Научная статья на тему 'Педагогические подходы к самореализации одаренных студентов в образовательной среде высшего учебного заведения'

Педагогические подходы к самореализации одаренных студентов в образовательной среде высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / GIFTS / CAPABILITY / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLECT / ОДАРЕННЫЕ СТУДЕНТЫ / GIFTED STUDENTS / СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Никита Сергеевич

В статье акцентировано внимание на дифференцированном представлении о саморазвитии личности. Обращается внимание на проблему самореализации как высшей формы социализации личности. Процесс самореализации студентов в основном определяется направлением образования высших учебных заведений на полноценное развитие личности как приоритетной задачи высшего образования. Проанализированы понятия одаренности, выделены основные характеристики одаренных студентов, определены общие факторы, которые выделяют категории одаренных студентов и одаренных детей в педагогической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические подходы к самореализации одаренных студентов в образовательной среде высшего учебного заведения»

THE PEDAGOGICAL WAYS OF THE TALENTED STUDENTS' SELF-REALIZATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT Koval N. (Ukraine)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Коваль Н. С. (Украина)

Коваль Никита Сергеевич /KovalNikita — аспирант, кафедра педагогики,

Винницкий государственный педагогический университет им. Михаила Коцюбинского, г. Винница, Украина

Abstract: the attention to the differentiated notion of personality's self-realization is accentuated in the article. Attention to the self-realization problem as a higher form ofpersonality socialization is paid. The process of the students ' self-realization is mainly determined by the direction of higher education establishments to the valuable development ofpersonality as a priority task of higher education. The concept of a gift is analysed. The basic descriptions of the gifted students are selected. The general factors which select the categories of the gifted students and gifted children in pedagogical science are determined.

Аннотация: в статье акцентировано внимание на дифференцированном представлении о саморазвитии личности. Обращается внимание на проблему самореализации как высшей формы социализации личности. Процесс самореализации студентов в основном определяется направлением образования высших учебных заведений на полноценное развитие личности как приоритетной задачи высшего образования. Проанализированы понятия одаренности, выделены основные характеристики одаренных студентов, определены общие факторы, которые выделяют категории одаренных студентов и одаренных детей в педагогической науке.

Keywords: gifts, capability, intellect, gifted students.

Ключевые слова: одаренность, способности, интеллект, одаренные студенты.

DOI: 10.20861/2410-28 73-2017-24-004

Современная организация учебного процесса в вузе предполагает смещение акцента в целях и содержании образования на становление опыта творческого, личностного отношения к миру, развитие преобразовательных возможностей одаренных студентов. Учебная и научно-исследовательская деятельность является мегадеятельностью, создающей условия для реализации личности студентов, как целостности, во всех ее проявлениях, и выступает как средство реализации и развития творческого потенциала студента, выражающаяся в стремлении познать субъективно или объективно новые факты, используя теорию научных исследований [1, с. 5].

Важную роль в формировании современных педагогических и психологических подходов к решению задачи воспитания и обучения одаренных студентов сыграли исследования в области теории общей педагогики (Ю. З. Гильбух, А. И. Савенков, В. Н. Харькин и др.), сравнительной педагогики (М. В. Кларин, З. А. Малькова, Н. Д. Никандров, Е. Г. Тищенко и др.), педагогической психологии (Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, В. Н. Дружинин, И. В. Дубровина, В. С. Мухина, В. И. Панов, В. И. Слободчиков, М. А. Холодная, В. Э. Чудновский и др.) [1, с. 3].

В теоретическом плане исследование базируется на фундаментальных идеях о механизмах персонализации и самореализации личности (К. А. Абульханова-Славская, А. К. Маркова, A. Маслоу,

A. В. Петровский, К. Роджер и др.), о субъектной сущности человека (А. В. Брушлинский,

B. А. Петровский, В. И. Слободчиков и др.), о единстве внешних воздействий и внутренних позиций личности (С. Л. Рубинштейн и др.), о закономерностях становления одаренности (А. М. Матюшкин,

C. Л. Рубинштейн, П. Торренс и др.) [2, с. 3].

Проблема самореализации личности может быть отнесена к числу самых сложных психологических проблем. Будучи проблемой полидисциплинарной, она со значительными трудностями объективируется как психологическая проблема.

Среди критериев развития одаренности обучающихся А. И. Грабовский выделяет следующие: основная степень сформированности одаренности учащихся; основные формы проявления одаренности; вид деятельности одаренных учащихся и обеспечивающие ее сферы психики; широта проявлений одаренности в разнообразных видах деятельности [3, с. 13].

Предметом нашего исследования мы определяем интегративную концепцию одаренности как функцию физиологическую, психическую, социальную и педагогическую. Среди задач нашего исследования, выделим целостность образования, стратегически ориентированную на развитие одаренности и выявление ее в практической деятельности. Одаренность студентов рассматривается нами как система, характеризующаяся динамикой и целостностью, соотносится в определенной степени с качественными характеристиками интеллекта, определяется антропологическими ценностями, которые формируют потребности, в том числе специфические потребности одаренного человека. Отдельные современные педагогические технологии для одаренных студентов развивают способности, другие закрепляют и усиливают те психические функции и черты характера, которые позволяют личности более полно и ярко себя проявить, достигая поставленных целей; третьи -развивают социально-коммуникативные навыки.

Трудности одаренных студентов в адаптации к условиям учебы в высшей школе, по мнению Захаровой Н. С., связаны с тем, что в образовательном процессе редко используется личностно-ориентированный подход, индивидуализация в обучении, а также не учитывается высокий уровень развития одаренных студентов, их стремление к углубленному изучению предметов, которые вызывают наибольший интерес, разносторонность их личности, самостоятельность в выдвижении критериев успешности, и потребность в тесном общении с теми, кто разделяет ценности познания и творчества.

Основным отличием компонентов субъектно-личностного потенциала одаренных студентов и студентов общей выборки является выраженная направленность одаренных студентов на ценность познания, устойчивость навыков саморегуляции, склонность к принятию ответственности за свои неудачи, стремление реализовать свои способности в учебе. Таким образом, мы выделили компоненты субъектно-личностного потенциала одаренных студентов на основании их функционального значения, а именно - саморазвития и самореализации с ориентацией на ценности познания и творчества.

Субъектно-личностный потенциал одаренных студентов представляет психологический ресурс для преодоления ими трудностей в адаптации к традиционным условиям учебы в высшей школе, поскольку включает психологические конструкты, обеспечивающие активность и самостоятельность индивида в деятельности. Тем не менее, при недостаточном развитии отдельных компонентов личностного потенциала одаренным студентам может требоваться помощь психолога [4]. Процесс обучения требует рассмотрения проблемы личностно-ориентированного подхода как исследования личностных характеристик; исследования особенностей и характера индивидуально-корректирующей и индивидуально-развивающей деятельности в условиях сочетания традиционных методик и технологического подхода; анализа способов конструирования организационно-управляющей, диагностической и прогностической деятельности учителя, связанной с выбором наиболее эффективных методик, форм, методов, приемов, средств осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении [5, с. 209].

Таким образом, выявление, обучение и развитие одаренных студентов, создание условий для развития их уникального потенциала становится насущной потребностью в системе образования, поскольку крайне важно подготовить гармонично развитого, социально активного и творческого студента, который обладал бы не только знаниями, но и умением к саморазвитию и самообразованию.

Литература

1. Адакин Е. Е. Теория и методика развития творческого потенциала студентов вуза / Е. Е. Адакин // Автореф. дисс. докт. пед. наук. 13.00.08. Теория и методика профессионального образования. Кемерово, 2006. 28 с. С. 5-6.

2. Большаков В. Ю. Педагогические основы развития лидерской одаренности у старших школьников. / В. Ю. Большаков // Автореф. канд. дисс. 13.00.01. Общая педагогика. Москва, 2000. 27 с. С. 3-4.

3. Грабовский А. И. Педагогика. К вопросу о классификации видов одаренности. М.: БЕК, 2003. № 8. С. 13-18.

4. Захарова Н. С. Субъектно-личностные аспекты адаптации одаренных студентов к обучению в высшей школе / Н. С. Захарова // Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). Май, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emissia.org/offline/2013/1991.htm/ (дата обращения: 19.01.2017).

5. Коваль Н. С. Личностная реализация одаренных студентов как психолого-педагогическая проблема // International Scientific Review. № 3 (13), 2016. 264 p. С. 206-209. ISSN 2410-275X.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.