Итак, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии призвана осуществлять надзор за деятельностью оценщиков и арбитражных управляющих, а точнее за деятельностью объединяющих их СРО. Возникает логичный вопрос: почему в их числе нет СРО кадастровых инженеров? Одной из возможных причин отсутствия интересующих нас СРО в Положении -необязательность членства. Но более очевидной видится причина лоббирования собственных интересов создателями НП «Национальной палаты кадастровых инженеров» [5, с. 71-72].
На наш взгляд, недопустимо оставлять СРО в сфере кадастровой деятельности без контроля со стороны государства. В связи с чем мы предлагаем внести изменения в 5-й абзац п. 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N° 1202, и изложить его в следующей редакции: «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в отношении саморегулируемых организаций оценщиков, арбитражных управляющих и кадастровых инженеров».
И, наконец, в-третьих, проблема контроля все еще упирается в вопрос обязательности членства кадастрового инженера в СРО этого типа. Существуют и плюсы, и минусы обязательности такого членства, однако, на наш взгляд, сейчас оно могло бы быть вполне целесообразным.
5. Лоббирование интересов кадастровых инженеров - одна из главных целей создания НП «Национальной палаты кадастровых инженеров», поэтому в этого рода правоотношениях и отдельные СРО, и вся Палата могут выступить посредниками между кадастровыми инженерами и государством.
Из вышеизложенного следует вывод о том, что кадастровый инженер практически не нуждается в представителях и посредниках. Этот профессиональный субъект на рынке выступает от своего имени или от имени заказчика своих работ, самостоятельно взаимодействует с органами власти всех уровней, кроме, пожалуй, законодательной.
Определение СРО кадастровых инженеров как профсоюза землеустроителей, которым в начале становления института саморегулирования в данной сфере любили оперировать теоретики, не оправдывает себя. Функции и направленность деятельности СРО необходимо уточнять согласно современным тенденциям.
Литература
1. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чар-кин С. А. Гражданское право России. Общая часть / под ред. А. Я. Рыженкова. М., 2010.
2. Пертушина М. И. Аннулировать нельзя помиловать - 2013 или итоги работы квалификационных комиссий по рассмотрению обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров по итогам 2012 года // Кадастр недвижимости. 2013. № 2.
3. Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-86812. URL: http:// uloblsud.ru
4. Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3367/2012. URL: http://uloblsud.ru
5. Ефременко О. В. «Саморегулируемый рынок» сведений о земельных участках // Новая правовая мысль. 2013. № 2.
© 2014 г. Ж. П. Дорофеева, А. А. Кваша, Д. В. Меняйло
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статья посвящена особенностям административной ответственности несовершеннолетних. В статье исследована административная ответственность несовершеннолетних как особый вид юридической ответственности, а также применение принудительных мер и назначение наказания несовершеннолетним за совершение административных деликтов.
Ключевые слова: административная ответственность несовершеннолетних, принудительные меры воспитательного характера, общественно опасные деяния, возраст привлечения к административной ответственности.
В российском обществе в настоящее время проводятся существенные преобразования в части политического, экономического и отдельных
сфер социального развития страны. Наше государство проводит политику активной интеграции в мировое сообщество, что обязывает его при-
знавать, соблюдать и практически воплощать международные акты о правах человека, в которых основой свободы, справедливости и всеобщего мира является признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав, а человеческая личность объявляется высшей ценностью [1].
Данные положения получили свое отражение в Конституции РФ, в частности, при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах главы 2 Конституции Российской Федерации. Но при этом еще предстоит много работы по их реальному воплощению в жизнь, поскольку признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - важнейшая обязанность государства, а ее исполнение - основная предпосылка для возможности формирования правового государства.
Надо отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации стоит вопрос об административной ответственности несовершеннолетних за совершение административных деликтов.
Административную ответственность несовершеннолетних можно отнести к особому виду юридической ответственности. В юридической литературе проблемам административной ответственности уделялось и уделяется много внимания.
Подчеркнем, что в действующем законодательстве не дается определения административной ответственности, а имеется только определение административного правонарушения, хотя Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях четко определяет, что установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, которое применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений и самим правонарушителем, и другими лицами [2].
Как отмечалось ранее, законодательно закрепленное определение понятия административной ответственности отсутствует, но в научной литературе рассматриваются разные точки зрения на данную дефиницию. Административная ответственность рассматривается как деятельность, связанная с применением административных наказаний и как специфическая форма негативного реагирования, а также как разновидность правоотношений [3]. Надо отметить, что за основу дефиниций административной ответственности ученые берут два основных признака: административный проступок и административное взыскание [4]. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что административная ответственность тесно связана с применением прину-
дительных мер и рассматривать ее следует как реакцию на правонарушение, предусмотренную санкциями правовых норм, а также осуществление данных санкций.
Необходимо отметить, что имеются специфические особенности административной ответственности несовершеннолетних.
Так, к особенностям административной ответственности несовершеннолетних относятся:
1) цели административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним, в значительной степени обусловливают меньший объем и степень лишения или ограничения прав и свобод несовершеннолетних лиц по сравнению со взрослыми правонарушителями;
2) к несовершеннолетним не могут применяться такие же меры наказания, как и ко взрослым правонарушителям (например, административный арест);
3) административная ответственность несовершеннолетних наступает за правонарушения, предусмотренные нормами ст. 20.20, 20.21, 6.8, 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и другие, которые определяются как общественно опасные;
4) за совершение административных правонарушений к ответственности наряду с несовершеннолетними могут быть привлечены и их родители (ст. 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Надо отметить, что несовершеннолетний возраст правонарушителя является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Если во время совершения административного правонарушения вред причинен несовершеннолетним, достигшим шестнадцатилетнего возраста и имеющим самостоятельные доходы, то судья может принять решение о самостоятельном возмещении несовершеннолетним причиненного вреда или обязать его своим трудом возместить этот ущерб.
Таким образом, к одним из особенных признаков административной ответственности несовершеннолетних необходимо отнести следующие:
- воспитательный характер административной ответственности;
- применение мер административной ответственности к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет на общих основаниях. Но и в данном случае не исключено применение мер, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения на общих основаниях, если с учетом личности несовершеннолетнего правонарушителя к нему целесообразнее применить именно такие меры.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, производится судьями, а также комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Одной из особенностей применения мер государственного принуждения к несовершеннолетним правонарушителям является то обстоятельство, что лицо подлежит административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста, однако к лицам, не достигшим указанного возраста, могут применяться и меры воспитательного характера [5].
Но при этом данные меры нельзя рассматривать как меры административной ответственности. В противном случае это будет противоречить Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, который четко определяет возможность привлечения лица к административной ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применять следующие меры воздействия воспитательного характера: вынесение предупреждения; объявление выговора или строгого выговора; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей; направление в специальное лечебно-воспитательное учреждение; помещение несовершеннолетнего, достигшего одиннадцатилетнего возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальную школу, специальное профессионально-техническое училище).
Меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетних носят морально-воспитательные цели, т. к. перевоспитание и исправление подростков-правонарушителей возможны и без применения мер административной ответственности.
Рассматривая вопрос о мерах принуждения и мерах административной ответственности несовершеннолетних, необходимо подчеркнуть, что в обязательном порядке учитывается степень опасности административных деликтов.
Административная ответственность несовершеннолетних за правонарушения, предусмотренные нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовную ответственность. Но действующее законодательство при этом не допускает возможности применения мер администра-
тивного взыскания как замену уголовной ответственности [6].
С учетом вышеизложенного можно сказать, что особенности административной ответственности несовершеннолетних заключаются в применении к несовершеннолетним определенных мер административного принуждения, которые отличаются от мер, применяемых по отношению к взрослым правонарушителям. Реализуются они в виде конкретных административных наказаний, которые имеют своей целью перевоспитание и недопущение рецидивов.
Привлечение к административной ответственности несовершеннолетних можно обозначить как средство охраны общественных отношений, которые регулируются такими отраслями права, как конституционное, гражданское, трудовое, финансовое и, естественно, административное. В случае нарушения требований административно-правовых норм ответственность наступает не перед второй стороной правоотношений, а перед государством.
Считаем, что целесообразно на законодательном уровне закрепить положение об установлении состава проступка и ответственности за его совершение, а также применение соответствующих норм за пределами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К основным нормативным актам, которые регулируют в настоящее время административную ответственность несовершеннолетних, относятся: 1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; 2) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 3) Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 г.; 4) положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации; 5) иные нормативные акты.
Такой подход к построению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних приводит к возникновению коллизий.
Полагаем, что именно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо считать единственным законодательным актом, который должен регулировать вопросы административной ответственности несовершеннолетних. С этой целью предлагаем дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях разделом «Административная ответственность несовершеннолетних», где должны быть определены цели административной ответственности несовершеннолетних; функции субъектов, имеющих право привлекать к ответственности несовершеннолетних;
виды основных и дополнительных административных наказаний и процедуру их применения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних; порядок освобождения несовершеннолетних от административной ответственности; порядок привлечения к ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за противоправные деяния, совершенные несовершеннолетними.
Анализ практики показывает динамику негативных тенденций в молодежной среде и свидетельствует о том, что противоправное поведение несовершеннолетних изменяется, становится все более дерзким и изощренным, происходит утрата нравственных ценностей, возникает стремление к быстрому обогащению, распространяются различные формы дискриминации. Все это активно способствует быстрому росту количества правонарушений, обострению криминогенной ситуации в стране. В связи с этим следует рассматривать вопрос о целесообразности снижения возрас-
та административной ответственности несовершеннолетних до 14 лет.
Литература
1. Основные международные акты о правах человека. URL: http://constitution.garant.ru/
2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (поглавный). М., Саратов, 2013.
3. Административное право Российской Федерации / под ред. Л. Л. Попова. М., 2011.
4. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Стари-лов Ю. Н. Административное право. М., 2008.
5. Указ Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (с изм. от 25.02.1993) // СПС КонсультантПлюс.
6. Чеснокова О. А. Принципы уголовной и уголовно-правовой политики // Вопросы российского и международного права. 2011. № 4.
© 2014 г. С. Н. Мещерякова, А. В. Мещерякова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В статье анализируется понятие гражданско-правового метода регулирования в контексте противопоставления его другим методам регулирования правоотношений, оценивается роль гражданско-правового метода регулирования в сфере финансовых правоотношений, в том числе при осуществлении финансовой деятельности государства, рассматривается финансово-правовой аспект отношений, складывающихся между субъектами финансового права. Авторы делают вывод о том, что правовое регулирование финансовых отношений между государством и физическими или юридическими лицами, а также между государством и входящими в его состав публично-правовыми образованиями занимает ведущее место в системе регулирования общественных отношений.
Ключевые слова: гражданско-правовой метод регулирования, финансовые правоотношения, финансовая деятельность, гражданско-правовые отношения, финансовое право.
Гражданско-правовой метод регулирования изначально основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключения между ними соглашения они определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону.
В условиях перехода к рыночной экономике, с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско-правовой метод регулирования в отрасли финансового права применяется все более широко. Хотя
договор между субъектами финансовой деятельности заключается с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым. Характерно то, что к одним и тем же отношениям, возникающим при осуществлении финансовой деятельности, регулируемой правом, при определенных условиях применяются различные методы регулирования.
Под гражданско-правовым методом регулирования общественных отношений понимается формирование правовыми способами, приемами и средствами объемов возможного и должного