УДК 338.46 (477.62)
А.А. АЗАРЯН, канд. экон. наук, доцент, e-mail: scorpion2019dn@gmail.com
ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР
СФЕРА УСЛУГ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Изучена ситуация в сфере услуг в Донецкой Народной Республике, особенности осуществления услуг в различных сферах, а также услуг, финансируемых за счет Республиканского бюджета; определены направления повышения эффективности развития сферы услуг Донецкой Народной Республики; сформированы предложения для внешнего согласования по урегулированию вопросов правового обеспечения социально-экономического развития Донецкой Народной Республики; определены задачи для дальнейшего развития сферы услуг.
Ключевые слова: сфера услуг, тенденции развития, управление экономическими системами, государственная политика.
Azaryan A.A. Service sector in the Donetsk People's Republic: current state and development trends.
The article investigated the situation in the services sphere in the Donetsk People's Republic, the features of services implementation in various spheres, as well as services financed from the Republican budget; identified the areas for improving the efficiency of the service sector development of the Donetsk People's Republic; formed the proposals for external coordination on resolving the issues of legal support of the social and economic development of the Donetsk
People's Republic; identified the tasks for further development of the service sector.
Keywords: service sector, development trends, economic systems management, public policy.
Сфера услуг является важным сектором экономики развитых индустриальных стран и занимает все более устойчивые позиции в мировом хозяйстве. Для многих стран характерны тенденции увеличения объемов производства услуг, рост доходов от сервисной деятельности, рост занятости в этой сфере, обострение конкуренции, увеличение экспорта и импорта услуг.
Современной тенденцией развития всего цивилизованного мира является доминирование сферы услуг в современных экономиках развитых стран. В Донецкой Народной Республике активно ведется работа по развитию бизнеса, в том числе в сфере торговли и услуг. Исследования тенденций становления и развития сферы услуг, выявление факторов, оказывающих влияние на развитие этой сферы, являются актуальными.
Изучение современных научных исследований позволяет констатировать, что вопросам становления, развития и менеджмента в сфере услуг посвящены работы Л. Сосуновой, Д. Черновой,
© А.А. Азарян, 2019
З. Мустафаевой, Б. Чернышова и др.; управления и менеджмента - работы В. Уколова, У. Чан Кима, Рене Моборна, У. Эшби; вопросам теории систем и системного анализа - Д. Бородина, Ю. Черняка.
Анализ отечественных и зарубежных публикаций показывает значительный интерес к изучению показателей эффективности и качества предоставления услуг предприятиями, тенденций развития сферы услуг, поэтому исследования в этом направлении являются особенно актуальными в условиях развития экономики Донецкой Народной Республики.
Проведенный анализ тенденций развития сферы услуг в научных исследованиях уже показал, что существующая государственная политика в области развития сферы услуг малоэффективна и данный сектор экономики продолжает оставаться мощным нереализованным потенциалом. Аналитики считают, что было бы целесообразно изучить сектор услуг более детально, так как развитие сферы услуг - это глобальная тенденция современности, базирующаяся на управлении экономическими системами [1, с. 63-66].
Таким образом, государственная политика в формировании стратегии экономического развития сферы услуг должна стать приоритетным вектором деятельности государственных органов.
В развитых странах, по оценкам Всемирного банка, доля сферы услуг составляет около 70% ВВП. В последние десятилетия наблюдаем не только изменения в отраслевой структуре мирового хозяйства, но и значительный рост доли населения, занятого в производстве услуг. Во многих странах мира этот показатель превышает соответствующие значения для промышленного производства. В тех странах, которые не относятся к группам высокоразвитых, сектор услуг также играет важную роль. Это касается,
прежде всего, тех стран, которые обладают уникальными природными ресурсами, и/или стран, на территории которых находятся памятники всемирного культурного наследия. Основную роль в их экономике играют туристические услуги, финансово-кредитная сфера, транспорт и др.
Рынок услуг состоит из отдельных рынков, каждый из которых функционирует и развивается с определенными особенностями. Исследователи сферы услуг разработали значительное количество классификаций, в которых использованы такие критерии, как: осязаемость, характер спроса, объем услуг, сложность, уровень квалификации, трудоемкость, экономическая и социальная ориентация, степень контактности с потребителем. Рынок услуг по сравнению с другими рынками товаров имеет определенные особенности.
Сфера услуг охватывает значительное количество видов деятельности, объединенных в группы с помощью различных классификаций, которые используются как на международном, так и на национальном уровнях. Так, в рамках классификации ВТО (Всемирной торговой организации - World Trade Organization) выделено более 150 видов услуг, сгруппированных в 12 секторов [2].
Все услуги, по мнению экспертов в сфере услуг, можно разделить на следующие группы. Эти группы, в свою очередь, ранжированы по популярности у населения: бытовые, медицинские, транспортные, финансовые, юридические, посреднические (недвижимость, курьерские), развлекательные, прочие [3, с. 153-160]. В разрезе услуг, финансируемых за счет бюджетных средств, предоставляется информация о следующих видах услуг социальной сферы, потребность в которых финансируется из Республиканского бюджета:
услуги городского и пригородного пассажирского наземного транспорта;
услуги по складированию и хранению (услуги по хранению товарно-материальных ценностей Государственного резерва);
услуги по приему, хранению и выдаче гуманитарных грузов, товарно-материальных ценностей;
услуги проживания и питания (для делегаций);
услуги по обеспечению питанием учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ;
услуги в сфере радиовещания; услуги размещения и изготовления телевизионных материалов, программ, социальной рекламы в телеэфире;
услуги размещения информационных материалов в городских и районных газетах;
услуги размещения социальной и политической рекламы на ситилайтах, бигбордах, плакатах и т.д.
Согласно официальной информации Главного управления статистики Донецкой Народной Республики приведем данные по индексу потребительских цен на товары и услуги в 2017 г., которые вводятся на товары и услуги с целью предотвращения финансового кризиса и жесткого ограничения расходования бюджетных средств из Республиканского бюджета (табл. 1) [4].
Таблица 1
Индекс потребительских цен в 2018 г., в процентах к предыдущему месяцу
Месяц ИПЦ В том числе
Продовольственные товары Непродовольственные товары Услуги
Январь 101,0 101,5 100,1 100,0
Февраль 100,4 100,7 99,6 100,5
Март 100,8 101,2 100,3 100,2
Апрель 100,5 100,8 99,7 100,3
Май 99,7 99,2 100,7 100,1
Июнь 100,4 100,4 100,6 100,2
Июль 99,8 9,5 99,9 100,9
Август 100,0 100,0 99,8 100,1
Сентябрь 101,5 102,0 100,6 100,6
Октябрь 101,2 102,0 99,3 100,4
Ноябрь 101,0 101,6 99,4 100,7
Декабрь 101,6 102,6 99,8 100,1
Также Главное управление статистики Донецкой Народной Республики приводит данные об индексах потребительских цен по отдельным видам услуг в 2018 г. Согласно показателям активно развиваются туристические услуги в Донецкой Народной Республике. Донецкая область до войны обладала значительным рекреационным потенциалом [5]. В его состав включались три рекреационные зоны: Приазовская, Славяногорская и Краснолиманская, в которых действовало более 50 пансионатов и санаториев. Раздел территории области существенно по-
влиял на рекреационные возможности
ДНР.
От трёх вышеупомянутых зон в Республике осталась только незначительная часть Приазовской. С возникновением линии разграничения множество любителей активного отдыха стали заново открывать для себя пос. Зуевку и Зу-евский ландшафтный парк.
Например, в сфере услуг связи цены в ДНР в 2017-2018 гг. не менялись. Услуги в сфере отдыха и культуры, образования, ресторанного и гостиничного бизнеса к январю 2018 г. подорожали на
0,7-1,7%, цены на услуги в сфере образования к декабрю 2017 г. подорожали на 0,1-1,1% [6].
В настоящее время эффективность предприятий сферы услуг является стратегической задачей как для бюджетных предприятий с целью эффективного распределения бюджетных средств, так и для коммерческих предприятий с целью определения приоритетов при развитии сферы услуг в условиях нестабильной экономической и политической ситуации в Донецкой Народной Республике.
В научных исследованиях проблемам оценки эффективности работы предприятий сферы услуг уделено большое внимание. Существующие методы и модели оценки качества сферы услуг ориентируются на два аспекта качества: технический и функциональный. Система оценки качества должна позволить следить за динамикой развития предприятия, решать задачи управления предприятием.
Правовое обеспечение социально-экономического развития ДНР, как независимого государства, находится в стадии становления и не в полной мере учитывает возможные риски, которые могут оказать существенное влияние на становление независимости ДНР, а также возможности создания правовых моделей их преодоления, что на данном этапе фактически исключает возможность определения конкретного перечня нормативных правовых актов, подлежащих первоочередному принятию, в сфере услуг в том числе [7].
Таким образом, основными проблемами правового обеспечения социально-экономического развития ДНР являются следующие: в настоящее время необходимы, как минимум, официальное разъяснение Минюста Республики о границах правового поля, о датах фиксации законодательства, о его соотношении с текущим законодательством; полная ин-
вентаризация законодательства и синхронизация норм основных законодательных актов, в итоге - подготовка перспективного плана законотворческой деятельности [8, с.152].
Для дальнейшего развития сферы услуг необходимо решение комплекса взаимосогласованных задач: формирование благоприятных условий для предпринимательской деятельности в секторе услуг; создание экономической и правовой среды; совершенствование действия механизма местного самоуправления; привлечение общественности к активному участию в определении приоритетных направлений роста рынка услуг; создание реальных возможностей каждому предприятию доступа к производственным, материально-техническим и финансовым ресурсам; дальнейшее развитие коммерческой системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности; применение механизма партнерства для стимулирования развития перспективных видов деятельности в сфере услуг; осуществление мероприятий в области инвестиционной политики и содействия инновационному инвестированию предприятий; поддержка в перспективе на соответствующей научной основе развития сетевых и кластерных структур непосредственно сервисного характера (транспортно-логистических, туристско-рекреационных, культурно-развлекательных).
Выводы
В результате исследования были выполнены следующее задачи:
изучена ситуация в сфере услуг в Донецкой Народной Республике, особенности осуществления услуг в различных сферах, а также услуг, финансируемых за счет Республиканского бюджета, определены направления повышения эффективности развития сферы услуг Донецкой Народной Республики;
сформированы предложения по правовому обеспечению социально-экономического развития Донецкой Народной Республики;
определены задачи для дальнейшего развития сферы услуг.
Предложения по разработке правового обеспечения социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, в том числе и в сфере услуг, будут способствовать развитию сферы услуг и наращиванию темпов развития экономики Республики.
Список использованной литературы
1. Шорохов, В.В. Прогрессивные технологии развития малого бизнеса сферы услуг в России / В.В. Шорохов // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. - 2012. -№ 3. - С. 63-66.
2. Развитие сервисной (обслуживающей) экономики в Донецкой Народной Республике [Электронный ресурс]. -URL: https://pravograd.org/razvitie-servisnoj -obsluzhivayushhej -ekonomiki-v-doneckoj -narodnoj -respublike/
3. Азарян, А.А. Основные тенденции и перспективы развития сферы услуг / А.А. Азарян // Сибирский эконо-
мический вестник. - 2017. - № 5. -С. 153-160.
4. Индекс потребительских цен в 2018 году [Электронный ресурс]. - URL: http://glavstat.govdnr.ru
5. Донецкая область в цифрах [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.donetskstat.gov.ua
6. Сравнительный анализ индекса цен на потребительском рынке Донецкой Народной Республики и Украины в феврале 2018 г. [Электронный ресурс]. -URL: http://infocentrdnr.ru/8762-sravnitel nyy-analiz-indeksa-cen-na-potrebitelskom-rynke-doneckoy-narodnoy-respubliki-i-ukrainy-v-fevrale-2018-goda.html
7. Лукьянов, А. Экспертный доклад на конференции «III Евразийский молодежный инновационный конвент» [Электронный ресурс] / А. Лукьянов. - URL: http: // matveychev-oleg.livejournal.com/ 3402412.html
8. Ашурков, О.А. Основные тенденции формирования хозяйственного законодательства Донецкой Народной Республики / О.А. Ашурков // Вестник Института экономических исследований. -2017. - № 17. - С. 139-155.
Статья поступила в редакцию 19.11.19