Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСХОДОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСХОДОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ / КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / MARKET ECONOMY / EDUCATION / INFORMATIZATION OF SOCIETY / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CONSUMER COOPERATION / ACCOUNTING / INCOME AND EXPENSES / CALCULATING THE COST OF PRODUCTION / IMPROVING THE ACCOUNTING OF COSTS AND CALCULATING THE COST OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мейриева М.А., Исраилова Я.В.

Образование в любой стране является одной из ключевых сфер человеческой жизнедеятельности, основным рычагом, обеспечивающим социальный прогресс. От уровня образования граждан зависит качество и интенсивность развития государства и нации. Система образования в РФ позиционирует в виде совокупности взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов разного уровня и направленности, реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовой фирмы, типа и вида, органов управления образовательными учреждениями и организациями. Речь идет, в первую очередь, о реализации общеобразовательных и профессиональных программах. Безусловно, переход на рыночные отношения существенно изменил финансовые аспекты системы образования, структуру источников ее финансирования. Так, например, второе высшее образование стало платным, во всех вузах имеются мета на платной основе и др. Эксперты отмечают определенную сложность ситуации развития образования, несовершенство ее нормативно-правовой базы. Все это усложняется наличием социальной и экономической нестабильности в обществе. [4,9,12] В условиях рыночной экономики актуализируются проблемы перехода образовательных учреждений к самофинансированию, радикального формирования порядка расходования финансово-экономических, материальных, трудовых и иных ресурсов. Характерной особенностью современных учебных заведений стала их ориентированность на рациональное использование своих ресурсов, оперативное выявление и экономное задействование внутренних резервов. В этих условиях возрастает значимость эффективной организации бухгалтерского учета расходов, ибо от этого, во многом, зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемых учреждений. Особо эти проблемы актуализируются в системе учебных заведений потребкооперации, которые вынуждены сами себя финансировать за счет поступлений от физических лиц в виде оплаты за обучение. Действующая система организации бухгалтерского учета доходов и расходов в кооперативных образовательных учреждениях уже не соответствует современным требованиям управления и внутреннего контроллинга, препятствует формированию полной и достоверной информации о деятельности учреждения. Все это говорит о необходимости незамедлительного совершенствования и разработки новых теоретикометодологических положений и практических рекомендаций касательно вопросов учета доходов и расходов в учебных заведениях потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING OF EXPENSES FROM THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE CONTEXT OF INFORMATIZATION OF SOCIETY

Education in any country is one of the key spheres of human life, the main lever that ensures social progress. The quality and intensity of development of the state and nation depends on the level of education of citizens. The education system in the Russian Federation is positioned in the form of a set of interacting successive educational programs and state educational standards of various levels and directions, implementing them by educational institutions, regardless of their organizational and legal firm, type and type, governing bodies of educational institutions and organizations. This is, first of all, about the implementation of general education and professional programs. Of course, the transition to market relations has significantly changed the financial aspects of the education system, the structure of its funding sources. So, for example, the second higher education became paid, in all universities there are meta on a paid basis, etc. Experts note a certain complexity of the situation in the development of education, the imperfection of its regulatory framework. All this is complicated by the presence of social and economic instability in society. [4,9,12] In the conditions of a market economy, the problems of the transition of educational institutions to self-financing, the radical formation of the order of spending financial, economic, material, labor and other resources are actualized. A characteristic feature of modern educational institutions is their focus on the rational use of their resources, prompt identification and economical use of internal reserves. In these conditions, the importance of the effective organization of accounting of expenses increases, because the efficiency of the financial and economic activities of the institutions in question largely depends on this. These problems are especially actualized in the system of educational institutions of consumer cooperation, which are forced to finance themselves through receipts from individuals in the form of tuition fees. The current system of organizing the accounting of income and expenses in cooperative educational institutions no longer meets the modern requirements of management and internal controlling, prevents the formation of complete and reliable information about the activities of the institution. All this indicates the need for immediate improvement and development of new theoretical and methodological provisions and practical recommendations regarding the issues of accounting for income and expenses in educational institutions of consumer cooperation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСХОДОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10788

М.А. Мейриева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерскийучет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,

M.A. Meirieva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "Accounting, Analysis and Audit" of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ingush State University";

Я.В. Исраилова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

Y.V. Israilova- Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University".

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСХОДОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

FEATURES OF ACCOUNTING OF EXPENSES FROM THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE CONTEXT OF INFORMATIZATION OF SOCIETY

Аннотация. Образование в любой стране является одной из ключевых сфер человеческой жизнедеятельности, основным рычагом, обеспечивающим социальный прогресс. От уровня образования граждан зависит качество и интенсивность развития государства и нации.

Система образования в РФ позиционирует в виде совокупности взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов разного уровня и направленности, реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовой фирмы, типа и вида, органов управления образовательными учреждениями и организациями. Речь идет, в первую очередь, о реализации общеобразовательных и профессиональных программах.

Безусловно, переход на рыночные отношения существенно изменил финансовые аспекты системы образования, структуру источников ее финансирования. Так, например, второе высшее образование стало платным, во всех вузах имеются мета на платной основе и др.

Эксперты отмечают определенную сложность ситуации развития образования, несовершенство ее нормативно-правовой базы. Все это усложняется наличием социальной и экономической нестабильности в обществе. [4,9,12]

В условиях рыночной экономики актуализируются проблемы перехода образовательных учреждений к самофинансированию, радикального формирования порядка расходования финансово-экономических, материальных, трудовых и иных ресурсов. Характерной особенностью современных учебных заведений стала их ориентированность на рациональное использование своих ресурсов, оперативное выявление и экономное задействование внутренних резервов.

В этих условиях возрастает значимость эффективной организации бухгалтерского учета расходов, ибо от этого, во многом, зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемых учреждений. Особо эти проблемы актуализируются в системе учебных заведений потребкооперации, которые вынуждены сами себя финансировать за счет поступлений от физических лиц в виде оплаты за обучение.

Действующая система организации бухгалтерского учета доходов и расходов в кооперативных образовательных учреждениях уже не соответствует современным требованиям управления и внутреннего контроллинга, препятствует формированию полной и достоверной информации о деятельности учреждения.

Все это говорит о необходимости незамедлительного совершенствования и разработки новых теоретико-методологических положений и практических рекомендаций касательно вопросов учета доходов и расходов в учебных заведениях потребительской кооперации.

Abstract. Education in any country is one of the key spheres of human life, the main lever that ensures social progress. The quality and intensity of development of the state and nation depends on the level of education of citizens.

The education system in the Russian Federation is positioned in the form of a set of interacting successive educational programs and state educational standards of various levels and directions, implementing them by educational institutions, regardless of their organizational and legal firm, type and type, governing bodies of educational institutions and organizations. This is, first of all, about the implementation of general education and professional programs.

Of course, the transition to market relations has significantly changed the financial aspects of the education system, the structure of its funding sources. So, for example, the second higher education became paid, in all universities there are meta on a paid basis, etc.

Experts note a certain complexity of the situation in the development of education, the imperfection of its regulatory framework. All this is complicated by the presence of social and economic instability in society. [4,9,12]

In the conditions of a market economy, the problems of the transition of educational institutions to self-financing, the radical formation of the order of spending financial, economic, material, labor and other resources are actualized. A characteristic feature of modern educational institutions is their focus on the rational use of their resources, prompt identification and economical use of internal reserves.

In these conditions, the importance of the effective organization of accounting of expenses increases, because the efficiency of the financial and economic activities of the institutions in question largely depends on this. These problems are especially actualized in the system of educational institutions of consumer cooperation, which are forced to finance themselves through receipts from individuals in the form of tuition fees.

The current system of organizing the accounting of income and expenses in cooperative educational institutions no longer meets the modern requirements of management and internal controlling, prevents the formation of complete and reliable information about the activities of the institution.

All this indicates the need for immediate improvement and development of new theoretical and methodological provisions and practical recommendations regarding the issues of accounting for income and expenses in educational institutions of consumer cooperation.

Ключевые слова: рыночная экономика, образование, информатизация общества, учебные заведения потребительской кооперации, бухгалтерский учет, доходы и расходы, калькулирование себестоимости продукции, совершенствование учета затрат и калькулирования себестоимости образовательных услуг.

Keywords: market economy, education, informatization of society, educational institutions of consumer cooperation, accounting, income and expenses, calculating the cost of production, improving the accounting of costs and calculating the cost of educational services.

В условиях цифровизации экономики и информатизации общества значительно усилилось понимание социальной значимости образования для каждого человека. И это естественно, ибо от уровня образования и квалификации гражданина зависит возможность получения высокооплачиваемой престижной работы, степень его социальной и профессиональной мобильности. По этим обстоятельствам многие люди все больше отдают приоритет расходам на образовательные услуги, нежели другим расходам семейного бюджета.

Безусловно, переход на рыночные отношения, демократизация общества и другие масштабные изменения сформулировали новые жизненные позиции, необходимость реализации личностного потенциала индивида, его роль в сохранении окружающей среды.

Отход от привычной унифицированности образовательных учреждений существенно разнообразил их виды, учебные планы и программы посредством активного внедрения современных методик интенсивного образования и воспитания, в основе коих выступает комплекс проблем развития личности. [1,6,16]

Негосударственные образовательные учреждения (в соответствии со своим юридическим статусом) есть некоммерческие организации и выступают как составная часть некоммерческого сектора экономики национального хозяйства, играющего значимую роль в социо-эколого-экономическом развитии Российской Федерации. Некоммерческие учреждения выступают в интересах общества посредством обеспечения доступа индивидуума к общечеловеческим ценностям. Прибыль не является их конечной целью и не распределяется между участниками. Свою деятельность негосударственные образовательные учреждения осуществляют строго в соответствии с ФЗ «об образовании».

При осуществлении хозяйственной деятельности эти учебные заведения руководствуются Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его использованию.

Касательно предмета нашего исследования - Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99) - они используются некоммерческими организациями при осуществлении предпринимательской и иной деятельности.

В сегодняшних реалиях бухгалтерский учет позиционируется как неотъемлемая функция управления, именно он является основным поставщиком актуальной информации для управления, анализа и контроля производственно-финансовой деятельности образовательных учреждений.

Бухгалтерский учет отвечает за организацию аналитического учета доходов в зависимости от источников их поступления и направлений расходования; за поставку достоверной и полной информации заинтересованным пользователям (внешним и внутренним) для организации контроля за целевым расходованием средств, за своевременным предотвращением нецелевого или сверхнормативного расходования средств образовательных учреждений. [2,10,14]

Исходя из того положения, что основная часть доходов кооперативных образовательных учреждений формируется от оказания платных образовательных услуг, уместно подробнее рассмотреть термин «образовательная услуга».

Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблематике позволяет исследовать данное понятие в виде продукта производства образования, системы знаний, полезной информации, умений и навыков, используемых в последствии для удовлетворения разнообразных потребностей личности, общества, государства. [3,8,13]

В целом, можно констатировать, что образовательная услуга является не материальной, а социальной ценностью, она не отделима от педагогической деятельности. Ее неосязаемость и неотделимость сопряжена с невозможностью ее хранения, транспортировки. Еще одной характерной особенностью образовательных услуг является то, что в момент их оказания не происходит передача прав собственности, как это свойственно при процессе реализации продукции материального производства.

Новые условия хозяйствования, возрастающая неопределенность, появление новых сложных проблем отягощается отсутствием завершенных внутрисистемных научных разработок и методических рекомендаций по бухгалтерскому учету в рассматриваемой сфере образования.

Эксперты отмечают, что вследствие подобного положения в одних образовательных учреждениях системы потребительской кооперации для отражения оплаты за учебу применяют рекомендованный Центросоюзом счет учета целевых поступлений, в других - счет учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Безусловно, такой разброс в методиках регистрации поступлений за обучение снижает возможность и эффективность проведения качественного финансового анализа в образовательных заведениях. К тому же, на наш взгляд, отражение учебными заведениями Центросоюза сальдо целевых поступлений в пассиве баланса в разделе «Капитал и резервы» не отражает истинную суть хозяйственных операций, обусловивших образование данного сальдо. Мы это утверждаем, исходя из того, что остаток «целевых поступлений» на конкретную дату говорит не о наличии капитала образовательного учреждения, а о сумме обязательств перед студентами по неоказанным на отчетную дату образовательным услугам. Иными словами, речь идет о том, что баланс образовательного учреждения в подобном случае не дает достоверное представление о его финансовом положении, путает пользователей подобной отчетности и ни коим образом не соответствует требованиям ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99, пункт 6).

Отсюда, можно утверждать, что рассматриваемый алгоритм учета поступлений не корректен, ибо он не демонстрирует принципиальной новизны возмездных гражданско-правовых отношений между учреждением и студентами, не позволяет определить оценочные критерии и признания доходов в бухгалтерском учете, что, несомненно, существенно искажает показатели доходности. Такое разночтение методики учета расходов и доходов приводит к существенным различиям в классификации, в механизме признания, диагностирования и отражения на счетах бухгалтерского учета поступлений за обучение в учебных заведениях системы потребительской кооперации. [6,11,15]

Для систематизации целей бухгалтерского учета затрат, планирования, калькулирования и анализа совокупность расходов образовательных заведений классифицируется по таким признакам, как:

- экономическое содержание (элементы и статьи затрат);

- их значимость в процессах реализации образовательной деятельности;

- способ включения в себестоимость образовательных услуг;

- отношение к объему оказываемых образовательных услуг;

- места возникновения затрат;

- центры ответственности;

- отношение к планированию.

Анализ и обобщение специальной литературы по проблемам оценки и признания в учете поступлений за обучение в некоммерческих образовательных учреждениях позволил нам сформулировать ряд основных проблем их исследования, в числе коих, в первую очередь, необходимо:

- уточнить применяемую терминологию и классификацию поступлений за обучение касательно целей бухгалтерского учета;

- выявить и исследовать положительные и негативные аспекты используемых методик диагностирования и признания на счетах бухгалтерского учета поступлений за обучение;

- провести сравнительный анализ методика учета доходов от реализации образовательных услуг в государственных и негосударственных учебных заведениях, чтобы обосновать наиболее приемлемый метод учета доходов в кооперативных образовательных заведениях;

- осуществить научно-обоснованную разработку методики учета доходов от реализации образовательных услуг в учреждениях потребительской кооперации. [1,5,7]

Актуальность этих и других направлений несомненна, ибо, как показывает повседневная практика профессиональных учебных заведений потребкооперации, большинство этих учреждений учет расходов на оказание профильных услуг ведет без выделения в качестве объектов учета направлений специализации, форм и сроков обучения, без составления калькуляции себестоимости обучения учащегося в разрезе специальностей, форм и сроков обучения.

На наш взгляд, это не может не отразиться на эффективности управления учебным заведением, ибо руководство, не обладая подобными сведениями, не в состоянии регулировать плату за обучение, определять величину ожидаемых доходов и т.п.

Уже стало обыденным, что в условиях нашей действительности учет затрат на оказание образовательных услуг стал важнейшим инструментом стратегического управления учебным заведением. Это означает, что управленческий персонал любого образовательного учреждения должен обладать четким представлением и пониманием о необходимости окупаемости разнообразных видов и форм предоставляемых образовательных услуг (речь идет о специальностях и сроках обучения), эффективности разрабатываемых и реализуемых управленческих решений, и характера их влияния на финансово-экономические результаты работы образовательного учреждения и т.д.

Безусловно, такое положение требует незамедлительной модификации действующей номенклатуры статей затрат, с учетом произошедших изменений в структуре и характере затрат, связанных с платным обучением;

разработки современной методики учета затрат и калькулирования себестоимости обучения по направлениям подготовки студентов, внедрения типовой формы калькулирования себестоимости.

Источники:

1. Абрамова Н.В., Жуков Е.А. Если цены установлены в условных единицах // Главбух. Отраслевое приложение «Учет в сфере образования». - 2001. - №1. - С.11-15

2. Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях: возможны варианты //Выпуск АКДИ. Бухгалтерское приложение. - 2000. - №22. - С.8-10

3. Вахрушина М.А. Управленческий учет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность //Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». - 2010. - №25. - С.6-8

4. Зотова А.И. Совершенствование бухгалтерского учета образовательной деятельности в вузах (на примере вузов Центросоюза РФ). - М.,2000. - 168 с.

5. Ивашкевич В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат //Бухгалтерский учет. - 2010. - №5. - С.55-59

6. Лазутина Н.П. Особенности учета в некоммерческих организациях //Финансовая газета. - 2011. - №28. - С.10-11

7. Мейриева М.А., Бузуртанова Л.В., Точиева Л.К. Исследование развития методик стратегического анализа человеческих ресурсов //Финансовая экономика. - 2019. - №4. - С.635-636

8. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

9. Слабинский В.Т. Бухгалтерский учет и налогообложение образовательных учреждений. - Белгород: Изд-во «Бе-лаудит»,2001. - 137 с.

10. Точиева Л.К. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности //Colloguium-joumal. - 2018. - №13-10(24). - С.51-52

11. Точиева Л.К., Тхагапсова С.К.-Г. Некоторые особенности формирования преднамеренных искажений бухгалтерской финансовой отчетности //Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - №27(1). - С.306-309

12. Щетинин В.П. и др. Экономика образования. - М.: Российское педагогическое агентство,1998. - 306 с.

13. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С. 16-23.

14. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.

15. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С. 451-458.

16. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С.39-44.

References:

1. Abramova N.V., Zhukov E.A. If prices are set in conventional units // Glavbuh. Branch application "Accounting in education". - 2001. - No. 1. - С.11-15

2. Accounting in non-profit organizations: options are possible // Release of AKDI. Accounting application. - 2000. - No. 22. -P.8-10

3. Vakhrushina M.A. Management accounting in organizations carrying out educational activities // Accounting supplement to the newspaper "Economics and Life". - 2010. - No. 25. - P.6-8

4. Zotova A.I. Improving the accounting of educational activities in universities (on the example of universities of the Central Union of the Russian Federation). - M., 2000. - 168 p.

5. Ivashkevich VB Organization of management accounting by centers of responsibility and places of formation of costs // Accounting. - 2010. - No. 5. - S.55-59

6. Lazutina N.P. Features of accounting in non-commercial organizations // Financial newspaper. - 2011. - No. 28. - P. 10-11

7. Meirieva M.A., Buzurtanova L.V., Tochieva L.K. Research of the development of methods of strategic analysis of human resources // Financial Economics. - 2019. - No. 4. - S.635-636

8. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of systems research // News of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - P. 167

9. Slabinsky V.T. Accounting and taxation of educational institutions. - Belgorod: Publishing house "Belaudit", 2001. - 137 p.

10. Tochieva L.K. Disclosure of information in financial statements // Colloguium-journal. - 2018. - No. 13-10 (24). - S.51-52

11. Tochieva L.K., Tkhagapsova S.K.-G. Some features of the formation of deliberate distortions of financial statements // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 27 (1). - S.306-309

12. Shchetinin V.P. And other Economics of education. - M.: Russian Pedagogical Agency, 1998. - 306 p

13. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С.16-23.

14. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.

15. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С. 451-458.

16. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С.39-44.

17. DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10789

В.С. Мисаков - доктор экономических наук, профессор лаборатории горного природопользования Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской Академии наук; mbc_@mail.ru,

V.S. Misakov - Doctor of Economics, Professor of the Laboratory of Mining Nature Management at the Institute of Ecology of Mountain Territories named after V.I. A.K. Tembotov of the Russian Academy of Sciences;

Д.Ш. Алихаджиева - старший преподаватель кафедры «Экономическая теория и государственное управление» ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова»; dalihadzhieva@mail.ru,

D.S. Alikhadzhieva - senior lecturer of the Department of Economic Theory and Public Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikova"; dalihadzhieva@mail.ru.

ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ ENVIRONMENTAL ACTIVITY OF ENTERPRISES AS A FACTOR IN THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE "GREEN" ECONOMY

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ, проект №19-010-00665 «Развитие научного инструментария и разработка стратегии инвестиционно-строительного комплекса как фактора интеграции воспроизводственных циклов экономики и природной сферы Чеченской республики»

The article was prepared with the support of the RFBR grant, project No. 19-010-00665 "Development of scientific tools and the development of a strategy for the investment and construction complex as a factor of integration of the reproduction cycles of the economy and the natural sphere of the Chechen Republic"

Аннотация. Возможности и способности хозяйствующих субъектов заниматься эффективным рациональным природопользованием и охраной окружающей среды в рамках своей ответственности выстраиваются под влиянием совокупности разнонаправленных факторов. Противоречивость природы природоохранной деятельности предприятий и особая значимость последствий несоблюдения принципов обеспечения эффективной охраны природной среды для экономики и общества в целом, актуализируют необходимость дальнейшего их влияния и выявления наиболее существенных их позиций касательно устойчивого развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нарастание публикационной активности по проблемам устойчивого социо-эколого-экономического развития означает, что проводимые исследования факторов, формирующих эффективную природоохранную деятельность на уровне хозяйствующих субъектов, имеют, несомненно, большой научно-практический интерес. И это естественно, ибо возрастающее воздействие глобальных природных процессов в виде изменения климата, сокращения запасов пресной воды, снижения плодородия почвы, регулярных техногенных аварий и катастроф и наличие внутренних факторов повышает вероятность возникновения экономических рисков как неизбежного элемента производственно-хозяйственной деятельности.

Также надо указать на необходимость особого внимания к практике бизнес-структур и изменению их отношения к окружающей среде, в т.ч., при разработке и реализации своих стратегий инновационного развития, реализация коих должна происходить с задействованием ресурсосберегающих прорывных технологий и экологическим диагностированием воздействия процессов промышленной переработки ресурсов на окружающую среду.

Все вышеизложенное и сподвигло нас взяться за разработку этой проблематики.

Abstract. Opportunities and abilities of business entities to engage in effective rational use of natural resources and environmental protection within the framework of their responsibility are built under the influence of a set of multidirectional factors. The contradictory nature of the environmental protection activities of enterprises and the special significance of the consequences of non-compliance with the principles of ensuring effective protection of the natural environment for the economy and society as a whole, actualize the need for their further influence and identify their most significant positions regarding sustainable development.

The increase in publication activity on the problems of sustainable socio-ecological and economic development means that the ongoing research of the factors that form effective environmental protection at the level of economic entities are undoubtedly of great scientific and practical interest. And this is natural, because the increasing impact of global natural processes in the form of climate change, a decrease in fresh water reserves, a decrease in soil fertility, regular man-made accidents and disasters, and the presence of internal factors increase the likelihood of economic risks as an inevitable element of production and economic activity.

It is also necessary to point out the need for special attention to the practice of business structures and changes in their attitude to the environment, including when developing and implementing their strategies for innovative development, the implementation of which should take place with the use of resource-saving breakthrough technologies and environmental diagnostics of the impact of industrial processes. recycling resources to the environment.

All of the above prompted us to take up the development of this problem.

Ключевые слова: рыночная экономика, хозяйствующий субъект, инновационное развитие, охрана окружающей среды, факторы воздействия, зеленая экономика, устойчивое развитие.

Keywords: market economy, business entity, innovative development, environmental protection, impact factors, green economy, sustainable development.

Особенностью последних десятилетий развития экономики природопользования является активное формирование новой методологии, где экономика, экология и социум выступают не в качестве равнозначных, а взаимоподчиненных подсистем одного целого, взаимодействующих и развивающихся в соответствии с принципами естественной иерархии. Основная концепция подобного подхода строится на том, что общественное производство и национальная экономика способны развиваться в рамках жестких границ основных социальных и экологических нормативов, что означает экологическую сбалансированность. [1,4,18]

В этих условиях главной целью экономического роста выступает приоритетность воспроизводства естественных (биосферных) условий жизнедеятельности над воспроизводством экономического потенциала, ибо «существование и развитие социальной и экономической вторичных подсистем обеспечивается только системообразующей и определяющей основные критерии оптимизации экологической (первичной) среды. [12]

Можно привести несколько десятков иных подходов, что показывает недостаточную научную разработку и отсутствие общепринятого методологического решения рассматриваемой проблемы.

Природоохранная деятельность довольное емкое понятие, ибо оно объединяет в себе комплекс мероприятий сохранения, воспроизводства и улучшения качества окружающей среды, в рамках границ деятельности конкретного предприятия. Отсюда, в нашем случае, инвестиции предназначены для совершенствования используемых операционных технологий, в т.ч. при сооружении очистных систем, являющих собой сопряженный и завершенный процесс обеззараживания, очистки, охраны и отвода отходов производства. О значимости этих мероприятий говорит тот факт, что Декларация ООН «Повестка дня на XXI век» (UNICED-92) природоохранную деятельность (как составную часть производственно-хозяйственного процесса) обозначила в числе высших приоритетов предприятий. [7]

Эксперты с тревогой отмечают, что на практике большинство предпринимателей еще не осознали необходимость внедрения этого вида деятельности в свое производство. Даже в странах ЕС из 9 принятых природоохранных направлений в рамках операционного бизнес-цикла на практике осуществляется всего лишь 3:

- охрана и рациональное использование воды;

- защита атмосферы;

- защита земель и минеральных ресурсов.

Даже в научном мире (не говоря уже о практиках), ряд авторов отождествляет природоохранную деятельность с охраной природы и воспроизводством природных ресурсов, другие ученые акцентируют при исследовании этого вида деятельности свое внимание на снижении уровня воздействия техногенного характера и необходимости рационального использования ресурсов, третья группа исследователей выделяет стратегические особенности решаемых проблем и возможности формирования конкурентных преимуществ. [4,14,19]

Эксперты также отмечают несовершенство Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», где не регламентированы такие крайне важные задачи обеспечения устойчивого развития как необходимость сохранения благоприятной окружающей среды, непрерывно поддержания биоразнообразия, экологического воспитания и просвещения и др.

Говоря об экономической особенности активов природоохранного назначения, необходимо указать на их двоякость - с одной стороны, они присутствуют в производственном процессе в составе имущества хозяйствующего субъекта, при этом, с другой стороны, нельзя утверждать, что они задействованы в производство продукции.

Но, тем не менее, даже при таком положении они обладают сохранением возможности профильной операционной деятельности. Речь идет о том, что при совершенствовании системы стратегического и ситуационного управления необходимо разграничивать два производственных цикла - профильный операционный и природоохранный; надо также учитывать, что природоохранная деятельность имеет некоммерческий характер, высокую затратность и рискованность из-за необходимости соблюдения особых условий эксплуатации спецоборудования.

Сегодня очевидна объективная взаимосвязь и взаимообусловленность природоохранной и инновационной деятельности. Мировая практика экономически развитых стран с экологической ориентированностью показывает, что экологические нововведения позволяют добиться существенного ресурсосбережения, повысить конкурентоспособность, снизить издержки, освоить новые рынки, повысить инвестиционную привлекательность. [5,10,15]

Безусловно, экономические и технологические санкции против РФ препятствуют качественной реализации указанных направлений вследствие недоступности прорывных технологий, отсутствия достаточного бюджета, организационных сложностей, недостатка компетенций сотрудников и др. Но и при этих обстоятельствах, российское производство должно ориентироваться на ряд направлений природоохранной деятельности, направленных на обеспечение устойчивости социо-эколого-экономического развития. Речь идет об очистке, обезврежи-

вании и охлаждении отходящих потоков; снижении физического воздействия; сборе, складировании и транспортировке отходов производства; переработке и утилизации отходов; реабилитации и рекультивации почвы; инструментально-аналитических и контрольно-измерительных; организации и проведении научных исследований; системе сохранения биоразнообразия и среды обитания. [2,8,17]

В ходе нашего исследования промышленных предприятий республик СКФО мы установили, что на большей их части нет собственной системы экологического контроллинга и мониторинга. Руководители предприятий такой факт объясняют высокой эксплуатационной стоимостью подобных инструментариев. На опрошенных нами 28 промпредприятиях даже не планируется внедрение интегрированных технологий, позволяющих безотходно перерабатывать сырье и материалы и тем самым нейтрализовать их негативное воздействие на окружающую среду; технологий рециклирования, что позволяет задействовать теряемые материальные и энергетические потоки, компоненты отходов и др. Как видно, речь идет о задействовании крайне необходимых в рекреационном северокавказском регионе многоцелевых инновационных технологий, обеспечивающих совместные решения природоохранных и общих производственно-хозяйственных задач по повышению качества продукции, по совершенствованию использования сырья, материалов и энергии.

Безусловно, формирование необходимой инженерно-технической базы природоохранной деятельности является комплексным, высокозатратным и наукоемким процессом.

В условиях новой - «зеленой» экономики происходит интегрирование издержек, сопряженных с устранением деградации природной среды, при этом экологически чистые высокоэффективные технологии и устойчивое сельскохозяйственное производство выступают в качестве основных движущих сил экономического роста, создания новых рабочих мест, уменьшения социальной напряженности, замедления темпов изменения климата. [3,9,11]

При этом, надо исходить из того положения, в сегодняшних реалиях без существенных инвестиций в основной капитал невозможно осуществлять новое капитальное строительство, расширять реконструировать, технически перевооружать и модернизировать природоохранные объекты.

Надо особо подчеркнуть ничтожность «зеленых» инвестиций в региональном хозяйственном комплексе дотационных республик СКФО.

Международные стандарты и принципы системно-процессной методологии (признанные РФ) классифицируют направления природоохранной деятельности с учетом понимания ее значения и роли для обеспечения устойчивого развития.

В работе [3] автор, говоря о функциях природоохранной деятельности, предлагает рассматривать такие как стимулирующая, перераспределительная, регулирующая, контрольная, мотивационная и аккумулирующая.

Вместе с тем, данный подход не полон, ибо он не отражает затратный характер экологических мероприятий, необходимость ситуационного управления риском потери части прибыли.

Также надо отметить отсутствие таких важных функций как воспроизводственная, имиджевая, рискоми-нимизирующая.

На наш взгляд, природоохранная деятельность любого хозяйствующего субъекта независимо от его организационно-правовой формы должна состоять из информационно-аналитического обеспечения; ресурсного обеспечения; производственного процесса; контроллинга и мониторинга.

В условиях становления цифровой экономики и его влияния на процессы построения эффективной среды хозяйствующего субъекта требуется (помимо использования традиционных элементов - основного капитала, кадров, финансов, маркетинга) активное внедрение новых компонентов - в виде информационных технологий, квотирование загрязнений, актуализации миссии социальной ответственности и т.п. Иными словам, речь идет о необходимости каждому предприятию использовать разумную поведенческую модель, отражающую суть внутреннего управления, критерии оптимальности его функционирования и развития. [6,13,16]

Основные положения теории экономики природопользования нацелены на дальнейший анализ прикладных вопросов управления производством, и в т.ч. на построение комплекса оценочных критериев деятельности с учетом рассматриваемых природоохранных составляющих. Понятно, что для надлежащей реализации совокупности природоохранных мероприятий нужна соответствующая специализированная материально-техническая база, предполагающая, в т.ч., определенные компетенции сотрудников, использование современных организационных форм ситуационного управления бизнес-структурами и т.д. Как видно из излагаемого, эффективность природоохранной деятельности всегда сопряжена с обязательностью соблюдения определенного уровня и баланса материальных, трудовых и управленческих факторов - речь идет о технико-технологическом подуровне; об организационно-культурном подуровне; об управленческом подуровне. Такая детализация позволяет, на наш взгляд, осуществить эффективную пошаговую идентификацию, уточнить и учитывать природоохранные аспекты деятельности, более детально устанавливать социо-эколого-экономические взаимосвязи и обеспечивать адекватную итоговую оценку производственно-хозяйственной деятельности конкретного хозяйствующего субъекта.

Все эти три рассматриваемые составляющие технико-организационного уровня производства развиваются под воздействием совокупности разнонаправленных факторов, количественно выражаемых соответствующими статистическими частными и обобщающими показателями, упорядочиваемыми с учетом их весомости.

Проблемы диагностирования и контроллинга технико-организационного уровня производства проявляются не столько в недостаточности завершенности предлагаемых подходов, сколько в том, что они, как правило, касаются отдельных аспектов экономической активности, без учета адресности рассматриваемых характеристик

природоохранной деятельности, как одного из ключевых элементов современных социо-эколого-экономических отношений. Причем, эти отношения выступают в виде многоцелевого процесса, имеющего множество целей (производственного, социального, экологического, бюджетного и иного характера), при этом, указанные цели не только разнородны, но и даже во многих случаях могут противоречить друг другу. Говоря о противоречивости рассматриваемых целей экономического роста, мы исходим из сложности внутренней структуры социо-эколого-экономических систем и комплексного воздействия процессов ее функционирования на окружение.

Источники:

1. Айзятов Ф.А. Устойчивое развитие общества и система экологического образования. //Интеграция образования. -2001. - №4. - С.23-27

2. Абрамешин А.Е. Инновационный менеджмент. - М.: Вита-Пресс,2001. - 272 с.

3. Астафьева О.Е. О возможностях повышения эффективности управления природоохранной деятельностью //Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №6. - С.80-87

4. Владимирова О.Н. Мониторинг инновационной восприимчивости региона: основные тенденции //Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - №30. - С.2-11

5. Громов Е.И. Статистическая оценка экономических, демографических и социальных процессов в регионах СКФО //Экономика и предпринимательство. - 2012. - №5. - С.372-378

6. Данилов-Данильян В.И. Перед главным вызовом цивилизации: взгляд из России. - М.: ИНФРА-М,2005. - 224 с.

7. Декларация ООН «Повестка дня 21 века». - Рио-де-Жанейро. - 3-14 июля 1992 г.

8. Думнов А.Д. Комплексный анализ экологических затрат в Российской Федерации: основные элементы и направления //Вопросы статистики. - 2005. - №1. - С.21-32

9. Заболотский В.П. Об устойчивости «новой экономики» //Проблемы информатизации. - 2001. - №3. - С.16-25

10. Инновационный менеджмент /Под ред. Гольдштейна Г.Я. . - Таганрог: Изд-во ТРГТУ,1998. - 132 с.

11. Кальнер В.Д. Рейтинговая индустрия и реалии «зеленой экономики» //Экология и промышленность России. - 2013. - №8. - С.53-56

12. Крупина Н.Н. Анализ технико-организационного уровня производства с учетом экологических аспектов //Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - №41. - с.23-26

13. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

14. Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. - 4-е изд., перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010. -687 с.

15. Тяглов С.Г. Экономически устойчивое развитие региона: факторы, модели, механизмы //Вестник Академии. - 1999. -№4. - С.32-34

16. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т.7. - №14. - С.16-23.

17. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т.8. - №4. - С.964-972.

18. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С.451-458.

19. Ugurchiev O.B., Dovtaev S.A.Sh., Misakov V.S., Misakov A.V., Temmoeva Z.I., Gyatov A.V. Transition mechanism development to the sustainable balanced development of depressive territories // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. - 2018. - T.8. - №S-MRCHSPCL. - P. 248-253

References:

1. Aizyatov F.A. Sustainable development of society and the system of environmental education. //Integration of education. -2001. - No.4. - S.23-27

2. Abrameshin A.E. Innovation management. - M .:Vita-Press,2001. - 272 p.

3. Astafieva O.E. On the possibilities of improving the efficiency of environmental management // Management in Russia and abroad. - 2001. - No.6. - S. 80-87

4. Vladimirova O.N. Monitoring of the region's innovation susceptibility: main trends //Regional economy: theory and practice. - 2013. - No.30. - P.2-11

5. Gromov E.I. Statistical assessment of economic, demographic and social processes in the regions of the North Caucasus Federal District //Economy and Entrepreneurship. - 2012. - No.5. - S.372-378

6. Danilov-Danilyan V.I. Before the main challenge of civilization: a view from Russia. - M .: INFRA-M, 2005. - 224 p.

7. UN Declaration "Agenda 21". - Rio de Janeiro. - July 3-14, 1992

8. Dumnov A.D. Comprehensive analysis of environmental costs in the Russian Federation: the main elements and directions // Questions of statistics. - 2005. - No.1. - S.21-32

9. Zabolotsky V.P. On the stability of the "new economy" // Problems of informatization. - 2001. - No.3. - S.16-25

10. Innovation management / Ed. Goldstein G.Ya. - Taganrog: Publishing house of TRSTU, 1998. - 132 p.

11. Kalner V.D. Rating industry and the realities of the "green economy" // Ecology and Industry of Russia. - 2013. - No.8. -S.53-56

12. Krupina N.N. Analysis of the technical and organizational level of production taking into account environmental aspects // Economic analysis: theory and practice. - 2012. - No. 41. - p.23-26

13. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of systemic research // News of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - P. 167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.