Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АЛЛОКАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ ДЛЯ ОСОБЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)'

ОСОБЕННОСТИ АЛЛОКАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ ДЛЯ ОСОБЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / ФУНКЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ / АЛЛОКАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ / МОДЕЛЬ "РОБИНЗОНАДЫ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Градинарова Арина Александровна

Введение. Актуальность тематики исследования определяется необходимостью изучения финансовых явлений и процессов для понимания экономической сущности публичных финансов в жизни общества. Стратегическим императивом формирования публичных финансов является разработка соответствующего обеспечения его реализации, адекватного сложным и переменчивым обстоятельствам развития территории. Цель. Основная цель исследования заключается в выявлении особенностей реализации функций публичных финансов для регионов с особым режимом функционирования. Методы. При решении поставленных задач использовались общелогические методы анализа: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия; методы эмпирического уровня: наблюдение, описание, измерение, моделирование, а также частные и специальные методы научного исследования: сравнительного анализа, системного подхода, модель «робинзонады» (Crusoe model). Научная новизна исследования. Научная новизна полученных результатов заключается в решении важной научной проблемы - выявлении особенностей реализации аллокационной функции публичных финансов в регионах с особым режимом функционирования (на примере Донецкой Народной Республики, где особая военная и политическая ситуация, мобилизационный тип экономики, переходный период в связи с встраиванием Республики в систему федеративных отношений РФ) с целью совершенствования системы управления публичными финансами подобных регионов. Результаты. Основные результаты исследования состоят в характеристике процесса реализации аллокационной функции публичных финансов, позволяющего определить максимальный эффект экономических действий субъектов в сложившихся условиях, а также заложить основы для анализа следующей распределительной функции публичных финансов. Выводы. Установлено, что в условиях усиления роли публичных финансов не только в обеспечении экономического развития Донецкой Народной Республики, но и в посткризисном восстановлении и стабилизации деловой активности важное значение приобретает реализация аллокационной функции публичных финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ALLOCATING PUBLIC FINANCES FOR SPECIAL TERRITORIES (AS EXEMPLIFIED BY THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC)

Introduction. The relevance of the research topic is determined by the necessity to study financial phenomena and processes in order to understand the economic essence of public finance in the life of society. The strategic imperative for the formation of public finance is the development of an appropriate provision for its implementation, adequate to the complex and changeable circumstances of the territory development. The main purpose of the study is to identify the features of performing the functions of public finance for regions with a specific mode of operating. Methods. When solving the tasks, the author uses general logical methods: analysis, synthesis, induction, deduction, analogy; empirical level methods: observation, description, measurement, modeling, as well as private and special methods of scientific research: comparative analysis, system approach, the Robinsonade model (Crusoe model). Scientific novelty of the research. The scientific novelty of the results lies in solving an important scientific problem -identifying the features of implementing the allocative function of public finance in the regions with a specific mode of operating (as exemplified by the Donetsk People’s Republic, where there is a special military and political situation, a mobilization type of economy, a transitional period due to the integration of the Republic into the system of the Russian Federation federal relations) in order to improve the system of public finance management in such regions. Results. The main results of the study consist in characterizing the process of implementing the allocation function of public finance, which makes it possible to determine the maximum effect of economic actions of the subjects in the current conditions, as well as to lay the foundations for analyzing the following distribution function of public finance. Conclusions. The author makes a conclusion that in the context of strengthening the role of public finance, not only in ensuring the economic development of the Donetsk People’s Republic, but also in the post-crisis recovery and stabilization of business activity, the implementation of the allocation function of public finance becomes important.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АЛЛОКАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ ДЛЯ ОСОБЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)»

Для цитирования: Градинарова, А. А. Особенности аллокации публичных финансов для особых территорий (на примере Донецкой Народной Республики) / А. А. Градинарова // Социум и власть. — 2022. — № 4 (94). — С. 36—47. — DOI 10.22394/1996-0522-2022-4-36-47. — EDN PEOQZS.

УДК 336.5 EDNPEOQZS

DOI 10.22394/1996-0522-2022-4-36-47

ОСОБЕННОСТИ АЛЛОКАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ ДЛЯ ОСОБЫХ ТЕРРИТОРИЙ (на примере Донецкой Народной Республики)

Градинарова Арина Александровна,

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, докторант, доцент кафедры туризма, кандидат экономических наук, доцент. Донецк, Донецкая Народная Республика.

ORCID: 0000-0003-1632-5283 E-mail: 555arina@mail.ru

Аннотация

Введение. Актуальность тематики исследования определяется необходимостью изучения финансовых явлений и процессов для понимания экономической сущности публичных финансов в жизни общества. Стратегическим императивом формирования публичных финансов является разработка соответствующего обеспечения его реализации, адекватного сложным и переменчивым обстоятельствам развития территории. Цель. Основная цель исследования заключается в выявлении особенностей реализации функций публичных финансов для регионов с особым режимом функционирования.

Методы. При решении поставленных задач использовались общелогические методы анализа: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия; методы эмпирического уровня: наблюдение, описание, измерение, моделирование, а также частные и специальные методы научного исследования: сравнительного анализа, системного подхода, модель «робинзонады» (Crusoe model). Научная новизна исследования. Научная новизна полученных результатов заключается в решении важной научной проблемы — выявлении особенностей реализации аллокационной функции публичных финансов в регионах с особым режимом функционирования (на примере Донецкой Народной Республики, где особая военная и политическая ситуация, мобилизационный тип экономики, переходный период в связи с встраиванием Республики в систему федеративных отношений РФ) с целью совершенствования системы управления публичными финансами подобных регионов. Результаты. Основные результаты исследования состоят в характеристике процесса реализации аллокационной функции публичных финансов, позволяющего определить максимальный эффект экономических действий субъектов в сложившихся условиях, а также заложить основы для анализа следующей распределительной функции публичных финансов.

Выводы. Установлено, что в условиях усиления роли публичных финансов не только в обеспечении экономического развития Донецкой Народной Республики, но и в посткризисном восстановлении и стабилизации деловой активности важное значение приобретает реализация аллокационной функции публичных финансов.

Ключевые слова: публичные финансы, функции публичных финансов, аллокационная функция, модель «робинзонады»

Введение

Трансформационные преобразования социально-экономической системы Донецкой Народной Республики обуславливают необходимость учета глобальных и национальных трендов общественного развития. К приоритетам экономического развития Республики относятся: преодоление бедности, улучшение благосостояния населения, снижение уровня безработицы, повышение качества образования и здравоохранения и т. д. Реализация этих задач в значительной степени зависит от состояния публичных финансов, являющегося маркером эффективности функционирующей системы управления. При этом аллокацион-ная функция публичных финансов является основной, так как государство аккумулирует денежные средства в публичные фонды для того, чтобы впоследствии их распределить согласно общественным потребностям, что актуализирует реализацию аллокационной функции публичных финансов в социально-экономических условиях ДНР.

Важность исследований по проблеме публичных финансов обоснована в исследованиях зарубежных авторов D. Brümmerhoff, T. Büttner, J.W. Gruber, S.B. Kamin [15; 16], а также в работах отечественных ученых Н. С. Крыловой, И. А. Поветкиной; Е. В. Рябовой, А. Ю. Чаловой [7; 11—13].

Поскольку, несмотря на значительный научный и практический интерес к публичным финансам, до сих пор не сформировано их понятие, предлагаем в рамках настоящего исследования рассматривать их в качестве отношений социально-экономического характера, которые проявляются при формировании, распределении или перераспределении части публичных финансовых средств конкретной территории (в том числе бюджетов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования на случай временной нетрудоспособности и др.) и удовлетворяют различные формы публичного интереса субъектов экономической деятельности [2, с. 5—18].

Методы и материалы

Сущность экономической категории публичных финансов проявляется в их функциях. Путем реализации функций осуществляется объединение абстрактной сущности категории с практическими формами ее реализации. На протяжении истории развития финансовой науки обозначились две научные школы относительно функций публичных финансов.

Традиционная школа — ее придерживается ряд отечественных и зарубежных ученых [6, с. 199—210; 10, с. 76—85; 17], которые считают, что у публичных финансов, по аналогии с государственными, выделяется три функции: распределительная, контрольная и регулирующая.

Большинство ученых-исследователей данной проблематики также дополняют основные функции. Так, по мнению Е. В. Вай-мер [3, с. 7—11], назначение публичных финансов проявляется в распределительной, контрольной, регулирующей, информационной и стабилизационной функции публичных финансов. По мнению Г. Р. Гафаровой [4, с. 305—307], экономическая и правовая суть публичных финансов отражается в тех функциях, которые они выполняют для успешного функционирования и развития всей финансовой системы государства и отдельных ее звеньев, среди которых в настоящее время, особое значение приобретает информационная.

Основателем взглядов современной научной школы следует считать Р. Масгрейва. Американский экономист разделяет следующие функции публичных финансов: аллока-ционную, дистрибутивную и стабилизационную [8]. Также, он акцентирует внимание на том, что первая из указанных функций проявляется в процессе удовлетворения общественных потребностей (называемых общественными благами) с помощью государственных средств. Частный бизнес априори не может обеспечить подобные общественные услуги (оборона, соцпомощь и т. д.) либо может предоставить по необоснованно завышенным ценам. Структура государственного бюджета в основном направлена на оказание подобных услуг, а проявляющееся при этом движение денежных средств характеризует понятие «аллокация» (перераспределение ресурсов).

Нобелевский лауреат, специалист по государственному сектору экономики Джеймс Бьюкенен [18] так характеризовал учебник «Public Finance in Theory and Practice»: «эта книга... должна быть обязательной для всех заинтересованных исследователей, изучающих публичные финансы, и она должна оставаться стандартным источником для аспирантских и других продвинутых исследований на многие годы вперед».

Относительно позиции отечественных ученых, следует отметить, что понимание природы публичных финансов как одного из основных факторов общественной экономики раскрыто в работах Л. И. Якобсона, Б. И. Алехина, Г. Б. Клейнера [1; 5; 14] и

др. Так, первая глава учебника профессора Б. И. Алехина [1] посвящена триединой модели общественного сектора, представленной в монументальной работе Масгрейва «The Theory of Public Finance. A Study in Public Economy», автор также применяет ее для согласования бюджетной политики и функций налогов.

Основатель российской финансовой школы по проблемам общественного сектора Л.И. Якобсон [14, с. 45] отмечает, что публичные финансы предназначены для осуществления отдельных функций: аллокационной, распределительной (дистрибутивной) и стабилизационной. Первая заключается в регулировании аллокации финансовых ресурсов, повышении уровня эффективности их перераспределения.

Другой Нобелевский лауреат в области экономики Джозеф Юджин Стиглиц согласен с существованием аллокационной функции публичных финансов «то что экономика эффективна по Парето, ничего не говорит о распределении публичных финансов; конкурентные рынки могут привести к неравному распределению, в результате чего некоторые люди могут остаться без достаточных средств к существованию [19, с. 295—301].

Таким образом, можно сделать вывод, что аллокационная функция публичных финансов состоит в перераспределении финансовых средств, при этом могут видоизменяться характер и объемы денежных потоков, обусловленные рыночными условиями, размерами налоговых отчислений, социальных выплат, госдолга и средств, которые его покрывают.

Что касается попыток исследования закономерностей аллокации публичных финансов на абстрактной модели, то здесь, в первую очередь, необходимо отметить появившееся в XVIII веке направление теоретической мысли, которое в дальнейшем получило название «робинзонада». Модель была разработана маржиналистами лозаннской школы (математической школы) Л. Вальра-сом и В. Парето совместно с представителями английской школы У. Джевонсом и Ф. Эд-жвортом, которые инициировали внедрение математических методов в экономику [20, с. 425—440].

Модель робинзонады не является в экономической науке чем-то новым. Попытки ее применения в различных областях экономики и финансов успешно осуществили такие зарубежные ученые, как Хэл Р. Вариан, лауреат Нобелевской премии Д. Макфадден, Дж. Мирон и др. [21—23], а также известный русский экономист А. Д. Некипелов [9]

в монографии «Основание и функционирование экономических институтов: от Робинзона Крузо к рыночной экономике, основанной на индивидуальном производстве».

Модель экономики Робинзона Крузо можно рассмотреть в условиях социально-экономического развития ДНР, поскольку последняя также характеризуется рядом экономических ограничений.

Курс экономической изоляции по отношению к Донбассу сформировался еще в 2014 г., после указа украинского правительства прекратилось оказание любой социальной помощи и банковское обслуживание счетов населения. В 2017 г. в ДНР закрепили внешнее управление на предприятиях украинской собственности и сконцентрировали поставки на российский рынок сбыта, после чего Украина окончательно прервала транспортное сообщение с республиками1.

15 ноября 2021 года Президент России Владимир Путин подписал Указ2, согласно которому товары из непризнанных Донецкой и Луганской народных республик допускаются к участию в госзакупках наравне с российскими товарами, количественные ограничения по экспорту и импорту снимаются, это упрощает те сложнейшие схемы, по которым были вынуждены работать производители из ДНР и ЛНР, поставляя свою продукцию в РФ. 21 февраля 2022 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации «О признании Донецкой Народной Республики»3. 30 сентября текущего года В. В. Путин подписал указ о присоединении Донецкой Народной Республики к РФ4, этому событию предшествовал референдум, по

1 Глава ДНР заявил об ожидаемом росте торгового оборота с Россией // ТАСС, Симферополь. 18.01.2022. URL: https://tass.ru/ekonomika/13458047 (дата обращения: 22.08.2022).

2 Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины : Указ Президента Российской Федерации № 657 от 15.11.2021. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.08.2022).

3 О признании Донецкой Народной Республики : Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2022 № 71 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://ips.pravo.gov. ru:8080/default.aspx?pn=0001202202220002 (дата обращения: 23.08.2022).

4 О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики : Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 5-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: publication.pravo.gov.ru/Document/Vi ew/0001202210050005?ysclid=laasjuhwu296038804 (дата обращения: 10.11.2022).

результатам которого за присоединение к России проголосовали 99,23 %. Таким образом, по состоянию на сегодняшний день в Республике действует переходный период, необходимый для перенастройки действующей системы управления публичными финансами в соответствии с нормами российского законодательства.

Важно отмети ть, что периодккономиче-ской, полити чес кой и военно й нестабильности в ДНР (2014—2022 гг.) в тасти тублич ных финансов,является экстраосдинарным, по-этомувеисывтется в модель «роЭснзона-ды» телько по фо°бтльным и абстрактным признакам. В рамках исследования указаь» ной модели ограничим перераспределение публичных финансов в рамках конкретной экономической системы для того чтобы, абстрагировавшись от внешних факторов, рассмотреть движущие силы. Такой анализ позволит глубже понять механизм реализации аллокационной функции публичных финансов в условиях переходного этапа развития системы публичных финансов в ДНР.

Результаты

В рамках настоящего исследования предположи о, сто валовыйвнутр еннийпро-дукт ДНР явлоетсо рез^ьтевнп о рнеиводст-венного процнпта, ко есть произвопстьое Республике скннсикот пэ>овня теятпльяте I п обеема ероиннодства. Пн^ым нрапом в этом няпратлснмн ролжна сеять яр^^1»нг» имеющ егося а бъе мт ярбличных фьяанядп в отдедоходов- кото-ые аккумулируютая органами публичной власти Донецкой Народной Республики. Для простоты использования предположим, что будущая производительность точно известна, а также абстрагируемся от решений, касающихся найма рабочей силы.

= при этом > 0 и^аг < 0. (1)

Предложенная модель определяет производственную функцию у£ = f{lt), которая характеризует взаимосвязь производства и количество рабочей силы;производство в период г забисит тольпо от объема рабопбй силы в порлод г.

/— нтпрерытнея фуоаиоя, сиффеснн-цирутмал; пределлный продукт трфда (ьМ1_) соответствотт увеличвайн иыь^кае аогл объема продукции,разделенного тт тевои менный ресурс, например, испбльзование новой рабочей силы или нового оборудования.

— = f'(lt) > 0 в случае, когда предель-

d't

ный продукт труда положительный; либо ^Цр = f'Q-t) < 0— когда он отрицательный.

Построим график производственной функции в этом — учае:

Как вкднм из рус. К, нквкзможло понв-чить о бюижите Конанаовыо средоскт вышп

/(00 ОДНИСП МОЖНО ПОЛуЧИТО КТИбоТ .КЗОер

п^вич оыхфиоансов киже0Ц).Напркмер, /(/) = la 0 < а < 1, (2)

тогда ^ = /'(/) = а/а_1 > 0 в случае, когда предельный продукт труда положительный;

либо d^ — а(а — 1 )1а~2 < 0— когда он отрицательный.

Рассмотрим ситуацию параллельного смещения производственной функции в этом случае (b — прирост объема публичных финансов в текущем периоде).

Как видно из рис. 2 наклон производственной функции остается неизменным, предельный продукт труда тоже не изменится.

Производственная функция параллельно смещается на у = /0) + b = ia + Ь 0 < а < 1, но размер (PML) предельного продукта труда фбнкц ии ТПб о фуниаи и f(( + К одат акооый.

^ = /40 = а'"-1 > 0 при PML — положительный,

= а(а - 1 )1а~2 < 0 при PML — отрицательный.

Рассмотрим пропорциональное смещение производственной функции на основе появления технологических новаций z, что увеличит объем производства на определенный постоянный процент, то есть z > 7.

Наклон функции меняется, поэтому (PML) предельныйпродукт тр>уда тоже смеща ет-ся. Теперь новое производств о описывается функцией yt = (1 + у)/'(У, т Вменит РЖ как б+ = (1+7)/УВ).

В слуцие /коложительного (PML) предельного пвооукта труда

— =J , = (-В + yW"~l >0 (3) di (i)(l+z) v ' v'

(ЕОККВ1А С КОАОИС N Н (ЕК) НОНИ

39

У

Рис. и Зависимасть объемовпроизводства от факторов реализации аллокационной функции публичных финансов

О

Рис. 2. Параллельное смещение функции в случае, если Ь > О

/вер

- I

Рис. 3. Пропорциональное смещение в случае когда г > О

при услоуии смещения

Уу_ /

УI (¡)(О+г)

= (1 + 2)=""° > 0, (4)

г > Ь ^ (1 + г)/'(г) > /'(И)

Уу = / = аГ"°>0, уг г

функция смещается вверх

(5)

-1 < г < 0 => (1 + г) / ' ( г ) < /'(И), (6)

функция смещается вниз. В случае отрицательного (PML) предельного продукта труда _

5 = а(1 + 2)(а-1)га-2<0.(7)

Таким образом, физический объем потребления в Донецкой Н-родной Республике согласно рассмотренной модели рмвен физическому объему производстда;при этом потребление зависит отоб-има поо-изводства в каждый период в ремени V, что в свою очередь зависит от объема труда /.

Далее следует провести оценку объема финансовых затрат, необходимых для обеспечения и выполнения целей производства общественных благ при выполнении властными структурами ДНР своих функциональных обязанностей. На этом этапе основным заданием является оценка объема расходов, необходимых для решения социальных проблем и общественных отношений в Республике, которые необходимо будет направить на противодействие бедности, обеспечение условий для достойной занятости и условий жизни, социальной безопасности, развитие отраслей социальной сферы: образования, здравоохранения, ЖКХ, культуры и др.).

В качестве методологического обеспе-чиния нтиОхидемо мрпетьиоонто подход иденвификврои поциальмых прмблем в об-щавтяе на осеове р-пользояабоя методот еприорпого .пнжар-заби-. виднозс -ирар--пр, абтлзержый мепео и /яр.

иМфе-т от пептняаягцтедпнения прблхп-ьим «и иии1исх1гг в агмичхя от п>х нхнохл-оих в рмия-оОхихонскод н мовихин бселжпйах ппи-слюахеии фпидвииП пoл7арлcзо И = иОо, у.

л — непртиютиве р,и ффи фенц и зуемх з футяйип 3 и . а И).

Теедольнас пиьезпояеь пиедгИвехия эи „ я и я

рч = Иг > 0 — ззи нтменение зееррдви ипппи-

нонти при не?билн1Ком (бесконечно ианом) измиоении обълми пеки распоиделения кл-

д=р

т р с1 *

На рис. 4 изобразим кривые безразличия но эарнн инои ваит.

Чтэбы оироненлки накл он квивой без-ракличия, питииф^нр^^ои^е^f^yепи фннкцилк полезности

dU = —dc+ — dl = U1dc + U2dl. (8)

дс д1 1 * 4 '

Как видно из данных рис. 4, кривые без-(лиир1ичия на эарте ичокваък нр пэк а^с екают-ия и нт касаются друг рэкга.

<НС5нтая1 пнитзводнаи лаваа

dU = U1dc + UKdl = К. (9)

Из общей производной можно опреде-

dc U2 и2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лить наклон — =--. — — это предельная

dl ut и1 к "

норма замещения (MRS) между потреблением и перераспределением.

d2c

Предположим — > 0. При условии, что выражение >0 — наклон увеличивается, поэтому кривые безразличия имеют форму дуг;

При условии, что выражение = 0 — кривы л безразличич представляют собой пряные лпнхе.

На тпипе иекюритяределения и перемещения Динянсовы>т рнлккн(зсов, необходимых для проитрчдства общественных благ важна пони мать, что экономическая система Донеткей лннндиой Республики аккуму-лирлеи нрТричнын фининкы иля личного потребления. Предположим, производится q > 0 единиц товаров, вводится i ресурсов пдюияртдичрп, по^е (злится орттвшиеся x = q - i, тем самым получается полезность

Рис. 4. Изокванты производственной функции

u(q -/—. ЕВ начале? следующего периода остается/ПП о(5"Ь(5ма птбличныю финансов и процесс няндо/в^Еа^тся, финк евия полез нопии п, так жы кик л ефоизыодьттенная c(c^ihки.ия _Ияыттяноа"ст вогнутыме pi на;уаая1^;а1-оиь1к1ол1к OU °0 при эком/О/К я О. Ценносто [ьеклитнцхи о.^ыок.э.аиа1нисоо1 Фонки-дь п^об^1С^ашсы:и (Зинаи-сов О/О прнупоаьляпе noUôoai — тпикыошны ьислаи^ого множества стннгитез^ических аооа оеряитии н эвги0ы)1ик1^пче-скии леыеепн пт искоамиза/но объгзме 1КкпК1личыьт1х сбинансоЕЗ 1т Реки/Литны.

цкие^1"—н сюс

гуи /м — объен aьаомyлиеохкнных п^(5липс н ых фееснкон н енfви(кд не ;

н о СО,С — иотфСацисол днтеоитировад нех.

В эоом илу/си. ые имеп тоомажности ni,; хыхкннuеыeпнаия публичнон фиптосое, нпcап фуик°ив /нххилханхияеу удоенет/т Беллмана, что являетгя джсеипзснр|м .тсо-иеем °оя иптимaльхoоти- ^киондии.ог/'Э^оы! с мнтнмонекпткиб ихолио/ опчеыетаопе, нткывсхмым .инкмныиккио! нвосркнми-млнынипм и бaаипyхнкя ыига проыщыне oкп"и^ мо.пь,нокиы1:

пн чк шах к? - о -о Мао)]. -с 1 ,

Предтложим, что на Ееотдн oO"ьeм иу-бличных финансов i1 такио, е^о З И/,0'(С^ииТГ. Эeo1базпeпoвмо, так, r^fD и успопеи з"]о и /'(К) = дан }im/'(i) = О.. Пусть q1 =/(i1).

Если начальный объем публичных финансов равен q;, тот оптимальная стратегия сеытоес в том чтобывводитн /, каждый пе-риид. Сиедн ееесдесЕ Ое .

eHii) я^иН?! -ii). (12)

Теперь предположим, что возможно не только аккумулировать i объем публичных финансов, на и перераспределять j объем последних, где 0 < i < q, 0 < j < q - i. Агент потребляет остаток q-i-j. Аллокационная функция успешна с вероятностью Ç(j), что приводит к улучшению производственной функции g = (1 + 9)/, где 9 > 0.

Пусть Vj функция полезности без учета возможности перераспределения публичных финансов, а V2 описывает реализацию аллокационной функции публичных финансов, тогда

еГпТ я- псах -иТо — i — Т +

OSiSq L J

°< ^ч-г (из)

+ iK^j^o^iCz^CH)) + Н1 - • ыеж нптлыя]

Пусть фО^) функция от / и j, для внутреннего оптимума составим уравнение Эйлера, к оторое используется в макрхэ^н^онсэл/!икеи фипансопоо наукп для 0|рисар|ия эзих п ере-мх ииси1о:

Иуэо^ио. (14)

И И_/

Уравнение Эйлера представляет собой один из блоков динамических стохастических моделей общего равновесия, одного из наиболее популярных современных инструментов макроэкономического анализа.

Обсуждение

В настоящем исследовании сделана попытка показать, какие возможности предоставляет модель робинзонады для обоснования аллокационной функции публичных финансов в ДНР: ее оценка дает возможность в доступной форме охарактеризовать основные категории экономической теории, выявитьэффективностьэкономическихдей-ствий хозяйствующих субъектов, а также заложить основы для анализа следующей распределительной (дистрибутивной) функции публичных финансов согласно теории Р. Масгрейва.

Построение концептуальной модели реализации аллокационной функции публичных финансов в Донецкой Народной Республике на базе метода «робинзонады» должно опираться на функциональные связи традиционной экономической системы и логическую взаимосвязь элементов научного знания.

Для формирования специального целевого фонда публичных финансов требуется время, то есть аккумулированные публичные финансы в текущем периоде увеличивают их размер в будущем периоде.

На сегодняшний день идет активный рост валового внутреннего продукта в Ре-спублике.Так, согласно Программе социально-экономического развития ДНР предполагается рост валового внутреннего продукта более чем на 70 % к 2025 году (по сравнению с 2020 годом), планируется и аналогичный рост экспорта. Программа социально-экономического развития на 2022—2024 годы

включает в себя повышение зарплат и пенсий, создание десятков тысяч рабочих мест, меры поддержки бизнеса, развитие инфраструктуры1.

Донецкая Народная Республика является промышленным регионом, на территории которого в прошлом году работали 932 промышленных предприятия, индекс их производства в сравнении с прошлым периодом увеличился на 11,3 %. Существенное улучшение конкурентных позиций, в частности, демонстрируют предприятия перерабатывающей промышленности (+16,5 %) далее следуют предприятия по снабжению электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом (+14 %). Уровень финансирования республиканского бюджета за период 2019—2020 гг увеличился на 25,1 %. Следует отметить рост показателей инвестиционной привлекательности, что выражается в увеличении объема капитальных инвестиций на единицу объема реализованной продукции. Внешнеторговое отрицательное сальдо в 2020 г. составило 72,4 млрд руб., в 1,5 раза больше прошлого года. В конце 2021 г. продолжилось замедление уровня безработицы. Количество ищущих работу и состоявших на учете в 2021 г. составило 34,7 тыс. человек. По состоянию на конец декабря на учете состояло 6,6 тыс. человек, ищущих работу2.

Оценка налоговых и неналоговых доходов и поступлений, выступающих источниками публичных доходов, должна проводиться с использованием соответствующего метода обеспечения, например,подхода к оценке отчетности и направлений использования средств и источников их финансирования, который в свою очередь включает методы: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и другие методы оценки. Перечислим основные условия предложенной методологии для дальнейшего описания процесса реализации аллокационной функции публичных финансов в ДНР:

1 Программа развития экономики ДНР на 2022— 2024 годы предусматривает рост ВВП более чем на 70 % // ДАН, Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики 24.1 1.2021. URL: https://mer.govdnr.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=9629:pro gramma-razvitiya-ekonomiki-dnr-na-2022-2024-gody-predusmatnvaet-rost-vvp-bolee-chem-na-70-dan-24-11-2021&catid=17&Itemid = 172 (дата обращения: 23.08.2022).

2 Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения : научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований» ; под науч. ред. А. В. По-ловяна, Р. Н. Лепы, Н. В. Шемякиной ; ГУ «Институт экономических исследований». Донецк, 2021.

— публичные финансы, которые аккумулированы в текущем периоде, не влияют на потребление их в будущем; как и потребление их в прошлом периоде не влияет на этот процесс в текущем периоде; не рекомендуется сохранять публичные финансы для будущего потребления;

— экономическая система включает только внутреннее производство Республики; то есть потребление публичных финансов равняется производству в текущем периоде.

Заключение

Таким образом, реализация аллока-ционной функции публичных финансов базируется на использовании модели «робинзонады» (Crusoe model) в условиях социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, поскольку последние также характеризуются рядом экономических ограничений. На основании анализа многочисленных зарубежных и российских литературных источников были исследованы перераспределительные процессы реализации функций публичных финансов территорий, при этом может меняться направленность и масштабы финансовых потоков, порождаемых и регулируемых рынком в зависимости от типа и объемов налоговых отчислений, публичных расходов и социальных выплат. Это дало возможность определить максимальный эффект экономических действий субъектов в сложившихся условиях, а также заложить основы для анализа распределительной (дистрибутивной) функции публичных финансов согласно теории Р. Масгрейва.

В целом установлено, что в условиях усиления роли публичных финансов не только в обеспечении экономического развития страны, но и в посткризисном восстановлении и стабилизации деловой активности, важное значение приобретает реализация аллокационной функции публичных финансов. Использование результатов исследования позволит на практике реализовать алло-кационную функцию публичных финансов, что повысит действенность и прозрачность формирования финансовых ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях с целью оказания услуг по совместному потреблению общественных благ (оборона, социальная сфера, образование, здравоохранение и т. д.) в рамках государственных и муниципальных полномочий на территории республики.

1. Алехин, Б. И. Государственные финансы / Б. И. Алехин. — М. : Юрайт, 2019. — 184 с.

2. Ангелина, И. А. Публичные финансы в формировании понятийно-категориального аппарата финансовой теории / И. А. Ангелина, А. А. Градинарова // Сборник научных работ серии «Финансы, учет, аудит». — 2021. — № 3 (23). — С. 5—18. — DOI: 10.5281/ zenodo.5778744.

3. Ваймер, Е. В. Понятие, сущность и современное назначение финансов / Е. В. Ваймер // Финансовое право. — 2020. — № 12. — С. 7—11. — DOI: 10.18572/1813-12202020-12-7-1 1.

4. Гафарова, Г. Р. К вопросу об информационной функции публичных финансов / Г. Р. Гафарова // Научные исследования: фундаментальные и прикладные аспекты. — 2021. — С. 305—307.

5. Клейнер, Г. Б. Экономика. Моделирование. Математика / Г. Б. Клейнер / Избранные труды Российской академии наук. Центральный экономико-математический институт. — 2016. — 856 с.

6. Климова, С. Н. Особенности деятельности субъектов публичной администрации в сфере публичных финансов / С. Н. Климова // Проблемы законности. — 2017. — № 139. — С. 199—210. — DOI: 10.21564/2414-990Х.139.1 15345.

7. Крылова, Н. С. Публичные (государственные) финансы: особенности процесса конституционализации в эпоху глобализации / Н. С. Крылова // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2018. — № 1. — С. 175—192.

8. Масгрейв, Р. А. Государственные финансы: теория и практика / Р. А. Масгрейв, П. Б. Масгрейв // Бизнес Атлас. — 2009. — 715 с. (Библиотека журнала «Бюджет»).

9. Некипелов, А. Д. От робинзонады к экономике чистого обмена / А. Д. Некипе-лов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2021. — Т. 14, № 6. — С. 33—48. — DOI: 10.15838/ esc.2021.6.78.2.

10. Омелехина, Н. В. Обеспечительная функция публичных финансов в контексте конституционных принципов социального государства / Н. В. Омелехина // Журнал российского права. — 2021. — Т. 25, № 8. — С. 76—85. — DOI: 10.12737Zjrl.2021.100.

11. Поветкина, Н. А. Правовая форма интеграции информационных систем и информационных технологий в сферу публич-

ных финансов Н. А. Поветкина // Журнал российского права. — 2018. — № 5 (257). — С. 96—112.

12. Рябова, Е. В. Публичные финансы: концептуальный взгляд на содержание / Е. В. Рябова // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. — 2017. — №8 (36). — С. 34—41.

13. Чалова, А. Ю. Сбалансированность публичных финансов России в условиях макроэкономических рисков / А. Ю. Чалова / Публичные финансы в XXI веке. — 2017. —

C. 236—241.

14. Якобсон, Л. И. Выбор пути: сценарии развития России / Л. И. Якобсон // Инвестиции в России. — 2013. — № 6. — С. 45.

15. Brümmerhoff, D. Finanzwissenschaft /

D. Brümmerhoff, T. Büttner. De Gruyter Oldenbourg. — 2018. — pp. 7—14. — DOI: 10.1515/97831 10530759.

16. Gruber, J. W. Corporate Buybacks and Capital Investment: An International Perspective / J. W. Gruber, S. B. Kamin. IFDP Notes. Board of Governors of the Federal Reserve System. — 2017. — DOI: 10.17016/2573-2129.30.

17. Cangiano, M. M. Public financial management and its emerging architecture / M. M. Cangiano, M. T. R. Curristine, M. M. Lazare. International Monetary Fund. — 2013. — 464 pp.

18. Buchanan, J. M. Public Finance and Public Choice: Two Contrasting Visions of the State / J. M. Buchanan, R. A. Musgrave. MIT Press. CESifo Seminar Series. — 1999. — 272 р.

19. Stiglitz, J. E. Some Lessons from the New Public Finance / J. E. Stiglitz, M. J. Boskin // The American Economic Review. — 1977. — № 67(1). — Pp. 295—301. — URL: http://www. jstor.org/stable/1815919 (дата обращения: 13.09.2022).

20. Edgeworth, F. Y. Controversy between Pareto and Edgeworth / F. Y. Edgeworth, V. Pareto // Giornale Degli Economisti e Annali Di Economia. — 2008. — № 67 (Anno 121) (3). — Pp. 425—440. — URL: http://www.jstor.org/sta-ble/23248330 (дата обращения: 13.09.2022).

21. Varian, H. R. Recent Trends in Concentration, Competition, and Entry / H. R. Varian // Antitrust LJ. — 2018. — Т. 82. — P. 807.

22. Jenkins, M. The browser war — Analysis of Markov Perfect Equilibrium in markets with dynamic demand effects / M. Jenkins // Journal of Econometrics. — 2021. — Т. 222, № 1. — Pp. 244—260.

23. Miron, J. Overdosing on regulation: How government caused the opioid epidemic / J. Miron, G. M. Sollenberger, L. Nicolae // Cato Institute Policy Analysis. — 2019. — № 864. — 20 р.

References

1. Alekhin B. I. (2019) Gosudarstvennye finansy [Public finances]. Moscow: Izdatel'stvo Yurait [in Rus].

2. Angelina I. A., Gradinarova A. A. (2021) Publichnye finansy v formirovanii ponyatijno-kategorial'nogo apparata finansovoj teorii [Public finance in the formation of the conceptual and categorical apparatus of financial theory]. Sbornik nauchnykh rabot serii "Finansy, uchet, audit" = Collection of scientific papers of the series "Finance, accounting, audit", no. 3(23), pp. 5-18, DOI: 1 0.5281/ zenodo.5778744 [in Rus].

3. Vaimer E. V. (2020) Ponyatie, sushchnost' i sovremennoe naznachenie finansov [The concept, essence and modern purpose of finance]. Finansovoe pravo = Financial law, no. 12, pp. 7-11, DOI: 10.18572/1813-1220-202012-7-11 [in Rus].

4. Gafarova G. R. (2021) K voprosu ob informacionnoj funkcii publichnyh finansov [On the issue of the information function of public finance]. Nauchnye issledovaniya: fundamental'nye i prikladnye aspekty = Scientific research: fundamental and applied aspects, pp. 305-307 [in Rus].

5. Kleiner G. B. (2016) Ekonomika. Modelirovanie. Matematika [Economy. Modeling. Mathematics]. Izbrannye trudy Rossiiskoi akademii nauk. = Selected Works of the Russian Academy of Sciences. Tsentral'nyi ekonomiko-matematicheskii institut = Central Economic and Mathematical Institute [in Rus].

6. Klimova S. N. (2017) Osobennosti deyatel'nosti sub"ektov publichnoj administracii v sfere publichnyh finansov [Features of activity of subjects of public administration in the field of public finance]. Problemy zakonnosti = Problems of legality, no. 1 39, pp. 199-210, DOI: 10.21564/2414-990x.139.1 15345 [in Rus].

7. Krylova N. S. (2018) Publichnye (gosudarstvennye) finansy: osobennosti processa konstitucionalizacii v epohu globalizacii [Public (state) finance: features of the process of constitutionalization in the era of globalization] // Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. = Law. Journal of the Higher School of Economics, no. 1, pp. 175-192 [in Rus].

8. Masgreiv R.A, Masgreiv P.B. (2009) Gosudarstvennye finansy: teoriya i praktika [Public finance: theory and practice]. Biznes Atlas. Bib-lioteka zhurnala «Byudzhet» = Business Atlas. The library of the Budget magazine [in Rus].

9. Nekipelov A.D. (2021) Ot robinzonady k ekonomike chistogo obmena [From Robinsonade to the economy of pure exchange]. Ekono-micheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii,

prognoz = Economic and social changes: facts, trends, forecast, t. 14, no. 6, pp. 33—48 DOI: 10.15838/esc.2021.6.78.2 [in Rus].

10. Omelekhina N.V. (2021) Obespechi-tel'naya funkciya publichnyh finansov v kontek-ste konstitucionnyh principov social'nogo gosu-darstva [The security function of public finance in the context of the constitutional principles of the social state]. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, t. 25, no. 8, pp. 76-85, DOI: 10.12737/jrl.2021.100 [in Rus].

11. Povetkina N.A. (2018) Pravovaya forma integracii informacionnyh sistem i infor-macionnyh tekhnologij v sferu publichnyh finansov [The legal form of integration of information systems and information technologies in the field of public finance]. Zhurnal rossiisk-ogo prava = Journal of Russian Law, no. 5 (257), pp. 96-112 [in Rus].

12. Ryabova E.V. (2017) Publichnye finansy: konceptual'nyj vzglyad na soderzhanie [Public finance: a conceptual view of the content]. Vest-nik Universiteta imeni O. E. Kutafina = Bulletin of the O. E. Kutafin University, no. 8 (36), pp. 34-41 [in Rus].

13. Chalova A.Yu. (2017) Sbalansirovan-nost' publichnyh finansov Rossii v usloviyah makroekonomicheskih riskov [The balance of Russia's public finances in the context of mac-roeconomic risks]. Publichnye finansy v XXI veke = Public Finance in the XXI century, pp. 236-241 [in Rus].

14. Yakobson L. I. (2013) Vybor puti: scenarii razvitiya Rossii [Choosing a path: scenarios for the development of Russia]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, no. 6, pp. 1-45 [in Rus].

15. Brümmerhoff D., Büttner T. (2018) Finanzwissenschaft. De Gruyter Oldenbourg, pp. 7-14, DOI: 10.1515/97831 10530759 [in Ger].

16. Gruber J.W., Kamin S.B. (2017) Corporate Buybacks and Capital Investment: An International Perspective. IFDP Notes. Board of Governors of the Federal Reserve System, DOI:10.17016/2573-2129.30 [in Eng].

17. Cangiano M. M., Curristine M. T. R., Lazare M. M. (2013) Public financial management and its emerging architecture. International Monetary Fund, 464 pp. [in Eng].

18. Buchanan J. M., Musgrave R. A. (1999) Public Finance and Public Choice: Two Contrasting Visions of the State. MIT Press. CESifo Seminar Series, 272 p. [in Eng].

19. Stiglitz J. E., Boskin M. J. (1977) Some Lessons from the New Public Finance. The American Economic Review, no. 67(1), pp. 295—301, available at: http://www.jstor.org/stable/1815919 (accessed 13.09.2022) [in Eng].

20. Edgeworth F. Y., Pareto V. (2008) Controversy between Pareto and Edgeworth. Gior-

nale Degli Economisti e Annali Di Economia, no. 67 (Anno 121) (3), pp. 425—440, available at: http://www.jstor.org/stable/23248330 (accessed 13.09.2022) [in Eng].

21. Varian H. R. (2018) Recent Trends in Concentration, Competition, and Entry. Antitrust LJ, t. 82 [in Eng].

22. Jenkins M. (2021) The browser war— Analysis of Markov Perfect Equilibrium in mar-

kets with dynamic demand effects. Journal of Econometrics, t. 222, no. 1, pp. 244-260 [in Eng].

23. Miron J., Sollenberger G. M., Nicolae L. (2019) Overdosing on regulation: How government caused the opioid epidemic. Cato Institute Policy Analysis, 20 р. [in Eng].

Статья поступила в редакцию 13.09.2022

For citing: Gradinarova, A. A. Peculiarities of allocating public finances for special territories (as exemplified by the Donetsk People's Republic) / A. A. Gradinarova // Socium i vlast' [Society and Power]. — 2022. — № 4 (94). — P. 36—47. — DOI 10.22394/1996-0522-2022-4-36-47. — EDN PEOQZS.

UDC 336.5 EDN PEOQZS DOI 10.22394/1996-0522-2022-4-36-47

PECULIARITIES OF ALLOCATING PUBLIC FINANCES FOR SPECIAL TERRITORIES (AS EXEMPLIFIED BY THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC)

Arina A. Gradinarova,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, PhD student, Associate Professor of the Department of Tourism, Cand.Sc. (Economics), Associate Professor. Donetsk, Donetsk People's Republic ORCID: 0000-0003-1632-5283 E-mail: 555arina@mail.ru

Abstract

Introduction. The relevance of the research topic is determined by the necessity to study financial phenomena and processes in order to understand the economic essence of public finance in the life of society. The strategic imperative for the formation of public finance is the development of an appropriate provision for its implementation, adequate to the complex and changeable circumstances of the territory development. The main purpose of the study is to identify the features of performing the functions of public finance for regions with a specific mode of

operating.

Methods. When solving the tasks, the author uses general logical methods: analysis, synthesis, induction, deduction, analogy; empirical level methods: observation, description, measurement, modeling, as well as private and special methods of scientific research: comparative analysis, system approach, the Robinsonade model (Crusoe model). Scientific novelty of the research. The scientific novelty of the results lies in solving an important scientific problem - identifying the features of implementing the allocative function of public finance in the regions with a specific mode of operating (as exemplified by the Donetsk People's Republic, where there is a special military and political situation, a mobilization type of economy, a transitional period due to the integration of the Republic into the system of the Russian Federation federal relations) in order to improve the system of public finance management in such regions. Results. The main results of the study consist in characterizing the process of implementing the allocation function of public finance, which makes it possible to determine the maximum effect of economic actions of the subjects in the current conditions, as well as to lay the foundations for analyzing the following distribution function of public finance. Conclusions. The author makes a conclusion that in the context of strengthening the role of public finance, not only in ensuring the economic development of the Donetsk People's Republic, but also in the post-crisis recovery and stabilization of business activity, the implementation of the allocation function of public finance becomes important.

Keywords: public finance, public finance functions, allocation function, robinsonade model

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.