5. Гамоловский Л.Ю. Учет в негосударственных некоммерческих организациях/Бухгалтерское приложение. - 2010. - №24. - С. 5-12
6. Зотова А.И. Совершенствование бухгалтерского учета в образовательной деятельности вузов. - М., 2000. -
186 с.
7. Кармокова Х.Б., Мисаков В.С. Некоторые проблемы организации системного анализа состояния инновационной деятельности //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - Т. 6. - № 4-2. - С. 8588.
8. Кушбокова Р.Х., Шамурзаев З.С., Мисаков В.С. Некоторые подходы к управлению инновационным потенциалом промышленного предприятия/Легга Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-3. - С. 123-125.
9. Макальская М.Л. Отражение в бухгалтерском учете в негосударственном образовательном учреждении // Консультант бухгалтера. - 2000. - №2. - С. 83-87.
10. Мисаков А.В., Моламусов З.Х., Мисаков В.С. Некоторые методы моделирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий в условиях неопределенности/Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-2 (66). -С. 606-610.
11. Мисаков В.С. Использование стохастического анализа при выявлении производительности труда//Бухгал-терский учет. -1986. - № 12. - С. 0.
12. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве//Нальчик, 1986.
13. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы//Нальчик, 1996.
14. Мисаков В.С., Иналов Б.А.М., Эскарханов Л.У. Роль и содержание системы управления рисками//Тегга Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 2-2. - С. 28-32.
15. Мисаков В.С., Мисаков А.В. Региональный аспект перехода к устойчивому развитию // В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов. - 2011. - С. 193-197.
16. Щетиник В.П. и др. Экономика образования. - М.: Рос. педаг. - 2008. - 306 с.
Sources:
1. State educational standard of secondary vocational education: Government Decree of 18.08.1996, №821
2. The chart of accounts of accounting for financial and economic activities of organizations and instructions for its use: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of October 31, 2000 No. 94n
3. Aloeva Z.A., Misakov V.S. Development of adaptation and anti-crisis measures in conditions of increasing competition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - No. 6-2 (56). - pp. 30-35.
4. Afashagova S.R., Misakov V.S., Ivanov A.A. Some tools to stimulate the innovation development of the business environment in the republics of the North Caucasus Federal District // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - № 5 (61). - p. 75-81.
5. Gamolovsky L.Yu. Accounting in non-governmental non-profit organizations // Accounting application. - 2010. - №24. -
p. 5-12
6. Zotov A.I. Improving accounting in the educational activities of universities. - M., 2000. - 186 p.
7. Karmokova Kh.B., Misakov V.S. Some problems of organizing a system analysis of the state of innovation // Economic Journal of Rostov State University. - 2008. - V. 6. - № 4-2. - p. 85-88.
8. Kushbokova R.Kh., Shamurzaev Z.S., Misakov V.S. Some approaches to the management of innovative potential of industrial enterprises // Terra Economicus. - 2009. - V. 7. - № 4-3. - p. 123-125.
9. Makalskaya M.L. Reflection in accounting in a non-state educational institution // Consultant accountant. - 2000. - №2. -
pp. 83-87.
10. Misakov A.V., Molamusov Z.Kh., Misakov V.S. Some methods of modeling the investment activity of industrial enterprises in conditions of uncertainty // Economy and entrepreneurship. - 2016. - № 1-2 (66). - p. 606-610.
11. Misakov V.S. The use of stochastic analysis in identifying labor productivity // Accounting. -1986. - № 12. - p. 0.
12. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.
13. Misakov V.S. Theory and practice of analyzing the competitiveness of the company // Nalchik, 1996.
14. Misakov, VS, Inalov, B.A.M., Eskarkhanov, L.U. The role and content of the risk management system // Terra Economicus. - 2013. - V. 11. - № 2-2. - pp. 28-32.
15. Misakov V.S., Misakov A.V. The regional aspect of the transition to sustainable development // In the collection: The system crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macro-region materials of the All-Russian Scientific Conference. Responsible editor G.G. Matishov. - 2011. - p. 193-197.
16. Shchetik V.P. et al. Education Economics. - M .: Ros. teachers - 2008. - 306 p.
УДК 338.484
С.И. Берлин - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, профессор кафедры «Экономика и финансы» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры экономики и финансов председатель Общественного совета при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, sergueiberlin@mail.ru,
S.I. Berlin - Doctor of Economics, Professor, Deputy Director for Research, Professor of the Economics and Finance Department of the Krasnodar Branch of the «Financial University under the Government of the Russian Federation», Chairman of the Public Council under the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Region.
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВИННОГО ТУРИЗМА
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
THE IMPORTANCE OF EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT
OF WINE TOURISM IN THE KRASNODAR TERRITORY
Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования и адаптивность системы образования Краснодарского края по направлениям подготовки специалистов индустрии гостеприимства и туризма в рамках стратегического развития винного туризма на рынке туристско-рекреационных услуг. На основе применения системного метода исследования, разработаны формы образовательного сотрудничества виноделов, винных туристических объектов, субъектов обеспечения туризма, муниципальных образований и образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в Краснодарском крае с учетом современной совокупности внешних и внутренних факторов, а также глобальной трансформации мировых тенденций винного туризма. Предложены пути по использованию научно-образовательного потенциала учебных заведений в продвижении винного туризма на основе регулирования и управления, достижения устойчивого стратегического развития объектов винного туризма края на внутреннем и внешнем рынках туристско-рекреационных услуг.
Annotation. The article discusses the features of the use and adaptability of the education system in the Krasnodar Territory for the students who is majoring in the hospitality industry and tourism as part of the strategic development of wine tourism in the market of tourist and recreational services. The forms of educational cooperation of winemakers, wine tourist facilities, subjects of tourism, municipalities and educational institutions of higher and secondary vocational education in the Krasnodar Territory, taking into account the modern set of external and internal factors, as well as the global transformation of world trends of the wine tourism have been developed on the basis of the implementation of a systematic method of research. The authors propose the ways of using the scientific and educational potential of educational institutions in promoting wine tourism based on regulation and management, achieving sustainable strategic development of wine tourism facilities in the region in the domestic and foreign markets of tourist and recreational services.
Ключевые слова: винный туризм, стратегия развития, туристско-рекреационная отрасль; образовательные учреждения, корректировка образовательного процесса, инструменты диверсификации туристско-рекреа-ционных услуг; комплексный подход к развитию въездной и внутренний туризм, стратегическое сотрудничество.
Key words: wine tourism, development strategy, tourism and recreation industry, educational institutions, the adjustment of the educational process, the tools of diversification of tourist and recreational services, integrated approach to the development of abroad and domestic tourism, strategic cooperation.
Винный туризм - это особая специфическая подотрасль сельского (аграрного) туризма, рекреации и путешествий, включающая в себя приобретение знаний об аграрных особенностях выращивания винограда, технологии его производства, историю виноделия и винопотребления соответствующей винноориентированной территории, а также дегустацию, покупку вина, прямо на месте его производства. Винный туризм - это посещения виноделен, винзаводов, виноградников, ресторанов, винных фестивалей, погребов хранения. В мировой туристической отрасли винный туризм начал развиваться еще в начале прошлого века. Сегодня любители и знатоки вина могут и сами, и с помощью туроператоров, выбрать те страны и их регионы, вина которых ими больше ценятся. В нашей стране винный туризм только начинает формироваться. В Анапе, Геленджике, Новороссийске, Крымском, Темрюкском районах предлагают экскурсии на винные заводы и погреба хранилищ. Винный туризм напрямую связан с гастроэтнографическим и эногастрономическим туризмом. Любая национальная кухня имеет свои эксклюзивные рецепты, но в некоторых странах искусство приготовления пищи возведено в культ. А значит, там особая культура еды. Потребители покупают специальные гастрономические туры с целью глубоко познакомиться с кухней какой-либо местности. Основополагающая идея винного туризма очень проста: пробовать вино только в местах его производства, потому что вино не любит путешествовать. Чем дальше оно продается от подвала и бочки, в которых оно хранилось, тем больше вино не соответствует оригиналу и тем хуже его качество.
Сельский (аграрный) туризм на территории Краснодарского края является одним из приоритетных видов туризма. На сегодняшний день в крае работают свыше 100 объектов сельского (аграрного) туризма, которые расположены на территориях 24 муниципальных образований Краснодарского края. Большинство из них - это многофункциональные предприятия малого и среднего бизнеса, которые предоставляют услуги по нескольким направлениям сельского (аграрного) туризма. Это винные и чайные туры, конные прогулки, рыбалка и охота. Это знакомство с традициями и бытом народов края, экскурсии на экологические и даже экзотические фермы и многое другое [1].
Из более 100 объектов сельского (аграрного) туризма, 30 - специализируются на эногастрономическом направлении. Такие предприятия предлагают туристам посетить винные туры, принять участие в дегустационных сетах, познакомиться с традициями и культурой народов Кубани. Благодаря развитому виноградарству и виноделию в крае и системной работе по развитию сельского (аграрного) туризма в регионе, Краснодарский край стал центром эногастрономического туризма Юга России.
В целях развития гастрономического туризма на территории Краснодарского края министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (далее - министерство) в 2017 году заключило соглашение с АНО «АгроЭкоТуризм». Краснодарский край стал одним из пилотных регионов, участвующих в проекте Федерального агентства по туризму «Гастрономическая карта России». В августе 2017 года экспедиция федерального проекта посетила Краснодарский край, по итогам которой был создан уникальный фотобанк объектов эногастрономического туризма Краснодарского края. Осенью 2017 года министерством был выпущен печатный путеводитель «Гастрономическая карта Краснодарского края», в который вошли 24 объекта эногастрономического туризма региона. Это единственный на сегодняшний день созданный в рамках федерального проекта региональный каталог. Интерактивный путеводитель будет опубликован на официальном сайте министерства. Кроме того, он войдет в «Гастрономическую карту России», которая будет размещена на национальном туристическом портале RUSSIA.TRAVEL и доступна, в том числе, в мобильном приложении. Планируется, что путеводитель будет на нескольких иностранных языках.
Также в Краснодарском крае активно развивается событийный туризм. Одними из самых зрелищных и посещаемых мероприятий в Краснодарском крае стали гастрономические фестивали с деустацией кубанских вин, в том числе: «О, да! Еда!», фестиваль «Стереопикник», Праздник народной еды «Веселые шкварки», гастрономический фестиваль и фестиваль вина в Абрау-Дюрсо (в рамках фестиваля «Античное наследие России), «Арбузный рай», фестиваль черноморской рыбы «Хомса» и др. Многие фестивали стали ежегодными и привлекают туристов со всех регионов страны.
В части государственной поддержки приоритетного направления туризма (сельского аграрного турима) ежегодно проходит Краевой конкурс «Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае» в номинациях: лучший малый, лучший средний и лучший крупный объект сельского (аграрного) и винного туризма. В 2018 году министерством выплачены гранты 9 победителям конкурса в форме субсидий. Размер грантов составил 50, 100 и 150 тысяч рублей за 3, 2 и 1 места соответственно. Кроме того, ежегодно с целью популяризации и вовлечения предпринимательского сообщества в сферу сельского (аграрного) туризма, демонстрации лучших практик реализации проектов и обмена опытом министерством проводится бизнес-конференция «Школа Агротуризма». Ее участниками уже стали около 300 предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере сельского (аграрного) и винного туризма.
Разработанная министерством курортов края практика по развитию агротуризма признана одной из лучших в России. В 2018 году вошла в число финалистов Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития регионов России, который проводит национальное Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). Практика по развитию агротуризма на Кубани рекомендована АСИ для применения в других регионах России [2].
Целесообразность этих шагов для стратегического развития Краснодарского края подтверждают и международные факты. Так, теоретики туризма прогнозируют, что одним из самых популярных видов туризма к 2020 г. станет тематический, который уже сейчас активно развивается. К нему можно отнести и туристские программы, связанные с посещением мест производства различных вин. Например, Европа располагает обширными туристскими возможностями и ресурсами для организации тематических туров по странам и регионам, связанным с культурой выращивания винограда и производством вина. В программу таких туров можно включать экскурсы в историю, содержащие многочисленные легенды о винах и особенностях культуры их потребления, проживание в средневековых замках и загородных усадьбах, участие в живописном и ярком праздновании сбора первого урожая винограда, а также различные дегустации с последующей покупкой понравившихся туристам вин. Следует отметить, что практически любая страна имеет потенциал для развития у себя гастротуризма и эно-терапии, ведь в каждой стране своя неповторимая национальная кухня, свои традиции гостеприимства. Значительный рост винного туризма отмечается в одном из наиболее интенсивно развивающихся штатов США - Калифорнии (рисунок 1).
CALIFORNIA WINE COUNTRY VISITOR SURVEY travel behaviors
© annual leisure travel spending $3,180 .¡MAXIMUM BUDGED hotels used (past 12 months) 25.6% S STAR HOTELS 48.3°/o ■a STAR HOTELS ma most used travel planning resources 62.3% 43.9% VTORO OF MOUTH WIERNET SEARCH 2 8.3 0/0 LOCAL TQKJRISM OFFICE
О psychographic map 8.1 7.9 7.4 MEW FOOD S ABVEMTUKE EXPERIENCES CULINARY IMPORTANCE ON A 1Q-PT SCALE) <p> important activities on wine country trip 74.0% 71.9% 61.8% 61.2% WINERIES RESTAURANTS EVENTS STATES & S FESTIVALS LOCAL PARKS (PERCENTAGE * - IMPORT AMI- OR "WERT IMPORÏANT")
Рисунок 1 - Показатели винного туризма в штате Калифорния (США) [3]
Отдельный комплекс мероприятий в сфере винного туризма был разработан и реализуются в рамках дорожной карты Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по развитию туризма в России. Я считаю, у винного туризма отличный потенциал для получения эффективных показателей по двум параметрам: 1) увеличению въездного турпотока, т.к. во всех винодельческих регионах мира эта тема давно известна и популярна, а российские винные дороги - это совершенно новый свет для остального мира, и 2) по финансовым показателям, т.к. винным туризмом увлекаются более обеспеченные туристы, и расходы на винный туризм в расчете на одного туриста выше, чем по другим направлениям туризма. Еще один актуальный вопрос, на мой взгляд, - сотрудничество между образовательными заведениями, которые готовят будущих специалистов индустрии гостеприимства и туризма, и винными туристическими объектами, готовыми принимать студентов на практики и прочие работы [4]. И еще важная тема - надо разработать стандарты гостеприимства и качества услуг для объектов винного туризма в соответствии с международными стандартами и начать сертификацию объектов для их выхода на экспорт туристических услуг и работу с международными операторами. На мой взгляд, перечисленные мной аспекты обязательно должны найти свое законодательное закрепление в планируемом к принятию федеральном Законе «О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации», в проекте которого на данный момент это не отражено.
Так, в 2016 году на Кубани была разработана Rонцепция развития сельского (аграрного) туризма до 2020 года, которая впоследствии была включена в Стратегию социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года. Результаты анализа динамики туристических потоков в Краснодарский край (рисунок 2).
Темпы роста аграрного турпотока пока выше, чем турпотока общего
Динамика туристического потока в Краснодарский край
воо
1 Б Л 2 8 4 О
600 АОО
гоа
□
2014 2015 В01В 2017 2018
(прогноз)
ш Общ1Лй турпоток, *ллн человек
— Аграрный (винный] туризм, тысяч человек (правая шкала)
Источник: министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского кран
Рисунок 2 - Анализ динамики туристических потоков в Краснодарский край [2] В свою очередь, за 2016-2018 гг. на Кубани количество объектов сельского туризма выросло в два с половиной раза, а число туристов, посетивших эти объекты, — в полтора, до 600 тысяч человек. Это всего 3,8% от туристического потока в край, но ещё три года назад доля «аграрных» туристов была и вовсе 2,8%. Основной поток, по данным участников рынка, направляется в винодельческие хозяйства края. По данным министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, сейчас в регионе 30 предприятий специализируются на эногастрономическом направлении (всего в крае 100 объектов агротуризма). Потенциал развития отрасли далеко не исчерпан — всего в крае около 80 виноделен. Таким образом, в регионе сформировано новое направления индустрии гостеприимства, которое сейчас переживает этап становления. Однако, еще не в должной мере реализуется потенциал не только винного туризма, но и весьма популярного в мире лечения вином - эноте-рапии [5].
В целом, если проанализировать в целом тенденции по Российской Федерации, в 2018 г. зафиксирован рост въездного турпотока: более чем на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.. Благодаря расширению сети туристско-экскурсионных маршрутов, увеличению числа объектов рекреации и турпоказа, улучшению инфраструктурной базы туристско-рекреационной индустрии, повышению уровня качества сервиса, а также транспортной доступности туристических направлений сохранилась позитивная динамика турпотока в регионах Российской Федерации.
Количество туристов, по предварительным оценкам, выросло на 3% по сравнению с предыдущим годом и превысило 56,5 млн/ чел.. По отношению к 2017 г., внутренний турпоток увеличился более чем на 30%, а к 2016 году - на 75% [6]/ наиболее популярными направлениями по России традиционно остаются Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская области, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края, Республики Кавказа, Крым и Татарстан (таблица 1)..
Таблица 1 - Численность иностранных граждан, въезжавших в РФ с туристско-рекреационными целями в 2009 - 2017 гг. (тыс. чел.) [6]
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Российская Федерация 3055,4 3413,4 3865,9 4213,6 4443,6 4607,9 5033,5 6092,2 8028,8
Центральный федеральный округ 1473,1 1693,3 1915,3 2136,1 2235,1 2209,0 2511,0 3062,4 4434,2
Северо-Западный федеральный округ 899,3 991,3 1140,3 1126,3 1249,5 1116,7 1212,1 1540,2 1977,3
Южный федеральный округ 116,7 107,8 108,3 127,6 145,6 373,5 360,8 324,7 347,2
Северо-Кавказский федеральный округ 35,7 37,0 28,7 31,1 36,0 43,3 55,3 49,8 56,9
Приволжский федеральный округ 132,9 151,0 145,2 229,8 238,5 232,5 258,2 238,9 274,9
Уральский федеральный округ 87,4 104,5 147,2 138,1 161,9 167,7 130,3 170,7 171,6
Сибирский федеральный округ 107,2 132,5 149,4 175,9 180,4 203,9 244,7 330,5 396,8
Дальневосточный федеральный округ 203,2 196,0 231,4 248,7 196,6 181,5 206,5 375,1 369,8
Крымский федеральный округ 79,9 54,6
Следует особо отметить, что на современном этапе эволюционного развития аграрного, в том числе винного туризма, проявилась четкая тенденция избирательности и требовательности потребителей туристских услуг к соотношению цены и качества предлагаемого турпродукта, качеству инфраструктуры, комплексному комфорту и уровню сервиса.
Какие практические предложения и выводы можно сделать, исходя из проведенного анализа? Начну с концептуальных позиций.
Прежде всего, стратегически важно в краткосрочной перспективе в федеральном Законе «О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации» [7] перевести вино крепостью до 12,0% из разряда алкогольной продукции в разряд сельскохозяйственной продукции, что позволит снять существующий в настоящее время запрет на рекламу вина и время его реализации. Этот аспект в данный момент является основным негативным фактором, тормозящим развитие винного туризма в Российской Федерации и в Краснодарском крае. Считаю, что для усиления контрольной функции государства за производством и реализацией вина необходимо изменить Статью 11 проекта этого Закона и законодательно предусмотреть, что декларирование урожая винограда, собранного для производства винодельческой продукции и декларирование производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения должны осуществлять только государственный органы (например, соответствующие уполномоченные подразделения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации или Краснодарского края, Россельхознадзор РФ), а не саморегулируемые организации (СРО) у которых достаточно много негативного опыта в строительстве и иной сертификации.
Кроме того, по моему мнению, объект винного туризма (вино) должен однозначно и четко идентифицироваться с местами его производства (как Шампанское, Бордо, Шардоне и т.п.). Для этого я предлагаю разработать ь и запатентовать в Российской Федерации и на международном рынке эксклюзивные торговые марки вин, производимых в Краснодарском крае, назвав их, например, «Кубанское Анапское сладкое», «Кубанское Темрюкское полусухое», «Кубанское Крымское сухое» и т.п.) Понятно, что патентование на международном уровне будет чрезвычайно затруднено из-за экономических санкций СЩА и Евросоюза, да и в целом значительно затратно.
На мой взгляд, на современном этапе становления и развития винного туризма было бы целесообразнее выбрать более экономный путь продвижения нашего качественного вина прежде всего на внутреннем рынке -
это присвоение винам знака качества Кубани - Кубанской марки в совокупности с бескомпромиссной борьбой с контрафактом и некачественным экспортом. С одной стороны, сейчас этот знак качества имеет продукция только крупных агрохолдингов Кубани, а в перспективе можно эту практику распространить и на продукцию малых виноделен. По моему мнению, эти меры гарантируют потребителям продукта винного туризма в крае качество и защиту от потребления вредных порошковых виноматериалов. Здесь несомненно необходим законодательный запрет на ввоз на территорию края некачественных виноматериалов, особенно в виде порошковых субстанций и соответствующие жесткие меры ответственности за это, вплоть до уголовной.
Так как винный туризм приобретает статус важнейшего стратегического элемента агротуризма в общем комплексе туристско-рекреационных услуг Краснодарского края, учитывая возросшую в последние годы интенсивность его развития, то необходимо такое же стратегическое сотрудничество с образовательными организациями края в сфере подготовки кадров для комплексного обслуживания всего процесса. На основе моего личного опыта посещения зарубежных объектов винного туризма в Италии, во Франции, в Греции - основная и ответственная роль в этом процессе принадлежит экскурсоводам (гидам) винного туризма. При их подготовке, на мой взгляд, необходимо достаточно эксклюзивное сочетание аграрных знаний, истории местности производства и розлива вина и знания сомелье. Фактически необходим менеджер винного туризма со всей перечисленной совокупностью знаний и компетенций.
Необходима разработка специальной дорожной карты по введению в образовательных учреждениях Краснодарского края программ по подготовке кадров для винного туризма. С одной стороны, вводить новый профиль в рамках соответствующих направлений бакалавриата и магистратуры я считаю нецелесообразным из-за их громоздкости и сложности прохождения лицензирования и аккредитации в Министерстве высшего образования и науки Российской Федерации и в Рособрнадзоре РФ. С другой стороны, эффекта не принесут и краткосрочные курсы повышения квалификации (малый объем знаний - от 16 до 72 академических часов). Поэтому оптимальной формой взаимодействия образовательных учреждений и субъектов винного туризма края я считаю практикоори-ентированную переподготовку кадров винного туризма (экскурсоводов, гидов) в объеме не менее 800 академических часов (с учетом иностранного (английского) языка по модульной системе (по циклам) продолжительностью не менее 6 месяцев с обязательной итоговой аттестацией слушателей и их последующей сертификацией по направлению «менеджер показа объектов винного туризма Краснодарского края» уполномоченными профильными государственными органами или соответствующими саморегулируемыми организациями .Для этого необходимо совместно производителям вина, собственникам объектов турпоказа винного туризма и образовательным организациям разработать стандарты менеджмента турпоказа в сфере аграрного (винного) туризма с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Для стимулирования въездного туризма однозначно необходимо включить в программу переподготовки совершенствование знания иностранных языков (обязательно - базового английского). Также считаю необходимым в образовательных учреждениях Краснодарского края, реализующих программы бакалавриата и магистратуры в сфере туризма и индустрии гостеприимства, ввести спецкурсы по подготовке менеджеров , экскурсоводов и гидов винного туризма в рамках дисциплин по выбору на старших курсах (эти необходимые дисциплины по выбору до 30% общего объема часов в год утверждается Ученым советом самой образовательной организации).
Таким образом, стратегическое развитие винного туризма в Краснодарском крае возможно только путем реализации комплекса мер, сочетающих интересы сельхозпроизводителей, производителей вина, собственников объектов винного туризма и образовательных учреждений.
Источники:
1. Берлин С.И., Петров Д.В. Концепция повышения эффективности туристского комплекса Краснодарского края «50-летию профессора Берлина С.И. посвящается»: монография / Кубанский социально-экономический институт; Научный центр пропаганды и внедрения инноваций. Краснодар, 2015.
2. Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края http://www.min.kurortkuban.ru/ (Дата обращения 10.04.2019 г.)
3. Californian Tourist Review U.S., 2018/ - P/ 27.
4. Берлин С.И., Кравченко Н.П., Берлина С.Х. A^^B^re вопросы формирования конкурентного потенциала в системе социально-экономического развития России // Современная научная мысль. 2018. № 1. С. 130-138.
5. Берлин С.И., Кравченко Н.П., Чупрова A.A. Концепция стратегического развития туристско-рекреацион-ного кластера Краснодарского края: точки роста и точки проблем // Вестник Aкадемии знаний. 2018. № 6 (29). С. 52-60.
6. Федеральное агентство по туризму РФ https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/. (Дата обращения 24.04.2019 г.)
7. Консультант Плюс. (Дата обращения 16.04.2019 г.).
Sources:
1. Berlin S.I., Petrov D.V. Koncepciya povysheniya ehffektivnosti turistskogo kompleksa
Krasnodarskogo kraya «50-letiyu professora Berlina S.I. posvyashchaetsya»: monografiya / Kubanskij social'no-ehko-nomicheskij institut; Nauchnyj centr propagandy i vnedreniya innovacij. [1. Berlin S.I., Petrov D.V. The concept of improving the efficiency of the tourist complex of the Krasnodar Territory "Dedicated to 50th anniversary of Professor S.I. Berlin. ": monograph / Kuban Social and Economic Institute; Scientific Center for the Promotion and Implementation of Innovations].Krasnodar, 2015.
2. Ministerstvo kurortov, turizma i olimpijskogo naslediya Krasnodarskogo kraya
[Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of Krasnodar Region]. http://www.min.kurortkuban.ru/ (Data obrash-cheniya 10.04.2019 g.). [Available at: http://www.raexpert.ru/ (accessed 10.04.2019].
3. Californian Tourist Review U.S., 2018/ - P/ 27.
4. Berlin S.I., Kravchenko N.P., Berlina S.H. Aktual'nye voprosy formirovaniya
konkurentnogo potenciala v sisteme social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossii // Sovremennaya nauchnaya mysl' [Topical issues of the formation of competitive potential in the system of socio-economic development of Russia // Modern scientific thought]. 2018. № 1. Pp. 130-138.
5. Berlin S.I., Kravchenko N.P., Chuprova A.A. Koncepciya strategicheskogo razvitiya
turistsko-rekreacionnogo klastera Krasnodarskogo kraya: tochki rosta i tochki problem // Vestnik Akademii znanij. [The concept of the strategic development of the tourist and recreational cluster of the Krasnodar Territory: points of growth and points of problems // Bulletin of the Academy of Knowledge]. 2018. № 6 (29). Pp. 52-60.
6. Federal'noe agentstvo po turizmu RF [Federal Agency for Tourism of the Russian
Federation] https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/. (Data obrashcheniya 24.04.2019 g.) [Available at: http://www.raexpert.ru/ accessed 24.04.2019)].
7. Konsultant Plus (Data obrashcheniya 16.04.2019 g.). (accessed 16.04.2019)].
А.А. Борейшо - к.э.н., генеральный директор, Акционерное общество «Объединение научно-производственных компаний», myfx35@mail.ru,
A.A. Boreysho - Ph.D., General Director, Joint-Stock Company "Association of Scientific-Production Companies".
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА PERFORMANCE OF ENTERPRISE FUNCTIONING AS AN INDICATOR OF QUALITY OF MANAGEMENT
Аннотация. В статье рассмотрены методы оценки и показатели результативности предприятия в контексте оценки с их помощью качества менеджмента. Сделан вывод о возможности использования для оценки качества менеджмента системы сбалансированных показателей (ССП). Проанализирована адекватность показателей ССП с точки зрения оценки качества менеджмента. Предложены дополнительные показатели, характеризующие результативность предприятия и качество менеджмента. Сформирована система сбалансированных показателей для российского промышленного предприятия, дающая возможность для оценки качества менеджмента в рамках результатного подхода.
Annotation. The article discusses evaluation methods and indicators of an enterprise's performance in the context of assessing the quality of management with their help. The conclusion is made about the possibility of using the balanced scorecard system (BSC) for assessing the quality of management. Analyzed the adequacy of the indicators of SSP in terms of assessing the quality of management. Offered additional indicators characterizing the performance of the enterprise and the quality of management. A balanced scorecard for the Russian industrial enterprise has been formed, which makes it possible to assess the quality of management within the framework of the result-based approach.
Ключевые слова: результативность предприятия, финансовые показатели, система сбалансированных показателей, качество менеджмента, стейкхолдеры
Keywords: enterprise performance, financial indicators, balanced scorecard, management quality, stakeholders
Проблема оценки результативности предприятия до сих пор не решена несмотря на многочисленные и продолжительные усилия как практиков в области экономики и менеджмента, так и научного сообщества. Для разных целей разными субъектами и объектами менеджмента используются различные подходы. И ответ на вопрос «Какими показателями и методами измерять результативность предприятия?» требует ответа на встречный вопрос «А для каких целей такая оценка нужна?», поскольку от целей измерения результативности будут зависеть и состав показателей, и методы оценивания.
В данной статье рассматривается возможность оценки качества менеджмента предприятия через оценку его результативности. Достаточно очевидно, что вывод о качестве менеджмента предприятия можно сделать, оценив его результативность: получен запланированный результат, достигнута поставленная цель, значит, менеджмент предприятия сработал эффективно, а качество менеджмента можно охарактеризовать как высокое.
Этот тезис чаще всего не вызывает у практикующих менеджеров и части научного сообщества сомнений и представляется достаточно очевидным.
Но при таком подходе возникает несколько вопросов:
1. Какие показатели и методы следует использовать для оценки результативности?
2. Какие результаты (экономические или социальные ) наиболее адекватно будут характеризовать именно качество менеджмента?
3. Качество какого менеджмента (стратегического или операционного) будет оцениваться?
4. Какие субъекты (внешние или внутренние) будут осуществлять оценку?