УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10135
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
____w W _ _
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Николай Александрович КОМАРОВ, юрист Анна Анатольевна АГНЯННИКОВА, специалист
E-mail: [email protected] отделения № 4 отдела по вопросам миграции
МУ МВД России «Иркутское» E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье на основе анализа законодательства конкретизировано понятие и показаны особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации, его влияние на правовые режимы пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.
Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, административно-правовой статус, правовой статус, права, обязанности, ответственность, высшее образование, образовательные организации, национальная безопасность.
Annotation. The article based on the analysis of the legislation specifies the concept and shows the features of the administrative-legal status of foreign citizens and stateless persons studying in educational institutions of higher education of the Russian Federation, its influence on the legal regimes of foreign citizens staying in the Russian Federation, entering the Russian Federation and leaving her.
Keywords: foreign citizens, stateless persons, administrative and legal status, legal status, the rights, duties, responsibility, higher education, educational organizations, national security.
Иностранные граждане и лица без гражданства являются важнейшими субъектами административного права, реализующими свои права и обязанности во всех сферах общественной жизни, в том числе и право на получение высшего образования. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства1 (далее — иностранные граждане, если не сказано иное), обучающихся в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации, является производным от общего правового статуса иностранных граждан и характеризует их правовое положение как физических лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, законно находящихся на территории Российской Федерации и реализующих свое право на получение высшего образования в образовательных учреждениях высшего образования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством нашей страны.
Правовой статус рассматриваемой категории лиц как совокупность предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей, ответственности за совершение правонарушений и гарантий их реализации является специальным административно-правовым статусом иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации, и его содержание во многом определяется нормативными правовыми актами в области получения высшего образования в Российской Федерации.
Основополагающими для его формирования являются положения Конституции Российской Федерации2, закрепившей в главе 2 права и свободы человека и гражданина; в ч. 3 ст. 62 положение о том, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019
В целях обеспечения национальной безопасности важную роль играет ч. 3 ст. 55, в которой закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Это положение всецело распространяется и на иностранных граждан, получающих высшее образование в России, и влияет на содержание их административно-правового статуса.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ3 устанавливает, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Национальный правовой режим, предоставленный иностранным гражданам в Российской Федерации, направлен, в том числе, и на обеспечение их безопасности4, что достаточно четко отражено в Федеральном законе «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ»5.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ6 устанавливает, что высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации (ч. 1 ст. 69).
Одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования является «создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства» (п. 5 ч. 3 ст. 4). Иностранным гражданам предоставляется право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования по результатам вступительных испытаний, проводимых такими образовательными организациями (ч. 5 ст. 70).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует правовые основы взаимоотношений иностранных граждан, поступающих на обучение в организации высшего образования страны, а также обучаю-
щихся в них. Статья 78 названного Федерального закона устанавливает общие условия организации получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях.
Целый ряд вопросов, связанных с обучением иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования нашей страны, регламентирован приказами Министерства образования и науки РФ
■ от 14 октября 2015 г. № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»7;
■ от 12 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре»8;
■ от 28 июля 2014 г. № 844 «Об утверждении
Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»9.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования России, устанавливаются различными нормативными правовыми актами.
Например, правовой статус иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации, влияет на режим их пребывания в Российской Федерации, а также на режим въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.
Так, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в п. 7 ст. 5 устанавливает, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.
Завершение или прекращение обучения иностранного гражданина в образовательной орга-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019
низации является основанием для сокращения срока временного пребывания данного иностранного гражданина в Российской Федерации, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом. При этом предусматривается, что образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления.
Форма и порядок подачи указанного уведомления регламентируются Приказом МВД России от 24 января 2017 г. № 26 «Об утверждении Порядка подачи образовательной организацией уведомления о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), обучавшегося по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и формы указанного уведомления»10.
Обучение иностранного гражданина по очной форме обучения в образовательной организации высшего образования в Российской Федерации, в том числе и по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) является основанием для неприменения к нему предусмотренного подп. 8 п. 1 ст. 7 названного Федерального закона основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, если иностранный гражданин «в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание».
Обучение иностранных граждан в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул, а также обучение иностранных граждан в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и рабо-
тающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются, влияют на установленный режим привлечения и использования иностранных работников работодателями и заказчиками работ (услуг), а также на реализацию права иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность.
Статья 13.4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» специально закрепляет особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме.
Статья 17 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регламентирует вопросы оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в образовательной организации.
Таким образом, административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации, являющийся производным от правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации, имеет целый ряд особенностей, обусловленных состоянием обучения названных лиц в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации, и активно влияет на правовые режимы пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее, а также иные правовые режимы.
1 Подроб. см.: Кащеев C.B., Редкоус В.М., Секретарюк В.Н. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства: Учеб.-практ. пособие / Под ред. В.М. Редкоуса. Орск: Изд-во ОГТИ, 2005. 87 с.
2 Конституция Российской Федерации (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
3 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
4 Редкоус В.М., Комаров H.A. Учет правового статуса иностранных граждан в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Закон и право. 2018. № 8. С. 170—171.
5 СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
6 Там же. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.
7 Офиц. интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru. 05.11.2015.
8 Там же. 06.03.2017.
9 Рос. газ. 2014. 17 дек.
10 www.pravo.gov.ru. 20.02.2017.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019