Научная статья на тему 'Вопросы трудовой деятельности обучающихся в России иностранных граждан'

Вопросы трудовой деятельности обучающихся в России иностранных граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
941
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / СТУДЕНТЫ / АСПИРАНТЫ / ДОКТОРАНТЫ / МИГРАЦИЯ / МИГРАНТ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плюгина Инна Владимировна

Рассматривается проблема трудоустройства иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации, обосновывается целесообразность изменений трудового и миграционного законодательства. С учетом зарубежного опыта предлагаются меры по совершенствованию правового положения указанной категории иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы трудовой деятельности обучающихся в России иностранных граждан»

го акта, регламентирующего порядок совершения операций на финансовом рынке.

Библиографический список Jan De Bel. Automated Trading Systems and the Concept of an «Exchange» in an

International Context Proprietary Systems: a Regulatory Headache! // Univercity of Pensylvania Journal of International Business Law. 1993. V. 14. N 2.

Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. М., 2009.

Вопросы трудовой деятельности обучающихся в России иностранных граждан

ПЛЮГИНА Инна Владимировна,

старший научный сотрудник Центра

публично-правовых исследований

ИЗиСП, кандидат юридических наук

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует специальное правовое регулирование, позволяющее привлекать в упрощенном порядке к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных учреждениях. Не предусмотрено преференциальных условий и для иностранных граждан — выпускников, закончивших в России высшие учебные заведения, а также обучающихся или завершивших обучение в аспирантуре и докторантуре. По общему правилу они обязаны покинуть территорию Российской Федерации после окончания обучения1.

Вместе с тем многими государствами, осуществляющими эффективную миграционную политику, принимаются меры по предоставлению для иностранных граждан — выпускников возможности пребывания и трудоустройства в течение года после завершения обучения на своей территории. Кроме того, в ходе

1 В соответствии с данными Федеральной миграционной службы России, в 2009 г. выдано 47 104 многократных учебных виз, за 10 месяцев 2010 г. их число составило

51 751. URL: http://www.fms.gov.ru/about/ statistics/data/details/38040.

обучения студенты нередко имеют право осуществлять трудовую деятельность.

Так, в Австралии иностранным гражданам, обучающимся на ее территории, предоставляются определенные льготы. Студент, въехавший в страну по студенческой визе, имеет право работать до 20 часов в неделю с момента начала занятий и без ограничений в период каникул. Если срок обучения (без учета времени каникул) составляет свыше 12 месяцев, то супруг и дети студента могут поехать в Австралию вместе со студентом в качестве зависимых членов семьи с правом на работу до 20 часов в неделю. Эти ограничения не распространяются на аспирантов и докторантов, а также на членов их семей.

В Канаде иностранные студенты также имеют право работать во время учебы. Разрешение на работу после окончания учебного заведения действует два года. Определенные категории студентов с 16 мая 2005 г. могут осуществлять трудовую деятельность в течение двух лет после окончания учебы.

В Германии иностранным студентам предоставлено право оставаться в стране после окончания учебы в течение одного года с целью поиска работы и последующего занятия трудовой деятельностью. Студенты могут осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу не более 20 часов в неделю, в некото-

рых землях устанавливаются дополнительные ограничения.

В Великобритании в случае, если курс обучения составляет свыше 24 недель, может быть оформлена студенческая виза, позволяющая работать в свободное от учебы время без оформления разрешения на работу. Студент имеет право вести трудовую деятельность в течение неполного рабочего дня (до 20 часов в неделю), во время каникул предоставляется возможность работать полный рабочий день.

В условиях борьбы за квалифицированные кадры подобный опыт следует признать положительным. Целесообразность внесения соответствующих изменений в национальное законодательство обосновывается переходом России на инновационный путь развития, необходимостью формирования научно-исследовательского потенциала страны и привлечения квалифицированных кадров для разработки и реализации различных современных проектов.

Предлагаемые автором изменения действующего законодательства обусловлены стратегическими целями и задачами, закрепленными в актах программно-целевого характера. В частности, согласно положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.2 одной из задач является создание условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения, увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России. В целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики предусматривается привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, молодежи из иностранных

2 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

государств для обучения и стажировки в Российской Федерации.

Учитывая взаимодействие приграничных районов Российской Федерации, Китая и Монголии, было решено продолжить развитие сотрудничества по приоритетным направлениям науки и техники в интересах проведения совместных исследований в области фундаментальной науки и прикладных разработок с учетом первоочередных задач социально-экономического развития регионов сопредельных стран3.

В то же время необходимо принятие дополнительных мер. Как показали результаты социологических исследований, иностранные студенты, отвечая на вопросы о проблемах адаптации в России, на первое место поставили невозможность легального трудоустройства (23%), на второе — высокую стоимость жизни в городах (14%), на третье — плохие бытовые условия в общежитиях вузов либо отсутствие приемлемых условий вообще (11%), на четвертое — невозможность частых поездок домой (10%), на пятое — низкое качество медицинского обслуживания (7%) и на шестое — дороговизну медицинской страховки (около 4%)4.

С учетом сказанного выделим два основных аспекта, на которые следует обратить внимание при изменении законодательства в данной сфере:

1) правовой статус иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных учреждениях;

2) правовой статус иностранных граждан — выпускников российских образовательных учреждений.

3 См. распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».

4 См.: Письменная Е. Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методики исследования): автореф. дис. ... д-ра соц. наук. М., 2009. С. 33—36.

По общему правилу иностранные граждане, обучающиеся в российских образовательных учреждениях профессионального образования, не вправе осуществлять трудовую деятельность. Однако в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для них установлены некоторые изъятия из общего правила. Так, в соответствии со ст. 13 названного Закона обучающимся разрешено заниматься трудовой деятельностью в течение каникул; в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются.

На наш взгляд, целесообразно предоставить право на осуществление трудовой деятельности иностранным гражданам, обучающимся в аккредитованных государством образовательных учреждениях Российской Федерации. Одновременно рекомендуется расширить возможности трудоустройства иностранных студентов, не ограничивая их в выборе места и вида трудовой деятельности. Это будет способствовать их активной адаптации, развитию практических и профессиональных навыков, позволит более успешно интегрироваться в российский рынок труда по окончании учебы.

Поскольку основная цель въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию по учебной визе — это получение образования, допустимо ввести некоторые ограничения, касающиеся их трудовой деятельности. В частности, осуществлять трудовую деятельность на указанных ниже условиях можно разрешить тем иностранным гражданам, которые обучаются только по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также аспирантам и докторантам. При предоставлении подобного права лицам, обучающимся по заочной или очно-

заочной (вечерней) форме обучения, возникнет риск притока значительного количества иностранных граждан, декларируемая цель въезда которых не будет соответствовать действительной. Можно предположить, что под предлогом обучения на территорию России будут въезжать иностранные граждане, основная цель которых — трудовая деятельность. В качестве негативных последствий этого возможна угроза экономической безопасности страны, дисбаланс на рынке труда, при этом доказать несоответствие основной цели въезда декларируемой будет практически невозможно.

Предоставление права на осуществление трудовой деятельности иностранным гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, не отвечает существующим потребностям экономики, поскольку направления социально-экономического развития государства предполагают привлечение специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной квалификации.

В целях осуществления контроля на рынке труда представляется возможным ограничить сферу трудовой деятельности иностранных студентов той специальностью, по которой получено образование, либо теми видами специальностей, в которых Российская Федерация испытывает дефицит рабочей силы.

Предполагаемый период обучения в образовательном учреждении Российской Федерации должен составлять не менее одного учебного года. Образовательное учреждение должно иметь государственную аккредитацию. Право осуществлять трудовую деятельность рекомендуется предоставлять не с момента въезда на территорию Российской Федерации, а с начала периода обучения.

С учетом зарубежного опыта полагаем возможным принять положение о том, что иностранные студенты очной формы обучения могут осущест-

влять трудовую деятельность в период обучения в свободное от учебы время в течение рабочего времени, не превышающего половину общей нормы, установленной ст. 91 ТК РФ («нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю»), т. е. до 20 часов в неделю. Данное предложение будет распространяться на лиц, достигших 18 лет, поскольку для несовершеннолетних ТК РФ установлены особенности заключения трудового договора и его условий.

Для органов государственной власти, обладающих контрольными полномочиями в сфере миграции, подтверждением того, что у обучающегося иностранного гражданина есть право на осуществление трудовой деятельности, может служить студенческий билет, справка из образовательного учреждения о том, что лицо там действительно учится, а также срочный трудовой договор с указанием сокращенного рабочего времени.

Еще одной мерой, направленной на максимальное упрощение порядка ведения трудовой деятельности указанной категорией граждан, может быть предоставление для работодателей (заказчиков) права привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных учреждениях, без разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Сегодня работодатели могут воспользоваться этим правом только если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, либо являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствующем порядке.

Для реализации предложенных мер потребуется изменение миграционного законодательства, в частности внесение поправок в Федеральный закон «О правовом положе-

нии иностранных граждан в Российской Федерации».

Вместе с тем внесение поправок в ТК РФ в этой части представляется нецелесообразным, поскольку его ст. 92 допускает установление сокращенной продолжительности рабочего времени «для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников)» не только настоящим Кодексом, но и иными федеральными законами. В соответствии со сложившейся практикой правовое регулирование особенностей трудовой деятельности иностранных граждан осуществляется на уровне Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а не ТК РФ, хотя с позиции юридической техники это представляется не совсем верным.

Кроме того, следует учесть и использовать положительный региональный опыт. Так, в Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г.5 предусмотрены дополнительные меры по привлечению иностранных студентов, принимаемые в рамках собственных полномочий: содействие через международные структуры и связи Новосибирской области (зарубежные представительства, договоры о сотрудничестве и проч.) привлечению иностранных студентов, бывших соотечественников для обучения в образовательных учреждениях области, продвижению образовательных услуг за рубежом; развитие образовательной инфраструктуры, строительство межвузовского комплекса.

По нашему мнению, целесообразно предоставить право иностранным гражданам, завершившим обучение в российских образовательных учреждениях высшего профессионального

5 См. постановление Губернатора Новосибирской области от 3 декабря 2007 г. № 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года».

образования (имеющим степень магистра, специалиста или аналогичную им) или послевузовского профессионального образования, находиться на территории России в течение более длительного периода, чем это предусмотрено общим порядком. Цель увеличения срока допустимого пребывания — возможность найти работу в Российской Федерации, получение разрешения на работу, оформление вместо учебной визы рабочей.

С учетом экономической ситуации и потребностей рынка труда, а также проводимой миграционной политики могут быть установлены следующие ограничения:

ограничение количества выпускников — иностранных граждан, на которых распространяются указанные изменения, только теми, кто имеет диплом с отличием либо преимущественно отличные оценки;

предоставление увеличенного срока пребывания на территории Российской Федерации по окончании образовательного учреждения только тем выпускникам, которые обладают профессией (специальностью), востребованной в Российской Федерации;

распространение упрощенного порядка только на выпускников образовательных учреждений, аккредитованных государством и обучающихся по очной форме, при одновременном установлении требования обучения не менее определенного срока.

При закреплении увеличенного срока допустимого пребывания в России с момента окончания учебного заведения, в течение которого выпускник сможет подать документы на оформление визы и получить разрешение на работу, необходимо учесть, что момент окончания учебного заведения и момент получения диплома не всегда совпадают (обычно разница составляет 1—2 месяца). В то же время наличие диплома как документа, подтверждающего квалификацию потенциального работ-

ника, является обязательным требованием при трудоустройстве, без него заключение трудового договора затруднительно или вообще невозможно.

С учетом зарубежного опыта представляется возможным установить изъятие из общего визового режима в отношении указанной категории иностранных граждан, и увеличить срок допустимого пребывания на территории Российской Федерации после завершения обучения до одного года. За это время выпускник сможет получить диплом или иной аналогичный документ об образовании и заключить трудовой или гражданско-правовой договор с работодателем.

Одновременно следует закрепить норму, в соответствии с которой иностранные граждане, получившие высшее или послевузовское образование в Российской Федерации, вправе в течение одного года (либо иного срока, установленного с учетом проводимой миграционной политики) после окончания обучения въехать на территорию Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности без учета установленных квот. При этом рекомендуется предусмотреть подобное исключение как в отношении квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, так и квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. В настоящее время подобная льгота установлена для высококвалифицированных специалистов.

Кроме того, нами предлагается предусмотреть упрощенный порядок изменения типа визы (с учебной на рабочую) и получения разрешения на работу, без выезда за пределы Российской Федерации, причем не только для иностранного гражданина — выпускника, но и для членов его семьи. Члены семьи, сопровождающие иностранного гражданина, имеющего учебную визу, пользуют-

ся обыкновенной учебной визой, в то время как члены семьи иностранного гражданина — обладателя рабочей визы, должны иметь обыкновенную рабочую визу.

Спорным является вопрос о том, каким должен быть вид визы, на основании которой иностранный гражданин будет пребывать в течение года после окончания обучения в Российской Федерации. В рамках действующего законодательства можно предложить два варианта.

Первый — оформление обыкновенной учебной визы, продленной на один год (продление будет осуществляться в общем порядке). Впоследствии при заключении трудового или гражданско-правового договора она может быть заменена на обыкновенную рабочую визу.

Возможны следующие варианты продления студенческой визы:

с сохранением права заниматься трудовой деятельностью до 20 часов в неделю;

предоставлением права заниматься трудовой деятельностью без ограничения рабочего времени;

сохранением возможности находиться на территории Российской Федерации как самому иностранному гражданину — выпускнику, так и членам его семьи в течение года после окончания учебного заведения, но без предоставления права ведения трудовой деятельности.

Второй, альтернативный, вариант — оформление обыкновенной деловой визы, выдаваемой в упрощенном порядке (без выезда за пределы Российской Федерации и оформления приглашения на въезд).

Необходимо решить вопрос о том, каким образом гарантировать выезд иностранного гражданина — выпускника за пределы Российской Федерации по истечении одного года, предоставляемого для поиска работы, поскольку пригласившее его образовательное учреждение после завершения обучения не несет за него ответственности. Возможно, необходимо установить требование о под-

тверждении наличия средств у иностранного лица для проживания в Российской Федерации и для выезда из Российской Федерации по окончании разрешенного срока пребывания. Это можно сделать при продлении студенческой визы или оформлении нового типа визы. Кроме того, можно установить обязательство по внесению определенной денежной суммы (залога) в качестве гарантии, если выпускник или сопровождающие члены его семьи не покинут в установленные сроки пределы Российской Федерации.

Отмеченные проблемы отнюдь не все, с которыми сталкиваются иностранные граждане, получающие образование в нашей стране.

Так, сложной является ситуация, связанная с изменением специальности, поскольку для этого требуются значительные материальные и временные затраты.

Признание российских дипломов за рубежом также является насущной проблемой. Некоторые учебные заведения предлагают получение диплома не только российского, но и иностранного образца, однако, при этом стоимость обучения существенно возрастает.

Помимо проведения мероприятий по унификации образовательных стандартов, необходимо повышать качество российского образования в целом, принимать меры по улучшению условий проживания иностранных студентов (в частности, строительство общежитий на базе учебных заведений).

Таким образом, исходя из стратегических задач социально-экономического развития государства, очевидна целесообразность принятия дополнительных мер, направленных на совершенствование режима въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности для иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации.

В числе мер правового характера могут быть названы следующие: предоставление возможности тру-

доустройства иностранным студентам; установление преференциального режима трудоустройства для выпускников российских образовательных учреждений, а также иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях послевузовского профессионального образования; предоставление возможности находиться на территории

России в течение определенного срока после окончания обучения.

Библиографический список

Письменная Е. Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методики исследования): авто-реф. дис. ... д-ра соц. наук. М., 2009.

URL: http://www.fms.gov.ru/about/ statistics/data/details/38040.

О правоспособности религиозных объединений

ВОРОНЕЦКИй Петр Михайлович,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Северного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, кандидат юридических наук

Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания. Мы разделяем позицию, высказанную в литературе, о том, что свобода вероисповедания — это свобода выбора религии и свобода отправления религиозных обрядов1. Свобода вероисповедания в России реализуется либо индивидуально — человеком, либо коллективно — в рамках религиозных объединений, статус которых регламентируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон о свободе совести). Религиозные объединения, в свою очередь, подразделяются на религиозные организации и религиозные группы. Среди религиозных организаций выделяются местные и централизованные. Религиозные группы, которые не являются юридическими лицами, наделены рядом прав и обязанностей в объеме несоизмеримо меньшем, нежели органи-

1 См., например: Вишнякова И. Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 5.

зации. Судя по практике Европейского суда по правам человека2, проблемы их статуса становятся в последнее время все актуальнее.

В связи с этим целесообразно рассмотреть соотношение правоспособности религиозной группы и религиозной организации, указать проблемы, касающиеся правового регулирования создания и деятельности религиозных объединений, и предложить способы их решения.

Согласно ст. 8 Закона о свободе совести религиозная организация — это добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Следовательно, религиозная организация, будучи юридическим лицом, обладает административной, гражданской процессуальной и гражданской правоспособностью.

Статья 2.10 КоАП РФ предусматривает административную ответст-

2 См. постановление ЕСПЧ от 1 октября 2009 г. «Дело Кимля и другие против Российской Федерации». См. также: Султанов А. Р. Еще один урок Европейского Суда по правам человека по защите свободы совести // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. № 2. С. 40—43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.