Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапенкова Ирина Викторовна, Ярмонова Елена Николаевна

Рассматриваются основные направления развития информационно-аналитического обеспечения административной деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потапенкова Ирина Викторовна, Ярмонова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

In this article, the authors consider the main directions of the development of information and analytical support for the administrative activities of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-3-24-28 NIION: 2007-0083-3/22-118 MOSURED: 77/27-005-2022-03-317

Основные направления развития информационно-аналитического обеспечения административной деятельности органов внутренних дел

Ирина Викторовна Потапенкова1, Елена Николаевна Ярмонова2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 irina_abuzova@mail.ru

2 yarelenan@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются основные направления развития информационно-аналитического обеспечения административной деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: информационно-аналитическое обеспечение, персональные данные, принципы развития и функционирования системы информационно-аналитического обеспечения административной деятельности органов внутренних дел

Для цитирования: Потапенкова И. В., Ярмонова Е. Н. Основные направления развития информационно-аналитического обеспечения административной деятельности органов внутренних дел // Криминологический журнал. 2022. № 3. С. 24-28. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-3-24-28.

Original article

Main directions of development of information and analytical support of administrative activity of internal affairs bodies

Irina V. Potapenkova1, Elena N. Yarmonova2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 irina_abuzova@mail.ru

2 yarelenan@yandex.ru

Abstract. In this article, the authors consider the main directions of the development of information and analytical support for the administrative activities of internal affairs bodies.

Keywords: information and analytical support, personal data, principles of development and functioning of the system of information and analytical support of administrative activities of internal affairs bodies

For citation: Potapenkova I. V., Yarmonova E. N. Main directions of development of information and analytical support of administrative activity of internal affairs bodies // Criminological journal. 2022. (3):24-28. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2687-0185-2022-3-24-28.

Информационно-аналитическое обеспечение административной деятельности ОВД представляет собой самостоятельную систему, состоящую из подсистем, объединенных устойчивыми связями, едиными целями, задачами, функциями.

Оно включает в себя:

1. Изучение информационных потребностей подразделений территориальных органов МВД России;

2. Выявление и сбор данных;

3. Обработку, хранение и использование данных;

© Потапенкова И. В., Ярмонова Е. Н., 2022 24 _ - Криминологический журнал

№ 3 /2022

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

4. Оценку собранной информации применительно к решаемым задачам.

Развитие и функционирование системы информационно-аналитического обеспечения административной деятельности ОВД осуществляется на основе следующих принципов:

1. законности - строгое соблюдение требований законодательства, в особенности при формировании банков данных (относится к одной из мер государственного принуждения, применяемых полицией);

2. уважения и соблюдения прав и свобод граждан;

3. конфиденциальности - обеспечение ограничения доступа к информации в целях соблюдения служебной необходимости, государственных интересов и обеспечения прав граждан;

4. использование современных достижений науки и техники - совершенствование методов защиты информации, ее обработки и использования, поддержание бесперебойного функционирования информационных программ;

5. информированности - обеспечения максимального доступа сотрудников ОВД к сведениям, необходимым для выполнения ими возложенных на них функций, в том числе для проведения анализа, оценки, прогноза и подготовки аналитических документов;

6. открытости и публичности деятельности полиции в той степени, в которой это дозволено законодательством и будет отвечать потребностям общества и законным интересам отдельных граждан;

7. ограничение использования информации, содержащей личные сведения о гражданах - четкая регламентация порядка сбора, целей использования и сроков утилизации данных;

8. непрерывности - постоянного сбора информации и на ее основе проведения анализа, оценки и прогнозирования складывающейся оперативной обстановки и результатов деятельности ОВД;

9. практической целесообразности, востребованности аналитических исследований и разработок, возможности их применения в оперативно-служебной деятельности;

10. актуальности - ориентации проводимых аналитических исследований и разработок на изучение наиболее важных аспектов криминогенной обстановки и проблем оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России.

Информационно-аналитическое обеспечение административной деятельности направлено на решение основных задач, стоящих перед МВД России, к которым относятся:

№ 3 / 2022

1) выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение федерального государственного контроля (надзора) в сфере внутренних дел;

4) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;

5) управление органами внутренних дел Российской Федерации;

6) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России [3].

Центральное место в системе МВД России занимает полиция, назначение которой определяет основное направление стратегии развития информационно-аналитического обеспечения МВД России. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [1, ч. 1 ст. 1]. Информационные потребности изменяются вслед за совершенствованием административной деятельности полиции. Данные изменения вызваны трансформацией общественных отношений, направленной на формирование качественно новых требований, предъявляемых к содержанию административная деятельность полиции.

Для определения направлений развития информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел необходимо учитывать, что на данном этапе развития государство, основной целью которого является защита прав и свобод граждан, а также обеспечении е национальной безопасности отвечает таким вызовам современности, как:

• появление новых видов правонарушений, совершаемых с использованием информационно-технологических средств;

• увеличением количества правонарушений, со-

25

Криминологический журнал

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

вершаемых дистанционными способами;

• усиление влияния цифрового контента на формирование поведения и мнения граждан;

• использование методов социальной инженерии в противоправных целях;

• создание искусственного интеллекта, правовое положение которого (в частности, вопросы юридической ответственности за его действия) на настоящий момент является не урегулированным;

• увеличение международной преступности;

• негативные последствия незаконной миграции;

• усиление угроз возникновения экстремизма, терроризма;

• угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Совершенствование информационно-аналитического обеспечения направлено на борьбу с указанными вызовами и предназначено:

1) для использования сотрудниками полиции в целях решения стоящих перед ними служебных задач: повседневных и оперативно-тактических;

2) для предоставления необходимой информации гражданам путем оказания государственных услуг и выполнения функций, в частности по осуществлению контрольно-надзорной деятельности.

Базы данных информационных центров МВД России, представляют собой информационно-поисковые системы. На федеральном уровне они сосредоточены в деятельности Главного Информационно-аналитического центра МВД России, на региональном — в информационных центрах управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, в том числе Зонального информационного центра Главного управления МВД России по городу Москве.

Информационно-поисковые системы подразделяются на две группы: оперативно-справочные и розыскные учеты.

Информационно-аналитическое обеспечение административной деятельности полиции имеет ряд подсистем, градация которых основана на целях и задачах, стоящих перед подразделениями территориальных органов МВД России: кадровая служба, подразделения по делам несовершеннолетних, служба участковых уполномоченных полиции, подразделе-

26

ния по вопросам миграции, подразделения ГИБДД и т. д. Доступ к указанным подсистемам (базам данных) основан на принципах обоснованности, соразмерности, целесообразности, необходимости. По этим причинам свободный доступ к единому банку данных сотрудников органов внутренних дел может быть ограничен и зависит от формы допуска к сведениям, составляющим служебную тайну, и характера выполняемых задач.

Информация поступает из различных источников:

• от граждан в процессе выполнения оперативно-служебной деятельности;

• из обращений граждан;

• из иных государственных органов;

• из подразделений ОВД и т. д.

Для получения информации не всегда необходима целенаправленная деятельность по ее выявлению и сбору. Часть информации образуется в результате деятельности подразделений территориальных органов МВД России.

Поступающая в территориальный орган МВД России информация после ее оценки на предмет от-носимости, подведомственности и значимости для деятельности органов внутренних дел приобретает качественно новые свойства:

• переходит в разряд информации, охраняемой государством;

• ее использование может повлечь юридические последствия;

• оформляется соответствующим процессуальным образом;

• зачастую преобразуется при помощи приемов мышления;

• становится частью более масштабной информационной системы.

Вся информация, как правило, проходит проверку на достоверность, после чего может быть использована в качестве официальной информации.

Полученная информация используется в целях:

1) оперативно-разыскной деятельности;

2) оперативно-служебной деятельности;

3) предоставления государственных услуг;

4) принятия управленческих решений.

Сведения, относящиеся ко всем четырем категориям, составляют служебную информацию и имеют различный порядок доступа к ним. К первой группе преимущественно относятся сведения, имеющие гриф секретности. Вторая группа - информация, доступная разным категориям сотрудников подразделений территориальных органов МВД России в зависимости

№ 3 /2022

Криминологический журнал

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

от выполняемых ими должностных обязанностей и направления деятельности подразделения, в котором они проходят службу. Третья группа информации представляет собой информацию личного характера о гражданах и предоставляется по их запросу. Иные государственные органы имеют право получить необходимые данные только при наличии у должностных лиц соответствующих полномочий в определенном законодательством порядке.

Информация о гражданах находится под особой защитой со стороны государства. Ее сбор, хранение и использование является мерой государственного принуждения, используемого полицией.

Частями 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» предусмотрено, что полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.

Банки данных включают:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Информацию, связанную с правонарушениями.

2. Разыскную информацию.

3. Информацию о лицах, подлежащих государственной защите.

4. Информацию, относящуюся к сфере миграции.

5. Информацию, относящуюся к сфере контроля за наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами.

Помимо указанных сведений в ОВД поступает и иная информация о гражданах, содержащая их персональные данные. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). На МВД России, как оператора обработки персональных данных, возложена обязанность соблюдать принципы обработки персональных данных, которые закреплены в статье 5 Федерального закона «О персональных данных».

Задачами цифровой трансформации государственного управления являются повышение качества и системность исполнения следующих государственных функций:

• государственное регулирование и выработка государственной политики в отраслях экономики и социальной сфере;

• предоставление государственных и муниципальных услуг;

• осуществление контрольной и надзорной деятельности;

№ 3 / 2022

• управление государственным имуществом;

• обеспечение безопасности государства в целом и граждан в частности [4].

Для ОВД дополнительным фактором перехода к цифровизации выступило появление потребности общества в обеспечении информационной безопасности в связи с увеличением ценности такого ресурса как информация.

Информация, представленная в цифровом виде, имеет ряд особенностей:

• использование различных форм представления, запоминания и передачи информации, шифрование данных, их передача так, чтобы потом была возможность расшифровки;

• передача данных с применением материальных носителей;

• копирование и распространение информации без потери ее точности;

• многократное увеличение плотности записи и скорости передачи.

Указанные свойства информации потребовали законодательного регулирования общественных отношений в сфере использования информационных технологий, что соответственно повлекло за собой совершенствование методов и средств, используемых ОВД для защиты прав и законных интересов граждан, а следовательно увеличение объема информации, аккумулируемой ОВД.

Автоматизация информационно -аналитического обеспечения ОВД является одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности МВД России.

Поскольку цифровизация деятельности полиции является частью единой концепции цифровизации всех органов государственной власти прослеживаются тенденции к глобализации объема информации, созданию не только единого банка деятельности органов внутренних дел, но и межведомственных банков данных, ускорению обмена информацией и ее обработки. Слаженное ведомственное (а также межведомственное) взаимодействие, основанное на цифровом документообороте, положительно влияет на всю управленческую структуру государства.

Вместе с тем влияние информационных систем помимо положительного результата имеет и отрицательные стороны - повышает риск утечки информации третьим лицам, затрудняет выявление источника утечки и определения виновных лиц, требует значительных затрат на создание условий информационной безопасности.

27

Криминологический журнал

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

В этой связи в системе МВД России создана система подразделений, непосредственно занимающихся информационно-аналитическим обеспечением деятельности ОВД.

Обязанность по формированию и ведению централизованных учетов, баз данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, дактилоскопической, статистической и иной информации, а также для обеспечения межведомственного и межгосударственного информационного взаимодействия возложено на ФКУ «ГИАЦ МВД России».

ФКУ «ГИАЦ МВД России» проводит работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную и служебную тайну, а также с защитой государственной и служебной тайны в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, лицензиями, полученными в установленном порядке.

Список источников

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г.№ 152-ФЗ «О персональных данных» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о

Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления» // СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 "On the Police"// SPS "ConsultantPlus".

2. Federal Law No. 152-FZ of July 27, 2006 "On Personal data"// SPS "ConsultantPlus".

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 699 dated December 21, 2016 "On Approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulations on the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Subject of the Russian Federation"// SPS "ConsultantPlus".

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2998-r dated October 22, 2021 "On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of public administration" // SPS "ConsultantPlus".

Информация об авторах

И. В. Потапенкова - заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

Е. Н. Ярмонова - доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the authors

I. V. Potapenkova - Deputy Head of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', PhD in Law, Associate Professor;

E. N. Yarmonova - Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.10.2022; одобрена после рецензирования 01.11.2022; принята к публикации 08.11.2022.

The article was submitted 17.10.2022; approved after reviewing 01.11.2022; accepted for publication 08.11.2022.

28

Криминологический журнал

№ 3 /2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.