Научная статья
УДК: 378.14.015.62: 378.048.2; ББК: 74.48 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-191-195 NIION: 2018-0077-4/22-249 MOSURED: 77/27-024-2022-04-448
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Формирование и развитие у сотрудников органов внутренних дел
критического мышления
Ирина Викторовна Потапенкова1, Елена Николаевна Ярмонова2
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1 irina_abuzova@mail.ru
2 yarelenan@yandex.ru
Аннотация. Авторами рассматривается вопрос необходимости формирования и развития у сотрудников органов внутренних дел критического мышления. Раскрывается содержание этого понятия, определяется порядок формирования критического мышления, даются предложения о создании единой концепции правовой культуры сотрудника органов внутренних дел в рамках которой будет осуществляться развитие необходимых для несения службы качеств и навыков.
Ключевые слова: критическое мышление, сотрудники органов внутренних дел, формирование и развитие навыков критического мышления
Для цитирования: Потапенкова И. В., Ярмонова Е. Н. Формирование и развитие у сотрудников органов внутренних дел критического мышления // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 191-195. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-191-195.
Original article
Formation and development of critical thinking among employees of
JL • j ■ nr» • I ■ • СТ? СТ? Ж «/
internal affairs bodies
Irina V. Potapenkova1, Elena N. Yarmonova2
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia
1 irina_abuzova@mail.ru
2 yarelenan@yandex.ru
Abstract. In this article, the authors consider the need for the formation and development of critical thinking among employees of the internal affairs bodies. The content of this concept is revealed, the order of formation of critical thinking is determined, proposals are made to create a unified concept of the legal culture of an employee of the internal affairs bodies within which the development of the qualities and skills necessary for service will be carried out.
Keywords: critical thinking, employees of internal affairs bodies, formation and development of critical thinking skills
For citation: Potapenkova I. V., Yarmonova E. N. Formation and development of critical thinking among employees of internal affairs bodies // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(4):191-195. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2022-4-191-195.
Современный этап социального развития предполагает активное изменение общественных отношений, что требует непрерывного совершенствования государственного управления для обеспечения потребностей общества.
Вслед за цифровой трансформацией государственного управления, его социальной ориентированностью, оптимизацией системы государственных органов и иных значимых направлениях реформирования
изменяются требования и к должностным лицам, непосредственно реализующим функции органов государственной власти. Так, наряду с специальными профессиональными знаниями и умениями, а также над профессиональными навыками в настоящее время большое внимание уделяется цифровым навыкам, под которыми понимается компьютерная и цифровая грамотность, умение работать с программным обеспечением.
© Потапенкова И. В., Ярмонова Е. Н. 2022
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
191
Модификация коснулась всех элементов административно-правового статуса государственных служащий. Прежде всего стоящих перед ними задач, круга обязанностей, полномочий, методов управления. При этом произошедшие перемены порой не имеют документально выраженную форму и не подкреплены актами управления, что однако не означает их отсутствие.
Прежде всего к числу подвергшихся изменениям относятся требования к личностным качествам государственного служащего и его навыкам, не входящим в число обязательных для выполнения должностных обязанностей. Сложность их исследования состоит в том, что они трудно поддаются измерению и их оценка носит в большей степени субъективный характер. Их отсутствие не является основанием для признания сотрудника не соответствующим занимаемой должности, но их наличие повышает результативность сотрудника в разы.
В частности, вызовы современности, предполагают наличие у государственных служащих таких личностных качеств как:
- гибкость ума;
- быстрота обучения и переобучения;
- умение приспосабливаться к жизненным обстоятельствам.
Крайне важными являются следующие дополнительные навыки:
- умение работать в команде;
- умение коммуницировать с различными категориями граждан (не зависимо от возраста, материального положения, профессии, уровня образования, сферы деятельности и других качеств);
- толерантность к изменению внешних обстоятельств;
- правильная реакция на критику.
Если личные качества в значительной степени зависят от врожденных данных, то навыки являются результатом приобретенного опыта. И те и другиепри создании определенных условий и тренировке могут быть развиты до определенной степени (зависит от конкретного субъекта).
Прежде всего их развитию способствует умение критично мыслить, что означает полученную информацию подвергать сомнению, видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.
Термин «критическое мышление» (англ. Critical thinking) обозначает систему суждений, которая используется для анализа вещей и событий с последующей интерпретацией и применением обоснованных выводов к возникающим правовым коллизиям и проблемам. Альтернативным синонимом критичности можно обозначить ясность мышления, умение определять, когда, где и какая информация потребуется, способность выбирать оптимальный тип сложности данных для каждого конкретного случая. Критическое мышление способствует объективному взгляду на правовые гипотезы, решения и поступки, позволяя определять слабые ме-
192 PEDAGOGICAL
ста и устанавливать правдивость фактов и предположений, опираясь на логику и причинно-следственные связи. [1].
Критическое мышление объединяет в себя ряд важных навыков, которые в совокупности приобретают иные свойства, нежели исходные элементы. Среди них можно назвать: умение выделять причинно-следственные связи, проводить оценку значимости и достоверности информации, выделять «слабые места» в логическом построении, рассматривать информацию в контексте влияния внешних факторов и уже имеющихся сведений, отвергать не относящуюся к рассматриваемому предмету информацию, выявлять субъективное влияние на подачу информации и предвзятое отношении субъекта, выявлять ошибки в рассуждениях, видеть стереотипы мышления и сознательно отходить от них и т. д.
У сотрудников органов внутренних дел (далее -ОВД), как и у всех государственных служащих, потребность в формировании критического мышления является базовой. Ее возросшая значимость обусловлена работой сотрудника с большим объемом информации, высоким трудовым темпом, необходимостью оперативного принятия решений, сложностью задач, большой ответственностью. Прежние алгоритмы работы устаревают и меняются на новые. Не всегда при принятии решений целесообразно основываться на уже имеющемся опыте и его следует постоянно актуализировать. Помимо всего прочего, основным требованием к осуществлению полномочий должностных лиц органов внутренних дел является их дискретный характер, то есть возможность действовать по своему усмотрению в рамках требований закона. При решении возникших задач является не достаточным знание нормативной правовой базы, но и необходимо грамотно применить нормативные положения, исходя из сложившейся ситуации, с учетом законодательно закрепленных принципов, а также моральных, культурных ценностей.
На формирование критического мышленияоказыва-ют влияние внутренниеи внешние факторы. К первым следует отнести намерения, мотивация, действия субъекта, его личные качества и другие факторы. Ко вторым - внешнюю среду, в которой находится субъект. Специфика внешних факторов, влияющих на формирование у сотрудника ОВД критического мышления, определяется особенностями службы в ОВД.
Так, деятельность сотрудников ОВД отличается четкойрегламентированностью, за ней осуществляется строгий ведомственный и вневедомственный контроль, а также надзор. Все это обосновывается необходимостью соблюдения органами внутренних дел требований законности. Отступление от точного выполнения правовых предписаний и субъективная трактовка норм права, может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан(организаций) либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Организация деятельности органов внутренних дел построена таким образом, чтобы сотрудники четко понимали круг своих обязанностей, объем властных
SCIENCES
полномочий, ответственность за свои действия, порядок взаимодействия с иными субъектами и не выходили за рамки своих полномочий. Для этого в органах внутренних дел применяется линейно-территориальная система управления. Существует градация специальных званий и классных чинов.
Широко применятся личная ответственность руководящего состава за подчиненными сотрудниками и деятельностью возглавляемого подразделения.
Развита система наставничества, кураторства.
Названные основные чертыв совокупности направлены на создание эффективной модели управления ОВД, характеризующейся простотой применения и результативностью.
Достижение целей, стоящих перед МВД России, возможно без работы с кадрами. Формирование у сотрудников ОВД определенных знаний, умений, навыков является основой подготовки к несению службы и выполнению возложенных обязанностей.
Сама по себе система управления ОВД не способствует, но и не исключает развитие у сотрудников ОВД критического мышления. Вместе с тем наличие данного навыка необходимо, поскольку позволяет решить многие управленческие проблемы еще на начальном этапе их возникновения.
Так, данное мышление позволяет формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию, что является для сотрудников ОВД своего рода самоконтролем на предмет законности, целесообразности собственных действий и принимаемых решений. Кроме того, дисциплинированность, исполнительность должны сочетаться с критичностью мышления. В противном случае эти качества могут привести к формализму.
Наличие развитого критического мышления не вступает в противоречие с обязанностью сотрудника полиции неукоснительно и точно действовать в соответствии с законом и выполнять распоряжения руководства. Возможность для применения критического мышления заложена в самой сущности административной деятельности сотрудников полиции, характеризуйся дискретностью полномочий, основанных на определенных законодательно установленных принципах. Кроме того отсутствие критичности при исполнении приказов руководства не согласуется с п. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ, в соответствии с которым сотрудник полиции обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей, отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону.
Критичность мышления позволяет избегать категоричности в суждениях, а следовательно в полной мере соблюдать принцип беспристрастности [2].
Одной из важнейших задачей использования критического мышления является оценка истинности поступающей информации исходя из имеющихся фактов. Однако еще одним важным положительным эффектом является то, что в процессе данного мышления субъект может провести переоценку своих знаний и прийти к выводу о их ложности или потере актуальности. Поэ-
тому навык применения критического мышления очень важен не только для обработки новой информации, но и для актуализации уже имеющейся. Без критического мышления не возможен процесс интеллектуального развития субъекта. Современное время отличается огромным количеством информации, которую люди без автоматизированных средств обработать не в состоянии. При этом чем информация проще и доступнее тем человек ее легче получает, но это совсем не свидетельствует о ее высоком качестве (достоверности, наличии ценности, возможности использования и т. д.). Зачастую наблюдается обратный эффект - научно и практически выверенная информация обладает определенной сложностью содержания и изложения.
На сегодняшний день наличие навыка критического мышления является обязательным для сотрудника ОВД прежде всего потому что, помогает справиться с информационным шумом, который мешает поступлению информации, находящейся в пределах информационных потребностей субъекта. Специфика работы сотрудников ОВД такова, что даже релевантная информация является порой слишком объемной и для ее обработки затрачиваются дополнительные ресурсы электронно-вычислительной техники. Кроме того, абсолютно все задачи сотрудника ОВД связаны с поиском истины, то есть достоверной информации, на основе которой реализуются функции ОВД.
Критическое мышление предполагает постановку осмысленных вопросов, выработку разнообразных аргументов, принятие независимых, обдуманных решений. Иными словами позволяет минимизировать влияние иных субъектов на принятие решений сотрудником полиции, что способствует беспристрастности и объективности сотрудника полиции.
Благодаря критическому мышлению развиваются знания, умения, навыки, необходимые сотруднику ОВД.
Перечень так называемых, гибких (над профессиональных) навыков, не связанных с какой-либо конкретной специальностью, но позволяющих более эффективно решать задачи, возникающие в процессе службы обширен, и классифицируются они по-разному. Одна из классификаций - модель «4К». Согласно ей ключевые компетенции, необходимые любому работнику, делятся на четыре группы (их названия начинаются на букву К): [3].
- коммуникативные навыки - умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться;
- координация - умение работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач;
- критическое мышление - способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать ее и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, выделять главное и второстепенное, делать выводы;
- креативность - умение нестандартно мыслить, находить неожиданные решения, гибко реагировать на изменения.
СКИЕ НАУКИ 193
Критическое мышление можно рассматривать как личностное качество сотрудника ОВД. Оно интегрировано в каждый из других видов мышления, влияет на логику, качество, целостность, взаимосвязь видов мышления.
В обиходе отсутствие критического подхода к восприятию получаемой информации называется «наивностью», «отсутствием опыта», «доверчивостью», «глупостью», «беспечностью». Выполнение сотрудником ОВД своих должностных обязанностей не допускает наличие подобных качеств личности. Следовательно выбор методов для стимулирования развития критического мышления должен быть в зависимости от причин его отсутствия. Однако во всех случаях будут универсальными - информирование о последствиях, обсуждение наглядных примеров из практики, предупреждение об ответственности, разъяснение последствий, разбор предполагаемых сложных ситуаций.
Критическое мышление, как и всякий навык, формируется на практике, поэтому его необходимо постоянно использовать в повседневной служебной деятельности. Логично, что перед практической деятельностью опробуются смоделированные ситуации.
Важно не только сформировать навык, но и умение его применять. Излишняя критичность мышления может нести негативный характер, мешая выполнению сотрудником своих служебных обязанностей. Гипер-трофированность порождает неуверенность в своих действиях и принятых решениях, отрицательно влияет на оперативность сотрудника.
Иногда повышенная критичность становится чертой личности и это должно вызывать настороженность. Практически всегда это является индикатором профессиональной деформации сотрудника полиции, указывает на сложность в восприятии и обработки информации. В норме критичность способствует объективности мыслительной деятельности, а в переизбытке дает обратный эффект - порождает субъективизм.
Для того чтобы критичность оставалась на необходимом уровне необходим самоконтроль, предполагающий оценку результатов ее применения.
Особенно на начальном этапе процесс формирования критического мышления является целенаправленным и осмысленным, требующим направления усилия на достижение результата. В этом сотрудникам ОВД обязаны помочь: наставники, непосредственное руководство, сотрудники подразделений по работе с личным составом и кадровые подразделения.В учебных заведениях системы МВД России развитию критического мышления должно уделяться повышенное внимание.
Для формирования критического мышления необходимо утвердить единую для ОВД концепцию развития правовой культуры сотрудников ОВД, на основе которой уже будет разработан план развития критического мышления, как элемента правовой культуры сотрудников ОВД. В настоящее время Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 26 июня 2020 г. № 460, закрепляет от-
194 РЕйДООО1СДЬ
дельные декларативные положения относительно поведения и личных качеств сотрудника ОВД, однако этот правовой акт не является документом стратегического планирования.
Имеющиеся на настоящий момент в ОВД механизмы формирования критического мышления требуют систематизации. Длядостижения цели, которой является формирование критического мышления, необходимо четкая постановка задач, выработка средств и способов ее достижения, назначение исполнителей.
Отвечая потребностям общества процесс обучения критическому мышлению должен сочетать взаимодействие человек-человек и машина-человек.
Информационно-аналитические программы могут осуществлять проверку информации на достоверность, допустимость, полноту, выявлять следственно-причинные связи между элементами, совершать иные операции, однако на настоящее время машине не доступна свобода воли, осознанность выбора, творческий подход к решению задач и самоосознание, без чего не возможно критически мыслить. [4]. Критерии, по которым осуществляется машинная обработка информации, устанавливаются людьми. Именно поэтому следует предположить, что критическое мышление (в полном понимании этого термина) присуще исключительно человеку. В связи с чем технические средства могут являться вспомогательными средствами (тренажерами) получения навыков. Однако примером использования критического мышления на практике может являться только человек, следовательно обучение должно проходить с элементами передачи опыта от человека к человеку.
В процессе такого обучения сочетаются методы и педагогикии государственного управления.
Владение методами обучения входит в профессиональную компетенцию педагогов, следовательно формирование критического мышления наиболее эффективно в процессе прохождения сотрудниками ОВД программ образовательных учреждений.
Критическое мышление должно развиваться в комплексе с иными видами мышления. Его наличие корре-лируется с развитием уровня интеллекта. Базой для любого вида мышления является комплекс знаний. По этой причине необходимо поощрять сотрудников ОВД получать дополнительное образование в образовательных учреждениях, не входящих в систему МВД России.
Руководители подразделений ОВДв свою очередь стимулируют формирование критического мышления у подчиненных им сотрудников при помощи поощрения высказываний собственной точки зрения; обмена опытом и мнениями (как между коллегами, так и, что очень важно, между сотрудниками иных государственных органов); вынесения сложных вопросов на обсуждение и т. д.
Таким образом поскольку формирование и развитие критического мышления является длительным процессом и не прекращается на протяжении всей служебной деятельности сотрудника, в нем задействованы различные субъекты, косвенно или напрямую влияющие
SCIENCES
на данный процесс. Кроме того, многое зависит от самого сотрудника ОВД. Его необходимо обучить приемам развития у себя критического мышления, а также способам оценки его уровня.
Библиографический список
1. Беседина, И. И. СгШсаИЫпИ^ (критическое мышление) как фактор совершенствования правовой культуры сотрудников полиции России / И. И. Беседина // Философия права. 2018. № 4 (87). С. 90-95.
2. Кашигов, А. Х. Направленность повышения квалификации на развитие критического мышления сотрудников полиции / А. Х. Кашигов // Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России. 2020. С. 303-305.
3. Соколова, Г. А. Зачем нужны «гибкие» навыки и как их улучшить? / Г. А. Соколова // Руководитель автономного учреждения. 2020. № 5. С. 72-78.
4. Урусов, З. Х. Педагогические условия развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД: специфика применения условий в системе повышения квалификации / З. Х. Урусов // Научное обе-
спечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 2 (43). С. 72-79.
Bibliographic list
1. Besedina, I. I. Critical thinking as a factor in improving the legal culture of Russian police officers / I. I. Besedina // Philosophy of Law. 2018. No. 4 (87). PP. 90-95.
2. Kashigov, A. H. The focus of professional development on the development of critical thinking of police officers / A. H. Kashigov // North Caucasus Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. PP. 303305.
3. Sokolova, G. A. Why do we need "flexible" skills and how to improve them? / G. A. Sokolova // Head of the autonomous institution. 2020. No. 5. PP. 72-78.
4. Urusova, Z. H. Pedagogical conditions for the development of professional stability among young employees of the Department of Internal Affairs: specifics of the application of conditions in the system of advanced training / Z. H. Urusov // Scientific support of the system of advanced training of personnel. 2020. No. 2 (43). PP. 72-79.
Дополнительная информация об авторах И. В. Потапенкова - кандидат юридических наук, доцент; Е. Н. Ярмонова - кандидат юридических. наук.
Additional information about the authors I. V. Potapenkova - Candidate of Law, Associate Professor; E. N. Yarmonova - Candidate of Law.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 09.11.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.
The article was submitted 09.11.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
195