Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ СТРАТЕГИЙ У КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ СТРАТЕГИЙ У КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОПИНГ СТРАТЕГИИ / КЛИНИЧЕСКИЕ ОРДИНАТОРЫ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кубекова А.С., Мамина В.П., Горяева С.Н.

В статье представлены результаты проведенного эмпирического исследования уровня стрессоустойчивости и копинг стратегий у клинических ординаторов первого года обучения специальностей «Хирургия» и «Педиатрия». Проблема адаптации молодого специалиста в период прохождения обучения в ординатуре к врачебной практике является актуальной, поскольку в данный период происходит оценка правильности выбранного медицинского профиля и профессионального пути специалиста. Психодиагностическое обследование проведено с помощью следующих методик: 1) методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Х. Раге (в адаптации Н.Е. Водопьяновой; 2) методика «способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). В исследовании приняли участие ординаторы педиатрического (40 человек) и хирургического профиля (28 человек) ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России. Для обработки данных был применен U-критерий Манна-Уитни и программа SPSS Statistics 21.0. В результате исследования были получены данные о высоком уровнем стресса и низкой адаптации у ординаторов, причем у ординаторов хирургического профиля достоверно выше стресснаполненность. Предпочтительными стратегиями для преодоления профессионального стресса у ординаторов хирургического профиля являются «Планирование решения» и «Положительная переоценка». У ординаторов специальности «Педиатрия» преобладание копингов «Бегство-избегание» и «Планирование решения». Полученные результаты исследования данных о психологическом статусе клинических ординаторов на начальном этапе профессиональной деятельности позволили разработать программу психологического сопровождения, включающей в себя диагностику и тренинг, направленный на снижения уровня стресса и выработку эффективных поведенческих стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кубекова А.С., Мамина В.П., Горяева С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF STRESS RESISTANCE AND COPING STRATEGIES IN CLINICAL RESIDENTS OF VARIOUS SPECIALTIES

The article presents the results of an empirical study of the level of stress resistance and coping strategies at first-year clinical residents in the specialties "Surgery" and "Pediatrics". The problem of adaptation of a young specialist during the period of training in residency to medical practice is relevant, since during this period the correctness of the chosen medical profile and the professional path of a specialist are assessed. A psycho-diagnostic examination was carried out using the following methods: 1) the method of determining stress resistance and social adaptation by T. Holmes and H. Rage (adapted by N.E. Vodopyanova; 2) the method of "methods of coping behavior" by R. Lazarus and S. Folkman (in Russian). adapted by T.L. Kryukova, E.V. Kuftyak, M.S. Zamyshlyaeva). The study involved pediatric (40 people) and surgical residents (28 people) FSBEI HE "Astrakhan State Medical University" of the Ministry of Health of Russia. For data processing, the Mann-Whitney U-test and the SPSS Statistics 21.0 program were used. As a result of the study, data were obtained on a high level of stress and low adaptation in residents, and among residents of a surgical profile, the level of stress was significantly higher. The preferred coping strategies for surgical residents are "Decision Planning" and "Positive Reappraisal". Residents of the specialty "Pediatrics" have a predominance of copings "Escape-Avoidance" and "Decision Planning". The obtained results of the study of data on the psychological status of clinical residents at the initial stage of professional activity made it possible to develop a program of psychological support, including diagnostics and training aimed at reducing stress levels and developing effective behavioral strategies.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ СТРАТЕГИЙ У КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 159.9

Исследование стрессоустойчивости и копинг стратегий у клинических ординаторов разных специальностей

Study of stress resistance and coping strategies in clinical residents of various specialties

Кубекова А.С., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, alya_kubekova@mail.ru

Мамина В.П., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, mamina.v@internet.ru

Горяева С.Н., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», goryaeva@list.ru

Kubekova A., Astrakhan State Medical University, alya_kubekova@mail.ru Mamina V., Astrakhan State Medical University, mamina.v@internet.ru Goryaeva S., Astrakhan State Technical University, goryaeva@list.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.027

Ключевые слова: стрессоустойчивость, социальная адаптация, копинг стратегии, клинические ординаторы, медицинский университет, профессиональная деятельность, социальная адаптация, психологическое сопровождение.

Keywords: stress resistance, social adaptation, coping strategy, clinical residents, medical University, professional activity, social adaptation, psychological support.

Аннотация. В статье представлены результаты проведенного эмпирического исследования уровня стрессоустойчивости и копинг стратегий у клинических ординаторов первого года обучения специальностей «Хирургия» и «Педиатрия». Проблема адаптации молодого специалиста в период прохождения обучения в ординатуре к врачебной практике является актуальной, поскольку в данный период происходит оценка правильности выбранного медицинского профиля и профессионального пути специалиста. Психодиагностическое обследование проведено с помощью следующих методик: 1) методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Х. Раге (в адаптации Н.Е. Водопьяновой; 2) методика «способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). В исследовании приняли участие ординаторы педиатрического (40 человек) и хирургического профиля (28 человек) ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России. Для обработки данных был применен U-критерий Манна-Уитни и программа SPSS Statistics 21.0. В результате исследования были получены данные о высоком уровнем стресса и низкой адаптации у ординаторов, причем у ординаторов хирургического профиля достоверно выше стресснаполненность. Предпочтительными стратегиями для преодоления профессионального стресса у ординаторов хирургического профиля являются «Планирование решения» и «Положительная переоценка». У ординаторов специальности «Педиатрия» преобладание копингов «Бегство-избегание» и «Планирование решения». Полученные результаты исследования данных о психологическом статусе клинических ординаторов на начальном этапе профессиональной деятельности позволили разработать программу психологического сопровождения, включающей в себя диагностику и тренинг, направленный на снижения уровня стресса и выработку эффективных поведенческих стратегий.

Abstract. The article presents the results of an empirical study of the level of stress resistance and coping strategies at first-year clinical residents in the specialties "Surgery" and "Pediatrics". The problem of adaptation of a young specialist during the period of training in residency to medical practice is relevant, since during this period the correctness of the chosen medical profile and the professional path of a specialist are assessed. A psycho-diagnostic examination was carried out using the following methods: 1) the method of determining stress resistance and social adaptation by T. Holmes and H. Rage (adapted by N.E. Vodopyanova; 2) the method of "methods of coping behavior"

218

by R. Lazarus and S. Folkman (in Russian). adapted by T.L. Kryukova, E.V. Kuftyak, M.S. Zamyshlyaeva). The study involved pediatric (40 people) and surgical residents (28 people) FSBEI HE "Astrakhan State Medical University" of the Ministry of Health of Russia. For data processing, the Mann-Whitney U-test and the SPSS Statistics 21.0 program were used. As a result of the study, data were obtained on a high level of stress and low adaptation in residents, and among residents of a surgical profile, the level of stress was significantly higher. The preferred coping strategies for surgical residents are "Decision Planning" and "Positive Reappraisal". Residents of the specialty "Pediatrics" have a predominance of copings "Escape-Avoidance" and "Decision Planning". The obtained results of the study of data on the psychological status of clinical residents at the initial stage of professional activity made it possible to develop a program of psychological support, including diagnostics and training aimed at reducing stress levels and developing effective behavioral strategies.

Введение. Проблема адаптации молодого специалиста в период прохождения обучения в ординатуре к врачебной практике является актуальной, поскольку в данный период происходит оценка правильности выбранного медицинского профиля и профессионального пути специалиста. Важно отметить, что именно данный период профессионального становления происходить профессиональная адаптация [2]. Под профессиональной адаптацией

подразумевается процесс вхождения личности в профессиональную среду и профессию, а также способы взаимодействия с профессиональной средой [4]. Профессиональная адаптация включает себя несколько этапов, а врач, обучающийся в ординатуре, т.е. клинические ординаторы, поскольку, они одновременно проходят обучение на кафедре последипломного образования и работают в больнице под контролем врача-специалиста. По мнению Анисенкова Д.А. [1] успешная профессиональная адаптация будет в том случае, если специалист владеет конкретными профессиональными навыками и у него есть возможность и время для самореализации. Профессиональная адаптация во многом зависит от профессиональной теоретической базы, от уровня подготовки специалиста, а также от его личностных черт [9]. На начальном этапе профессиональной адаптации молодые специалисты в большей степени подвержены синдрому эмоционального выгорания, поскольку в данном периоде специалисты испытывают чрезмерные эмоциональные нагрузки и высокую ответственность [3]. В исследовании Слесаренко Л.А. [10] установила, что выраженная дезадаптация, пассивное поведение и психоэмоциональное напряжение от 3 до 16% клинических ординаторов первого года обучения в Тверском медицинском университете. В работе Наквасиной С.Н. [7] отмечается необходимость в реализации психологических семинаров и тренингов, которые направлены на снятие у выпускников психологических и

организационных преград. Кроме того, Жуковым С.В., Дербеневым Д.П., Плюхиным А.А. [5] была

внедрена «Программа для оценки качества адаптации молодого врача к работе». Поэтому успешное прохождение профессиональное становление клинических ординаторов также зависит от того, насколько правильно специалист выбрал данный медицинский профиль и уровня стрессоустойчивости, адаптационного

потенциала, поведенческих стратегий. Полученные результаты исследования данных о психологическом статусе клинических ординаторов на начальном этапе профессиональной деятельности позволили разработать программу психологического сопровождения, включающей в себя диагностику и тренинг, направленный на снижения уровня стресса и выработку эффективных поведенческих стратегий.

Цель исследования: оценка уровня стрессоустойчивости и копинг стратегий у клинических ординаторов первого года обучения специальностей хирургического и

педиатрического профиля и составление программы психологического сопровождения, включающей в себя диагностику и тренинг, направленный на снижения уровня стресса и выработку эффективных поведенческих стратегий.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие клинические ординаторы первого года обучения педиатрического (в количестве 40 человек) и хирургического профиля (в количестве 28 человек) ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России. Клиническая база специальности «Хирургия» - кафедра хирургических болезней ПО с курсом колопроктологии, для специальности

«Педиатрия» - кафедра госпитальной педиатрии с курсом последипломного образования. Психодиагностическое обследование проведено с помощью следующих методик: 1) Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Х. Раге (в адаптации Н.Е. Водопьяновой) для определения наличия или отсутствия стресса (меньше 150 большая степень

сопротивляемости стрессу; 150 - 199 - высокая; 200 - 299 - пороговая; 300 и более низкая) [8]; 2) Методика «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) [6]. Данная методика используется психологами для выявления копинг-стратегий, механизмов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности. Совладание с трудными ситуациями, как полагают авторы методики, это постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия. Авторы выделили следующие копинг стратегии: конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка. Указанную методику принято считать первым стандартным опросником, которая способна измерить копинги. Для обработки данных был применен U-критерий Манна-Уитни и программа SPSS Statistics 21.0. Результаты исследования представлены в рисунках и таблице.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью измерения актуального состояния стрессоустойчивости и социальной адаптации была использована методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Х. Раге (в адаптации Н.Е. Водопьяновой), см. рисунок 1.

Поскольку в исследовании приняли участие ординаторы первого года обучения разных медицинских профилей, измерение

адаптационного потенциала является крайне актуальным. В результате психодиагностического исследования были получены данные о высоком уровне стресса и низкой адаптации у ординаторов как хирургического, так и педиатрического профиля - 491,2% и 395,03%. Данные результаты свидетельствуют о высоком эмоциональном напряжении и стрессовой нагрузке, это связано с новыми профессиональными условиями. Важно отметить, что медицинская деятельность также является одной из стресснаполненных. Уровень стресса выше у клинических ординаторов хирургического профиля в сравнении с ординаторами педиатрического профиля, поскольку низкой стрессоустойчивостью обладают 7 ординаторов специальности «Педиатрия». Ординаторов с низким уровнем стрессоустойчивости среди ординаторов специальности «Хирургия» обнаружено не было. Полученные результаты показывают

необходимость создания программ

психологического сопровождения клинических ординаторов для более успешного вхождения в профессиональную среду, оптимизации психоэмоционального состояния и снижения риска возникновения синдрома эмоционального выгорания и развития психосоматических заболеваний.

Рисунок 1. - Средние значения стрессоустойчивости и социальной адаптации по методике Т. Холмса и Х. Раге у клинических ординаторов (составлено авторами по материалам исследования)

Анализ интерпретации полученных данных по методике «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л.

Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) выявил следующие данные, см. рисунок 2. Предпочтительными стратегиями для

преодоления профессионального стресса у ординаторов хирургического профиля являются «Планирование решения» (58,9%). Причем данный копинг механизм указывает на выраженное предпочтение соответствующей стратегии у ординаторов. «Планирование решение проблемы» является адаптивным копингом, поскольку он направлен на то, чтобы целенаправленно и планомерно разрешать сложившиеся проблемные ситуации при учете прошлого опыта и наличия как внешних, так и внутренних ресурсов. Высокий показатель набрал копинг «Положительная переоценка» (58,3%),

который, безусловно, является адаптивным поведенческим копингом, позволяющий положительно переосмыслить проблемные ситуации, по-другому взглянуть на них.

У ординаторов педиатрического профиля преобладание копингов «Бегство-избегание» (57,6%) и «Планирование решения» (60,3%), поскольку значения занимают позицию верхнего варианта нормы. У клинических ординаторов педиатрического факультета зафиксирован неадаптивный копинг механизм «Бегство-избегание».

59,5

54,1

ж

/ / / / /

,сР

/ / *

58,9

□ хирургия

□ педиатрия

Ж

Г

Рисунок 2. — Средние значения «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана у клинических ординаторов (составлено авторами по материалам исследования)

Данный механизм снижает

психоэмоциональное напряжение лишь временно, в краткосрочной перспективе, но решает проблем полностью и приводить к еще большему накоплению психоэмоциального напряжению и стрессу. Другими словами, использование неадаптивного копинг механизма клинических ординаторов специальности «Педиатрия» наряду с высоким уровнем стресса

увеличивает вероятность возникновения невротических состояний и психосоматических расстройств, приводит к дезадаптации в профессиональной среде.

Применение и-критерия Манна позволило выявить значимость различий между психологическими показателями у ординаторов разного медицинского профиля, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Значимые различия между двумя группами клинических ординаторов

Название шкал по методике способов совладающего поведения Уровень значимости различий по И-критерию Манна-Уитни Различия статистической достоверности (р)

бегство -избегание 0,002 р<0,001

(составлено авторами по материалам исследования)

60,3

Из таблицы 1 мы видим, что по поведенческой стратегии «Бегство-избегание» были обнаружены значимые различия между клиническими ординаторами разных

специальностей (р<0,001). Ординаторы специальности «Педиатрия» предпочитают отрицать или игнорировать проблему, уходя от возложенной на них ответственности.

Таким образом, были выявлены психологические трудности при

профессиональной адаптации врачей-ординаторов. В частности, использование неадаптивного копинг механизма клинических ординаторов специальности «Педиатрия» наряду с высоким уровнем стресса. У ординаторов специальности «Хирургия» был зафиксирован высокий показатель стресса, однако, они выбирают адаптивные поведенческие стратегии.

Наиболее эффективным направлением в решении проблем профессиональной адаптации врачей-ординаторов является психологическое сопровождение. Программа психологического сопровождения, включающей в себя психологическую диагностику, которая позволяет выявить актуальное психоэмоциональное состояние и поведенческие стратегии. Данная диагностика выявляет «группу риска» среди клинических ординаторов, с высоким уровнем стресса, а также применяемых неадаптивных копинг стратегий. Программа включает в себя тренинг, направленный на снижение уровня

стресса и выработку эффективных поведенческих стратегий. Необходимо также внедрение различных форм и методов психологического просвещения по вопросам профессиональной адаптации и профилактике эмоционального выгорания специалистов. Программа психологического сопровождения для клинических ординаторов является условием успешной профессиональной адаптации.

Заключение. В результате исследования были получены данные о высоком уровнем стресса и низкой адаптации у ординаторов, причем у ординаторов хирургического профиля достоверно выше стресснаполненность. Предпочтительными стратегиями для преодоления профессионального стресса у ординаторов хирургического профиля являются «Планирование решения» и «Положительная переоценка». У ординаторов специальности «Педиатрия» преобладание копингов «Бегство-избегание» и «Планирование решения». Полученные результаты исследования данных о психологическом статусе клинических ординаторов на начальном этапе профессиональной деятельности позволили разработать программу психологического сопровождения, включающей в себя диагностику и тренинг, направленный на снижение уровня стресса и выработку эффективных поведенческих стратегий, как условие успешной профессиональной адаптации молодых специалистов.

Литература:

1. Анисенков Д.А. Современные теории адаптации к профессиональной деятельности / Д.А. Анисенков // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. -2012. - № 1. - С. 205-208.

2. Доронина Т.В., Окулова А.Е., Арцишевская Е.В. Уровень воспринимаемого стресса и особенности копинг-стратегий медицинских работников в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / Т.В. Доронина, А.Е. Окулова, Е.В. Арцишевская // Клиническая и специальная психология. - 2021. - Т. 10.

- № 3. - C. 64-83.

3. Дубровина Д.А., Шумаков В.А., Титова О.А. Коммуникативно-эмоциональные показатели профессиональной идентичности будущего врача / Д.А. Дубровина, В.А. Шумаков, О.А. Титова // Психология. Психофизиология. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет). - 2019. - Т. 12. - № 3.

- С. 17-26.

4. Жданова М.Г., Латуха О.А. Современные условия адаптации молодого врача в медицинской организации / М.Г. Жданова, О.А. Латуха // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2015. - № 3. - С. 112.

5. Жуков С.В., Дербенев Д.П., Плюхин А.А. Оценка успешности адаптации молодого врача к профессиональной деятельности, на основании данных медико-социального анкетирования и психологического тестирования / С.В. Жуков, Д.П. Дербенев, А.А. Плюхин // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 12-3. -С. 335-339.

6. Методика «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адап. Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты онлайн. - Режим доступа: https://psytests.org/coping/lazarus-run.html

7. Наквасина С.Н. Особенности профессиональной адаптации ординаторов различных профилей, проходящих практику в ЛПУ / С.Н. Наквасина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2015. - Спецвыпуск: Ч. 2. - С. 273-276.

8. Оценочная шкала стрессовых событий Холмса-Раге (The Holmes and Rage Stress Inventory, или Social Readjustment Rating Scale, SRRS) [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты онлайн. -

Режим доступа: https://psytests.org/psystate/holmesrahe-run.html

9. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов пед. профиля / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2006 (АООТ Твер. полигр. комб.). — 477 с.

10. Слесаренко Л.А. Исследование копинг-стратегий у ординаторов / Л.А. Слесаренко // Теоретическая и экспериментальная психология. -2020. - Т. 13. - № 3. - С. 22-28.

References:

1. Anisenkov D.A. Modern theories of adaptation to professional activity / D.A. Anisenkov // Bulletin of the Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov. - 2012. - № 1. - P. 205-208.

2. Doronina T.V., Okulova A.E., Artsishevskaya E.V. The level of perceived stress and features of coping strategies of medical workers in the context of the COVID-19 pandemic [Electronic resource] / T.V. Doronina, A.E. Okulova, E.V. Artsishevskaya // Clinical and special psychology. - 2021. - T. 10. - № 3. - P. 64-83.

3. Dubrovina D.A., Shumakov V.A., Titova O.A. Communicative-emotional indicators of the professional identity of the future doctor / D.A. Dubrovina, V.A. Shumakov, O.A. Titova // Psychology. Psychophysiology. South Ural State University (National Research University). - 2019. - T. 12. - № 3. - P. 17-26.

4. Zhdanova M.G., Latukha O.A. Modern conditions for the adaptation of a young doctor in a medical organization / M.G. Zhdanova, O.A. Latukha // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2015. - № 3. - P. 112.

5. Zhukov S.V., Derbenev D.P., Plyukhin A.A. Evaluation of the success of a young doctor's adaptation to professional activity, based on the data of medical and social questioning and psychological testing / S.V. Zhukov,

D.P. Derbenev, A.A. Plyukhin // International Journal of Experimental Education. - 2016. - № 12-3. - P. 335-339.

6. Methodology "Methods of Coping Behavior" by R. Lazarus and S. Folkman (in Russian adapt. T.L. Kryukova,

E.V. Kuftyak, M.S. Zamyshlyaeva) [Electronic resource] // PsyTests. Psychological tests online. - Access mode: https://psytests.org/coping/lazarus-run.html

7. Nakvasina S.N. Peculiarities of professional adaptation of residents of various profiles, undergoing practice in healthcare facilities / S.N. Nakvasina // Personality in a changing world: health, adaptation, development. - 2015. - Special issue: Part 2. - P. 273-276.

8. The Holmes and Rage Stress Inventory, or Social Readjustment Rating Scale, SRRS [Electronic resource] // PsyTests. Psychological tests online. - Access mode: https://psytests.org/psystate/holmesrahe-run.html

9. Slastenin V.A. Psychology and Pedagogy: textbook. allowance for university students ped. profile / V.A. Slastenin, V.P. Kashirin - 4th ed., Sr. - M.: Academy, 2006 (AOOT Tver. polygr. comb.). - 477 p.

10. Slesarenko L.A. Study of coping strategies in residents / L.A. Slesarenko // Theoretical and experimental psychology. - 2020. - T. 13. - № 3. - P. 22-28.

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии Сведения об авторах:

Кубекова Алия Салаватовна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: alya_kubekova@mail.ru

Мамина Вероника Павловна (г. Астрахань, Россия), ассистент кафедры наркологии, психотерапии и правоведения ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: mamina.v@internet.ru

Горяева Светлана Николаевна (г. Астрахань, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», e-mail: goryaeva@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.