ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 342.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-238-242 EDN: https://elibrary.ru/tgvpxq NIION: 2003-0059-6/23-870 MOSURED: 77/27-003-2023-06-069
Инна Викторовна Федорова1, Светлана Викторовна Калинина2, Владислав Владимирович Самохвалов3
12 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1 karnavalinna73@mail.ru
2 kswik@mail.ru
3 vladislaw.samohvalov@yandex.ru
Аннотация. Рассмотрены некоторые актуальные вопросы административной деятельности полиции по противодействию посягательствам на различные виды информации и информационные ресурсы. В борьбе с данным негативным явлением законодательством Российской Федерации на полицию возлагается обязанность по обеспечению информационной безопасности. Авторами статьи рассматривается внутренний аспект деятельности, направленный на защиту сотрудников, и внешний, направленный на защиту граждан, а также административные методы воздействия и нормативное правовое регулирование реализации данной деятельности, также выделяются особенности административной деятельности полиции в указанной сфере.
Ключевые слова: полиция, административная деятельность, информационная безопасность, защита граждан, информационные ресурсы, ответственность
Для цитирования: Федорова И. В., Калинина С. В., Самохвалов В. В. Особенности административной деятельности полиции в сфере обеспечения информационной безопасности II Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 238-242. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-238-242. EDN: TGVPXQ.
Original article
Inna V. Fedorova1, Svetlana V. Kalinina2, Vladislav V. Samokhvalov3
3 Moscow University ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
1 karnavalinna73@mail.ru
2 kswik@mail.ru
3 vladislaw.samohvalov@yandex.ru
Abstract. The scientific article is devoted to the consideration of some topical issues ofthe administrative activities ofthe police to counter the encroachment on various types of information and information resources. In the fight against this negative phenomenon, the legislation of the Russian Federation imposes an obligation on the police to ensure information security. The authors ofthe article consider the internal aspect ofthe activity aimed at protecting employees and the external one aimed at protecting citizens, as well as administrative methods of influence and regulatory legal regulation of the implementation of this activity, as well as the features of the administrative activities of the police in this area are highlighted.
Keywords: police, administrative activity, information security, protection of citizens, information resources, responsibility
For citation: Fedorova I. V., Kalinina S. V., Samokhvalov V. V. Features of administrative activities ofthe police in the field of information security. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):238-242. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-238-242. EDN: TGVPXQ.
Особенности административной деятельности полиции в сфере обеспечения информационной безопасности
Features ofadministrative activities ofthe police in the field of information security
© Федорова И. В., Калинина С. В., Самохвалов В. В., 2023
JURISPRUDENCE
С переходом общества в активную фазу процесса информатизации активно развивается сфера использования информационно-телекоммуникационных технологий. Это проявляется в том, что почти вся сфера услуг перешла на новый этап своего развития, и появилось (и уже широко вошло в нашу жизнь) такое понятие как «электронная услуга» или «интернет-услуга». Помимо этого, процесс информатизации предполагает собой и переход используемой информации с бумажных носителей в электронную форму, тем самым, развивается и сфера электронного документооборота.
Ну и, наконец, в электронный вид ушло общение и взаимодействие между людьми, которое осуществляется в трех основных формах: посредством социальных сетей, электронной почты, интернет-форумов и собраний. Теперь для того, чтобы организовать какое-то собрание и совещание людям не нужно никуда ехать, достаточно просто собрать интернет-конференцию.
Несомненно, как и в любой другой сфере жизни общества в информационной сфере совершаются административные правонарушения. Для обеспечения защиты граждан от таких правонарушений в деятельности полиции реализуется такой принцип как «использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем» [4]. В связи с этим, в полиции были созданы подразделения, на которых возложена обязанность по защите информации граждан.
В целом, деятельность полиции, направленную на защиту информационной сферы, можно определить, как деятельность, направленную на обеспечение защиты прав граждан в информационной сфере и борьбу с совершаемыми в данной сфере правонарушениями [7].
Содержание данной деятельности определяется, не только Федеральным законом «О полиции», но и другими Федеральными законами, к примеру, Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [2], который устанавливает порядок работы с информационными системами и информацией в целом. Однако определяющим здесь является возложенная на полицию обязанность по обеспечению законности в данной сфере.
Если рассматривать функции административно-правового регулирования деятельности полиции в сфере защиты информационной среды, то их можно разделить на несколько групп:
1) обеспечение доступа граждан к открытым информационным ресурсам;
2) обеспечение безопасности граждан от посягательств со стороны злоумышленников;
3) ограничение возможности распространения ложной и «некультурной» информации;
4) обеспечение пропаганды правильного поведения в сети;
5) обеспечение защиты информации ограниченного доступа [5].
Если рассматривать функции административной
деятельности полиции в области обеспечения защиты информационной сферы жизнедеятельности общества, то необходимо выделить то, как полиция именно осуществляет данную деятельность. Иными словами, необходимо определить методы специального воздействия полиции на общество для осуществления функций, возложенных на полицию, в области обеспечения информационной безопасности.
Среди общих методов можно выделить два направления, к которым можно отнести:
1) внутренние методы, которые заключаются непосредственно в обеспечении внутренней безопасности среди организаций МВД России и его сотрудников;
2) внешние, которые направлены на реализацию функций и задач, стоящих перед органами внутренних дел по реализации защиты граждан.
К первой группе мер административного воздействия можно отнести следующие:
• во-первых, это так называемые меры воспитательного характера по отношению к сотрудникам. Заключаются данные меры в том, что руководители организаций и подразделений органов внутренних дел обязаны проводить постоянное инструктирование своих сотрудников по правильной работе с информацией: во-первых, это информация, которая отнесена к сведениям ограниченного доступа (сведения, составляющие государственную и служебную тайну), также руководители обязаны проводить разъяснения сотрудникам об их обязанности соблюдение режима секретности при осуществлении служебной деятельности;
• во-вторых, это меры по организации работы с информацией в подразделениях и структурах органов внутренних дел, к ним можно отнести предоставление различного уровня доступа к информации, составляющей государственную тайну, информацию о гражданах, а также должностные ограничения в ведомственной сети ИСОД, где сотрудникам предоставляется отнюдь не равный доступ к возможностям данной сети [5];
• в-третьих, руководители должны обеспечивать недопущения распространения недостоверных сведений, сведений, составляющих государственную и иную тайну среди сотрудников органов внутренних дел;
• в-четвертых, к данной группе мер можно отнести непосредственно привлечение сотрудников за недобросовестное исполнение обязанностей по защите информации к дисциплинарной иным видам ответственности.
Данные меры реализуются посредством методов административной деятельности полиции в указанной области. К таким методам зачастую относят:
• во-первых, обеспечения защиты информации, составляющую государственную тайну
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
(закрытия сведений, составляющих государственную тайну, то есть, не допуск лиц, не имеющих на это разрешение, к пользованию сведениями, составляющими государственную тайну; дробление информации, которое представляет из себя предоставление информации сотрудникам по уровню и должностного положения; учет информации; шифрование некоторых видов информации);
• во-вторых, в защите информации от неправомерного доступа иных действий с информацией, к примеру, органы внутренних дел тесно взаимодействуют с антивирусными лабораториями, которые предоставляют органам внутренних дел свои услуги по защите компьютеров, посредством антивирусных программ, от действий злоумышленников, направленных на получение какой-либо засекреченной, находящейся на служебных компьютерах, информации;
• в-третьих, обеспечение правильного доступа к информации. В данном пункте важно различать информацию, которая подлежит оглашению или доведению до личного состава, и в этом ключе можно разделить виды сведений на три группы: 1) открытые информационные источники МВД России, к примеру, сайт МВД России, на котором размещается основная информация и положение дел, которые МВД России доводит, в принципе, до всех граждан РФ; 2) сведения, которые подлежат обязательному доведению до личного состава, к примеру, это какие-либо нововведения в законодательство, изменения в нормативных правовых актах, касающихся деятельности полиции, иными словами, любые сведения, имеющие государственно-властный характер; 3) сведения, которые предоставляются гражданам по запросу в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [3].
Рассматривая информацию, представляющую угрозу для работы МВД России, а именно, о действиях злоумышленников, хакерских вирусных программах и т.д., важно обозначить, что с МВД России должно вести с ними борьбу, в первую очередь, дабы обеспечить полную безопасность информации. В данном ключе к методам защиты от вредоносных каких-либо сведений можно отнести ряд методов, которые заключаются:
• во-первых, в фильтрации контента, предоставляемого средствами массовой информации, иными интернет-источниками;
• во-вторых, в осуществлении информационно-пропагандистской деятельности органов внутренних дел;
• в-третьих, в привлечении к административной ответственности нарушителей законодательства в области обеспечения защиты информации.
Вторая группа мер подразумевает собой внешнюю деятельность полиции, направленную на реализацию стоящих передней задач по охране информации и персональных данных граждан. Здесь важно отметить, что административное законодательство Российской Федерации закрепляет довольно широкий перечень сведений, которые не подлежат разглашению и которые подлежат охране органами внутренних дел. К примеру, к таким сведениям относят личную тайну, коммерческую тайну и другие персональные данные граждан. КоАП РФ содержит ряд статей, предусматривающий ответственность за нарушение порядка использования и распространение информации, так, к примеру, вся 13-я глава указанного Кодекса посвящена административным правонарушениям в сфере защиты информации, например, статья 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации» [1]. Как уже было указано ранее, на органы внутренних дел возлагается такая обязанность, как обеспечение информационной безопасности, то есть, осуществление деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере защиты информации граждан, иными словами, на полицию возлагается обязанность по защите информационных ресурсов граждан. Данные обязанности полиция выполняет с помощью определенных методов, к таким методам, во-первых, зачастую относят именно пропагандистскую деятельность полиции, направленную на воспитание граждан и самостоятельную их защиту от злоумышленников. Например, каждый, кто пользуется метрополитеном в г. Москве могут видеть в вагоне состава поезда на экранах мониторов ролики с правилами поведения граждан в той либо иной ситуации. Данные ролики помогают гражданам узнать о видах преступлений и административных правонарушениях, а также защите в сфере информации и т.п., проще говоря, осуществлять самостоятельную защиту в той или иной ситуации, чтобы обезопасить себя. Во-вторых, важно обозначить тот момент, что полиция вправе налагать административное взыскание на лиц, нарушивших административное законодательство в области обеспечения информационной безопасности, к примеру, наложение административного штрафа по главе 13-й КоАП РФ. В-третьих, органы внутренних дел осуществляют контроль в сфере обеспечения информационной безопасности и защиты информации граждан.
Говоря об особенностях обеспечения административной деятельности полиции в области защиты информации граждан, необходимо обозначить, что полиция оказывает упреждающее воздействие на граждан, в целях предотвращения совершения правонарушений ими самими. Однако, осуществлять данную деятельность было бы невозможно без должного оснащения, другими словами выражаясь, органы внутренних дел для осуществления деятельности по защите информации граждан должны быть на высоком уровне материально-технического обеспечения [8].
В целом административную деятельность полиции в области обеспечения защиты информации
JURISPRUDENCE
граждан можно охарактеризовать как властно-регулятивную деятельность полиции, направленную на реализацию прав граждан в области обеспечения защиты их информации и личных персональных данных, направленную на, непосредственно, предотвращение административных правонарушений, возникающих в данной сфере, а равно с ним, реализации прав граждан на тайну переписки и т. п. Данную деятельность полиция осуществляет с помощью различных, ранее описанных нами, методов, к которым можно отнести как внешние, так и внутренние. Внутренняя направлена на реализацию полномочий по правильному обеспечению работы с информацией самими сотрудниками, а внешнюю можно представить, как прямое осуществление полномочий по защите прав граждан.
Библиографический список
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
3. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.05.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собр. законодательства РФ. 2021. № 7. Ст. 900 ; 2022. № 30 (ч.1). Ст. 4259.
5. Калинина С. В. Порядок рассмотрения электронных обращений граждан в полиции. В сборнике : Общественная безопасность в системе стратегических национальных приоритетов Российской Федерации // Сборник научных трудов по итогам XIII Всероссийской конференции «Правопорядок в России : проблемы совершенствования». 2019. С. 12-16.
6. Осипенко А. Л. Об участии органов внутренних дел в системе обеспечения кибербезопас-ности Российской Федерации // Общество и право. 2018.
7. Особенности применения норм администра-
тивного права в административной деятельности полиции // Словарь. Москва, 2021.
8. Федорова И. В., Егорова В. С., Кокурина И. В. Сравнительный анализ охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности с помощью применения технологических систем (на примере Российской Федерации и зарубежных стран) // Криминологический журнал № 2. 2023.
Bibliographic list
1. Code of the Russian Federation on Administrative Offences ofDecember 30, 2001 № 195-FZ.
2. Federal Law № 149-FZ of July 27, 2006 «On Information, Information Technologies and Information Protection» // Collection of Legislation of the Russian Federation, 31.07.2006, № 31 (1 part), Article 3448.
3. Federal Law № 59-FZ of May 2, 2006 «On the procedure for consideration of appeals citizens of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation, 02.05.2006, № 31 (1 part), Article 3448.
4. Federal Law № 3-FZ of February 7, 2011 «On the Police» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2021. № 7. Article 900 ; 2022. № 30 (part 1). Article 4259.
5. Kalinina S. V. Procedure for consideration of electronic appeals of citizens in the police. In the collection : Public security in the system of strategic national priorities of the Russian Federation // Collection of scientific papers on the results of the XIII All-Russian Conference «Law and Order in Russia : problems of improvement». 2019. P. 12-16.
6. Osipenko A. L. On the participation of internal affairs bodies in the cybersecurity system of the Russian Federation // Society and Law. 2018.
7. Features of the application of the norms of administrative law in the administrative activities ofthe police // Dictionary. Moscow, 2021.
8. Fedorova I. V., Egorova V. S., Kokurina I. V. Comparative analysis of public order protection and public safety through the use of technological systems (on the example ofthe Russian Federation and foreign countries) // Criminological Journal № 2. 2023.
Информация об авторах
И. В. Федорова - доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;
С. В. Калинина - доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;
В. В. Самохвалов - курсант 114 учебного взвода факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений полиции Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Information about the authors
I. V. Fedorova - Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;
S. V. Kalinina - Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, associate professor;
V. V. Samokhvalov - cadet of the 114 training platoon of the Faculty of Staff Training for operational Police Units of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 22.05.2023; одобрена после рецензирования 19.07.2023; принята к публикации 15.09.2023.
The article was submitted 22.05.2023; approved after reviewing 19.07.2023; accepted for publication 15.09.2023.
Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В. Я. Кикотя, С. Я. Лебедева. 639 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Раскрыты основные теоретические и практические положения организации и осуществления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Показаны ее правовые, организационные и тактические основы, вопросы предотвращения, профилактики и пресечения противоправных деяний, входящие в предупредительную компетенцию органов внутренних дел. Определена полицейская специфика общей, индивидуальной и виктимологической профилактики правонарушений.
Особое внимание уделено предупреждению полицией преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних; насильственных преступлений против личности; правонарушений в сфере экономики; рецидивной, профессиональной и организованной преступности; террористической и экстремистской преступной деятельности; преступлений и правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с незаконным оборотом оружия, с миграционными процессами; преступлений и правонарушений коррупционной направленности; дорожно-транспортных правонарушений и др.
Дана оценка перспективам развития ведомственной системы предупреждения преступлений и административных правонарушений, обоснованы стратегические направления предупредительной деятельности ОВД.
Для курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей образовательных учреждений МВД России, студентов, аспирантов и преподавателей юридических образовательных учреждений, практических работников правоохранительных органов.