Научная статья на тему 'Critical thinking (критическое мышление) как фактор совершенствования правовой культуры сотрудников полиции России'

Critical thinking (критическое мышление) как фактор совершенствования правовой культуры сотрудников полиции России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LEGAL CULTURE / LEGAL CONSCIENCE / LAW-APPLICABLE PRACTICE / CRITICAL THINKING / THOUGHT MODELS / PRICE ORIENTATIONS OF ACTIVITY / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беседа Ирина Ивановна

Статья посвящена развитию критического мышления и внедрению мыслительных моделей в практику правоприменительной деятельности как путь совершенствования правовой культуры сотрудников полиции. Автор приводит сравнительные подходы к формированию логического и эмоционального интеллекта сотрудников правоохранительной деятельности России и США как факторы правовой культуры. Обосновывается важность развития критического мышления как ценностного ориентира при принятии решения правового характера и умения оперативно оценивать правовую ситуацию и выступать регулятором поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беседа Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL THINKING (CRITICAL THINKING) AS A FACTOR OF IMPROVING THE LEGAL CULTURE OF THE POLICE OFFIERS IN RUSSIA

The article is devoted to the development of critical thinking and the introduction of thought models into the practice of law enforcement activities as a way to improve the legal culture of police officers.The article provides comparative approaches to the formation of logical and emotional intelligence of law enforcement officers of the US and Russia as factors of legal culture. The importance of the development of critical thinking as a value-oriented guide in deciding the legal nature and ability to assess the legal situation and act as a regulator of behavior.

Текст научной работы на тему «Critical thinking (критическое мышление) как фактор совершенствования правовой культуры сотрудников полиции России»

УДК 351.74 : 340.114.5 ББК 67.629

Беседа Ирина Ивановна Beseda Irina Ivanovna

адьюнкт Ростовского юридического института МВД России.

Adjunct of the Rostov law institute of the Ministry of internal affairs of Russia. E-mail: [email protected]

CRITICAL THINKING (КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ) КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ РОССИИ

Critical thinking (critical thinking) as a factor of improving the legal culture

of the police offiers in Russia

Статья посвящена развитию критического мышления и внедрению мыслительных моделей в практику правоприменительной деятельности как путь совершенствования правовой культуры сотрудников полиции. Автор приводит сравнительные подходы к формированию логического и эмоционального интеллекта сотрудников правоохранительной деятельности России и США как факторы правовой культуры. Обосновывается важность развития критического мышления как ценностного ориентира при принятии решения правового характера и умения оперативно оценивать правовую ситуацию и выступать регулятором поведения.

Ключевые слова: правовая культура, правосознание, правоприменительная практика, критическое мышление, мыслительные модели, ценностные ориентиры деятельности.

The article is devoted to the development of critical thinking and the introduction of thought models into the practice of law enforcement activities as a way to improve the legal culture of police officers.The article provides comparative approaches to the formation of logical and emotional intelligence of law enforcement officers of the US and Russia as factors of legal culture. The importance of the development of critical thinking as a value-oriented guide in deciding the legal nature and ability to assess the legal situation and act as a regulator of behavior.

Keywords: legal culture, legal conscience, law-applicable practice, critical thinking, thought models, price orientations of activity.

Интеллектуальное освоение юридических знаний, правил, принципов и идей, в результате которого возникает сходный с типовым алгоритмом стереотип реагирования на ту или иную ситуацию, является базовой основой формирования правовой культуры сотрудника полиции.

Однако, процессы глобализации ведут к непрерывно ускоряющемуся темпу жизни, в результате чего любые знания устаревают, не позволяя критически осмысливать происходящее и применять надежные оперативные решения. Чтобы быть успешными в высококонкурентной профессиональной среде, необходимы развитые когнитивные навыки, к которым относится навык критического мышления.

В современных условиях повышения уровня правовых знаний у граждан России как следствия доминирующих демократических

тенденций сотрудникам полиции необходима особая форма сознания, позволяющая оперативно оценивать правовую ситуацию и выступать регулятором поведения. Правовая информация обладает свойством динамичности. Она быстро устаревает, поэтому процесс получения и обработки этой информации должен быть систематическим и целенаправленным.

Правовую культуру нельзя сводить к соблюдению нормативных правовых актов. Совершенствование уровня правовой культуры у сотрудников полиции может быть принципиально направлено на систематизацию знаний о праве, развитие правовых интересов, чувств, правового мышления, научного правового мировоззрения.

Таким инструментом повышения уровня правовых суждений сотрудника полиции может стать внедрение в профессиональную

подготовку и переподготовку сотрудников программ развития критического мышления. Термин «критическое мышление» (англ. critical thinking) обозначает систему суждений, которая используется для анализа вещей и событий с последующей интерпретацией и применением обоснованных выводов к возникающим правовым коллизиям и проблемам. Альтернативным синонимом критичности можно обозначить ясность мышления, умение определять, когда, где и какая информация потребуется, способность выбирать оптимальный тип сложности данных для каждого конкретного случая. Критическое мышление способствует объективному взгляду на правовые гипотезы, решения и поступки, позволяя определять слабые места и устанавливать правдивость фактов и предположений, опираясь на логику и причинно-следственные связи.

Адьюнкт-профессор университета Гонконга Джо У. Ф. Лау в своей работе «Введение в критическое мышление и теорию креативности» утверждает, что успешность в любой современной среде требует навыки эффективного мышления, благодаря которым принимаются надежные решения и быстро приобретаются новые знания [3].

Вместе с развитым логическим критическое мышление создает возможность сотруднику полиции находить закономерности в собственном поведении и поведении других людей и предугадывать варианты развития событий. Результаты умозаключений обуславливают уровень правовой культуры сотрудника полиции и являются следствием развития, синтезирующим в себе наиболее характерные черты формирования правовых традиций, социально-правовых установок, ценностных ори-ентаций общества.

Тем самым понятие правовой культуры представляет собой расширенную сферу сознания личности, где в форме юридических конструкций и оценочных отношений к праву и практике его реализации, а также социально-правовых и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях, отражается правовая действительность. Усиливающие потоки информации требуют умения конструктивно мыслить, выходить за рамки шаблонов и типовых решений, формировать обоснованные выводы и оценки, отделять важную информа-

цию от второстепенной и принимать взвешенные решения. Критическое мышление проявляется не только в навыках логического обоснования, но отражается в устной и письменной речи сотрудников полиции.

Такая правовая подготовленность сотрудников органов внутренних дел на практике имеет важное значение: она должна быть заявлена на высоком когнитивном уровне, отличаться объемом знаний, принципов, норм права и применять их к конкретной правовой ситуации.

В этом направлении необходимо направить усилия на пути совершенствования правовой культуры сотрудника полиции, отдавая приоритет конкретизации сущности и особенностей критического мышления. Такая необходимость связана с использованием в повседневной деятельности сотрудника полиции правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций, транслируемых как на сотрудников возглавляемого подразделения, так и на вовлеченных в совместную правовую деятельность лиц.

При развитии критического мышления прорабатываются такие логические связи между этапностью деятельности, как установление фактических обстоятельств дела, выбор (отыскание) соответствующей правовой нормы закона или подзаконного акта, уяснение смысла (толкование), принятие решений о применении, издании правоприменительного акта; формирование максимально высокой степени уверенности в его полезности, необходимости и справедливости применения, а также привычки соблюдать закон.

Введение в 2016 году требований компе-тентностного подхода к образованию специалистов внутренних дел усиливает внимание к нравственной и этической подготовке, обосновывающее необходимость развития критического мышления, но как набора базовых ценностей и установок, нравственного мировоззрения в регуляции оценочных суждений и формировании общекультурных компетенций. Эти требования выражаются в том числе в необходимости формирования следующих навыков:

- умение понимать и производить оценку мировоззренческих, социальных и личностно значимых нравственных проблем, задач цен-ностно-мотивационных направлений; значе-

ния гуманистических значимостей, свободы и демократии; владение анализом социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний социальных, гуманитарных и экономических наук;

- умение понимать социальную важность будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; владение навыками оценки своих действий и действий коллег с точки зрения морали и этики;

- проявление высокого уровня правосознания и правовой культуры; нетерпимость к коррупционному поведению и владение навыками поведения антикоррупционного характера;

- владение толерантным поведением, способность к профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных различий, в коллективной работе, к предупреждению и грамотному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;

- поведение в коллективе и взаимоотношение с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета.

В целях совершенствования правовой культуры очевидны и основные требования нравственно-правового характера, предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел в процессе его правоприменительной деятельности:

- отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными правовыми нормами, общечеловеческими принципами морали;

- глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионального мастерства, ответственности как сотрудника правоохранительной системы, от действий которого в решающей степени зависит общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;

- использование предоставленных законом сотруднику прав разумно, гуманно, в соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;

- принципиальность, бескомпромиссность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;

- безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации сотрудника органов внутренних дел;

- сознательная дисциплина, исполнительность и разумная объективно обоснованная инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, морально-психологическая готовность к действиям в экстремальных ситуациях, самоотверженность, смелость и способность к разумному риску в ходе выполнения служебных задач;

- постоянное совершенствование профессиональных умений и навыков, знаний в области служебной этики, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Исходя из вышесказанного, представляется, что воспитание нравственно-правовой культуры сотрудника ОВД отнюдь не сводится к информированию его о том, как следует (или не следует) вести себя в той или иной жизненной ситуации. Сущность формируемой нравственно-правовой культурой регуляции состоит в том, что она преобразует внешние требования к правомерному поведению во внутренние побуждения к нему. В этом смысле правовая культура выступает как фактор, воздействие которого так закрепляет в сознании личности моральные и правовые требования и представления, что превращает их во внутренние потребности, убеждения и намерения, подкрепленные нравственными чувствами, привычками, устоявшимися моральными качествами, а также профессиональными умениями и навыками данной личности [5].

Для сравнения следует привести требования морально-этического характера в подготовке полицейских и других стран, в частности, США. В результате исследовательского проекта под названием «Наем в духе службы» [4], финансируемого Министерством юстиции США, для полицейских были определены следующие ключевые компетенции, демонстрирующие уровень правовой культуры, критического мышления и профессиональной подготовки, в том числе:

- возможность использовать здравый смысл и решить проблему;

- способность к сопереживанию и сочувствию;

- способность к действиям в условиях многозадачности;

- способность проявить мужество и взять на себя ответственность;

- способность быть находчивым и проявлять инициативу;

- демонстрация уверенности;

- обладание и демонстрирование целостности;

- возможность для совместной работы и способность сотрудничать.

В содержательном формате предъявляемые в США требования к профессиональным компетенциям полицейских описаны логикой призывов и рекомендаций. Соблюдение данных требований носит в США повсеместный характер и заставляет задуматься об образовательных ориентирах и новой образовательной парадигме с учетом глобальности и всеобщности происходящих в мире изменений профессиональной деятельности.

Внимание в развитии логических навыков и критического мышления усилен навыками эмоционального порядка, развития эмпатии и эмоционального интеллекта: «.. .Характер работы в правоохранительных органах требует взаимодействия с разными людьми в любой момент, и многие из них не будут рады видеть вас. Лучший способ принести такие встречи к успешным и мирным выводам, а не к потенциально опасным ситуациям использования силы - это опираться на ваш познавательный и эмоциональный интеллект. Совершенствуйте эти умственные навыки, чтобы быть действительно эффективными в повседневной работе в качестве полицейского.

Развивайте в себе эмпатию. Эмпатия - это способность не только понимать чужие чувства, но и делиться этим чувством. Это позволяет более глубоко оценить то, что испытывают другие люди, что, в свою очередь, может привести к более позитивному взаимодействию и обмену информацией между полицейскими и людьми, с которыми они сталкиваются.

Выражайте сострадание. Сострадание начинается там, где сочувствие уходит. Если сочувствие - это понимание и обмен другими чувствами, то сострадание означает воплощение этого понимания в действие.

Выражайте сострадание к людям, будь то свидетели, жертвы или подозреваемые, и это может помочь построить взаимопонимание и при-

нести исцеление в опасные и травматические ситуации. Сострадание, возможно, является самым важным атрибутом современного полицейского в его повседневных взаимодействиях.

Тренируйте свои жесты, мимику, интонации и другие способы невербальных коммуникаций. Люди часто выражают мнение, что "это не то, что он сказал, а то, как он это сказал", когда они пишут жалобы на их взаимодействие с полицейскими. Невербальная коммуникация - эти сигналы, которые мы посылаем через тон, мимику, жесты и высказывание, это гораздо больше, чем фактические слова, которые мы используем. Сотрудники полиции должны знать, как их невербальные сигналы коммуникации могут быть интерпретированы людьми, с которыми они сталкиваются, если они собираются смягчить конфликт и облегчить напряженность.

Сотрудники полиции должны быть гибкими и адаптируемыми не только к изменяющемуся социальному климату и развивающимся технологиям, но и к отдельным ситуациям. Должностные лица должны уметь предвидеть, адаптировать и преодолевать трудности.

Учитесь разрешать конфликты мирными способами. К сожалению, конфликт - это огромная часть того, что касается карьеры правоохранительных органов. Независимо от того, вызвана полиция для ответа на спорный процесс, или они предпринимают принудительные меры против отдельного лица, характер работы таков, что он неизбежно вызывает конфликт, в той или иной степени. Поскольку конфликт сопровождает большую часть работы офицера, он должен иметь возможность разрешить этот конфликт мирным путем.

Соблюдайте баланс работы и отдыха. Между сменной работой, долгими часами и стрессами на работе есть много потенциальных угроз здоровью полицейского. Должностные лица должны иметь возможность найти способы уменьшить этот стресс, чтобы они были счастливее как дома, так и на работе. Поиск хобби и способы сбалансировать свою работу с их личной жизнью является обязательным для офицеров, которые хотят добиться реального успеха в своей карьере.

Поскольку общество требует от своих офицеров полиции большего сострадания и понимания, эмоциональный интеллект и умственные навыки становятся все более важ-

ными при наборе, обучении и удержании сотрудников полиции, и они являются ключом к успеху в карьере...» [4].

Требования к американским полицейским акцентированы на развитии эмоционального интеллекта и критического мышления, соответствующим вызовам времени. Так, в приведенном выше положении имеется следующий пункт: «.Развивайте критическое мышление. В правоохранительных органах нет такого понятия, как обычный вызов. Должностные лица должны иметь возможность быстро и эффективно оценивать, анализировать факты, наблюдения и информацию, чтобы они могли принимать обоснованные решения. Должностные лица должны уметь критически мыслить, если они собираются помочь членам сообщества решить проблемы и разрешить конфликты...» [4].

В целях развития критического мышления в оперативно-проблемной деятельности и при принятии решений полицейским рекомендуется пользоваться мыслительными моделями. Например, такими, как SARA и CAPS [1].

Модель SARA является основной проблемной стратегией полицейской деятельности, которая разделяет решение проблем на четыре простых шага, которые сотрудники легко запоминают и понимают. Модель создана в 1987 году в полицейском управлении Newport News Дж. Эк и У. Сплманом, которые занимались исследованиями и экспериментировали с проблемными методами полицейской деятельности.

SARA означает сканирование, анализ, реакцию и оценку. Каждый из этих этапов решения проблем имеет свои особенности:

- сканирование: первый шаг требует, чтобы полиция признавала повторяющиеся вопросы и их соответствующие результаты в своих сообществах (территориях);

- анализ: необходимо определить и понять причины, связанные с проблемой, а также собрать данные по ней (текущие ответы на проблему, ее объем, ресурсы и возможные причины возникновения);

- реакция: использовать свои исследования на этапе анализа для мозгового штурма идей для вмешательства, выбора вариантов вмешательства, набросков планов и целей и реализации предлагаемых планов;

- оценка: последний шаг модели принятия решений и проблемно-ориентированной дея-

тельности SARA происходит после того, как только проблема была решена. Оценка требует, чтобы полиция оценивала успех внедренного плана и собирала данные о его результатах. На этом этапе полицейские силы также определяют, были ли выполнены их первоначальные цели и предпринимаются усилия для более эффективного обеспечения дальнейшего успеха.

Для обучения сотрудников полиции используются и другие модели, важные для проблемно-ориентированной полицейской деятельности. Они включают треугольник анализа проблем, который фокусируется на выявлении актуальной проблемы и CAPS, представляющей собой пятиступенчатую модель решения проблем, подобную SARA.

Аналогом внедрения мыслительных моделей как акта критического мышления сотрудников полиции является правоприменительная практика. По мнению А. В. Грошева, на первой стадии правоприменительного процесса в ходе установления и оценки юридических фактов (фактических обстоятельств дела) у сотрудника на основе информационно-познавательных компонентов профессионального сознания (усвоения правовой информации) происходит формирование поведенчески регулятивных компонентов - навыков анализа правовых норм применительно к фактическим обстоятельствам дела и умений использовать правовую информации при установлении юридической основы дела [2].

Однако, для квалифицированного разрешения конкретной правовой ситуации сотруднику недостаточно иметь лишь определенный объем правовых знаний и компетенций, поскольку действие данных компонентов профессиональной правовой культуры напрямую зависит от сформированного уровня правовой культуры, ценностно-оценочного отношения к праву и практике его применения [2].

Формирование отмеченных компонентов профессиональной правовой культуры происходит в рамках второй стадии правоприменительного процесса - установления юридической основы дела.

Именно на этом этапе формируется ценностное, оценочное правовое мышление, которое выступает в роли своеобразного координатора его действий.

Это обусловливает необходимость ком- плекса разнообразных факторов как общих

плексного рассмотрения феномена правовой (субъективных и объективных), так и специ-

культуры, позволяющей к интеллектуальным фических, зависящих от выполняемой субъек-

качествам сотрудника полиции отнести разви- том юридической деятельности. Ценность кри-

тое логическое (критическое) мышление и ког- тического мышления и внедрение мыслитель-

нитивные навыки - умение анализировать и за- ных моделей в практику правоприменитель-

поминать значительное количество информа- ной деятельности необходимо исследовать и

ции; к характерологическим - преданность делу, в дальнейшем, поскольку в современных ус-

честь, долг, достоинство, советь, ответствен- ловиях особое значение приобретает форми-

ность, неподкупность, принципиальность, спра- рование высокого уровня профессиональной

ведливость, инициативность, решительность, правовой культуры юристов-профессионалов,

настойчивость, добросовестность и другие [6]. сотрудников полиции России, в чьи основные

В заключение следует сказать, что право- обязанности входит обеспечение всех провоз-

вая культура формируется под влиянием ком- глашенных принципов государства.

Литература

1. SARA (модель проблемно-ориентированной деятельности полиции). URL: https:// www.newsmax.com/fastfeatures/police-skills-law-enforcement/2015/07/03/id/652904/.

2. Грошев А. В. Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел (понятие, функции, проблемы формирования): учебное пособие. Екатеринбург, 2015.

3. Джо У. Ф. Лау. Введение в критическое мышление и теорию креативности. М., 2017.

4. Наем в духе службы. URL:http://www. discoverpolicing. org/what_does.

5. Пересадина О. В. Деятельностные факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел // Государство и право. Юридические науки. 2018. № 2.

6. Степанов О. А. Пути и цели формирования профессионального правового сознания и профессиональной правовой культуры руководителей органов внутренних дел // Труды управления Академии МВД России. 2013. № 2 (26).

Bibliography

1. SARA (model of problem-oriented activity of the police). URL: https://www.newsmax.com/ fastfeatures/police-skills-law-enforcement/2015/ 07/03/id/652904/.

2. Groshev A.V. Professional legal knowledge of employees of law enforcement agencies (concept, functions, problems of formation): a training manual. Ekaterinburg, 2015.

3. Joe W. F. Lau. Introduction to critical thinking and the theory of creativity. Moscow, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Hiring in the spirit of service. URL: http: // www.discoverpolicing.org/what_does.

5. Peresadina O. V. Activity factors that influence the formation of professional legal awareness of employees of the internal affairs bodies // State and Law. Juridical sciences. 2018. N° 2.

6. Stepanov O. A. Ways and objectives of the formation of professional legal knowledge and professional legal culture of heads of internal affairs bodies // Proceedings of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. N 2 (26).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.