Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании'

Научно-методическое сопровождение развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SCIENTIFIC-METHODICAL SUPPORT / ОДАРЕННЫЙ ПОДРОСТОК / ПОТЕНЦИАЛ ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА / GIFTED TEEN POTENTIAL / ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / PERSONAL PHENOMENON / A GIFTED TEEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна, Михалева Екатерина Сергеевна

В статье актуализируется значимость в развитии потенциала продуктивных взаимоотношений одаренного подростка с социумом путем приобретения подростком личностных новообразований («Я-актуальное», «Я-потенциальное», «Я-перспектива»). Отмечено, что современные одаренные подростки не в полной мере готовы к развитию своего потенциала, причем большинство из них осознают значимость своего потенциала и реализации своей деятельности для социума. Анализируется роль и место научно-методического сопровождения в развитии потенциала одаренных подростков в креативном образовании, взаимодействие субъектов в триаде «сотворчество сотрудничество самообразование», формирующих представленность Другого субъекта в развитии собственного потенциала и создающих атмосферу творчества креативнорефлексивной среды. Материалом для данного исследования послужили результаты тестирования, выполнение заданий, наблюдение за деятельностью подростков, контентанализ. Исследование подтверждено статистической значимостью проверенных с помощью G-критерия знаков (по Д.Б. Оуэну), корреляционным анализом и анализом опыта автора. Дана интегративная характеристика личности одаренного подростка. Обозначен рост ответственности в области изучения и развития собственного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна, Михалева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-methodical support of gifted teenagers in creative education

The article actualizes the importance of the development of talented teenager potential for productive relationship with society through the acquisition of a teenager personality tumors ("Actual Self", "Potential Self", "Perspective Self"). It is noted that current gifted adolescents are not fully ready to develop their potential and most of them are aware of the significance of their potential and the implementation of their activities for society. The article examines the role and place of scientific and methodological support in the development of potential of gifted adolescents in creative education, the interaction of actors in the triad "co-creation collaboration self-education," forming a representation of the Other in the development of their potential and creating an atmosphere of creativity in creative-reflective environment. The material for this study consists of the test results, completing tasks, monitoring the activities of adolescents, content analysis. The study was confirmed using statistical significance of the G-criterion of signs (by D.B. Owen), correlation analysis and analysis of the author's experience. The integrative characteristic of personality of a gifted teenager is given. The growth of teenagers' responsibility in the field of studying and development of their own potential is marked.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании»

УДК 37.032

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА В КРЕАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В.Г. Рындак1, Е. С. Михалева2

1,2ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» Россия, Оренбург, 460000, ул. Советская, 19; тел. 8(3532) 776802 1Б-ша11: ped@bk.ru 2Е-шаП: sckoriantowa@yandex.ru

В статье актуализируется значимость в развитии потенциала продуктивных взаимоотношений одаренного подростка с социумом путем приобретения подростком личностных новообразований («Я-актуальное», «Я-потенциальное», «Я-перспектива»). Отмечено, что современные одаренные подростки не в полной мере готовы к развитию своего потенциала, причем большинство из них осознают значимость своего потенциала и реализации своей деятельности для социума. Анализируется роль и место научно-методического сопровождения в развитии потенциала одаренных подростков в креативном образовании, взаимодействие субъектов в триаде «сотворчество - сотрудничество - самообразование», формирующих представленность Другого субъекта в развитии собственного потенциала и создающих атмосферу творчества креативно-рефлексивной среды. Материалом для данного исследования послужили результаты тестирования, выполнение заданий, наблюдение за деятельностью подростков, контент-анализ. Исследование подтверждено статистической значимостью проверенных с помощью О-критерия знаков (по Д.Б. Оуэну), корреляционным анализом и анализом опыта автора. Дана интегративная характеристика личности одаренного подростка. Обозначен рост ответственности в области изучения и развития собственного потенциала.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, одаренный подросток, потенциал одаренного подростка, личностные новообразования.

В современном обществе актуализируется успешность личности обучающегося в области развития своего потенциала, продуктивных взаимоотношений с социумом. Сензитивным периодом в развитии потенциала является подростковый возраст, так как происходит активное формирование системы ценностей, то есть подросткам присущи осознание эталонов самоотношения и самооценивания, потребность в познавательной активности, становления собственной точки зрения по социально-значимым проблемам современного мира и поиску жизненного пути в реалиях социальной действительности.

Выделим специфическую особенность потенциала в подростковой одаренности как «интегративную характеристику личности», ее тесную связь с познавательными возможностями, способностями и избирательностью видов деятельности, а именно: умственные возможности, включающие интеллектуальные способности, такие как конвергентные способности, интеллект, обучаемость; творческие возможности -дивергентные способности, например оригинальность, точность, гибкость; социальные возможности - коммуникативные и организаторские способности.

Данная характеристика обеспечивала успешность и высокую результативность достижений по сравнению с возрастной и социальной нормами. Наши наблюдения, а

1 Рындак Валентина Григорьевна, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и социология»

2 Михалева Екатерина Сергеевна, аспирант кафедры «Педагогика и социология»

также диалог с подростками на возвышенные темы, например о любви и смысле жизни, позволил отметить, как важно не потерять их доверие, помочь утвердиться в значимости развития своего потенциала. Для подростков важно было приобретать личностный опыт творческой, исследовательской деятельности, демонстрировать различные социальные роли и импровизировать на занятиях.

Отметим, что, несмотря на развитие потенциала, накопление методологии опыта творческой деятельности, подросток по-прежнему попадает в ситуации, в которых необходимо новое оригинальное решение проблем, способствующее развитию его потенциала, следовательно необходимо акцентировать внимание на развитии высокого уровня потенциала, который будет способствовать решению образовательных задач с помощью нестандартных креативных приемов и способов. Вследствие этого приоритетным направлением выступает креативное образование.

Это требует проведения анализа и оценки роли и места научно-методического сопровождения одаренного подростка в креативном образовании. Данный анализ позволил узнать и понять степень освоения методологии, оценить приобретение подростками опыта творческой деятельности. Предполагалось, что такое сопровождение сможет изменить современную систему креативного образования.

Подтверждение этому мы находим в исследованиях М.М. Зиновкиной: «Целенаправленное освоение обучаемым передаваемых ему методологии и опыта творческой деятельности, формирование на этой основе собственного творческого опыта: знаний, умений, навыков, способов решения учебно- и профессионально-творческих задач и есть креативное учение» [2, с. 38]. Встает вопрос: в чем же проявляется эффективность креативного учения?.

Результаты нашего исследования позволяют отметить, что эффективность креативного учения проявляется в опыте творческой деятельности, поведении и развитии творческого мышления, способностей и качеств творческой личности, усвоения содержания системы учебных дисциплин (предметов) креативной и инновационной направленности, которые разрабатываются в соответствии с особенностями и структурой образовательной и профессионально-творческой деятельности. Целенаправленную, последовательную передачу методологии творческой деятельности и творческого опыта одаренному подростку (креативное обучение) реализует педагог в психолого-педагогической деятельности.

Научно-методическое сопровождение в развитии потенциала одаренных подростков в креативном образовании реализовывалось во взаимодействии субъектов в триаде «сотворчество - сотрудничество - самообразование», которое формирует представленность Другого субъекта в развитии собственного потенциала одаренного подростка и создает атмосферу творчества креативно-рефлексивной среды.

Материалом для данного исследования послужили результаты тестирования, выполнение заданий, наблюдение за деятельностью подростков, контент-анализ, корреляционный анализ и анализ опыта авторов.

Теоретические основы исследования

Личность одаренного подростка, на первый взгляд, содержит в себе индивидуальные особенности, а именно: развитые способности с высоким уровнем интеллекта, достижение личностных результатов в каком-либо виде деятельности и высокую креативность [5]. Но при этом проблемы одаренности переживаются наиболее сложно, особенно в социально-психологических проблемах общения и выстраивания доверительных отношений в социуме [3]. Вследствие этого развитие не всегда может быть успешным для одаренного подростка, который в последующем может не проявить свой потенциал ни в каких достижениях.

Одаренный подросток характеризуется не просто уровнем способностей, но и общими особенностями психики личности, определяющими развитие и реализацию его способностей в деятельности. Исследователи выделяют различные индивидуально-типологические варианты развития одаренного подростка. Следует рассмотреть два критерия, которые положены в основу каждого варианта. К первому критерию относится высокий уровень «нормы одаренности», включающий признак благополучного и невротического развития и особую одаренность как благополучное развитие личности с проявлениями диссинхронии. Второй критерий - это трудности подростка в установлении контакта, креативности и саморегуляции, то есть наличие или отсутствие особых проблем у одаренного подростка (Т.В. Якимова) [6].

Появление проблем в подростковой одаренности, в нашем исследовании, обусловило возникновение следующих педагогических рисков в процессе развития, обучения и воспитания: личностных (низкая мотивация и нестабильность интересов; неконструктивное общение и коммуникативная напряженность; завышенные требования родителей) и образовательно-технологических (авторитарный стиль взаимодействия в образовательном процессе; высокая познавательная нагрузка; недостаточный анализ социально-педагогической ситуации; отсутствие индивидуального маршрута), очерчивающих проблемные области исследуемого феномена, знание и своевременное предопределение которых позволяет отбирать продуктивные способы развития потенциала каждого одаренного подростка в креативном образовании.

Исследователи отмечают связь умственной активности с саморегуляцией по отношению к различным видам деятельности (общая одаренность), или в конкретных видах деятельности, например в рисовании, технике, музыке (специальная одаренность). Также акцентируется внимание на том, что существует два типа развития одаренных обучающихся: это «гармоничное» и «дисгармоничное», в основе которых лежит опережение в умственном развитии (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков). Определяя уровень развития своего потенциала, одаренные подростки одновременно предопределяют и уровень своих жизненных притязаний. Они стараются не только осознать сущность возможных направлений в своей предстоящей деятельности, но и разобраться в личностном смысле, понять, что именно эта деятельность может дать им самим, в какой степени она соответствует их интеллектуальным, творческим, социальным способностям. Этими сущностными характеристиками определяются требования к содержанию процесса развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании.

Выявлено, что «потенциал одаренного подростка» включает собственно-потенциальную, мотивационную и когнитивную составляющие. Собственно-потенциальная составляющая представлена тремя компонентами: умственными, творческими и социальными возможностями. Мотивационная составляющая представлена потребностью в овладений оценочной деятельностью в контексте своих индивидуально выраженных способностей и возможностей. Когнитивная составляющая - это успешность и высокая результативность достижений одаренного подростка, приобретенная в результате креативного образования.

В нашем исследовании креативное образование обеспечивается максимальной степенью индивидуализации при решении проблем образовательного процесса и учитывает ценности и интересы личности одаренных подростков. Целью креативного образования является создание условий для развития потенциала одаренных подростков, самореализации их индивидуальности в сфере избранной ими деятельности с опорой на способности, возможности, интересы и потребности, а также воспитание уверенности в своих творческих силах, смелости мысли, способности генерировать

новые нестандартные идеи, потребности в творческом образе жизни. Необходимо отметить, что креативное образование является альтернативой образованию репродуктивному, преимущественно прагматическому, образованию «знания опыта», нормативному (исполнительскому).

Следовательно, под «креативным образованием» мы понимаем образование, в котором взаимодействие субъектов образовательного процесса ориентировано на развитие интеллектуальных, творческих, социальных возможностей одаренного подростка, закрепление установки на создание инноваций, включающее анализ проблем и вариантов деятельности. Отметим, что доминирующим компонентом креативного образования являются интересы и ценности одаренных подростков.

Методика исследования

Наше исследование проводилось в 2014-2017 гг. в образовательных организациях г. Оренбурга. Объем выборки - 95 одаренных обучающихся восьмых и девятых классов Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья; седьмого класса гимназии № 1; десятых классов лицея № 6; десятых классов средней образовательной школы № 69 и девятых классов в Штабе школьно-студенческих профильных отрядов «Краски» (Отдел «Центр детского и молодежного движения «Радуга», МБУДО Дворец творчества детей и молодежи г. Оренбурга).

Для диагностики использовались следующие методики: овладения оценочной деятельностью в контексте своего потенциала (авторская), «Самоанализ личности» (О.Н. Мотков), диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерса), «Эскизы» (модификация В.Г. Рындак), «КОС-1» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин); тест на выявление уровня развития потенциала одаренного подростка, разработанный на основе рекомендаций В.Г. Рындак, тест В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик, диагностики интеллекта, тест творческого мышления П. Торренса, «Выражение» (диагностика дивергентного мышления, модификации Б.С. Туник, Д.Б. Богоявленской, Т.А. Барышевой); анкеты на изучение знаний о сущности понятия «потенциал» одаренного подростка (авторская).

Стратегическая цель образования подростков в нашем исследовании заключалась в следующем: развитие потенциала одаренного подростка в креативном образовании, обеспечивающем приобретение подростком личностных новообразований («Я--актуальное» - осознание подростком объективной значимости взаимодействия с педагогом, направленного на развитие потенциала в настоящее время; «Я-потенциальное» -представление о том, какой мог бы быть потенциал в его развитии, «Я-перспектива» -планирование новых целей и стремлений, участие в построении перспектив своего развития) в ходе индивидуального образовательного маршрута соответственно его личностным потребностям, способностям, возможностям и интересам.

Корреляционный анализ выявил качественные различия структурных показателей, характеризующих потенциал одаренного подростка в креативном образовании каждого обучающегося на различных образовательных площадках, что отражено в монографических портретах.

Анализ результатов показателей потенциала одаренного подростка в креативном образовании ГБОУ «Губернаторском многопрофильном лицее-интернате для одаренных детей Оренбуржья» показал, что у Ангелины Ж. ярко выраженное преобладание креативного критерия, есть также высокий уровень мотивации, проявляющийся в активной нравственной позиции, но при этом она недооценивала значимость своего труда. Данная ситуация могла бы привести к неполной реализации потенциала, так как подросток недооценивал свои результаты в различных областях деятельности.

У Айны Б. средний уровень потенциала во всех областях, но мы отметили, что после реализации программы у подростка был заметен рост практически по всем критериям. Подтверждением этому была заинтересованность подростка в развитии своего потенциала на занятиях. Она зарекомендовала себя как целеустремленный человек.

Результаты методики «КОС-1» указывали на высокие коммуникативные способности у Зарины К. Также по методике «КОТ» у подростка имелись высокие интеллектуальные способности, что возможно указывало на развитие способностей в области социального интеллекта, то есть правильного понимания поведения людей.

По результатам методики «КОТ» Алина Н. продемонстрировала высокий уровень интеллектуальных способностей. На творческую направленность личности указывали результаты по методике творческого мышления П. Торренса «Субтест 1», так, например, подросток предложил оригинальное название своему рисунку («Туннель к добру»).

Анализ результатов методики «КОС-1» указывает на то, что у Виктора Р., единственного в группе, высокие показатели организационных способностей, но в то же время мы большее внимание уделяли развитию его творческих и интеллектуальных способностей.

Одаренные подростки ГБОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья» отличались высоким уровнем мотивации. Подтверждение этому мы находили в методике диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, которая выявила высокий уровень мотивации у одаренных подростков (Кирилл Д., Виктор З., Татьяна К., Камила К., Михаил Ф., Ольга К., Влада О., Карина К., Динар Р., Влада А., Тимур К.).

Результаты диагностики показали, что у одаренных подростков в МОАУ «Лицей № 6» достаточно высокие баллы по методике «Самоанализ личности». Подростки умело оценивали свои способности и стремления. Но, несмотря на высокие баллы по самоанализу, у Яны Ш. были высокие организационные и самые высокие интеллектуальные способности из всей выборке. Кроме того, в ходе беседы выяснилось, что у нее много побед в различных олимпиадах, но у подростка наблюдается заниженный уровень ответственности перед коллективом. Данная ситуация могла бы привести к полной потери ответственности группы за выполнения заданий, данные педагогом, так как подросток оказывал непосредственное влияние своим авторитетом на поведение подростков в классе.

Высокие показатели методики «КОС-1» свидетельствовали о значительном развитии организационных способностей в группе (Екатерина С., Оксана И., Ольга Г., Анастасия З). У них было отмечено преобладание рациональности в общении, лидерских качеств, также они являлись хорошими организаторами в классе. Уточним, что у Ангелины Д. наблюдались высокие коммуникативные способности, она проявляла свою активную жизненную позицию на занятиях, умело находила контакт с одноклассниками.

Результаты диагностики показали, что у большинства одаренных подростков в МОАУ «Гимназия № 1» присутствовал средний уровень потенциала. Но у каждого из них выделены индивидуальные особенности в том или ином критерии. Например, Никита А. имел высокий уровень коммуникативных способностей, проявлял самостоятельность в преодолении трудностей. У Ивана Ч. очень высокие коммуникативные способности и очень высокие баллы по оригинальности, этому способствовала реализация креативных методов в развитии умения оригинально представить результат деятельности, а также умения формулировать понятия и правила, генериро-

вать идеи. При этом по результатам методики «Эскизы», когда по инструкции педагога необходимо было создать рисунок, используя 40 кругов, подросток использовал все круги, объединив в один общий рисунок под названием «Офис», что свидетельствовало о нереализованном скрытом потенциале.

Ярко выраженная эмоциональная экспрессия наблюдалась у Кирилла Ч., то есть для него свойственно эмоциональное проявление своих чувств и переживаний. С одной стороны, это могло бы привести к различным затруднениям в установлении межличностных отношений, но с другой - являлось стимулом творческой активности, что позволило ему вести себя раскованно, открыто выражая свои мысли, переживания, приобретая навык рефлексии.

У Анастасии Р., Владимира Л., Юли А., Дианы А., Дамира Г. отмечен высокий уровень разработанности темы, что свидетельствовало о наиболее выраженной способности к изобретательству, конструктивной деятельности. Екатерина Ч., Леонид С. показали высокий уровень коммуникативных способностей, высокий уровень мотивации, но низкий уровень ответственности. Высокие показатели по гибкости у Ольги М. свидетельствовали о ее способности выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблем к другим, использовать различные стратегии решения. Елизавета М. имела активную нравственную позицию, которая выражалась в уважении к окружающим и стремлении к самовоспитанию. Высокие показатели по степени отдаленности идеи от стимулов наблюдались у Алены У, что свидетельствовало о трансформации обычных идей, когда обыденные вещи приобретают новый, нередко противоположный исходному смысл. Результаты диагностики по методике «Самоанализ личности» свидетельствовали о самом большом показателе из всей выборки у Семена Г., что говорит о его активности, целеустремленности, уважении к результатам своего и чужого труда, стремлении к изучению нового. Владислава Ж. продемонстрировала высокий уровень потенциала по собственно-потенциальной (организаторские и творческие способности, определяющие высокий уровень разработанности оригинальных идей), мотивационной составляющей, демонстрируя творческую активность.

Результаты диагностики показали, что у большинства подростков в МОАУ СОШ № 69 г. Оренбурга отмечался средний уровень потенциала, но была замечена тенденция в развитии потенциала одаренных подростков. Так, например, у Анны К. по методике «КОТ» наблюдались высокие результаты по интеллектуальным способностям. Высокие показатели по методике творческого мышления П. Торренса свидетельствовали о наличии творческих способностей, подтверждением этому являлся рисунок в виде «мини-мультика» «Little Ропу». То есть, подростку свойственна оригинальность, своеобразие творческого мышления, логичность, выбор адекватного решения при достижении поставленной цели, разработанность (была четко представлена детализация, эмоциональность и выразительность образа рисунка).

Анализ результатов показал, что у Арины Ч. высокие коммуникативные способности, которые проявлялись в общении, в свободной передаче информации (визуально, вербально, концептуально, эмоционально) одноклассникам.

Высокий уровень социальных возможностей наблюдался у Богдана Я. Он умело организовывал свою деятельность и деятельность одноклассников, оказывал непосредственное влияние своим авторитетом на группу, создавая положительный эмоциональный фон в классе.

По методике «КОТ» Нина С. набрала высокие результаты по интеллектуальным способностям. В ходе беседы выяснилось, что у нее есть способности к изучению иностранных языков.

Результаты диагностики показали, что у подростков из Штаба ШСПО «Краски» достаточно высокий уровень потенциала с высоким уровнем самоанализа. По результатам диагностик Дина Т. демонстрировала высокие результаты по интеллектуальным и коммуникативным способностям, а также по уровню оригинальности, которая проявлялась в способности к выдвижению новых нестандартных идей.

Высокий уровень интеллектуальных способностей отмечался у Ульяны Б., он проявлялся посредством рассуждений в социально-педагогических ситуациях, выражения собственных мыслей и создания метафор, что позволило подростку упростить для сверстников поступающую от педагога информацию. Стоит отметить, что несмотря на высокие показатели у Ульяны Б. присутствовали скрытые способности, о чем свидетельствовал рисунок, объединивший круги в один общий рисунок под названием «Лунтик».

Яне К. и Полине С. свойственны творческая активность и энергичность в общественных мероприятиях, а также они проявляли искренность и открытость в отношениях как со сверстниками, так и с педагогами, что свидетельствовало о наличии высоких коммуникативных способностей.

Высокие показатели оригинальности продемонстрировали Дарья А. и Дина Т. Они проявлялись в способности выдвижения новых разнообразных нестандартных идей, а также в умении переходить от одного аспекта проблемы к другим и использовать различные стратегии решения, следовательно, этому предшествовала высокая информированность и мотивация. Проявление уникальности в способах создания и детализации образов, логика, разработанность и завершенность сюжета наблюдались у Анастасии Ч.

Исследование было подтверждено статистической значимостью, проверенной с помощью О-критерия знаков (по Д.Б. Оуэну). Расчет предоставил следующие значения: потенциал одаренного подростка имел число «типичных сдвигов» равное 95, где объем выборки меньше объема выборки по критическим значениям знаков О = 35, поэтому сдвиг в типичную сторону считался достоверным. Итак, сдвиг развития потенциала одаренных подростков после применения программы являлся не случайным с вероятностью р = 0,01. Отметим, что под вероятностью р = 0,01 имеется в виду вероятность совершения ошибки в принятии альтернативной гипотезы, подтверждающей сдвиг результатов в типичную сторону.

Итоги исследования

Полученные данные позволяют отметить, что высокий уровень развития потенциала одаренных подростков в креативном образовании на формирующем этапе, увеличился на 23,8 %, на среднем уровне - сократился на 12,5, на достаточном уровне - сократился на 9,8 %, на низком уровне - сократился на 1,5 %, что подтверждалось О-критерием знаков, позволивших констатировать успешность реализации педагогических условий изучаемого феномена.

Анализ статистических данных, представленных на рис. 1, показывает, что наблюдается заметное возрастание уровня потенциала одаренных подростков в креативном образовании на констатирующем и формирующем этапе эксперимента изучаемого феномена.

Полученные экспериментальные данные подтверждались ростом качественных показателей развития потенциала одаренных подростков на различных экспериментальных площадках. Зафиксирован устойчивый рост основных показателей результатов интеллектуальной, творческой, социальной деятельности одаренных подростков.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

До эксперимента

После эксперимента

I Мотивационный критерий ■ Когнитивный критерий Деятельностный критерий ■ Креативный критерий

Рис. 1. Динамика развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании

В ходе эксперимента выявлено следующее:

- одаренные подростки, являющиеся представителями высокого уровня развития потенциала, демонстрировали четко сформированные знания о сущности понятия «потенциал»; высокий уровень потребностей в овладении оценочной деятельностью в контексте своего потенциала; владение интеллектуальными, творческими, социальными способами деятельности; высокий уровень умений оригинально представить результат достижений в определенной деятельности; умение принимать адекватное решение по поставленной цели, умение воспроизводить большое количество идей, умение быстро переключаться с одного аспекта проблемы на другой;

- на среднем уровне развития потенциала одаренные подростки демонстрировали сформированные представления о сущности понятия «потенциал»; владели интеллектуальными, творческими, социальными способами деятельности; показывали наличие фрагментарной потребности в достижении результатов определенной деятельности; не всегда импровизировали и находили нестандартные решения проблем; иногда генерировали новые идеи;

- на достаточном уровне развития потенциала одаренного подростка был выявлен интерес к развитию потенциала, проявлялась эпизодическая потребность в достижении результатов деятельности; владение интеллектуальными или творческими, или социальными способами деятельности; неумение импровизировать и находить нестандартные решения проблем; неумение генерировать новые идеи;

- на низком уровне развития потенциала одаренного подростка наблюдались поверхностные знания о сущности понятия «потенциал»; отсутствие личностной мотивации и интереса к развитию своего потенциала, фрагментарная потребность в достижении результатов определенной деятельности; владение лишь отдельными интеллектуальными, творческими или социальными способами деятельности; умение слушать других, но нежелание самостоятельно включаться в обсуждение.

В заключение отметим, что результаты экспериментальной работы свидетельствуют о реализации программы как неотъемлемого элемента системы образования, который способствовал развитию потенциала одаренного подростка в креативном образовании. Данное развитие обеспечивалось целями совместной деятельности педагогов и обучающихся, понятыми ими и реализованными в партнерском стиле об-

щения; организацией креативно-рефлексивной среды, способствующей мотивации успеха в решении нестандартных задач, активному включению одаренного подростка в разнообразную деятельность, приводящему к новаторству, воспроизведению оригинальных идей; внедрением в образовательный процесс социально-педагогических ситуаций отношений и общения, что подтверждалось положительной динамикой исследуемого феномена. На 16,9 % сократился средний уровень развития потенциала одаренного подростка. Достаточный уровень сократился на 10,4 %. В малочисленной группе одаренных подростков с низким уровнем потенциала произошло сокращение на 1,5 %. Для статистической проверки результатов проведенной исследовательской работы был использован показатель G-критерий, где сдвиг в типичную сторону считался достоверным, с вероятностью p = 0,01.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бугакова, Е.В. Творческое саморазвитие старшеклассника в креативном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Екатерина Владимировна Бугакова. — Оренбург, 2011. - 28 с.

2. Зиновкина, М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века. (Теория и практика): монография / М.М. Зиновкина. - М.: МГИУ, 2007. - 306 с.

3. Краснова, В.И. Самореализация одаренного подростка во внеучебной деятельности сельской школы: автореф. дис. ... кан. пед. наук : - Оренбург, 2013. - 27 с.

4. Рындак, В.Г. Педагогика креативности: монография / В.Г. Рындак. - М.: Изд. дом «Университетская книга», 2012. - 284 с.

5. Рабочая концепция одаренности / ред. Д.Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. - М.: ИЧП Магистр, 2003. - 95 с.

6. Якимова, Т.В. Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук : - Москва, 2008. - 29 с.

7. Benbow, C.Р. When lightning strikes twice: profoundly gifted, profoundly accomplished / С.Р. Benbow, H.J. Kell, D. Lubinski, M.C. Makel, M. Putallaz // Psychological Science. -2016. - Vol. 27 (7). - Р. 1004-1018

8. Schiermeier, Q. Russia: Positive policy, poor productivity / Q. Schiermeier // Nature. - L.: Nature Publishing Group. - 2016. - Vol 537. - 22 september. - P. 152-155

9. Stanley, J.C. Helping students learn only what they don't already know / J.C. Stanley // Psychology, Public Policy and Law. - New York: American Psychological Association, 2000. -№ 6. - Р. 216-222.

10. Vanderbilt University [Электронный ресурс] [официальный сайт]. Эктрон. дан. [На-швилль, Б.Г.]. - Режим доступа: https://my.vanderbilt.edu/smpy/. - Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 15.12.2017 В окончательном варианте 27.01.2018

UDC 37.032

SCIENTIFIC-METHODICAL SUPPORT OF GIFTED TEENAGERS IN CREATIVE EDUCATION

V.G. Ryndak1, E.S. Mikhaleva2

1,2Orenburg state pedagogical University 19, Sovetskaya Str., Orenburg, 460000 :E-mail: ped@bk.ru 2E-mail: sckoriantowa@yandex.ru

1 Valentina G. Ryndak, Dr. Ped. Sci., Professor, Head of Pedagogy and Sociology Department

2 Ekaterina S. Mikhaleva, postgraduate student of Pedagogy and Sociology Department

The article actualizes the importance of the development of talented teenager potential for productive relationship with society through the acquisition of a teenager personality tumors ("Actual Self", "Potential Self", "Perspective Self'). It is noted that current gifted adolescents are not fully ready to develop their potential and most of them are aware of the significance of their potential and the implementation of their activities for society. The article examines the role and place of scientific and methodological support in the development ofpotential of gifted adolescents in creative education, the interaction of actors in the triad "co-creation - collaboration - self-education," forming a representation of the Other in the development of their potential and creating an atmosphere of creativity in creative-reflective environment. The material for this study consists of the test results, completing tasks, monitoring the activities of adolescents, content analysis. The study was confirmed using statistical significance of the G-criterion of signs (by D.B. Owen), correlation analysis and analysis of the author's experience. The integrative characteristic ofpersonality of a gifted teenager is given. The growth of teenagers' responsibility in the field of studying and development of their own potential is marked.

Keywords: scientific-methodical support, a gifted teen, gifted teen potential, personal phenomenon.

REFERENCES

1. Bugakova, E.V. Tvorcheskoe samorazvitie starsheklassnika v kreativnom obrazovanii [Creative self-development of high school students in creative education]: author. dis ... kand. ped. sciences: 13.00.01 / Ekaterina Bugakova. Orenburg, 2011. 28 p.

2. Zinovkina, M.M. NFTM-TRIZ: Kreativnoe obrazovanie XXI veka. (Teoriya i praktika): monografiya [NFTM-TRIZ: Creative education of the XXI century. (Theory and practice): monograph] / M.M. Zinovkina. M.: MGIU, 2007. 306 p.

3. Krasnov, V.I. Samorealizaciya odarennogo podrostka vo vneuchebnoj deyatel'nosti sel'skoj shkoly [Self-realization of a gifted teenager in extracurricular activities in rural schools]: author. dis. ... kand. ped. sciences / V.I. Krasnov. Orenburg, 2013. 27 p.

4. Ryndak, V.G. Pedagogika kreativnosti: monografiya [Pedagogy of creativity: monograph] / V.G. Ryndak. Moscow: Publishing House. house "University book", 2012. 284 p.

5. Rabochaya koncepciya odarennosti [The working concept of giftedness] / edited by D.B. Bo-goyavlenskaya, V.D. Shadrikov. Moscow: IPE MA, 2003. 95 p.

6. Yakimova, T.V. Specifika semejnoj situacii razvitiya intellektual'no odarennyh podrostkov [The specifics of the family situation of development of intellectually gifted adolescents]: avtoref. dis. kand. the course of studies. of Sciences / T.V. Yakimova. Moscow, 2008. 29 p.

7. Benbow, C.R. When lightning strikes twice: profoundly gifted, profoundly accomplished / C.R. Benbow, H.J. Kell and D. Lubinski, M.C. Makel, M. Putallaz // Psychological Science. 2016. Vol. 27 (7). P. 1004-1018

8. Schiermeier, Q. Russia: Positive policy, poor productivity / Q. Schiermeier // Nature. L.: Nature Publishing Group. 2016. Vol 537. 22 september. P. 152-155.

9. Stanley, J.C. Helping students learn only what they don't already know / J.C. Stanley // Psychology, Public Policy and Law. New York: American Psychological Association, 2000. № 6. P. 216-222.

10. Vanderbilt University [Electronic resource]: [official website]. Ektron. Dan. [Nashville, BG]. -Mode of access: https://my.vanderbilt.edu/smpy/ The title screen.

Original article submitted 15.12.2017 Revision submitted 27.01.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.