Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КАТЕГОРИИ «ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ»'

ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КАТЕГОРИИ «ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Градинарова Арина Александровна

Статья посвящена вопросам формулирования и дифференциации понятия «публичные финансы». Автором определено соотношение указанной категории со схожими понятиями: «общественные финансы», «государственные финансы», «национальные финансы», «финансы социальной сферы», определены общие компоненты и семантические границы их употребления в теории финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CATEGORY DIFFERENTIATION “PUBLIC FINANCE”

The article is devoted to the issues of formulation and differentiation of the concept of “public finance”. A correlation was made between this category and similar concepts: “public finances”, “state finances”, “national finances”, “social sphere finances”, common components and semantic boundaries of their use in the theory of finance were determined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КАТЕГОРИИ «ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ»»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_6_58 УДК 336.011

Градинарова Арина Александровна,

кандидат экономических наук, доцент, докторант, Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, г. Донецк, Россия, e-mail: 555arina@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КАТЕГОРИИ «ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ»

Статья посвящена вопросам формулирования и дифференциации понятия «публичные финансы». Автором определено соотношение указанной категории со схожими понятиями: «общественные финансы», «государственные финансы», «национальные финансы», «финансы социальной сферы», определены общие компоненты и семантические границы их употребления в теории финансов.

Ключевые слова: финансы; публичные финансы; государственные финансы; национальные финансы; общественные финансы; финансы социальной сферы.

UDC 336.011

Gradinarova Anna Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Donetsk National University economy and trade named after M. Tugan-Baranovsky, Donetsk, Russia, e-mail: 555arina@mail.ru

PROBLEMS OF CATEGORY DIFFERENTIATION "PUBLIC FINANCE"

The article is devoted to the issues of formulation and differentiation of the concept of "public finance". A correlation was made between this category and similar concepts: "public finances", "state finances", "national finances", "social sphere finances", common components and semantic boundaries of their use in the theory of finance were determined.

Keywords: finance; public finance; public finance; national finance; public finance; social finance.

Прежде чем начать применяться в науке, дефиниция проходит довольно сложные процедуры научного осмысления, обобщения, обоснования, своеобразного отбора и систематизации. В ходе предварительного анализа научных источников было установлено, что в настоящее время вопрос о публичных финансах в качестве отдельной дефиниции без отождествления с категориями государственные, общественные, национальные, социальные финансы не рассматривался [1, с. 51-62]. Поэтому возникает необходимость исследования указанного вопроса в рамках современной финансовой теории, а также установления сущности понятийно-категориального аппарата в сфере публичных финансов и его системная репрезентация.

Несмотря на весомые научные достижения, до сих пор существует некоторая неоднозначность в понимании дефиниций финансовой науки, не определены четкие семантические границы отдельных терминов, что требует уточнения прагматики и семантики их употребления (см. рис. 1).

Начнем исследование с термина «государственные финансы», который, среди вышеназванных, является наиболее распространенным в отечественной финансовой науке. Большинство современных исследователей [2, с. 70; 3, с. 258; 4, с. 265] рассматривают их как экономические отношения по аккумулированию финансовых средств в специальных фондах, с целью дальнейшего использования для выполнения государственных функций. Авторы Н.П Варак-

Государственные финансы

Национальные финансы

Публичные финансы - система формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной и муниципальной власти (органов местного самоуправления), аккумулируемых в специальных денежных фондах публичных финансов для реализации муниципальных и отдельных государственных полномочий и услуг в части оказания общественных благ (оборона, социальная сфера, образование, здравоохранение и т.д.).

Общественные финансы

Финансы социальной сферы

Рисунок 1 - Соотношение схожих по отношению к «публичным финансам» понятий в современной науке

са и ПС. Григорян [2, с. 67-74] уточняют, что указанные отношения имеют обязательную форму, демонстрируют распределение некоторого объема общественного продукта, с их помощью аккумулируются государственные централизованные фонды, денежные средства которых направляются на выполнение государственных функций и задач. Соответственно, государственные финансы являются центральной составляющей финансовой системы, оказывающей влияние на социально-экономическое развитие территории, правительство которой перераспределяет имеющиеся средства ВВП.

Некоторые ученые обращают внимание на то, что самостоятельное звено государственных финансов составляют финансы государственных корпораций, возникновение которых связано с развитием общественного сектора экономики в странах Западной Евро -пы (в частности, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Австрии) в послевоенный период. Также подчеркивается, что в большинстве стран параллельно функционирует сеть публичных (государственных) школ, затраты на функционирование которых полностью возмещаются за счет бюджетных ассигнований [5, с. 60-64].

Стоит заметить, что некоторые авторы, например О.В. Макашина и Н.С. Красникова [6],

отождествляют понятия «государственные финансы» и «финансы государственного сектора экономики». Впрочем, это некорректно, поскольку финансы государственного сектора экономики вместе с финансами субъектов сектора общего государственного управления включают финансы предприятий государственной собственности, которые не относятся к органам власти, а являются субъектами хозяйствования.

В то же время государственные финансы можно исследовать не только как экономическую категорию и финансовое явление, но и как процесс. В этом случае государственные финансы будут представлять собой процессы формирования, распределения и использования государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов и фондов средств субъектов хозяйствования государственного сектора экономики [7, с. 138-144]. Материальным наполнением этих процессов являются входные и выходные финансовые потоки (движение денежных средств с целью выполнения субъектом возложенных на него функций и достижение определенных результатов).

В рамках основной цели исследования следует отметить, что в сферу публичных финансов включают экономические отношения, которые являются общественными

финансами. Несмотря на многолетнюю практику употребления слова «общественный» (совокупный общественный продукт, общественное разделение труда, общественное производство, общественный выбор, общественные блага и др.), термин не имеет однозначности толкования и особой,характерной только для него, прагматики употребления и семантических границ. Категория «общественный», которая в научный обиход была введена К. Марксом, означает «принадлежащий определенной организованной совокупности людей (обществу)» [8, с. 60-65].

Под термином «общественные финансы» необходимо понимать экономические финансовые отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях удовлетворения общественных и индивидуальных интересов. Общественные финансы охватывают часть экономических отношений общественных организаций, бюджет которых аккумулируется за счет вносов их членов и потребность в которых обусловлена необходимостью выполнения определенных общественных функций [9, с. 64].

Оценивая явления публичности сквозь призму исторических изменений, можно определить альтернативные способы организации сферы публичного. Ее можно оценивать по критерию общественности, всеобщности, соответствия интересам всех социальных слоев. Благодаря обеспечению высокого уровня публичности по всем критериям (информационной открытости, доступа к принятию решений и управления, правовой упорядоченности, эффективного и справедливого распределения фискального бремени и бюджетных средств) в странах Запада во второй половине ХХ в. возник феномен общественных финансов. Их ключевая особенность - плотная привязка фискально-бюджетных пропорций к общественным интересам и потребностям, что отражается в структуре доходов и расходов государства, организации бюджетного процесса, распределении финансовых ресурсов между уровнями финансовой системы и гражданами, применяемых фискальных инструментах и т.п. Образуется «эффект всеобщности» публичных финансов, они приобретают общественный характер.

В научной литературе также встречается термин «национальные финансы», в своем исследовании В.М. Шавшуков и И.М. Пулый рассматривают их сквозь призму глобальных финансов и отмечают, что в глобальной финансово-экономической среде они являются ее основным сегментом [10, с. 99-110].

Как известно, «национальный» означает принадлежащий государству, народу, нации. Исходя из этого экономические денежные отношения, возникающие в процессе распределения ВВП, будут называться национальными финансами только в случае, когда речь идет об определенном сообществе людей, которому свойственны указанные выше характеристики. В случае, когда население страны является многонациональным, достаточно сложно выделить так называемые «национальные финансы», то есть экономические денежные отношения одной нации. Часть экономических отношений гражданского общества, в отдельных случаях (например, когда речь идет об общественных объединениях), может называться «национальными финансами», однако, на наш взгляд, выделение таких экономических отношений представляется проблематичным и нецелесообразным.

В научной литературе можно также встретить термин «социальные финансы». Социальные финансы тесно связаны с концепцией социального предпринимательства, эффективность функционирования всех институтов социальной сферы обеспечивается системой учреждений, предприятий и органов управления, деятельность которых направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан. Социальная сфера является важной составляющей общественного производства, в которой создаются социальные блага в форме услуг и частично осуществляется перераспределение материальных и духовных благ. В отличие от отраслей народного хозяйства, которые принимают непосредственное участие в производстве ВВП, прерогативой социальной сферы является поддержка населения [11].

По мнению Д.М. Карева, социальные финансы являются категорией, характеризующей взаимодействие (сопряженность) процессов управления социальной сферой и экономической структурой конкретных реги-

онов и страны в целом [12, с. 82]. К.А. Герасимова и А.А. Карахоев [13, с. 19-22] выделяют финансы социально-культурной сферы - совокупность финансовых отношений, которые направлены на распределение стоимости ВВП с помощью формирования фондов денежных средств для целей удовлетворения общественных потребностей и повышения качества обслуживания населения.

Проведенное исследование показало, что термины «общественные финансы», «публичные финансы», «финансы социальной сферы», «государственные финансы» и «национальные финансы» нельзя ото-

ждествлять, они имеют разную практику употребления, назначение и семантические границы. Признаки, по которым необходимо разделять указанные экономические отношения, приведены в табл. 1.

В предисловии к переводу пятого издания книги ПА. Масгрейв и П.Б. Масгрейв «Public Finance in Theory and Practice» [14] отмечается, что употребление терминов «государственный», «общественный» и «публичный» в сочетании с категорией «финансы» равнозначно в контексте их взаимосвязи с понятиями суверенитета и власти.

Таблица 1 - Характеристика семантических признаков дефиниций

Признак Публичные финансы Общественные финансы Государственные финансы Национальные финансы Финансы социальной сферы

Уровень экономической системы макро- и мезоуровни Все уровни (макро-, мезо-и микро-) Макроуровень Макроуровень Все уровни (макро-, мезо- и микро-)

Обязательные участники экономических отношений Органы государственной власти и местного самоуправления Общество в целом Органы государственной власти граждане одной нации, национальные общественные организации социальные группы населения

Фонды, которые формируются Государственный и местный бюджетные и внебюджетные фонды, фонды средств субъектов хозяйствования государственной и коммунальной форм собственности Централи-зо-ванные и децентрализованные, в том числе фонды домохозяйств Государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, фонды средств субъектов хозяйствования государственной формы собственности Централизованные и децентрализованные Фонды обязательного медицинского страхования, негосударственные пенсионные фонды и т.п.

Назначение Реализация муниципальных и отдельных государственных полномочий и услуг в части оказания общественных благ(оборо-на, социальная сфера, образование, здравоохранение и т.д.) Удовлетворение общественных интересов Реализация государственных целей, значение госуслуг для народа, постоянное развитие народного благополучия Удовлетворение национальных интересов Предоставление качественных и полноценных социальных благ и услуг

Проведенный анализ показал, что отечественные ученые единодушны лишь в том, что в состав публичных финансов необходимо включать государственные финансы, а по поводу включения в категорию публичных финансов других экономических отношений, функционирующих на мезоуровне, научные мысли расходятся.

В сферу публичных финансов исследователи также относят финансы общественного (социального) назначения [15]. Такие финансы, по их мнению, включают: публичные соли -дарные фонды обязательного медицинского

страхования и публичные накопительные фонды средств обязательного социального страхования, в частности негосударственные пенсионные фонды. Фонды обязательного медицинского страхования являются внебюджетными централизованными фондами средств, образующихся под действием властных предписаний и директив в результате соответствующих перераспределительных процессов [11]. То есть фонды общеобязательного социального страхования можно отнести к публичным финансам. В то же время нельзя включать в термин «публичные

финансы» финансовые отношения, которые возникают в процессе формирования и использования денежных средств негосударственных пенсионных фондов, поскольку такие отношения не являются императивными и носят добровольный характер.

Проанализированные финансовые категории, конечно, не являются фундаментальными, но по объему обобщения можно считать их наиболее широкими, универсальными, устоявшимися понятиями, фиксирующими существенные закономерности, отношения и связи в финансовой науке. В дальнейшем необходимо стремиться к постоянному обновлению результатов проведенного исследования и систематизации имеющихся научно подтвержденных сведений с проекцией на теорию и практику применения. Определение семантических оттенков дефиниций позволит разграничить их, а также будет способствовать не только усилению теоретического базиса финансовой науки, но и совершенствованию нормативно-правовых и организационных основ финансовой и управленческой деятельности в обществе.

Список литературы

1. Ангелина И. А., Градинарова А. А. Публичные финансы: генезис понятия в современной финансовой науке // Финансовые исследования. 2022. № 2. С. 51-62.

2. Варакса Н. Г, Григорян Г С. Роль государственного аудита в управлении государственными финансами // Экономические и гуманитарные науки. 2021. № 5(352). С. 67-74.

3. Махдиева Ю. М., Эльдерова М. Г Роль государственных финансов в развитии социальной сферы в современных российских условиях // Экономика и предпринимательство. 2020. № 4(117). С. 257-260.

4. Кобзев Е. А. Система управления государственными финансами как составная часть экономической политики государства // Самоуправление. 2020. № 5(122). С. 264-267.

5. Кодирзода Д. Б., Сафаров Х. А. Формирование и развитие теории государственных финансов // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2020. № 8. С. 60-64.

6. Макашина О. В., Красникова Н. С. Алгоритм организации финансов государственного сектора // Известия ВУЗов ЭФиУП. 2020. № 4 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/algoritm-organizatsii-finansov-gosudarstvennogo-sektora (дата обращения: 07.10.2022).

7. Оценка функциональных элементов управления государственными финансами / А. З. Намитулина, И. В. Соклакова, Е. Ю. Кузьмина, Е. А. Буряк // Вестник университета. 2020. № 10. С. 138-144.

8. Максимова И. В. Директивное управление общественными финансами: исторический дискурс // Финансовая экономика. 2021. № 7. С. 60-65.

9. Михайлова А. А. Общественные финансы в России: на пути к результату // Финансы. 2022. № 8. С. 64.

10. Шавшуков В. М., Гулый И. М. Развитие теории Хикса-Хансена для национальной экономики на примере российского сегмента глобальных финансов // Экономические науки. 2018. № 167. С. 99-110.

11. Пайкович П.Р . Финансы социальной сферы // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 1 (51). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/finansy-sotsialnoy-sfery (дата обращения: 03.10.2022).

12. Карев Д. М. Характеристика финансов социальной сферы как экономической категории // Фундаментальные и прикладные проблемы эффективности научных исследований и пути их решения: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., Волгоград, 28 января 2020 года. С. 81-83.

13. Герасимова К. А., Карахоев А. А. Теоретические вопросы финансов социально-культурной сферы // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 2. С. 19-22.

14. Масгрейв Р. А., Масгрейв П. Б. Государственные финансы: теория и практика. М. : Бизнес Атлас, 2009. 715 с.

15. Хачатрян А. Г Теоретические основы финансового обеспечения общественных потребностей // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-finansovogo-obespecheniya-obschestvennyh-potrebnostey (дата обращения: 03.10.2022).

References

1. Angelina I.A., Gradinarova A.A. Public finance: the genesis of the concept in modern financial science. Financial research. 2022. No. 2. pp. 51-62.

2. Varaksa N.G., Grigoryan G.S. The role of state audit in public finance management. Economic and humanitarian sciences. 2021. No. 5(352). pp. 67-74.

3. Mahdieva Yu.M., Elderova M.G. The role of public finance in the development of the social sphere in modern Russian conditions. Economics and entrepreneurship. 2020. No. 4(117). pp. 257-260.

4. Kobzev E.A. Public finance management system as an integral part of the economic policy of the state. Self-government. 2020. No. 5(122). pp. 264-267.

5. Kodirzoda D.B., Safarov H.A. Formation and development of the theory of public finance. Bulletin of the Tajik National University. A series of socio-economic and social sciences. 2020. No. 8. pp. 60-64.

6. Makashina O.V., Krasnikova N.S. Algorithm of public sector finance organization. Izvestiya VUzOV EFiUP. 2020. № 4 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ algoritm-organizatsii-finansov-gosudarstvennogo-sektora (accessed: 07.10.2022).

7. Evaluation of functional elements of public finance management / A.Z. Namitulina, I.V. Soklakova, E.Y. Kuzmina, E.A. Buryak. Bulletin of the University. 2020. No. 10. pp. 138-144.

8. Maksimova I.V. Directive management of public

finances: historical discourse. Financial Economics. 2021. No. 7. pp. 60-65.

9. Mikhailova A.A. Public finance in Russia: on the way to the result tattoo. Finance. 2022. No. 8. p. 64.

10. Shavshukov V.M., Gulyi I.M. Development of the Hicks-Hansen theory for the national economy on the example of the Russian segment of global finance. Economic sciences. 2018. No. 167. pp. 99-110.

11. Paikovich P.R. Finances of the social sphere. Innovative economics: prospects for development and improvement. 2021. No. 1 (51). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/finansy-sotsialnoy-sfery (accessed: 03.10.2022).

12. Karev D.M. Characteristics of social finance as an economic category. Fundamental and applied problems of the effectiveness of scientific research and ways to solve

them: collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference, Volgograd, January 28, 2020. pp. 81-83.

13. Gerasimova K.A., Karakhoev A.A. Theoretical issues of finance of the socio-cultural sphere. Issues of sustainable development of society. 2022. No. 2. pp. 19-22.

14. Musgrave R.A., Musgrave P.B. Public finance: theory and practice. Moscow: Business Atlas, 2009. 715 p.

15. Khachatryan A.G. Theoretical foundations of financial provision of public needs. Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. 2007. No. 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-finansovogo-obespecheniya-obschestvennyh-potrebnostey (accessed: 03.10.2022).

MHflyCTPI/IAflbHAfl 3KOHOMIIKA • № 6, 2022 63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.