Научная статья на тему 'Педагогические условия развития потенциала одаренных подростков в креативном образовании'

Педагогические условия развития потенциала одаренных подростков в креативном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ПОТЕНЦИАЛ ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА / КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / POTENTIAL / THE POTENTIAL OF GIFTED TEENS / CREATIVE EDUCATION / CREATIVE TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалева Екатерина Сергеевна

При рассмотрении креативной образовательной парадигмы в современной системе образования необходимо учитывать, что управляющее воздействие непосредственно на одаренного подростка оказывается не всегда продуктивным, а реакцией на директивные методы развития и управления личностью и группой может быть как ожидаемое "образцовое", так и нежелательное девиантное поведение. В связи с этим, появляется необходимость создания таких педагогических условий, которые бы способствовали развитию потенциала одаренных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of development of potential of gifted adolescents in creative education

When considering creative educational paradigm in modern education system, it is necessary to consider that the control action directly on the gifted teenager is not always productive, and reaction to decision-making methods development and management of a person and a group can be as expected "exemplary", and not a desirable deviant behavior. In this regard, there is a need for the creation of such pedagogical conditions that facilitate the development of potential of gifted adolescents.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития потенциала одаренных подростков в креативном образовании»

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF GIFTED ADOLESCENTS IN CREATIVE EDUCATION

Mikhaleva Ekaterina Sergeevna, Post-graduate student, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg E-mail: sckoriantowa@yandex.ru

When considering creative educational paradigm in modern education system, it is necessary to consider that the control action directly on the gifted teenager is not always productive, and reaction to decision-making methods development and management of a person and a group can be as expected "exemplary", and not a desirable deviant behavior, in this regard, there is a need for the creation of such pedagogical conditions that facilitate the development of potential of gifted adolescents.

Keywords: potential; the potential of gifted Teens; creative education; creative technologies; pedagogical conditions.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В КРЕА ТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

При рассмотрении креативной образовательной парадигмы в современной системе образования необходимо учитывать, что управляющее воздействие непосредственно на одаренного подростка оказывается не всегда продуктивным, а реакцией на директивные методы развития и управления личностью и группой может быть как ожидаемое "образцовое" так и нежелательное деви-антное поведение. В связи с этим, появляется необходимость создания таких педагогических условий, которые бы способствовали развитию потенциала одаренных подростков.

Ключевые слова: потенциал; потенциал одаренного подростка; креативное образование; креативные технологии; педагогические условия.

УДК 37.032 ВАК РФ 13.00.02

©Михалева Е.С., 2017

МИХАЛЕВА Екатерина Сергеевна, аспирант, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург 5скопап ?о \л/а@уа п dex. г и

В современной системе общего образования появляется необходимость создания таких педагогических условий, которые будут способствовать развитию потенциала одаренных подростков, становлению доминирующей группе качеств в подростковом возрасте (нравственные и волевые), которые позволяют ориентироваться в новых задачах, поиске жизненной перспективы, рождению множества нестандартных идей. В свою очередь креативное образование позволяет перейти с репродуктивного, преимущественно исполнительского образования, к творческому (креативному), в котором происходит развитие потенциала одаренных подростков, их саморазвитие и становление.

Креативное образование в России на современном этапе становится многоуровневым, обеспечивая максимальную степень индивидуализации при решении проблем образовательного процесса, и обладает ценностями, интересами личности одаренного подростка.

В работах Э.М. Короткова креативное образование в системе управления рассматривается как развитие творческих способностей личности и инновационных установок в профессиональном сознании, которое состоит из различных вариантов деятельности и анализа проблем [3]. В контексте исследуемой проблемы можно выделить следующие возможности креативного образования: самостоятельность личности в осмысление действительности и самопознании, трансформация в новое знание и основной ресурс развития, то есть саморазвитие, увеличение сферы видения проблем не только развития, но и проектирования, а также вариантов их решения. Необходимо отметить, что креативное образование относится, в противовес репродуктивной системе образования, преимущественно к прагматическому, исполнительскому или нормативному, то есть образованию "знания опыта".

Следовательно, "креативное образование" в нашем исследовании рассматривается как такое образование, которое основано на

взаимодействии субъектов образовательного процесса и направлено на развитие их интеллектуальных, творческих, социальных способностей, ориентируясь на учет интересов и ценностей одаренных обучающихся; в профессиональном сознании проявляется закрепление на установку инноваций, умение анализировать проблемы и предлагать различные варианты решений [5].

Исследователи понятие "одаренный подросток" часто употребляют как синоним таких понятий, как "одаренный ребенок", "вундеркинд" или "гений". В "Рабочей концепции одаренности" (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадри-ков, др.) - "это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности" [6,8]. Можно выделить следующие особенности одаренных обучающихся из данной концепции: специально-умственные и высокоразвитые способности с высоким уровнем Ю, личностные достижения с выдающимися результатами в конкретной деятельности и высоким уровнем креативности.

В рабочей концепции одаренности "потенциал" рассматривается как "обладание психическими возможностями для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не реализуемые в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности" [6, 25].

Потенциал одаренного подростка в нашем исследовании обозначает совокупность интеллектуальных возможностей (общие интеллектуальные и конкретно академические способности), творческих возможностей, социальных возможностей (лидерские или организаторские способности). Такой комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса креативное образование позволит обеспечить, исходя из их индивидуальных особенностей и требований государственного образовательного стандарта.

К возможностям креативного образования в развитии потенциала одаренных подростков мы относим:

- наличие креативной образовательной среды для проявления возможностей и способностей одаренного подростка в той или иной области деятельности. Основная цель которой состоит в том, чтобы "разбудить" в человеке творца, развить в нем заложенный творческий потенциал, пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии. Креативная образовательная среда спо-

собна стимулировать процесс генерации нового. Построение такой среды стало задачей самостоятельной междисциплинарной области продуктивного мышления [4];

- масштаб разноуровневых состязаний в области интеллектуальных, творческих, социальных способов деятельности, приводящих к новаторству. Целый класс групповых методов продуктивного мышления строится на базовом методе эвристического диалога для коллективного поиска оригинальных идей (прием составления кластера, метод ассоциаций, "мозговой штурм", метод фантастических гипотез и социальных ситуаций). Обратим внимание на то, что креативные технологии способствуют овладению всеми признаками системы, ^ а именно: интегративным единством, логикой процесса и взаимосвязью всех его частей. Вне- -дрение креативных технологий относится к " перспективному направлению в креативном:^ образовании и подвергается необходимости ;

К лит

дальнейшего развития; -

- ресурс совместной деятельности, используя демократический стиль взаимодействия педагогов и одаренных подростков;

- сотворчество, сотрудничество, самообразование, творческая самореализация с учетом интересов, ценностей и способностей одаренного подростка.

К основной цели теории и практики креативного образования мы относим: создание условий для развития потенциала одаренных подростков, самореализации, индивидуальности в определенном виде деятельности по их инициативе, потребность в творческом образе жизни, с учетом их интересов, способностей, возможностей, потребностей и воспитание уверенность в своих креативных возможностях, смелости мыслей, а также способности генерировать нестандартные идеи.

Педагогические условия в развитии потенциала одаренных подростков в контексте нашего исследования - это комплекс внешних и внутренних состояний образовательного процесса, от которого зависит реализация процесса развития. Следовательно, педагогические условия относятся к необходимому компоненту процесса развития потенциала одаренных подростков, с учетом организации креативного образовательного процесса, позволяющие обеспечить высокий уровень развития потенциала.

К педагогическим условиям, обеспечивающим эффективное развития потенциала одаренных подростков, можно отнести: партнерский стиль взаимодействия педагога и одаренного

подростка; организация креативно-рефлексивной среды; взращивание творческой личности.

Мы исходим из того, что в процессе целенаправленного и организованного взаимодействия в партнерском стиле общения педагоги, развивая и совершенствуя потенциал # одаренного подростка, обеспечивают его ак-^ тивность и самостоятельность с помощью кре-ч^ ативных технологий. Например, метод мозгового штурма, обеспечил коллективное < генерирование идей, способствовал освобож-X дению от инерции мышления и преодоления 111 очевидного хода мыслей в решении поставлен-^Г ных задач перед обучающимися. В процессе проведения формирующего эксперимента

0 одаренные подростки смогли увеличить коли-*■}■* чество генерированных идей. Так, например, ^ используя упражнение "Достижение цели" по

1 методике брейнрайтинг, обучающимся необ-Ф ходимо было написать как можно больше идей Ц- на листках бумаги, а затем обменятся ими друг ^ с другом для стимулирования новых идей, в С! начале эксперимента они писали по 2-4 идеи, У но в последующем количество идей увеличилось в три раза.

8 Особое значение в исследуемой пробле-

ме приобретает следующий аспект - не умение педагога увидеть заложенный в обучающемся потенциал. Следовательно, это может привести к следующим рискам: ослабленная внутренняя мотивация, невостребованность их потенциала, развитие негативных явлений, связанных с нежеланием учиться, отчуждение от школьного обучения, гиперболизация формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов, поступление в вуз).

Занимаясь поиском решения данной проблемы, мы стремились создавать в образовательных организациях креативно-рефлексивную среду, которая смогла проявить и развить потенциал одаренных подростков с учетом их возможностей и способностей. В ходе исследования выявлено, что правильно организованная креативно-рефлексивная среда способствовала проявлению интереса к развитию собственного потенциала.

Организовывая креативно-рефлексивную среду, мы опирались на работы В.Г. Рындак, М.М. Зиновкиной, И.В. Вачкова [5; 2; 1] и выделили основные блоки урока. Так, например, в мотивационном блоке нами использовались притчи как возможность создания доверительной атмосферы в классе и способность активизации обучающихся на продолжительную совместную деятельность.

Содержательный блок включал упражнения на развитие интеллектуальных, творческих, социальных способностей одаренных подростков в креативном образовании. Например,упражнение "Реклама" предлагала обучающимся взять самый непопулярный предмет (линейка, стул, лист бумаги и т.д.) и сделать на него рекламу. Одним из основных приемов работы в данном блоке являлось создание проектов. Одаренные подростки анализировали сложившиеся проблемы в современном обществе и стремились воссоздать свою модель. Так, например, одаренные подростки предложили проекты по созданию раритетных музеев, библиотек; по улучшению экологии в городе; конструированию моделей разной техники и архитектурных сооружений.

Блок психологической разгрузки представлял упражнения по снижению психической напряженности, вызывая положительные эмоции у одаренных подростков: упражнения "Информационное сообщение", "Воссоздание картины", др.

Реализация следующего блока была с помощью логических задач или головоломок, которые предполагают оригинальные идеи, неожиданные решения. В процессе размышления над решением логических задач вырабатываются способы осуществления решений задач.

Заключительным являлся блок рефлексии. Оценка занятий осуществлялась со стороны одаренного подростка в виде эссе, где одаренные подростки сделали акцент на: получение положительных эмоций в развитии своих способностей; знаниях развития своего потенциала различными способами и удивились, что это можно сделать достаточно легко; возможности каждого человека иметь свои индивидуальные особенности; трудное принятие решения по написанию исследовательских работ; открытие большинства новых качеств личности, присущих одноклассникам.

В процессе всех занятий осуществлялась интеллектуальная компьютерная поддержка посредством создания презентаций.

Одним из основных приемов экспериментальной работы по взращиванию творческой личности в креативном образовании являлось построение социальной ситуации. Именно они стали наиболее эффективными, так как у одаренных подростков появились осмысленные действий, оценивание смысла собственной жизни, боле четко сформулированы цели своего будущего. Например, среди одаренных подростков проигрывалась "Чрезвычайная ситуация". Они сами распределили роли и про-

думали ход действия своего сценария, показали как можно выйти из сложившейся ситуации, или к каким последствиям это могло бы привести.

Таким образом, проведенный анализ позволяет говорить о том, что существующие условия развития потенциала одаренных подростков в креативном образовании требует дальнейшего совершенствования. Мы полагаем, что воспитательные возможности могут быть в значительной степени усилены. Потенциал одаренного подростка будет эффективно развит, если цели совместной деятельности правильно поняты обеими сторонами, приняты ими и реализуются в партнерском стиле общения; если правильно организованна креативно-рефлексивная среда; если ориентирован на естественное взращивание ин-

дивидуальности и связан с внедрением в образовательный процесссоциальных ситуаций.

Примечания:

1. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 2005. - 224 с.

2. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века (Теория и практика) : монография / М. М. Зиновкина. - М.: МГИУ, 2007. - 306 с.

3. Короткое Э.М. Исследование систем управления / Э. М. Короткое. - М.: ДеКА, 2000. - 120 с.

4. Теория и практика креативной деятельности : учеб. пособие / ред. O.A. Карлова, Е.А. Ноздренко, И.А. Пантелеева, И.А. Карлов. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2012. - 372 с.

5. Рындак В.Г. Педагогика креативности: монография / В. Г. Рындак. - М. : Университетская книга, 2012.-284 с.

6. Рабочая концепция одаренности / ред. Д.Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. - М.: Магистр, 2003. -95 с.

О си

к

Q-<

си си

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION KÄ Moskvina Alfiya Valeevna, DSc of Pedagogical science, Professor, Chair of General pedagogy, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg E-mail: moskwin-in@yandex.ru

The problem of development of professional competence of the teacher working with children with HiA in terms of inclusive education. The subject of theoretical analysis are the structure of professional competence of the teacher in terms of inclusion (readiness for pedagogical activity in work with "special children", the development of pedagogical thinking, complex abilities and personal qualities of the teacher), isolated and analyzed the components of readiness of teachers to work in children with HiA in a secondary school (motivational, cognitive, emotional and volitional), proved the main characteristics of the development of pedagogical thinking of a teacher, revealed the specifics of pedagogical abilities and personal qualities, criteria and characteristics, analyzes the results of research and experimental work, confirming the positive dynamics of changes of pedagogical competence of the teacher working with a "special" children.

Keywords: professional competence of a teacher; children with disabilities; the willingness of the teacher; pedagogical thinking.; pedagogical skills; persona! qualities of the teacher.

s

29

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.9 ВАК РФ 13.00.02

В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Предметом теоретического анализа выступает структура профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзии (готовность к педагогической деятельности в работе с "особыми детьми" развитое педагогическое мышление, комплекс способностей и личностных качеств педагога). Выделены и проанализированы компоненты готовности педагога к работе в детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе (мотивационный, познавательный, эмоционально-волевой), обоснованы основные характеристики развитого педагогического мышления педагога, выявлена специфика педагогических способностей и личностных качеств, критерии и признаки, обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, подтверждающие положительную динамику изменений педагогической компетентности педагога, работающего с "особыми"детьми.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога; дети с ОВЗ; готовность педагога; педагогическое мышление; педагогические способности; личностные качества педагога.

© Москвина A.B., 2017

МОСКВИНА Альфия Валеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Общей педагогики, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург moskwin-il i@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.