Научная статья на тему 'Некоторые аспекты источников правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Республики Корея'

Некоторые аспекты источников правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Республики Корея Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
596
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ИСТОЧНИКИ / СТАТУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Наталья Олеговна

Данная статья посвящена анализу источников правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, Республике Корея и Китае. Автор при анализе нормативно-правовых актов приходит к выводу, что нормативно-правовая основа иностранных граждан в Российской Федерации более точна по международным стандартам, чем в Республике Корея и Китае, в нормативно-правовых актах РФ более точно дают определение иностранному гражданину и лицу без гражданства. В основных источниках правового положения иностранного гражданина есть большие различия в этих странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты источников правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Республики Корея»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Кузнецова Н. О.

Кузнецова Наталья Олеговна - магистрант, направление: юрист в сфере публичного права, Юридическая школа Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: данная статья посвящена анализу источников правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, Республике Корея и Китае. Автор при анализе нормативно-правовых актов приходит к выводу, что нормативно-правовая основа иностранных граждан в Российской Федерации более точна по международным стандартам, чем в Республике Корея и Китае, в нормативно-правовых актах РФ более точно дают определение иностранному гражданину и лицу без гражданства. В основных источниках правового положения иностранного гражданина есть большие различия в этих странах.

Ключевые слова: правовой статус, иностранные граждане, нормативно-правовой акт, источники, статус.

Миграционные потоки в мировом масштабе оказывают огромное влияние на современное экономическое, социальное, культурное и политическое развитие человечества. С 1950 по 2015 г. население мира увеличилось на 4,8 млрд человек (в 2,9 раза), и при этом резко вырос - и продолжает нарастать - демографический дисбаланс «Севера» и «Юга» планеты. Это привело к стремительному росту миграционного давления на развитые страны Севера планеты и росту числа международных мигрантов, В 2013 г., согласно оценкам Всемирного банка, уточнённым по данным переписей населения раунда 2010 г., общее число мигрантов в мире составляло 247 млн и ожидалось, что в 2015 г. оно превысит 250 млн человек [1]. В дальнейшем миграционное давление будет только нарастать.

В международном праве определение иностранный гражданин имеет два понятия. Одно из них носит общий, теоретический характер: иностранец - это лицо, находящееся на территории любого государства, не являющееся гражданином этого государства и имеющее гражданство другого государства. Как показывает практика, этого определения во внутригосударственной сфере явно недостаточно. Можно иметь иностранное гражданство и все же считаться на территории государства пребывания лицом без гражданства. Другое определение встречается во внутригосударственном праве. Оно имеет чисто практическое значение, так как устанавливает, какие лица относятся к иностранцам в том или ином государстве. Типичным определением второго рода является следующее: иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами страны пребывания и имеющие доказательства наличия у них гражданства иностранного государства.

Термин «иностранный гражданин» можно считать более точным, чем термин «иностранец», так как в законодательной практике ряда государств термин «иностранец» применяется в широком смысле, охватывая не только иностранных граждан, но и лиц без гражданства [2].

Фундаментом правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства устанавливается тем государством, на территории данное лицо находится. Правовой

статус иностранца имеет двойное значение: это правовой статус гражданина конкретного государства и правовой статус собственного иностранца.

Правовой статус иностранного гражданина основывается на тех же принципах, что и правовое положение гражданина обоих государств, однако конкретный объем прав и обязанностей какого-либо иностранца закон обычно ставит в зависимость от цели и времени его нахождения на территории соответствующего государства. Различие положение иностранцев, прибывающих в туристическую поездку или командировку, и иностранцев, имеющих в данной стране место жительства и постоянно фактически там проживающих, занимающихся какой-либо деятельностью, приносящей им доход и т. д. Постоянно проживающие иностранцы обладают, как правило, всеми правами граждан, за исключением всех или большей части политических прав (участвовать в выборах, занимать определённые должности и т. д.) [3].

На примере сравнительно-правового анализа основного закона о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Корея, Российской Федерации и Китайской Народной Республике.

К примеру, отличительной чертой правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации (далее - РФ) закреплённых в Конституции. Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации [4] иностранные граждане пользуются всеми правами и обязанностями наравне с гражданами РФ, понятие иностранного гражданина и лица без гражданства определено в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [5], который определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. К не менее важным источникам также относятся Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Федеральный закон «О порядке выезде из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию для иностранных граждан и лиц без гражданства».

В Республике Корея (далее - РК) правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства закреплён в Законе «О миграционном контроле» [6]. В нем определено правовое положение и закреплены основные понятия о том, что иностранные граждане и лица без гражданства в РК пользуются теми же правами, что и граждане Республики Корея. В данном законе отличительной чертой является определение иностранного гражданина, означает лицо, которое не имеет гражданства РК, определение лица без гражданства не указанно в этом законе. В законе «О миграционном контроле» содержится общие положение, в котором даётся определение терминов национальное лицо, иностранец, беженец, паспорт и т.д. В нескольких главах повествуется и даётся анализ прибытия и убытия в РК, прохождения таможенного контроля, депортация и судебное разбирательство. Основными нормативно-правовыми актами регулирующие правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Корея является: Закон об иммиграционном контроле, решает вопросы связанные с иммиграцией, правового статуса иностранцев, выдачи виз, пересечение границы иностранцев и граждан РК, применения административных санкций для нарушителей миграционного законодательства, определяет статус беженца; Закон о гражданстве [7], который контролирует вопросы приобретения, потери и восстановление гражданства и т.д.; Закон о найме иностранных граждан [8], регулирует нормы трудового законодательства, определяет квоты привлечения иностранных работников; Закон о смешанных семьях, решает вопросы, связанные с регистрацией брака, определяет права, ограничения и обязанности мужа и жены иностранного происхождения.

В Китайской Народной Республике (далее - Китай), в настоящее время пребывание иностранных граждан в Китае регулируется следующими основными законодательными актами: «Закон о въезде и выезде из КНР» 2012 г., устанавливает общие правила въезда в КНР и выезда из КНР граждан Китая, иностранных граждан, правила оформления виз для иностранных граждан, правила пребывания, проживания и постоянного проживания иностранных граждан на территории КНР, порядок проверки автотранспортных средств при пересечении государственной границы, правила проведения проверок нарушений иммиграционного законодательства и депортации иностранных граждан-правонарушителей, «Правила регулирования въезда и выезда иностранных граждан из КНР» 2012 г., «Методы управления постоянным проживанием иностранцев в Китае» 2004 г. и «Положением о регулировании трудоустройства иностранцев в Китае» 1996 г. [9].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что на сравнительно-правовом анализе только в Российской Федерации закреплены в Конституции нормы, регулирующие правовое положение иностранцев, не закреплён в Конституции Китая, как и в РК. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теме же правами и несут обязанности наравне с гражданами.

В правовом регулировании правового статуса иностранного гражданина в Китайской Народной Республике в законе не даётся определение иностранного гражданина, из чего можно сделать вывод, что термин употребляется, как в международном праве. В Республике Корея данное определение прописано, как лицо не имеющий гражданства данного государства. В законах Китая и РК не даётся определение лица без гражданства, что может привести к выводу о том, что определение иностранец и лицо без гражданства синонимы. В РФ даётся определение как иностранному гражданину и лицу без гражданства, главным отличием является, что лицо без гражданства не имеет гражданства вообще.

Литература

1. Migration and Development Brief 24. World Bank, 13 апреля 2015.

2. Вольфганг граф Витцтум, Боте М., Дольцер Р., Кау М., Кляйн Э., Куниг Ф., Прельсс А., Шмаль Ш., Шредерс М. Международное право. 2-е издание / отв. ред. Н. Спица. С. 312.

3. Боярс Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. изд. 3-е, перераб. СПб.: изд. центр Юринформ, 2003. С. 26.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. № 31, ст. 62.

5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 25 июля 2002 года (ред. от 13.07.2015) № 115-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Закон о миграционном контроле Республике Корея. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.law.go.kr/eng/engLsSc.do?menuId=1&query=immigration&x=0& y=0#EJP101:0/ (дата обращения: 13.01.2017).

7. Закон о гражданстве: закон от 13.12.1997. [Электронный ресурс]: Гражданства. Режим доступа: http://www.law.go.kr/eng/engLsSc.do?menuId=1&query=immigration +law&x=0&y=0#liBgcolor0/ (дата обращения: 10.01.2017).

8. О занятости иностранных работников: закон от 23.03.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.law.go.kr/eng/engLsSc.do?menuId=1&query=immigration &x=0&y=0#liBgcolor1/ (дата обращения: 12.01.2017).

9. Лянь Минь Янь. Правовой статус иностранцев в Китае и России: Сравнительный анализ/ Янь Минь Лянь // Сибирский юридический вестник. № 4 (55), 2011. С. 124-129.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРОРОВ С ОРГАНАМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛИРУЮЩИМИ И ДРУГИМИ ОРГАНАМИ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ Макарова В. А.

Макарова Виктория Андреевна - студент магистратуры, Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования Академия генеральной прокуратуры Российской Федерации Крымский юридический институт (филиал), г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируется комплекс правоотношений, основанных на реализации полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в Российской Федерации, а также совокупность проблемных вопросов при реализации деятельности прокуратуры. Для обеспечения верховенства закона, прокуратура Российской Федерации осуществляет различные виды надзора, например надзор за исполнением федеральных законов, надзор за исполнением законов в процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия и другие. Для достижения максимального результата в деятельности прокуратуры большую роль играет ее независимость от других органов, значение чего и раскрывается в статье.

Ключевые слова: прокуратура, законодательство, органы власти, взаимодействие.

Обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, органами контроля и другими органами является важным принципом организационной деятельности прокуратуры. Под «взаимодействием» здесь стоит понимать взаимосогласованную работу различных органов, имеющих общие цели, задачи.

Деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется по следующим принципам:

1. государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

2. распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

3. верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

4. единство системы государственной власти;

5. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

6. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.