных учреждениях»

4(340) - 2014

Учет и отчетность бюджетных учреждений

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ СТОЛОВЫХ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В. В. ПИМЕНОВ, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Во многих крупных государственных учреждениях в целях улучшения условий труда организуются и функционируют столовые для сотрудников. Рассмотрим на примере столовой бюджетного учреждения, каким образом должен быть организован учет поступления и расходования продуктов питания в учреждении и должно ли списание продуктов питания ежедневно отражаться в учетных регистрах по количеству и суммам.

Бюджетное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Созданное органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов, бюджетное учреждение является некоммерческой организацией.

Детальный порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с функционированием в бюджетных учреждениях столовых, действующими

нормативными правовыми актами не определен. При таких обстоятельствах этот порядок может быть разработан бюджетным учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики по согласованию с учредителем.

Применяемая организацией схема корреспон-денций и документооборота должна учитывать требования следующих нормативных документов:

— Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н);

— Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 174н);

— приказа Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными

4 (340) - 2014

Учет и отчетность бюджетных учреждений

(муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», которым утверждены формы и порядок применения первичных учетных документов, учетных регистров для организаций государственного сектора (далее — Приказ № 173н).

Учет продуктов питания на складе (в кладовой) учреждения. Учет продуктов питания на складе (в кладовой) является составной частью всей системы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и должен обеспечивать полную сохранность продуктов питания и тары во время их приемки, хранения и отпуска.

Склады (кладовые) должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечивались сохранность продуктов питания, возможность осуществления контрольных мероприятий, а также соблюдение санитарных норм и правил. В частности, склады (кладовые) должны быть оснащены:

— необходимыми весовыми приборами;

— мерной тарой;

— инструментами и приспособлениями для вскрытия тары;

— холодильными установками;

— вентиляционными устройствами.

При поступлении продуктов питания на склад (в кладовую) производится проверка их соответствия ассортименту, количеству (счету, весу, объему и качеству), указанным в сопроводительных документах.

На пищевые продукты и продовольственное сырье, поступающие в учреждения, должны иметься все документы, обязательное оформление которых согласно характеру поставки предусмотрено действующим законодательством, в частности:

— документы, подтверждающие качество и безопасность продукции (сертификаты или декларации о соответствии, удостоверения, свидетельства и т. п.);

— товарно-сопроводительные документы.

В учреждении должен быть организован контроль качества поступающих продуктов питания. Предварительная проверка качества продуктов питания (по внешним признакам) производится при их приемке на склад (кладовую) заведующим складом (кладовщиком). В случае сомнения в доброкачественности продуктов питания их приемка производится с обязательным участием привлечения специалистов (в том числе внештатных).

Получение продуктов питания оформляется распиской материально ответственного лица в

сопроводительных документах поставщика (накладных, актах). Полученные продукты питания учитываются на складе материально ответственным лицом.

Материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) ведет учет поступивших продуктов питания в книге учета материальных ценностей (ф. 0504042), в которой отражаются поступление, расход продуктов питания, а также выводится остаток по наименованиям, сортам в количественном выражении. На каждое наименование продукта питания в книге учета материальных ценностей открывается отдельная страница, и учреждением должна быть организована систематическая проверка данных, отражаемых в ней материально ответственным лицом.

Отпуск продуктов питания со склада (из кладовой) на пищеблок может производиться через шеф-повара (повара, иное ответственное лицо) на основании требования-накладной (ф. 0315006) — в данном случае этот документ служит для отражения в учете внутреннего перемещения продуктов питания (п. 35 Инструкции № 174н).

В свою очередь требование-накладная (ф. 0315006) может оформляться на основании меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202), в котором производится расчет суточной потребности в продуктах питания на основании утвержденных норм раскладки.

Обратите внимание: продукты питания должны выдаваться с учетом их остатка на пищеблоке с предыдущего дня (если по правилам, принятым в учреждении, наличие такого остатка на пищеблоке допускается).

Выдача на пищеблок продуктов питания сверх объемов, предусмотренных меню-требованием, допускается только при наличии соответствующих расчетов-обоснований (например, при существенном увеличении числа довольствующихся). Подобная выдача оформляется отдельными требованиями-накладными (ф. 0315006).

Возврат продуктов питания из пищеблока на склад (в кладовую) может осуществляться в течение дня при существенном уменьшении потребности в продуктах питания на основании соответствующего расчета (например, при уменьшении числа довольствующихся). Излишки могут сдаваться на склад согласно требованию-накладной (ф. 0315006) с пометкой «Возврат».

Технологией изготовления продукции общественного питания допускается возможность на-

4(340) - 2014

Учет и отчетность бюджетных учреждений

личия остатков продуктов питания на пищеблоке, в том числе скоропортящихся. При этом их хранение должно осуществляться в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Таким образом, излишки продуктов питания, образовавшиеся по итогам дня, могут храниться на пищеблоке. Однако в этом случае должно быть определено лицо, ответственное за их учет и сохранность. Это лицо может вести учет продуктов питания в книге (ф. 0504042) и отражать приход продуктов питания со склада на основании требований-накладных (ф. 0315006), а расход — на основании меню-требований (ф. 0504202).

Списание продуктов питания, отпущенных со склада (из кладовой). Списание продуктов питания с бухгалтерского учета может отражаться бухгалтерией на основании меню-требований (ф. 0504202) с учетом его уточнения в течение дня (п. 36 Инструкции № 174н).

Порядок применения данного документа, утвержденный Приказом № 173н, предусматривает его ежедневное оформление на основании:

— норм раскладки продуктов питания;

— данных о плановой численности довольствующихся лиц.

Сведения из меню-требования (ф. 0504202) после проверки заносятся в ежемесячную накопительную ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0504038).

Периодичность предоставления в бухгалтерию оформленных меню-требований (ф. 0504202), а также товарно-сопроводительных документов и требований-накладных (ф. 0315006), которыми оформлялось движение продуктов питания на складе (в кладовой), должна быть определена графиком документооборота.

Напомним, что в целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций) организация государственного сектора формирует первичный учетный документ в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, — непосредственно по окончании операции (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 9 Инструкции № 157н).

И наконец, согласно положениям п. 100 и 119 Инструкции № 157н материальные запасы отражаются в бухгалтерском учете:

— по фактической стоимости;

— по группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

Материально ответственные лица должны вести учет материальных запасов в книге (карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству, т. е. без указания стоимости.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

3. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от

16.12.2010 № 174н.

5. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

6. Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Кемеровской области: постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от

24.05.2011 № 226.

7. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.