УДК 37.032
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА В КРЕАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ» НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА ОРЕНБУРГА
Е.С. Михалева1
Оренбургский государственный университет 460000, Россия, г. Оренбург, ул. Кирова, 16 E-mail: [email protected]
В современной системе образования приоритетным направлением становится развитие потенциала одаренных обучающихся, а изучение их проблемных зон и перспектив развития является важнейшей задачей. Появляется необходимость в создании новой образовательной парадигмы в современной системе образования, приоритетом которой является креативное образование, предоставляющее возможность для развития потенциала одаренных подростков, и ориентированность на новые задачи, поиск жизненной перспективы, рождение множества нестандартных идей. Важная роль в развитии потенциала одаренного подростка в креативном образовании отводится педагогу. В статье описываются возможности обеспечения продуктивного развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании.
Ключевые слова: потенциал одаренного подростка, креативное образование, педагогические возможности креативного образования, деятельность педагога в развитии потенциала одаренного подростка, опыт деятельности образовательных организаций.
Изменением таких сфер российского общества, как социально-экономическая, политическая и культурная, а также переориентацией задач и тенденций современной образовательной системы на формирование содержания образования обусловлено выявление и развитие одаренных подростков, способствующее реализации их потребностей и интересов, повышению мотивации обучения. На современном этапе эти процессы приобрели глобальный характер, поэтому сегодня востребован обучающийся с высоким уровнем развития потенциала.
Данные позиции обусловили переход к новой образовательной парадигме, отражающей необходимость совершенствования потенциала обучающегося, при котором он будет готовым к решению новых образовательных задач
1 Екатерина Сергеевна Михалева, аспирант кафедры педагогики и социологии.
58
с помощью нестандартных, креативных приемов и способов. Приоритетным направлением при этом выступает креативное образование, создающее условия для выявления механизмов и путей развития потенциала одаренного подростка. Подтверждение этому мы находим в международном журнале Nature, в котором определен инновационный путь в работе с одаренными подростками в России, где конкретизируется цель работы с одаренными обучающимися в образовательных организациях - создание необходимых условий и средств, направленных на выявление, поддержку и развитие потенциала одаренного подростка [13].
Одаренные подростки представляют социально значимый потенциал страны, который актуализируется в контексте анализа основополагающих документов в сфере образования. В Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (2012) приоритет отдается созданию социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их самоопределение посредством личностно значимой деятельности. В «Рабочей концепции одаренности» (2003) актуализируется задача организации продуктивной работы с одаренностью подростков, направленной на развитие их потенциала.
Исходными при определении педагогической сущности понятия «потенциал одаренного подростка» явились концептуальные основания исследуемого феномена в междисциплинарных научных исследованиях, трактующих изучаемую дефиницию как совокупность интеллектуальных, творческих, лидерских способностей (Е.М. Азарко), одаренность, включающая мотивацию, интеллект, креативность (В.Ю. Шадрин) [1, 10]. Отметим, что единая точка зрения относительно сущности понятия «потенциал одаренного подростка» отсутствует.
Теоретический анализ и анализ опыта позволяет выделить следующую структуру потенциала одаренного подростка: собственно потенциальную составляющую (индивидуально выраженные возможности - умственные, творческие, социальные; способности - интеллектуальные, дивергентные, коммуникативные и организаторские); мотивационную составляющую (потребность как социально-психологическая установка на овладение оценочной деятельностью в контексте своих индивидуально выраженных способностей и возможностей); когнитивную составляющую (приобретенные знания, умения, способы деятельности, отношения и самовыражения в результате креативного образования и включения их в процесс социализации).
Отметим, что возраст одаренного подростка как представителя особой социальной группы является сензитивным для развития потенциала, а именно: происходит становление самосознания, активное формирование системы ценностей
как осознаваемых смыслов жизни; появляется потребность в активности, в поиске близкого друга, своего места в реалиях социальной действительности; формируется «чувство взрослости» (Л.С. Выготский) в контексте становления собственной точки зрения по социально значимым проблемам современности [3]. В подростковом возрасте наиболее сложно переживаются проблемы одаренности (В.И. Краснова), и прежде всего в социально-психологических проблемах общения и выстраивания доверительных отношений [5].
Исследуя данную проблему, мы учитывали возможности проявления влияния креативного образования на развитие потенциала одаренных подростков.
Креативное образование, согласно исследованиям Е.В. Бугаковой, М.М. Зиновкиной, В.Г. Рындак, - это процесс творческого и социального взаимодействия педагога и одаренного подростка, в ходе которого его интересы и ценности являются доминирующей компонентой организации и смысла развития потенциала [2, 4, 8].
В исследовании определено, что дефиниция «возможности» трактуется как внутренние ресурсы, силы, способности; природные способности, задатки человека (В.В. Лопатин); средства, условия и обстоятельства, которые необходимы для осуществления чего-нибудь, а иметь возможность - значит владеть, пользоваться необходимыми условиями, средствами (В.А. Митрахович) [7, 6]. Мы рассматриваем понятие «возможности» как средства осуществления деятельности. Именно креативное образование является средством развития потенциала, направленного на творческое и социальное взаимодействие педагога и одаренного подростка.
К педагогическим возможностям креативного образования в развитии потенциала одаренного подростка мы относим следующие: метаиндивидуали-зированность (сотворчество, сотрудничество, самообразование), самоорганизацию (саморегуляция, самопрезентация, самореализация), вариативность (креативные технологии, конкурсы, проектная деятельность); взаимодополняющие (для педагога - знания о методах, формах, средствах креативного образования, сензитивном периоде подросткового возраста; стимулирование сильных сторон личности; для одаренного подростка - развитие потенциала; формирование объективной самооценки; потребность в дальнейшем самопознании, саморазвитии; генерирование идей, проектирование ситуации успеха; в образовательном процессе - наличие креативной образовательной среды; масштаб разноуровневых состязаний в области интеллектуальных, творческих, социальных способов деятельности, приводящих к новаторству; использование сети Интернет), обогащающие личностные (личностные качества) и внешние (совместная деятельность) ресурсы.
Таким образом, креативное образование позволит обеспечить комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса исходя из их индивидуальных особенностей и требований государственного образовательного стандарта.
Процесс развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании разворачивается в соответствии с образовательными стратегиями: проблематизации (с одной стороны, не требует внешней стимуляции подростка, с другой - обеспечивает яркое проявление его возможностей и способностей), индивидуализации (обеспечивает продуктивность взаимоотношений подростка с социумом), обогащения (направлена на расширение знаний о своем потенциале, формирование умений и навыков, развивающих способности, познавательных и эмоциональных процессов) (по В.И. Слиньковой). Мы не ставили в экспериментальной работе задачи раскрытия отечественного, зарубежного опыта выявления и развития потенциала одаренных подростков, но проведенный анализ изученного материала позволил обогатить структурно-функциональную модель изучаемого феномена и использовать наиболее значимый для нашего исследования опыт деятельности образовательных организаций. Так, отечественный опыт деятельности образовательных организаций реализуется на базе общего (СОШ, лицеи, гимназии), дополнительного образования (центры, ДТДМ, ДОЛ) и осуществляется по различным направлениям: научно-техническое, творческое, спортивное, искусство; реализует образовательную, социально-педагогическую, научно- и учебно-исследовательскую деятельность, подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах и использует теоретические и практические активные методы обучения в работе с одаренными подростками. Выявление и развитие потенциала одаренного подростка за рубежом реализует: поиск талантливой молодежи; программы профессионального развития для педагогов, курсы повышения квалификации и семинары; поиск одаренных подростков с помощью летних программ, онлайн-программ, курсов и ресурсов; обучение и развитие одаренных подростков с помощью углубленного изучения онлайн-программирования, учебных программ и ресурсов [11, 15, 16].
В целом на основе обзора исследований по данной проблеме мы сконструировали структурно-функциональную модель развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании, которая базируется на персонифицированном подходе, принципах (психологической комфортности, творческой активности, коллективности, самостоятельности, уважения к личности одаренного подростка, потенциальности, доступности, диалогизации, позитивности), функциях (обучающей, воспитательной, организационной,
коммуникативной, диагностико-прогностической, рефлексивной, адаптивно-средовой, креативно-развивающей), отражает совокупность взаимосвязанных блоков (методологического, содержательного, деятельностно-оценочного) и связей между структурными и функциональными характеристиками исследуемого процесса (опосредованных связей взаимодействия, непосредственных связей взаимодействия и связей взаимопроникновения), способствующих достижению потенциала одаренного подростка.
Содержательный блок демонстрирует креативное взаимодействие педагога и одаренного подростка, в основе которого лежит система целей и мотивов обучающихся, обусловливающая цели и мотивы преподавателя с помощью креативных методов («образовательное путешествие по г. Оренбургу», социально-педагогические ситуации, фантастические гипотезы, прием составления кластера, выявление неорганизованных последствий и предупреждения рисков и другие), конкурсов, проектной деятельности; средств (диалог, ассоциации, логические задачи и головоломки).
Предложенная модель отражает основные групповые формы взаимодействия (сотрудничество, самообразование, сотворчество), выраженные в приобретении подростком личностных новообразований («Я-актуальное», «Я-потенциальное», «Я-перспектива») в ходе индивидуального образовательного маршрута соответственно его личностным потребностям, способностям, возможностям и интересам. В результате реализации авторской модели обеспечивается развитие потенциала одаренного подростка.
Структурно-функциональная модель развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании свидетельствует о том, что процесс креативного образования и потенциал одаренного подростка находятся в состоянии взаимного изменения. Следовательно, возрастает необходимость в профессиональной подготовке педагогов в системе креативного образования по развитию потенциала одаренного подростка. Педагог в ходе развития потенциала одаренного подростка обращается к «готовым знаниям» как продукту исследовательской или преобразовательной деятельности; находит оптимальные способы решения социальных проблем и альтернативных доказательств. В деятельности одаренного подростка наблюдается освоение методологии; приобретение опыта творческой деятельности, проявляющегося в самостоятельном и творческом применении когнитивного и практического опыта в новой ситуации; развитие инициативы, самостоятельности, ответственности; приобретение навыков рефлексии, оценивания результатов своего творчества, готовности к творческому преобразованию действительности.
Зарубежные исследователи считают, что выявление и развитие одаренных обучающихся может представлять проблему для педагогов и специалистов в области образования, представляя одаренного подростка как трудолюбивого ученика, который старательно завершает свою учебную работу, но на самом деле это не всегда так. Среди одаренных обучающихся есть те, которые не успевают в учебной программе из-за собственной скуки и отсутствия интереса. Результаты зарубежных исследований (D. Sisk, W. Bishop) позволяют отметить, что педагогам в работе с одаренными подростками необходимо руководствоваться знаниями природы одаренности, пониманием их потребностей, знанием новых разработок по проблемам обучения в современных исследованиях одаренности; умением применять тесты в работе с одаренными подростками и интерпретировать их данные, разрабатывать уроки по развитию творческого мышления, применять технику конструирования, моделирования, устанавливать связь познавательных процессов, давать мастер-классы и проводить самостоятельные исследования по проблеме одаренности [14, 12]. Итак, следует отметить следующие предложения в работе с одаренными подростками: интересоваться интеллектуальными характеристиками и социально-эмоциональными проблемами одаренных подростков, стараться понять, как их максимализм, чувствительность могут быть полезны или вредны для них; узнавать о самочувствии подростка, особенно тогда, когда он становится напряженным из-за перегруженности в учебе; в ходе беседы делиться своими собственными неудачами и опытом их преодоления; использовать биографии известных людей во всех областях, чтобы проиллюстрировать способы преодоления неудач; поощрять и вознаграждать творчество и инициативу одаренных подростков.
Следовательно, деятельность педагога в развитии потенциала одаренного подростка интегрирует: знания понятий «одаренность», «одаренный подросток», способы их выявления; понимание того, в чем состоят особенности, методы, средства обучения и развития потенциала; формирование отношения к одаренному подростку как к субъекту совместно конструируемого взаимодействия, посредством которого происходит развитие потенциала; освоение организационных форм, психологических и дидактических методов практической работы.
Эмпирической базой исследования стали ГБОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья», МОАУ «Гимназия № 1» г. Оренбурга, МОАУ «Лицей № 6» им. З.Г. Серазетдиновой г. Оренбурга, МОАУ СОШ № 69 г. Оренбурга, Штаб школьно-студенческих профильных отрядов «Краски» отдела МБУДО «Дворца творчества детей
и молодежи», Центр детского и молодежного движения «Радуга». В экспериментальной работе приняло участие 11 педагогов и 95 одаренных подростков.
Исследование проводилось с 2014 по 2017 гг. и включало три этапа.
На первом этапе (2014-2015), теоретическом: изучено состояние проблемы в научной литературе и педагогической практике; определен категориально-понятийный аппарат исследования; выдвинута рабочая гипотеза исследования; осуществлен констатирующий эксперимент с учетом отобранных критериев и показателей развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании. Основные методы исследования: теоретический анализ научной литературы и изучение нормативных документов, обобщение, синтез, контент-анализ, индукция, дедукция, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2015-2016), экспериментальном: разработана и апробирована структурно-функциональная модель развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании; реализованы педагогические условия изучаемого феномена. Основные методы исследования: моделирование, наблюдение, анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных, формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2016-2017), результативно-обобщающем: обобщены и проанализированы полученные эмпирические данные; оформлено диссертационное исследование. Основные методы исследования: качественный и количественный анализ результатов исследования, математическая обработка результатов исследования, сравнительный анализ экспериментальных данных, их табличная и диаграммная интерпретация.
Доказано, что педагогические условия, выявленные в результате теоретического анализа и результатов экспериментальной работы (обеспечение проектирования индивидуального маршрута, основанного на партнерской позиции педагога и одаренного подростка; включение одаренного подростка в креативно-рефлексивное обучение; внедрение в процесс креативного образования социально-педагогических ситуаций отношений и общения), являются достаточными и необходимыми для развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании.
Первое педагогическое условие - обеспечение проектирования индивидуального маршрута, основанного на партнерской позиции педагога и одаренного подростка, - осуществлялось в форме индивидуальной и групповой деятельности, основанной на демократическом стиле отношений, равноправном участии в креативной деятельности педагога и одаренного подростка, взаимном уважении. На основе результатов диагностики уровня развития потен-
циала одаренный подросток совместно с педагогом разрабатывал схему и содержание индивидуального маршрута (мотивационно-целевой этап), планировал проектную и олимпиадную деятельность, «Образовательное путешествие по г. Оренбургу» (процессуально-содержательный этап), анализировал результаты (контрольно-оценочный этап).
Выявлено, что партнерская позиция обеспечила для педагогов: опыт обмена знаниями о методах (проектно-исследовательские, поисковые, проблемного обучения, эмпирического исследования, словесные, игровые), формах организации (индивидуальные, групповые), средствах (работа в городском архиве, выездные экскурсии, изучение интернет-сайтов, работа в областной библиотеки имени Н.К. Крупской, информационные и коммуникационные технологии); возможность отбора достижений в подростковой одаренности согласно уровню знаний и притязаний подростков, мотивации, познавательной активности, мобильности, креативности, когнитивности, результативности. Для одаренного подростка партнерская позиция обеспечила: развитие умственных, творческих, социальных возможностей и способностей; определение и достижение целей, задач в индивидуальном образовательном маршруте; увлечение личностной сферой деятельности; обретение ценностных ориентаций, а именно - гуманистических ценностей в признании своей уникальности, ценностей в ориентированности на познание себя, окружающей среды и на дальнейшее саморазвитие, социальных ценностей в активном участии в творческой деятельности и стремлении уважительно относиться к достижениям одноклассников.
Данное условие обеспечило и связь (образовательная организация, социум, семья), и согласованность действий (педагог, подросток, родитель), и социальный навык совместных действий педагога и одаренного подростка, освоение опыта творческой деятельности. Это определило характер, методы и продуктивность совместной деятельности педагога и одаренного подростка, самоактуализацию и саморазвитие их потенциала. К специфическим чертам партнерской позиции педагога и одаренного подростка мы относим следующие: успешное развитие потенциала в ходе освоения индивидуального маршрута; развитие потенциала в атмосфере комфортного, благоприятного климата, основанного на принципах гуманизма.
Второе педагогическое условие - включение одаренного подростка в креативно-рефлексивное обучение - обеспечивалось путем освоения содержания креативно-рефлексивного обучения, учебно-развивающего материала на групповых и индивидуальных занятиях: мотивационный блок (притчи, обеспечивающие мотивацию одаренного подростка к занятиям
и развитие их любознательности); содержательный блок («Самопрезентация», «Цель, или к чему я стремлюсь», «Возможности нашего организма», «Интеллект. Размышления о своих интеллектуальных способностях», «Мой креатив», «Социум, в котором я живу»); блок психологической разгрузки (упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, эмоциональные игры, театрализации и др.); блок головоломок и интеллектуальных разминок (упражнения по развитию мотивации, дивергентного и логического мышления, креативности); блок компьютерной интеллектуальной поддержки (мультимедийные презентации, обеспечивающие мотивацию и развитие мышления за счет дополнительных возможностей, предоставляемых компьютерной средой); блок рефлексии (эссе, обеспечившее обратную связь посредством выявления мнения одаренного подростка о материале конкретного занятия, которое позволяло педагогу вносить необходимые коррективы в содержание креативно-рефлексивного обучения).
Сознательные действия по развитию потенциала одаренные подростки приобретали и в ходе тренинговых упражнений, освоения дидактических и игровых форм занятий, которые проводились один раз в неделю в рамках общеобразовательного процесса в течение учебного года. Они способствовали развитию интеллектуальных, творческих, социальных, эмоциональных сфер одаренного подростка и развитию его потенциала. Алгоритм рефлексии включал четыре группы вопросов: какой результат у меня получился и как я его добился; была ли смена представлений о сделанном и получил ли я больше ожидаемого; удовлетворен ли я своей рефлексией; достаточно ли было средств и способов оценки рефлексивных действий. В блоке рефлексии применялись следующие приемы: ассоциации, «инсерт», незаконченное предложение, эссе, «шесть шляп», графический организатор (схемы, таблицы, «кластеры»).
Реализация данного условия обеспечила достижение мотивации успеха в решении нестандартных задач; разрешение внутренних противоречий в представлениях о своем потенциале; активное включение одаренного подростка в разнообразную деятельность, приводящую к новаторству; воспроизведение оригинальных идей. Следовательно, креативно-рефлексивное обучение и его углубленный анализ способствовали и осознанному саморазвитию потенциала одаренного подростка средствами креативного образования.
Внедрение в процесс креативного образования социально-педагогических ситуаций отношений и общения является третьим педагогическим условием. Социально-педагогическая ситуация в нашем исследовании рассматривалась как совокупность условий и обстоятельств, которые требовали от подростка
быстрого принятия решения. Это был фрагмент реальной жизни одаренного подростка, целенаправленно конструируемый в игровой деятельности, направленный на формирование эмоционального состояния в ситуации общения, на свободу выбора деятельности; стимулирующий проявление общения, творческого сотрудничества в коллективной деятельности (коллективное решение задач, взаимопроверка, взаимоконтроль, обсуждение результатов в группе, ролевые игры и т. д.), раскрывающий мотивы поведения, переноса на себя опыта социального общения.
Моделирование социально-педагогических ситуаций отношений - на уровне: занятых определенной деятельностью групп одаренных подростков (учебные, игровые); взаимосвязей между одаренными подростками в группах (межличностные); эмоционально-волевых установок личности по отношению к себе (внутриличностные) и обобщенных видов общения - информационно-коммуникативное (прием, передача информации), регулятивно-коммуникативное (корректировка действий в совместной деятельности), аффективно-коммуникативное (коррекция своего эмоционального состояния) -обеспечивалось пошагово. 1-й шаг - педагоги осуществляли выбор социально-педагогических ситуаций отношений и общения (ролевая и проблемная ситуация, творческий и прогностический проект). 2-й шаг - педагоги составляли примерный перечень вопросов для подростков (способы развития потенциала; настроение и эмоции при развитии потенциала; опасения и преимущества в развитии потенциала). 3-й шаг - подростки в деталях уясняли ситуации (выделяли реально существующие проблемы, систематизировали их по степени важности решений и определяли причины появившихся проблем). 4-й шаг - подростки проигрывали социально-педагогические ситуации отношения и общения (выполняли ситуации, распределяли роли и организовывали проигрывание). 5-й шаг - педагоги и подростки анализировали проигранные ситуации (давали оценку проделанной работы, обсуждали, комментировали положительные события).
Социально-педагогические ситуации отношений и общения реализовы-вались посредством: анализа ситуаций, характера затруднений (противоречий); формулировки педагогической цели; поиска путей и средств достижения поставленной цели; анализа полученного результата; анализа ошибок и возможностей, других путей решения социально-педагогических ситуаций.
В заключение отметим: актуальность исследования обусловлена социальным заказом общества и требованиями, предъявляемыми к образовательным организациям, в которых сделан акцент на выявлении, поддержке и развитии одаренных обучающихся; установлено, что потенциал одаренного подрост-
ка - интегративная характеристика личности, включающая мотивационный, когнитивный, деятельностный, креативный критерии и отражающая совокупность познавательных возможностей, способностей и повышенной избирательной увлеченности определенной деятельностью; педагогическими возможностями креативного образования в развитии потенциала одаренного подростка являются метаиндивидуализированность, самоорганизация и вариативность; структурно-функциональная модель развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании в совокупности взаимосвязанных структурных блоков способствует достижению проектируемого результата.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Азарко Е.М. Психофизиологические и психологические характеристики потенциально одаренных подростков с различными смыслообразовательными стратегиями: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.М. Азарко. - Ростов-на-Дону, 2003. - 22 с.
2. Бугакова Е.В. Творческое саморазвитие старшеклассника в креативном образовании: Монография. - Оренбург: Экспресс-Печать, 2013. - 220 с.
3. Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. - 994 с.
4. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века: монография. -М.: МГИУ, 2007. - 306 с.
5. Краснова В.И. Самореализация одаренного подростка во внеучебной деятельности сельской школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.И. Краснова. - Оренбург, 2013. - 27 с.
6. Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. - 2008. - № 9 (33). - С. 16-20.
7. Русский орфографический словарь: более 35000 слов, около 70000 устойчивых словосочетаний / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. - М.: Эксмо, 2007. - 923 с.
8. Рындак В.Г. Педагогика креативности: Монография. - М.: Университетская книга, 2012. - 284 с.
9. Слинькова В.И. Образовательные стратегии поддержки детской одаренности // Одаренный ребенок. - 2013. - № 1. - С. 28-44.
10. Шадрин В.Ю. Развитие математической одаренности подростка в процессе дополнительного образования: автореф. дис. ... кан. пед. наук / В.Ю. Шадрин. -Оренбург, 2015. - 26 с.
11. Benbow С.Р. When lightning strikes twice: profoundly gifted, profoundly accomplished / C.P. Benbow, H.J. Kell, D. Lubinski, M.C. Makel, M. Putallaz // Psychological Science. - 2016. - Vol. 27 (7). - Р. 1004-1018.
12. Bishop W.E. Successful teachers of the gifted in J.S. Renzulli, E.P. Stoddard / W.E. Bishop // Under One Cover: Gifted and Talented Education in Perspective. - Reston: Proquest Academic. - 1980. - P. 152-160.
13. Schiermeier Q. Russia: Positive policy, poor productivity / Schiermeier Q. // Nature. -L.: Nature Publishing Group. - 2016. - Vo l537. - 22 september. - 152-155 p.
14. Sisk D. Teaching Gifted and Talented Students for Today and Tomorrow / D. Sisk // Tempo. - Austin: Cambridge University Press. - 2004. - Vol. XXIV. - Р. 1.
15. Stanley J.C. Helping students learn only what they don't already know / J.C. Stanley // Psychology, Public Policy and Law. - New York: American Psychological Association, 2000. - № 6. - Р. 216-222.
16. Vanderbilt University [Электронный ресурс] [официальный сайт]. Электрон. дан. [Нашвилль Б.Г.]. - Режим доступа: https://my.vanderbilt.edu/smpy/. - Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 24.08.2017 В окончательном варианте 20.09.2017
UDC 37.032
IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM "DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF GIFTED TEENAGERS IN CREATIVE EDUCATION" ON THE BASIS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE CITY OF ORENBURG
E.S. Mikhaleva1
Orenburg State University
16, Kirov Str., Orenburg, 460000, Russia
E-mail: [email protected]
In the modern education system is increasing the demand for young people with a high level of development potential, therefore, the priority is the development ofpotential of gifted students, and a study of their problem areas and prospects of development is the most important task of modern education. Consequently, there is a need to create a new educational paradigm in modern education system with the priority of creative education, providing an opportunity for the development ofpotential of gifted adolescents, and orientation to the new tasks, finding a life perspective, the birth of many innovative ideas. An important role in the development of the potential of a gifted teenager in the creative education is given to the teacher. The article describes the insights on the opportunities for achieving productive development potential of a gifted teenager in creative education.
Key words: potential of a gifted teenager; creative education; pedagogical possibilities of creative education; the activities of teacher in the development of the potential of the gifted adolescent; the experience of activity of educational organizations.
1 Ekaterina S. Mikhaleva, postgraduate student of Pedagogy and Sociology Department.
69
REFERENCES
1. Azarko E.M.Psihofiziologicheskie i psihologicheskie harakteristiki potencial'no odarennyh podrostkov s razlichnymi smysloobrazovatel'nymi strategiyami [Psychophysiological and psychological characteristics of potentially gifted adolescents with different sense-formation strategies] : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk / E. M. Azarko. - Rostov-na-Donu, 2003. 22 p.
2. Bugakova E.V. Tvorcheskoe samorazvitie starsheklassnika v kreativnom obrazovanii: monografiya [Creative self-development of a high-school student in creative education: monograph] / E. V. Bugakova. - Orenburg: EHkspress-Pechat', 2013. 220 p.
3. Vygotskij L.S. Psihologiya [Psychology] / L. S. Vygotskij. - M.: EHksmo - Press,
2012. 994 p.
4. Zinovkina M.M. NFTM-TRIZ: Kreativnoe obrazovanie XXI veka: monografiya [Creative education in XXI century: monograph] / M. M. Zinovkina. - M.: MGIU,
2007. 306 p.
5. Krasnova V.I. Samorealizaciya odarennogo podrostka vo vneuchebnoj deyatel'nosti sel'skoj shkoly [Self-realization of a gifted teenager in extracurricular activities in a rural school] : avtoref. dis. ... kan. ped. nauk / V.I. Krasnova. - Orenburg, 2013. - 27 p. S.V. Lezina
6. Mitrahovich V.A. Potencial kak pedagogicheskaya kategoriya [Potential as a pedagogical category] / V. A. Mitrahovich // Izvestiya Volgograd. gos. ped. un-ta. -
2008. - №9 (33). 1. pp. 16-20.
7. Russkij orfograficheskij slovar' [Russian spelling dictionary]: bolee 35000 slov, okolo 70000 ustojchivyh slovosochetanij / V. V. Lopatin, L. E. Lopatina. - M.: EHksmo, 2007. 923 p.
8. Ryndak V.G. Pedagogika kreativnosti: monografiya [Pedagogy of Creativity: monograph] / V. G. Ryndak. - M.: Universitetskaya kniga, 2012. 284 p.
9. Slin'kova V.I. Obrazovatel'nye strategii podderzhki detskoj odarennosti [Educational strategies to support children's giftedness] / V. I. Slin'kova // Odarennyj rebenok. -
2013. - № 1. pp. 28 -44.
10. Shadrin V.Y. Razvitie matematicheskoj odarennosti podrostka v processe dopolnitel'nogo obrazovaniya [The development of mathematical talent teenager in the course of additional education]: avtoref. dis. ... kan. ped. nauk / V.YU. SHadrin. -Orenburg, 2015. - 26 p.
11. Benbow C.R. When lightning strikes twice: profoundly gifted, profoundly accomplished / C.R. Benbow, H.J. Kell, D. Lubinski, M.C. Makel, M. Putallaz // Psychological Science. - 2016. - Vol. 27 (7). - R. 1004-1018
12. Bishop W.E. Successful teachers of the gifted in J. S. Renzulli, E.P. Stoddard / W. E. Bishop // Under One Cover: Gifted and Talented Education in Perspective. - Reston: Proquest Academic. - 1980. pp. 152-160.
13. Schiermeier Q. Russia: Positive policy, poor productivity / Schiermeier, Q. // Nature. - L.: Nature Publishing Group. - 2016. - Vo l537. - 22 september. pp 152-155.
14. Sisk D. Teaching Gifted and Talented Students for Today and Tomorrow / D. Sisk // Tempo. - Austin: Cambridge University Press. - 2004. - Vol. XXIV. - R. 1.
15. Stanley J.C. Helping students learn only what they don't already know / J. C. Stanley // Psychology, Public Policy and Law. - New York: American Psychological Association, 2000. - №6. - R. 216-222.
16. Vanderbilt University [EHlektronnyj resurs] [oficial'nyj sajt]. EHktron. dan. [Nashvill', B.G.]. - Rezhim dostupa: https://my.vanderbilt.edu/smpy/. - Zagl. s ehkrana.
Original article submitted 24.08.2017 Revision submitted 20.09.2017