Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ: ОПЫТ ДЛЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ: ОПЫТ ДЛЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Градинарова А.А.

Современная концепция публичных финансов заключается в повышении эффективности и безопасности предоставления публичных услуг, улучшении доступа граждан и бизнеса к ним. Цифровые технологии позволяют повысить прозрачность использования государственных расходов; достичь экономии за счет автоматизации процессов и интеграции с другими системами цифрового управления. Результаты исследования открывают перспективы использования опыта Российской Федерации в практике Донецкой Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC FINANCE: EXPERIENCE FOR THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC

The modern concept of public finance involves improving the efficiency and safety of the public services provision and the access of citizens and businesses to them. Digital technologies can improve transparency in the use of public spending; achieve savings through process automation and integration with other digital control systems. The results of theresearch reveal the prospects for using the experience of the Russian Federation in the practice of the Donetsk People’s Republic.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ: ОПЫТ ДЛЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Финансы, денежное обращение и кредит

УДК 336.13:330.101.8

А.А. ГРАДИНАРОВА, канд. экон. наук, доцент кафедры туризма, e-mail: 555arina@mail.ru

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ: ОПЫТ ДЛЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Современная концепция публичных финансов заключается в повышении эффективности и безопасности предоставления публичных услуг, улучшении доступа граждан и бизнеса к ним. Цифровые технологии позволяют повысить прозрачность использования государственных расходов; достичь экономии за счет автоматизации процессов и интеграции с другими системами цифрового управления. Результаты исследования открывают перспективы использования опыта Российской Федерации в практике Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: публичные финансы, цифровая трансформация, электронный бюджет, цифровая экономика, информационная система.

Gradinarova A.A. Digital transformation of public finance: experience for the Donetsk People's Republic.

The modern concept of public finance involves improving the efficiency and safety of the public services provision and the access of citizens and businesses to them. Digital technologies can improve transparency in the use of public spending; achieve savings through process automation and integration with other digital control systems. The results of the research reveal the prospects for using the experience of the Rus-

sian Federation in the practice of the Donetsk People's Republic.

Keywords: public finance, digital transformation, electronic budget, digital economy, information system.

Зарубежный опыт показывает, что цифровая трансформация системы государственного управления и внедрение инновационных информационных и телекоммуникационных технологий в работу органов власти объективно необходимы и приводят к прогрессу в различных сферах экономики и общества. Европейской комиссией в годовом отчете за 2021 г. на основании анализа ключевых политических событий и аналитических выводов определено [1], что цифровая трансформация системы публичных финансов приводит к совершенствованию традиционных процедур, расширяет доступ бизнеса к рынку государственных закупок, прозрачность и целостность публичных финансовых данных. По данным проведенного исследования OECD [2], основными проблемами замедления процесса цифровизации публичных финансов в условиях пандемии COVID-19 является отсутствие стратегических подходов относительно публичных финан-

© А.А Градинарова, 2021

сов, недостаток опыта и незнание возможностей цифровых технологий, устаревшие процессы закупок и жесткое законодательство, ограниченные возможности специалистов в применении новых подходов. Вышеперечисленные аспекты актуализируют необходимость разработки и внедрения цифровых технологий в публичных финансах, интеграции ИТ-систем государственных органов и администрирования электронных контрактов.

Проблемы цифровой трасформации публичных финансов в последние годы получили широкое отражение в научной литературе, подобная тематика встречается в работах О.Г. Аркадьевой [3, с. 1318], Е.Л. Власовой [4, с. 196-200], Х.В. Гаджиевой [5, с. 91-93], И.И. Зедге-низовой, И.В. Игнатьевой, И.И. Кучерова [6, с. 167-175], З.Н. Омаровой, Н.А. Поветкиной [7, с. 96-112] и др. исследователей.

Цель статьи состоит в определении уровня цифровой трансформации публичных финансов Российской Федерации на международном рынке, анализе информационных систем, обеспечивающих бюджетное и финансовое управление, контроль прозрачности и открытости публичных финансов и определении на этой основе направлений совершенствования системы публичных финансов в Донецкой Народной Республике.

На основе проведенного анализа формирования понятийно-категориального аппарата финансовой теории, а также с учетом актуальных социально-экономических условий развития Донецкой Народной Республики публичные финансы следует рассматривать как комплексную категорию, представляющую собой общественно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения (перераспределения) и использования совокупности денежных средств республиканского, местного бюджетов, бюджета Пенсионного фонда, Фонда социального страхо-

вания на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также бюджета Республиканского центра занятости, что обуславливает удовлетворение всех видов публичного финансового интереса и распространяется на субъекты хозяйствования (независимо от формы собственности). При этом под цифровой трансформацией публичных финансов следует понимать последовательность действий и мероприятий, реализуемых с целью цифровизации сектора управления средствами публичных финансов.

Основным нормативным документом цифровой трансформации публичных финансов в России является Национальная программа «Цифровая экономика», рассчитанная на период до 2024 г. и разработанная в соответствии с Указом Президента № 204 об утверждении национальных целей и стратегических задач развития. Для ее реализации на развитие цифровой экономики и инфраструктуры, создание центров обработки данных, оборудование и программное обеспечение потребуется около 522 млрд руб., из которых 150 млрд - из госбюджета [8].

С целью определения уровня циф-ровизации России на международном рынке важно провести анализ позиции РФ в рейтингах среди других стран, которые при формировании комплексного интегрального индекса используют показатели оценки системы управления публичными финансами (табл. 1).

Анализ динамики международных индексов показывает, что Россия входит в первую треть стран по количеству цифровых технологий. Следует отметить, что проникновение цифровых технологий в систему управления публичными финансами сопровождается традиционными и цифровыми инструментами организации финансовой деятельности. В 2011 г.

00 00 Z

КЗ

on

I—1 чО I

КЗ

о

I—1

CO

m n H

к я к

n H

к

H >

Ш

я о

о к

J3 m гч

к

к

n

n ^

m bi о

CO >

x к

St

КЗ О КЗ

Таблица 1

Анализ позгщии Российской Федерации в международных рейтингах использующих показатели оценки системы управления публичными финансами

№ Название рейтинга Позиция России в рейтинге Страны-лидеры рейтинга Страны-соседи в рейтинге Результаты прошлых лет Источник данных

1 Индекс развития ИКТ (ICT Development Index, IDI) [10] 45 место из 176 стран (2017 г.) Исландия, Республика Корея Португалия, Словакия 2016 г. -43 место, 2015 г.- 42 место, 2013 г.- 42 место Международный союз электросвязи (МСЭ)

2 Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI) [11] 36 место из 193 стран (2020 г.) Дания, Республика Корея Португалия, Италия 2018 г. - 32 место, 2016 г. - 35 место, 2014 г.-27 место, Департамент экономического и социального развития ООН

3 Международный индекс цифровой экономики и общества, (International Digital Economy and Society Index, I-DESI) [12] 43 место из 71 стран (2018 г.) Дания, Республика Корея Румыния, Литва 2017 г. -41 место, 2016 г.- 38 место, 2015 г. - 33 место Генеральный директорат коммуникационных сетей, контента и технологий Европейской комиссии

4 Глобальный индекс сетевого взаимодействия (Global Connectivity Index, GCI) [13] 42 место из 79 стран (2020 г.) США, Сингапур Румыния, Оман 2019 г.-41 место, 2 018 г. - 39 место, 2017 г.- 38 место Ниа\уе1

5 Всемирный рейтинг цифровой конкурентоспособности (World Digital Competitiveness Ranking) [14] 43 место из 64 стран (2020 г.) США, Сингапур Чехия, Саудовская Аравия 2019 г.-38 место, 2018 г.-40 место, 2017 г.- 42 место Международный институт управленческого развития

6 Индекс электронной торговли (B2C E-Commerce Index) [15] 40 место из 152 стран (2019 г.) Нидерланды, Швейцария Болгария, Греция 2018 г.-42 место, 2017 г.-43 место, 2016 г.- 47 место Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

7 Глобальный индекс кибербезопасности (Global Cybersecurity Index) [16] 5 место из 194 стран (2020 г.) Великобритания, США ОАЭ, Малайзия 2018 г. -26 место, 2017 г. -42 место МСЭ

8 Глобальный инновационный индекс, (Global Innovation Index) [17] 47 место из 129 стран (2020 г.) Швейцария, Швеция Румыния, Индия 2019 г. -46 место, 2018 г.-46 место Корнельский университет, Школа бизнеса ШЗЕАБ, ВОИС

Чз а

Qj

с

Ж

о

Ой

а Ь

Z

ю КЗ

Федеральное казначейство внедрило подсистему бюджетного планирования и финансового управления «Электронный бюджет» [9], данная информационная система позволяет существенно сократить бумажный документооборот, повысить производительность труда и время принятия управленческих решений, оперативно получать и точнее осуществлять финансовое планирование и прогнозирование на основе имеющихся достоверных данных.

Портал «Электронный бюджет» содержит описание деятельности федеральных, региональных и муниципальных образований по управлению бюджетно-финансовой системой, в т.ч.: доходы, расходы, баланс бюджетов, государственные инвестиции, государственные программы, государственный долг, мониторинг качества финансового управления бюджетной системой. Кроме открытой части портала, предназначенной для граждан и общественных организаций, существует специальная закрытая часть, используемая организациями сектора государственного управления.

Закрытая часть портала предназначена для сбора статистики, бюджетного планирования выполнения государственных и муниципальных работ и услуг, управления закупками, составления отчетности об исполнении бюджета предоставлении субсидий, юридического сопровождения документов в электронном виде; ведения Сводного реестра и др.

Помимо «Электронного бюджета» в Российской Федерации также существует ряд информационных систем, обеспечивающих бюджетное и финансовое управление, контроль прозрачности и открытости публичных финансов:

1. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах работает по принципу «единого окна» и позволяет участникам бюджетной системы централизо-

ванно вводить и получать необходимую информацию. Можно отметить, что не все субъекты Российской Федерации активно используют этот портал. Так, согласно рейтингу сайта Федерального казначейства, наиболее отстающими регионами являются Чукотский автономный округ, Хакасия, Хабаровский край, Севастополь (эти регионы используют функционал портала не более чем на 5%), а Крым и Дагестан имеют показатели 0,02 и 0 соответственно [18].

2. Информационно-аналитические системы Федерального казначейства, в задачи которых входит сбор, анализ и визуализация операционных данных, включают:

информационно-аналитическую систему отслеживания ключевых показателей эффективности бюджетов субъектов и иных публичных юридических лиц Российской Федерации, которая осуществляет оперативный анализ исполнения бюджетов на государственном и муниципальном уровнях (детализация составляет около 24 тыс. бюджетов отдельных населенных пунктов ежедневно);

систему мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, анализирующую эффективность расходования бюджетных средств;

витрины данных, которые позволяют гражданам отслеживать состояние бюджетной системы и контролировать ее управление;

мобильное решение, приложение для мобильных телефонов содержит оперативную и официальную информацию по широкому кругу вопросов исполнения и планирования бюджета, включая динамику и сравнительные данные по бюджетам, структуре доходов, дефициту и профициту по федеральному и консолидированному бюджетам субъектов РФ и т.д.

3. Главный портал закупок содержит информацию о размещении госзаказа на закупку товаров, работ и услуг, есть

мобильная версия. Несмотря на то, что система создавалась для обеспечения доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок, ее мониторинг выявил ненадежность портала (21% времени от общего периода его эксплуатации на портале проводились профилактические работы [19]), что негативно сказалось на ее эффективности и полезности.

4. Государственная автоматизированная информационная система «Менеджмент», обеспечивающая сбор, учет, обработку и анализ данных федерального, регионального и муниципального уровней правительства, необходимая для исключения дублирования информационных потоков между органами государственного управления.

5. Официальный сайт для размещения информации о государственных учреждениях, где аккумулируется информация об оказываемых ими услугах, в т.ч. о выделенных субсидиях и их распределении.

6. Удостоверяющий центр Федерального казначейства обеспечивает участников бюджетной системы и других систем государственного управления сертификатами ключей проверки электронной подписи, что повышает безопасность электронного документооборота.

7. Система удаленного управления финансовыми документами позволяющая быстро работать с финансовыми данными и отчетами.

При этом стоит отметить ряд недостатков, выявленных в результате анализа функционирования данных информационных систем: отсутствие четкой структуры цифровых решений внутри отделов и между ними, фрагментарное применение цифровых технологий в административных процессах; высокий уровень сложности использования цифровых технологий, поскольку методические указания по их использованию

написаны на «техническом» языке и не учитывают существующий уровень квалификации персонала в использовании этих продуктов; значительное количество участников бюджетного процесса, большие объемы данных и т.д.

Анализ также показал, что к выявленным недостаткам добавляются проблемы цифровой трансформации публичных финансов, а именно: несовершенство нормативно-правовой базы в данной сфере (несмотря на принятые проекты и стратегии, бюджетное законодательство недостаточно регулирует области и способы применения цифровых технологий в публичных финансах); недостаток высококвалифицированных кадров (в т.ч. низкий уровень информационного образования государственных служащих) и научно-технических разработок; отсутствие бюджетного финансирования на внедрение разработок в направлении цифровой трансформации публичных финансов; неэффективное межведомственное взаимодействие.

Бюджет Донецкой Народной Республики официально не публикуется. Система формирования публичных финансов в Республике характеризуется низкой транспарентностью. По имеющимся открытым данным фактическая расходная часть бюджета в 2018 г. равнялась 112,7 млрд руб., а доходная -120,4 млрд руб. [20, с. 224]. Последняя обеспечивается за счет поступлений налогов, сборов и обязательных платежей, при этом больше половины расходуется на социальную защиту и социальное обеспечение, образование и здравоохранение. В 2018 г. 86,5% было направлено на оплату труда, социальные выплаты населению, пенсии, стипендии [20, с. 107].

Государственные предприятия ДНР по-прежнему продолжают работать на бумаге, используя печати и подписи, что увеличивает время обработки и приводит

к бюрократическим проволочкам, в тоже время законодательство претерпевает частые изменения; соответственно, на всех уровнях государственного управления возникают новые задачи, которые невозможно решить без использования цифровых технологий.

Проведенный анализ системы формирования публичных финансов в Донецкой Народной Республике позволил выделить проблемы, которые препятствуют цифровой трансформации публичных финансов:

1. Институциональные: низкая вовлеченность государственных учреждений в отношении открытости публичных финансов в Республике; несоответствие профильного законодательства глобальным вызовам и возможностям; несоответствие республиканских программ развития цифровым возможностям.

2. Инфраструктурные: низкий уровень покрытия территории республики цифровой связью (осенью 2017 г. власти Украины отключили магистральный Интернет для ДНР, однако в течение следующих лет негативные последствия отключения удалось свести к минимуму благодаря прокладке кабеля в Россию

[21]. В данный момент зона покрытия мобильного интернета 4G от «Феникс» составляет 80% территории Республики

[22]; отсутствие отдельных цифровых инфраструктур (например, Интернета вещей, электронной идентификации и т.д.); неравный доступ граждан к цифровым технологиям и новым возможностям (цифровые разрывы).

3. Экосистемные: слабая государственная политика по стимулированию развития публичных финансов; отсутствие инвестиционного капитала; дефицит высококвалифицированных кадров для полноценного развития цифровой экономики.

4. В сфере электронного правительства и публичного управления: низкий

уровень автоматизации и цифровизации государственных услуг через слабую мотивацию правительственных учреждений.

Подводя итог, следует сказать, что актуальность цифровой трансформации в формировании системы публичных финансов неоспорима и должна быть комплексной, необходим переход от фраг-ментированного управления к централизованной структуре сбора, обработки и хранения информации. С точки зрения государственного и муниципального управления это означает применение цифровых технологий при предоставлении государственных услуг, повышение цифрового участия и информационной прозрачности, повышение скорости и качества обработки больших объемов данных, совершенствование системы межведомственного сотрудничества, а также развитие системы управления государственными и местными финансами.

Вышеперечисленные проблемы цифровой трансформации публичных финансов в Донецкой Народной Республике необходимо учесть в контексте интеграции и кооперации с Российской Федерацией, в качестве основных направлений развития обозначим следующие положения:

во-первых, цифровая трансформация публичных финансов должна обеспечивать каждому гражданину равный доступ к услугам, информации и знаниям, предоставляемых на основе информационно-коммуникационных и цифровых технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

во-вторых, цифровая трансформация должна быть направлена на создание преимуществ в сфере публичных финансов, что предусматривает повышение качества предоставления услуг по развитию публичного сектора, обеспечению общественной безопасности и т.д. Информационная безопасность, кибербез-опасность, защита персональных данных,

неприкосновенность личной жизни и прав пользователей цифровых технологий, укрепление и защита доверия в ки-берпространстве являются предпосылками одновременного цифрового развития и соответствующего предотвращения сопутствующих рисков, их устранения и управления;

в-третьих, цифровая трансформация публичных финансов должна стать инструментом экономического роста путем повышения эффективности, производительности и конкурентоспособности, что предполагает приобретение новых конкурентных качеств и свойств в различных сферах деятельности. Также необходимо ориентироваться на международное и региональное сотрудничество в целях интеграции ДНР в РФ, выхода на российский рынок. Данную систему необходимо строить на общепринятых стандартах цифровых систем, платформ и инфраструктур, которые должны быть использованы гражданами, бизнесом и государством для участия, конкуренции и успеха на открытых рынках. Исключением могут быть соответствующие программы в сфере обороны и безопасности, в которых применение других стандартов (национальных, межгосударственных) является аргументированным;

в-четвертых, цифровая трансформация публичных финансов должна способствовать развитию информационного общества и средств массовой информации. Создание контента, прежде всего регионального, в соответствии потребностями развития Донецкой Народной Республики способствует социальному, культурному и экономическому развитию, а также укреплению информационного общества и демократии в целом;

в-пятых, цифровая трансформация публичных финансов должна стать объектом фокусного и комплексного государственного управления. Основными задачами государства на пути к цифрови-

зации является корректировка недостатков рыночных механизмов, преодоление институциональных и законодательных барьеров, поддержание проектов цифровых трансформаций национального уровня и привлечения соответствующих инвестиций, стимулирования развития цифровых инфраструктур. Государство должно взять на себя роль лидера и экспериментатора, регулятора и защитника, популяризатора цифровых преобразований в сфере публичных финансов.

Перспективами дальнейших исследований в данном направлении должно стать формирование открытой цифровой информационной системы распределения, перераспределения и использования публичных финансов Донецкой Народной Республики, цель которой будет заключаться в надежности, открытости и доступности финансовой информации, что повлияет на оперативность принятия управленческих решений министерствами и ведомствами, их согласование и утверждение, а также сокращение коррупционных и иных правонарушений, связанных с системой управления закупками, составления отчетности об исполнении бюджета, предоставлении субсидий и т.д.

Список использованной литературы

1. Report on РиЬНс Finales in EMU 2020 [Electronic soulce]. - URL: https://ec.europa.eu/info/publications/report-pub1ic-finances-emu-2020_en

2. Improving public finance, boosting infrastructure. Three priority actions for Africa's sustainable development after COVID-19. In the run-up to the Summit 18 May 2021 [Electronic soulce]. - URL: https://www.oecd.org/dev/africa/Financing-Summit-for-Africa_Background-paper.pdf

3. Аркадьева, О.Г. Роль цифровиза-ции в деятельности государственных органов управления финансами / О.Г. Аркадьева // Управление в условиях

цифровизации социально-экономических процессов: сб. научн. ст., Чебоксары, 20 октября 2020 г. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2020. -С. 13-18.

4. Власова, Е.Л. Влияние цифрови-зации на развитие правовых основ управления общественными финансами / Е.Л. Власова, И В. Игнатьева, И.И. Зед генизова // Проблемы экономики и юридической практики. - 2020. - Т. 16. -№ 6. - С. 196-200.

5. Гаджиева, Х.В. Вопросы правового регулирования цифровой трансформации финансовой системы / Х.В. Гаджиева, З.Н. Омарова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2021. - № 1 (128). - С. 91-93.

6. Кучеров, И.И. Актуальные вопросы налогово-правового регулирования сферы цифровой экономики // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. -2019. - № 4 (48). - С. 167-175. - DOI 10.36511/2078-5356-2019-4-167-175

7. Поветкина, Н.А. Правовая форма интеграции информационных систем и информационных технологий в сферу публичных финансов / Н.А. Поветкина // Журнал российского права. - 2018. -№ 5 (257). - С. 96-112. - DOI 10.12737/art_2018_5_10

8. Паспорт Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL: http://project.orb.ru/wp-content/uplo ads/2020/05.pdf

9. Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»: одобрена Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 г. № 1275-р Официальный сайт Федерального казначейства [Электронный ресурс]. -

URL: https://roskazna.gov.ru/gis/ehlektronn yj-byudzhet/

10. Индекс развития ИКТ. 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://ww w.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/index. html

11. Исследование ООН: Электронное правительство 2020 Цифровое правительство в десятилетии действий по достижению устойчивого развития (с дополнением по реагированию на COVID-19) [Электронный ресурс]. - URL: https:// publicadministration.un.org/egovkb/Portals/ egovkb/Documents/un/2020-Survey/202020 UN20E-Government20Survey20-20Russi an.pdf

12. Бакуменко, Л.П. Международный индекс цифровой экономики и общества (I-DESI): тенденции развития цифровых технологий / Л.П. Бакуменко, Е.А. Минина. [Электронный ресурс] // Статистика и экономика. - 2020. - № 2. -URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/ mezhdunarodnyy-indeks-tsifrovoy-ekonomiki-i-obschestva-i-desi-tendentsii-razvitiya-tsifrovyh-tehnologiy

13. Shaping the New Normal with Intelligent Connectivity. Mapping your transformation into a digital economy with GCI 2020 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.huawei.com/mini site/gci/en/co untry-profile-ru.html

14. Digital Competitiveness Ranking RUSSIA [Электронный ресурс]. - URL: https://worldcompetitiveness.imd.org/countr yprofile/RU/digital

15. UNCTAD B2C E-commerce Index 2019 [Электронный ресурс]. - URL: chrome-extension:viewer.html?pdfurloffi cialdocument2Ftn_un ctad-ict4d14_en.pdf

16. Global Cybersecurity Index 2020. Measuring commitment to cybersecurity [Электронный ресурс]. - URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefind mkaj/vi ewer.html ?pdfurl=https3A2F2Fww w.itu.int2Fdms_pub2Fitu-d2Fopb2Fstr2FD-STR-GCI.01 -2021 -PDF-E.pdf

17. Global Innovation Index 2020 Cornell University, INSEAD, WIPO [Электронный ресурс]. - URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindm kaj/viewer.html?pdfurl=https3A2F2Fwww. wipo.int2Fedocs2Fpubdocs2Fen2Fwipo_pu b_gii_20202Fru.pdf

18. Рейтинг субъектов РФ, отражающий взаимодействие с ГИС ГМП государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных казенных учреждений за период январь-июль 2021 г. Официальный сайт Федерального казначейства. - URL: https:// ros-kazna.gov.ru/gis/gosudarstvennaya-infor macionnaya-sistema-o-gosudarstvennykh-i-municipalnykh-platezhakh-gis-gmp/reyting-subektov-rossiyskoy-federatsii/

19. Профилактика правонарушений в сфере закупок. Опыт министерства финансов Кировской области [Электронный ресурс]. - URL: https://minfin.kirov. ru/up1oad/ib1ock/b63/b6372042f74e6d55dbc a0231a2bb8b58.pdf

20. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2020. - 260 с.

21. ДНР и ЛНР преодолели интернет-блокаду [Электронный ресурс]. -URL: https://www.ntv.ru/novosti/2154200/

22. Карта покрытия 4G. Сайт Республиканского мобильного оператора Феникс [Электронный ресурс]. - URL: http://phoenix-dnr.ru/mobi1e-4g.php#).

A.A. GRADINAROVA, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Tourism, e-mail: 555arina@mail.ru

SO HVE «Donetsk National University of Economics and Trade named after M. Tugan-Baranovsky», Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 12.10.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.