6. Кармокова Х.Б., Мисаков В.С. Некоторые проблемы организации системного анализа состояния инновационной деятельности //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - Т. 6. - № 4-2. - С. 8588.
7. Кушбокова Р.Х., Шамурзаев З.С., Мисаков В.С. Некоторые подходы к управлению инновационным потенциалом промышленного предприятия/Легга Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-3. - С. 123-125.
8. Мисаков А.В., Моламусов З.Х., Мисаков В.С. Некоторые методы моделирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий в условиях неопределенности/Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-2 (66). -С. 606-610.
9. Мисаков В.С. Использование стохастического анализа при выявлении производительности труда//Бухгал-терский учет. -1986. - № 12. - С. 0.
10. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве//Нальчик, 1986.
11. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы//Нальчик, 1996.
12. Мисаков В.С., Иналов Б.А.М., Эскарханов Л.У. Роль и содержание системы управления рисками//Тегга Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 2-2. - С. 28-32.
13. Мисаков В.С., Мисаков А.В. Региональный аспект перехода к устойчивому развитию // В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов. - 2011. - С. 193-197.
14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 6-е изд., испр. и перер.- М.: ИНФРА-М,2017. - 378 с.
15. Седова Н.В. Предпосылки создания агропродовольственных кластеров в российской экономике. // Интеграл. - 2010. - №6. - С. 47-52.
Sources:
1. Agirbov Yu.A. The effectiveness of the use of the federal budget // International Agricultural Journal. - M., 2012. - №3. -
p. 14-19
2. Aleksandrov D.S. On the methodological support of state support of activities in the AIC // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2012. - №1. - p. 29-33
3. Aloeva Z.A., Misakov V.S. Development of adaptation and anti-crisis measures in conditions of increasing competition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - No. 6-2 (56). - pp. 30-35.
4. Afashagova S.R., Misakov V.S., Ivanov A.A. Some tools to stimulate the innovation development of the business environment in the republics of the North Caucasus Federal District // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - № 5 (61). - p. 75-81.
5. Bodalov L.M. Features of state regulation of agro-industrial integrated structures // Tomsk State University Bulletin. -2011. - №1. - p. 27-33
6. Karmokova Kh.B., Misakov V.S. Some problems of organizing a system analysis of the state of innovation // Economic Journal of Rostov State University. - 2008. - V. 6. - № 4-2. - p. 85-88.
7. Kushbokova R.Kh., Shamurzaev Z.S., Misakov V.S. Some approaches to the management of innovative potential of industrial enterprises // Terra Economicus. - 2009. - V. 7. - № 4-3. - p. 123-125.
8. Misakov A.V., Molamusov Z.Kh., Misakov V.S. Some methods of modeling the investment activity of industrial enterprises in conditions of uncertainty // Economy and entrepreneurship. - 2016. - № 1-2 (66). - p. 606-610.
9. Misakov V.S. The use of stochastic analysis in identifying labor productivity // Accounting. -1986. - № 12. - p. 0.
10. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.
11. Misakov V.S. Theory and practice of analyzing the competitiveness of the company // Nalchik, 1996.
12. Misakov V.S., Inalov B.A.M., Eskarkhanov L.U. The role and content of the risk management system // Terra Economicus. - 2013. - V. 11. - № 2-2. - pp. 28-32.
13. Misakov V.S., Misakov A.V. The regional aspect of the transition to sustainable development // In the collection: The system crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macro-region materials of the All-Russian Scientific Conference. Responsible editor G.G. Matishov. - 2011. - p. 193-197.
14. Savitskaya G.V. Analysis of the economic activity of the enterprise. - 6th ed., Rev. and rer .- M .: INFRA-M, 2017. - 378
s.
15. N. Sedova. Prerequisites for the creation of agrofood clusters in the Russian economy. // Integral. - 2010. - №6. - pp. 4752.
З.Р. Бакаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», [email protected],
Z.R. Bakayeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Economics Department at the Kabardino-Balkarian State Agrarian University. V.M. Kokova;
Е.А. Мамышева - кандидат экономических наук, преподаватель кафедры «Финансы, налогообложение и финансовый учет» АОЧУ «Московский финансово-юридический университет», [email protected],
E.A. Mamysheva - Candidate of Economic Sciences, Lecturer of the Department "Finance, Taxation and Financial Accounting" of the Moscow University of Law and Finance, Moscow University of Law and Finance;
В.А. Хамзатов - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
V.A. Khamzatov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Accounting, Analysis and Audit Department of the Chechen State University.
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАТРАТ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ PECULIARITIES OF ACCOUNTING COSTS ACCOUNTING IN STATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Аннотация. Образование является важнейшей сферой человеческой жизнедеятельности и направлено на обеспечение социального прогресса.
Образовательный комплекс РФ являет собой совокупность взаимосопряженных образовательных программ и государственных образовательных стандартов разного уровня и направления, посредством которых идет процесс обучения в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы, типа и вида.
В последние годы особое внимание в России уделяется общеобразовательным программам, всецело направленным на решение комплекса задач по формированию общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе с рыночной экономикой. [1]
Переход на рыночные отношения в РФ также сопровождался определенными и даже радикальными переменами в сфере образования - появились новые стандарты, негосударственные образовательные учреждения и многое другое.
Особенности деятельности образовательных учреждений, например, в системе потребительской кооперации, определяют специфику и порядок организации бухучета и контроля.
Annotation. Education is the most important sphere of human activity and is aimed at ensuring social progress.
The educational complex of the Russian Federation is a set of interconnected educational programs and state educational standards of different levels and directions, through which the process of education in educational institutions takes place regardless of their organizational and legal form, type and type.
In recent years, special attention in Russia has been paid to general educational programs, which are entirely focused on solving a complex of tasks related to the formation of a common culture of a person, the adaptation of a person to life in a society with a market economy. [one]
The transition to market relations in the Russian Federation was also accompanied by certain and even radical changes in the field of education - new standards, non-state educational institutions and much more appeared.
Features of the activities of educational institutions, for example, in the system of consumer cooperation, determine the specifics and procedure for the organization of accounting and control.
Ключевые слова: рыночная экономика, образование, негосударственные образовательные учреждения, организация бухгалтерского учета доходов и расходов.
Keywords: market economy, education, non-state educational institutions, organization of accounting for income and expenses.
Образование негосударственных образовательных учреждений на принципах самофинансирования обусловил новый порядок расходования финансово-материальных и трудовых ресурсов.
Практика показывает, что подобные учебные заведения больше заинтересованы в экономии расходования своих ресурсов и рациональном задействовании своих ресурсов.
Действующий порядок организации бухучета доходов и расходов в образовательных учреждениях потребительской кооперации не в достаточной мере отвечает современным требованиям управления и внутреннего контроля, не способствует формированию полной и достоверной информации о финансовых результатах деятельности учебного заведения. До сих пор идут острые дискуссии по определению сути поступлений оплаты за обучение - они целевые поступления или доходы от обыденного вида деятельности образовательного учреждения. Все это негативно отражается на методических положениях учета доходов в негосударственных, и в т.ч., кооперативных, образовательных учреждениях (ОУ). [7,14] Также много нареканий имеет порядок организации и документного оформления учета расчетов с физическими и юрлицами за обучение, отсутствует раздельный учет доходов и расходов от всевозможных видов деятельности ОУ, требует унификации методика учета затрат, объекты калькулирования.
В силу этих обстоятельств отсутствуют и нормативные и отчетные калькуляции себестоимости образовательных услуг. Нет надлежащего (системного) подхода при классификации затрат по калькуляционным статьям, что нейтрализует контрольные функции за расходами ОУ и не позволяет получить полную и достоверную информацию для ведения стратегического и оперативного управления ОУ. [5,6,10,11]
Основным регламентирующим документом ведения хозяйственной деятельности негосударственных учебных заведений (НУЗ) является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению.
Надо отметить, что некоторые положения по организации и ведению бухгалтерского учета не задействованы негосударственными образовательными учреждениями, в силу того, что эти ОУ отнесены к некоммерческим организациям (например - ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» и др.)
При ведении предпринимательской и иной деятельности некоммерческие организации применяют Положения по бухучету «Доходы организаций» (ПБУ 9/99) и «Расходы организаций» (ПБУ 10/99).
Все СУЗы независимо от правовой формы ведут оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, разрабатывают статистическую и бухгалтерскую отчетность в соответствии с установленными формами, сдают ежегодно учредителю годовой отчет о движении денежных средств.
Бухгалтерский учет в условиях возрастающей конкуренции выступает как неотъемлемая функция стратегического и оперативного управления. И это естественно, ибо только лишь бухгалтерский учет может обеспечить заинтересованных и имеющих на это право пользователей своевременной и достоверной информацией в необходимом размере (для управленцев, аналитиков и собственников), что обеспечивает возможности проведения надлежащего контроля в ОУ.
Отличительной особенностью бухгалтерского учета в НУЗ является сосредоточение всего внимания на формировании достоверной и полной информации об использовании полученных денежных средств в основном лишь на образовательные цели, тогда как некоммерческие ОУ, в первую очередь, при ведении бухучета охватывают практически все аспекты хозяйственно-финансовой деятельности учебного заведения, в т.ч. учет доходов и расходов, имуществ, финансовых результатов и т.д.
В этих условиях особо остро стоит проблема необходимости решения ряда важных задач, стоящих перед бухучетом в НУЗ среднего профессионального образования, в т.ч.:
- внедрение аналитического учета доходов в зависимости от источников их поступления и направлений расходов;
- формирование полной, своевременной и достоверной информационной базы для организации надлежащего управления и контроллинга в обеспечении целевого расходования средств ОУ.
НОУ в соответствии с Уставом организации самостоятельно зарабатывает средства на ведение образовательно процесса, сами себя содержат и обеспечивают всем необходимым.
Другой особенностью деятельности учебных заведений РФ является то, что они функционируют во взаимосвязи ОУ с рыночной и нерыночной сферой экономики, что, в свою очередь, заставило общество задействовать в терминологию экономики образования такие категории, как доходы, прибыль, цена, расходы и др. эти понятия прочно и навсегда закрепились в обиходе НОУ, вытеснив такие понятия как «ассигнования», «сметное финансирование» и др.
Основная доля доходов НОУ поступает от предоставления ими платных образовательных услуг. В специальной литературе и по сей день продолжается острая дискуссия - что считать продуктом производства и реализации образовательных учреждений - услугу, специалиста или совокупность знаний.
Под услугой в обыденном понимании подразумевают целенаправленное действие, которое должно принести какую-то пользу, помощь. Если же говорить конкретно об образовательной услуге, то под ней мы понимаем продукт «производства» образования, ибо именно образовательные услуги, а не приобретенные знания и навыки учащихся, есть продукт ОУ. [16]
Трудно возразить такому утверждению, что недопустимо отождествление комплекса образовательных услуг, которые представлены учащимся, с тем набором знаний, умений и навыков, которые они приобрели.
Действительно, в качестве первого указанного продукта выступает труд только педагогов, то второй продукт есть продукт совместного труда педагога и учащегося.
Хотя имеется относительная параллель между производством и образованием, вместе с тем, образовательная услуга не имеет материальной ценности, ей присуща социальная ценность.
Далее - образовательные услуги являются неотделимыми от педагогической деятельности.
В-третьих, в отличие от материального производства, они неосязаемы, их невозможно хранить, прогнозировать, рассредоточить и т.д. Их также нельзя передавать в виде права собственности.
Все это требует принципиального изменения ведения бухгалтерского учета НОУ. Для бухгалтерии негосударственного образовательного учреждения больше всего интересен учет всех доходов от платной образовательной деятельности, при этом, контроль своевременности поступлений за обучение и др. При этом на второй план отходят вопросы учета исполнения сметы и т.п.
Наряду с образовательной деятельностью, НОУ имеют право организовать питание учащихся, содержать общежитие для студентов, сдавать в аренду свободные помещения, основные средства, вести посреднические и другие услуги. [8,9,12,15]
Все доходы от оказываемых образовательных услуг и ведения предпринимательства НОУ используют на свое усмотрение, в т.ч. на покрытие образовательных расходов, на ремонт основных средств и т.п.
В ходе исследования на материалах Нальчикского колледжа потребительской кооперации, Московского кооперативного техникума и еще ряда подобных учебных заведений мы выяснили, что плата учащихся за обуче-
ние отражается, в соответствии с рекомендациями Центросоюза, на специальном счете - учет целевых поступлений. В ходе беседы с работниками бухгалтерии НОУ мы узнали, что в иных образовательных учреждениях эта операция отражается на счете учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
Такое разночтение методики учета целевых поступлений, однозначно, негативно сказывается на качестве проводимого анализа финансового положения в НОУ.
Мы также установили, что в НОУ сальдо целевых поступлений, отражаемое в пассиве баланса в разделе «Капитал и резервы», некорректно показывает истинную суть подобных финансовых операций, которые и привели к образованию данного сальдо.
Нам представляется, конечный остаток целевых поступлений на отчетную дату говорит не о наличии капитала НОУ, а всего лишь о суммах обязательств по нереализованным образовательным услугам на эту же дату.
Более того, можно утверждать, что баланс НОУ с информацией о задолженностях перед учащимися в разделе пассива баланса «Капитал и резервы» в такой постановке лишает аналитика иметь достоверное представление о финансовом положении образовательного учреждения и тем самым вводит в заблуждение пользователей подобной отчетности, и самое главное - не соответствует требованиям Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99, пункт 6). [2]
Вышеизложенное позволяет утверждать, что целевые поступления от физических и юридических лиц в виде платы за обучение не соответствуют текущим условиям хозяйствования НОУ, лишает возможности выработать оценочные критерии для признания доходов в бухгалтерском учете, вследствие чего возникают многочисленные расхождения и споры об истинности доходов разных НОУ. [3,4,13]
С целью выработки приоритетных направлений анализа и диагностики проблем количественной оценки и признания в бухучете поступлений за обучение, необходимо:
- уточнить применяемую терминологию и классификацию поступлений за обучение для целей бухучета;
- выявить и исследовать положительные и отрицательные стороны используемых методов оценки и признания на счетах бухгалтерского учета оплаты за предоставление образовательных услуг;
- провести сравнительный анализ методов учета доходов от реализации образовательных услуг в государственных и НОУ, чтобы обоснованно выработать наиболее приемлемый метод учета доходов в кооперативных ОУ.
В условиях острой конкуренции ОУ учет затрат на оказание образовательных услуг становится основой комплекса инструментов управления учебным заведением. Отсюда, управленческий персонал НОУ должен четко разбираться в вопросах калькулирования себестоимости, окупаемости разных видов предоставляемых образовательных услуг, эффективности разрабатываемых управленческих решений.
В управленческом учете издержки на предоставление образовательных услуг классифицируют по разным признакам в зависимости от поставленных задач. В каждом НОУ имеется несколько направлений специализации, что, естественно, требует ведения учета затрат по курсам. Например, по специальности «Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство» необходимо применять на занятиях товарные образцы и различные материальные ценности.
Другой пример - формы обучения (очный вид, заочный вид и т.п.) очень типичны друг для друга по объему учебных часов, иными словами - по количеству трудозатрат, что требует ведения учета затрат и по формам обучения.
Как видно из вышеизложенного, НОУ функционируют как межотраслевые организации, осуществляющие образовательную деятельность и ряд дополнительных услуг, как правило, вспомогательного или обслуживающего характера.
При калькулировании себестоимости и других учетно-аналитических операциях надо исходить из того, что платную образовательную деятельность образовательных учреждений необходимо рассматривать особым видом предпринимательской деятельности.
Доходы от оплаты за обучение в НОУ необходимо рассматривать как доходы от обычных видов деятельности вне зависимости от направления распределения прибыли.
Источники:
1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Постановление Правительства РФ от 18.08.1996 г. №821
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 №94н
3. Алоева З.А., Мисаков В.С. Разработка адаптационно-антикризисных мер в условиях возрастающей конкуренции //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 6-2 (56). - С. 30-35.
4. Афашагова С.Р., Мисаков В.С., Иванов А.А. Некоторые инструменты стимулирования инновационного развития бизнес-среды в республиках СКФО//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. - № 5 (61). - С. 75-81.
5. Гамоловский Л.Ю. Учет в негосударственных некоммерческих организациях/Бухгалтерское приложение. - 2010. - №24. - С. 5-12
6. Зотова А.И. Совершенствование бухгалтерского учета в образовательной деятельности вузов. - М., 2000. -
186 с.
7. Кармокова Х.Б., Мисаков В.С. Некоторые проблемы организации системного анализа состояния инновационной деятельности //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - Т. 6. - № 4-2. - С. 8588.
8. Кушбокова Р.Х., Шамурзаев З.С., Мисаков В.С. Некоторые подходы к управлению инновационным потенциалом промышленного предприятия/Лета Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-3. - С. 123-125.
9. Макальская М.Л. Отражение в бухгалтерском учете в негосударственном образовательном учреждении // Консультант бухгалтера. - 2000. - №2. - С. 83-87.
10. Мисаков А.В., Моламусов З.Х., Мисаков В.С. Некоторые методы моделирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий в условиях неопределенности/Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-2 (66). -С. 606-610.
11. Мисаков В.С. Использование стохастического анализа при выявлении производительности труда//Бухгал-терский учет. -1986. - № 12. - С. 0.
12. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве//Нальчик, 1986.
13. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы//Нальчик, 1996.
14. Мисаков В.С., Иналов Б.А.М., Эскарханов Л.У. Роль и содержание системы управления рисками//Тегга Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 2-2. - С. 28-32.
15. Мисаков В.С., Мисаков А.В. Региональный аспект перехода к устойчивому развитию // В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов. - 2011. - С. 193-197.
16. Щетиник В.П. и др. Экономика образования. - М.: Рос. педаг. - 2008. - 306 с.
Sources:
1. State educational standard of secondary vocational education: Government Decree of 18.08.1996, №821
2. The chart of accounts of accounting for financial and economic activities of organizations and instructions for its use: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of October 31, 2000 No. 94n
3. Aloeva Z.A., Misakov V.S. Development of adaptation and anti-crisis measures in conditions of increasing competition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - No. 6-2 (56). - pp. 30-35.
4. Afashagova S.R., Misakov V.S., Ivanov A.A. Some tools to stimulate the innovation development of the business environment in the republics of the North Caucasus Federal District // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - № 5 (61). - p. 75-81.
5. Gamolovsky L.Yu. Accounting in non-governmental non-profit organizations // Accounting application. - 2010. - №24. -
p. 5-12
6. Zotov A.I. Improving accounting in the educational activities of universities. - M., 2000. - 186 p.
7. Karmokova Kh.B., Misakov V.S. Some problems of organizing a system analysis of the state of innovation // Economic Journal of Rostov State University. - 2008. - V. 6. - № 4-2. - p. 85-88.
8. Kushbokova R.Kh., Shamurzaev Z.S., Misakov V.S. Some approaches to the management of innovative potential of industrial enterprises // Terra Economicus. - 2009. - V. 7. - № 4-3. - p. 123-125.
9. Makalskaya M.L. Reflection in accounting in a non-state educational institution // Consultant accountant. - 2000. - №2. -
pp. 83-87.
10. Misakov A.V., Molamusov Z.Kh., Misakov V.S. Some methods of modeling the investment activity of industrial enterprises in conditions of uncertainty // Economy and entrepreneurship. - 2016. - № 1-2 (66). - p. 606-610.
11. Misakov V.S. The use of stochastic analysis in identifying labor productivity // Accounting. -1986. - № 12. - p. 0.
12. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.
13. Misakov V.S. Theory and practice of analyzing the competitiveness of the company // Nalchik, 1996.
14. Misakov, VS, Inalov, B.A.M., Eskarkhanov, L.U. The role and content of the risk management system // Terra Economicus. - 2013. - V. 11. - № 2-2. - pp. 28-32.
15. Misakov V.S., Misakov A.V. The regional aspect of the transition to sustainable development // In the collection: The system crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macro-region materials of the All-Russian Scientific Conference. Responsible editor G.G. Matishov. - 2011. - p. 193-197.
16. Shchetik V.P. et al. Education Economics. - M .: Ros. teachers - 2008. - 306 p.
УДК 338.484
С.И. Берлин - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, профессор кафедры «Экономика и финансы» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры экономики и финансов председатель Общественного совета при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, [email protected],
S.I. Berlin - Doctor of Economics, Professor, Deputy Director for Research, Professor of the Economics and Finance Department of the Krasnodar Branch of the «Financial University under the Government of the Russian Federation», Chairman of the Public Council under the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Region.