Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евтеева С.Г.

Статья посвящена исследованию особенностей формирования негосударственного сектора в сфере социальных услуг в Донецкой Народной Республике. В исследовании выявлено, что одной из характерных особенностей переходного периода в Донецкой Народной Республике является то, что начало трансформации всей системы общественных отношений не было основано на тщательно разработанной целостной концепции, которая позволила найти взвешенный и комплексный подход к развитию социальных процессов. Ограниченное число конкретно обоснованных предложений развитию и функционированию негосударственного сектора в сфере социальных услуг в Донецкой Народной Республике обуславливает актуальность темы исследования. Изучено, что взаимосвязь элементов системы социальной защиты обеспечивается путем согласованного действия ее отдельных звеньев, которые формируют и выполняют социальную, институциональную, экономическую, обеспечительную и рыночную функции. В статье определено, что деятельность субъектов негосударственного сектора в сфере социальных услуг может включать в себя несколько направлений, что позволяет его участникам воспользоваться различными видами социальных услуг и тем самым повысить их качество. В работе выявлены существующие проблемы и определены перспективы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг Донецкой Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE FORMATION OF A NON-STATE SECTOR IN THE SPHERE OF SOCIAL SERVICES

The article is devoted to the study of the peculiarities of the formation of non-state sector in the sphere of social services in the Donetsk People’s Republic. The study reveals that one of the characteristic features of the transition period in the Donetsk People’s Republic is that the beginning of transformation of the entire system of social relations was not based on a thoroughly developed holistic concept that allowed to find a balanced and comprehensive approach to the development of social processes. The limited number of specifically justified proposals for the development and functioning of the nonstate sector in the field of social services in the Donetsk People’s Republic makes the research topic relevant. It has been studied that the interrelation of elements of the social protection system is ensured by coordinated action of its individual links, which form and perform social, institutional, economic, security, and market functions. The article determines that the activities of subjects ofnon-state sector in the field of social services can include several directions, which allows its participants to take advantage of various types of social services and thereby improve their quality. The paper identifies existing problems and prospects for the development of the non-state sector in the field of social services in the Donetsk People’s Republic.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Научная статья

УДК364.3

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Евтеева С.Г.,

ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе ДНР,

г. Донецк, ДНР evteeva_sg@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей формирования негосударственного сектора в сфере социальных услуг в Донецкой Народной Республике. В исследовании выявлено, что одной из характерных особенностей переходного периода в Донецкой Народной Республике является то, что начало трансформации всей системы общественных отношений не было основано на тщательно разработанной целостной концепции, которая позволила найти взвешенный и комплексный подход к развитию социальных процессов. Ограниченное число конкретно обоснованных предложений развитию и функционированию негосударственного сектора в сфере социальных услуг в Донецкой Народной Республике обуславливает актуальность темы исследования. Изучено, что взаимосвязь элементов системы социальной защиты обеспечивается путем согласованного действия ее отдельных звеньев, которые формируют и выполняют социальную, институциональную, экономическую, обеспечительную и рыночную функции. В статье определено, что деятельность субъектов негосударственного сектора в сфере социальных услуг может включать в себя несколько направлений, что позволяет его участникам воспользоваться различными видами социальных услуг и тем самым повысить их качество. В работе выявлены существующие проблемы и определены перспективы развития негосударственного сектора в сфере социальных услуг Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: социальная защита, социальные услуги, социальное обслуживание, социальное страхование, учреждения системы социальной защиты, негосударственный сектор, некоммерческие организации.

Для цитирования: Евтеева С.Г. Особенности формирования негосударственного сектора в сфере социальных услуг // Вестник Уральского института экономики управления и права. 2022. №1 (58). С. 39-47.

Original article

PECULIARITIES OF THE FORMATION OF A NON-STATE SECTOR IN THE SPHERE OF SOCIAL SERVICES

S.G. Evteeva,

Donetsk academy of management and public administration under the head of DPR, Donetsk, DPR evteeva_sg@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the peculiarities of the formation of non-state sector in the sphere of social services in the Donetsk People's Republic. The study reveals that one of the characteristic features of the transition period in the Donetsk People's Republic is that the beginning of transformation of the entire system of social relations was not based on a thoroughly developed holistic concept that allowed to find a balanced and comprehensive approach to the development of social processes. The limited number of specifically justified proposals for the development and functioning of the nonstate sector in the field of social services in the Donetsk People's Republic makes the research topic relevant. It has been studied that the interrelation of elements of the social protection system is ensured by coordinated action of its individual links, which form and perform social, institutional, economic, security, and market functions. The article determines that the activities of subjects ofnon-state sector in the field of social services can include several directions, which allows its participants to take advantage of various types of social services and thereby improve their quality. The paper identifies existing problems and prospects for the development of the non-state sector in the field of social services in the Donetsk People's Republic.

Keywords: social protection, social services, social services system, social care, social security insurance, social protection system institution, non-public sector, non-profit organizations.

For citation: Evteeva S. G. Peculiarities ofthe formation of a non-state sector in the sphere of social services // Bulletin of the Ural Institute of Economics and Law. 2022. No. 1 (58). R 39-47. (In Russ.)

Введение

Социальные услуги являются частью современного социального государства. Значение этого явления приводит как к выделению самостоятельного этапа в развитии системы социальной защиты, так и к рассмотрению функции по оказанию социальных услуг в этой системе.

Особенностью социальных услуг является их двойственность. В процессе оказания социальных услуг происходит и потребление, и накопление одновременно, причем отделить одно от другого не представляется возможным. Поэтому затраты на развитие сферы социальных услуг носят инвестиционный характер и обеспечивают накопление человеческого капитала. Помимо привлечения государственных и негосударственных организаций по предоставлению социальных услуг в системе социальной защиты возможно задействовать частную инициативу, благотворительную и волонтерскую деятельность, что может благоприятно повлиять на развитие государственной системы социальной защиты.

Методология и методы

При систематизации подходов к понима-

нию отдельных аспектов сферы социальных услуг, изучении научных трудов и зарубежного опыта формирования негосударственного сектора сферы социальных услуг были использованы следующие общенаучные методы: анализ, синтез, классификация, обобщение.

Постановка проблемы

Неэффективное осуществление рыночных преобразований обусловливает появление таких негативных явлений, как социальное неравенство, ограничение доступа населения к образованию, культуре, здравоохранению, свертывание процесса воспроизводства человеческого потенциала, дестабилизация социально-политической обстановки. В результате процессы в сфере регулирования уровня жизни и благосостояния населения в условиях рыночной трансформации экономики получили стихийно бессистемный и крайне опасный характер.

Одной из характерных особенностей переходного периода в Донецкой Народной Республике является то, что начало трансформации всей системы общественных отношений не было основано на тщательно

разработанной целостной концепции, которая позволила найти взвешенный и комплексный подход к развитию актуальных вопросов стратегии и тактики государства в регулировании определенных социальных процессов. В определенной степени это касается и попыток найти пути трансформации сформированной ранее системы социальной защиты в период до 2014 года. Продолжающаяся экономическая блокада затрудняет достижение уровня социально-экономических показателей Донецкой Народной Республики довоенного периода. Однако, несмотря на это, органам государственной власти Республики удалось стабилизировать макроэкономическую ситуацию, не допустить обострения кризисных явлений на рынке труда, смягчить последствия экономической блокады для населения ДНР и для различных отраслей [1].

Степень изученности проблемы

Вопросам формирования и развития системы социальной защиты, а именно изучение негосударственного сектора сферы социальных услуг, посвящены работы О.Ю. Богдановой, Л.В. Богославцевой, О.И. Ка-репиной, А.А. Бугаевой.

Однако ограниченное число конкретно обоснованных предложений по развитию и функционированию негосударственного сектора в сфере социальных услуг в Донецкой Народной Республике обусловливает актуальность выбранной темы работы.

Результаты и обсуждение исследования

Задачей социальной политики государств является защита конституционных прав и свобод граждан, в том числе обеспечение социальными услугами лиц, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в дополнительной посторонней помощи. Предоставление социальной услуги в необходимом объеме и соответствующего качества направлено на удовлетворение социальных, физических и культурных потребностей каждого гражданина, а так же формирование и сохранение культурных и духовных ценностей в обществе.

Основными субъектами, предоставляющими социальные услуги, являются государственные и коммунальные учреждения, финансируемые из государственного и / или местного бюджетов и выполняющие социальные функции государства. Постоянное увеличение количества лиц, нуждающихся в социальном обеспечении и предоставления им социальных услуг, приводит к ситуации, когда государство не в состоянии в полном объеме обеспечить предоставление социальных услуг всем лицам, кто в этом действительно нуждается. Также не может гарантировать качество услуг, исходя из больших объемов расходов бюджетов на социальное направление. Существенную поддержку государству в сфере предоставления социальных услуг в таком случае могут оказывать негосударственные субъекты - поставщики качественных социальных услуг.

Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т. е. систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой - институциональную, т. е. систему институтов, ее обеспечивающих (государство, суд, профсоюзы и другие общественные организации).

В Донецкой Народной Республике на данный момент не сформирована эффективная институциональная система из-за неопределенности ее существования, которая обеспечила бы оптимальное использование национального экономического потенциала и могла бы стать основой общественного консенсуса относительно стратегических задач социально-экономического развития [2].

Система социальной защиты взаимосвязана с особенностями организации социального обеспечения и предоставления социальных услуг, качество оказания которых влечет за собой повышение благосостояния и жизненного уровня граждан, то есть социальная защита является проявлением социально ориентированной экономики, а согласно статьи 1 Конституции ДНР Донецкая Народная Республика является демократическим правовым социальным государством [3].

Социальная защита - категория национальной экономики социально ориентированного рыночного типа, предполагающая распределение ответственности за социальную защиту между государством, прочими субъектами (предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, профсоюзами и т. д.), а также между населением. Граждане находятся во взаимосвязи с системой социальной защиты как субъекты и как объекты (ресурс), в зависимости от их трудоспособности (рисунок 1).

Для достижения эффективной реализации взаимодействия элементов системы социальной защиты необходимо четко осознать роль каждого субъекта в данном процессе. Эффективность данного механизма обеспечивается путем согласованного взаимодействия элементов, которые его формируют и выполняют социальную, институциональную, экономическую, обеспечительную и рыночную функции.

Финансовые отношения в системе социальной защиты населения возникают по

поводу формирования и использования различных фондов денежных средств на безвозмездной или возмездной основе. Создание рыночной системы управления финансовыми ресурсами в сфере социальной защиты весьма проблематично. В этой сфере важное значение приобретают методы исследования финансового аспекта системы социальной защиты, адекватно отражающие потребности управления ее развитием. Наличие информации о формировании и использовании фондов финансовых ресурсов системы социальной защиты населения приобретает ключевой характер для всей экономики. Объемы формирования и режим использования финансовых ресурсов системы социальной защиты из пассивно лимитирующего фактора административно-командной системы управления все в большей степени становятся определяющим моментом при принятии управленческих решении в условиях рынка [4].

Неотъемлемая часть социального обеспечения - предоставление нуждающимся

Рисунок 1. Взаимодействие элементов системы социальной защиты

гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Формирование социальной защиты на современном этапе развития экономики стран мира представляет собой переход государственной системы социальной защиты на рыночные основы, привлечение работодателей и граждан к участию в социальной защите, ограничения социальной ответственности лишь теми категориями людей, которые из-за отсутствия работы, преклонного возраста, многодетности или проблем со здоровьем не в состоянии обеспечить себя самостоятельно.

Одним из признаков высокого качества жизни в цивилизованных государствах яв-

ляется возможность граждан пользоваться системой социальных услуг посредством негосударственных учреждений: некоммерческих организаций (НКО), благотворительных фондов, общественных организаций, страховых компаний, в то же время социальные услуги могут предоставляться и коммерческим сектором.

Обобщенно деятельность субъектов негосударственного сектора в сфере социальных услуг может включать в себя социальное обслуживание в различных социально значимых отраслях, негосударственные пенсионные фонды и негосударственное социальное страхование (рисунок 2), что позволяет его участникам воспользоваться различными видами социальных услуг и тем самым повысить их качество.

В странах СНГ исторически сложилось, что получение многих социальных услуг для населения является бесплатным, в том чис-

Рисунок 2. Направления деятельности негосударственного сектора в сфере социальных услуг

СИСТЕМА СОЦИА ИЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Государственный сектор Негосударственный сектор

Внебюджетные фонды; Территориальные центры; Управления труда и социальной защиты;

Центр занятости;

Социально-реабилитационные центры

Коммерческие организации. Некоммерческие организации: общественные организации; благотворительные фонды; религиозные и т.д.; Международные организации

- "— Страховые взносы Спонсорские взносы Личные вклады

--^л^----- Источники финансирования

Получатель социальных услуг

Социальное обеспечение

Социальное страхование

Обязательное социальное страхование

Добровольное социальное страхование

Социальные услуги

Социально-бытовое обслуживание; Социально-медицинское обслуживание; Социально-экономические услуги; Социально-психологическое консультирование; Социально-педагогическое консультирование и коррекция; Социально-правовая поддержка Спонсорская и благотворительная помощь

Рисунок 3. Источники финансирования государственного и негосударственного секторов

в сфере социальных услуг

ле получение образования, медицины и тому подобных социальных сфер, однако это приводит к большой финансовой нагрузке для государства. Потому при переходе к рыночной экономике в отдельных странах был использован принцип платности - предоставление социальных услуг за определенную плату.

Большая часть современных развитых государств признают социальные услуги как

публичное благо, которые финансируются за счет общественных источников (бюджетных средств и средств социального страхования), вне зависимости от субъекта, который предоставляет социальную услугу. В этом случае социальные услуги являются инструментом взаимодействия между элементами системы социальной защиты и ее субъектами.

На данном этапе развития в Донецкой

Народной Республике в практическом аспекте отсутствует общеобязательное медицинское и добровольное (накопительное) страхование как одно из направлений социальной защиты. Однако согласно Статьи 32 Конституции ДНР поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, а также в зависимости от страхового случая предусматриваются такие виды общеобязательного социального страхования, как: пенсионное, медицинское, по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности.

Особенности формирования и организации некоторых учреждений негосударственного сектора в сфере социальных услуг (например, НПФ) определяется особенностями механизма их функционирования на финансовом рынке: во-первых, на этапе привлечения финансовых средств негосударственный фонд работает как страховая компания; во-вторых, ведет учет именных счетов и хранение ценностей как банковское учреждение; в-третьих, вкладывает финансовые активы в высокодоходные финансовые инструменты как инвестиционная компания; в-четвертых, несет ответственность перед вкладчиками как фонд социальной защиты [5].

С целью определения особенностей формирования негосударственного сектора в сфере социальных услуг рассмотрены источники финансирования государственного и негосударственного секторов в сфере социальных услуг (рисунок 3).

Исходя из рисунка 3, следует, что с появлением негосударственного сектора у получателя социальных услуг появляется альтернатива выбора поставщика услуг, что влечет за собой ряд следующих преимуществ как для получателя, так и для государства.

В современных условиях социальная защита населения приобретает некоторую двойственность: оно обязано выполнять

функции социальной защиты социально уязвимых категорий населения и одновременно выступать в качестве экономического механизма страхования.

Исследователи сходятся во мнении, что ядром современного общества является некоммерческий сектор. Это понятие, с одной стороны, позволяет по-новому объяснить особенности взаимоотношений между обществом, государством и рынком, с другой - полезно для описания возрастающей роли некоммерческих организаций в социальной сфере. Некоммерческие организации предоставляют профессиональные функции по производству социальных услуг, то есть отражают качественные изменения феномена.

На сегодняшний день система предоставления социальных услуг в Донецкой Народной Республике характеризуется низким качеством оказываемых услуг, медлительно с-тью при внедрении инноваций и расширении спектра оказываемых услуг, неэффективностью расходования бюджетных средств.

Государственная монополия на оказание социальных услуг отрицательно влияет на развитие полноценного рынка социальных услуг, не способствует повышению их качества и доступности. Так, с одной стороны, негосударственный сектор сталкивается с серьезными проблемами, пытаясь выйти на конкурентный рынок социальных услуг, в числе которых отсутствие единой стратегии и необходимых законодательных механизмов взаимодействия государства с негосударственным сектором в сфере оказания социальных услуг. С другой стороны, государство содержит обширную бюджетную сеть социальных служб, эффективность деятельности которой на сегодняшний день не слишком высока [6]. Среди проблем, сопутствующих данному процессу, можно обозначить большое разнообразие и растущие запросы обслуживаемых категорий населения, неразвитость государственной сети учреждений социального обслуживания, недостаток высококвалифицированного персонала, неудовлетворительное социально-экономи-

ческое положение работников социальных служб, консервативность в вопросах внедрения инноваций в работу социальных служб и взаимодействия с научно-исследовательскими организациями, отсутствие должной оценки работы данных учреждений и т.д.

Заключение

Мировая практика показывает, что негосударственные организации в социальной сфере часто оказываются эффективнее государственных структур. Оба сектора в значительной части оказывают услуги коллективного характера и ориентированы на реализацию тех или иных целей. Однако государство может предоставить только тот набор и объем услуг, которые готово поддерживать и оплачивать за счет средств бюджета. В этой связи оно вынуждено ориентироваться на стандартные, усредненные потребности и не в состоянии оперативно реагировать на быстро меняющийся потре-

бительский спрос. Негосударственный сектор, напротив, является эффективным исполнителем социальных услуг. Его отличительной особенностью является способность оперативно реагировать на потребности граждан и возникающие социальные проблемы и низкие административные издержки. Кроме того, местоположение негосударственных организаций является большим преимуществом: как правило, организация создается в месте непосредственного потребления услуг [7].

Использование мирового опыта, а также вышеупомянутых мероприятий позволит не только охватить большее количество получателей услуг, а также упростит доступ негосударственных субъектов - поставщиков социальных услуг в систему социальной защиты Донецкой Народной Республики, что повысит качество и доступность услуг, предоставляемых такими организациями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Петрушевская, В.В. Современное состояние инновационно-инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике / В. В. Петрушевская, К. В. Шарый // Менеджер. 2017. № 2(80). С. 145-153.

2. Сподарева, Е.Г. Стратегия государственного управления социально-экономическим развитием Донецкой Народной Республики / Е. Г. Сподарева, С. В. Петухова// Географические и экономические исследования в контексте устойчивого развития государства и региона: Материалы междунар.конф. (Донецк, 31 окт. 2019 года) / Под общей редакцией Е.Г. Кошелевой. Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. С. 172-173.

3. Конституция Донецкой Народной Республики от 14 мая 2014 года [Электронный ресурс]. URL: https://dnrsovet.su/konstitutsiya/

4. Богданова, О.Ю., Богославцева, Л.В., Карепина, О.И. Финансовые отношения в системе социальной защиты населения Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) [Электронный ресурс]. URL: https://www.sworld.com.ua/simpoz7/19.pdf

5. Орлова, Н.В. Негосударственные фонды в сфере социального обеспечения населения России: специальность 08.00.10 "Финансы, денежное обращение и кредит": диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / О.Н. Васильевна. Волгоград, 2003. 164 с.

6. Шейкин, Ю.В. Формирование негосударственного сектора социальных услуг населению, особенности и основные направления развития / Ю.В. Шейкин // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 9(85). С. 56-60.

7. Бугаева, А.А. Предпосылки создания и развития негосударственного сектора предоставления социальных услуг и его роль / А.А. Бугаева // Вестник науки и образования. №5 (41). 2018. 85 с.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Petrushevskaya, V.V. Current state of innovation and investment activity in the Donetsk People's Republic / V.V. Petrushevskaya, K. V. Shary // Manager. 2017. No. 2 (80). P. 145-153.

2. Spodareva, E.G. The strategy of public administration of socio-economic possibilities of the Donetsk People's Republic / E.G. Spodareva, S.V. Petukhova / / Geographical and public research in the field of security of development of the state and the region: Materials of the international. conf. (Donetsk, October 31, 2019) Under the general editorship of E.G. Kosheleva. Donetsk: Donetsk National University, 2019. P. 172-173.

3. Constitution ofthe Donetsk People's Republic of May 14, 2014 [Electronic resource]. URL: https://dnrsovet.su/konstitutsiya/.

4. Bogdanova, O.Yu., Bogoslavtseva, L.V., Karepina, O.I. Financial relations in the system of social protection ofthe population Rostov State Economic University (RINH) [Electronic resource]. URL: https://www.sworld.com.ua/simpoz7/19.pdf

5. Orlova, N.V. Non-state funds in the field of social services for the population of Russia: specialty 08.00.10 "Finance, money circulation and credit": dissertation for the degree of candidate of economic sciences / Orlova Natalya Vasilievna. Volgograd, 2003. 164 p.

6. Sheikin, Yu. V. Formation of a non-sector of social services to the population, features and main directions of development / Yu.V. Sheikin // Scientific notes of the Russian State Social University. 2010. No. 9 (85). P. 56-60.

7. Bugaeva, A.A. Prerequisites for the creation and development of the non-state sector for the provision of social services and its role / A.A. Bugaeva // Bulletin of science and education. No. 5 (41). 2018. P. 85 - 88.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Светлана Геннадьевна Евтеева, преподаватель кафедры финансов, соискатель на ученую степень кандидата экономических наук, ГОУ ВОП "Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики", г. Донецк,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДНР.

E-mail: evteeva_sg@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Svetlana Evteeva, Lectureratthe Departmentoffinance, PostgraduateattheDepartmentofFinance, Donetsk Academy of Management and Public Administration under the Head of the Donetsk People's Republic, Donetsk, DPR. E-mail: evteeva_sg@mail.ru

Дата поступления статьи / Received: 15.03.2022 Принята к публикации / Accepted: 21.03. 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.