Научная статья на тему 'Особенности адаптационного потенциала у подростков с высоким уровнем креативности и интеллекта'

Особенности адаптационного потенциала у подростков с высоким уровнем креативности и интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
380
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GIFTED CHILD / DEVELOPMENT / POTENTIAL / ADAPTATION / ADAPTABILITY / INTELLECT / CREATIVITY / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурзунова Е.А., Попова Н.В.

Полноценная реализация потенциала личности осуществляется лишь при социальной поддержке. Вместе с там одаренные дети могут иметь проблемы, связанные с их адаптацией в социуме. В статье приводятся данные исследования некоторых особенностей одаренных детей, наличие которых приводит к напряжению на личностном и социальном уровнях организации индивида. В совокупности они могут создавать «зону уязвимости» для реализации творческого потенциала. Подобная ситуация делает необходимыми пересмотр форм и принятие мер педагогического вмешательства в процесс становления и реализации общего потенциала творчески одаренной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурзунова Е.А., Попова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of adaptive potential of adolescents with high level of creativity and intellect

The personal fulfillment is carried out only with social support. However, gifted children may have problems with their adaptation in the society. The article presents the data from the study of some characteristics of gifted children, which lead to tension at the personal and social levels. Together they can create the "zone of vulnerability" for creative fulfillment of a person. This situation makes it necessary to revise the forms and measures of pedagogical intervention in the process of formation and implementation of the overall fulfillment of gifted personality.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптационного потенциала у подростков с высоким уровнем креативности и интеллекта»

УДК 159.922.6 Бурзунова Евгения Алексеевна

доцент кафедры общей и прикладной психологии Сибирской академии права, экономики и управления

Попова Наталья Владимировна

старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Сибирской академии права, экономики и управления

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА У ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА

Burzunova Evgenia Alekseevna

Assistant Professor, General and Applied Psychology Department, Siberian Academy of Law, Economics and Management

Popova Natalya Vladimirovna

Senior Lecturer, General and Applied Psychology Department, Siberian Academy of Law, Economics and Management

THE FEATURES OF ADAPTIVE POTENTIAL OF ADOLESCENTS WITH HIGH LEVEL OF CREATIVITY AND INTELLECT

Аннотация:

Полноценная реализация потенциала личности осуществляется лишь при социальной поддержке. Вместе с там одаренные дети могут иметь проблемы, связанные с их адаптацией в социуме. В статье приводятся данные исследования некоторых особенностей одаренных детей, наличие которых приводит к напряжению на личностном и социальном уровнях организации индивида. В совокупности они могут создавать «зону уязвимости» для реализации творческого потенциала. Подобная ситуация делает необходимыми пересмотр форм и принятие мер педагогического вмешательства в процесс становления и реализации общего потенциала творчески одаренной личности.

Ключевые слова:

одаренный ребенок, развитие, потенциал, адаптация, адаптационная способность, интеллект, творчество, креативность.

Summary:

The personal fulfillment is carried out only with social support. However, gifted children may have problems with their adaptation in the society. The article presents the data from the study of some characteristics of gifted children, which lead to tension at the personal and social levels. Together they can create the "zone of vulnerability" for creative fulfillment of a person. This situation makes it necessary to revise the forms and measures of pedagogical intervention in the process of formation and implementation of the overall fulfillment of gifted personality.

Keywords:

gifted child, development, potential, adaptation, adaptability, intellect, creativity.

Проблема отношений одаренной личности и среды, в которой она находится, поднималась как в литературе и эстетике, так и в психологии. Корни же ее уходят, скорее, в философию, в частности в проблему взаимодействия общества и человека. Вопрос об адаптации одаренной личности в обществе довольно дискуссионен, так как сам термин «адаптация» в его трактовке как «проявление приспособительных реакций» малоприменим по отношению к креативной личности, социальные задачи которой лежат в области освоения нестандартных подходов и решений. С другой стороны, полноценное развитие потенциала личности осуществляется, если социум так или иначе поддерживает неординарность и нестандартность одаренных детей.

Общеизвестно, что своеобразный авангардизм творческого человека нередко нарушает его связи с современниками, обрекая на известное непонимание с их стороны. Вместе с тем наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни. Ресурсы как бы субъективно повышают ценность человека в глазах окружающих и в его собственном мнении о самом себе, делают его более сильным, значительным и продуктивным [1].

В свете описанной проблематики становится актуальным вопрос об определении меры педагогического вмешательства в процесс становления и реализации общего потенциала личности одаренного ребенка. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении одаренных подростков, так как в подростковом возрасте личность может испытывать максимальное давление социума, связанное с изменением социального, образовательного, личностного статусов.

Понятие «адаптационный потенциал» рассматривается В.А. Якуниным в качестве синонимичного понятию «адаптивность» и привлекается для обозначения свойства, выражающего возможности личности к психической адаптации [2, с. 136].

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 22)

По мнению А.Г. Маклакова, личностный адаптационный потенциал определяет успешность адаптации, а также возможность сохранения здоровья и профессиональной работоспособности при возрастании интенсивности воздействия психогенных факторов [3, с. 16-24]. Такое определение особо актуально при обучении способных детей в специализированных классах.

В то же время чрезмерная академическая нагрузка специализированных классов может приводить к психической астенизации и формировать устойчивые психомоторные, эмоциональные и социальные дефициты личности, таким образом снижая степень реализации общего потенциала одаренной личности [4, с. 166-169].

С целью изучения адаптационного потенциала одаренных подростков нами была сформирована выборка учащихся лицея ИГУ с высоким уровнем Ю (культурно-свободный теста Р. Кет-телла), имеющих различные академические достижения и обучающихся по программам повышенной сложности. Сравнительный анализ осуществлялся с выборкой студентов художественного училища (высокие показатели креативности по тесту Е. Торренса). Контрольная выборка сформирована учащимися общеобразовательной школы (средние показатели креативности и интеллекта, нет серьезных достижений в академической и творческой деятельности). Применение статистического критерия Манна - Уитни подтвердило достоверность различий уровней интеллекта, а также совокупно образной и вербальной креативности в указанных выборках (и = 0,036 и 0,032 соответственно при р < 0,01). Возраст испытуемых - 15-16 лет, общий объем выборки - 87 человек.

С целью изучения особенностей адаптационного потенциала личности подростков в выделенных группах был использован опросник социально-психологической адаптивности К. Роджерса, Р. Даймонда, полученные результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Показатели социально-психологической адаптивности подростков

Как видно из рисунка 1, наибольшая выраженность показателей адаптивности характерна для высокоинтеллектуальных подростков. При этом общие профили социально-психологической адаптивности «интеллектуалов» и обычных школьников не имеют ярко выраженных «пиков» и в целом достаточно схожи. Значимые различия выявлены только по шкалам «адаптивность» и «принятие себя», которые, однако, не выходят за пределы нормативных значений (и = 0,046 и 0,041 соответственно при р < 0,05).

Высококреативные подростки, напротив, характеризуются большим диапазоном значений шкал опросника. Такие критерии, как «эмоциональный комфорт» и «внешний контроль», отражают заниженные показатели, достоверно отличающиеся от аналогичных данных респондентов других выборок. В совокупности это отражает более низкий уровень их социально-психологической адаптивности по сравнению с выборками высококреативных учащихся и подростков с нормальным уровнем интеллекта и креативности.

Полученные данные в целом могут свидетельствовать о том, что высокий интеллект сам по себе не является достаточным условием для успешной адаптации личности. Скорее, наличие

креативности, то есть творческого подхода, провоцирует в этом плане определенную неуспешность. Несмотря на то что нестандартное мышление, по идее, должно само по себе являться фактором формирования более широкого взгляда на проблемные ситуации и, соответственно, «помогать» поиску эффективных решений, результаты нашего исследования говорят об обратном. Студенты-художники, очевидно, испытывают большее напряжение на личностном и социальном уровнях, нежели их ровесники с высоким и нормальным интеллектом.

Вероятно, такая ситуация обусловлена не только психологическими факторами (структурой личности, особенностями копинг-стратегий и пр.), но и спецификой образовательного процесса художественного училища, осуществляемого в основном в групповом формате. Данные, полученные нами ранее при изучении социально-психологической адаптации художников в коллективе, подтверждают тот факт, что, для того чтобы успешно заниматься творческой изобразительной деятельностью, гораздо «удобнее» не принимать активное участие в групповой коллективной работе, быть «дезадаптированным» на социальном уровне (этим объясняется низкий коэффициент сплоченности коллектива в сфере деловых отношений: » 10 %) [5, с. 113-117].

Выявленный у креативных учащихся низкий уровень принятия себя в совокупности с повышенным самоконтролем, ведомостью и эскапизмом подтверждают описанные предположения и создают «зону уязвимости» для реализации творческого потенциала. Такая личность находится в процессе постоянного решения бессознательного внутреннего конфликта между потребностью «сохранить себя» и естественным в коллективе стремлением к конкурированию, признанием со стороны окружающих.

Таким образом, становится очевидно, что необходимы пересмотр форм и принятие мер педагогического вмешательства в процесс становления и реализации общего потенциала творческой личности. Безусловно, при обучении изобразительному искусству должна существовать базовая, начальная подготовка, требующая некоторых ограничений и навыков саморегуляции. Однако необходимо помнить, что излишние «рамки творчества» и требования академизма могут негативно сказаться на общем личностном потенциале одаренного ребенка.

Ссылки:

1. Соловьева С.Л. Ресурсы личности [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. 2010. № 2. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer02.php (дата обращения: 24.11.2015).

2. Якунин В.А., Добряк С.Ю. Психологическая адаптация первокурсников к обучению в вузе // Ярославский психологический вестник. М. ; Ярославль, 2004. Вып. 13.

3. Маклаков А.Г. Человек в экстремальных ситуациях, личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1.

4. Бурзунова Е.А. Изменение личностного потенциала одаренных подростков в условиях повышенной учебной нагрузки // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353.

5. Мартынова Е.А. Психологические особенности личности и социальной адаптации художественно одаренных студентов // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика : докл. междунар. конф. Иркутск, 1999. Кн. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.