Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ: ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ НАУКЕ'

ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ: ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
912
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС ПОНЯТИЯ / ФИНАНСОВАЯ НАУКА / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ангелина И.А., Градинарова А.А.

Цель. В статье проведен теоретический анализ особенностей и противоречий трактовки категории «публичные финансы» в контексте генезиса современной финансовой науки. Структура/методология/подход. Сложность трактовки понятия «публичные финансы» заключается в отсутствии общепринятого осознания публичности среди экономистов, юристов и государственных деятелей, что создает определенные трудности для эффективного регулирования и осуществления контроля в сфере публичных финансов. С целью определения теоретической конструкции понятия «публичные финансы» представляется необходимым: во-первых, провести анализ различных трактовок сущности понятия, появившихся в отечественной и зарубежной научной литературе в последнее время; во-вторых, определить критерии структурного наполнения понятийной категории; в-третьих, исследовать и систематизировать теоретическую конструкцию современного понимания публичных финансов. Основу методического аппарата данного исследования составляет концептуально-теоретическое формирование понятийно-категориального аппарата финансовой науки на основе использования методов исторического и семантического анализа, научного поиска, сравнения, анализа и синтеза. Результаты. Результаты исследования направлены на обновление теоретического базиса финансовой науки через уточнение отдельных признаков и критериев, создающих основу для формирования в дальнейшем концепции публичных финансов. Практические последствия. Выводы и обобщения исследования могут быть применены в практике управления государственных и муниципальных органов власти, поскольку категорийно-понятийная чистота понятия «публичные финансы» обеспечит эффективность, прозрачность, открытость и надежность предоставляемых ими услуг, поднимет престиж органов власти и будет способствовать установлению доверия между властью и населением. Оригинальность/значение. Научная новизна проведенного исследования заключается в развитии теоретических положений и разработке концептуальных основ публичных финансов в условиях современной экономики. Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты исследования направлены на концептуально-теоретическое формирование понятия «публичные финансы» и могут использоваться при разработке образовательных программ и курсов по публичным финансам в системе государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC FINANCE: THE GENESIS OF THE CONCEPT IN MODERN FINANCIAL SCIENCE

The article provides a theoretical analysis of the features and contradictions of the interpretation of the category "public finance" in the context of the genesis of modern financial science. The complexity of the interpretation of the concept of "public finance" lies in the absence of a generally accepted awareness of publicity among economists, sociologists, statesmen and lawyers, which creates certain difficulties for effective regulation and control in the field of public finance. In order to determine the theoretical construction of the concept of "public finance", it seems necessary: first, to analyze the various interpretations of the essence of the concept of "public finance" that have appeared in the domestic and foreign scientific literature recently; secondly, to determine the criteria for the structural content of the conceptual category; thirdly, to investigate and systematize the theoretical construction of the modern understanding of public finance. The basis of the methodological apparatus of this study is the conceptual and theoretical formation of the conceptual and categorical apparatus of financial science in relation to the concept of "public finance". The work uses elements of historical and semantic analysis, methods of scientific search, comparison, analysis and synthesis. The results of the study are aimed at updating the theoretical basis of financial science by clarifying certain features and criteria that create the basis for the concept formation of public finance. The conclusions and generalizations of the study can be applied in the management practice of state and municipal authorities, since the categorical and conceptual purity of the concept of "public finance" will ensure the efficiency, transparency, openness and reliability of the services provided by them, will raise the prestige of the authorities and will contribute to the establishment of trust between the authorities and the population. The scientific novelty of the conducted research lies in the development of theoretical provisions and the development of conceptual foundations of public finance in the modern economy. The practical significance of the study lies in the fact that the conclusions and results of the study are aimed at the conceptual and theoretical formation concept of "public finance" and can be used in the development of educational programs and courses on public finance, public and municipal management systems.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ: ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ НАУКЕ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ DOI10.54220tfims.1991-0525.2022.75.2.005 Ангелина И.А.,

д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Туризм» Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского г. Донецк, ДНР

E-mail: irinaangelina5566@gmaiLcom Градинарова А.А.,

к.э.н., доцент, докторант,

Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени М. Туган-

Барановского

г. Донецк, ДНР

E-mail: 555arina@mail.ru

ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ: ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ НАУКЕ

JEL classification: Н49, Е60, E69

Аннотация

Цель. В статье проведен теоретический анализ особенностей и противоречий трактовки категории «публичные финансы» в контексте генезиса современной финансовой науки.

Структура/методология/подход. Сложность трактовки понятия «публичные финансы» заключается в отсутствии общепринятого осознания публичности среди экономистов, юристов и государственных деятелей, что создает определенные трудности для эффективного регулирования и осуществления контроля в сфере публичных финансов. С целью определения теоретической конструкции понятия «публичные финансы» представляется необходимым: во-первых, провести анализ различных трактовок сущности понятия, появившихся в отечественной и зарубежной научной литературе в последнее время; во-вторых, определить критерии структурного наполнения понятийной категории; в-третьих, исследовать и систематизировать теоретическую конст-

рукцию современного понимания публичных финансов. Основу методического аппарата данного исследования составляет концептуально-теоретическое формирование понятийно-категориального аппарата финансовой науки на основе использования методов исторического и семантического анализа, научного поиска, сравнения, анализа и синтеза.

Результаты. Результаты исследования направлены на обновление теоретического базиса финансовой науки через уточнение отдельных признаков и критериев, создающих основу для формирования в дальнейшем концепции публичных финансов.

Практические последствия. Выводы и обобщения исследования могут быть применены в практике управления государственных и муниципальных органов власти, поскольку категорийно-понятийная чистота понятия «публичные финансы» обеспечит эффективность, прозрачность, открытость и надежность предоставляемых ими услуг, поднимет престиж органов власти и будет способствовать установлению доверия между властью и населением.

Оригинальность/значение. Научная новизна проведенного исследования заключается в развитии теоретических положений и разработке концептуальных основ публичных финансов в условиях современной экономики. Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты исследования направлены на концептуально-теоретическое формирование понятия «публичные финансы» и могут использоваться при разработке образовательных программ и курсов по публичным финансам в системе государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: финансы, публичные финансы, теоретический базис понятия, финансовая наука, финансовое право, государственные финансы, общественные финансы.

I.A. Angelina, A.A. Gradinarova

PUBLIC FINANCE: THE GENESIS OF THE CONCEPT IN MODERN FINANCIAL SCIENCE

Annotation

The article provides a theoretical analysis of the features and contradictions of the interpretation of the category "public finance " in the context of the genesis of modern fnan-cial science.

The complexity of the interpretation of the concept of "public fnance " lies in the absence of a generally accepted awareness of publicity among economists, sociologists, statesmen and lawyers, which creates certain difficulties for effective regulation and control in the feld of public fnance. In order to determine the theoretical construction of the concept of "public fnance ", it seems necessary: frst, to analyze the various interpretations of the essence of the concept of "public fnance " that have appeared in the domestic and foreign scientifc literature recently; secondly, to determine the criteria for the structural content of the conceptual category; thirdly, to investigate and systematize the theoretical construction of the modern understanding ofpublic fnance. The basis of the methodological apparatus of this study is the conceptual and theoretical formation of the conceptual and categorical apparatus of financial science in relation to the concept of "public fnance ". The work uses elements of historical and semantic analysis, methods of scientifc search, comparison, analysis and synthesis.

The results of the study are aimed at updating the theoretical basis of fnancial science by clarifying certain features and criteria that create the basis for the concept formation of public finance.

The conclusions and generalizations of the study can be applied in the management practice of state and municipal authorities, since the categorical and conceptualpurity of the concept of "public finance " will ensure the effciency, transparency, openness and reliability of the services provided by them, will raise the prestige of the authorities and will

contribute to the establishment of trust between the authorities and thepopulation.

The scientifc novelty of the conducted research lies in the development of theoretical provisions and the development of conceptual foundations ofpublic fnance in the modern economy. The practical signifcance of the study lies in the fact that the conclusions and results of the study are aimed at the conceptual and theoretical formation concept of "public fnance " and can be used in the development of educational programs and courses on publicfnance, public and municipal management systems.

Keywords: fnance, public fnance, theoretical basis of the concept, fnancial science, fnancial law, government fnance, social fnance.

Введение

Финансы считаются одной из основных финансовых категорий, которая отображает финансовые взаимоотношения в ходе формирования и применения валютных денег [1, с. 274]. Закономерно, что динамические и масштабные преобразования всех сфер общественной жизни отражаются соответствующими понятиями, в обиход входят новые экономические, социальные, культурные и научно-технические категории. К терминам, важность раскрытия дефиниции которых не вызывает сомнений, относятся публичные финансы. Публичные финансы в отечественной научной литературе стали предметом исследований относительно недавно, тогда как в западных научных публикациях дискуссии вокруг их экономической природы ведутся уже давно.

Авторами в работе [2, с. 114-116] было обосновано, что публичные финансы как научная категория зародились в XVIII-XIX веках в результате эволюции содержания финансов от денежного платежа к средствам, которые находятся в распоряжении государства и других публичных союзов. При этом истоки теории публичных финансов связаны с разработками Р.А. Масгрейва [3;4], который рассматривал государство как ассоциацию индивидов, которые занимаются общим делом,

призванную решать проблемы сосуществования в обществе демократическим и честным способом: «государство - это предприятие, которое действует на контрактных основах, базируется на общих интересах его отдельных членов и соответственно их отражает».

Материалы и методы

Основу статьи составили результаты исследования семантической конструкции и содержания категории «публичные финансы», в частности:

- основы отечественной и зарубежной теории финансов, а также подходы экономической, правовой и управленческой наук к употреблению термина;

- научные работы по теории публичных финансов ученых А. Блиндера, Д. Брюммерхоффа, Р. Масгрейва, П. Масгрейв, А.Т. Пикок, Дж.М. Бьюкенен, Дж. Грубер, С.Б. Камин [3-8] и других. Среди отечественных можно отметить С.П. Кюрджиева, Н.С. Сергиенко, И.А. Цинделиани, А.Ю. Чалову, И.И. Ян-жул [1; 9-12] и других.

Результаты

Первоочередной задачей данного исследования является определение теоретического базиса понятия «публичные финансы», который существует в современной научной и учебной литературе, на основе подробного изучения сходств и различий в трудах ученых и исследователей.

Рассмотрим более детально ключевые мнения ученых в направлении выделения составляющих элементов понятия «публичные финансы». Так, Н.С. Крылова [13, с. 175-192] делает акцент на том, что исходным элементом в конструкции публичных финансов является публичные потребности населения. Удовлетворение последних предусматривает создание фонда денежных средств, с помощью которых эти цели будут финансироваться.

В.В. Белая [14, с. 19-27] настаивает на том, что в первоначальной интерпретации понятие «публичные финансы» воспринималось как процесс формирования и потребления фондов денежных средств для удовлетворения общегосударственных потребностей и позже трансформирова-

лось в категорию, которая теперь включает в себя государственные, а также местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

Авторы [15, с. 166-175] в своей работе подчеркивают, что публичные финансы необходимо рассматривать как общественные отношения, направленные на оказание публичных услуг за счет использования фондов государственных средств. Согласно их мнению, публичные финансы являются системой экономических отношений между государством, юридическими и физическими лицами, а также между отдельными государствами, международными финансовыми институтами по аккумуляции и использованию денежных средств.

Профессор Н.М. Сабитова [16, с. 128131] подчеркивает, что настало время перестать воспринимать публичные финансы как денежные отношения, поскольку эта категория была сформирована марксистами еще в начале ХХ века. Сегодня ее необходимо понимать как публичные доходы государственного сектора, которые направлены на выполнение финансовых целей. Б.И. Сабанти [17, с. 113-115] в своих работах утверждает, что под публичными финансами следует понимать денежные отношения, одним из субъектов которых является государство.

Подытоживая мнение отечественных и зарубежных исследователей, можно сделать вывод, что в научной литературе отсутствует единство в интерпретации понятия «публичные финансы»: некоторые из ученых связывают их с финансово-денежными отношениями, другие рассматривают с точки зрения системы (совокупности элементов) экономических отношений, остальные определяют как некую экономическую категорию.

Вторая часть исследователей рассматривает природу публичных финансов через состав фондов, которые к ним относятся. Так, по мнению О.В. Глушаковой [18, с. 619-628], «государственные финансы в совокупности с местными (муниципальными) и другими публичными фондами образуют публичные финансы... Не-

смотря на относительную самостоятельность государственных и местных финансов в пределах государства, публичные финансы представляют собой единую категорию, что подтверждается: унитарным устройством государства; единством денежной системы, экономической, финансовой и таможенной политики; единством государственной и местной систем управления и регулирования финансово-кредитной системы». Действительно, публичные финансы должны рассматриваться как единая категория. Автор учитывает аспект публичности и связывает его с интересами, которые разделяет на государственные, общественные и публичные, при этом рассматривает общественный интерес как разновидность публичного, который существует параллельно с территориальным общественным интересом.

Некоторые авторы в своих работах под финансами понимают фонды денежных средств, под публичными финансами - публичные фонды денежных средств [19, с. 34-41]. Однако, по нашему мнению, подобный подход сужает понятие до базовой единицы и не отражает многогранности данной категории.

Система публичных финансов, представленная в работе Т.Н. Мальцевой [20, с. 204-209], состоит из централизованных и децентрализованных фондов, сформированных государственными (муниципальными или коммунальными) организациями и предприятиями с целью удовлетворения общественных интересов, которые сохраняют относительную самостоятельность, находясь в тесной взаимосвязи между собой. Данная позиция автора является дискуссионной, ведь не все публичные фонды являются объектом государственного управления, в частности это касается фондов обязательного социального страхования.

Как отмечает А.А. Толстиков [21, с. 76-79], по своему предназначению финансы делятся на публичные, частные, некоммерческого сектора и частично международные. К публичным финансам исследователь относит государственные финансы, местные финансы, финансы политических партий, государственный кредит, на-

логи и сборы, платежи в государственные специальные целевые фонды, государственные страховые фонды. Здесь автор выделяет финансы некоммерческого сектора и международные финансы, не предоставляя им имущественного статуса, однако, поскольку по своей природе ресурсы должны принадлежать конкретному владельцу, исключается осуществление эффективного контроля над их управлением.

Обобщая приведенные определения, можно сделать вывод, что рассмотрение финансов как экономической категории, отражающей отношения в процессе создания и распределения фондов денежных средств всех форм собственности, имеет объективную необходимость, ведь одним из источников денежных поступлений в бюджеты является часть денежного потока предприятия в форме налогов, сборов и платежей, которая переходит в собственность государства и общества. В отечественной финансово-экономической литературе достаточно распространенным является поэлементное определение публичных финансов с включением центрального и местных бюджетов, внебюджетных фондов общеобязательного социального страхования. Однако при таком подходе вне поля зрения могут остаться доходы и расходы по финансированию определенных функций государства, если их выполнение возлагается на специальные отдельные структуры с самостоятельным решением финансовых вопросов.

Глобализация всех сфер общественной жизни приводит к использованию терминов иностранного происхождения, которые в последнее время в отечественных публикациях употребляются без перевода. В подтверждение этого тезиса можно привести термин «публичные финансы» (public finance), который как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе подменяется понятием «государственные финансы» и «общественные финансы». Отождествление в научной литературе таких терминов в первую очередь связано с отсутствием их четких семантических границ, определение которых возможно по результатам исследования этимологии от-

дельных слов и терминов, установления прагматики их употребления, сравнительного анализа экономических отношений, возникающих на разных уровнях экономической системы и формирования их дефиниций в финансовой науке.

В отечественных научных публикациях понятие «публичные финансы» и «государственные финансы» часто используются как синонимы [22, с. 88-96; 23, с. 77-82]. Исследователи трактуют государственные финансы, считая этот термин тождественным публичным финансам, как систему денежных ресурсов, принадлежащих государству и предназначенных для выполнения присущих ему экономических, социальных и политических функций.

При выборе альтернативы термина «государственные финансы» ученые склоняются к словосочетанию «публичные финансы», которое больше соответствует духу финансовой, правовой и управленческой наук. Очевидно, что в новых экономических и общественно-политических реалиях понятие «государственные финансы» не может содержательно покрывать всю проблематику финансовых процессов в публичной сфере. В научных трудах все чаще подчеркивается необходимость использования терминов «публичные финансы» или «общественные финансы», что связано не просто с переоценкой семантических оттенков, а с транзитом экономического содержания явлений, которые традиционно еще с советских времен относились к сфере государственных финансов.

Отдельные авторы пытаются приписать общественным финансам функцию удовлетворения индивидуальных интересов, в результате которых формируются, распределяются и используются децентрализованные фонды субъектов хозяйствования частного сектора, доказывая, что «общественные финансы охватывают все экономические отношения страны, результатом которых является движение части финансовых ресурсов, направленных на удовлетворение и общественных, и индивидуальных интересов». Однако, по нашему мнению, такая широкая трактовка мо-

жет быть применена только к понятию финансов общества как их совокупности.

Современные реалии открывают новое видение на публичные финансы, что связано со стиранием границ между национальной экономикой и внешним миром, которое приводит, с одной стороны, к углублению взаимодействия частного бизнеса и общественного сектора, а с другой - к росту конкуренции между ними, выходит за пределы национальных границ в соответствии с глобальными вызовами современности. Это означает, что изменения в публичных финансах любой страны происходят с учетом размывания границ в рамках финансовых отношений разных уровней: национальных (national), частных (private), публичных (public) и международных (international). Это касается и Российской Федерации, и Донецкой Народной Республики, поэтому не стоит игнорировать и учитывать при исследовании различных аспектов публичных финансов, которые сейчас в стадии значительной трансформации в связи с проведением ряда реформ с целью преодоления кризисных процессов в экономике страны.

Также следует рассмотреть мнения ученых-юристов по финансовому праву и юридическим аспектам употребления понятия «публичные финансы», поскольку предметом науки финансового права является систематическое изложение всех правил и норм, касающихся доходов и расходов государства и управления ими.

Специалист по финансовому праву А.А. Ситник [24, с. 43-47] считает, что публичные финансы - это общественные правовые отношения, которые взаимосвязаны с процессом удовлетворения различного публичного интереса, возникающие в ходе формирования, регулирования и контроля за расходованием денежных средств из публичных фондов. Согласимся, что важной характеристикой публичных финансов является их тесная взаимосвязь с природой и функциями государства в назначении соответствующих средств для финансового обеспечения выполнения

возложенных на него функций и удовлетворении публичных (общественных) потребностей.

Специалисты по финансовому праву делают акцент на том, что именно публичный аспект финансов разграничивает публичные и частные финансы. Использование критерия публичности, то есть открытости и свободного доступа к информации о деятельности, обусловило существенное расширение сферы публичных финансов в исследованиях отечественных ученых за счет включения, кроме самых распространенных составляющих, финансов политических партий и общественных организаций.

Е.В. Рябова [19, с. 34-41] в своей работе рассматривает три подхода к пониманию публичных финансов и выстаивает систему финансов, структурирование элементов которой основано на признаке наличия либо отсутствия публичной собственности.

На наш взгляд, определенную часть экономических отношений можно считать публичными финансами только в случае, когда одним из субъектов выступают органы государственной власти и местного самоуправления, которые формируют властные предписания и требуют безоговорочного подчинения. Процессы, в результате которых формируются, распределяются и используются централизованные фонды денежных средств, должны быть публичными. Следовательно, экономические отношения, которые при этом возникают, являются публичными финансами. С этим тезисом согласна значительная часть отечественных ученых [25, с. 71-80] как в области финансов, так и в области государственного управления и финансового права.

Современная зарубежная финансовая наука в структуре публичных финансов определяет различные составляющие в зависимости от того, об экономике какой страны идет речь. Д.М. Бьюкенен и Р.А. Масгрейв [3; 4; 7] исследуют связь между публичными финансами и публичным выбором. В частности, руководствуясь и ссылаясь на труды П. Самуэльсона,

авторы доказывают, что «существует определенный экономист публичных финансов, который является бизнес-экономистом или структурным экономистом бизнеса и экономистом публичного выбора, который влияет на своих подчиненных таким образом, чтобы процессы общественного выбора положительно влияли на общее состояние публичных финансов государства». На наш взгляд, это достаточно сложная абстракция, однако это можно объяснить тем, что авторы обращаются к анализу теории публичных финансов, которая, как и любая другая теория, всегда требует логически структурных построений.

Лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц [26] приводит два принципиальных отличия, которые нужно учитывать при решении вопроса структурного построения публичных финансов и выделении соответствующих составляющих:

1. Руководители государственных учреждений в условиях демократии избираются или назначаются выборными лицами. Следовательно, их легитимность прямо или косвенно определяется результатами выборов. В частных корпорациях назначения руководителей регулируется их уставом.

2. Государство обладает определенными суверенными правами (фр. Боиуегатйе - верховная власть), которых нет у частных учреждений. Благодаря таким правам оно взимает налоги, может изымать личное имущество в случае налоговой задолженности, призывает на военную службу. При этом государство ограничивает частных лиц и учреждения по обеспечению аналогичных прав принуждения. Следовательно, оно имеет верховную власть, тогда как частные договоры являются добровольными.

Известный американский экономист Дж. Грубер [8], который занимается проблематикой публичных финансов и публичной политики, подчеркивает, что они «исследуют роль государства в экономике». Кроме того, он отмечает, что результатом таких исследований

должен быть ответ на вопрос, когда и почему государству необходимо вмешиваться в экономику, каким образом это необходимо делать и какой от этого будет эффект. По нашему мнению, ученый рассматривает экономические отношения государства как политического образования в целом, без выделения уровней экономической системы и участников таких отношений, без уточнения того, что часть своих полномочий по предоставлению общественных благ органы государственной власти делегируют гражданскому обществу в лице органов местного самоуправления.

Проведенный анализ показал, что в зарубежной научной литературе дефиниция «публичные финансы» характеризует определенные практические аспекты финансового явления, но не раскрывает его экономическую природу. Западная финансовая наука по публичным финансам акцентирует внимание на финансировании именно функций органов общего государственного управления. Понятие «публичные финансы» применяют в сфере финансирования товаров и услуг, которое осуществляется как национальными, так и местными органами власти за счет налоговых и других поступлений и в соответствии с результатами анализа проблем, связанных со сбором и использованием средств в общенациональных интересах.

Впрочем, в зарубежной практике понятие тоже отождествляется с различными терминами: public finance, government finance, state finance, national finance. Американские и европейские учебники по финансам последних десятилетий достаточно часто начинаются с разделов «кто и что есть публичные финансы», в частности с изложения разногласий между государственными и частными образованиями. И хотя западная экономическая наука рассматривает эту тематику под единым термином public finance, в трудах отечествен-

ных авторов он переводится как общественные, публичные или даже государственные финансы.

Таким образом, публичные финансы следует рассматривать как многоаспектную комплексную категорию, семантическая структура которой формируется под влиянием информационного, правового, экономического критериев, публичного интереса и состава. Определение должно учитывать особенности и цели деятельности субъектов властных полномочий и субъектов хозяйствования, а также принципы получения ими доходов.

Обсуждение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что рассматриваемое понятие иногда интерпретируется исследователями как кардинально противоположные категории, различающиеся между собой как по содержанию, так и по выполняемым функциям. При этом отечественные и зарубежные ученые объясняют его с позиции формирования и расходования денежных фондов, источников государственных средств, финансовых ресурсов и накоплений, резервов, дохода и капитала. Также необходимо отметить амбивалентность их мнений. Выделенные наиболее емкие и целостные определения публичных финансов в научной литературе позволили развить теоретическую основу понятия «публичные финансы» (рис. 1). Однако противоречивые взгляды ученых не только взаимодополняют друг друга, но и делают возможным аргументированно расширить понятие за счет исследовательских наработок различных научных школ. Это связано с тем, что в современных российских условиях сформировавшаяся система экономических (денежных, финансовых) отношений осложнилась после переориентации экономических отношений и санкционной политики недружественных стран против Российской Федерации.

Публичные финансы - ли w iwu к у 11 нос i ь моном ичес и и n

ОТКОШСНиЙ- коюрые направлены на формирование, распределение и использование публичных фондов, необходимых для бесперебойного функционирования как государства I; целом, так и его территориальных образований, удовлетворения

публичного интереса

I |,едыо функционирования публичных фпнансоп

нвлнегси «общественный итерес», реализация

государе I венных целей, значение |осуслу| дли народа. иисшнннис

ражи I не нлриднш и

благососчоя111 !я. Состоя н ► 1С н развитие публичных финансов определяется решением государств и действиям 11 публичной

определение составляющих

Крылова H.L..

Ьелая U.U., Сабн I ова I I.M.. Псрвышоо Е.А.,

Сабшп и ü.M. и др.

состав фо идол

и средств, которые к ним

Глушакоьа O.U..

Рябова E.H.. Мальцева Т.Н.. I йлс I нков A.A.. Лашша М.А. к др.

К публичным финансам относятся публичные фонды денежных средств:

государства; . органон местного самоуправления:

органов общественного назначения, которые признаны государством или органом местного самоуправления независимо от форм собственности

отличительные характеристики от

родственник

дефиниций

Heypfintn М.А.. РОЖКО А.Д.. t HilllAll A.Ii.. Кириленко A.l l.. ЬрюммсряОфф Д..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Масгрейв P.A.. Mac! рейв 1 l.b. и лр.

Определение

ПОНИ I им «публичные финансы» через;

UrZ

юридические НСI Ith! Ы С ЮЧК11 трения финансового иринм_

употребление

I ерминаи англоязычном ди t ерш у ре

Кулряшова E.h.. 11ечаЯ A.A., Шохин С.А.. Васильева H.H.. Рыжкова ¡i.A.. Тарасов 11.1. и лр.

ВЫВкенеи Д.М.. Саму >Л1.сои 11.. Спи лиц Дж.. Д;кейн 11.. I руГк-р Дж-.. Пшу A.L. Годме ГШ.и др.

X

Публичные финансы - это финансирование товаров и услуг, которое осуществляется как национальными. шп и мерными органами &лаиш счег налоговых и других поступлений н в соответствии с результатами анализа проблем, ^ьн^ннныл си сборо\1 и использованием средств в общенациональных ингересол

Публичные финансы — общественные пришли ношении, (.ьнлшные с удовлетворением нсел видов публичного интереса, кошрде: возникаю) в процессе образования,

управления, распределения (перераспределения) и

ис ноль иши ни л средсч к

публичных фондов

Рисунок 1 - Теоретический базис понятия «публичные финансы»

Особенностью приведенного определения является то, что оно соответствует современным тенденциям, абсолютизирует роль и значение процесса установления доверия между властью и населением, отражает сложившееся многообразие взглядов на проблему публичных финансов и особенности ее законодательного закрепления. В частности, здесь внимание акцентируется на том, что актуальная трактовка публичных финансов подразумевает, что это:

с одной стороны, социально-экономические отношения, которые обеспечивают удовлетворение публичного финансового интереса (государственного, территориального и общественного) по поводу формирования, распределения и использования публичных фондов средств;

с другой стороны, инструмент формирования, распределения и использования ВВП и национального дохода (общественного продукта), а также инструмент контроля за образованием и использованием публичных фондов денежных средств государства, других институтов публичной власти;

с третьей стороны, объективная категория, которая не зависит от субъективных действий органов публичной власти, включая все стадии воспроизводства совокупного общественного продукта, и выступает при этом одним из звеньев финансовой системы страны.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование способствовало обновлению теоретического базиса финансовой науки через уточнение отдельных признаков и критериев, которые создают основу для формирования в дальнейшем концепции публичных финансов. Формирование прагматики и семантики употребления термина «публичные финансы» будет способствовать совершенствованию теоретических основ финансовой науки, положительно отразится на правовом регулировании финансовой деятельности, а также лучшему пониманию финансовых явлений и процессов субъектами, осуществляющими управление ими, а формирование устойчивой методологической основы экономиче-

ской деятельности окажет положительное влияние на ее результативность. Приоритетами дальнейших исследований, исходя из имеющихся особенностей понятия «публичные финансы», должно стать, на наш взгляд, следующее: имплементация доминирующих в современной финансовой науке методологических и мировоззренческих подходов при формировании концепции публичных финансов; обеспечение более четкого разграничения экономической, правовой и управленческой составляющих данного понятия; уход от доминирования концепта равнозначности понятий «публичные финансы», «общественные финансы», «государственные финансы» и т.д. В совокупности с практическими мероприятиями по реформированию системы публичных финансов это позволит сформировать современную концепцию публичных финансов в смысле их общеполезности и инклюзивного отношения ко всем гражданам, в отличие от государственных финансов (как финансов сверхиндивидуального образования с собственными функциями и задачами, оторванными от интересов населения).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кюрджиев С.П., Гезгиева Д.М. Теоретические основы общественных финансов // Аллея науки. - 2018. - Т. 4. -№ 1 (17). - С. 272-275.

2. Ангелина И.А., Градинарова А.А. Структурно-семантическое развитие категории «публичные финансы» в системе экономических отношений // Наука и бизнес: пути развития. - 2021. - № 10 (124). -С. 114-116.

3. Масгрейв Р.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика / Public Finance in Theory and Practice : пер. с англ. / под общ. ред. Т.Г. Нестеренко [и др.] ; науч. ред. В.Л. Макаров ; пер. 5-го изд. - М.: Бизнес Атлас, 2009. - 715 с. -(Библиотека журнала «Бюджет»).

4. Richard A. Musgrave, Alan T. Peacock. Classics in the Theory of Public Finance. - UK: Palgrave Macmillan. -1994. - 244 p. - International Economic Association Series. - URL: https://books.google.com.ua/books?id=HlHSn

gEACAAJdq=musgravepublicfinancehl= rusource

5. Alan S. Blinder. The Economics of Public Finance. Essays by Alan S. Blinder and Robert M. Solow, George F. Break, Peter O.Steiner, Dick Netzer. - Studies of Government Finance. - Washington: Nte Brookings Institutions. - 1974 - 248 p. - URL: https://archive.org/details/economicsofpubli0 Oblin

6. Brümmerhoff D. and Büttner T. Finanzwissenschaft. - Berlin, Boston: De Gruyter Oldenbourg. - 2018. - 744 p. DOI 10.1515/9783110530759

7. James M. Buchanan, Richard A. Musgrave. Public Finance and Public Choice: Two Contrasting Visions of the State. - MIT Press. - 1999. - 282 p. CESifo Seminar Series. - URL: https://books.google.com.ua/ books?id=bfTuCwAAQBAJ&printsec= frontcover&dq=musgrave+public+ finance&hl=ru&sa=X&redir_musgravepublic finance

8. Joseph W. Gruber, Steven B. Kamin. Corporate Buybacks and Capital Investment: An International Perspective. - U.S.: IFDP Notes. - 2017. Board of Governors of the Federal Reserve System - URL: https://www.federalreserve.gov/econres/notes /ifdp-notes/corporate-buybacks-and-capital-investment-an-international-perspective-20170411

9. Сергиенко Н.С. Роль информационных систем казначейства России в обеспечении прозрачности публичных финансов // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2015. -№ 1. - С. 189-197.

10. Цинделиани И.А. Принципы финансового права как средства правового регулирования публичных финансов // Труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия : сб. науч. тр. / под ред. И.А. Цинделиани. - М.: Проспект, 2020. -С. 5-22.

11. Чалова А.Ю. Сбалансированность публичных финансов России в условиях макроэкономических рисков // Публичные финансы в XXI веке : сб. науч. ст.

под ред. А.Д. Селюкова и В.А. Слепова. -М., 2017. - С. 236-241.

12. Сафронова Е.В., Алонцева Д.В., Акопян А.В. И.И. Янжул о становлении науки финансовое право // Образование и право. - 2020. - № 1. - С. 34-41. - URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/i-i-yanzhul-o-stanovlenii-nauki-finansovoe-pravo.

13. Крылова Н.С. Публичные (государственные) финансы: особенности процесса конституционализации в эпоху глобализации // Право. Журнал Высшей школы экономики. -2018. -№ 1. - С. 175-192.

14. Белая В.В. Развитие взглядов на государственные финансы в экономической науке // Финансы и кредит. - 2008. -№27 (315). - URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/razviti e -vzglyadov-na-gosudarstvennye-finansy-v-ekonomicheskoy-nauke

15. Землянская Н.И., Первышов Е.А. Публичные расходы и публичный интерес: детерминизм правовых понятий // Ленинградский юридический журнал. - 2015. -С. 166-175.

16. Sabitova N.M., Bolonina E.V., Shavaleyeva C.M., Lizunova E.N. Digital Technologies as a Tool for Improving Publicity of the State Sector // Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference «Digital Economy and Finances« (ISPC-DEF 2020). - Advances in Economics, Business and Management Research, volume 137. -p. 128-131.

17. Сабанти Б.М. Основные термины и понятия финансовой науки // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. -2018. -№ 4. -С. 113-115.

18. Glushakova O.V., Vaisberg Ya.A. On Publicity of Public Finance Management In Russia // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, Veliky Novgorod, 04-05 декабря 2019 года. -Veliky Novgorod: Future Academy, 2019. -P. 619-628. - DOI 10.15405/epsbs.2019.12.05.76.

19. Рябова Е.В. Публичные финансы: концептуальный взгляд на содержание // Вестник Университета имени О.Е. Кута-фина. -2017. -№ 8 (36). - С. 34-41.

20. Мальцева Т.Н. Мониторинг и оценка качества управления региональными финансами как инструмент публичного управления (на материалах Белгородской области) // Скиф. Вопросы студенческой науки. -2019. -№ 11(39). - С. 204-209.

21. Толстиков А.А. Влияние качества управления публичными финансами на реализацию национальных проектов // Экономика и предпринимательство. -2020. -№ 1 (114). - С. 76-79.

22. Белоусов Ю.В. Общественное участие как элемент системы эффективного управления общественными финансами // Финансовый журнал.- 2016. - № 4 (32). -С. 88-96.

23. Кривоносова Н.Я. Сущность местных (муниципальных) финансов: теоретико-методологический аспект // Сибирская финансовая школа. - 2017. - № 4

(123). - С. 77-82.

24. Ситник А.А. Публичные финансы как механизм обеспечения прав и свобод человека: обзор заседания секции финансового права (23-24 ноября 2016, г. Москва) // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 1 (74). - С. 4347. - DOI 10.17803/19941471.2017.74.1.043-047.

25. Глухов В.В. Дискуссионные вопросы содержания категории «финансы хозяйствующих субъектов»: развитие теоретических аспектов // Финансы и кредит. - 2013. - № 13 (541). - С. 71-80.

26. Stiglitz JE. Selected Works of Joseph E. Stiglitz: Volume II: Information and Economic Analysis: Applications to Capital, Labor, and Product Markets. - Oxford university press, 2013. - Т. 2. - 702 р.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Kurdzhiev S.P. Theoretical foundation. public. public. financial / ALLEA Sciences. - 2018. - T. 4. - № 1 (17). -Р. 272-275.

2. Angelina I.A., Gradinarova A.A. Structural-semantic development categories "public urgantfinanci Apostille" in the system urgentconomical relations // Science and business: put developments. - 2021. - № 10

(124). -Р. 114-116.

3. Musgrave, Richard. Apostille : per. with English. general order. T.G. Nesterenko [etc.]; learned. red. V.L. Makarov. - M.: Business Atlas, 2009. - 715 p. (Library Journal "budget").

4. Richard A. Musgrave, Alan T. Peacock. Classics in the Theory of Public Finance. - UK: Palgrave Macmillan. - 1994. - 244 p. - International Economic Association Series. - URL: https://books.google.com.ua/books?id=HlHSn gEA-

CAAJdq=musgravepublicfinancehl=rusource

5. Alan S. Blinder. The Economics of Public Finance. Essays by Alan S. Blinder and Robert M. Solow, George F. Break, Peter O.Steiner, Dick Netzer. - Studies of Government Finance. - Washington: Nte Brookings Institutions. - 1974 - 248 p. - URL: https://archive.org/details/economicsofpubli0 0blin

6. Brümmerhoff D. and Büttner T. Finanzwissenschaft. - Berlin, Boston: De Gruyter Oldenbourg. - 2018. - 744 p. DOI 10.1515/9783110530759

7. James M. Buchanan, Richard A. Musgrave. Public Finance and Public Choice: Two Contrasting Visions of the State. - MIT Press. - 1999. - 282 p. CESifo Seminar Series. - URL: https://books.google.com.ua/ books?id=bfTuCwAAQBAJ&printsec= frontcov-

er&dq=musgrave+public+finance&hl=ru&sa =X&redir_musgravepublicfinance

8. Joseph W. Gruber, Steven B. Kamin. Corporate Buybacks and Capital Investment: An International Perspective. - U.S.: IFDP Notes. - 2017. Board of Governors of the Federal Reserve System - URL: https://www.federalreserve.gov/econres/notes /ifdp-notes/corporate-buybacks-and-capital-investment-an-international-perspective-20170411

9. Sergienko N.S. The role of information systems of the Treasury of Russia in ensuring transparency of public finance / Bulletin of the Moscow University of Finance and Law. -2015. -№ 1. - P. 189-197.

10. Tsindeliani I.A. Principles of financial law as a means of legal regulation of public Finance / Proceedings of the Department

of Financial Law of the Russian State University of Justice : Collection of Scientific tr. edited by I.A. Tsindeliani. - M.: Prospect, 2020. - P. 5-22.

11. Chalova A.Yu. The balance of public finance in Russia in the context of macroeconomic risks / Public finance in the XXI century: collection of scientific articles edited by A.D. Selyukov and V.A. Slepov. Moscow 2017. - P. 236-241.

12. Safronova E.V., Alontseva D.V., Akopyan A.V. I.I. Yanzhul on the formation of the science of financial law // Education and Law. - 2020. - № 1. - P. 34-41. - URL: https://cyb erl eninka.ru/arti cle/n/i-i -yanzhul-o-stanovlenii-nauki-finansovoe-pravo

13. Krylova N.S. Public (state) finance: features of the process of constitutionalization in the era of globalization // Pravo. Journal of the Higher School of Economics. - 2018. -№ 1. - P. 175-192.

14. Belaya V.V. Development of views on public finance in economics / V.V. Belaya // Finance and credit. - 2008. -№27 (315). - URL: https://cyberleninka.ru/ arti cl e/n/razvitie-vzglyadov-na-gosudarstvennye-finansy-v-ekonomicheskoy-nauke

15. Zemlyanskaya N.I., Pervyshov E.A. Public expenses and public interest: determinism of legal concepts // Leningrad Law Journal. - 2015. - P. 166-175.

16. Sabitova N.M., Bolonina E.V., Shavaleyeva C.M., Lizunova E.N. Digital Technologies as a Tool for Improving Publicity of the State Sector // Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference «Digital Economy and Finances« (ISPC-DEF 2020). - Advances in Economics, Business and Management Research. -Vol. 137. - P. 128-131.

17. Sabanti B.M. Basic terms and concepts of financial science // Bulletin of the K.L. Khetagurov North Ossetian State University. -2018. -№ 4. - P. 113-115.

18. Glushakova O.V., Vaisberg Ya.A. On Publicity of Public Finance Management

In Russia // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, Veliky Novgorod, 04-05 December 2019. - Veliky Novgorod: Future Academy, 2019. - P. 619628. -DOI 10.15405/epsbs.2019.12.05.76

19. Ryabova E.V. Public finance: a conceptual view of the content // Bulletin of the O.E. Kutafin University. - 2017. - № 8 (36). - P. 34-41.

20. Maltseva T.N. Monitoring and evaluation of the quality of regional finance management as a public management tool (based on the materials of the Belgorod region) // Skif. Questions of student science. -2019. - № 11 (39). - P. 204-209.

21. Tolstikov A.A. Influence of the quality of public finance management on the implementation of national projects // Economics and Entrepreneurship. - 2020. -№ 1 (114). - P. 76-79.

22. Belousov Yu.V. Public participation as an element of the system of effective management of public finances // Financial Journal. - 2016. - № 4 (32). -P. 88-96.

23. Krivonosova N.Ya. The essence of local (municipal) finance: theoretical and methodological aspect // Siberian Financial School. - 2017. - № 4 (123). - P. 77-82.

24. Sitnik A.A. Public finance as a mechanism for ensuring human rights and freedoms: review of the meeting of the Financial Law Section (November 23-24, 2016, Moscow) / Actual problems of Russian law. - 2017. - № 1 (74). - P. 43-47. DOI 10.17803/1994-1471.2017.74.1.043-047.

25. Gluhov V.V. Debatable issues of the content of the category "finance of economic entities": development of theoretical aspects // Finansy i kredit. - 2013. - № 13 (541). - P. 71-80.

26. Stiglitz J.E. Selected Works of Joseph E. Stiglitz: Volume II: Information and Economic Analysis: Applications to Capital, Labor, and Product Markets. - Oxford university press, 2013. - T. 2. - 702 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.