Научная статья на тему 'Становление банковских систем в условиях непризнанности'

Становление банковских систем в условиях непризнанности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
759
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / НЕПРИЗНАННОСТЬ / BANK / BANKING SYSTEM / CENTRAL BANK / LOAN PORTFOLIO / FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / UNRECOGNIZED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капыльцова Виктория Владимировна, Чернявская Татьяна Геннадиевна

В статье рассмотрены и проанализированы теоретические и прикладные аспекты исследования банковских систем в условиях непризнанности. Выявлены основные особенности их становления и функционирования в Нагорно-Карабахской и Южноосетинской республиках. Выявлены ключевые проблемы становления и определены перспективы развития банковской системы Донецкой Народной Республики с использованием зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Banking Systems in the Context of Non-Recognition

The article considers and analyzes the theoretical aspects of the functioning of banking systems in conditions of non-recognition. The main features of their formation in the Nagorno-Karabakh and South Ossetian republics are determined. The main problems in the formation of the banking system in the Donetsk People’s Republic were identified and divided into groups (political, economic, technological, financial, social). Existing governmental methods of liquidating the existing problems in the Republic are investigated. The main perspective directions of the formation and development of the banking system of the Donetsk People’s Republic have been identified on the basis of studying the experience of other unrecognized republics (NKR and RSO), having analyzed the features of the functioning of the Central Republican Bank in the DNR, taking into account the possibilities of cooperation with the Russian Federation and the difficult geopolitical situation.

Текст научной работы на тему «Становление банковских систем в условиях непризнанности»

УДК 336.71-043.86:341.218 ББК У262.10

СТАНОВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ НЕПРИЗНАННОСТИ

В. В. Капыльцова, Т. Г. Чернявская

Донецкий национальный университет, Донецк, Донецкая Народная Республика

В статье рассмотрены и проанализированы теоретические и прикладные аспекты исследования банковских систем в условиях непризнанности. Выявлены основные особенности их становления и функционирования в Нагорно-Карабахской и Южноосетинской республиках. Выявлены ключевые проблемы становления и определены перспективы развития банковской системы Донецкой Народной Республики с использованием зарубежного опыта.

Ключевые слова: банк, банковская система, Центральный банк, кредитный портфель, финансово-экономический кризис, непризнанность.

DEVELOPMENT OF BANKING SYSTEMS IN THE CONTEXT OF NON-RECOGNITION

V.V. Kapyltsova, T.G. Cherniyavskaiya

Donetsk National University, Donetsk, Donetsk People's Republic

The article considers and analyzes the theoretical aspects of the functioning of banking systems in conditions of non-recognition. The main features of their formation in the Nagorno-Karabakh and South Osse-tian republics are determined. The main problems in the formation of the banking system in the Donetsk People's Republic were identified and divided into groups (political, economic, technological, financial, social). Existing governmental methods of liquidating the existing problems in the Republic are investigated. The main perspective directions of the formation and development of the banking system of the Donetsk People's Republic have been identified on the basis of studying the experience of other unrecognized republics (NKR and RSO), having analyzed the features of the functioning of the Central Republican Bank in the DNR, taking into account the possibilities of cooperation with the Russian Federation and the difficult geopolitical situation.

Keywords: bank, banking system, central bank, loan portfolio, financial and economic crisis, unrecognized.

Постановка проблемы. За последние три года на политико-экономической карте мира появилось еще несколько непризнанных республик, в том числе Донецкая Народная Республика (ДНР). В результате геополитических катаклизмов наш регион превратился из традиционной части единого социально-экономически стабильного района в некую непризнанную в мире территорию. Данные преобразования определенно подорвали устоявшиеся привычные порядки и частично уничтожили существующие системы жизни и деятельности ранее процветающего региона.

Анализ исследований и публикаций. Исследованию проблем функционирования и развития банковской системы общества посвящены работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов всего мира, в частности А. В. Абор-

чи, И. В. Алексеева, К. С. Бельского, Д. С. Вагабова, Д. К. Гэлбрейта, Н. В. Колосковой, М. А. Котляро-ва, О. И. Лаврушина, А. П. Лутай, Ю. П. Назаровой В. А. Орловой, И. П. Подмарковой, П. С. Роуза, М. И. Сухова, А. Г. Шеломенцева, А. Д. Шеремета и многих других.

Однако крайне мало научных исследований, выявляющих проблемы формирования и развития банковской системы в непризнанных (или частично признанных) республиках, таких как Нагорно-Карабахская Республика, Южная Осетия и Донецкая Народная Республика. В связи с этим, обозначим актуальность темы нашего исследования: становление банковских систем в непризнанных республиках.

Целью настоящего исследованияявляется выявление и определение перспективных направ-

лений, обеспечивающих становление и эффективное развитие банковской системы Донецкой Народной Республики на основе анализа опыта становления банковских систем Нагорно-Кара-бахской Республики, Республики Южная Осетия и Донецкой Народной Республики. Данные государства находятся на разных ступенях социально-экономического развития, но для них всех характерны идентичные проблемы, на основе чего можно рассматривать их сквозь одну призму сравнения. В частности, все эти республики испытывают идентичные экономические проблемы, что, в свою очередь, отражается на становлении их банковских систем.

Основные результаты исследования. Банковская система — это важная составляющая национальной экономической системы в современном цивилизованном обществе, представляющая собой совокупность специфических финансово-кредитных организаций. Эта система — достаточно многофункциональна, постоянно находится в динамичном развитии и является сложной системой с определенными уровнями соподчинения [7].

Так, банковская система представляет собой «форму организации функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившуюся исторически и закрепленную законами» [11].

На данный момент сложилось много классификаций банковских систем. С учетом специфики исследуемой темы считаем важным остановиться на критерии, предложенном Н. В. Колосковой, — критерии «непризнанно-сти» — и выделить три типа банковских систем: признанных государств со стабильной экономикой; признанных государств с нестабильной экономикой; непризнанных государств с нестабильной экономикой [6].

Обычно, когда речь идет о факторах устойчивости банковской системы, в большинстве случаев апеллируют к внешним и внутренним факторам [10]. В связи с тем, что социально-политическая среда — один из основополагающих внешних факторов, то у непризнанных государств априори не может быть стабильной экономики. А огромное число рисков, сопровождающих существование таких банковских систем, — следствие шаткой правовой деятельности банков, которые в свою очередь находятся в прямой зависимости от неустойчивости политико-экономической ситуации в стране.

Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах/НКР)— непризнанное государство. Независимость этой республики не признано ни одним официально признанным государством мира.

Экономика НКР была полностью уничтожена во время Карабахской войны в период 19911994 гг. В настоящее время она представлена предприятиями пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности, имеется производство стройматериалов. В сфере сельского хозяйства развиты животноводство, шелководство, виноградарство. Активно развивается туристическая инфраструктура.

Банковская система представлена пятью армянскими банками (см. табл. 1), а также двумя кредитными организациями («БЛЕСС» и «Аре-гак»). Универсальная Кредитная Организация «Арегак» — единственная кредитная организация, которая имеет офисы на всей территории Армении и Нагорного Карабаха1.

ЗАО «Арцахбанк» осуществляет широкомасштабную деятельность в Нагорном Карабахе, оказывая содействие реализации государственных экономических программ и выполняя ряд функций Центробанка НКР, в том числе обслуживание государственного бюджета. Банк осуществляет также спонсорскую и благотворительную деятельность, содействуя решению социально-экономических задач Республики Арцах. Наряду с этим, в НКР при правительственной поддержке с 2008 г. начала осуществляться выдача кредитными организациями ипотечных кредитов.

Таким образом, хотя банковская система в НКР и действует как субъект, который регулируется Центральным банком Армении, в ее развитии наблюдается прогресс, требующий дальнейшего развития. На сегодняшний день присутствует ряд обнадеживающих направлений: активы банков НКР находятся в удовлетворительном состоянии; имеется большой потенциал кредитования; банковская система республики обеспечивает адекватную конкурентную среду; создана благоприятная среда для инвестирования (налоговые льготы для иностранного капитала в виде освобождения от уплаты налога на прибыль и акцизных налогов, отсутствие пошлин для экспорта, низкая стоимость жизни, удобное географическое положение).

Кредитная политика состоит из стратегии и тактики банка по организации процесса кредитования (кредитная политика определяет основные направления кредитного процесса, принципы и цели конкретного банка на кредитном рынке [3]. Согласно выбранной и реализуемой Стратегии, характерными особенностями финансовой системы Республики Южная Осетия (РЮО) являются: нехватка собственного эмиссионного центра, непризнанность мировым сообществом,

1 ЗАО «Арцахбанк» : офиц. сайт. URL: http://www. artsakhbank.com.

Таблица 1

Предоставленные ипотечные кредиты в НКР в 2015 году

Банки Финансируемые приложения армянским драмом, драм. Финансируемые приложения долларом США, долл. США

Арцахбанк 0 172,6

Армбизнесбанк 4 6

Кредитная организация БЛЕСС 8,5 0

недостаточное развитие финансовой структуры. Банковская система РЮО представлена одним Национальным банком и двумя коммерческими. Национальный банк был создан в 1992 г. на базе Юго-Осетинского банка СССР, а Устав и все положения Банка разработаны по образцу документации Центрального банка России. В 2007 г. с целью стабилизации банковской системы была создана система контроля коммерческих банков. 15.07.2008 г. Парламентом РЮО был принят Закон «О Национальном банке Республики Южная Осетия» в ныне действующей редакции1. В законе отражены цели и функции Банка Республики в области развития и укрепления банковской системы Южной Осетии, организации денежного обращения и внешнеэкономической деятельности. С июля 2013 г. с целью совершенствования денежного обращения и защиты экономических интересов началась эмиссия банкнот и памятных монет нового образца [5].

При этом важная роль Нацбанка РЮО состоит в том, что, он помимо централизации всех составляющих банковской системы, предоставляет государству возможность перераспределять денежные потоки и финансирование с целью увеличения поступлений в бюджет как из прибыли Нацбанка, так и косвенно, влияя на развитие малого бизнеса в стране. Это в свою очередь, с макроэкономической точки зрения, позволило увеличить налоговые поступления в бюджет, что дало возможность увеличить число созданных рабочих мест (а в РЮО большая часть рабочих мест — это государственный сектор), в результате — позволило повысить социальный статус и личное благосостояние граждан. Доказательством тому служат статистические показатели последних лет. Так, в 2016 г. (по сравнению с 2015 г.) численность работающих во внебюджетной сфере изменилось с увеличением с 3083 до 4005 чел. В 2017 г. показатели численности занятых в частном секторе экономики выросли еще на 7 %. Хотя в целом число занятых во внебюджетной сфере остается пока на низком уровне [2].

Наряду с этим, одним из основных направлений деятельности Нацбанка РЮО являетсякреди-

1 О Национальном банке Республики Южная Осетия : Закон Республики Южная Осетия № 18. URL: http://online.zakon.kz.

тование малого бизнеса в лице юридических лиц. За период 2013—2015 гг. юрлицам — клиентам Национального Банка РЮО — было предоставлено 112 кредитов на сумму 183,860 тыс. рос. р. Всего за последние годы существования Банка выдано приблизительно 150 кредитов, основная часть которых нацелена на развитие малого бизнеса [9].

За период 2016 г. прибыль Банка Республики составила 87 955 тыс. рос. р. Согласно годовому отчету, в бюджет Республики перечислено примерно 17 951 тыс. р. В 2016 г. был покрыт остаток убытка в размере 55 362 тыс. рос. р. (образовавшегося в результате непогашенного в срок кредита, выданного нашумевшему КБ «Бон Банк» в 2012 г.). Невозврат данного межбанковского кредита вызвал проблемы с ликвидностью в Банке Республики и привел к расширению политических рисков. Полученная в 2014 г. прибыль в размере 88 048 тыс. рос. р. в полном объеме была направлена на покрытие убытка. В результате убыток Банка Республики на 01.01.2016 г. составил 55 362 тыс. рос. р., что способствовало повышению репутации Банка Республики и снижению уровня политических рисков2.

Национальным Банком РЮО при кредитовании также была снижена процентная ставка с 24 до 12 % годовых, в ОАО «Акционерный сберегательный банк» — до 18 %. Но на сегодняшний день Национальный Банк РЮО в силу специфики своей целенаправленности и задач не занимается кредитованием физических лиц. Это направление доступно населению через работающие коммерческие банки. Это ОАО «Акционерный сберегательный банк» и частично — «Международный расчетный банк». Вследствие существующих условий кредитования ОАО «Акционерный сберегательный банк» часть заемщиков данного банка стали успешно развивать свой бизнес либо вообще смогли открыть свое дело (см. табл. 2).

Что же касается международного сотрудничества, то обсуждаются возможности прихода на территорию РЮО филиалов российских банков. При этом, на наш взгляд, капитализация Национального банка РЮО, организация филиалов

2 Аудиторское заключение и годовой финансовый отчет за 2016 г. // Национальный банк Республики Южная Осетия : офиц. сайт. URL: http://bank-ossetia. org/accountability/audit.

российских банков на территории РЮО и других финансовых структур обеспечит доступ к кредитным средствам физических и юридических лиц, что позволит решить в определенной степени ряд актуальных проблем.

Таблица 2

Кредитование ОАО «Акционерный сберегательный банк» за 2013—2015 годы

Заемщики Количество кредитов Сумма, тыс. рос. р.

Физлица 3610 481 108

Частные предприниматели 57 11 700

Юрлица и индивидуальные предприниматели 6 11 200

Таким образом, Национальный Банк РЮО выполняет намеченные в законе задачи в виде поддержки экономической политики, проводимой Правительством РЮО в целях повышения уровня социально-экономического развития Республики, регулирования занятости населения путем стимулирования развития малого и среднего предпринимательства. С учетом того, что спрос в РЮО на кредиты превышает возможности финансовых ресурсов действующей банковской системы, Нацбанку необходимо продолжать политику, ориентированную на увеличение количества банков, увеличение их капиталов, так как — это прямая, ведущая к развитию экономики государства. Также одним из приоритетных направлений в развитии банковской системы РЮО является открытие российских филиалов банков, что для данной территории выступает явным преимуществом, по сравнению с ДНР, которая не признана даже РФ. Иными словами, несмотря на сложные геополитические условия, банковская система РЮО продолжает свое становление и развитие, что подтверждает позитивная динамика основных финансовых результатов деятельности Национального Банка Республики.

При этом по институциональным секторам экономики наблюдается значительное увеличение масштабов кредитования строительных организаций, местных и муниципальных органов власти, а также торгово-посреднических предприятий. Следует отметить, что объемы кредитов, выдаваемых данным организациям, в исследуемых государствах снижаются, что обусловлено сокращением числа кредитных организаций в связи с проводимой Центральным банком кредитной политикой. Сокращение объемов потребительского кредитования в среднем на 15 % обусловлено увеличением доходов населения и уровня развития экономики в целом.

По срокам погашения наибольший удельный вес в НКР и РЮО занимают долгосрочные кредиты. Также наблюдается тенденция к увеличению кредитов овердрафт и среднесрочных кредитов. Однако в 2016 г. наблюдалось резкое снижение краткосрочных кредитов в данных государствах, что связано с невозвратом ранее выданных кредитов. Увеличение просроченных кредитов было вызвано нестабильной экономической ситуацией, возникшей в частности вследствие роста инфляционных процессов в государствах.

Учитывая рискованный характер кредитной деятельности банков и, соответственно, неопределенность в течение срока действия кредитного соглашения, возникает потребность в проведении мониторинга, который направлен на выявление, анализ, оценку и ликвидацию возможных рисков, которые возникают на всех этапах кредитного процесса [8. С. 101].

В современных условиях хозяйствования огромные объемы денежных средств направляются на поддержку банковского сектора как гаранта недопущения финансового спада. Дальнейшая поддержка осуществляется путем участия правительства в капитале банков, выкупа их обесценившихся в результате кризиса активов, предоставления финансовой помощи определенным категориям заемщиков для обеспечения обслуживания кредитов. Причем Центральный банк выводит с рынка «проблемные» неплатежеспособные банки, а также банки, деятельность которых связана с «отмыванием» денежных средств [1. С. 145].

Вне всякого сомнения, для преодоления последствий кризиса и возобновления кредитования приоритетных отраслей экономики следует прекратить кредитование неплатежеспособных заемщиков и «проблемных» банков — их выход с рынка в значительной степени будет способствовать оздоровлению банковской системы. При этом функционирующие банки должны разрабатывать и предлагать на рынке все большее количество кредитных продуктов и технологий. Это будет способствовать прежде всего повышению конкурентоспособности банков и обеспечению производства крайне необходимых кредитных ресурсов.

Отсутствие закона о потребительских кредитах, который соответствовал бы европейскому стандарту о защите потребителя, побудило банки направить основные рычаги кредитной политики в направлении обслуживания заемщиков — физических лиц. Отсутствие единого реестра информации о недобросовестных заемщиках способствует ухудшению качества кредитных портфелей банков [1. С. 157].

Политика «долларизации» банковского сектора прямо или косвенно влияет на рост уровня

кредитного риска, что подрывает доверие населения к национальной денежной единице [4]. Для решения указанных проблем целесообразно было бы принять решительные меры по снижению уровня «долларизации» отечественной экономики. В сложных условиях сочетания финансово-экономического и политического кризисов целесообразно существенно улучшить процедуру мониторинга банковского кредитования.

Важным направлением оптимизации кредитной политики банков является разработка не только законодательных инициатив по расширению прав кредиторов, но и запуск технических механизмов минимизации рисков для банков как на этапе выдачи кредита, так и на этапе его обслуживания.

Так, с учетом недостаточности и ограниченности доступа к фактологической информации по исследуемому вопросу выделим основные проблемы в становлении банковской системы в Донецкой Народной Республике. Разобьем их на группы.

Первая группа — политические проблемы:

— непризнанность мировым сообществом (не определен статус государства);

— политические риски;

— дипломатическая изоляция.

Вторая группа — экономические проблемы:

— экономическая блокада территории;

— низкий уровень использования основных производственных мощностей предприятий;

— низкий уровень доходов и платежеспособности населения;

— нехватка потенциала конкурентоспособности (потеря высококвалифицированных кадров, технологий, идей, вывоз капитала);

— сокращение рынков сбыта товаров, работ, услуг;

— административные и таможенные барьеры внешнеэкономической деятельности;

— нехватка оборотных средств у предприятий, организаций, учреждений.

Третья группа — технологические проблемы:

— разрушение промышленного потенциала;

— изношенность основных фондов предприятий.

Четвертая группа — финансовые проблемы:

— фрагментарность финансовой системы;

— отсутствие кредитного механизма финансирования;

— отсутствие унификации налоговых систем;

— пробелы в фискальной политике;

— отсутствие системы страхования;

— отсутствие урегулированного рынка кредитных и электронных денег.

Пятая группа — социальные проблемы:

— массовые разрушения жилых построек и инфраструктуры;

— нехватка рабочих мест и высокий уровень безработицы;

— ухудшение состояния здоровья и рост уровня заболеваемости населения;

— социальная напряженность и отсутствие социальной стабильности в обществе.

Таким образом, процесс становления банковской системы ДНР происходит в сложных геополитических и социально-экономических условиях. Существует целый комплекс взаимосвязанных проблем, прямо либо косвенно влияющих на механизм формирования и функционирования банковской системы. Безусловно, правительство и граждане используют различные меры по восстановлению полноценной жизнедеятельности общества. В свою очередь, мы попытаемся выявить и определить перспективные пути к преодолению существующих проблем в исследуемом вопросе.

Изучив теоретико-методологические аспекты выбранной темы исследования, основываясь на опыте других непризнанных республик (НКР и РЮО), проанализировав особенности функционирования Центрального Республиканского банка (ЦРБ) в ДНР, учитывая возможности сотрудничества с Российской Федерацией (РФ) и сложную геополитическую обстановку, считаем возможным выделить такие основные перспективные направления становления и развития банковской системы Донецкой Народной Республики:

1. Поручить ЦРБ проанализировать и оценить возможность создания Национального банка развития на базе ЦРБ с целью реализации ее на практике, основываясь на положительном мировом опыте.

2. Наладить сотрудничество с Банком России, Национальным Банком РЮО, Банком «Арцах» (НКР) и другими банками непризнанных республик постсоветского пространства путем заключения договоров о международном сотрудничестве, приняв во внимание опыт Южной Осетии в целях снижения степени дефицита кредитных ресурсов.

3. Открыть собственные коммерческие банки, так как открытие подобных зарубежных банков на территории ДНР в ближайшее время маловероятно (украинским коммерческим банкам подобная деятельность на нашей территории запрещена, а дружественные страны-члены ООН вряд ли пойдут на это из-за возможных санкций), с целью предоставления кредитов малому и среднему бизнесу. При этом предоставить ЦРБ полномочия и функции централизованного распределительного учреждения над вновь открытыми коммерческими банками.

4. Рассмотреть и оценить возможность создания двухуровневой банковской системы с участием капитала других непризнанных республик постсоветского пространства, что, с одной стороны, поможет становлению экономики ДНР, а с другой — позволит молодой Республике поэтапно наладить международные отношения.

5. Рассмотреть и внедрить на практике возможность применения функций субъекта валютных операций, необходимых для осуществления данных операций путем открытия клиентами ЦРБ текущих счетов в иностранной валюте, что в дальнейшем (по окончании военных действий) позволит открывать вкладчикам депозитные счета в иностранной валюте для хранения денежных средств на договорной основе.

6. Способствовать скорейшей интеграции в финансово-кредитную систему РФ.

7. Расширить функционал банковских услуг финансовой структуры РФ за счет обслуживания юрлиц/физлиц ДНР.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного нами исследования теоретико-методологических и прикладных аспектов выбранной темы дают основание констатировать следующее.

Во-первых, банковская система непризнанных государств в классификации по критериям «непризнанности» принадлежат к третьему типу — непризнанных государств с нестабильной экономикой. Во-вторых, банковским системам всех непризнанных республик присущи общие проблемы (высокий уровень кредитных рисков, недостаточные ресурсные возможности, неразвитая инфраструктура, отсутствие банков с иностранным участием, ограничение в клиентуре).

Результаты сравнительно-аналитического анализа процессов становления банковских систем НКР и РЮО, при аналогии с ДНР, дают основание признать, что, во-первых, банковская система непризнанной НКР функционирует достаточно стабильно и действует как субъект, который регулируется Центробанком Армении — это на фоне периодически обостряющихся (как и

в ДНР) боевых действий; во-вторых, банковская система частично признанной Республики Южная Осетия, в отличие от ДНР, представлена не одним, а несколькими банками. Как и в ДНР, в РЮО основная платежная валюта — российский рубль. Поддержка России, признавшей РЮО, с одной стороны, облегчает функционирование банковской системы, но с другой — в РЮО нет ни одного представительства российского банка. В данной Республике, в отличие от ДНР, развита система кредитования юридических и физических лиц, что способствует развитию бизнеса. Банковская система РЮО продолжает свое развитие, о чем говорит позитивная динамика прибыли; в-третьих, процесс становления банковской системы ДНР происходит в сложных геополитических и социально-экономических условиях и представлен единственным Банком — ЦРБ. При этом существует целый комплекс взаимосвязанных проблем (политических, экономических, финансовых, социальных, технологических), прямо либо косвенно влияющих на механизм запуска банковской системы ДНР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатом системного похода в обобщении исследуемого материала стало выявление и определение перспективных путей становления и развития банковской системы ДНР. Конкретизация предложенных идей требует дальнейшей детальной разработки путем оптимизации финансовой составляющей. Также требуется разработка комплекса мероприятий по нормативно-правовому и методическому обеспечению выдвинутых предложений.

Иными словами, проблема становления и развития банковских систем в непризнанных республиках является остроактуальной. А основные усилия правительств этих государств должны быть направлены на устранение главных сдерживающих факторов в целях формирования и обеспечения прогресса не только банковской сферы, но и экономической системы общества в целом — непрекращающихся боевых действий и непризнанности на политической карте мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Банковская система в современной экономике : учеб. пособие / под ред. О. И. Лаврушина. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. — 360 с.

2. Благоприятный инвестиционный климат будет стимулировать приток капиталовложений в РЮО // Южная Осетия. — URL: http://ugo-osetia.ru (дата обращения 18.07.2018).

3. Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. О. И. Лаврушина. — 15-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2016. — 448 с.

4. Зобкова, Т. А. Особенности развития банковского кредитования непризнанных государств / Т. А. Зобкова // Вопросы студенческой науки. — 2017. — №14. — С. 49—53.

5. История Национального банка Республики Южная Осетия // Национальный банк Республики Южная Осетия : офиц. сайт. — URL: http://bankossetia.org/bank_today/history.php. (дата обращения :18.07.2018)

6. Колоскова, Н. В. Некоторые аспекты функционирования банковских систем в непризнанных странах / Н. В. Колоскова // Вестн. Юж.-Рос. гос. техн. ун-та (Новочеркасского политехнического института). — 2014. — № 2. — С. 71—73.

7. Куликова, Е. А. Стабильность банковской системы как фактор экономической безопасности страны (организационно-экономические аспекты) : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Е. А. Куликова — М. : АЭБ МВД России,

2011. — 28 с.

8. Смовженко, Т. С. Кредитование и контроль : учебник / Т. С. Смовженко, Р. А. Славьюк. — Киев : УБС НБУ,

2012. — 375 с.

9. Стратегия социально-экономического развития Республики Южная Осетия до 2030 г. // Южная Осетия. — URL: http://ugo-osetia.ru. (дата обращения: 18.07.2018)

10. Тавасиев, А. М. Банковское дело: управление кредитной организацией / А. М. Тавасиев — М. : Дашков и Ко, 2009. — 640 с.

11. Тагирбеков, К. Р. Основы банковской деятельности / К. Р. Тагирбеков. — М. : Инфра : Весь мир, 2003. — 720 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Капыльцова Виктория Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры национальной и региональной экономики Донецкого национального университета, viktoriiya. kap.75@mail.ru.

Чернявская Татьяна Геннадиевна — студентка Донецкого национального университета. vspro. go@mail.ru.

REFERENCES

1. Lavrushina O.I., ed. Bankovskaia sistema v sovremennoi ekonomike [Banking system in the modern economy]. Moscow, KNORUS Publ., 2016. 360 p. (In Russ.).

2. Blagopriyatnyi investitsionnyi klimat budet stimulirovat pritok kapitalovlojenii vRIuO [A favorable investment climate will stimulate the inflow of capital into the RSO]. Available at:http://ugo-osetia.ru, accessed 20.05.2018.

3. Lavrushina O.I., ed. Dengi, kredit, banki [Money, credit, banks]. Moscow, KNORUS Publ., 2016. 448 p. (In Russ.).

4. Zobkova T.A. Osobennosti razvitiya bankovskogo kreditovaniya nepriznannyh gosudarstv [Peculiarities of the development of bank crediting of unrecognized states]. Voprosy studencheskoi nauki [Questions of student science], 2017, no. 14, pp. 49—53. (In Russ.).

5. Istoriya Natsionalnogo banka Respubliki Iujnaia Osetiya [History of the National Bank of the Republic of South Ossetia]. Available at: http://bankossetia.org/bank_today/history.php, accessed 20 .05.2018. (In Russ.).

6. Koloskova N.V. Nekotorye aspekty funktsionirovaniya bankovskih sistem v nepriznannyh stranah [Some aspects of the functioning of banking systems in unrecognized countries]. Vestnik Yuzhno-Rossiiskogogosudarstvennogo tekhni-cheskogo universiteta (Novocherkasskogo politekhnicheskogo instituta) [Bulletin of the South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute)], 2014, no. 2, pp. 71—73.(In Russ.).

7. Kulikova E.A. Stabilnost bankovskoi sistemy kak faktor ekonomicheskoi bezopasnosti strany (organizatsionno-ekonomi-cheskie aspekty): avtoref. dis. na soiskanie uch. stepeni kandidata ekonomicheskih nauk [Stability of the banking system as a factor of economic security of the country (organizational and economic aspects): author's abstract. dis. for the competition uch. degree of candidate of economic sciences]. Moscow, AEB MVD Rossii Publ., 2011. 28 p. (In Russ.).

8. Smovjenko T.S., Slaviuk R.A. Kreditovanie i kontrol [Crediting and control]. Kiev, UBS NBU Publ., 2012. 375 p. (In Russ.).

9. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Iujnaia Osetiya do 2030 g. [Strategy of social and economic development of the Republic of South Ossetia until 2030]. Available at: http://ugo-osetia.ru, accessed 20.05.2018. (In Russ.).

10. Tavasiev A.M. Bankovskoe delo: upravlenie kreditnoi organizatsiei [Banking: management of a credit institution]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2009. 640 p. (In Russ.).

11. Tagirbekov K. R. Osnovy bankovskoi deiatelnosti [Fundamentals of Banking Activity]. Moscow, Infra Publ., Ves' mir Publ., 2003. 720 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.