Научная статья на тему 'ЗАЩИТНОЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ОБЗОР РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ЗАЩИТНОЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ОБЗОР РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ЗАЩИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ / СТРЕССЫ / СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронова Анастасия Александровна

Изучение защитного и совладающего поведения как механизмов противостояния стрессам различного характера является относительно молодым направлением в психологической науке. Противоречивое отношение к указанному феномену отражает актуальность его исследования. В условиях постоянной цифровизации, в том числе образовательного процесса, возрастает уровень напряженности. Стресс из привычной среды переходит в виртуальную. Эффективность привычных для человека копинг-стратегий может снижаться, тем самым возрастает потенциал травматизации психики в условиях цифровой среды. В представленной статье с применением методов анализа научных источников, классификации и систематизации обсуждаются возможность и актуальная необходимость изучения защитного и совладающего поведения детей и подростков в цифровой образовательной среде. Сделан обзор российских исследований за последние десять лет. С помощью классификации представленных в открытых источниках исследований выделяются тематические направления изучения защитного и совладающего поведения детей и подростков (теоретические и эмпирические статьи). Отмечается связь выбираемых копинг-стратегий детей и подростков с уровнем их психологического благополучия и жизнестойкости. Обсуждается влияние сильного стресса на формирование деструктивных защитных механизмов у детей и подростков с различной степенью дезадаптации в силу тех или иных факторов. Обозначаются особенности защитного и совладающего поведения у детей и подростков, имеющих различные виды дизонтогенеза. Определяется влияние семьи (родителей) на формирование стиля совладающего поведения детей. Рассматриваются исследования защитного и совладающего поведения в условиях цифровой образовательной среды и киберпространства. Обсуждается, что в современной психологической науке недостаточно теоретических и эмпирических данных для формирования целостного представления о данном направлении изучения защитного и совладающего поведения. Таким образом, научная новизна представленной статьи заключается в актуализации необходимости исследования защитного и совладающего поведения в цифровой образовательной среде, что позволит снизить вероятность деформации реального образа личности, обогатить теоретическую базу изучаемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFENSE AND COPING BEHAVIOR IN CHILDHOOD AND ADOLESCENT: A REVIEW OF RUSSIAN STUDIES

The study of defense and coping behavior as mechanisms of coping with stresses of various nature is a relatively young direction in psychological science. The contradictory attitude to this phenomenon shows the importance of its research. Under the conditions of constant digitalization, including the educational process, the level of tension increases. Stress from the familiar environment moves to the virtual context. The effectiveness of habitual coping strategies may decrease, thereby increasing the potential for traumatization of the psyche in a digital environment. This article discusses the possibility and urgent need to study defensive and coping behavior of children and adolescents in the digital learning environment, using methods of scientific source analysis, classification and systematisation. The article reviews Russian research over the last ten years. The thematic areas of the study of defensive and coping behavior of children and adolescents (theoretical and empirical articles) have been identified using the classification provided in the open sources of research The connection of the chosen coping-strategies of children and teenagers with the level of their psychological well-being and vitality was noted. The article also discussed the influence of severe stress on the formation of destructive defense mechanisms in children and adolescents with various degrees of disadaptation due to various factors. The features of defensive and coping behavior in children and adolescents with different types of dysontogenesis were outlined. The influence of family (parents) on the formation of children’s coping style is determined. Studies of protective and coping behavior in digital educational environment and cyberspace was reviewed. The article discusses the lack of theoretical and empirical data in contemporary psychological science to form a coherent view of this direction of study of defensive and coping behavior. As a result, the scientific novelty of the article is to actualize the need to study defensive and coping behavior in the digital educational environment, which will reduce the probability of deformation of the real personality image, enrich the theoretical basis of the phenomenon under study.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТНОЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ОБЗОР РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 159.922.736.4:37.01:004

ББК Ю941.5-99 ГРНТИ 15.31.31 Код ВАК 5.3.1; 5.3.7

Миронова Анастасия Александровна,

соискатель, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: stacya2011@yandex.ru

ЗАЩИТНОЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ОБЗОР РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: копинг-стратегии; защитное поведение: совладающее поведение; подростки; поведение подростков; поведение детей; стрессы; стрессовые состояния; психологическое благополучие; цифровая образовательная среда; цифровые технологии; цифровизация образования

АННОТАЦИЯ. Изучение защитного и совладающего поведения как механизмов противостояния стрессам различного характера является относительно молодым направлением в психологической науке. Противоречивое отношение к указанному феномену отражает актуальность его исследования. В условиях постоянной цифровизации, в том числе образовательного процесса, возрастает уровень напряженности. Стресс из привычной среды переходит в виртуальную. Эффективность привычных для человека копинг-стратегий может снижаться, тем самым возрастает потенциал травматизации психики в условиях цифровой среды.

В представленной статье с применением методов анализа научных источников, классификации и систематизации обсуждаются возможность и актуальная необходимость изучения защитного и совладающего поведения детей и подростков в цифровой образовательной среде. Сделан обзор российских исследований за последние десять лет. С помощью классификации представленных в открытых источниках исследований выделяются тематические направления изучения защитного и совладающего поведения детей и подростков (теоретические и эмпирические статьи). Отмечается связь выбираемых копинг-стратегий детей и подростков с уровнем их психологического благополучия и жизнестойкости. Обсуждается влияние сильного стресса на формирование деструктивных защитных механизмов у детей и подростков с различной степенью дезадаптации в силу тех или иных факторов. Обозначаются особенности защитного и совладающего поведения у детей и подростков, имеющих различные виды дизонтогенеза. Определяется влияние семьи (родителей) на формирование стиля совладающего поведения детей. Рассматриваются исследования защитного и совладающего поведения в условиях цифровой образовательной среды и киберпространства. Обсуждается, что в современной психологической науке недостаточно теоретических и эмпирических данных для формирования целостного представления о данном направлении изучения защитного и совладающего поведения. Таким образом, научная новизна представленной статьи заключается в актуализации необходимости исследования защитного и совладающего поведения в цифровой образовательной среде, что позволит снизить вероятность деформации реального образа личности, обогатить теоретическую базу изучаемого феномена.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Миронова, А. А. Защитное и совладающее поведение в детском и подростковом возрасте: обзор российских исследований / А. А. Миронова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 2. - С. 222-231.

Mironova Anastasiya Aleksandrovna,

Applicant, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

DEFENSE AND COPING BEHAVIOR IN CHILDHOOD AND ADOLESCENT: A REVIEW OF RUSSIAN STUDIES

KEYWORDS: coping strategies; defensive behavior: coping behavior; teenagers; adolescent behavior; children's behavior; stress; stressful conditions; psychological well-being; digital educational environment; digital technologies; digitalization of education

ABSTRACT. The study of defense and coping behavior as mechanisms of coping with stresses of various nature is a relatively young direction in psychological science. The contradictory attitude to this phenomenon shows the importance of its research. Under the conditions of constant digitalization, including the educational process, the level of tension increases. Stress from the familiar environment moves to the virtual context. The effectiveness of habitual coping strategies may decrease, thereby increasing the potential for traumatization of the psyche in a digital environment.

This article discusses the possibility and urgent need to study defensive and coping behavior of children and adolescents in the digital learning environment, using methods of scientific source analysis, classification and systematisation.

The article reviews Russian research over the last ten years. The thematic areas of the study of defensive and coping behavior of children and adolescents (theoretical and empirical articles) have been identified using the classification provided in the open sources of research The connection of the chosen coping-

© Миронова А. А., 2023

strategies of children and teenagers with the level of their psychological well-being and vitality was noted. The article also discussed the influence of severe stress on the formation of destructive defense mechanisms in children and adolescents with various degrees of disadaptation due to various factors. The features of defensive and coping behavior in children and adolescents with different types of dysonto-genesis were outlined. The influence of family (parents) on the formation of children's coping style is determined. Studies of protective and coping behavior in digital educational environment and cyberspace was reviewed. The article discusses the lack of theoretical and empirical data in contemporary psychological science to form a coherent view of this direction of study of defensive and coping behavior. As a result, the scientific novelty of the article is to actualize the need to study defensive and coping behavior in the digital educational environment, which will reduce the probability of deformation of the real personality image, enrich the theoretical basis of the phenomenon under study.

FOR CITATION: Mironova, A. A. (2023). Defense and Coping Behavior in Childhood and Adolescent: A Review of Russian Studies. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 222-231.

B1

I

»ведение. Изучение феномена защитного и совпадающего поведения как отдельного психологического понятия в отечественной психологической науке началось относительно недавно - во второй половине ХХ века. Сам феномен защитного и совладающего поведения неразрывно связан с жизнедеятельностью человека, в которой преобладают различные по длительности и интенсивности переживания, отражающиеся на психологическом состоянии индивида, имеющие потенциал трав-матизации его психики.

Защитное и совладающее поведение как объект научных исследований позволяет выделить сложность и противоречивость в его изучении по нескольким причинам. В современной психологической науке отношение к изучаемому феномену остается сложным и в некотором смысле противоречивым. С одной стороны, есть защитные механизмы, описанные еще З. Фрейдом в канве психоаналитической теории личности [40], а с другой - копинг-стратегии, исследуемые в рамках когнитивной и поведенческой методологии [22; 43]. И психологические защиты, и копинг-стратегии выполняют одну функцию в жизни человека [6; 19; 21], возникают при сложных обстоятельствах, но имеют различную степень осознанности. В научной литературе присутствует несколько концепций, объясняю-

щих взаимосвязь защитного и совладающе-го поведения [6; 20; 27; 31; 37]. Тем не менее соотношение защитных механизмов и ко-пинг-стратегий в системе социально-психологической адаптации и преодоления последствий стрессовых нагрузок, эффективность выбираемых механизмов и их конгруэнтность разнообразным жизненным вызовам являются важной и значимой областью исследования.

Целью статьи является обобщение результатов теоретических и эмпирических исследований защитного и совладающего поведения в детском и подростковом возрасте, в том числе в условиях цифровой образовательной среды.

Методы исследования. Для реализации поставленной цели был проведен отбор публикаций из научных журналов, входящих в список ВАК и размещенных в наукометрической базе РИНЦ. Отбирались публикации за период с 2012 по 2022 гг. по ключевым словам «психологическая защита», «защитные механизмы», «копинг-стратегии», «совладающее поведение», «защитное поведение» в тематической области 15.00.00 Психология. Общее количество анализируемых публикаций составило 104 единицы. Тематика материалов позволила структурировать их по отдельным направлениям исследований (табл.).

Тематические направления исследований защитного и совладающего поведения детей и подростков

Таблица

Тематическое направление Количество изученных материалов

Взаимосвязь совладающего и защитного поведения 10

Исследование понятия «копинг» 7

Изучение стратегий совладающего и защитного поведения в зависимости от тендерной принадлежности 9

Изучение стратегии совладающего и защитного поведения у детей и подростков 24

Изучение совладающего и защитного поведения у студентов 7

Изучение стратегий совладающего и защитного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья 18

Влияние стилей совладающего и защитного поведения родителей на выбор стратегий совладающего поведения у детей 9

Совладающее поведение у подростков с асоциальными феноменами поведения 14

Психологическое благополучие и стратегии совладающего поведения у подростков 6

В итоге для проведения обзора исследований были отобраны 33 статьи, имеющие полнотекстовый доступ и максимально конгруэнтные цели исследования. Анализ данных статей позволил выявить актуальные вопросы в изучении феномена защитного и совладающего поведения в детском и подростковом возрасте, в том числе в контексте вопросов образовательных технологий.

Результаты. При анализе теоретического материала было выявлено несколько линий исследования защитного и совлада-ющего поведения в детском и подростковом возрасте.

Связь адаптивных и личностных ресурсов с выбираемыми копинг-стратегиями. Основной функцией совладающего (копинг) поведения является преодоление стресса. Тем не менее не все стратегии обладают высокой эффективностью в рамках пролонгированного эффекта и могут приносить только временное снижение стрессовой нагрузки. Так, В. И. Пузько и В. С. Чернявская при изучении связи психологического благополучия и стратегии совладающего поведения у старшеклассников пришли к выводу, что стратегия конфронтации имеет отрицательную корреляцию с психологическим благополучием. Степень субъективного благополучия снижается при использовании стратегии дистанцирования. Перечисленные стратегии коррелируют с невысоким уровнем психологического благополучия [34]. Фактически стратегии, предполагающие изменение дистанции взаимодействия по принципу «уход-изгнание», не способствуют поддержанию личностного благополучия и создают риски для адаптации личности.

Г. В. Кухтерина, Ж. Ю. Брук в своих исследованиях выявили прямую взаимосвязь уровня жизнестойкости подростков со стратегиями отрицания и рационализации. При этом использование более простых стратегий, сформированных в ранний период, менее вероятно при высоком показателе жизнестойкости [26]. Последнее предполагает отказ от «детского» поведения в направлении развития новых для личности, эффективных с позиции соответствия возрастным задачам и актуальному возрастному статусу стратегий совладающего поведения. При этом, рассматривая вопрос копинг-ресурсов как показателя адаптационного потенциала, ряд авторов предполагает, что повышение уровня продуктивности копинг-стратегии закономерно влияет на адаптивные возможности личности [5; 36].

Копинг-поведение проявляется в ситуации, воспринимаемой как стрессовая. Роли, стереотипы, принадлежность к определенной социальной группе влияют на выбор копинг-стратегии. Для личности, име-

ющей высокий адаптационный потенциал и психологически благополучной, характерно использование проблемно ориентированных стратегий. Эмоционально-ориентированные стратегии характерны для представителей женского пола и личностей с низким адаптационным потенциалом. Ресурсы личности связаны с системой социальной поддержки и социально-поддерживающим процессом [15; 32]. Как показала в своих исследованиях Т. В. Гущина, контекст ситуации определяет основную линию совладающего поведения, частоту выбора определенных способов поведения, кроме того, несовладание с трудностями в одной сфере отражается на эффективности стратегий в других ситуациях и жизненных контекстах [14].

Степень усилий, которые использует человек для выхода из стресса, детерминирует самоэффективность, а значит, влияет на выбор стратегии совладающего поведения [39] и эффективность ее применения. При этом психологическая депривация личности приводит к выбору непродуктивных, пассивных стратегий [33], отказу от деятельности и самореализации, что существенно снижает адаптационный потенциал человека.

Связь деструктивного поведения с выбираемыми стратегиями копинг-поведения у подростков из различных типов учебных заведений. Социальное окружение играет неоднозначную роль в формировании ко-пинг-поведения в процессе адаптации. Деструктивные стратегии используются при сильном травмирующем характере события [1; 2]. Ю. А. Володина в исследованиях защитных механизмов детей-сирот подросткового возраста, переживших жестокое обращение в семье, определила, что основными защитными механизмами выступают неосознанные модели поведения, носящие деструктивный характер, что обуславливает их дезадаптацию [9].

О. В. Кружкова с группой соавторов в своих работах доказали, что вандализм как форма деструктивного совладающего поведения детерминирован защитными механизмами и иными стратегиями совладания. Проекция и рационализация в таких случаях не мотивированы напрямую отрицательными намерениями и переживаниями. Агрессия, проявления которой обнаруживаются на материальных объектах, характерна для подростков, которые полагают, что не имеют возможности контролировать внешнее социальное окружение, не чувствуют себя полноценным субъектом жизни [10]. Таким образом, вандальные действия становятся компенсаторной реакцией при депривации социальной самореализации и замещающими действиями при реактивной агрессии.

Е. Г. Шубникова при исследовании не-

продуктивных стратегий совладающего поведения пришла к заключению, что для подростков, склонных к аддикции в виде интернет-зависимого поведения, характерен высокий уровень совладающего поведения, ориентированного на избегание, которым, по сути, и является аддиктивное поведение как уход от реальности. При этом навыки активного разрешения проблем у таких подростков снижены [42], что может являться как причиной, так и следствием формирования модели зависимого поведения.

Л. И. Максименкова в своих работах подтвердила, что у большинства девиант-ных подростков основным видом психологической защиты является отрицание. На втором месте по частоте использования находится проекция, затем замещение и вытеснение. Стоит отметить, что половина подростков, принимающих участие в исследовании, использовали такой механизм, как регрессия. Они применяли более простые и онтогенетически более ранние формы поведения, что предполагает наличие инфантилизма как одной из черт личности. Все из перечисленных механизмов относятся к примитивным и не способствуют развитию личности. Также в поведении девиантов чаще можно отметить использование неадаптивных копинг-стратегий. Неконструктивные формы поведения при стрессе обуславливаются доминированием стратегии избегания. Выбор такой стратегии приводит к обострению негативных эмоций и переживаний, псевдосовладающего поведения. В то же время в поведении девиантных подростков доминирует целенаправленный анализ ситуации и эмоционального реагирования как одного из способов активного противостояния жизненным трудностям [28].

Особенности защитно-совладающего поведения у детей и подростков, имеющих различные виды нарушений. Жизнестойкость как один из важнейших ресурсов со-владания со стрессовыми ситуациями формируется в подростковом возрасте вне зависимости от степени нормосомии. В исследованиях И. А. Горьковой детей с двигательными и сенсорными нарушениями не было выявлено значимых расхождений между показателями жизнестойкости у подростков, но различия были обнаружены в выборе ими копинг-стратегий. Для подростков с дизонтогенезом характерен выбор адаптивных и относительно адаптивных копинг-стратегий эмоционального и поведенческого характера. Вне зависимости от наличия какого-либо ограничения по здоровью универсально выбираемыми стратегиями являются оптимизм и отвлечение [12; 41]. Группа авторов во главе с И. А. Бакаевой пришли к выводу, что для детей с детским

церебральным параличом характерно ограничение сенсорной информации для преодоления стрессовой ситуации, что не характерно для их сверстников с нормосомией [3].

При изучении совладающего и защитного поведения у подростков, имеющих ментальные нарушения, достоверных данных о различиях поведения в ситуации фрустрации по гендерному признаку выявлено не было. Хотя мальчики чаще используют социально неодобряемые стратегии и их спектр шире, чем у девочек. Также для мальчиков с ментальными нарушениями характерна стратегия отрицания [18].

Коллектив во главе с Е. В. Куфтяк внес большой вклад в изучение защитно-совладающего поведения детей и подростков с дефицитами развития. В зависимости от нарушения у детей дошкольного возраста с дефицитами преобладает тревожный тип защитного поведения. Также на формирование копинг-поведения оказывает влияние стиль семейного воспитания. В частности, сильная симбиотическая связь с матерью может нивелировать формирование более сложных защитных механизмов. Для детей с аутистическими чертами характерно использование стратегий, связанных с уединением, уходом от конструктивного решения проблем. Кроме того, на выбор стратегии совладания оказывает влияние нарушение эмоциональной сферы и социального взаимодействия. Особенности восприятия общей картины мира у детей с дефицитами развития влияют и на функционирование и развитие психологических защит. У таких детей более ранние формы защитного поведения закрепляются надолго и используются чаще, что приводит к демонстрации инфантилизма, способствует еще большей дезадаптации личности. Таким образом, особенности психического развития в большей степени стимулируют активизацию психологических защит и выбор ребенком отдельных стратегий совладания

[23; 25; 35].

Влияние родителей на стиль совлада-ющего поведения детей. Семья как одна из основных социализационных сред оказывает влияние на формирование личности, в том числе на развитие защитного и совладающе-го поведения. Социально-ориентированные стратегии поведения присущи подросткам, воспитывающимся в полных проблемных семьях. Для них важна поддержка социального окружения. Подростки из полных гармоничных семей предпочитают использовать активные способы решения проблем. Спектр защитных механизмов у таких детей шире. Подростки из неполных гармоничных семей ориентированы на решение проблем. Позитивное отражение родителей вне

зависимости от наличия второго родителя обеспечивает продуктивные стили совла-дающего поведения, что позволяет подросткам лучше адаптироваться в мире. В семьях, где отношения носят дисгармоничный характер, выбираемые стили со-владания связаны с социальным окружением, чаще функционируют незрелые психологические защиты [38]. Основными психологическими защитами у детей-сирот, возвращенных в социальные учреждения, являются регрессия, проекция и замещение. При этом наиболее неадаптивной моделью становится регрессия, так как возврат в сиротское учреждение запускает нарушения в процессах психической организации, что может провоцировать использование более ранних форм поведения. Дети, которые временно лишены родительского попечения, прибегают к более зрелым формам защитного поведения, то есть в некотором отношении эти дети психологически более благополучны [24].

Устойчивые способы совладания со стрессом формируются в период старшего подросткового возраста. Детско-родительские отношения, несомненно, оказывают влияние на становление защитного и совладающего поведения детей. Тип семьи и преобладающий стиль воспитания оказывают различное влияние на становление совладающего поведения у мальчиков и девочек [7; 17]. У девочек спектр способов совладания шире, при этом в условиях неполной семьи при наличии матери, применяющей стиль воспитания «предпочтение в подростках детских качеств», основной копинг-стратегией девочек становятся импульсивные действия. Проецирование родителем своих негативных характеристик на девочку приводит к развитию у нее стратегий совлада-ния по принципу изменения дистанции взаимодействия («уход-изгнание»). А для мальчиков, воспитывающихся матерью с применением стиля «потворствование», не характерны усвоение и использование ма-нипулятивных копингов [17]. При этом в исследованиях В. И. Борисовой подтверждено преимущественное использование проблемно ориентированных стратегий со-владания мальчиками из полных семей [8]. В ситуации замещающих семей, по данным Т. П. Григоровой, дети и родители практически не прибегают к стратегиям отвлечения, избегания и дистанцирования, а на выбор стратегии совладания со стрессом влияние оказывает тип привязанности, сформировавшийся в замещающей семье [13].

Особенности защитного и совладающего поведения детей и подростков в цифровой образовательной среде и киберпро-странстве. Особенности жизнедеятельно-

сти последних пяти лет оказывают существенное влияние на систему образования. Высокий уровень цифровизации, пандемия, доступ к глобальным данным диктуют необходимость исследования используемого детьми и подростками защитного и со-владающего поведения в цифровой образовательной среде и киберпространстве. Так, в исследовании А. А. Баранова и С. В. Рожи-ной, а также Ю. В. Дементьевой с соавторами было показано, что предикторами психологической защищенности старшеклассников являются проактивный копинг и положительные эмоции в образовательной среде [4; 16]. Однако психологические особенности электронного обучения изучены недостаточно. Ввиду особенностей взросления и возможности полного сохранения анонимности выплеск отрицательных эмоций в онлайн-среде носит более бурный и агрессивный характер. Возникает противоречие между требованиями реального мира и теми возможностями, которые предоставляет виртуальная среда. Совладание с трудной ситуацией, в том числе учебной, должно иметь четкий алгоритм, который может быть применен на практике. Однако даже среди ученых нет единого подхода относительно влияния времени, проведенного в интернет-пространстве, на становление психологических особенностей подростков [11; 30], в том числе на формирование и функционирование их защитного и совла-дающего поведения.

При внедрении цифровых образовательных технологий дети вынуждены находиться в двух реалиях одновременно, проводя большое количество времени за компьютерами или иными гаджетами, опосредующими педагогическое взаимодействие. В исследованиях О. А. Москвитиной была выявлена связь между способами совлада-ющего поведения и интернет-зависимостью у детей младшего школьного возраста [29]. Компульсия, проявляющаяся тревожностью, приводит к невозможности сосредоточения и выбору неверной стратегии. Кроме того, в виртуальном пространстве присутствует возможность образования и функционирования альтернативного образа «Я». Возрастает вероятность деформации реального образа. Результатом становится минимализация ощущения ответственности за свои поступки. Подростки уже имеют в своем арсенале сложившиеся копинг-стратегии, но под воздействием среды они изменяются. Выбранные копинг-стратегии, эффективные в реальном пространстве, могут иметь противоположный эффект в мире виртуальном [4].

Выводы. Таким образом, проведя обзор актуальных российских исследований

защитного и совладающего поведения детей и подростков, можно сделать несколько основных выводов:

1. Адаптивные и личностные ресурсы детей и подростков во многом связаны с выбираемыми ими копинг-стратегиями. В то же время степень психологического благополучия влияет на выбор тех или иных моделей совладающего поведения.

2. Социальное окружение подростков оказывает влияние на формирование ко-пинг-поведения. Сильные стрессогенные ситуации запускают действие деструктивных форм копинга. Подростки, склонные к деструктивному поведению, используют такие стратегии, как отрицание, избегание, носящие неадаптивный характер.

3. Дети с дефицитами развития склонны использовать стратегии и защиты, выработанные в более ранний возрастной период. Специфика нарушения оказывает влияние на выбор копинг-стратегии, при этом сопутствующее нарушение эмоциональной сферы и социального взаимодействия оказывает значительное влияние на

формирование и функционирование примитивных психологических защит.

4. На характер формирования защитного и совладающего поведения детей и подростков значительное влияние оказывают стиль воспитания в семье, а также тип семьи. Социально ориентированные стратегии копинг-поведения и незрелые формы психологических защит характерны для детей, воспитывающихся в семьях с дисгармоничными отношениями.

Защитное и совладающее поведение детей и подростков при столкновении с вызовами цифровой образовательной среды на данный момент является «terra incognita». Активное использование виртуального пространства в повседневной жизни началось относительно недавно, поэтому теоретическая база по изучению защитного и совладающего поведения детей и подростков в цифровой образовательной среде представлена в малом количестве, а практические исследования обозначенной проблемы единичны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авраменко, Н. Н. Представления студентов о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них / Н. Н. Авраменко // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21, № 4. - С. 147-152.

2. Анпилогова, Л. Н. Преодоление деструктивных психологических защит учащихся образовательных учреждений закрытого типа / Л. Н. Анпилогова, Л. А. Рассудова // Актуальные проблемы психологического знания. - 2015. - № 4 (37). - С. 40-50.

3. Бакаева, И. А. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей с детским церебральным параличом и их родителей / И. А. Бакаева, Е. Н. Новохотько, Е. Г. Шевырева // Сибирский психологический журнал. - 2019. - № 71. - С. 180-196. - DOI: 10.17223/17267080/71/10.

4. Баранов, А. А. Копинг-стратегии подростка в ситуации кибербуллинга / А. А. Баранов, С. В. Рожи-на // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т. 26, вып. 2. - С. 37-46.

5. Безуглова, А. А. Особенности социально-психологической адаптации у лиц с разными стратегиями совладающего поведения / А. А. Безуглова, О. С. Васильева, Л. Р. Правдина // Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14, № 4. - С. 180-204. - DOI: 10.21702/^.2017.4.9.

6. Богданова, М. В. Семорегуляция личности: от защит к созиданию : монография / М. В. Богданова, Е. Л. Доценко. - Тюмень : Мандр и Ка, 2010. - 204 с.

7. Борисова, И. В. Защитное и совладающее поведение юношей и девушек из полных и неполных семей / И. В. Борисова, Е. С. Ермакова // Вопросы психологического здоровья детей и подростков. -

2017. - № 3 (17). - С. 87-92.

8. Борисова, И. В. Связь способов поведения в конфликте с типами защитного и совладающего поведения юношей и девушек / И. В. Борисова, Ю. Н. Хадыкина // Российский психологический журнал. -

2018. - Т. 15, № 1. - С. 92-112. - DOI: 10.21792/rpj.2018.1.5.

9. Володина, Ю. А. Деструктивные психологические защиты как факторы дезадаптивного поведения детей-сирот, переживших жестокое обращение в семье / Ю. А. Володина, Н. М. Юшкова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 3, вып. 4 (12). - С. 365-368. - DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-4-365-368.

10. Воробьева, И. В. Вандализм как форма защитного и совладающего поведения подростка / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова, Н. Е. Жданова // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13, № 3. - С. 277-292. - DOI: 10.21702/rpj.2016.3.16.

11. Воробьева, Т. А. Психологические особенности электронного обучения / Т. А. Воробьева // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 2. - С. 100-104.

12. Горьковая, И. А. Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с сенсорными и двигательными нарушениями / И. А. Горьковая, А. В. Микляева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2018. - № 187. -С. 85-95.

13. Григорова, Т. П. Особенности отношений привязанности между детьми и родителями в замещающих семьях и их совладающее поведение / Т. П. Григорова, Т. Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2016. - Т. 22, № 3. - С. 121-127.

14. Гущина, Т. В. О влиянии контекста ситуации на выбор стратегий совладающего поведения / Т. В. Гущина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19, № 4. - С. 144-148.

15. Даник, О. Л. Становление психологической защиты и способы ее укрепления в юношеском возрасте: теоретический аспект / О. Л. Даник. - Текст : электронный // Письма в Эмиссия. Оффлайн. -2016. - № 4. - URL: http://www.emissia.org/offline/2016/2479.htm (дата обращения: 01.03.2023).

16. Дементьева, Ю. В. Исследование взаимосвязи активного совладающего поведения старшеклассников с эмоциональным состоянием и психологической защищенностью образовательной среды школы / Ю. В. Дементьева, В. С. Иванов, В. И. Шарагин, М. В. Некрасова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 404-409. - DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p404-409.

17. Иванова, О. И. Взаимосвязь детско-родительских отношений и совладающего поведения старших подростков из разных типов семей / О. И. Иванова, О. Р. Бусарова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2021. - № 2. - С. 96-110. - DOI: 10.18384/2310-7235-2021-2-96-110.

18. Колосова, Т. А. Гендерный аспект структуры защитного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости / Т. А. Колосова. - Текст : электронный // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 9 (17). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernyy-aspekt-struktury-zaschitnogo-povedeniya-podrostkov-s-legkoy-stepenyu-umstvennoy-otstalosti (дата обращения: 01.03.2023).

19. Кружкова, О. В. Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура / О. В. Кружкова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2012. - Т. 5, № 1. - С. 36-47.

20. Кружкова, О. В. Диспозиции защитного и совладающего поведения личности: теоретический конструкт и эмпирическая модель / О. В. Кружкова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2, № 3. - С. 222-227.

21. Кружкова, О. В. Проблема диагностики копинг-стратегий в современном психологическом измерении / О. В. Кружкова, Д. М. Никифорова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2012. - № 31 (289). - С. 4-12.

22. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения / Т. Л. Крюкова. - Кострома : Авантитул, 2004. - 343 с. - ISBN 5-98342-025-9.

23. Куфтяк, Е. В. Дети с дефицитами развития: особенности психологических защит и копинг-стратегий / Е. В. Куфтяк // Вопросы психологического здоровья детей и подростков. - 2017. - № 3 (17). -С. 25-33.

24. Куфтяк, Е. В. Защитное поведение возвращенных детей-сирот / Е. В. Куфтяк // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18, № 3. - С. 209-212.

25. Куфтяк, Е. В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте / Е. В. Куфтяк. - Текст : электронный // Психологические исследования. - 2012. - № 2 (22). - URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/download/786/796/800 (дата обращения: 01.03.2023).

26. Кухтерина, Г. В. Взаимосвязь жизнестойкости подростков и стратегий защитно-совладающего поведения / Г. В. Кухтерина, Ж. Ю. Брук. - Текст : электронный // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2015. -№ 9. - URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2406.htm (дата обращения: 01.03.2023).

27. Либина, А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А. В. Либина. -М. : Эксмо, 2008. - 400 с.

28. Максименкова, Л. И. Специфика механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у де-виантных подростков / Л. И. Максименкова, Т. Н. Гучкова // Мир науки. Педагогика и психология. -2020. - Т. 8, № 2. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/88PSMN220.pdf (дата обращения: 01.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Москвитина, О. А. Особенности совладающего поведения младших подростков с разной выраженностью интернет-зависимости в трудной учебной ситуации / О. А. Москвитина, З. З. Жамбеева, М. К. Кабардов // Герценовские чтения: Психологические исследования в образовании. - 2020. - № 3. -С. 475-483. - DOI: 10.33910/herzenpsyœnf-2020-3-49.

30. Никифорова, Д. М. К вопросу о безопасности защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде / Д. М. Никифорова // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 62. -С. 113-126. - DOI: 10.17223/17267080/62/9.

31. Никольская, И. М. Совладающее поведение в защитной системе человека / И. М. Никольская // Психология совладающего поведения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. - С. 52-54.

32. Петрова, Н. Ф. Психологическая защита как средство обеспечения безопасности личности и сохранения психического здоровья / Н. Ф. Петрова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5 (54). - С. 132-133.

33. Польшина, М. А. Психологическая защищенность и копинг-поведение подростков-сирот в конфликтной ситуации / М. А. Польшина, А. Д. Насибуллина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23, № 1. - С. 100-103.

34. Пузько, В. И. Психологическое благополучие и стратегии совладающего поведения у старшеклассников / В. И. Пузько, В. С. Чернявская / / Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 1 (62). - С. 269-272.

35. Севастьянова, У. Ю. Исследование психологических защит и совладающего поведения в детском возрасте (половозрастной аспект) / У. Ю. Севастьянова, Е. В. Куфтяк, А. А. Рысина, К. А. Пономарева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2018. - Т. 24, № 3. - С. 112-117.

36. Симатова, О. Б. Копинг-ресурсы и копинг-стратегии как показатели адаптационного потенциала подростков / О. Б. Симатова // AKADEMICKA PSYCHOLOGIE. - 2016. - № 1. - С. 50-56.

37. Субботина, Л. Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 / Субботина Л. Ю. - Ярославль, 2006. - 318 с.

38. Ташимова, Ф. С. Влияние представленности родителей в неполной семье на стиль совладающего поведения детей / Ф. С. Ташимова, А. Р. Ризулла, Л. О. Баймолдина, Г. Б. Аманжанова // Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. - 2016. - № 2. - С. 78-91. - DOI: 10.18384/2310-7235-2016-2-78-91.

39. Уманская, И. А. Самоэффективность и совладающее поведение учащихся кадетского корпуса / И. А. Уманская, Е. В. Тихомирова, П. И. Каменский // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - Т. 25, № 1. - С. 112-115.

40. Фрейд, З. Невропсихозы защиты. Критически-историческое исследовательское издание / З. Фрейд. - Ижевск : ERGO, 2018. - 110 с.

41. Цыганкова, Н. И. Трудные жизненные ситуации и стратегии совладающего поведения младших школьников с гиперкинетическим расстройством / Н. И. Цыганкова // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». - 2012. - Вып. 2. - С. 79-86.

42. Шубникова, Е. Г. Непродуктивные стратегии совладающего поведения как маркеры склонности подростков к зависимому поведению / Е. Г. Шубникова // Социальная педагогика. - 2019. - № 3. - С. 73-78.

43. Lazarus, R. S. Emotion as coping process / R. S. Lazarus // The nature of emotion. Selected readings / ed. by M. B. Arnold. - Middlesex : Penguin, 1968. - P. 249-257.

REFERENCES

1. Avramenko, N. N. (2015). Predstavleniya studentov o trudnykh situatsiyakh i strategiyakh sovladayush-chego povedeniya v nikh [Students' Ideas about Difficult Situations and Coping Strategies in Them]. In Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. Vol. 21. No. 4, pp. 147-152.

2. Anpilogova, L. N., Rassudova, L. A. (2015). Preodolenie destruktivnykh psikhologicheskikh zashchit uchashchikhsya obrazovatel'nykh uchrezhdenii zakrytogo tipa [Overcoming the Destructive Psychological Defenses of Students in Closed Educational Institutions]. In Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya. No. 4 (37),

pp. 40-50. ... ..

3. Bakaeva, I. A., Novokhotko, E. N., Shevyreva, E. G. (2019). Zashchitnye mekhanizmy i koping-strategii u detei s detskim tserebral'nym paralichom i ikh roditelei [Defense Mechanisms and Coping Strategies in Children with Cerebral Palsy and Their Parents]. In Sibirskii psikhologicheskii zhurnal. No. 71, pp. 180-196. DOI: 10.17223/17267080/71/10.

4. Baranov, A. A., Rozhina, S. V. (2016). Koping-strategii podrostka v situatsii kiberbullinga [Coping Strategies of a Teenager in a Situation of Cyberbullying]. In Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. Vol. 26. Issue 2, pp. 37-46.

5. Bezuglova, A. A., Vasilyeva, O. S., Pravdina, L. R. (2017). Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskoi adap-tatsii u lits s raznymi strategiyami sovladayushchego povedeniya [Features of Social and Psychological Adaptation in Individuals with Different Strategies of Coping Behavior]. In Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. Vol. 14. No. 4, pp. 180-204. DOI: 10.21702/rpj.2017.4.9.

6. Bogdanova, M. V., Dotsenko, E. L. (2010). Semoregulyatsiya lichnosti: ot zashchit k sozidaniyu [Self-Regulation of Personality: From Protection to Creation]. Tyumen, Mandr i Ka. 204 p.

7. Borisova, I. V., Ermakova, E. S. (2017). Zashchitnoe i sovladayushchee povedenie yunoshei i devushek iz polnykh i nepolnykh semei [Protective and Coping Behavior of Boys and Girls from Complete and Incomplete Families]. In Voprosy psikhologicheskogo zdorov'ya detei ipodrostkov. No. 3 (17), pp. 87-92.

8. Borisova, I. V., Khadykina, Yu. N. (2018). Svyaz' sposobov povedeniya v konflikte s tipami zashchitnogo i sovladayushchego povedeniya yunoshei i devushek [Relationship of Ways of Behavior in Conflict with the Types of Protective and Coping Behavior of Boys and Girls]. In Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. Vol. 15. No. 1, pp. 92112. DOI: 10.21792/rpj.2018.1.5.

9. Volodina, Yu. A., Yushkova, N. M. (2014). Destruktivnye psikhologicheskie zashchity kak faktory deza-daptivnogo povedeniya detei-sirot, perezhivshikh zhestokoe obrashchenie v sem'e [Destructive Psychological Defenses as Factors of Maladaptive Behavior of Orphans Who Have Experienced Abuse in the Family]. In Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. Vol. 3. Issue 4 (12), pp. 365-368. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-4-365-368.

10. Vorobyeva, I. V., Kruzhkova, O. V., Zhdanova, N. E. (2016). Vandalizm kak forma zashchitnogo i sovladayushchego povedeniya podrostka [Vandalism as a Form of Protective and Coping Behavior of a Teenager]. In Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. Vol. 13. No. 3, pp. 277-292. DOI: 10.21702/^.2016.3.16.

11. Vorobyeva, T. A. (2015). Psikhologicheskie osobennosti elektronnogo obucheniya [Psychological Features of E-learning]. In Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. No. 2, pp. 100-104.

12. Gorkovaya, I. A., Miklyaeva, A. V. (2018). Zhiznestoikost' i koping-strategii podrostkov s sensornymi i dvigatel'nymi narusheniyami [Hardiness and Coping Strategies of Adolescents with Sensory and Motor Impairments]. In Izvestiya RGPUim. A. I. Gertsena. No. 187, pp. 85-95.

13. Grigorova, T. P., Kryukova, T. L. (2016). Osobennosti otnoshenii privyazannosti mezhdu det'mi i roditelyami v zameshchayushchikh sem'yakh i ikh sovladayushchee povedenie [Peculiarities of Attachment Relations Between Children and Parents in Foster Families and Their Coping Behavior]. In Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. Vol. 22. No. 3, pp. 121-127.

14. Gushchina, T. V. (2013). O vliyanii konteksta situatsii na vybor strategii sovladayushchego povedeniya [On the Influence of the Context of the Situation on the Choice of a Coping Behavior Strategy]. In Vestnik Ko-

stromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. Vol. 19. No. 4, pp. 144-148.

15. Danik, O. L. (2016). Stanovlenie psikhologicheskoi zashchity i sposoby ee ukrepleniya v yunosheskom vozraste: teoreticheskii aspekt [The Formation of Psychological Defense and Ways to Strengthen it in Adolescence: A Theoretical Aspect]. In Pis'ma v Emissiya. Offlain. No. 4. URL: http://www.emissia.org/offline/2016/ 2479.htm (mode of access: 01.03.2023).

16. Dementyeva, Yu. V., Ivanov, V. S., Sharagin, V. I., Nekrasova, M. V. (2021). Issledovanie vzaimosvyazi aktivnogo sovladayushchego povedeniya starsheklassnikov s emotsional'nym sostoyaniem i psikhologicheskoi zashchishchennost'yu obrazovatel'noi sredy shkoly [Study of the Relationship of Active Coping Behavior of High School Students with the Emotional State and Psychological Security of the Educational Environment of the School]. In Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. No. 2 (192), pp. 404-409. DOI: 10.34835Zissn.2308-1961.2021.2^404-409.

17. Ivanova, O. I., Busarova, O. R. (2021). Vzaimosvyaz' detsko-roditel'skikh otnoshenii i sovladayushchego povedeniya starshikh podrostkov iz raznykh tipov semei [The Relationship of Parent-Child Relationships and Coping Behavior of Older Adolescents from Different Types of Families]. In Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. No. 2, pp. 96-110. DOI: 10.18384/23107235-2021-2-96-110.

18. Kolosova, T. A. (2012). Gendernyi aspekt struktury zashchitnogo povedeniya podrostkov s legkoi stepe-n'yu umstvennoi otstalosti [Gender Aspect of the Structure of Protective Behavior of Adolescents with a Mild Degree of Mental Retardation]. In Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. No. 9 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernyy-aspekt-struktury-zaschitnogo-povedeniya-podrostkov-s-legkoy-stepenyu-umstvennoy-otstalosti (mode of access: 01.03.2023).

19. Kruzhkova, O. V. (2012). Psikhologicheskaya zashchita i sovladanie: fenomenologicheskoe sootnoshenie i struktura [Psychological Defense and Coping: Phenomenological Relationship and Structure]. In Vestnik Lenin-gradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. Vol. 5. No. 1, pp. 36-47.

20. Kruzhkova, O. V. (2012). Dispozitsii zashchitnogo i sovladayushchego povedeniya lichnosti: teoreticheskii konstrukt i empiricheskaya model' [Dispositions of Protective and Coping Behavior of a Person: Theoretical Construct and Empirical Model]. In Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. Vol. 2. No. 3, pp. 222-227.

21. Kruzhkova, O. V., Nikiforova, D. M. (2012). Problema diagnostiki koping-strategii v sovremennom psikhologicheskom izmerenii [The Problem of Diagnosing Coping Strategies in the Modern Psychological Dimension]. In Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. No. 31 (289), pp. 4-12.

22. Kryukova, T. L. (2004). Psikhologiya sovladayushchego povedeniya [Psychology of Coping Behavior]. Kostroma, Avantitul. 343 p. ISBN 5-98342-025-9.

23. Kuftyak, E. V. (2017). Deti s defitsitami razvitiya: osobennosti psikhologicheskikh zashchit i koping-strategii [Children with Developmental Deficits: Features of Psychological Defenses and Coping Strategies]. In Voprosy psikhologicheskogo zdorov'ya detei ipodrostkov. No. 3 (17), pp. 25-33.

24. Kuftyak, E. V. (2012). Zashchitnoe povedenie vozvrashchennykh detei-sirot [Protective Behavior of Returned Orphans]. In Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. Vol. 18. No. 3, pp. 209-212.

25. Kuftyak, E. V. (2012). Faktory stanovleniya sovladayushchego povedeniya v detskom i podrostkovom vozraste [Factors in the Formation of Coping Behavior in Childhood and Adolescence]. In Psikhologicheskie issledovaniya. No. 2 (22). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/download/786/796/800 (mode of access: 01.03.2023).

26. Kukhterina, G. V., Bruk, Zh. Yu. (2015). Vzaimosvyaz' zhiznestoikosti podrostkov i strategii zashchitno-sovladayushchego povedeniya [Interrelationship of Adolescent Resilience and Strategies of Defensive Coping Behavior]. In Pis'ma v Emissiya. Offlain. No. 9. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2406.htm (mode of access: 01.03.2023).

27. Libina, A. V. (2008). Sovladayushchii intellekt: chelovek v slozhnoi zhiznennoi situatsii [Coping Intelligence: A Person in a Difficult Life Situation]. Moscow, Eksmo. 400 p.

28. Maksimenkova, L. I., Guchkova, T. N. (2020). Spetsifika mekhanizmov psikhologicheskoi zashchity i koping-strategii u deviantnykh podrostkov [Specificity of Psychological Defense Mechanisms and Coping Strategies in Deviant Adolescents]. In Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. Vol. 8. No. 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/88PSMN220.pdf (mode of access: 01.03.2023).

29. Moskvitina, O. A., Zhambeeva, Z. Z., Kabardov, M. K. (2020). Osobennosti sovladayushchego povedeniya mladshikh podrostkov s raznoi vyrazhennost'yu internet-zavisimosti v trudnoi uchebnoi situatsii [Features of Coping Behavior of Younger Adolescents with Different Severity of Internet Addiction in a Difficult Educational Situation]. In Gertsenovskie chteniya: Psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. No. 3, pp. 475-483. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-49.

30. Nikiforova, D. M. (2016). K voprosu o bezopasnosti zashchitnogo i sovladayushchego povedeniya studentov v obrazovatel'noi srede [To the Question of the Safety of the Protective and Coping Behavior of Students in the Educational Environment]. In Sibirskiipsikhologicheskiizhurnal. No. 62, pp. 113-126. DOI: 10.17223/17267080/62/9.

31. Nikolskaya, I. M. (2007). Sovladayushchee povedenie v zashchitnoi sisteme cheloveka [Coping Behavior in the Human Defense System]. In Psikhologiya sovladayushchego povedeniya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kostroma, KGU im. N. A. Nekrasova, pp. 52-54.

32. Petrova, N. F. (2015). Psikhologicheskaya zashchita kak sredstvo obespecheniya bezopasnosti lichnosti i sokhraneniya psikhicheskogo zdorov'ya [Psychological Protection as a Means of Ensuring the Safety of the Individual and Maintaining Mental Health]. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 5 (54), pp. 132-133.

33. Polshina, M. A., Nasibullina, A. D. (2017). Psikhologicheskaya zashchishchennost' i koping-povedenie podrostkov-sirot v konfliktnoi situatsii [Psychological Security and Coping Behavior of Orphans in a Conflict Situa-

tion]. In Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. Vol. 23. No. 1, pp. 100-103.

34. Puzko, V. I., Chernyavskaya, V. S. (2017). Psikhologicheskoe blagopoluchie i strategii sovladayushchego povedeniya u starsheklassnikov [Psychological Well-Being and Strategies of Coping Behavior in High School Students]. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 1 (62), pp. 269-272.

35. Sevastyanova, U. Yu., Kuftyak, E. V., Rysina, A. A., Ponomareva, K. A. (2018). Issledovanie psikhologicheskikh zashchit i sovladayushchego povedeniya v detskom vozraste (polovozrastnoi aspekt) [Study of Psychological Defenses and Coping Behavior in Childhood (Gender and Age Aspect)]. In Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. Vol. 24. No. 3, pp. 112-117.

36. Simatova, O. B. (2016). Koping-resursy i koping-strategii kak pokazateli adaptatsionnogo potentsiala podrostkov [Coping Resources and Coping Strategies as Indicators of the Adaptive Potential of Adolescents]. In AKADEMICKÂ PSYCHOLOGIE. No. 1, pp. 50-56.

37. Subbotina, L. Yu. (2006). Strukturno-funktsional'naya organizatsiya psikhologicheskoi zashchity lich-nosti [Structural and Functional Organization of the Psychological Defense of the Individual]. Dis. ... d-ra psikhol. nauk. Yaroslavl. 318 p.

38. Tashimova, F. S., Rizulla, A. R., Baimoldina, L. O., Amanzhanova, G. B. (2016). Vliyanie predstavlennosti roditelei v nepolnoi sem'e na stil' sovladayushchego povedeniya detei [Influence of the Representation of Parents in an Incomplete Family on the Style of Coping Behavior of Children]. In Vestnik MGOU. Seriya Psikhologicheskie nauki. No. 2, pp. 78-91. DOI: 10.18384/2310-7235-2016-2-78-91.

39. Umanskaya, I. A., Tikhomirova, E. V., Kamensky, P. I. (2019). Samoeffektivnost' i sovladayushchee povedenie uchashchikhsya kadetskogo korpusa [Self-Efficacy and Coping Behavior of Students of the Cadet Corps]. In Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. Vol. 25. No. 1, pp. 112-115.

40. Freud, Z. (2018). Nevropsikhozy zashchity. Kriticheski-istoricheskoe issledovatel'skoe izdanie [Neuropsychosis of Protection. Critical Historical Research Edition]. Izhevsk, ERGO. 110 p.

41. Tsygankova, N. I. (2012). Trudnye zhiznennye situatsii i strategii sovladayushchego povedeniya mlad-shikh shkol'nikov s giperkineticheskim rasstroistvom [Difficult Life Situations and Strategies for Coping Behavior of Younger Schoolchildren with Hyperkinetic Disorder]. In Vestnik TvGU. Seriya «Pedagogika i psikhologiya». -Issue 2, pp. 79-86.

42. Shubnikova, E. G. (2019). Neproduktivnye strategii sovladayushchego povedeniya kak markery sklonnos-ti podrostkov k zavisimomu povedeniyu [Unproductive Coping Strategies as Markers of Adolescents' Tendency to Addictive Behavior]. In Sotsial'nayapedagogika. No. 3, pp. 73-78.

43. Lazarus, R. S. (1968). Emotion as Coping Process. In Arnold, M. B. (Ed.). The nature of emotion. Selected readings. Middlesex, Penguin, pp. 249-257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.