ПСИХОЛОГИЯ PSYCHOLOGY
УДК 159.9
СТРУКТУРА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Ольга О. Андронникова1 Юлия М. Перевозкина1 @2, Наталья В. Дмитриева2, Надежда А. Щукина3 @4
1 Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
2 Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Россия, 199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 12-ая линия, 13 «А»
3Развлекательный центр «Нафаня», Россия, 630126, г. Новосибирск, ул Выборная, 89/8, офис 5 @1 [email protected] @2 [email protected] @3 [email protected] @4 [email protected]
Поступила в редакцию 27.09.2017. Принята к печати 14.11.2017.
Ключевые слова: адап- Аннотация: В статье отражены основные подходы к проблеме адаптационного потен-тация, адаптационный циала. Раскрываются суть и содержание адаптационного потенциала современной пси-
потенциал, одаренность, хологии. Анализируются структурные компоненты адаптационного потенциала, вклю-подростки, структура, фак- чающие нервно-психическую устойчивость, самооценку, коммуникативность, торный анализ. психическую регуляцию и др. Описываются особенности адаптации одаренных под-
ростков и структура адаптационного потенциала одаренного подростка, которая представлена в виде многоуровневой системы. Выдвигается предположение о том, что в структуру адаптационного потенциала одаренных подростков входят эмоциональный, рефлексивный, волевой и поведенческий компоненты. В качестве испытуемых выступили одаренные подростки в возрасте 12-15 лет, обучающиеся в специализированных классах (инженерных) в количестве 56 человек, среди которых было 26 мальчиков и 30 девочек. Приводятся данные факторного анализа методом главных компонент с вращением «варимакс нормализованное», демонстрирующие, что структура адаптационного потенциала одаренных подростков включает пять факторов, объясняющих 57,02 % общей изменчивости. Анализируются результаты факторного анализа, позволяющие авторам прийти к выводу, что адаптационный потенциал одаренных подростков включает в себя пять компонент: 1 и 2 компоненты отражают эмоциональный компонент - способность понимать и выражать свои чувства и чувства других; 3 - рефлексивный компонент - способность к внутреннему анализу своих действий и поступков; 4 - поведенческий компонент - склонность реагировать определенным образом на ту или иную ситуацию; 5 - волевой компонент - возможность регулировать свое эмоциональное поведение в нестандартных ситуациях.
Для цитирования: Андронникова О. О., Перевозкина Ю. М., Дмитриева Н. В., Щукина Н. А. Структура адаптационного потенциала одаренных подростков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 4. С. 117-124. DOI:10.21603/2078-8975-2017-4-117-124.
Введение
В связи с глобальными социально-экономическими изменениями в обществе остро встает проблема адаптации личности. Это обусловлено тем, что социальная среда предъявляет завышенные требования к адаптационным возможностям человека.
В подростковом возрасте эта проблема становится особенно актуальной, потому что именно в этот период происходит становление личности. Ученые, исследующие особенности адаптации в подростковом возрасте, пришли к выводу о том, что вследствие воздействий различных социальных факторов адаптационный потенциал резко снижается. К основным факторам можно отнести: проблемы семейного воспитания, низкое состояние здоровья, а также одаренность, которая выступает фактором, затрудняющим адаптацию подростка.
Проблема исследования
Представление об адаптационном потенциале берет свои истоки от концепции адаптации, рассматривающей ее не только как индивидное, но и как личностное свойство [1]. Рассматривая человека в адаптационной парадигме [2], необходимо отметить многогранность и многофакторность структуры адаптационного потенциала.
Впервые представление об адаптационном потенциале было сформулировано Г. Селье, который предложил различать потенциал как «поверхностный» и «глубинный». «Поверхностный» адаптационный потенциал расходуется под воздействием среды, он доступен сразу по первому требованию [3]. «Глубинный» - это сбалансированный расход адаптационного резерва. По мнению Г. Селье, результатом значительного уменьшения адаптационного потенциала являются «болезни адаптации», такие как: гипертоническая и язвенная болезнь, болезни сердечно-сосудистой системы,
ревматические заболевания, психические заболевания, например шизофрения.
H. Л. Коновалова рассматривает адаптационный потенциал как единую личностную характеристику психического здоровья [4]. Автор предлагает ряд критериев, позволяющих говорить о психическом здоровье: уровень психического развития, личностные особенности, система отношений, позиция личности по отношению к проблеме. Продолжая анализ исследований по адаптивному потенциалу, можно отметить работу А. Г. Маклакова, который выделяет ряд характеристик, снижающих адаптационный потенциал личности [1].
• Физиологические - нервно-психическая неустойчивость, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, расположение к нервно-психическим срывам.
• Социальные - нарушение социальных норм поведения, негативное отношение со стороны окружающих, отсутствие поддержки, осознание собственной ненужности, сложности в коммуникации.
• Психологические - повышенная эмоциональность, высокий уровень тревожности и агрессивности, акцентуации характера, личностные расстройства, неадекватная самооценка, отсутствие жизненных перспектив, потеря интереса к жизни.
Таким образом, чем менее выражены все эти характеристики, тем выше вероятность успешной адаптации субъекта. В исследованиях Ю. М. Перевозкиной с соавторами было показано, что процесс социализации подростков предполагает четыре типа социализации, два из которых -успешные, а два нет [5]. Успешная социализация обеспечивается глубинными ролевыми детерминантами (отец, герой), организаторскими способностями, потребностью достигать успеха как в деятельности, так и во взаимоотношениях, сниженной тревожностью, уверенностью в себе и оптимальным сочетанием индивидуальной и коллективистской деятельности.
С точки зрения С. Т. Посоховой, адаптационный потенциал включает в себя следующие структурные компоненты:
I. Биопластический компонент - отражает эволюционно закрепленные инстинктивные формы жизнедеятельности человека и его ресурсы, влияющие на здоровье, работоспособность и либеральность к отрицательным воздействиям окружающей среды.
2. Биографический компонент - опыт противодействия отрицательным воздействиям, накопленный в семье и передаваемый в результате взаимодействия ребенка с родителем.
3. Психический компонент - реальные возможности личности, которые позволяют налаживать отношения с самим с собой и с окружающей средой. Психический компонент содержит в себе мотивационные, речевые, креативные, темпераментные, интеллектуальные образования.
4. Личностно-регуляторный компонент - благодаря этому компоненту осуществляется достижение нужного уровня адаптированности, он позволяет противостоять трудным ситуациям, актуализировать защитные механизмы для сохранения личной ценности [6].
Рассматривая адаптационный потенциал, нам кажется корректным описать его как интегративное свойство личности, которое будет выражаться в комплексе проявлений: в отношении к миру, убеждениях, установках, системе знаний и способах решения проблем. Так, А. М. Богомолов [7] рассматривает адаптационный потенциал как способность
под действием внешних факторов претерпевать уровневые и структурные изменения. Как интегральную переменную, ответственную за эффективную психическую адаптацию, рассматривает адаптационный потенциал Л. Э. Кузнецова [8]. Важно отметить, что именно адаптационный потенциал, действуя на разных уровнях организации личности, отвечает за включение специфических ресурсов, увеличивающих устойчивость личности в стрессовой и кризисной ситуации.
В связи с вышесказанным можно сделать выводы о том, что во всех перечисленных подходах об адаптационном потенциале общим является изучение его как ресурса, проявляемого личностью в социуме. При этом чем более выражены характеристики, такие как нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, коммуникативность, регуляция, тем будет больше вероятность успешной адаптации человека с окружающей средой.
Обращаясь к проблеме адаптации одаренных подростков, необходимо отметить, что у одаренных подростков происходит становление личности несколько иначе, чем у обычных подростков. Существует небольшое количество исследований, говорящих о том, что творческие люди в современном обществе более адаптированы, однако множество исследователей заявляют о низкой адаптированности одаренных людей. Пройти социальный и психологический путь развития им удается намного сложнее. По мнению Д. В. Ушакова, одаренность - это обладание наивысшими способностями в сочетании с выраженной познавательной активностью, которые проявляются на протяжении всей жизни [9].
В работе Ю. М. Перевозкиной с соавторами было доказано, что одаренные подростки с импазо-ролевой идентичностью к образам с негативными иррациональными характеристиками имеют низкую социальную одаренность с оттенками деструктивного лидерства, что свидетельствует о затрудненной социально-психологической интеграция. Тогда как одаренные подростки с выраженными ролевыми импозитами девы и героя характеризуются высокой социальной одаренностью. Подростки обоих полов с импози-том героя сочетают в себе успешную социальную интеграцию в группе. У девочек с выраженной идентичностью к импозиту преобладают эмпатические и творческие способности при высокой социальной одаренности [10].
Исследуя проблему адаптации одаренных подростков, ученые пришли к выводу, что адаптационные возможности у них резко снижаются из-за воздействия многочисленных факторов. К основным факторам можно отнести низкий уровень здоровья, проблемы в семье, высокую загруженность школьной программы [11]. Исследования одаренных подростков с высоким уровнем креативности, проводимые Е. Л. Барышниковой показали, что у таких детей наблюдается повышенная тревожность, страх смерти, которые приводят к дезадаптации личности [12].
Т. В. Батухтина на основе представлений о сущности адаптационного потенциала личности таких авторов, как С. Т. Посохова и А. Г. Маклаков, предлагает свою структуру [13]. По мнению автора, адаптационный потенциал одаренного подростка представлен в виде многоуровневой системы, которая включает в себя следующие компоненты:
• здоровье (соматическое благополучие) - энергетические ресурсы личности, влияющие на уровень здоровья, физическую работоспособность и толерантность к неблагоприятным факторам внешней среды;
• эмоциональный компонент - способность понимать и адекватно выражать свои чувства, понимать и признавать чувства других;
• креативный компонент (творческая продуктивность) позволяет изменять окружающий мир, создавать новые интересные идеи и объекты;
• мотивационный компонент - успешность в деятельности, мотивация достижения и избегания неудач, способность ставить цели и достигать их;
• социально-психологический компонент - способность оптимально адаптироваться к социальным условиям, проявляется в стремлении постоянно повышать уровень компетентности и поддерживать отношения с окружающими;
• рефлексивный компонент - собственная и независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, обеспечивающая психологическое благополучие.
В целом можно отметить, что все компоненты адаптационного потенциала проявляются в процессе взаимодействия с окружающей средой, отношений со сверстниками в школе или в кругу друзей, также во взаимоотношениях в семье, именно в процессе интеракции одаренного подростка со средой и возможности адаптационного потенциала. В этой связи становится важным исследование структуры адаптационного потенциала одаренных подростков.
Методы и методики исследования
Целью настоящего исследования является выявление структуры адаптационного потенциала одаренных подростков. Нами на основе теоретического анализа было выдвинуто предположение, что в структуру адаптационного потенциала одаренных подростков входят эмоциональный, рефлексивный, волевой и поведенческий компоненты.
Для определения структуры адаптационного потенциала были использованы следующие методики: методика определения нервно-психической устойчивости (Д. Я. Райго-родский), методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд), методика «Стиль поведения в конфликтной ситуации» (К. Томас), методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов) [14].
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 165 города Новосибирск. Эмпирическую выборку составили одаренные подростки в возрасте 12-15 лет (7-8 класс), обучающиеся в специализированных классах (инженерных) в количестве 56 человек, среди которых было 26 мальчиков и 30 девочек.
Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью компьютерной программы STATISTICA 10.0. Для изучения адаптационного потенциала одаренных подростков был использован факторный анализ методом главных компонент с вращением «варимакс нормализованное».
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе факторного анализа было извлечено пять факторов с собственными значениями больше единицы и объясняющих 57,02 % общей изменчивости (табл.).
Первый фактор имеет максимальные положительные нагрузки по четырем признакам: принятие других (0,79); адаптация (0,69); эмоциональная комфортность (0,69); эмпатия со стариками (-0,59), которые выражают адаптацию к эмоциональному воздействию.
На положительном полюсе данного фактора сосредоточена совокупность таких характеристик, как способность устанавливать хорошие отношения с окружающими людьми, умеренная терпимость к слабостям и недостаткам, приспособление к нестандартным обстоятельствам, склонность открыто выражать свои чувства и эмоции. Это позволяет предположить, что одаренным подросткам характерно редкое переживание негативных эмоций и высокая самооценка. Отрицательный полюс включает в себя низкое эмоциональное сопереживание к престарелому возрасту, сложность в установлении контакта с ними, сниженную адаптацию и эмоциональный дискомфорт.
Во второй фактор, который охватывает 14,02 % общей изменчивости, вошли с положительным вкладом такие показатели, как эмпатия с незнакомыми людьми (0,78); эмпатия с героями художественных произведений (0,77); эмпатия с детьми (0,69); сотрудничество (0,57).
С нашей точки зрения, данный фактор отражает то, что на положительном полюсе одаренные подростки склонны достаточно отчетливо осознавать и выражать свои чувства и эмоции. У них есть высокая способность к сопереживанию и сочувствию, проявляются следующие качества: ответственность, сердечность, чуткость, - такие подростки ориентированы на позитивное взаимодействие с окружающими, адекватно ценят другие мнения при общении с социумом, что является ресурсом адаптации на эмоциональном уровне. Поэтому фактор был назван «эмпатия в сотрудничестве».
Сопоставляя эти данные с гипотезой, можно обозначить, что выдвинутый эмоциональный компонент разбивается на первый и второй факторы. Это соответствует теории А. Г. Шмелева о личностном пространстве или семантическом поле, имеющем два вида: сцепление и дифференциация. Такие трансформации, по мнению автора, могут быть обусловлены психоэмоциональным состоянием, актуальной потребностью и прошлым опытом субъекта [14].
Третий фактор интерпретируется посредством двух признаков с отрицательными нагрузками и одним признаком с положительным полюсом: соперничество (0,90); избегание (-0,67); приспособление (-0,69).
Положительный полюс третьего фактора определяет возможность саморегуляции, высокой оценки личностных интересов, проявление самостоятельности в принятии выбора какого-либо решения в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением и отвечать за свои поступки, уверенность в своих возможностях. Отрицательный полюс включает в себя низкую ориентированность на собственные интересы в пользу интересов общества, отсутствие стремления к достижению цели, это обусловлено стремлением подростка избегать тех ситуаций, в которых предполагается соревновательный вид деятельности. В связи с этим фактор был назван «Поведение в конфликте».
В четвертый фактор входят три переменные: контроль внутренний и внешний (0,65), самовосприятие (0,63), стремление к доминированию (-0,61) - и охватывает 9,06 % общей изменчивости. Это свидетельствует о том, что на положительном полюсе одаренные подростки уверены в себе, ответственны за собственную жизнь и свои решения, способны к самоорганизации и рефлексии, ориентируются в собственном внутреннем мире, стремятся к саморазвитию. Можно отметить, что рефлексия является одним из важнейших механизмов успешной адаптации одаренного
подростка, неотъемлемой частью адаптационного потенциала. На отрицательном полюсе располагаются высокая склонность приписывать свои неудачи к внешним факторам, низкая рефлексия, желание поучать и воспитывать окружающих. В связи с этим данный фактор был обозначен как «Ответственность самовосприятия».
Пятый фактор образовали переменные, отражающие волевой аспект личности: эмпатия с родителями (0,59); эмпатия с животными (0,56); нервно-психическая напряженность (-0,60); компромисс (-0,68).
Нервно-психическая устойчивость понимается как способность регулирования взаимоотношений личности со
Таблица. Факторные нагрузки по пяти компонентам адаптационного потенциала одаренных подростков Table. Factor loads for the five components of the adaptive potential of gifted adolescents
Признаки Факторы
Адаптация к эмоциональному взаимодействию Эмпатия в сотрудничестве Поведение в конфликте Ответственность самовосприятия Волевой компонент в межличностном взаимодействии
Эмпатия с родителями 0,02 0,20 -0,02 -0,23 0,59
Эмпатия с животными -0,30 0,40 -0,06 0,33 0,56
Эмпатия со стариками -0,59 0,13 0,15 0,37 0,30
Эмпатия с детьми 0,13 0,69 0,06 0,04 0,11
Эмпатия с героями художественных произведений -0,21 0,77 -0,07 -0,07 -0,04
Эмпатия с незнакомыми людьми 0,28 0,78 0,19 -0,04 -0,16
Адаптация 0,69 0,07 0,09 0,05 -0,03
Самовосприятие 0,14 0,03 -0,20 0,63 -0,14
Принятие других 0,79 -0,05 0,23 0,10 0,20
Эмоциональная комфортность 0,69 0,15 -0,04 0,23 0,02
Контроль: внутренний/внешний 0,26 -0,12 0,23 0,65 0,16
Стремление к доминированию 0,05 0,09 0,10 -0,61 0,18
Нервно-психическая устойчивость 0,11 -0,24 -0,32 0,07 -0,60
Соперничество 0,11 -0,21 0,90 0,01 0,00
Сотрудничество 0,00 0,57 -0,22 -0,14 0,23
Компромисс -0,11 0,20 0,18 0,02 -0,68
Избегание -0,21 0,01 -0,67 0,27 -0,02
Приспособление 0,10 -0,23 -0,69 -0,10 0,40
Собственные значения 2,68 2,52 1,94 1,63 1,48
Дисперсия по факторам 14,91 14,02 10,79 9,06 8,23
Дисперсия общая 57,02
Прим.: жирным шрифтом отмечены факторные нагрузки свыше 0,5.
средой, осуществляемая в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектах.
По данным результатам можно отметить, что на положительном полюсе у испытуемых наблюдается низкая нервно-психическая устойчивость, которая характеризуется тревожностью и беспокойством в напряженной ситуации при высоком эмоциональном сопереживании к близкому
окружению и животным, тогда как отрицательный полюс свидетельствует об обратной тенденции - при невысокой эмпатии одаренные подростки проявляют стойкость и уверенность в стрессовых, проблематических ситуациях, в которых учитываются интересы каждой стороны.
Это позволяет считать, что данный фактор отражает волевой компонент адаптационного потенциала, тем самым
Рис. Структура адаптационного потенциала одаренных подростков Fig. The structure of the adaptive potential of gifted adolescents
можно назвать его «Волевой компонент в межличностном взаимодействии».
Изображенные на рисунке компоненты адаптационного потенциала одаренных подростков наглядно отражают содержательную составляющую выделенных компонентов в процессе факторного анализа.
Выводы
Анализ изучения адаптационного потенциала личности показал, что он выступает как интегральное образование, являясь индивидуальным личностным свойством человека. Он актуализируется в процессе преодоления нестандартной, критической ситуации.
Адаптационный потенциал одаренных подростков имеет ряд своих особенностей, которые обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. С одной стороны, это неадаптивность одаренного подростка, с другой
стороны, негативное отношение социума к нему. Чаще всего у одаренных подростков наблюдается высокая тревожность, ранимость, резкая чувствительность к критике, а также важным фактором, затрудняющим адаптацию, является негативное отношение к одаренному подростку его сверстников.
Адаптационный потенциал одаренных подростков включает в себя пять компонент: 1 и 2 компоненты отражают эмоциональный компонент - способность понимать и выражать свои чувства, понимать и признавать чувства других; 3 - рефлексивный компонент - способность к саморазвитию, к внутреннему анализу своих действий и поступков; 4 - поведенческий компонент - склонность реагировать определенным образом на ту или иную ситуацию; 5 - волевой компонент - возможность регулировать свое эмоциональное поведение в нестандартных ситуациях.
Литература
1. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22. № 1. 2001. С. 16-24.
2. Яницкий М. С., Портнова А. Г., Богомолов А. М. Адаптационная парадигма в постнеклассической методологии психологических исследований развития личности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2. С. 19-26.
3. Селье Г. Стресс без дистресса. М: Прогресс, 1982. 128 с.
4. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 232 с.
5. Перевозкина Ю. М., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б. Импазо-ролевое прогнозирование особенностей социализации в коммуникативной сфере подростков // СМАЛЬТА. 2015. № 4. С. 39-46.
6. Посохова С. Т. Личностная регуляция адаптации в изменяющейся социальной среде // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 111-121.
7. Богомолов А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 67-73.
8. Кузнецова Л. Э. Влияние системы отношений личности на адаптационный потенциал сотрудников милиции, переживших экстремальные ситуации: дис. ... канд. психол. наук. Краснодарский гос. ун-т, Краснодар, 2011. 222 с.
9. Ушаков Д. В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 212-226.
10. Перевозкина Ю. М., Павлова Т. Л., Маврина И. А., Прюс Ф. Взаимосвязь ролевых импозитов и социальной одаренности учащихся // Актуальные проблемы психологии и педагогики: диагностика, превенция, коррекция: материалы научно-практической заочной конференции с международным участием: в 2-х ч. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. Ч. 1. С. 36-45.
11. Симаева И. Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности. Калининград: РГУ им. И. Канта, 2005. 315 с.
12. Барышникова Е. Л. Наблюдение корреляции эмоциональных состояний и креативности в процессе обучения младших школьников // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической конференции. Москва, 1998. С. 29-31.
13. Батухтина Т. В. Структура адаптационного потенциала художественно одаренной личности. дис. ... канд. психол. наук. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2009. 270 с.
14. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 480 с
ADAPTATION POTENTIAL STRUCTURE IN GIFTED ADOLESCENTS
Olga O. Andronnikova1 @1, Yulia M. Perevozkina1, @2, Natalia V. Dmitrieva2, @3, Nadezhda A. Shchukina3 @4
1 Novosibirsk State Pedagogical University, 28, Vilyuyskaya St., Novosibirsk, Russia, 630126
2 St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, 13 «Â», Vasilevskiy Ostrov, 12-aia liniya, Saint-Petersburg, Russia, 199178
3 Entertaining center «Nafanya», office 5, 89/8, Vybynaya St., Novosibirsk, Russia, 630126 @1 [email protected]
@2 [email protected] @3 [email protected] @4 [email protected]
Received 27.09.2017. Accepted 14.11.2017.
Keywords: adaptation, adaptive potential, giftedness, adolescents, structure, factor analysis.
Abstract: The article reflects the main approaches to the problem of adaptive potential. It featured the essence and content of the adaptive potential of modern psychology and analyzes the structural components of the adaptation potential, including neuropsychic stability, self-esteem, communicativity, psychic regulation, etc. The paper describes the features of adaptation of gifted adolescents and the structure of the adaptive potential, which is represented as a multi-level system. It is suggested that the structure of the adaptive potential of gifted adolescents includes emotional, reflexive, volitional and behavioral components. The test subjects were gifted adolescents aged 12-15, studying in specialized classes (engineering). The group included 56 people, 26 boys and 20 girls. The article describes the data of factor analysis by the method of principal components with rotation «varimax normalized». The analysis has demonstrated that the structure of the adaptive potential of gifted adolescents includes five factors explaining 57.02 % of the total variability. The results of factor analysis allow the authors to come to the conclusion that the adaptive potential of gifted adolescents includes five components: 1 and 2 components reflect the emotional component, i.e. the ability to understand how to express your feelings and feelings of others; 3 - reflexive component, i.e. ability to internal analysis of their actions and actions; 4 -behavioral component, i.e. propensity to react in a certain way to a particular situation; 5 - strong-willed component, i.e. ability to regulate one's emotional behavior in unusual situations.
For citation: Andronnikova O. O., Perevozkina Iu. M., Dmitrieva N. V., Shchukina N. A. Struktura adaptatsionnogo potentsiala odarennykh podrostkov [Adaptation Potential Structure in Gifted Adolescents]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 4 (2017): 117-124. D0I:10.21603/2078-8975-2017-4-117-124.
References
1. Maklakov A. G. Lichnostnyi adaptatsionnyi potentsial: ego mobilizatsiia i prognozirovanie v ekstremal'nykh usloviiakh [Personal adaptation potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions]. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological journal, 22, no. 1 (2001):16-24.
2. Yanitsky M. S., Portnova A. G., Bogomolov A. M. Adaptatsionnaia paradigma v postneklassicheskoi metodologii psikhologicheskikh issledovanii razvitiia lichnosti [Adaptive paradigm in post-non-classical methodology of psychological research of personality development]. Sotsialnye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke = The Humanities And Social Studies in the Far East, no. 2 (2013): 19-26.
3. Selye H. Stress bez distressa [Stress without distress]. Moscow: Progress, 1982, 128.
4. Konovalova N. L. Preduprezhdenie narushenii v razvitii lichnosti pri psikhologicheskom soprovozhdenii shkol'nikov [Prevention of violations in the development of personality in the psychological accompaniment of schoolchildren]. Saint-Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2000, 232.
5. Perevozkina Iu. M., Dmitrieva N. V., Perevozkin S. B. Impazo-rolevoe prognozirovanie osobennostei sotsializatsii v kommunikativnoi sfere podrostkov [The impaso-role forecasting of the features of socialization in the communicative sphere of adolescents]. SMAL'TA = SMALTA, no. 4 (2015): 39-46.
6. Posokhova S. T. Lichnostnaia reguliatsiia adaptatsii v izmeniaiushcheisia sotsial'noi srede [Personal regulation of adaptation in a changing social environment]. Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti [Psychological problems of self-realization of personality]. Ed. Nikiforov G. S., Korostyleva L. A. Saint-Petersburg: Izd-vo SPbGU, 2001, 111-121.
7. Bogomolov A. M. Lichnostnyi adaptatsionnyi potentsial v kontekste sistemnogo analiza [Personal adaptive capacity in the context of system analysis]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, no. 1 (2008): 67-73.
8. Kuznetsova L. E. Vliianie sistemy otnoshenii lichnosti na adaptatsionnyi potentsial sotrudnikov militsii, perezhivshikh ekstremal'nye situatsii. Diss. kand. psikhol. nauk [Influence of the system of personal relations on the adaptation potential of police officers who survived extreme situations. Cand. psichol. Sci. Diss.]. Krasnodar State. Univ. Krasnodar, 2011, 222.
9. Ushakov D. V. Psikhologiia odarennosti i problema sub»ekta [Psychology of giftedness and the subject's problem]. Problema sub ''ekta vpsikhologicheskoi nauke [The problem of the subject in psychological science]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2000, 212-226.
10. Perevozkina Iu. M., Pavlova T. L., Mavrina I. A., Prius F. Vzaimosviaz' rolevykh impozitov i sotsial'noi odarennosti uchashchikhsia [The correlation between role-imposites and the social endowment of students]. Aktual'nye problemy psikhologii i pedagogiki: diagnostika, preventsiia, korrektsiia: materialy nauchno-prakticheskoi zaochnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Actual problems of psychology and pedagogy: diagnostics, prevention, correction: Proc. Sc.-Prac. correspondence Conf. with Intern. participation]. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, part 1 (2016): 36-45.
11. Simaeva I. N. Psikhologiia adaptatsii sub''ekta k izmeneniiam zhiznedeiatel'nosti [Psychology of adaptation of the subject to changes in vital activity]. Kaliningrad: RGU im. I. Kanta, 2005, 315.
12. Baryshnikova E. L. Nabliudenie korreliatsii emotsional'nykh sostoianii i kreativnosti v protsesse obucheniia mladshikh shkol'nikov [Observation of the correlation of emotional states and creativity in the process of teaching younger schoolchildren]. Razvitie teorii doshkol'nogo obrazovaniia. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Development of the theory of preschool education. Psychological and pedagogical aspects: Proc. Sc.-Prac. Conf.]. Moscow, 1998, 29-31.
13. Batukhtina T. V. Struktura adaptatsionnogo potentsiala khudozhestvenno odarennoi lichnosti. Diss. kand. psikhol. nauk [The structure of the adaptive potential of an artistically gifted personality. Cand. psychol. Sci. Diss.]. Herzen State Pedagogical University of Russia. Saint-Petersburg, 2009, 270.
14. Shmelev A. G. Psikhodiagnostika lichnostnykh chert [Psychodiagnostics of personality traits]. Saint-Petersburg: Rech', 2002, 480.