Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/01PSMN223.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Шаповалова, М. А. Особенности актуального состояния и защитно-совладающего поведения у клинических ординаторов разных специальностей / М. А. Шаповалова, М. Р. Сагалова, А. С. Абдуллаева, А. А. Абдуганиев // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PSMN223 .pdf
For citation:
Shapovalova M.A., Sagalova M.R., Abdullayeva A.S., Abduganiyev A.A. Features of the current state and protective coping behavior in clinical residents of various specialties. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 01PSMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/01PSMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)
УДК 159.943:378.648.2:614.254 ГРНТИ 15:41:21
Шаповалова Марина Александровна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия
Проректор по последипломному образованию, заведующая кафедрой «Экономики и здравоохранения с курсом последипломного образования»
Доктор медицинских наук, профессор E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2559-4648
Сагалова Макка Руслановна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия
E-mail: [email protected]
Абдуллаева Алия Салаватовна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия Доцент кафедры «Экономики и здравоохранения с курсом последипломного образования»
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6534-7035
Абдуганиев Абдулхошим Абдулкосим угли
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия
E-mail: [email protected]
Особенности актуального состояния и защитно-совладающего поведения у клинических ординаторов разных специальностей
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы психоэмоционального состояния и защитно-совладающего поведения клинических ординаторов специальностей «Офтальмология» и «Акушерство и гинекология», обучающихся как на бюджетной, так и на договорной основе. Исследование является актуальным, поскольку проблема подготовки высококвалифицированных медицинских кадров является первостепенной задачей системы Здравоохранения. Рассмотрены в отечественной литературе понятия копинг-стратегий,
защитно-совладающего поведения. Проведено эмпирическое исследование в феврале 2023 года, в ходе которого были изучены особенности эмоциональной и поведенческой сферы 55 клинических ординаторов разных специальностей, обучающихся на базе ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России. В рамках психодиагностического обследования были использованы следующие методики: (1) методика «способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой); (2) методика «Актуальное состояние» (АС) (А.С. Куликов). Статистическая обработка данных была произведена с помощью программы 81а11в11еа 21.0 и и-критерия Манна-Уитни. Эмпирическим путем было выявлено, что у ординаторов на этапе подготовки обучения в клинической ординатуре зафиксировано неблагоприятное эмоциональное состояние в настоящий момент, а также неадаптивные копинг-стратегии. Ординаторы специальности «Офтальмология» выбирают копинг-стратегии для преодоления стресса «Планирование решения» и «Бегство-избегание». Данные результаты указывают на необходимость в квалифицированной психологической помощи врачам-ординаторам, возникает необходимость в организации и проведении программы психолого-педагогического сопровождения ординаторов на этапе прохождения обучения в клинической ординатуре с целью оптимизации психологического состояния и профессиональной адаптации молодых специалистов.
Ключевые слова: клинические ордианторы; защитно-совладающее поведение; актуальное психоэмоциональное состояние; профессиональная адаптация; саморегуляция; психологическая помощь; копинг-стратегии
Проблема психоэмоционального состояния и защитно-совладающего поведения медицинских работников является актуальной, поскольку проблема подготовки высококвалифицированных медицинских кадров является первостепенной задачей системы Здравоохранения. Период прохождения обучения в клинической ординаторе является важнейшим этапом профессиональной адаптации для молодых специалистов и от того, насколько данный этап будет успешен, зависит эффективность лечебного процесса. Успешная профессиональная адаптация напрямую зависит это личностных особенностей клинических ординаторов, в частности, насколько адаптивно защитно-совладающее поведение, адаптивны выбор копинг-стратегий, благоприятный психоэмоциональный статус и т. д. Кроме того, стаж профессиональной деятельности также влияет на защитно-совладающее поведение. К примеру, в работе Газиевой К.Ю. [1] зафиксированы существенные отличия в использовании копинг-стратегий у врачей хирургического профиля со стажем профессиональной деятельности до 5 лет и свыше 5 лет. Отмечается взаимосвязь особенностей копинг-стратегий и наличие конкретной акцентуации характера у обучающихся медицинского вуза [2]. Малютина Т.В., Цыганкова О.Ю., Лонская Л.В. [3] отмечают статус профессиональной идентичности один из критериев формирования профессиональной идентичности будущего врача. Защитно-совладающее представляет собой сложный и многоуровневый феномен, который включает с себя 4 компонента: поведенческий, когнитивный, физический, личностный. Защитно-совладающее поведение связано с другими психическими процессами и влияет на поведение и деятельность личности [4]. Мензул Е.В., Василевская Е.А., Иванова С.В. [5] установлена структура антиципационной состоятельности у клинических ординаторов, а также взаимосвязь между способностью к прогнозированию и их выбором копинг-стратегий. В исследовании Левановой О.Г., Демаковой Л.В., Блиновой О.А., Замараевой Е.Е. [6] установлено, что симптомы психоэмоционального выгорания выявлены у трети клинических ординаторов, симптомы депрессии — у четверти ординаторов, а также была выявлена
Актуальность темы исследования
потребность в психологической поддержке. Кроме того, в исследованиях было зафиксирована трудность сочетания работы и обучения в ординатуре у клинических ординаторов, что, безусловно, негативно влияет на психоэмоциональное состояние и в качестве копинга-механизма называют социальную поддержку [7; 8], По мнению Крюковой Т.Л. [9; 10] под защитно-совладающим поведением понимается поведение, которое позволяет личности при помощи сознательных действий с учетом психологических особенностей и ситуации справляться со стрессом и трудностями.
В работе Слесаренко Л.А. [11] установлено, что большинства ординаторов средний адаптационного потенциала и выбор копинг-стратегии зависит насколько актуальна ситуация для личности. Дорониной Т.В., Окуловой А.Е., Арцишевской Е.В. [12] выявлены достоверные отличия в выборе копинг-стратегий между врачами с определенным стажем и студентами медицинского вуза, а именно студенты предпочитают неадаптивный копинг «Бегство-избегание». Кроме того, отмечается, что конструктивные копинг-стратегии является необходимым условием, которое детерминирует успешное развитие личности, успешное профессиональное становление, личностную зрелость, эффективное совладания со стрессовыми ситуациями [13; 14]. Наквасиной С.Н. [15] отмечается необходимость в реализации семинаров и тренингов, нацеленных на преодоление психологических преград, разработка программ адаптации для ординаторов различных профилей на этапе профессионального становления. Эффективные копинг-стратегии позволяют снижать уровень психологического и профессионального стресса, справляться с трудностями, что является необходимой характеристикой для медицинского работника. В медицинском университете необходимо внедрять программы психологической поддержки как для обучающихся, так и для преподавателей [16].
Таким образом, возникает необходимость в квалифицированной психологической помощи врачам-ординаторам, в организации и проведении программы психолого-педагогического сопровождения ординаторов на этапе прохождения обучения в клинической ординатуре с целью оптимизации психологического состояния, выработке конструктивных копинг-стратегий и профессиональной адаптации молодых специалистов.
Цель исследования: изучить психоэмоциональное состояние и защитно-совладающее поведение клинических ординаторов специальностей «Офтальмология» и «Акушерство и гинекология», обучающихся как на бюджетной, так и на договорной основе, разработать практические рекомендации.
Материалы и методы исследования
Данное исследование было реализовано в Астраханского государственном медицинском университтете исследование в течение февраля 2023 года, в ходе которого были изучены особенности эмоциональной и поведенческой сферы 55 клинических ординаторов специальностей «Офтальмология» (30 человек) и «Акушерство и гинекология» (25 человек), на кафедре экономики и здравоохранения с курсом последипломного образования. В рамках психодиагностического обследования были использованы следующие методики:
1. Методика «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой)1. Данная методика используется психологами для выявления копинг-стратегий, различных способов преодоления сложных ситуаций сферах психической деятельности. Совладание со сложными ситуациями, по мнению
1 PsyTests Опросник Способы совладающего поведения (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) [сайт] URL: https://psytests.org/coping/wcq-run.html (дата обращения: 17.02.2023).
авторов, представляют собой как когнитивную, так и поведенческую переработку. Авторы выделили следующие копинг-стратегии: конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка. Указанную методику принято считать первым стандартным опросником, которая способна измерить копинги.
2. Методика «Актуальное состояние» (АС) (Л.В. Куликов)2. Методика Актуальное состояние (АС) оценивает актуальное психическое состояние, его важнейшие параметры, включая доминирующие чувства и общую оценку жизненных событий субъективного настоящего. В отличие от методики ДС, данный опросник определяет параметры психического состояния в более коротком интервале времени, особенности которого могут быть обусловлены влиянием событий сегодняшнего дня, текущим моментом. Статистическая обработка данных была произведена с помощью программы 81а11в11еа 21.0 и и-критерия Манна-Уитни. Эмпирические результаты исследования отражены в рисунках и таблице.
Результаты исследования и их обсуждение
По методике «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) были получены эмпирические показатели копинг-стратегий (рис. 1). У клинических ординаторов специальности «Офтальмология» выбирают копинг-стратегии для преодоления стресса «Планирование решения» (59,0 %) и «Бегство-избегание» (59,46 %).
;
53,83
56,7'
59,44
60,56
Ж
67,84
59,46
53,04
55,2
59
61,44,
Щ+8,1| |48-464/.84||Г— ^^ ^^ ^^
# # О^ о^ J1 #
¡^ J* ^¡ff Ж ¿9 ^ J?
^ J? ^
# ¿Г tf
^ У
Ж * / ✓
gi "Чр
.«Г* Ж
У У у J"
Офтальмология ■ Акушерство и гинекология
Рисунок 1. Средние значения «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана у клинических ординаторов (составлено авторами
по материалам исследования)
2 PsyTests Методика Актуальное состояние (АС) [сайт] URL: https://psytests.org/emo/asost-run.html (дата обращения: 17.02.2023).
01PSMN223
Среди специфических особенностей копинг-стратегий данной специальности отмечается, что значения находятся выше нормы, имеют высокое значение. Выявленный механизм «Бегство-избегание» у ординаторов специальности «Офтальмология» относится к неадаптивным копингам совладания со стрессом, не решает проблему, а приводит к накоплению психоэмоционального напряжения, стрессового и невротического состояния, а также препятствует успешному профессиональному становлению.
Предпочтительными стратегиями для преодоления профессионального стресса у клинических ординаторов специальности «Акушерство и гинекология» является «Положительная переоценка» (67,84 %) и «Планирование решения» (61,44 %). Данные копинг механизмы у ординаторов является выраженными и относятся к конструктивными видам копингов, позволяющие справляться с трудными ситуациями, успешно справляться с эмоциями и негативными переживаниями. В частности, копинг-механизм «Положительная переоценка» относится к адаптивному защитно-совладающему поведению, помогает положительно и рационально подходить к сложностям, используя когнитивную переработку текущих жизненных ситуаций.
Согласно тестовой интерпретации полученных данных по методике «Актуальное состояние (АС)» Л.В. Куликова у клинических ординаторов были получены следующие результаты (рис. 2).У ординаторов специальности «Офтальмология» были получены низкие показатели по шкале «Тонус» (38,64 %), что свидетельствует об утомляемости, вялости, сниженной работоспособности, инертности в действиях, сниженной энергии. Данные результат коррелирует с полученными результатам неконструктивных копинг механизмов у специальности «Офтальмология» («Бегство-избегание»).
Рисунок 2. Средние значения «Методика Актуальное состояние (АС)» Л.В. Куликова у клинических ординаторов (составлено авторами по материалам исследования)
У врачей-ординаторов специальности «Акушерство и гинекология» были получены средние и высокие значения по всем показателям актуального состояния. Необходимо отметить, что по шкале «Физическое самочувствие» были высокие показатели (53,71 %), означающее благоприятное физическое самочувствие, ощущения телесного комфорта у ординаторов данной специальности.
Применение U-критерия Манна позволило выявить значимость различий между психологическими показателями у ординаторов разного медицинского профиля (табл. 1).
Таблица 1
Значимые различия между двумя группами клинических ординаторов
Название шкал по методике способов совладающего поведения, по методике «Актуальное состояние (АС)» Уровень значимости различий по U-критерию Манна-Уитни Значимость (p < 0,05)
Конфронтация 0,002
Физическое самочувствие 0,000
Тонус 0,013
Составлено авторами по материалам исследования
Были выявлены достоверные отличия между клиническими ординаторами специальности «Офтальмология» и «Акушерство и гинекология» по показателям поведенческой стратегии «Конфронтация», «Физическое самочувствие», «Тонус». Данные психологические показатели достоверно ниже у ординаторов специальности «Офтальмология», т. е. они предпочитают использовать неконструктивные копинг стратегии, а также их актуальное состояние является неблагоприятным, их жизненный тонус снижем, они ощущают вялость, инертность. Данный результат означает, что данная группа ординаторов нуждается в комплексной психолого-педагогической поддержке, которая направлена на оптимизацию психоэмоционального состояния и выработке конструктивных поведенческих копингов.
Выводы
Таким образом, проведенное исследование является актуальным, поскольку проблема подготовки высококвалифицированных медицинских кадров является первостепенной задачей системы Здравоохранения. Эмпирическим путем было выявлено, что у ординаторов на этапе подготовки обучения в клинической ординатуре зафиксировано неблагоприятное эмоциональное состояние в настоящий момент, а также неадаптивные копинг-стратегии. Ординаторы специальности «Офтальмология» выбирают копинг-стратегии для преодоления стресса «Планирование решения» и «Бегство-избегание». Данные результаты указывают на необходимость в квалифицированной психологической помощи врачам-ординаторам, возникает необходимость в организации и проведении программы психолого-педагогического сопровождения ординаторов на этапе прохождения обучения в клинической ординатуре с целью оптимизации психологического состояния и профессиональной адаптации молодых специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Газиева К.Ю. Особенности копинг-стратегий хирургов с разным стажем профессиональной деятельности / К.Ю. Газиева, Г.А. Шурухина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49(339). — С. 513-515. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76236/ (дата обращения: 03.03.2023).
2. Кокарев Ю.С., Иванова Н.В., Хлевная Н.В. Проблемы обучения в клинической ординатуре по терапии на факультете повышения квалификации и последипломной подготовки специалистов // Международный журнал экспериментального образования. — 2012. — № 4-2. — С. 103-105; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3982 (дата обращения: 02.03.2023).
3. Малютина Т.В., Цыганкова О.Ю., Лонская Л.В. Характеристика статуса профессиональной идентичности ординаторов медицинского вуза // Современное образование. 2022. № 2. URL: https ://cyberl eninka .ru/articl e/n/harakteri stika- statusa-professionalnoy-identichnosti-ordinatorov-meditsinskogo-vuza-1 (дата обращения: 03.03.2023).
4. Бойко Е.О., Ложникова Л.Е., Зайцева О.Г., Мартусенко А.В. Формирование адаптивного копинг-поведения в процессе обучения в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — 4-1. — С. 62-63; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8800 (дата обращения: 03.03.2023).
5. Мензул Е.В., Василевская Е.А., Иванова С.В. Антиципационная компетентность в структуре совладающего поведения у врачей-ординаторов // EESJ. 2021. № 10-4(74). URL: https://cyberleninka.m/article/n/antitsipatsionnaya-kompetentnost-v-strukture-sovladayuschego-povedeniya-u-vrachey-ordinatorov (дата обращения: 02.03.2023).
6. Леванова О.Г., Демакова Л.В., Блинова О.А., Замараева Е.Е. Психоэмоциональное состояние ординаторов в условиях пандемии COVID-19 // Вятский медицинский вестник. 2022. № 2(74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihoemotsionalnoe-sostoyanie-ordinatorov-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения: 02.03.2023).
7. Холмогорова А.Б., Рахманина А.А., Суроегина А.Ю., Микита О.Ю., Петриков С.С., Рой А.П. Психическое здоровье и профессиональное выгорание врачей-ординаторов во время пандемии ^vid-19: ситуационные и психологические факторы // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 2. С. 947. DOI: 10.17759/cpp.2021290202.
8. Петров Д.В. Связь агрессивности с копинг-стратегиями у медицинских работников / Д.В. Петров, Е.В. Сараева // Научно-методический электронный журнал "Концепт". — 2017. — № 29. — С. 334-337. — EDN YNCEMJ.
9. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник Костромского государственного университета. — 2013. — № 5. — С. 184-188.
10. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Хазова С.А. Совладание с трудностями и жизненный стиль современника // Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2017. — № 1. — С. 91-96.
11. Слесаренко Л.А. Исследование копинг-стратегий у ординаторов // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n /issledovanie-koping-strategiy-u-ordinatorov (дата обращения: 03.03.2023).
12. Доронина Т.В., Окулова А.Е., Арцишевская Е.В. Уровень воспринимаемого стресса и особенности копинг-стратегий медицинских работников в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 64-83. DOI: 10.17759/cpse.2021100305.
13. Трифонов Д.А. Стратегии совладающего поведения в ситуации соматической болезни // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7strategii-sovladayuschego-povedeniya-v-situatsii-somaticheskoy-bolezni (дата обращения: 02.03.2023).
15.
Чижкова М.Б. Коммуникативная компетентность врача и её формирование в представлениях ординаторов: к постановке проблемы // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 2; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29727 (дата обращения: 03.03.2023).
Наквасина С.Н. Особенности профессиональной адаптации ординаторов различных профилей, проходящих практику в ЛПУ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № Спецвыпуск ч. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-professionalnoy-adaptatsii-ordinatorov-razlichnyh-profiley-prohodyaschih-praktiku-v-lpu (дата обращения: 02.03.2023).
Шаповалова, М.А. Связь жизнестойкости и личностных особенностей у преподавателей вузов / М.А. Шаповалова, Д.Э. Уразова, А.С. Абдуллаева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN622.pdf.
Shapovalova Marina Alexandrovna
«Astrakhan State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2559-4648
Sagalova Makka Ruslanovna
«Astrakhan State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia
E-mail: [email protected]
Abdullayeva Aliya Salavatovna
«Astrakhan State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6534-7035
Abduganiyev Abdulkhoshim Abdulkosim ugli
«Astrakhan State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia
E-mail: [email protected]
Features of the current state and protective coping behavior in clinical residents of various specialties
Abstract. The article is devoted to the study of the problem of the psycho-emotional state and protective coping behavior of clinical residents of the specialties "Ophthalmology" and "Obstetrics and Gynecology", who study both on a budgetary and contract basis. The study is relevant, since the problem of training highly qualified medical personnel is a paramount task of the healthcare system. The concepts of coping strategies and defensive coping behavior are considered in the domestic literature. Conducting an empirical study in February 2023, during which the features of the emotional and behavioral sphere of 55 clinical residents of various specialties studying at the Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia were studied. As part of the psychodiagnostic examination, the following methods were used: (1) the method of "methods of coping behavior" by R. Lazarus and S. Folkman (in Russian adapted by T.L. Kryukova, E.V. Kuftyak, M.S. Zamyshlyaeva); (2) the technique "Actual state" (AS) (A.S. Kulikov). Statistical data processing was performed using the Statistica 21.0 program and the Mann-Whitney U-test. Empirically, it was found that residents at the stage of preparation for training in clinical residency had an unfavorable emotional state at the moment, as well as non-adaptive coping strategies. Residents of the specialty "Ophthalmology" choose coping strategies for coping with stress "Decision Planning" and "Flight-Avoidance". These results indicate that there is no need for qualified psychological assistance to residents, there is a need to organize and conduct a program of psychological and pedagogical support for residents at the stage of training in clinical residency in order to optimize the psychological state and professional adaptation of young specialists.
Keywords: clinical resident; defensive coping behavior; current psycho-emotional state; professional adaptation; self-regulation; psychological help; coping strategies
REFERENCES
1. Gazieva K.Yu. Peculiarities of coping strategies of surgeons with different professional experience / K.Yu. Gazieva, G.A. Shurukhin. — Text: direct // Young scientist. — 2020. — No. 49(339). — S. 513-515. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76236/ (date of access: 03.03.2023).
2. Kokarev Yu.S., Ivanova N.V., Khlevnaya N.V. Problems of teaching in clinical residency in therapy at the faculty of advanced training and postgraduate training of specialists // International Journal of Experimental Education. — 2012. — No. 4-2. — S. 103-105; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3982 (date of access: 03/02/2023).
3. Malyutina T.V., Tsygankova O.Yu., Lonskaya L.V. Characteristics of the status of professional identity of residents of a medical university // Modern Education. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7harakteristika-statusa-professionalnoy-identichnosti-ordinatorov-meditsinskogo-vuza-1 (date of access: 03.03.2023).
4. Boyko E.O., Lozhnikova L.E., Zaitseva O.G., Martusenko A.V. Formation of adaptive coping behavior in the process of teaching at a medical university // International Journal of Applied and Fundamental Research. — 2016. — No. 4-1. — P. 62-63; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8800 (date of access: 03.03.2023).
5. Menzul E.V., Vasilevskaya E.A., Ivanova S.V. Anticipatory competence in the structure of coping behavior in medical residents // EESJ. 2021. No. 10-4(74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antitsipatsionnaya-kompetentnost-v-strukture-sovladayuschego-povedeniya-u-vrachey-ordinatorov (Date of access: 03/02/2023).
6. Levanova O.G., Demakova L.V., Blinova O.A., Zamaraeva E.E. Psycho-emotional state of residents in the context of the COVID-19 pandemic. Vyatskiy Medical Bulletin. 2022. No. 2(74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihoemotsionalnoe-sostoyanie-ordinatorov-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (date of access: 03/02/2023).
7. Kholmogorova A.B., Rakhmanina A.A., Suroyegina A.Yu., Mikita O.Yu., Petrikov S.S., Roy A.P. Mental health and professional burnout of medical residents during the Covid-19 pandemic: situational and psychological factors // Consultative psychology and psychotherapy. 2021. Volume 29. No. 2. P. 9-47. DOI: 10.17759/cpp.2021290202.
8. Petrov D.V. Relationship between aggressiveness and coping strategies among medical workers / D.V. Petrov, E.V. Saraeva // Scientific and methodological electronic journal "Concept". — 2017. — No. T29. — S. 334-337. — EDN YNCEMJ.
9. Kryukova T.L. Psychology of coping behavior: current state and psychological, socio-cultural perspectives // Bulletin of the Kostroma State University. — 2013. — No. 5. — P. 184-188.
10. Kryukova T.L., Saporovskaya M.V., Khazova S.A. Coping with difficulties and the life style of a contemporary // Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. — 2017. — No. 1. — P. 91 -96.
11. Slesarenko L.A. Study of coping strategies in residents // Theoretical and experimental psychology. 2020. № 3. URL: https ://cyberl eninka .ru/arti cle/n/issl edovani e -koping-strategiy-u-ordinatorov (Date of access: 03.03.2023).
12. Doronina T.V., Okulova A.E., Artsishevskaya E.V. The level of perceived stress and features of coping strategies of medical workers in the context of the COVID-19 pandemic [Electronic resource] // Clinical and Special Psychology. 2021. Volume 10. No. 3. P. 64-83. DOI: 10.17759/cpse.2021100305.
13. Trifonov D.A. Strategies of coping behavior in a situation of somatic illness // Theoretical and experimental psychology. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/art icle/n/strategii-sovladayuschego-povedeniya-v-situatsii-somaticheskoy-bolezni (Date of access: 03/02/2023).
14. Chizhkova M.B. Communicative competence of a doctor and its formation in the views of residents: to the formulation of the problem // Modern problems of science and education. — 2020. — No. 2; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29727 (date of access: 03.03.2023).
15. Nakvasina S.N. Peculiarities of professional adaptation of residents of various profiles, undergoing practice in healthcare facilities // Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2015. No. Special issue, part 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-professionalnoy-adaptatsii-ordinatorov-razlichnyh-profiley-prohodyaschih-praktiku-v-lpu (date of access: 03/02/2023).
16. Shapovalova M.A., Urazova D.E., Abdullayeva A.S. Relationship between resilience and personality traits among university professors. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 20PSMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN622.pdf.