Философия права, 2015, № 4 (71 )
тановленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка сведений, предоставляемых указанными гражданами; 4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица сокрытие им сведений либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также предоставление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; 5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих
должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Литература
1. Шедий М. В. Коррупция как социальное явление: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2015.
2. Шапошников А. К. Этимологический словарь современного русского языка. М., 2010. Т. 1.
3. Проект указа Президента РФ «О федеральной программе "Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)"». URL // http://consultant.ru
4. План мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (20152018 годы). URL // http://consultant.ru
УДК 342.9 - 053.6 ББК 67.99
А. Д. Баранов, Ж. П. Дорофеева, Д. В. Меняйло
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье раскрываются особенности административной ответственности несовершеннолетних. Анализируются вопросы применения принудительных мер и назначения наказания несовершеннолетним за совершение административных деликтов. Авторы отмечают целесообразность снижения порога привлечения к административной ответственности несовершеннолетних до 14 лет.
Ключевые слова: административная ответственность несовершеннолетних, принудительные меры воспитательного характера, общественно опасные деяния, возраст привлечения к административной ответственности.
FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS
In the article concerns the peculiarities of administrative liability of minors. Questions of application of coercive measures and purpose ofpunishment to minors for commission of administrative delicts are analyzed. Authors note expediency of reduction of the threshold of attraction to administrative responsibility of minors till 14 years.
Keywords: administrative responsibility of minors, forced re-education measures, socially dangerous acts, age, bringing to administrative responsibility.
В настоящее время в российском обществе происходят серьезные трансформации в политической, экономической и социальной сферах. Наше государство проводит политику активной интеграции в мировое сообщество, что обязы-
вает его признавать, соблюдать и практически воплощать международные акты о правах человека, в которых основой свободы, справедливости и всеобщего мира является признание достоинства, присущего всем людям, равных и не-
отъемлемых прав личности человека как высшей ценности [1].
Данные положения получили свое отражение в гл. 2 Конституции России, в частности, при установлении правового статуса человека и гражданина. Но при этом еще предстоит много работы по их реальному воплощению в жизнь, поскольку признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - важнейшая обязанность государства, а ее исполнение является основной предпосылкой возможности формирования правового государства.
Отметим, что на сегодняшний день в Российской Федерации остро стоит вопрос административной ответственности несовершеннолетних за совершение административных деликтов.
Административную ответственность несовершеннолетних можно отнести к особому виду юридической ответственности. В специальной литературе проблемам административной ответственности традиционно уделяется много внимания.
Однако в действующем законодательстве отсутствует определение административной ответственности, раскрывается только сущность административного правонарушения. Хотя Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях четко определяет, что установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, которое применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами [2].
В то же время в научной литературе административная ответственность рассматривается как деятельность, связанная с применением административных наказаний, как специфическая форма негативного реагирования, а также как разновидность правоотношений [3]. Надо отметить, что за основу дефиниций административной ответственности ученые берут два основных признака: административный проступок и административное взыскание [4]. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что административная ответственность тесно связана с применением принудительных мер и рассматривать ее необходимо как реакцию на правонарушение, предусмотренную санкциями правовых норм, а также осуществление данных санкций.
Между тем выделяют следующие специфические особенности административной ответственности несовершеннолетних:
1) цели административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним, в значи-
тельной степени обусловливают меньший объем и степень лишения или ограничения прав и свобод несовершеннолетних лиц по сравнению со взрослыми правонарушителями;
2) к несовершеннолетним не могут применяться такие же меры наказания, как и ко взрослым (например, административный арест);
3) административная ответственность несовершеннолетних наступает за правонарушения, предусмотренные нормами ст. 20.20, 20.21, 6.8, 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и другими, которые определяются как общественно опасные;
4) за совершение административных правонарушений к ответственности наряду с несовершеннолетними могут быть привлечены и их родители (ст. 20.22 данного Кодекса).
Важно отметить, что несовершеннолетний возраст правонарушителя является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Если во время совершения административного правонарушения вред причинен несовершеннолетним, достигшим шестнадцатилетнего возраста и имеющим собственные самостоятельные доходы, то судья может принять решение о самостоятельном возмещении им причиненного вреда или обязать его своим трудом возместить этот ущерб.
Таким образом, к особенным признакам административной ответственности несовершеннолетних необходимо отнести следующие:
- воспитательный характер административной ответственности;
- применение мер административной ответственности к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет на общих основаниях. Это предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения, если в отношении несовершеннолетнего правонарушителя целесообразнее применить именно такие меры.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, производится судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Особенностью применения мер государственного принуждения к несовершеннолетним правонарушителям является то обстоятельство, что лицо подлежит административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста, однако к лицам, которые моложе указанного возраста, могут применяться и меры воспитательного характера [5]. Но при этом данные санкции нельзя рассматривать как меры админи-
Философия права, 2015, № 4 (71)
стративной ответственности. В противном случае это будет противоречить Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, который четко определяет возможность привлечения лица к административной ответственности с шестнадцати лет.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут назначать следующие меры воздействия воспитательного характера: вынесение предупреждения; объявление выговора или строгого выговора; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо общественных воспитателей; направление в специальное лечебно-воспитательное учреждение; помещение несовершеннолетнего, достигшего одиннадцатилетнего возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальную школу, специальное профессионально-техническое училище).
Меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетних носят морально-воспитательные цели, так как перевоспитание и исправление подростков-правонарушителей возможны и без применения мер административной ответственности.
Рассматривая вопрос о мерах принуждения и административной ответственности несовершеннолетних, подчеркнем, что в обязательном порядке учитывается степень опасности административных деликтов.
Административная ответственность несовершеннолетних за правонарушения, предусмотренные нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает, если те по своему характеру не влекут собой уголовную ответственность. Но действующее законодательство при этом не допускает возможности применения мер административного взыскания как замену уголовной ответственности [6].
С учетом вышеизложенного можно сказать, что особенности административной ответственности несовершеннолетних заключаются в применении к ним определенных мер административного принуждения, которые отличаются от мер, назначаемых в отношении взрослых правонарушителей. Применяются они в виде конкретных административных наказаний с целью перевоспитать и не допустить повторного совершения административных деликтов.
Привлечение к административной ответственности несовершеннолетних можно обозначить как средство охраны общественных отношений, которые регулируются конституционным, граждан-
ским, трудовым, финансовым и административным правом. В случае нарушения требований административно-правовых норм ответственность наступает не перед второй стороной правоотношений, а перед государством.
Считаем, что целесообразно на законодательном уровне закрепить положение об установлении состава проступка и ответственности за его совершение, а также применение соответствующих норм, не предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
К основным нормативным актам, которые регулируют административную ответственность несовершеннолетних, относятся: 1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; 2) Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 3) Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 года; 4) положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации и иные нормативные акты.
Такой подход к построению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних приводит к возникновению коллизий.
Полагаем, что именно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо считать единственным законодательным актом, который должен регулировать вопросы административной ответственности несовершеннолетних. С этой целью предлагаем дополнить его разделом «Административная ответственность несовершеннолетних», где должны быть определены цели административной ответственности несовершеннолетних, функции субъектов, имеющих право привлекать к ответственности несовершеннолетних, виды основных и дополнительных административных наказаний и процедура их применения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних, порядок освобождения несовершеннолетних от административной ответственности, порядок привлечения к ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за противоправные деяния, совершенные детьми.
Анализ практики показывает динамику негативных, девиантных тенденций в молодежной среде и свидетельствует о том, что противоправное поведение несовершеннолетних изменяется, становится все более дерзким и изощренным, происходит утрата нравственных ценностей, воз-
никает стремление к быстрому обогащению, распространяются различные формы дискриминации. Все это способствует быстрому росту количества правонарушений, обострению криминогенной ситуации как в стране в целом, так и в Белгородской, и Ростовской областях в частности. В связи с этим следует рассматривать вопрос о целесообразности снижения возраста административной ответственности несовершеннолетних до 14 лет.
Литература
1. Основные международные акты о правах человека. URL // http://constitution.garant.ru/
2. Артемьев Е. В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (поглавный). М.; Саратов, 2013.
3. Административное право Российской Федерации / под ред. Л. Л. Попова. М., 2011.
4. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Стари-лов Ю. Н. Административное право. М., 2008.
5. Указ Президиума Верховного суда РСФСР от 3 июня 1967 года «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (с изм. от 25.02.1993). URL // http://consultant.ru
6. Чеснокова О. А. Принципы уголовной и уголовно-правовой политики // Вопросы российского и международного права. 2011. № 4.
УДК 343.352 ББК 67.99
С. С. Витвицкая, П. И. Левченко
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ И ПЕНАЛИЗАЦИИ ПОДКУПА В ЧАСТНОЙ И ПУБЛИЧНОЙ СФЕРАХ
В статье исследуются вопросы криминализации и пенализации подкупа в частной и публичной сферах по Уголовному кодексу Российской Федерации, формулируются предложения по совершенствованию соответствующих норм уголовного закона с точки зрения содержания и законодательной техники.
Ключевые слова: криминализация, пенализация, коррупционные преступления, подкуп.
ACTUAL PROBLEMS OF CRIMINALIZATION AND PENALIZATION OF BRIBERY IN PRIVATE
AND PUBLIC SPHERES
In article questions of criminalization and a penalization of bribery in private and public spheres under the criminal code of Russian Federation are investigated, suggestions for improvement of the relevant standards of the criminal law from the point of view of the contents and legislative equipment are formulated.
Keywords: criminalization, penalization, corruption crimes, bribery.
В международно-правовых актах к коррупционным преступлениям относится активный и пассивный подкуп в частной и публичной сферах [1; 2]. Это заставляет задуматься о соотносительном уровне общественной опасности соответствующих преступных деяний и адекватном решении вопросов криминализации и пенализа-ции в отечественном уголовном законе.
Разработчики Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ) 1996 года с учетом особенностей объекта и субъекта преступления дифференцировали основание уголовной ответственности за указанные преступные деяния. Криминализация подкупа в частной сфере была осуществлена в ст. 204 главы 23 УК РФ, а подкупа в публичной сфере - в ст. 290, 291 УК РФ.
Однако в теории уголовного права правильность выделения в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны интересов службы в коммерческих и иных организациях (в рамках гл. 23 УК РФ) оспаривается целым рядом юристов [3, с. 284-285; 4, с. 18-20]. Их основным аргументом служит то, что наиболее важные общественные отношения, а именно права и законные интересы граждан, организаций, интересы общества и государства, отодвинулись на второй план, составив лишь дополнительный объект преступлений гл. 23 УК РФ, уступили свое место менее значимым для публичного интереса государства общественным отношениям, содержанием которых является правильное функционирование службы в коммерческих и иных