Н.П. Кравченко - д.э.н., профессор, председатель Комитета по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике Законодательного Собрания Краснодарского края, sergueiberlin @mail.ru,
N.P. Kravchenko - doctor of Economics, Professor, Chairman of the Committee on fiscal, tax and economic policy of the Legislative Assembly of the Krasnodar Territory;
Г.А. Симонян - доктор экономических наук, вице-президент НИИ истории, экономики и права, профессор кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», sergueiberlin@mail.ru,
G.A. Simonyan - doctor of Economics, Vice President of the Research Institute of History, Economics and Law, Professor of the Department of Economics and Management, Sochi State University;
С.И. Берлин - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, профессор кафедры «Экономика и финансы» Краснодарского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», председатель Общественного совета при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, sergueiberlin @mail.ru,
S.I. Berlin - doctor of Economics, Professor, Deputy Director for Science, Professor at the Department of Economics and Finance of the Krasnodar Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Chairman of the Public Council under the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory;
С.Х. Берлина - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Краснодарского кооперативного института (филиала АНО ВПО ЦС«Российский университет кооперации», sergueiberlin@mail.ru,
S. Kh. Berlin - kandidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chair of Accounting and Auditing, Krasnodar Cooperative Institute (branch ofANO VPO TS "Russian University of Cooperation".
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ METHODOLOGICAL APPROACHES AND PRACTICAL MEASURES FOR THE IMPLEMENTATION OF FINANCIAL AND ECONOMIC SUPPORT FOR TOURISM ACTIVITIES AT THE REGIONAL LEVEL
Аннотация. В статье рассматриваются категориальные и классификационные особенности, методологические подходы, а также необходимые и достаточные практические меры по повышению эффективности планирования и реализации финансово-экономического обеспечения туристкой деятельности на региональном уровне на примере Краснодарского края. Дана ретроспективная сравнительная характеристика этих процессов с целью стратегического развития регионального рынка туристско-рекреационных услуг на современном этапе. Предложены пути дальнейшей трансформации регионального рынка туристско-рекреационных услуг, совершенствования опыта государственного регулирования и управления отраслью, достижения устойчивого конкурентного статуса региона на внутреннем и внешнем рынках.
Annotation. The article discusses categorical and classification features, methodological approaches, as well as necessary and sufficient practical measures to improve the planning and implementation of financial and economic support for tourist activities at the regional level using the example of the Krasnodar Region. A retrospective comparative characteristic of these processes is given with the aim of strategic development of the regional market of tourist and recreational services at the present stage. Ways are proposed for further transformation of the regional market of tourist and recreational services, improving the experience of state regulation and industry management, achieving a stable competitive status of the region in the domestic and foreign markets.
Ключевые слова. туристская деятельность в регионе; понятия и классификации процессов; направления развития; перспективы роста; инструменты и пути диверсификации источников финансирования; инвестиции в отрасль туризма и рекреации; повышение доли туристско-рекреационного комплекса в валовом региональном продукте; стратегия развития.
Rravchenko Nikolai Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Chairman of the Committee of Financial, Budgetary, Taxation and Economic Policy of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region;
Simonyan Garnik Aykaramovich, Doctor of Economics, Vice-President History, Economics and Law Research Institute (HELRI), Professor of Department «Economics and management» in FGBOU VO «Sochi State University»;
Keywords. Tourist activity in the region; concepts and classifications of processes; directions of development; growth prospects; instruments and ways to diversify sources of financing; investments in the tourism and recreation industry; increasing the share of tourism and recreation complex in gross regional product; development strategy.
Туризм, как известно, - это сложная многоуровневая система, влияние которой распространяется на различные сектора экономики. Несмотря на это до 90-х годов XX века. многие страны развивали туризм без какого-либо планирования или анализа его финансово-экономического обеспечения на фоне общих процессов экономи-
ческого развития общества. Как свидетельствует опыт, это привело к многочисленным проблемам экологического, экономического и социального характера, среди которых деградация окружающей среды и потеря национальной конкурентных преимуществ, что в свою очередь уменьшило поток туристов и повлекшим за собой значительные экономические потери.
Особо отмечаем, что Правительства многих современных интенсивно развивающихся стран, экономики которых в целом конкурентоспособны на мировом рынке, рассматривают именно туризм как едва ли не единственную возможность своего «экономического скачка» и успешного стратегического экономического развития. Отношение к туризму как к комплексному синтезированному инструменту развития общества и экономики базируется на его эффективности в качестве ресурса занятости населения, увеличения доходов и восстановления утерянных по разным причинам природных и культурных ресурсов. Известно также, что различные страны и регионы изначально, как по объективным, так и по субъективным причинам отличаются уровнем экономического развития: одни из них процветают, в то время как другие стараются сдержать процесс общественной и финансово-экономической регрессии. В последнем случае, финансово-экономическая, материальная и духовная среда общества зачастую находятся в упадке, и эксклюзивная современная роль туризм заключается в том, что он становится потенциально единственной привлекательной заменой производственных предприятий, добычи сырья, торговли и других сфер бизнеса. Благодаря этому все страны, обладающие развитой индустрией туризма, пришли к пониманию того, что финансово-экономическое обеспечение туристской деятельности как в стране в целом, так и в ее регионах составляет основу стратегического цивилизованного развития [1].
Традиционными источниками финансово-экономического обеспечения туристской деятельности в регионе, кроме частного инвестирования и предоставления коммерческих кредитов, являются средства региональной бюджетной поддержки и программы федерального и регионального бюджетного софинансирования на восстановление памятников истории и культуры. Обобщая изложенный в отечественной и зарубежной экономической литературе анализ современных процессов, происходящих в мировой экономике, механизмов их учета при разработке региональной стратегии необходимого и достаточного финансово-экономического обеспечения туристской деятельности, можно выделить несколько аспектов.
Во-первых, это рост влияния внешних факторов регионального развития туристской деятельности. Ранее преобладало мнение о том, что конкурентные преимущества региона зависят от реализации разработанной им стратегии развития, основанной на внутренних ресурсах и возможностях. Однако, устойчивость туристской деятельности в регионе на современном этапе эволюции определяется не только и не столько управленческим воздействием на внутренние факторы (в частности, поиска путей оптимизации хозяйствования, снижение себестоимости туристических продуктов), а, прежде всего, возможностью и способностью учитывать влияние внешних факторов, которые зачастую с туристской деятельностью региона непосредственно не связаны. Окончательно опровергается консервативный взгляд на то, что конкурентных преимуществ можно достичь лишь за счет снижения издержек производства (например, путем уменьшения заработной платы работников или снижения себестоимости туристских услуг). На первый план выходит проблема гибкой адаптации всего комплекса туристской деятельности региона к постоянным изменениям внешней среды. При таких условиях постоянно изменяются и региональные факторы производства туристических услуг [2]. Встает принципиально новая задача - выйти за пределы известных, традиционных схем структурных изменений и начать преобразования, основанные на возможностях, которые предоставляют глобализация и информационные технологии. Главный смысл таких изменений заключается не в ограничении затрат на производство туристических услуг, а в коренном изменении отношения к финансово-экономическим аспектам инноваций, информационных технологий, адаптивности к быстрым изменениям спроса и общей ситуации на внутреннем и внешних туристических рынках.
Во-вторых, это увеличение влияния микросреды финансово-экономического обеспечения туристской деятельности в регионе. На базе научно обоснованной макроэкономической политики в сфере туризма, то есть, создавая благоприятную макросреду, государство должно поддерживать развитие микроэкономического среды, эффективнее использовать региональную хозяйственную инфраструктуру, сотрудничать с субъектами локальных рынков труда.
Как известно, постулаты современной экономической теории выделяют четыре важнейших признака микроэкономического аспекта деловой среды:
- потребляемые ресурсы региона (трудовые ресурсы, рыночная, информационная, инновационная инфраструктура);
- внутренняя конкуренция;
- наличие внутренних и внешних потребителей всего комплекса услуг туризма;
- создание локальных (региональных) рынков туристических услуг путем взаимодействия всех хозяйствующих субъектов туристической отрасли и поддерживающих отраслей региона.
В-третьих, это усиление взаимосвязи между финансово-экономическим обеспечением туристской деятельности региона и решением его социальных, культурно-исторических, межконфессиональных и экологических проблем. Производительный и динамичное развитие внешнеэкономической деятельности в сфере туризма требует постоянного роста квалификации и мастерства рабочей силы, наличия физически и умственно здоровых работников, которые были бы обеспечены постоянным жильем в достаточной близости от работы,
существование условий, благоприятных для их развития и удовлетворения повседневных потребностей, достаточного материального обеспечения, чтобы соответствовать «имиджа» на международном уровне [2].
Обобщение содержания направлений финансово-экономического обеспечения туристской деятельности в регионе, по нашему мнению, должно предусматривать следующие практические меры:
- унификацию государственных стандартов туристических услуг в соответствии с международными нормами;
- совершенствование правовых основ регулирования гостиничного, ресторанного, транспортного обслуживания и их адаптацию с аналогичными мировыми практиками;
- упрощения и гармонизации налогового, валютного, таможенного, пограничного и других видов регулирования въездного туризма;
- определение правовых основ предоставления государственной поддержки субъектам туриндустрии региона, которые стабильно и в значительных объемах экспортируют туристические услуги (путем льготного кредитования, субсидирования экспортных операций, субсидирование государством процентов по коммерческим кредитам, предоставления налоговых льгот, страхования деятельности с господдержкой);
- создание особых экономических зон в туристско ориентированных регионах с приоритетными задачами по резкому повышению уровня обеспеченности объектами жилищно-коммунальной и туристической инфраструктуры;
- гарантирования стабильности мер и нормативно-правовых актов по финансово-экономическому обеспечению туристской деятельности в регионе в течение максимально длительного срока.
Увеличить объемы финансирования привлекательных для иностранных туристов туристических объектов и соответствующей инфраструктуры можно несколькими способами:
- диверсификацией источников финансирования за счет использования, наряду с государственным финансированием и инвестированием, средств благотворительных и общественных организаций, самых разных международных фондов, грантов, частных предприятий, меценатов, государственно-частное партнерство;
- стимулированием лизинговых операций в сфере туризма, в частности, путем создания льготных условий для малых и средних предприятий туристического бизнеса;
- созданием совместных предприятий, что обеспечит иностранной стороне упрощение доступа к региональным туристическим ресурсам и привлечению в отрасль дополнительного капитала [1];
Обеспечение соответствия качества туристических услуг международным стандартам, что предусматривает следующие мероприятия:
- инвентаризацию и сертификацию объектов туристической инфраструктуры, их модернизацию и обновление в соответствии к требованиям внешних рынков, в частности, гостиничного, санаторно-курортного хозяйства, туристских баз и проч.;
- поощрение налаживания прямых связей туристических предприятий с предприятиями связанных и поддерживающих отраслей, что обеспечит возможность получения иностранными туристами дополнительных услуг с минимальными затратами времени. Например, агротуризм, создание отделений банковских, страховых, транспортных учреждений, предприятий по производству сувениров и других товаров туристического спроса при туристических предприятиях;
- реконструкцию автомобильных и железнодорожных путей на основных туристических маршрутах, прежде всего реальное внедрение сети международных транспортных коридоров, оснащение их современной туристической, сервисной и информационной инфраструктурой (в частности, строительство мотелей, кемпингов, пунктов связи и т. п.);
- стимулирование развития международного франчайзинга в туристической сфере, что обеспечит использование иностранного опыта и соблюдения мировых стандартов предоставления туристических услуг;
- введение системы международной логистики в туризме как системы оптимизации продвижения туристических продуктов на внешних рынках;
- коренное изменение системы подготовки кадров, поскольку уровень обслуживания в туризме вследствие значительных объемов межличностных контактов в значительной степени зависит от подготовки, опыта, деловой культуры работников туристических предприятий. Коммуникационная составляющая туристической услуги (межличностные контакты сотрудников туристического предприятия и потенциальных покупателей) обеспечивается персоналом практически на всех стадиях обслуживания и является мощным фактором увеличения притока иностранных туристов. Основными мерами в этом направлении являются обеспечение стажировки туристических кадров за рубежом, реализация долгосрочных программ международного сотрудничества в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников предприятий туристической отрасли, создание системы непрерывного туристического образования (начиная от туристических лицеев и заканчивая университетом туризма) в тесной связи с практикой по европейским стандартам [1].
Создание региональной туристической рекламно-информационной сети, которая предусматривает
ряд мер:
- разработку и издание современной рекламной продукции, качественного информационно-справочного материала, специализированных печатных туристических изданий (газет, журналов, путеводителей, атласов и др.), создание постоянных радио - и телепрограмм туристического содержания с их ретрансляцией в зарубежных странах, с целью формирования положительного имиджа региона;
- создание сводной электронной базы предложений туристических услуг региональных турпредприятий с ее включением в международные информационные сети;
- постоянное участие региона и его туристических предприятий в международных туристических биржах, выставках, ярмарках, салонах и других международных туристических мероприятиях, что дает возможность презентовать региональные туристические продукты и продвигать их на внешних рынках туристических услуг. Важным моментом при этом является взятие государством на себя части расходов, связанных с рекламой национальных туристических ресурсов, поскольку участие туристических предприятий в престижных международных туристических выставках и без того являются достаточно затратным мероприятием (обходится туристическому предприятию в среднем в 10 тыс. долларов) [3];
- регулярное проведение международных туристических выставок с участием иностранных партнеров (типа Сочинского и Санкт-Петербургского экономических форумов);
- открытие региональных представительств по туризму в зарубежных странах, которые являются наиболее значительными потребителями туристических услуг региона [2] ;
- научно-методическое обеспечение туристических предприятий со стороны региональных органов управления туризмом.
Государственные органы управления туризмом в регионе разрабатывают политику, стратегию и тактику туристической деятельности на основе стратегии социально-экономического развития региона, концепции и программы развития туризма. Кроме того, государство должно поддерживать туристическое предпринимательство следующими способами и средствами:
а) предоставлением земельных участков для отдельных экономически и социально значимых объектов туристических дестинаций (природно-рекреационных и туристско-экскурсионных ресурсов региона);
б) содействием материально-техническому обеспечению и информационному обслуживанию туристического бизнеса;
в) подготовкой и повышением квалификации кадров для туристической деятельности;
г) стимулированием инновационных проектов, обеспечением конкуренции и пресечения явлений монополизма в туристическом секторе экономики региона.
Рассмотрим проанализированные с методологической точки зрения основные аспекты финансово-экономического обеспечения туристской деятельности на примере Краснодарского края. Анализируемые процессы регламентированы актами законодательной и исполнительной власти Краснодарского края: Стратегией социально-экономического развития до 2030 г., Концепцией развития санаторно-курортного и туристского комплекса до 2025 г. и Государственной программой «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса», финансируемыми по субвенциональному принципу из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
По состоянию на 15 августа 2019 г. в крае функционирует 2081 организация санаторно-курортного, оздоровительного и гостиничного комплекса общей коечной емкостью 181950 койко-мест. В период максимального развертывания номерного фонда Краснодарского края в 2019 г. прием отдыхающих осуществляли более 4730 организаций санаторно-курортного, оздоровительного и гостиничного комплекса Краснодарского края (2018 год - 4300) вместимостью более 420 тысяч койко-мест.
На протяжении 2015-2018 гг. туристический поток на курорты Краснодарского края растет: 2015 г. - 15,1 млн. чел.; 2016 г. - 15,8 млн. чел. (прирост 5,3%); 2017 г. - 16,2 млн. чел. (прирост 1,2%); 2018 г. - 17,2 млн. чел. (прирост на 6,1%); 2019 г. - 14,7 млн. чел. (по состоянию на 15.08.2019 г.). При этом, еще в 2000 г. на курортах Краснодарского края отдыхало всего 4,8 млн. человек. В крае официально зарегистрировано и сертифицировано 94 туристских маршрутов, 198 экскурсионных маршрутов, 620 объектов турпоказа, 385 турагентов - 385, 106 туроператоров и 159 экскурсионных организаций.
Также необходимо отметить положительную динамику заполняемости объектов санаторно-курортного, оздоровительного и гостиничного комплекса Краснодарского края: 2015 г. - 54,6%; 2016 г. - 58,3%; 2017 г. - 70,8 %; 2018 г. - 73,7%.
Несмотря на то, что прямой вклад туристско-рекреационного комплекса (ТРК) в экономику региона всего около 6,5 %, туризм по-прежнему является приоритетной отраслью и оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие Кубани (табл. 1). По нашей экспертной оценке, реальный вклад ТРК в экономику Краснодарского края с учетом мультипликативного эффекта и вклада сопутствующих отраслей составляет порядка 14%-17%.
Таблица 1 - Совокупный вклад туристско-рекреационного комплекса в валовый региональный продукт Краснодарского края (млрд. руб.) [4]
Период ВРП Краснодарского края млрд. руб. Объем услуг санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, млрд руб. Доля в ВРП, % (прямой вклад)
2015 г. 1947 100,6 5,1
2016 г. 2133,9 117,4 5,5
2017 г. 2 352,4 124,7 5,3
2018 г. 3 117,6 168,3 6,5
Одним из самых эффективных механизмов повышения качества сервиса и отдыха является классификация объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи. В последние годы проделана большая работа по классификации гостиниц и иных средств размещения в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г., что подтверждает динамика проведения классификации средств размещения на территории Краснодарского края с 2015 по 2017 гг.: 2015 г. - 1343 объекта размещения; 2016 г. - 4014 объекта размещения; 2017 г. -5703 объекта размещения; 2018 г. - 6203 объекта размещения. Объём инвестиций в основной капитал предприятий и организаций санаторно-курортной и туристской сферы края за четыре года составил более 40 млрд. руб.
За четыре года (2015-2018 гг.) налоговые поступления от предприятий и организаций ТРК в краевой консолидированный бюджет выросли на 24%, объем услуг вырос - на 27% (табл. 2). Налицо присутствует устойчивая прогрессирующая позитивная динамика, т.к. в 2000 г. налоговые поступления от отрасли составляли всего 0,6 млрд. руб., объем услуг, оказанных предприятиями и организациями ТРК - около 10 млрд. рублей.
Таблица 2 - Налоговые поступления предприятий и организаций ТРК в консолидированный бюджет Краснодарского края (млрд. руб.) [4]
Период Налоговые поступления в краевой консолидированный бюджет, млрд. руб. Объем услуг санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, млрд. руб.
2015 г. 5,8 100,6
2016 г. 6,6 117,4
2017 г. 7,1 124,7
2018 г.
С начала 2019 г. курорты Краснодарского края посетили 14587,9 тыс. туристов, аналогичный период 2018 г. - 14140,3 тыс. туристов (динамика к 2018 г. составляет - 106,2 %), в том числе:
- численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения составляет порядка -8 590,7 тыс. человек (2018 г. - 7901,4 тыс. человек).
- количество «неорганизованных» туристов составило - 7997,2 тыс. человек (2018 г. - 7738,9
тыс. человек).
В 2019 г. к полномасштабной эксплуатации в крае было допущено 333 пляжей.
В целом, итоги 2019 г. еще подводить рано, т.к. «высокий сезон» еще продолжается и продлится по погодно-климатическим условиям края примерно до 10-15 октября. Для сравнения, в летний период 2018 года Краснодарский край посетило - 10 400,0 тыс. туристов (динамика по сравнению с 2017 годом составляет - 105 %). Всего в 2017 г. Краснодарский край посетило более 16 млн. чел., в 2018 г. - более 17 млн. чел.
Информация о количестве туристов, прибывших на отдых в Краснодарский край в период с 2014 по 2018 гг. в сравнении с ТРК субъектов РФ Южного, Северо-Кавказского федеральных округов и Республики Крым представлена в табл. 3.
Таблица 3 - Численность лиц, размещенных в ТРК субъектов ЮФО, СКФО и Республики Крым (тыс.
чел.) [5]
2014 2015 2016 2017 2018
Республика Адыгея 78,1 80,2 82,2 92,4 108,4
Кабардино-Балкарская Республика 150,2 151,7 105,5 107,4 122,8
Республика Калмыкия 41,9 34,9 39,8 31,7 34,9
Карачаево-Черкесская Республика 157,9 159,4 193,0 115,4 99,9
Республика Северная Осетия - Алания 72,2 64,5 49,4 42,7 52,9
Краснодарский край 3226,6 4419,0 5560,3 5831,9 6622,8
Ставропольский край 818,4 845,2 848,8 977,7 1000,6
Астраханская область 205,3 193,9 208,0 263,9 268,2
Волгоградская область 441,4 412,6 513,0 584,8 616,8
Ростовская область 791,6 786,0 883,0 925,2 1086,0
Республика Крым 1626,2 1700,4 1591,3
За январь-июль 2019 г. налоговые поступления в консолидированный бюджет Краснодарского края от санаторно-курортных, гостиничных и туристских предприятий составили 6 718,7 млн. рублей, темп роста 111,8% (увеличение на 11,8% к аналогичному периоду 2018 г.).
Одним из стратегических показателей финансово-экономического обеспечения туристской деятельности в Краснодарском крае является объем реально привлеченных инвестиций. Стратегия социально-экономического развития края до 2030 г. определяет основные задачи инвестиционной стратегии как формирование глобально конкурентоспособного всесезонного комплексного турпродукта, направленного на внутреннем рынке на устойчивое воспроизводство человеческого потенциала России, на внешнем рынке -на удовлетворение интереса представителей других культур к цивилизационным ценностям, формирование конкурентоспособного туристского продукта международного уровня, включающего набор интересных комплексных предложений (как для летнего и зимнего туристических сезонов, так и для периода межсезонья), в т.ч. региональных и межрегиональных экспортных продуктов. Продвижение санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, в т.ч. продвижение экспортных турпродуктов на зарубежных туристских рынках, формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера, эффективной институциональной системы развития санаторно-курортного и туристского комплекса в рамках формирования туристско-рекреационного кластера, обеспечение высокого качества обслуживания и высокого уровня гостеприимства социума. Формирование в рамках туристско-рекреационного кластера эффективной системы привлечения, подготовки и удержания лучших специалистов в сфере туризма, высокого уровня гостеприимства социума и единой технологической платформы современных сервисов. Для реализации данных целей, по нашему мнению, прогнозный ежегодный объем реальных инвестиций в ТРК края в диапазоне 20-25 млрд. руб. в год [6].
Пока же ситуация с инвестиционным обеспечением развития ТРК далека от прогнозной (табд. 4, 5).
Таблица 4 - Инвестиции в основной капитал сферы туризма Краснодарского края, реально привлеченные в период 2013-2016 гг. (в фактически действовавших ценах, млн. руб.) [5]
2013 2014 2015 2016
Деятельность санаторно-курортных учреждений, гостиниц и
прочих мест для временного проживания 51532 54605 6826 10198
из них:
санаторно-курортных учреждений 7816 3180 2801 2284
гостиниц 40753 50688 2332 5500
пансионатов и домов отдыха 2855 704 1023 1495
Деятельность по организации отдыха и развлечений, куль-
туры и спорта 121805 40152 20744 9785
из них:
деятельность ярмарок
и парков с аттракционами 5629 7325 461 211
деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев 2 8 3 8
прочая зрелишцо-развлекательная деятельность, не вклю-
ченная в другие группировки 35 41 11 3
деятельность ботанических садов, зоопарков, заповедников 792 24 38 55
прочая деятельность
по организации отдыха
и развлечений 615 93 80 1907
На начало 2019 г. на Инвестиционном портале Краснодарского края представлены 29 инвестиционных проектов санаторно-курортной и туристской отрасли на общую сумму свыше 30,453 млрд. рублей с целью поиска инвесторов либо со-инвесторов. Все представленные инвестиционные проекты актуальны и соответствуют основным целям и приоритетным направлениям развития туризма в Российской Федерации, определенным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2015 года №2 941 -р «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». Интенсивно постоянно проводятся мероприятия по позиционированию инвестиционных предложений санаторно -курортного и туристского комплекса Краснодарского края с использованием СМИ, сети Интернет, а также путем презентации на публичных информационных и имиджевых мероприятиях в России и за рубежом, в т. ч. в рамках Российского инвестиционного форума в г. Сочи. По состоянию на 15.08.2019 г. заключено 23 соглашения (протокола) в инвестиционной сфере на сумму 18,6 млрд. руб.
Таблица 5 - Инвестиции в основной капитал, реально направленные на развитие сферы туризма Краснодарского края в 2017 г. (в фактически действовавших ценах, млн. руб.) [5]
2017
Деятельность санаторно-курортных организаций Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания 2956 3156 85
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах ...2)
Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания 316
Деятельность в области культуры, спорта организации досуга и развлечений 39181
Выводы:
1.Основными источниками финансово-экономического обеспечения туристской деятельности в регионе, кроме частного инвестирования и предоставления коммерческих кредитов, являются средства региональной бюджетной поддержки и программы федерального и регионального бюджетного софинансирования. Обобщая изложенный в отечественной и зарубежной экономической литературе анализ современных процессов, происходящих в мировой экономике, механизмов их учета при разработке региональной стратегии необходимого и достаточного финансово-экономического обеспечения туристской деятельности, можно выделить следующие аспекты: рост влияния внешних факторов регионального развития туристской деятельности; увеличение влияния микросреды финансово-экономического обеспечения туристской деятельности в регионе; усиление взаимосвязи между финансово-экономическим обеспечением туристской деятельности региона и решением его социальных, культурно-исторических, межконфессиональных и экологических проблем.
2. Необходима интенсивная диверсификация источников финансирования за счет использования, наряду с государственным финансированием и инвестированием, средств благотворительных и общественных организаций, самых разных международных фондов, грантов, частных предприятий, меценатов, государственно-частное партнерство; стимулирование лизинговых операций в сфере туризма, в частности, путем создания льготных условий для малых и средних предприятий туристического бизнеса; создание реально функционирующих совместных предприятий, что обеспечит иностранной стороне упрощение доступа к региональным туристическим ресурсам и привлечению в отрасль дополнительного капитала и взаимопроникновение зарубежных и отечественных технологий гостеприимства.
3. Создание региональной туристической рекламно-информационной сети, сводной электронной базы предложений туристических услуг региона и постоянное участие региона и его туристических предприятий в международных туристических биржах, выставках, ярмарках, салонах и других международных туристических мероприятиях, что дает возможность презентовать региональные туристические продукты и продвигать их на внешних рынках туристических услуг.
4. Государственные органы управления туризмом в регионе должны разрабатывать политику, стратегию и тактику финансово-экономического и инвестиционного обеспечения туристской деятельности в регионе на основе стратегии социально-экономического развития региона, концепции и государственной программы развития туризма.
Источники:
1. Берлин С.И., Кравченко Н.П., Берлина С.Х. Актуальные вопросы формирования конкурентного потенциала в системе социально-экономического развития России // Современная научная мысль. 2018. № 1. С. 130-138.
2. Берлин С.И., Петров Д.В. Концепция повышения эффективности туристского комплекса Краснодарского края «50-летию профессора Берлина С.И. посвящается»: монография / Кубанский социально-экономический институт; Научный центр пропаганды и внедрения инноваций. Краснодар, 2015.
3. Федеральное агентство по туризму РФ https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-ро-г1-2018/. (Дата обращения 07.08.2019 г.)
4. Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края http://www.min.kurortkuban.ru/ (Дата обращения 15.08.2019 г.)
5. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея http://www.krsdstat.gks.ru/ (Дата обращения 21.08.2019 г.).
6. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года http://www.mprkk.ru/media/main/attachment/attach/proekt_strategii.pdf (Дата обращения 25.08.2019 г.).
Sources:
1. Berlin S.I., Kravchenko N.P., Berlina S.H. Aktual'nye voprosy formirovaniya
konkurentnogo potenciala v sisteme social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossii // Sovremennaya nauchnaya mysl' [Topical issues of the formation of competitive potential in the system of socio-economic development of Russia // Modern scientific thought]. 2018. № 1. Pp. 130-138.
2. Berlin S.I., Petrov D.V. Koncepciya povysheniya ehffektivnosti turistskogo kompleksa
Krasnodarskogo kraya «50-letiyu professora Berlina S.I. posvyashchaetsya»: monografiya / Kubanskij social'no-ehko-nomicheskij institut; Nauchnyj centr propagandy i vnedreniya innovacij. [1. Berlin S.I., Petrov D.V. The concept of improving the efficiency of the tourist complex of the Krasnodar Territory "Dedicated to 50th anniversary of Professor S.I. Berlin. ": mono graph / Kuban Social and Economic Institute; Scientific Center for the Promotion and Implementation of Innovations].Krasnodar, 2015.
3. Federal'noe agentstvo po turizmu RF [Federal Agency for Tourism of the Russian
Federation] https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/. (Data obrashcheniya 07.08.2019 g.) [Available at: http://www.raexpert.ru/ (accessed 07.08.2019)].
4. Ministerstvo kurortov, turizma i olimpijskogo naslediya Krasnodarskogo kraya
[Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of Krasnodar Region]. http://www.min.kurortkuban.ru/ (Data obrashcheniya 07.02.2019 g.). [Available at: http://www.raexpert.ru/ (accessed 15.08.2019)].
5. Upravleniye Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Krasnodarsomu kraiyu I Respublike Adygeya (Data obrashcheniya 21.08.2019 g.). [Available at: http://www.krsdstat.gks.ru/ (accessed 21.08.2019)].
7. Strategiya socialno-economicheskogo razvitiya Krasnodarskogo kraya do 2030 goda. http://www.mprkk.ru/me-dia/main/attachment/attach/proekt_strategii.pdf (Дата обращения 25.08.2019 г.).
В.А. Красницкий - д.э.н., профессор кафедры «Налогов и налогообложения», Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, sergueiberlin@mail.ru,
V.A. Krasnitsky - doctor of Economics, Professor of the Department of «Taxes and taxation», Kuban state agrarian University. I.T. Trubilina;
В.Д. Семакина - магистр кафедры заочного обучения направления «Налоги и налогообложение», Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, sergueiber-lin@mail.ru,
V.D. Semakina - master of the Department of distance learning of the direction «Taxes and taxation», Kuban state agrarian University. I. T. Trubilina.
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ РФ TAX RISKS IN THE RUSSIAN TAX CONTROL SYSTEM
Аннотация. В статье говорится о налоговых рисках, с которыми может столкнуться налогоплательщик при ведении экономической деятельности. Рассматривается основная зона налоговых рисков — выездной налоговый контроль. Проанализированы основные причины возникновения налоговых рисков и пути их минимизации на предприятии. Сделан анализ контрольной работы налоговых органов в части эффективности проведения выездных налоговых проверок за период 2010 - 2018 гг. рассмотрены методы борьбы с налоговыми правонарушениями и последствия налоговых рисков для налогоплательщиков. Также говорится о превентивных и репрессивных методах борьбы с совершением правонарушений законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации. Так наиболее перспективным и значимым методом на сегодняшний день является превентивный, однако он нуждается в дальнейшем развитии и доработке. Сделаны выводы, что для успешного ведения бизнеса и минимизации налоговых рисков организации необходимо бухгалтерское, аудиторское сопровождение, а также получение налогового консультирования. Необходим постоянный мониторинг внешних и внутренних ресурсов организации, грамотное юридическое сопровождение, которое обеспечит правомерность заключения сделок предприятия, наличие в штате или привлечение со стороны квалифицированных юристов с разносторонним аспектом влияния, владением судебной практикой, глубоким знанием законодательства, а также знанием всех сторон бизнеса.
Annotation. The article talks about tax risks that a taxpayer may face in conducting economic activities. The main zone of tax risks is considered - field tax control. The main causes of tax risks and ways to minimize them at the enterprise are analyzed. The analysis of the control work of the tax authorities in terms of the effectiveness of conducting field tax audits for the period 2010 - 2018 is made. The methods of combating tax violations and the consequences of tax risks for taxpayers are considered. It also refers to preventive and repressive methods of combating the commission of violations of the legislation on taxes and fees in the Russian Federation. So the most promising and significant method today is the preventative, but it needs further development and refinement. It is concluded that in order to successfully conduct business and minimize tax risks, organizations need accounting, auditing support, as well as obtaining tax advice. Constant monitoring of the external and internal resources of the organization is required, competent legal support