Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы динамики творческих потенциалов одарённых учащихся'

Социально-психологические факторы динамики творческих потенциалов одарённых учащихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ДИНАМИКА ТВОРЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ / Г. РОРШАХ / ОТРАЖЕННАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / G. RORSCHACH / GIFTED CHILDREN / SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS / DYNAMICS OF CREATIVE POTENTIALS / REFLECTED SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глухова Вера Александровна

В статье рассматриваются особенности межличностных отношений одаренных детей в группе сверстников как один из социально-психологических факторов, способствующих или препятствующих реализации их творческих потенциалов. Анализируется возможность применения метода отраженной субъектности, который способствует выявлению более глубоких уровней межличностной интеграции одаренных детей, по сравнению с традиционным социометрическим исследованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глухова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Psychological Factors of the Gifted Pupils' Creative Potential Development

Peculiarities of the gifted children's interpersonal relations in a group of children of the same age as one of the socio-psychological factors promoting or preventing the realization of the creative potential are considered in the article. Possibility of applying the reflected subjectivity method which helps to bind out deeper levels of interpersonal integration of the gifted children in comparison with the traditional sociometric research is analyzed.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы динамики творческих потенциалов одарённых учащихся»

УДК 159.922.7 ББК Ю984.5

Глухова Вера Александровна

соискатель г. Челябинск Glukhova Vera Alexandrovna

Applicant for a Degree Chelyabinsk

Социально-психологические факторы динамики творческих потенциалов

одарённых учащихся

Socio-Psychological Factors of the Gifted Pupils’ Creative Potential

Development

В статье рассматриваются особенности межличностных отношений одаренных детей в группе сверстников как один из социально-психологических факторов, способствующих или препятствующих реализации их творческих потенциалов. Анализируется возможность применения метода отраженной субъектности, который способствует выявлению более глубоких уровней межличностной интеграции одаренных детей, по сравнению с традиционным социометрическим исследованием.

Peculiarities of the gifted children’s interpersonal relations in a group of children of the same age as one of the socio-psychological factors promoting or preventing the realization of the creative potential are considered in the article. Possibility of applying the reflected subjectivity method which helps to bind out deeper levels of interpersonal integration of the gifted children in comparison with the traditional sociometric research is analyzed.

Ключевые слова: одаренные дети, социально-психологические факторы, динамика творческих потенциалов, Г. Роршах, отраженная субъектность.

Key words: gifted children, socio-psychological factors, dynamics of creative potentials, G. Rorschach, reflected subjectivity.

Одним из аспектов проблемы реализации творческих потенциалов одарённых учащихся является чувствительность их развития к социальнопсихологическим факторам, способствующих или препятствующих этому развитию. К этим факторам относятся особенности межличностных отношений одаренных детей в группе сверстников.

Исследователи одарённых детей не дают однозначного ответа на вопрос, обеспечивает ли высокий уровень развития творческих способностей благоприятное положение в группе. По одним исследованиям (Е.Л. Яковлева, Е.К. Ягловская и др) — школьники с высокими показателями умственного

развития имеют высокое положение в статусной структуре группы, а с высокими показателями творческой одарённости — низкое; другие исследователи (А.Н. Воронин, Н.А. Тюрьмина, и др.) отмечали, что если коэффициент умственного развития (IQ) учащихся значительно превышал средний показатель по группе, то наблюдалась тенденция снижения социометрического статуса. [1, 6, 8, 9]

В статье анализируются материалы исследований трех параллелей учащихся, принятых в 1-ые классы лицея № 11 г. Челябинска в 1990-1992-гг. и окончивших школу в 2000-2002 гг.: 1 набор (1990-2000) гг.; 2 набор (1991-2001 гг.); 3 набор (1992-2002 гг.). Динамика творческих потенциалов учащихся рассматривается в соотнесении с тремя процессами развития личности в группе

— адаптации, индивидуализации и интеграции. По А.В. Петровскому, разные этапы в жизни человека различаются соотношением этих процессов: в детстве адаптация личности больше ее индивидуализации, в подростковом возрасте индивидуализация преобладает над адаптацией, начиная с юности интеграция личности больше индивидуализации [4]. У одаренных детей, вследствие их активности, индивидуализация протекает интенсивно, влияет на процессы адаптации, преобладание индивидуализации личности начинается раньше, чем у остальных детей. Возможностей для личностной интеграции как отражения («персонализации») собственной индивидуальности в других, в группе у одаренных больше. Хотя преимущественные возможности для социальной интеграции появляются только в том случае, если им удается реализовать интеллектуальные и творческие потенциалы. Данное исследование соотношения межличностной интеграции и развития творческих потенциалов одарённых учащихся учитывает методы и результаты эмпирического исследования отражённой субъектности в процессах творческой деятельности В.Г. Грязевой-Добшинской, в котором обнаружены закономерности эффектов межличностных влияний в процессе совместной творческой деятельности [2, 3].

Выявление особенностей соотношения психического развития (динамика творческих потенциалов) и личностного развития (в аспекте ее индивидуализации и интеграции в группе) и составляют предмет данной статьи.

В нашем исследовании для определения тенденций динамики творческих потенциалов и личностных свойств у одаренных учащихся использовался тест Г. Роршаха, который обладает возможностями диагностики в единой процедуре тестирования целостного субъекта, в которой специфически интегрированы

творческие способности и свойства личности — ее структура, направленность, психологические защиты, уровень культуры [2,3]. Диагностика творческой активности личности включала следующую совокупность показателей теста Г. Роршаха: уровень интеллектуального контроля (F+%, DF+), уровень

интеллектуальной инициативы (DM), уровень эмоциональной реактивности (DCF,FC,C), уровень эмоциональной активности (L), уровень «психофизической активности» (DFM, m1), уровень флексибельности (f), композиционного

мышления (Z); популярность интерпретаций (Pop); оригинальность интерпретаций (Or). Все названия показателей, аббревиатуры, их толкования восходят или к самому Г. Роршаху, или к принятому сейчас варианту [2,3]. В исследование выявлена динамика показателей теста Г. Роршаха в диапазонах ниже нормы (1), низкой нормы (2), нормы (3), выше нормы (4).

По результатам исследования наблюдалась положительная динамика по тесту Г. Роршаха: от показателей ниже нормы (1) к норме (2), от показателей нормы (2) к показателям хорошей (3) и выше нормы (4) связанным с адаптивной активностью — уровень интеллектуального контроля (DF, F%), индекс реалистичности (Pop). Особенно это выражено в динамике от 1-го класса к 7-му. При этом творческие потенциалы (уровень интеллектуальной инициативы DM, уровень оригинальности Or, уровень флексибельности f) показывают тенденцию к снижению от 1-го класса к 7-му, но затем некоторые из этих показателей вновь возрастают к 11-м классам (уровень интеллектуальной инициативы DM, уровень флексибельности f).

Социометрические исследования проводились на учащихся всех наборов в 4 - 5-х классах, в 6 - 7-х классах и в 11-х классах по стандартной процедуре (анализируются результаты социометрии только по деловому критерию). Варианты динамики по творческим показателям в классах одарённых учащихся сопоставлялся с динамикой социометрии и динамикой персонализации. Исследование персонализации проводилось на учащихся 1 и 2 наборов в конце 6-го класса. Для исследования их персоналиации была разработана специальная методика. Теоретическим основанием для разработки этой методики явилась концепция персонализации, разработанная А.В. Петровским и В. А. Петровским, а также специальный метод исследования личности — метод отражённой субъектности [4,5]. Отражённая субъектность выступает как продолженность одного человека в другом, как смысл первого для второго. Согласно этой концепции персонализации личность рассматривается в трёх образующих

единство подсистемах (интраиндивидная, интериндивидная, метаиндивидная). Метод отражённой субъектности (исследующий метаиндивидное измерение личности) даёт возможность выявить одарённых детей, у которых по-разному сформировалось отражённость их личности в сверстниках [5].

Нами специально проведена адаптация метода отражённой субъектности для исследования интеграции учащихся в классе, включающая стимульный материал, организацию эксперимента и интерпретацию данных. Разработанная психосемантическая методика основана на технике репертуарных решёток Дж. Келли (методика триад) [7]. Все учащиеся в соответствии со списком класса выступали в качестве объектов оценки, то есть являлись элементами репертуарной решётки. Оценочные конструкты образовывались каждым учащимся из списка класса. Полюса конструктов — учащиеся класса, которые выбирались каждым ребёнком в качестве образцов со знаком «+» или «—» для оценки личности друг друга. После стандартной обработки определялся вес каждого конструкта. Сравнение осуществлялось по групповым матрицам интеркорреляций конструктов, среди которых определялись конструкты, имеющие максимальные веса, то есть наиболее часто использовались в качестве конструктов учащимися данного класса. Выбор одноклассниками в качестве полюсов-конструктов отдельных учащихся и являлся показателем их отражённой субъектности в группе сверстников.

В результате исследования были выявлены учащиеся, которые имеют максимальные факторные веса по конструктам, заданные их именами, то есть на значимом уровне персонализированы в своих сверстниках. В двух классах были выявлены 21 учащийся, которые на значимом уровне персонализированы в своих сверстниках: 14 учащихся 6и класса 1-го набора и 7 учащихся 6и класса 2-го набора. Затем исследование было продолжено, когда учащиеся перешли в разные 8-е профильные классы.

При сравнении типов динамики творческих потенциалов и социометрических статусов и обнаружена наиболее выраженная взаимосвязь динамики одаренности и социального статуса от 1-х к 6-м классам, где учащихся с высокими творческими потенциалами более половины. Одарённые учащиеся с более высокими социометрическими статусами (звезды и предпочитаемые) в целом устойчиво сохраняют высокий уровень творческих потенциалов (диапазон хорошей нормы«3-3» и диапазон выше нормы «4-4»). При этом учащиеся, у которых выражено резкое снижение уровня творческих потенциалов (тип динамики 4^2, 4^1), имеют более низкий статус принятых (ф* = 1,76, р < 0,05, табл. 1).

Таблица 1

Соотношение динамики творческих потенциалов учащихся и социометрического статуса в 1-х - 6-х классах (1, 2, 3 наборы)

Статусы Типы динамики творческих потенциалов по Роршах-диапазонам

1-1 2-2 1^2 2^1 1^3 1^4 2^3 2^4 3^4 3-3 4-4 4^3 4^2 4^1 3^2 3^1 I % Статистический критерий

Звезда Предпочитаемые 3 6 7 3 19 33,3 Ф* = 1,76 р < 0,05

Принятые 5 3 5 12 25 43,9

Пренебрегаемые Изолированные Отвергаемые 2 4 5 2 13 22,8

Всего человек 10 13 17 17 57 100

Сопоставление типов динамики творческих потенциалов и социометрических статусов от младшего к старшему звену лицея в 1-м - 3-м наборах не обнаруживает их взаимосвязи. Однако в целом по всем возрастным периодам в 1-х - 3-х наборах эта взаимосвязь наблюдается (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь динамики творческих потенциалов учащихся

и социометрического статуса в 1-х - 6-х классах (1, 2, 3 наборы),

в 1-х - 11-х классах (1 и 2 наборы)

Статусы Типы динамики творческих потенциалов по Роршах-диапазонам

1-1 2-2 1^2 2^1 1^3 1^4 2^3 2^4 3^4 3-3 4-4 4^3 4^2 4^1 3^2 3^1 I % Статистический критерий

Звезда Предпочитаемые 4 9 10 4 27 33,3 Ф* = 2.24 р < 0,01

Принятые 7 9 8 15 39 43,9

Пренебрегаемые Изолированные Отвергаемые 3 7 8 4 22 22,8

Всего человек 14 25 26 23 88 100

Таким образом, по трем наборам изначально доминировали учащиеся с очень высокими творческими показателями (от 54% до 72%) наблюдаются тенденции дифференциации в подгруппах учащихся с высокими и средними статусами: звездах и предпочитаемых, с одной стороны, и принятых, с другой стороны.

В целом выявлены следующее тенденции. В группах с высокими творческими потенциалами учащихся (творческие потенциалы по Роршах-диапазонам 3-3, 4-4) высокий статус (звезды, предпочитаемые), с одной стороны, подтверждается высоким уровнем творческих потенциалов, а с другой стороны - актуализирует положительную динамику этих потенциалов. Обнаруженные тенденции, характерные для высококреативной образовательной среды лицея, создали собственное персональное пространство, максимально благоприятное в аспекте возможностей для самореализации.

Далее в исследовании определялось соотношение динамики творческих потенциалов и персонализации и обнаружено сопряжение типа динамики творческих потенциалов одаренных учащихся с их способностью персонализироваться в сверстниках (ф*= 1,89, р<0,05, табл. 3).

Таблица 3

Соотношение динамики творческих потенциалов учащихся и показателя персонализации в 1-х ^6-х классах (1 и 2 наборы)

Количество Типы динамики творческих потенциалов по Роршах-диапазонам

1-1 2-2 1^2 2^1 1^3 1^4 2^3 2^4 3-3 4 -4 3^4 4^3 4^2 4^1 3^1 3^2 I % Статистический критерий

Персонализированные учащиеся в 6-х кл. 1 3 8 2 14 36,8 р н.з.

Неперсонализированные учащиеся в 6-х кл. 3 9 5 7 24 63,2

Статистический критерий * ф = 1,89 р < 0,05

Статистический критерий * ф = 1,89 р < 0,05

Всего человек 5 12 13 9 38 100

Персонализированные одаренные учащиеся имеют устойчиво высокие показатели творческих потенциалов. У неперсонализированных одаренных учащихся преобладает положительная динамика от средних к высоким показателям творческих потенциалов. Возможно, это является ресурсом их последующей персонализации в старшем возрасте.

Применение метода отражённой субъектности в исследовании способствует выявлению более глубоких уровней межличностной интеграции одарённых учащихся, по сравнению с традиционным социометрическим исследованием. Этот метод также дает возможность сопоставить одаренных учащихся, которые раскрывали свой творческий потенциал в классе успешно, оказались максимально отраженными одноклассниками, и, напротив, таких одарённых учащихся, которые не сумели в полной мере раскрыть свой творческий потенциал из-за отсутствия интегрированности в группе сверстников.

Таким образом, преимущественные возможности для социальной интеграции у одаренных учащихся появляются только в том случае, если им удается реализовать собственные творческие потенциалы. Выявленные особенности соотношения психического развития (динамика творческих потенциалов) и личностного развития (в аспекте ее индивидуализации и интеграции в группе) показывают перспективность осуществляемого подхода к исследованию социально-психологических факторов развития творческих потенциалов одаренных учащихся.

Библиографический список

1. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. [Текст] /А.Н. Воронин / М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2004. -270 с.

2. Грязева-Добшинская, В.Г. Тест Роршаха в диагностике творческой активности личности [Текст] / В.Г. Грязева-Добшинская // Психология образования: региональный опыт. Материалы второй национальной научнопрактической конференции. М.: Изд. МГППУ, 2005. - С. 90-91.

3. Грязева-Добшинская, В.Г. Феномены субъектности в современном искусстве / В.Г. Грязева-Добшинская. [Текст] // Вопросы психологии - 2006.

- №1 - С. - 93-104.

4. Петровский, А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии. / А.В. Петровский [Текст] // Вопросы психологии. - 1984. - №4

- С. 15-29.

5. Петровский, В.А. Личность в психологии [Текст] / В.А. Петровский / -Ростов-на-Дону: Изд. ЮРГУ, 1996. - 510 с.

6. Тюрьмина, Н.А. Креативность в сфере общения: психологические

особенности, условия формирования в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Тюрьмина Наталья Александровна; (Каз. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева). - Казань, 2004. - 17 с.

7. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. [Текст] / Ф. Франселла, Д. Банистер /

- М.: Прогресс, 1987. - 236 с.

8. Ягловская, Е.К. Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе. [Текст] / Е.К. Ягловская // Вопросы психологии - 1998. - №3 - С. 107-108

9. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е.Л. Яковлев / - М.: МПСИ, Изд-во «Флинта», 1997. - 224 с.

Bibliography

1. Fransella, F. New Method of a Personality Research: Manual of the Personal Methods Repertoire. [Text] / F. Fransella, В. Banister / - M.: Progress, - 1987. -236 p.

2. Gryazeva-Dobshinskaya, V.G. Rorshakh’s Test in the Diagnosis of a Person’s Creative Activity [Text] / V.G. Gryazeva-Dobshinskaya // Psychology of Education: Regioual Experience/ Materials of the Second National Scientific-Practical Conference. M.: Moscow State Psychological-Pedagogical University. -2005. - P. 90-91.

3. Gryazeva-Dobshinskaya, V.G. Phenomena of Subjectivity in Modern Art [Text] / V.G Gryazeva-Dobshinskaya // Questions of Psychology - 2006. - №1 - P. 93104.

4. Petrovsky, A.V. Problems of a Personality Development from the Point of View of Social Psychology. [Text] / A.V. Petrovsky // Questions of Psychology - 1984.

- №4 - P. 15-29.

5. Petrovsky, V. A. Personality in Psychology [Text] / V.A. Petrovsky / Rostov-on-Don: State pedagogical University Publishing House. - 1996. - 510 p.

6. Tyurmina, N.A / Creativity in the Sphere of Communication: Psychological Peculiarlies, Conditions of Formation at Growing Age: Synopsis of Thesis Cand. of Psych. [Text] / Tyurmina Natalya Alexandrovna, (Kaz. State Technical University After A.N. Tupolev) - Kazan, - 2004. - 17 p.

7. Voronin, A.N. Intellect and Creativity in the Interpersonal Cooperation. [Text] / A.N. Voronin / M.: «Psychology Institute of the Russian Academy of Science». -2004. - 270 p.

8. Yaglovskaya, E.K. Relations of Intellectually Gifted Preschool Age Children in a Group. [Text] / E.K. Yaglovskaya / Questions of Psychology. - 1998. - №3. - P. 107-108.

9. Yakovleva, E.L. Psychology of a Personality’s Creative Potential Development [Text] / E.L. Yakovleva / M.: «Flinta» Publishing House. - 1997. - 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.