Научная статья на тему 'Особенности управления развитием экономики Абхазии - пример для ДНР'

Особенности управления развитием экономики Абхазии - пример для ДНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБХАЗИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГРАММЫ / ABKHAZIA / INVESTMENT / MANAGEMENT / LEGISLATION / PLANNING / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кавыршина В. А.

Статья посвящена исследованию опыта управления развитием экономики Республики Абхазия после провозглашения независимости. На основе этого разработаны рекомендации по организации планирования и развития хозяйственного законодательства в Донецкой Народной Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of economic development control in Abkhazia - an example for the DPR

The article is devoted to studying the experience of managing the economic development in the Republic of Abkhazia after declaring independence. On this basis the recommendations on the organizing the planning and developing the economic legislation in the Donetsk People's Republic have been suggested.

Текст научной работы на тему «Особенности управления развитием экономики Абхазии - пример для ДНР»

УДК 338.2

В.А. КАВЫРШИНА, канд. экон. наук, старший научный сотрудник отдела экономико- правовых исследований,

e-mail: [email protected]

\

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ АБХАЗИИ - ПРИМЕР ДЛЯ ДНР

Статья посвящена исследованию опыта управления развитием экономики Республики Абхазия после провозглашения независимости. На основе этого разработаны рекомендации по организации планирования и развития хозяйственного законодательства в Донецкой Народной Республике.

Ключевые слова: Абхазия, инвестиции, управление, законодательство, планирование, социально-экономическое развитие, программы.

Kavyrshina V.A. Peculiarities of economic development control in Abkhazia - an example for the DPR.

The article is devoted to studying the experience of managing the economic development in the Republic of Abkhazia after declaring independence. On this basis the recommendations on the organizing the planning and developing the economic legislation in the Donetsk People's Republic have been suggested.

Keywords: Abkhazia, investment, management, legislation, planning, social and economic development, programs.

Перед экономикой Республики Абхазия стоят проблемы, похожие на те, которые приходится решать Донецкой Народной Республике: физическое разрушение производственных мощностей,

функционирование в условиях отложенного политического статуса территории и хозяйственной изолированности, эклектичность и фрагментарность правовой базы. Но ее самостоятельная экономическая история началась еще в 1990 г., и на данном этапе развития уже накоплен определенный опыт хозяйствования (как позитивный, так и негативный), изучение которого может быть полезно для ДНР.

Цель статьи - проанализировать данный опыт и разработать рекомендации по развитию хозяйственного законодательства в Донецкой Народной Республике.

Послевоенный процесс восстановления экономики Абхазии проходил в сложной политической обстановке. Серьезным пороком управления страной оказалось, в частности, преобладание традиционных (зачастую архаичных) ценностей в сфере правовой и политической культуры. К настоящему времени еще ни одному лидеру или движению не удалось создать условия для формирования правовой культуры, адекватной современным реалиям.

Гражданское общество в Абхазии не приобрело характер реальной силы во взаимоотношениях с государством. Направленность общества на контроль деятельности государственных служб проявляется недостаточно.

© В.А. Кавыршина, 2019

Родственно-клановые связи, как и прежде, остаются определяющим фактором ведения бизнеса в Абхазии. Вопросы выделения земельных участков, строительных подрядов, особенностей налогообложения и т.п. могут решаться кардинально различным образом на местном и государственном уровне. Прямым следствием преобладания родственно-клановых отношений в социуме является система назначения на официальные должности, основанная на местничестве. При этом зачастую игнорируется профессионализм кандидатов и их мотивация. В итоге это ведет к общему снижению уровня компетентности госслужащих и низкому уровню их стремления к развитию и модернизации производства.

В таких условиях властные структуры во многом не осознают важности осуществления анализа хозяйственной деятельности, ведения осознанной экономической политики. Так, например, к наступлению даты пятнадцатилетия существования Республики Абхазия не были известны объем ее валового продукта и структура экономики, имелась лишь фрагментарная информация о госсекторе и об аграрном производстве. Но экономическая наука в Абхазии постепенно стала набирать силу и оказывать влияние на практическую деятельность. Вопросы обеспечения экономического развития рассматривались в работах Г. Абухбы, Р. Лагвилавы, К.К. Озган, З. Шалашаа, О. Шамбы, Я. Фейзбы и др. [1, 2, 3].

Ученые установили, что к началу 2000-х годов развитие производительных сил в РА опустилось на доиндустриаль-ный уровень. Большинство предприятий полностью прекратили выпуск продукции и предоставление услуг. По причине длительного отсутствия компенсации износа основных средств новыми капиталовложениями в энергетическую и транспортную инфраструктуру ситуация прибли-

зилась к критической. Основой экономики республики стали туризм и торговля сельскохозяйственной продукцией. И эти отрасли в значительной степени работали «в тени». В 2004 г. налоговые поступления в бюджет составляли 190 млн. руб., в 2005 г. - 298 млн. руб., в 2006 г. -404 млн. руб., в 2007 г. - 500 млн. руб. Общие доходы бюджета составляли в 2005 г. - 709,4 млн.руб., в 2006 г. -1094,1 млн.руб., в 2007 г. - 1433,9 млн. руб., в 2008 г. - 1777,8 млн. руб. [4].

Восстановление связей с Россией стало поворотным пунктом для экономики Абхазии. Помимо выдачи жителям республики пенсий и пособий (по соглашению на 2018-2019 гг. планируется 584 млн. руб. пенсионных выплат), Россия активно включилась в инвестиционный процесс. На российские деньги было приведено в порядок почти двести километров дорог, произведен капитальный ремонт более ста объектов ЖКХ, здравоохранения, культуры, образования и спорта. Осуществлялись бесплатные поставки оборудования для школ, больниц и сельхозпредприятий.

Общий объем финансовой помощи Республике Абхазия, поступившей из бюджета Российской Федерации с 2009 по 2017 г., составил 44,6 млрд. руб. В 2016 г. он составил 5,8 млрд. руб., в 2017 г. -6,9 млрд. руб., в 2018 г. - 8,6 млрд. руб. В 2017 г. объем финансовой помощи от РФ был эквивалентен 22,7% ВВП республики

[5].

Сотрудничество с РФ положительно повлияло на экономический базис Абхазии. Россия стала для Абхазии экономическими воротами в мир. После признания РА Россией объем ВВП возрос практически вдвое: от 15,6 млрд. руб. в 2009 г. до 30,7 млрд. руб. в 2017 г. Промышленность вошла в тройку базовых отраслей, формирующих ВВП РА, функционирует более 100 промышленных предприятий, из которых 87 являются негосу-

дарственными. Объем промышленного производства в 2017 г. достиг 3,5 млрд. руб. Доля промышленного сектора в структуре производства вставила 11,4%.

Внешнеторговый оборот вырос в 3 раза - от 7,1 млрд. руб. до 21,4 млрд. руб. (при этом экспорт увеличился в шесть раз, а импорт - в три раза). Доходы государственного бюджета повысились в 5,6 раза: с 1,7 млрд. руб. в 2008 г. до 9,5 млрд. руб. в 2018 [6].

Собственные доходы бюджета достигли в 2013 г. 3089,9 млн. руб., в 2014 г. - 3217,0 млн. руб., в 2015 г. -3505,7 млн. руб., в 2016 г. - 4806,7 млн. руб., в 2017 г. - 4776,2 млн. руб. [7].

Для того, чтобы наладить управляемость экономическими процессами, РА вынуждена была провести ряд правовых реформ. К этому ее подтолкнула необходимость привести законодательство к уровню, позволяющему заключать международные договоры, получать иностранные инвестиции, осуществлять контроль над субъектами хозяйственной деятельности.

Опыт Абхазии подтвердил точку зрения о том, что сотрудничество государств в экономической сфере побуждает их, как правило, обращаться к специальным способам сближения законодательства [8]. Появилась потребность в унифицированных правовых нормах, которые либо единообразно регулируют отношения, либо создают основу для нахождения их общности.

Осуществляя гармонизацию правовых норм с законодательством РФ, Абхазия пошла главным образом по пути рецепции - одностороннего заимствования одним государством у другого крупных массивов нормативного материала. Это нельзя оценивать как проявление ее зависимости от РФ. Рецепция представляет собой нормальное явление процесса развития правовых отношений. Так,

крупномасштабная рецепция римского права европейскими государствами привела в свое время к формированию единой системы (школы) континентального права.

В соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и РА от 17.09.2008 г. унификация законодательства осуществляется с учетом специфики, традиций и опыта государственного строительства Абхазии. Абхазия декларирует и поступательно отражает в своих нормативных актах принципы, которые она считает важными для своего народа и ценными для развития экономики. Например, принцип, что земля не является объектом купли-продажи и не должна находиться в частной собственности.

Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества включает более 100 двусторонних документов различного уровня. Среди них следует отметить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций. Оно направлено на создание благоприятных условий для осуществления инвестиций, на обеспечение иностранных инвесторов эффективными правовыми средствами защиты их прав и интересов. Основной целью данного соглашения является стимулирование притока российского капитала в Абхазию. Осуществлению эффективной торговой политики призвано способствовать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о взаимном учреждении торговых представительств. Важное значение имеет также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия об оказании помощи Республике Абхазия в социально-экономическом развитии.

Для обеспечения развития экономики Абхазии пришлось осуществить

изменения не только в законодательстве, но и в методах управления. Позитивные результаты дало внедрение планового метода. Но процедуры планирования существенно отличаются от советских. Прежде всего тем, что инициаторами проектов могут выступать физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Необходимым условием является внесение ими в проект определенной доли собственных средств до начала получения внешнего финансирования. Проекты, в которых минимальный объем общих инвестиций составляет не менее 20 млн. руб., предварительно рассматриваются Министерством экономики Абхазии и проходят отбор. Наиболее перспективные из них направляются в ООО «Инвестиционное агентство» г. Москвы, осуществляющее совместно с российскими банками (Внешэкономбанком, Россель-хозбанком и ВТБ) программу льготного кредитования среднего и крупного бизнеса.

От соискателя требуется презентация проекта, отражающая информацию о том, имеется ли у него как предпринимателя необходимый опыт и каким образом он собирается принимать непосредственное участие в реализации проекта. Также необходимо обозначить факторы, влияющие на потенциальную эффективность проекта. Соискатели должны иметь бизнес-план и обладать на начальном этапе не менее 10% от общей суммы инвестиций.

Основными критериями отбора являются финансовая привлекательность бизнес-плана и соответствие инвестиционных проектов приоритетным направлениям развития экономики Абхазии. Такой подход позволяет учесть как краткосрочный, так и долгосрочный эффект инвестиций.

За последние 3 года поддержку получили 8 проектов общей стоимостью почти 1 млрд. руб., обеспечивающих

появление 400 новых рабочих мест. Это предприятия по выращиванию и переработке фруктов и овощей, мясоперерабатывающий завод, гостиничные комплексы.

Важным требованием к предпринимателям является обеспечение обязательств перед кредиторами. Это может быть залог товаров в обороте, залог оборудования, транспортных средств, недвижимости, сельскохозяйственных животных, а также залог будущего урожая для аграрных проектов. В отдельных случаях в качестве обеспечения обязательств принимаются банковская или государственная гарантии и поручительство. В Абхазии есть также одна интересная национальная особенность: соискателям напоминают, что от их действий зависит деловая репутация всего абхазского бизнеса.

При Министерстве экономики Республики Абхазия действует «Государственное инвестиционное агентство». Наряду с иными задачами оно способствует установлению прямого конструктивного диалога без посредников между государством и частным капиталом по принципу «одного окна», а также представляет интересы РА в сфере инвестиционной деятельности за пределами страны. Инвестпроекты, соответствующие определенным требованиям Закона РА «Об инвестиционной деятельности», могут быть полностью или частично освобождены от налогов на прибыль и на имущество на срок до 8 лет [9].

В целях поддержки малого и среднего бизнеса используется другая программа финансирования. В ее рамках Национальный банк Абхазии выдает за счет средств российских банков кредиты до 3 млн. руб., неся при этом часть рисков. При условии, что на теневом рынке можно взять кредит только под 180%-120% годовых, эта мера оказывает стимулирующее влияние на развитие предпринимательства.

Закон РА «Об инвестиционной деятельности», определяя полномочия государства в данной сфере, указывает на его ключевую роль в разработке, утверждении и реализации республиканской и местных инвестиционных программ. Государство также ведет реестр так называемых преференциальных инвестиционных проектов: тех, которые прошли государственную экспертизу и могут претендовать на получение налоговых льгот.

Благодаря Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия об оказании помощи Республике Абхазия в социально-экономическом развитии в составлении этих программ принимает участие и Россия. Так, в рамках реализации «Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2017-2019 годы» планируется финансовое участие РФ в сумме 1620,5 млн. руб. [10].

В ходе обсуждения программ представители абхазской стороны особое внимание уделяют вопросам инвестиций в социальную инфраструктуру, указывая на ее значение не только для граждан Абхазии, но и для туристов. Поэтому значительная часть средств направляется на восстановление и модернизацию энергетического хозяйства республики, которое находится в критическом состоянии. Для совместного обслуживания граждан Абхазии и отдыхающих в ключевые медучреждения Республики запланирована установка новейшего медицинского оборудования. Восстанавливаются также дороги и другие объекты инженерной инфраструктуры. В течение 2015-2017 годов с развитием туристического кластера было связано 65% инвестиций.

Среди объектов инвестирования в реальном секторе экономики преобладают проекты сельскохозяйственной направленности.

В настоящее время планирование в РА проходит дальнейшую стадию развития. Исследовательской группой, объединившей ученых и специалистов министерств и ведомств республики, разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Абхазия до 2025 г., которая служит основой для подготовки инвестиционных программ, планов социально-экономического развития, а также других документов, отражающих государственную экономическую политику. Так, в целях реализации государственной политики развития экспортного потенциала республики и поддержки экспортоориентированных предприятий, Кабинетом Министров РА утверждена ведомственная среднесрочная целевая Программа поддержки экспорта в Республике Абхазия на 2017-2019 гг. В числе прочих мер она обеспечивает организациям-экспортерам финансовую поддержку, направленную на возмещение затрат, связанных с производством и продвижением продукции.

Несколько лет назад была начата работа над законопроектом РА о государственно-частном партнерстве. За основу был взят аналогичный казахский закон. Основной целью ГЧП виделось привлечение средств российских и абхазских инвесторов для модернизации стратегических отраслей и сфер экономики Абхазии, в которых присутствует государственная монополия (железнодорожного транспорта, энергетики и т.п.) в условиях, когда кризисные явления в России сказываются на объемах финансирования из российского бюджета. Но после множества изменений и дополнений работа над законом была приостановлена.

Анализ практики осуществления инвестиционной деятельности в Абхазии на современном этапе выявил ряд проблем, которые невозможно разрешить в рамках закона о государственно-частном партнерстве. По причине проблем с

возвратностью кредитов количество российских банков, готовых их выдавать, резко сократилось. Обнаружилось, что законодательство Абхазии не защищает инвесторов от неправовых или неадекватных действий со стороны абхазских чиновников: внезапно вводимых дополнительных налогов или сборов, например, при ввозе в РА оборудования [11]. Дыры в законодательстве используются также для рейдерских захватов. Соответственно, это повлияло на число потенциальных инвесторов в абхазскую экономику.

Счетная палата РФ периодически проверяет, как расходуются в Абхазии выделенные средства. Аудиторы заявляют, что воровство в прямом смысле слова практически отсутствует, но средства не всегда используются эффективно. Государственные заказчики зачастую выбирают подрядчиков без проведения конкурсов и экспертизы проектной документации. Во многих случаях нет необходимых проектно-сметных документов. Подрядчики могут самостоятельно вносить изменения в сметы, корректируя цены на материалы и услуги строителей в сторону повышения.

Опыт показывает, что основной массив проблем связан с отсутствием или игнорированием нормативов. По причине недостаточности собственной нормативной базы власти Абхазии зачастую используют нормы российского и советского законодательства, излишне свободно их трактуя.

Проблемой является и то, что абхазские законы практически не предусматривают никакой ответственности за неэффективное использование бюджетных средств.

Выводы

Планирование (как программный метод развития экономики) явилось важной частью возрождения экономики Абхазии. Несмотря на то, что Закон РА «О государственном прогнозировании и

программах социально-экономического развития Республики Абхазия» был принят в 2000 г., для осуществления эффективного планирования потребовалось создание целого массива законодательства. Отдельные элементы хозяйственно-правового механизма планирования оказались встроенными в нормативные акты, регулирующие создание общего экономического пространства с РФ, условий для развития экспортной деятельности, становления правовой базы платежно-расчетных отношений, производственной и инвестиционной деятельности, а также акты, имеющие базовое значение для развития определенных отраслей экономики. И этот процесс еще полностью не завершен.

Осуществляя гармонизацию права с РФ, РА отстаивает свои принципы, традиции и опирается на накопленный опыт. Делая шаги в сторону экономической интеграции с РФ, РА одновременно формирует на своей территории кластеры, реализуя тем самым комплексный подход к развитию.

В Донецкой Народной Республике также для обновления инфраструктуры необходимо использование плановых методов ведения хозяйства. Они является конструктивными и для целей восстановления производства, создания связей кооперирования и замкнутых производственных циклов. Разрабатывая проекты нормативных актов в сфере хозяйственного права, целесообразно учитывать потребности осуществления планирования в стране, реализации планов, контроля за их выполнением.

Список использованной литературы

1. Лагвилава, Р.М. Становление рыночной формы хозяйствования в Абхазии и вопросы привлечения трудовых ресурсов к экономической деятельности / Р.М. Лагвилава // Абхазский госу-

дарственный университет. Юбилейное научное издание: сб. науч. тр. — М.: МАКС Пресс, 2017. - С. 392-398.

2. Шалашаа, З.И. Специфика регулирования экономики в условиях становления рыночных отношений в особых регионах постсоветского пространства / З.И. Шалашаа. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 284 c.

3. Фейзба, Я.Р. Национальная экономика в Абхазии / Я.Р. Фейзба, О.Б. Шамба. — Сухуми: Изд-во «Ала-шара», 2002. — 294 c.

4. Друганов, Р.С. Экономика Абхазии: состояние и возможности [Электронный ресурс] / Р.С. Друганов; Кавказские научные записки. - 2012. - № 2 (11). -URL: www.kavkazoved.info/.../ekonomika-abhazii-sostojanie-i-vozmozhnosti-razvitija. html

5. Козловский, С. Сколько денег Россия выделяет Абхазии и как их тратят [Электронный ресурс] / С. Козловский; Русская служба Би-би-си. - 2017. - 8 авг. -URL: www.bbc.com/russian/features-408 62115

6. Шария, В. IX деловой форум: помогут ли Абхазии криптовалюта и устрицы? [Электронный ресурс] / В. Шария; Эхо Кавказа. - 2018. - 12 окт. -URL://www.ekhokavkaza.com/a/29540662. html

7. Экономика [Электронный ресурс] / Официальный сайт Президента республики Абхазия. - URL:

presidentofabkhazia.org/respublika_abkha zia/economy/

8. Ашурков, О.А. Унификация правового регулирования внешнеэкономических операций в ЕС / О.А. Ашурков // Гармонизация законодательства Украины и международная интеграция: внешнеэкономическая деятельность: сб. науч. тр.; Ин-т экономико-правовых исследований НАН Украины; под ред. В.К. Мамутова и др. - Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2007. - С. 6-29.

9. Об инвестиционной деятельности. Закон Республики Абхазия от 30.04.2014 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономики Республики Абхазия. - URL: http://mineconom-ra.org/upload/iblock/f25/ f251e6ba88d076a8c3b0ddf52bd38b93.pdf

10. Определена финансовая помощь России Абхазии в 2019 году [Электронный ресурс] / Информационно-деловой портал «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции». - 2019. - 9 янв. - URL: https://abkhaz-project.ru/opredelena-finanso vaya-pomoshh-rossii-abxazii-v-2019-godu/

11. Абхазские и российские предприниматели требуют от чиновников решительных действий [Электронный ресурс] / sputnik Абхазия. - 2018. - 14 окт. -URL: https://sputnik-abkhazia.ru/colum nists/20181014/10252855 21/abxazskie-rossijskie-predprinimateli-trebuyut-chinovni kov-reshitelnyx-dejstvij .html

Статья поступила в редакцию 08.04.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.