Научная статья на тему 'Развитие потенциала одаренных подростков в креативном образовании: теория и опыт реализации структурно-функциональной модели'

Развитие потенциала одаренных подростков в креативном образовании: теория и опыт реализации структурно-функциональной модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЙ ПОДРОСТОК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОТЕНЦИАЛ ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА / КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА / GIFTED TEENAGER / PEDAGOGICAL POTENTIAL / POTENTIAL OF A GIFTED TEENAGER / CREATIVE EDUCATION AS A MEANS OF DEVELOPMENT THE POTENTIAL OF GIFTED STUDENTS / MODEL / POTENTIAL DEVELOPMENT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалева Екатерина Сергеевна

В статье предлагается модель развития потенциала одаренного подростка в контексте креативного образования как теоретическая основа преемственности субъект-субъектного взаимодействия педагога и одаренного подростка. При ее построении моделируется структурная организация креативного образовательного процесса, основанная на сотрудничестве. В структуре данной модели педагоги смогут развить и совершенствовать потенциал одаренного подростка, обеспечить его активность и самостоятельность с помощью креативных технологий, а одаренные подростки, развивая свой потенциал, смогут творчески реализовывать свои профессиональные, креативные и личные задачи. Рассматриваются профессиональные и личностные качества педагога в организации процесса развития потенциала одаренных подростков. Модель развития потенциала одаренных подростков в креативном образовании включает три компонента: целевой, содержательный, деятельностно-результативный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of development of potential of gifted adolescents in creative education: theory and experience of implementation of structural-functional model

The article presents a model of development of a gifted teenager in the context of creative education as a theoretical basis for the continuity of subject-subject interaction between the teacher and the gifted teenager. During its construction a structural organization of creative educational process based on cooperation is modeled. In the structure of this model teachers will be able to develop and enhance the potential of a gifted teenager, to ensure his activity and independence with the help of creative technologies, and young students in their turn by developing their potential, will be able to realize their creative professional, creative and personal tasks. The article considers professional and personal qualities of a teacher in the organization of the process of development of gifted students' potential. The model of development of this potential in the creative education consists of three components: target, meaningful, action-productive.

Текст научной работы на тему «Развитие потенциала одаренных подростков в креативном образовании: теория и опыт реализации структурно-функциональной модели»

1УДК 37.031 ББК 74.00

РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В КРЕАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРИЯ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

Е. С. Михалева

Аннотация. В статье предлагается модель развития потенциала одаренного подростка в контексте креативного образования как теоретическая основа преемственности субъект-субъектного взаимодействия педагога и одаренного подростка. При ее построении моделируется структурная организация креативного образовательного процесса, основанная на сотрудничестве. В структуре данной модели педагоги смогут развить и совершенствовать потенциал одаренного подростка, обеспечить его активность и самостоятельность с помощью креативных технологий, а одаренные подростки, развивая свой потенциал, смогут творчески реализовы-вать свои профессиональные, креативные и личные задачи. Рассматриваются профессиональные и личностные качества педагога в организации процесса развития потенциала одаренных подростков. Модель развития потенциала одаренных подростков в креативном образовании включает три компонента: целевой, содержательный, деятельностно-результативный.

Ключевые слова: одаренный подросток, педагогический потенциал, потенциал одаренного подростка, креативное образование как средство развития потенциала одаренных, модель, модель развития потенциала.

THE MODEL OF DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF GIFTED ADOLESCENTS IN CREATIVE EDUCATION: THEORY AND EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL

E. S. Mikhaleva

Abstract. The article presents a model of development of a gifted teenager in the context of creative education as a theoretical basis for the continuity of subject-subject interaction between the teacher and the gifted teenager. During its construction a structural organization of creative educational process based on cooperation is modeled. In the structure of this model teachers will be able to develop and enhance the potential of a gifted teenager, to ensure his activity and independence with the help of creative technologies, and young students in their turn by developing their potential, will be able to realize their creative professional, creative and personal tasks. The article considers professional and personal qualities of a teacher in the organization of the process of development of gifted students' potential. The model of development of this potential in the creative education consists of three components: target, meaningful, action-productive.

Keywords: a gifted teenager, pedagogical potential, potential of a gifted teenager, creative education as a means of development the potential of gifted students, model, potential development model.

Понятие «одаренный подросток» часто употребляется как синоним понятий «одаренные дети», «гений» или «вундеркинд». Согласно «Рабочей концепции одаренности» (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, 2003), «это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельно-

сти» [1, с. 8]. Исследователи к особенностям одаренных подростков относят специально умственную одаренность (с высоким Ю), высокие развитые способности, достижение личностных результатов в каком-либо виде деятельности и высокую креативность [1; 2].

Общим ко всем подходам к определению потенциала является представление о том, что он развивается и проявляется в практической дея-

тельности. Понятие «педагогический потенциал» мы рассматриваем как свойство, которое присутствует в человеке и социуме в целом, социально значимых предметах и явлениях, имеющее определенные возможности, способности, ресурсы, способствующее формированию и развитию личности в процессе ее образования [3].

Следовательно, потенциал одаренного подростка - это совокупность:

• интеллектуальных возможностей (общие интеллектуальные и конкретно академические способности). Одаренные подростки, имеющие интеллектуальные способности, быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию - это позволяет им преуспевать во многих областях знаний, а вот академические - проявляются в успешности в отдельных учебных предметах;

• творческих возможностей - это высшее проявление активности человека для создания чего-то нового и оригинального, которые проявляются в любой сфере человеческой деятельности;

• социальных возможностей - лидерские или организаторские способности, которые связаны с легкостью установления межличностных отношений.

В нашем исследовании потенциал одаренных подростков определяется соотношением в его деятельности познавательных возможностей и специальных способностей, творческой самореализации, которые в условиях бурного развития креативных и информационных технологий, стремительно растущего потока информации практически невозможно без использования возможностей креативного образования.

Отметим, что креативное образование обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса, ориентируя их на развитие интеллектуальных, творческих, социальных способностей; закрепление в профессиональном сознании установки на инновации, анализ проблем и вариантов деятельности. При этом доминирующим компонентом креативного образования одаренных подростков становятся их интересы и ценности. В процессе креативного образования происходит усвоение одаренными подростками методологии и опыта творческой деятельности, которые обеспечивают формирование собственного творческого опыта, то есть компетенций (знаний и умений).

В современной системе образования появляется необходимость организации такого взаимодействия педагога и одаренного подростка, которое бы способствовало развитию потенциала одаренных подростков, становлению доминирующей группы качеств в подростковом возрасте (нравственные и волевые). Мы полагаем, что основу реализации такого взаимодействия составляет креативное образование, которое позволит перейти с репродуктивно-подража-тельной познавательной активности одаренного подростка к творческой (креативной), где задача ставится самими обучающимися и решается новыми способами. Следовательно, в таком образовании происходит становление и развитие исходного потенциала, его саморазвития.

Предлагаемая структурно-функциональная модель обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, современная социокультурная ситуация в обществе представляет высокие требования к личностному потенциалу одаренных обучающихся. Современному образованию нужны молодые люди, обладающие высоким потенциалом, способные креативно мыслить, нестандартно решать задачи, оперативно находить оптимальные пути решения проблем и активно использовать свой потенциал для достижения поставленных целей в жизни. Во-вторых, появляется необходимость в образовательном пространстве в целом обеспечить целостное развитие личности одаренных обучающихся, развить в них не только прирожденные качества личности, но и привить общечеловеческие и профессиональные ценности. В-третьих, актуальность данного вопроса объясняется тем, что образовательные организации переходят к образовательной деятельности на основе стандарта нового поколения, который реализует деятельностный и персонифицированный подход к развитию потенциала одаренных обучающихся.

Исходя из положения о том, что креативное образование представляет единство обучения и учения [4], а успех организации взаимодействия (преимущественно - креативного) педагога и одаренного подростка зависит от личных и профессиональных качеств педагога [5], то мы считаем корректным раскрыть такую характеристику модели развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании.

Целенаправленную, последовательную передачу методологии творческой деятельности и творческого опыта одаренному подростку (креативное обучение) реализует педагог в психолого-педагогической деятельности.

В современной системе образования педагогическая деятельность педагогов отличается высокой социальной значимостью и неповторимостью сформированности индивидуально своеобразной личности одаренного подростка, отсутствием шаблонов и стандарта во взаимодействии педагога и одаренного подростка, решением творческих задач и оригинальностью вариативной части методов, форм, содержания обучения. Педагогу необходимо быть креативным, предприимчивым, уметь организовать и сплотить команду, находить нестандартные, оптимальные пути решения проблем и быть готовым к разному риску [6].

Отечественные исследователи выделяют следующие проблемы педагога в работе с одаренными подростками: недостаток знаний и методов диагностики детской одаренности; отсутствие технологий их обучения и развития; слабое психологическое сопровождение одаренных подростков; недостатки научного руководства работы с ними; недостаток литературы по проблеме; отсутствие возможностей для обмена опытом работы.

Выявлено, что компетентность педагога в работе с одаренными подростками зависит не только от усвоения им базового компонента содержания образования, но и умения рассматривать разные варианты влияния на развитие потенциала каждого одаренного подростка. Следовательно, от педагога требуется гибкость, творческость, способность адекватно реагировать на происходящие изменения и адаптироваться к новым типам отношений. В педагогическом взаимодействии гибкость - это «способность быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире», а индивидуальность, нестандартность и неповторимость обеспечивается творческим потенциалом педагога [7, с. 108].

Успех организованного взаимодействия во многом зависит от профессиональных и личностных качеств педагога [5]. Согласно исследованиям (Maria Orlando) правомерно выделение следующих характеристик педагога в работе с одаренными подростками [8]:

• уважение (создавая уютную среду обучения для всех субъектов образовательного про-

цесса, одаренные подростки чувствуют себя в безопасности, они учатся выражать свои чувства, уважать, слушать, ценить идеи и мнения других);

• создание чувства общности и принадлежности в классе (взаимное уважение обеспечивает поддержку и возможность одаренного подростка повлиять на весь класс);

• забота (помощь педагога в решении трудных жизненных ситуаций одаренного подростка);

• высокие требования к результатам работы одаренного подростка;

• любовь к учебе (изучение новых стратегий обучения, внедрение новых технологий в образовательный процесс и умение поделиться своим опытом с коллегами);

• лидерские качества (обладая лидерскими качествами, педагог предоставляет возможность для каждого одаренного подростка брать на себя роль лидера);

• умение переключится на новые способы подачи материала, если обучающие не работают на уроке;

• сотрудничество с коллегами;

• поддержка своего профессионализма.

В нашем опыте в креативном образовании происходило «целенаправленное освоение обучаемым передаваемых ему методологии и опыта творческой деятельности, формирование на этой основе собственного творческого опыта: знаний, умений, навыков, способов решения учебно- и профессионально-творческих задач» - креативное учение [4 с. 38]. Креативное учение проявилось в опыте творческой деятельности, поведении и развитии творческого мышления, способностей и качеств творческой личности, усвоения содержания системы учебных дисциплин (предметов) креативной и инновационной направленности, которые разрабатывались в соответствии с особенностями и структурой образовательной и профессионально-творческой деятельности.

Эмпирический уровень исследования сущности изучаемого феномена связан с изменением функций креативного образования в развитии потенциала одаренных подростков: обучающей (обеспечивает рост личностного потенциала одаренного подростка), воспитательной (направлен на развитие у одаренных подростков ценностных ориентаций - интеллектуальных, творческих, социальных способностей); органи-

зационной (заключается в организации креативных уроков и креативных технологий).

Результатом реализации структурно-функциональной модели стало повышение уровня развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании. Структурные компоненты модели взаимосвязаны и необходимы для достижения запланированного результата, но модель также является структурно-функциональным образованием, открытым для дополнений и изменений.

Опыт, полученный в результате реализации структурно-функциональной модели развития потенциала одаренных подростков в креативном образовании, учитывался при реализации креативных технологий, которые обеспечивали генерацию, творческую формулировку, разработку идей, замыслов и проектов, в основе которых положен механизм креативного влияния, нацеленного на стереотип сознания обучающихся, их знаний, умений, навыков, возможностей и потребностей, которые определялись в ходе разработанных методов исследования. Развитию потенциала одаренного подростка в креативном образовании в нашем опыте способствовали следующие креативные технологии:

• технология «мозговой штурм» (обеспечивала коллективное генерирование идей, способствовала освобождению от инерции мышления и преодолению очевидного хода мыслей в решении поставленных задач перед обучающимися);

• брейнрайтинг и синектика (в ходе решения творческих задач);

• метод фантастических гипотез (способствовал развитию интеллектуальных параметров, воображению и позволил лучше понять фундаментальные свойства различных наук);

• метод ассоциаций для активизации творческого мышления одаренных подростков (обеспечивал продуктивные варианты решения поставленной проблемы);

• прием составления кластера (позволил определить информационное проблемное поле личности одаренного подростка и графически отразить их размышления);

• социально-педагогические ситуации (способствовали реализации новых способов решений поставленных перед одаренными подростками задач, овладению интеллектуальными, творческими, социальными способами деятельности,

чему предшествовали рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации);

• метод коучинга (увеличивал эффективность планирования и мобилизации своего внутреннего потенциала);

• метод шести шляп Эдварда де Боно (давал возможность увидеть решение проблемы с нескольких точек зрения; использование резервов группового мышления; способствовал дальнейшему развитию эффективного творческого мышления одаренных подростков).

То есть креативные технологии обеспечили осознанную, управляемую, целенаправленную творческую активность и эффективность процесса мыследеятельности. Следовательно, развитие потенциала одаренных подростков посредством креативных технологий правомерно рассматривать как возможность развития специальных способностей и познавательных возможностей одаренных подростков.

Успех развития потенциала одаренных подростков во многом зависел и от самого обучаемого. В полной мере реализовать себя как личность, эффективно организовать сотрудничество и педагогическое общение для одаренного подростка становилось возможным, если он адекватно оценивал свой потенциал и стремился его совершенствовать. Так, создавая условия для максимального раскрытия и развития каждым одаренным подростком своего личностного потенциала, мы обеспечили партнерскую позицию педагога и одаренного подростка; создали атмосферу творческого саморазвития; организовали креативно-рефлексивное обучение.

Анализ опыта создания и реализации авторской модели позволил выделить следующие риски:

• отсутствие специальных знаний у педагогов, опыта проведения специальных занятий по развитию потенциала одаренных подростков;

• внешняя мотивация одаренного подростка по развитию своего потенциала не всегда переходит во внутреннюю;

• одаренным подросткам уже недостаточно тех возможностей, которые предоставляет им креативное образование;

• достаточно большая степень непредсказуемости результата.

В заключение отметим, что в структурно-функциональной модели развития потенциала

одаренных подростков в креативном образовании требуется выделить три компонента:

• целевой (развитие потенциала одаренных подростков в креативном образовании, который обусловлен разработкой содержательного и результативного элемента, на основе совокупности деятельностного и персонифицированного подхода);

• содержательный (обеспечивает целенаправленное, организованное взаимодействие педагога и одаренного подростка, основанное на сотрудничестве, обеспечивающем активность, самостоятельность одаренного подростка и качественное преобразование его потенциала);

• деятельностно-результативный (предполагает реализацию педагогических условий и определение уровней развития потенциала одаренного подростка).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. - М.: ИЧП Магистр, 2003.

2. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416 с.

3. Митрахович В. А. Потенциал как педагогическая категория // Изв. Волгоградского пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. - 2008. -№ 9 (33). - С. 16-20.

4. Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века (Теория и практика): моногр. - М.: МГИУ, 2007. - 306 с.

5. Осипенкова И. В. Сотрудничество учителя и ученика в учебном процессе на рубеже XIX-XX веков как фактор развития личности // Историко-педагогический журнал. - 2016. -№ 2. - С. 114-121.

6. Рындак В. Г. Педагогика креативности: моногр. - М.: Университетская книга, 2012. -284 с.

7. Рындак В. Г., Дженжер В. О., Денисова Л. В. Внеучебная проектная научно-познавательная деятельность школьника. Методика организации (с использованием языка программирования Scratch): моногр. - М.: Дом педагогики, 2010. - 251 с.

8. Orlando М. Nine Characteristics of a Great Teacher // Faculty Focus. - 14.01.2013. - URL: http://www.facultyfocus.com/articles/philosop hy-of-teaching/nine-characteristics-of-a-great-teacher/ (дата обращения: 25.02.2017).

REFERENCES

1. Bogoyavlenskaya D. B., Shadrikov V. D. (Eds.)

Rabochaya kontseptsiya odarennosti. Moscow: IChP Magistr, 2003.

2. Leytes N. S. Psikhologiya odarennosti detey i podrostkov. Moscow: Akademiya, 1996. 416 p.

3. Mitrakhovich V. A. Potentsial kak pedagogi-cheskaya kategoriya. Izv. Volgogradskogo ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2008, No. 9 (33), pp. 16-201.

4. Zinovkina M. M. NFTM-TRIZ: Kreativnoe ob-razovanie XXI veka. (Teoriya i praktika): monogr. Moscow: MGIU, 2007. 306 p.

4. Osipenkova I. V. Sotrudnichestvo uchitelya i uche-nika v uchebnom protsesse na rubezhe XIX-XX vekov kak faktor razvitiya lichnosti. Istoriko-ped-agogicheskiy zhurnal. 2016, No. 2, pp. 114-121.

5. Ryndak, V. G. Pedagogika kreativnosti: monogr. Moscow: Universitetskaya kniga, 2012. 284 p.

6. Ryndak V. G., Dzhenzher V. O., Denisova L. V. Vneuchebnaya proektnaya nauchno-poznavatelna-ya deyatelnost shkolnika. Metodika organizatsii (s ispolzovaniem yazyka programmirovaniya Scratch): monogr. Moscow: Dom pedagogiki, 2010. 251 p.

8. Orlando M. Nine Characteristics of a Great Teacher. Faculty Focus. 14.01.2013. Available at: http://www.facultyfocus.com/articles/phi-losophy-of-teaching/nine-characteristics-of-a-great-teacher/ (accessed: 25.02.2017).

Михалева Екатерина Сергеевна, аспирантка кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета e-mail: [email protected]

Mikhaleva Ekaterina S., Post-graduate student, General Pedagogy Department, Orenburg State Pedagogical University

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.