Научная статья на тему 'Особенности адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе в зависимости от состояния их здоровья и режимов двигательной активности'

Особенности адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе в зависимости от состояния их здоровья и режимов двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
520
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ADAPTATION / HAEMATOLOGICAL INDEX / MODE OF MOTIVE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панихина А. В., Алтынова Н. В., Сироткина Л. А., Павлов Н. Ю.

Выявляется причинно-следственная связь между состоянием здоровья исследуемых студентов, уровнем двигательной активности и степенью адаптационного напряжения организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панихина А. В., Алтынова Н. В., Сироткина Л. А., Павлов Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feature of adaptation of the first year students to training conditions in high school depending on their health condition and modes of impellent activity

There is some certain cause-effect relationship between the state of health of the given students, the level of motion, and the degree of the organism's tension under the adaptation.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе в зависимости от состояния их здоровья и режимов двигательной активности»

УДК 616.9

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ И РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

А.В. Панихина, Н.В. Алтынова, Л.А. Сироткина, Н.Ю. Павлов Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Выявляется причинно-следственная связь между состоянием здоровья исследуемых студентов, уровнем двигательной активности и степенью адаптационного напряжения организма.

Ключевые слова: адаптация, гематологический показатель, режим двигательной активности.

На современном этапе функционирования вузов рельефно обозначилась проблема увеличения численности студентов с отклонениями В СОСТОЯНИИ здоровья [4, 5]. Так, 50-60 % первокурсников зачисляются в специальную медицинскую группу для занятий физической культурой. Как правило, такие студенты имеют не только отклонения в состоянии здоровья, но и низкую физическую подготовленность, связанную с нарастанием эффекта гиподинамии в школе, а затем в вузе [2, 3,6].

Процесс адаптации к обучению в вузе первокурсников связан с приспособлением их к условиям, отличающимся от условий обучения в средней школе. Эти изменения могут стать достаточно сильными стрессорами и вызвать напряжение адаптации, особенно у лиц с отклонениями в состоянии здоровья [1,7].

Таким образом, научное обоснование процессов адаптации студентов к условиям обучения в вузе, а также коррекции становления и развития структурно-функционального состояния организма посредством физической культуры является актуальной проблемой современной физиологической науки и практики.

В этой связи целью исследований явилось изучение особенностей адаптогенеза у студентов младших курсов к условиям обучения в вузе с учетом разных состояний здоровья и двигательной активности.

Работу выполняли в течение 2005-2008 гг. в лаборатории экспериментальной биологии ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И .Я. Яковлева» и в Чебоксарском институте (филиал) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет».

Проведены две серии экспериментов и лабораторных тестов с подбором 60 студентов юношеского возраста (17-20 лет) технических специальностей в Чебоксарском институте (филиал) ГОУ ВПО «МГОУ» в течение 1-2 курсов.

По результатам медосмотра и анализа индивидуальных медицинских карт студентов 1 курса были сформированы 3 группы по 20 чел. в каждой:

1 - основная (ОГ), занимающаяся физической культурой в соответствии с основной программой без ограничений;

2 - специальная медицинская (СМГ г), занимающаяся физической культурой по стандартной программе для лиц с ослабленным здоровьем;

3 - специальная медицинская (СМГ2), занимающаяся по специализированной программе, включающей комплекс дополнительных тренировочных занятий (2 раза в неделю по 60 мин) на фоне стандартной программы для студентов СМГ ь

В обеих сериях экспериментов у студентов сравниваемых групп оценивали уровень физического развития и состояние здоровья. Для этого в течение 1-4 учебных семестров ежемесячно проводили антропометрические исследования, изучали физиологические показатели кардиореспира-торной системы в покое и после физической нагрузки. В начале I и II (сентябрь, февраль) и в конце I и II (январь, июнь) семестров проводили гематологические тесты.

Исследования осуществляли с применением общепринятых в биологии современных клиникофизиологических, гематологических и математических методов.

В первой серии экспериментов установлено, что в течение 1-2 учебных семестров у студентов сравниваемых групп показатели роста в возрастном аспекте к концу 1 курса увеличивались от 177,0±1,6-179,2±1,6 до 177,9±2,8-181,5±2,1 см. При этом юноши ОГ превосходили сверстников СМГЬ обучавшихся согласно стандартной медицинской программе, и СМГ2 (с применением дополнительного комплекса физической нагрузки) в среднем на 3,0±0,3 и 2,5±0,4 см (Р > 0,05) соответственно. В то же время разница в росте между первокурсниками СМГ] и СМГ2 была несущест-

венной и составила 0,5±0,2 см в пользу студентов

см г2.

Характер изменений массы тела у исследуемых студентов в целом соответствовал динамике их ростовых показателей. Так, к концу 2 семестра у юношей ОГ масса тела составила 70,8±2,1 кг, СМГ! - 67,7±1,5, СМГ2 - 70,5±2,3 кг (Р > 0,05).

Установлено, что значения индекса Кетле, характеризующего физиологическую избыточность или недостаточность массы тела, находились в пределах нормы для данной возрастной категории юношей (21,2±0,1 -22,5±0,1 кг/м2). Причем минимальные его значения были характерны для студенческой молодежи ОГ, а максимальные - для студентов СМГ2 (Р > 0,05).

На протяжении первых двух семестров окружность грудной клетки (ОГК) у юношей всех исследуемых групп имела тенденцию к увеличению в возрастном аспекте от 86,4±0,8-89±1,1 до 88,0±0,5 - 92,8±0,8 см. Так, если в начале 1 учебного семестра разница между параметрами ОГК у студентов сопоставляемых групп была незначительной (1,2±0,3-2,6±0,5 см), то к концу 2 семестра она заметно увеличилась в пользу юношей из ОГ и СМГ2 (соответственно между первокурсниками ОГ и СМГ! - 4,8±1,0 см; СМГ! и СМГ2 -4,5±1,1 см; Р> 0,05).

Отмечено, что от начала учебного года к его завершению силовой индекс кисти (СИ) у юношей сравниваемых групп возрастал: в ОГ от 62,5±4,2 до 64,2±2,5%; СМГ1 - от 60,1±3,1 до 61,5±2,1; СМГ2 - от 61,8±5,1 до 63,7±1,3 %. В то же время различие в этом показателе в обозначенные сроки исследований было недостоверным.

Аналогичная закономерность обнаружена в характере изменений силового индекса спины (СИС). Причем у юношей из ОГ и СМГ2, имевших большую двигательную активность по сравнению со студентами из СМГь увеличение СИС происходило более выразительно (на 1,8 %, Р > 0,05).

Если в начале первой серии экспериментов изучаемые студенты всех групп имели хорошее телосложение (индекс Пинье - 19,3±0,7 - 20,2±1,1), то в ее конце юноши ОГ имели среднее телосложение (21,1±0,9), а их ровесники СМГ 1 и СМГ2 -исходный тип телосложения (ИП соответственно 20,7±1,5и20,9±0,4).

Выявлено, что число эритроцитов в крови у первокурсников ОГ в течение исследований колебалось от 4,6±0,2 до 5,1±0,1 млн/мкл, СМГ1 -от 4,6±0,1 до 4,9±0,2, СМГ2 - от 4,6±0,4 до 5,0±0,2 млн/мкл. При этом в июне у юношей из СМГ1 и СМГ2 оно по сравнению с таковым у их сверстников из ОГ было меньше соответственно на 5,9 и 3,9 % (Р < 0,05). В то же время студенческая молодежь из СМГ2 превосходила по данному гематологическому показателю студентов из СМГ 1 на 2,0 % (Р > 0,05).

Характер изменений концентрации гемоглобина в крови у первокурсников сравниваемых

групп в целом соответствовал динамике количества эритроцитов.

Установлено, что число лейкоцитов у юношей исследуемых групп на протяжении первого учебного года находилось в пределах колебаний физиологической нормы и волнообразно нарастало по мере их взросления (4,8±0,1 -5,0±0,0 против 6,0±0,2 - 6,3±0,3 тыс/мкл; Р > 0,05).

Аналогичная закономерность отмечена в динамике скорость оседания эритроцитов (СОЭ), которая в начале исследований у юношей ОГ составила 1,9±0,3 мм/ч, СМГ 1 - 2,0±0,1, СМГ2 - 1,7±0,1, а к их концу - 2,0±0,1; 2,8±0,2 и 2,5±0,4 мм/ч соответственно. В конце 1 семестра (январь) у студентов из СМГ1 и СМГ2 этот показатель был выше такового у юношей ОГ на 9,1 (Р < 0,05) и 0,1 % (Р > 0,05), а в конце 2 семестра (июнь) - на 28,6 и 20,0 % (Р < 0,05) соответственно.

Причем во все сроки исследований различие в СОЭ у юношей из СМГ1 и СМГ2 было недостоверным.

Установлено, что цветной показатель (ЦП) крови у первокурсников сопоставляемых групп по мере их взросления волнообразно нарастал к концу наблюдений от 0,98±0,00 - 0,99±0,00 до

0,99±0,00- 1,00±0,00 у. е. и разница в нем в меж-групповом разрезе была недостоверной.

Итак, результаты первой серии исследований свидетельствуют о том, что у студенческой молодежи всех групп происходили адаптационные перестройки организма, выразившиеся в возрастании массы тела, роста, окружности грудной клетки, индекса ведущей кисти, спины и гематологического профиля. При этом выявленные особенности в соматометрических, физиометрических и гематологических параметрах у юношей ОГ, СМГ1 и СМГ2 свидетельствуют об их зависимости от состояния здоровья и уровня двигательной активности организма.

Установлено, что частота сердечных сокращений (ЧСС) у первокурсников сравниваемых групп волнообразно увеличивалась в возрастном аспекте как в покое (от 65,4±2,8 - 68,0±1,3 до 77,4±1,1 -79,4±1,2 уд/мин), так и после стандартной функциональной нагрузки (от 120,2±1,8-129,0±1,4 до 122,1±2,1 - 128,0±2,1 уд/мин). При этом в покое у студентов СМГ! значения ЧСС в периоды зимней и летней экзаменационных сессий (февраль, июнь) превышали таковые у сверстников из ОГ на 2,8-3,2 % (Р < 0,05).

Динамика ЧСС после нагрузки у студенческой молодежи всех групп всецело соответствовала характеру изменений таковой в покое.

Значения пульсового давления (ПД) у изучаемых первокурсников волнообразно колебались на протяжении всего эксперимента: из ОГ от 53,8±2,1 до 48,7±2,3; СМГ1 от 55,0±1,1 до 59,Ш,4; СМГ2 от 56,9±1,0 до 55,3±1,1 мм рт. ст. При этом студенты СМГ2 превосходили по рассматриваемому параметру юношей ОГ в сентябре, декабре и июне

соответственно на 5,4; 4,0 и 11,9% (Р < 0,05). Также отмечена достоверная разница в ПД в пользу юношей СМГ2 в марте и июне по отношению к сверстникам СМГ1 (Р < 0,05).

Аналогичная закономерность в динамике анализируемого гемодинамического показателя выявлена до и после функциональной нагрузки на организм. Так, у юношей из СМГ2 к концу теоретического обучения 2 семестра (май) и летней экзаменационной сессии (июнь) отмечены более низкие значения ПД по сравнению с таковыми у ровесников из СМГ1 соответственно на 4,5 и 4,1 % (Р < 0,05).

Значения АДС до стандартной нагрузки на организм у юношей ОГ, СМГ 1 и СМГ2 во все сроки исследований колебались волнообразно, которые были максимальными в январе (соответственно 132,0±1,8; 135,2±2,2 и 137,2±1,8 мм рт. ст.). На момент завершения 1 серии экспериментов у студентов ОГ они были ниже, чем таковые у сверстников СМГ! и СМГ2 на 11,9 и 6,9 мм рт. ст. (Р < 0,05) соответственно.

После функциональной нагрузки на организм отмечены волнообразные изменения показателей АДС от 129,1 ± 2,6 до 145,6 ± 2,3 мм рт. ст., которые в октябре, ноябре, декабре и июне были выше у юношей СМГ1 в сравнении с их ровесниками СМГ2 и ОГ соответственно на 2,1 (Р > 0,05) - 8,8 % (Р < 0,05).

Значения АДС у юношей СМГ2 в сентябре, октябре и июне были меньше, чем таковые у их сверстников СМГ 1 (Р < 0,05).

Установлено, что до функциональной нагрузки на организм параметры АДД у юношей наблюдаемых групп повышались от начала первого семестра (сентябрь) до его завершения (январь) (69,4±1,2 -71,2±1,7 против 76,1±2,1 - 78,4±2,2 мм рт. ст.) с последующим понижением к концу теоретического обучения 2 семестра (май) до70,0±1,5 -71,0±1,7 мм рт. ст. В то же время разница в АДД на протяжении 1 серии наблюдений между студентами ОГ, СМГ 1 и СМГ2 была недостоверной.

Характер изменений АДД после функциональной нагрузки на организм в целом соответствовал динамике такового до стандартной нагрузки.

Выявлено, что у студентов всех групп значения систолического объема кровообращения (СОК) волнообразно уменьшались от начала к концу учебного года (75,4±1,4-75,9±1,4 против 70,6±1,8-72,1±1,7 мл). При этом в марте у юношей СМГ1 данный гемодинамический показатель был ниже такового у их сверстников ОГ и СМГ2 соответственно на 10,3 и 7,2 % (Р < 0,05), а в мае достоверное различие обнаружено между юношами из ОГ и СМГI в пользу учащейся молодежи ОГ.

Динамика значений СОК после стандартной нагрузки на организм в целом соответствовала характеру их колебаний до нагрузки.

Установлено, что значения минутного объема кровообращения (МОК) до стандартной нагрузки

на организм у исследуемых студентов на протяжении 1 серии экспериментов увеличивались от 4954,7±250,3 - 5123,8±235,4 до 5522,5±218,7 -5619,9±220,5 мл. Причем в марте, апреле и мае изучаемый гемодинамический показатель у юношей из СМГ 1 и СМГ2 был выше, чем таковой у их сверстников из ОГ на 230,6-589,7 мл (Р < 0,05).

Иная закономерность выявлена в динамике значений МОК после функциональной нагрузки на организм, которые у исследуемых первокурсников волнообразно уменьшались от начала 1 серии экспериментов к их концу (9628,6±210,4 - 10032,4±283,2 против 9348,0±290,8 - 9447,4±290,6 мл).

Значения МОК у юношей из СМГ 1 в октябре, ноябре, декабре, марте и мае были выше соответственно на 10,2; 4,4; 7,7; 5,2 и 5,3 % (Р < 0,05) по сравнению с таковыми у сверстников из ОГ. Причем первокурсники СМГ2 в сентябре имели значительно низкое значение МОК, нежели юноши ОГ (Р < 0,05). Также достоверная разница обнаружена в этом показателе в октябре, ноябре и декабре у студентов из СМГ2 по отношению к ровесникам из СМГ!.

Установлено, что показатели пробы Руфье-Диксона у студентов всех групп колебались в пределах от 2,3±0,5 до 5,4±0,4 у. е., которые в СМГ1 и СМГ2 были выше, чем таковые в ОГ на 9,8 (Р > 0,05) -

42,5 % (Р < 0,05). В январе, феврале, мае и июне также выявлено достоверное различие в этом параметре в разрезе первокурсников специальных медицинских групп.

У студенческой молодежи сравниваемых групп во все сроки исследований жизненная емкость легких (ЖЕЛ) колебалась в пределах физиологической нормы для данной возрастной категории от 4649,8±19,3 до 4984,8±34,3 мл. При этом в феврале, апреле, мае и июне студенты СМГ 1 имели меньшую ЖЕЛ по сравнению со сверстниками ОГ на 198,3, 195,5 и 241,3 мл (Р < 0,05) соответственно.

В течение 1 серии экспериментов значения жизненный индекс (ЖИ) у студентов изучаемых групп колебались от 68,2 ±0,1 до 70,6 ± 0,3 мл/кг (Р > 0,05).

Отмечено, что у юношей из ОГ показатели пробы Штанге увеличились от начала первого к концу второго семестров (51,9±9,2 против 56,7±5,2 с), СМГ1 -(48,2±6,7 против 49,7±4,1), из СМГ2 - (50,1±8,2 против 52,1±5,2 с). Причем на протяжении исследований эти значения у студенческой молодежи ОГ были несколько выше, чем таковые у их сверстников СМГ2 и СМГ 1.

Аналогичная закономерность выявлена в характере колебаний значений пробы Генча.

Таким образом, выявленные особенности в динамике показателей кардиореспираторной системы у студентов адекватно отражали различный уровень ее функционирования в процессе адаптации организма к условиям обучения в вузе. При этом показатели функциональной деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем у

юношей СМГ2 были более высокими по отношению к таковым у ровесников из СМГ1.

Установлено, что значения адаптационного потенциала (АП) у исследуемых студентов имели тенденцию к возрастанию от начала 1 семестра к его концу (1,3±0,1 -1,4±0,1 против 1,5±0,2- 1,6±0,2 у. е.). При этом в январе его значения были достоверно ниже у студенческой молодежи ОГ, нежели у их сверстников СМГ 1 и СМГ2.

Аналогичная закономерность выявлена в характере колебаний параметров АП у юношей и в течение 2 учебного семестра.

Итак, у студентов-первокурсников сравниваемых групп в течение 1-2 учебных семестров разница в АП была незначительной (Р > 0,05), за исключением ровесников ИЗ СМГ1 и СМГ2 в период зимней (январь) и летней (июнь) экзаменационных сессий (Р < 0,05). Этот факт свидетельствует о наличии причинно-следственных отношений между состоянием здоровья изучаемых студентов, уровнем двигательной активности и адаптационного напряжения организма.

В ходе второй серии экспериментов у студентов сравниваемых групп рост и масса тела продолжали увеличиваться от начала учебного года к его завершению (соответственно 177,8±1,3 - 181,6±1,5 против 178,2±1,4- 182,0±1,4 см и 67,8±2,5 - 70,9±2,2 против 68,2±1,6-72,0±1,4 кг). При этом в конце четвертого семестра (июнь) разница в массе тела между студентами из СМГг и СМГ2 составила 4,2 % (Р < 0,05).

Установлено, что значения ИК у второкурсников из ОГ волнообразно колебались в возрастном аспекте от 22,1±0,1 до 21,7±0,3 у. е., СМГ! -от 21,6±0,1 до 22,5±0,3, СМГ2 - от 22,4±0,2 до 22,5±0,4 у. е. Причем в мае и июне данный индекс у юношей ОГ превышал таковой у ровесников СМГ 1 на 4,5 и 3,3 % (Р < 0,05) соответственно.

Выявлено, что динамика показателей ОГК в фазе вдоха и выдоха у студентов наблюдаемых групп имела тенденцию к увеличению от начала учебного года к его концу (90,3±0,7 - 94,6±0,7 против 92,1±0,8 - 94,8±1,0 см и 86,5± 1,0 - 89,5±0,3 против 86,6±1,2 - 89,6±0,4 см; Р > 0,05). При этом параметры ОГК в период паузы у студенческой молодежи из ОГ в конце четвертого учебного семестра были больше на 5,3 (Р < 0,05) и 0,3 % (Р > 0,05) по сравнению с таковыми у сверстников из СМГ 2 и СМГ2. Также в июне юноши СМГ2 превосходили по изучаемому показателю оценки физического развития второкурсников из СМГ 1 на 5,0 % (Р < 0,05).

Отмечено, что параметры СИ у второкурсников сравниваемых групп по мере их взросления увеличивались от 61,8±2,1 - 64,3±4,2 до 62,1±2,1 -65,1±3,1 %, которые у студентов ОГ в конце третьего (январь) и четвертого (июнь) семестров были выше на 4,2 и 4,6 % (Р < 0,05), чем у их сверстников из СМГ |.

Аналогичная закономерность обнаружена в динамике СИС, показатели которой у наблюдае-

мых юношей увеличивались от начала к концу 2 учебного года (69,8±1,5 - 72,1±2,2 против 69,8±0,9 -72,4±1,5 %).

Установлено, что если в начале третьего семестра (сентябрь) у второкурсников из ОГ, СМГ 1 и СМГ2 значения ИП составили 21,0±1,2, 21,2±0,9 и 21,0±1,1 у. е., то к его концу - 20,7±1,2, 20,4±1,0 и 20,4±0,3 у. е. соответственно. При этом у студентов ОГ и СМГ2 в январе значения данного индекса были меньше, чем таковые у их сверстников СМГ 1 соответственно на 4,7 и 4,3 у. е. (Р < 0,05).

Количество эритроцитов в крови у второкурсников наблюдаемых групп увеличивалось от начала третьего к концу четвертого семестра (4,7±0,1 -5,0±0,1 против 4,9±0,4 - 5,2±0,4 млн/мкл). Причем юноши ОГ превосходили по данному гематологическому параметру сверстников СМГ 1 в сентябре, январе и июне на 6,0, 4,0, 5,8 %, а СМГ2 - в сентябре и июне на 4,1-3,9 % (Р < 0,05) соответственно.

Иная картина установлена в динамике числа лейкоцитов в крови, которая имела тенденцию к снижению от начала к концу учебного года без существенных различий в межгрупповом разрезе (5,9±0,1 - 6,2±0,1 против 5,8±0,2 - 6,0±0,1 тыс/мкл).

Характер изменений уровня гемоглобина в целом соответствовал динамике количества эритроцитов.

Установлено, что в течение 3-4 учебных семестров у изучаемых второкурсников СОЭ увеличивалась в возрастном аспекте: в ОГ - от 1,9±0,2 до 2,0±0,2; СМГ1 - от 2,0±0,3 до 2,3±0,3; СМГ2 -от 2,0±0,2 до 2,1±0,3 мм/ч. При этом юноши из СМГ 1 превосходили по данному гематологическому параметру сверстников из ОГ на 16,7 % (Р < 0,05).

Во второй серии экспериментов динамика ЦП у исследуемой студенческой молодежи в основном соответствовала характеру колебаний такового в первой серии исследований.

Таким образом, процесс адаптации студентов-второкурсников к условиям обучения в вузе сопровождался некоторым повышением показателей физического развития и гематологического профиля организма. Причем у юношей СМГ2, занимавшихся в соответствии со специальной медицинской программой для лиц с ослабленным здоровьем и с применением разработанного нами дополнительного комплекса физической нагрузки, изученные морфофизиологические показатели были более рельефными, нежели у сверстников СМГ 1.

Выявлено, что у всех юношей ЧСС в покое в ходе наблюдений волнообразно увеличивалась по мере их взросления (75,4±1,2 - 78,0±1,2 против 76,6±1,6 - 79,5±2,2 уд/мин). При этом в конце третьего и четвертого семестров у студентов-второ-курсников ОГ она была меньше, нежели у их сверстников СМГ 1 и СМГ2, на 3,7-3,2 и 4,4 (Р < 0,05) -3,2 (Р > 0,05) уд/мин соответственно.

Аналогичная закономерность отмечена у исследуемых студентов в динамике ЧСС после функциональной нагрузки.

В течение второго учебного года выявленные значения ПД у студенческой молодежи из ОГ до функциональной нагрузки на организм волнообразно колебались с тенденцией к снижению к концу наблюдений соответственно от 50,1±1,1 до 48,6±1,3; СМГ1 - от 56,9±1,2 до 56,5±1,6; из СМГ2 -от 54,8±1,1 до 52,2±1,6 мм рт. ст. Причем, в сентябре, январе и июне данный показатель у юношей ОГ был меньше такового у сверстников СМГ ] на 12,0,11,3 и 14,0 % (Р < 0,05) соответственно.

Характер колебаний изучаемого гемодинами-ческого параметра после нагрузки на организм в целом соответствовал динамике такового до нагрузки.

В ходе второй серии экспериментов значения АДС у студентов сравниваемых групп до функциональной нагрузки на них имели тенденцию к уменьшению в возрастном аспекте (122,1±1,2 -130,1±1,1 против 120,0±1,3 - 129,5±1,1 мм рт. ст). Следует отметить, что в начале учебного года (сентябрь), в конце третьего (январь) и четвертого (июнь) семестров у юношей ИЗ СМГ 1 имело место превышение АДС по сравнению со сверстниками из ОГ соответственно на 8,0, 9,1 и 9,5 мм рт. ст (Р < 0,05).

Аналогичная картина наблюдалась в динамике АДС после функциональной нагрузки на организм.

Установлено, что у студентов-второкурсников колебания значений АДС как до функциональной нагрузки на организм, так и после неё были в диапазоне изменений физиологической нормы, которые снижались от начала учебного года к его концу (73,0 ± 1,0-75,2 ±1,3 против 72,8 ± 1,2—74,1 ±

1,5 мм рт. ст).

У юношей всех групп значения СОК до нагрузки волнообразно уменьшались от начала третьего к концу четвертого учебного семестров (71,8 ± 1,2-74,4 ± 1,5 против 71,4 ± 1,5-74,4 ± 1,0 мл), которые у студентов из СМГ 1 по отношению к таковым у ровесников из ОГ были достоверно выше (71,4 ± 1,5 против 74,4 ±1,0 мл). В остальные сроки исследований значительных различий в СОК в межгрупповом разрезе не выявлено (Р > 0,05).

Если значения СОК у юношей ОГ и СМГ2 после функциональной нагрузки волнообразно снижались от сентября к июню (76,0±2,4 - 76,6±2,1 против 75,1±2,9 - 76,2±2,7 мл), то у сверстников СМГЬ наоборот, увеличивались от 76,8±2,5 до 77,4±2,0 мл (Р > 0,05).

Выявлено, что у исследуемых студентов МОК до нагрузки на организм волнообразно увеличивался от начала второго учебного года к его завершению (5410,0±305,2 - 5805,5±254,7 против 5466,2±345,1 - 5888,5±145,3 мл), который в январе и июне у юношей СМГ] был выше соответственно на 431,3 и 422,3 мл (Р < 0,05), чем в контроле. В то же время разница в данном показателе между ровесниками СМГ! и СМГ2 была несущественной (Р > 0,05).

Анализ значений МОК у юношей из СМГ 1 и СМГ2 после функциональной нагрузки показал, что они несколько увеличивались в возрастном аспекте соответственно от 9735,7±215,6 до 9881,3±211,1 и от 9492,2±200,6 до 9555,5±127,8 мл, а у сверстников из ОГ, напротив, снижались от 9129,2±198,8 до 9083,5±213,5 мл. При этом в октябре, декабре, мае и июне студенческая молодежь ОГ имела относительно низкие показатели МОК, нежели их ровесники СМГ 1 и СМГ2, соответственно на 6,5-8,1 % и 1,1-5,7 % (Р < 0,05). Также отмечены более низкие значения изучаемого параметра у студентов СМГ2 в декабре и мае по сравнению с таковыми их сверстников СМГ ь которые были меньше соответственно на 668,5 и 454,2 мл (Р < 0,05).

Если параметры функциональной пробы Руфье-Диксона у юношей ОГ и СМГ2 медленно снижались от начала второго учебного года к его завершению (3,0±0,2 - 3,2±0,3 против 2,5±0,3 - ЗД±0,2 у. е.), то у ровесников СМГ 1, наоборот, повышались от 4,2±0,2 до 5,5±0,1 у. е. Причем на протяжении наблюдений ОНИ у студенческой молодежи ИЗ СМГ 1 были выше, чем таковые у сверстников из ОГ и СМГ2 соответственно на 28,8 % (Р > 0,05) - 57,4 % (Р < 0,05).

Установлено, что у студентов-второкурсников ОГ в ходе 2 учебного года ЖЕЛ была несколько больше таковой, чем у их сверстников из специальных медицинских групп на 3,3-5,3 % (Р > 0,05).

У юношей сравниваемых групп значения ЖИ изменялись по мере их взросления от 68,6±0,1 -70,4±0,1 до 68,3±0,1 - 70,0±0,2 мл/кг, которые в ОГ были более высокими на ОД-2,6 % (Р > 0,05), чем в специальных медицинских группах.

Отмечено, что значения пробы Штанге в течение 2 учебного года у студентов из ОГ волнообразно колебались от 54,8±0,9 до 57,5±0,5, из СМГ 1 -от 50,8±0,7 до 50,9±0,7, из СМГ2 - от 52,0±0,6 до 53,0±0,7 с. При этом у юношей СМГ 1 данная проба имела меньшие показатели, нежели у сверстников из СМГ2 и, особенно, из ОГ соответственно на 3,3 (Р > 0,05) - 12,3 % (Р < 0,05). Разница в значениях пробы Штанге между ровесниками специальных медицинских групп во все сроки исследований была несущественной.

Аналогичная закономерность выявлена в характере изменений параметров пробы Генче.

Таким образом, функциональное состояние кардиореспираторной системы студентов второго года обучения в основном соответствовало физиологическим показателям, присущим юношам данной возрастной группы. Причем необходимо отметить, что применение разработанного нами дополнительного комплекса физических упражнений для студентов младших курсов с ослабленным здоровьем вносит положительные коррективы в деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, что способствует успешной адаптации юношей к условиям обучения вузе.

Установлено, что в течение 3-4 учебных семестров у исследуемых юношей АП волнообразно

колебался в возрастном аспекте от 1,4±0,2 - 1,5±0,2 до 1,3±0,2- 1,5±0,1 у. е., который в зимнюю (январь) и летнюю (июнь) экзаменационные сессии был ниже в ОГ по сравнению в СМОЛ и СМГ2 соответственно на 9,0 (Р < 0,05) - 6,9 % (Р > 0,05) и 10,3 (Р < 0,05) - 6,8 % (Р > 0,05). При этом разница в АП между студентами-второкурсниками специальных медицинских групп на протяжении наблюдений была незначительной (Р > 0,05).

Таким образом, установлено, что в течение 1-4 учебных семестров у студентов младших курсов, срывов в реализации механизмов адаптации не наблюдалось. Причем у юношей из ОГ и СМГ2 по сравнению с ровесниками из СМГ1 отмечалось относительно слабое напряжение морфофизиологических механизмов, направленных на успешную адаптацию организма к условиям обучения вузе.

Литература

1. Агафонов, А. В. Особенности адаптации студентов к условиям обучения в вузе в зависимости от разных режимов двигательной активности / А. В. Агафонов, А. А. Шуканов // Вестник докторантов, аспирантов и студентов Чувашского госпедуниверститета. - Чебоксары, 2008. -№ 1(11). -Т.1.- С. 36-42.

2. Абзалова, Д.М. Функциональная адаптация студентов к учебному процессу / Д.М. Абзалова, Т.В. Балтина // Физиологические механизмы адап-

тации растущего организма: материалы IX Всерос. науч.-теоретич. конф. - Казань, 2008. - С. 10-11.

3. Бадиков, А.Ф. Теория функциональных систем П.К. Анохина в изучении психофизиологических показателей результативной деятельности студентов / А.Ф. Бадиков, Е.В. Быкова, Н.В. Кли-мина // Вестник Российской академии медицинских наук. -1997. -№12.- С. 45-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Быков, Е.В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровья учащихся 12-17 лет и физиологическое обоснование оздоровительных программ: автореф. дис. ... докт. мед. наук / Е.В. Быков. — Курган, 2002.-50 с.

5. Kovanen, V. Effect of age and life-time physical training of fibre composition of slow and skeletal muscle in rats / V. Kovanen // Pflugers Arch. - 1997. -V. 400. -P. 543-551.

6. Назмутдинова, В. И. Динамика физического развития и функционального состояния кардио-респираторной системы у студентов вузов с различной двигательной активностью: автореф. дис. ... канд. биол. наук / В. И. Назмутдинова. - Тюмень, 2006.-20 с.

7. Симзяева, Е.Н. Влияние двигательной активности на особенности адаптации организма студенток с отклонениями в состоянии здоровья к условиям обучения в вузе: дис. ... канд. биол. наук/ Е.Н. Симзяева. - Чебоксары, 2002. -121 с.

Поступила в редакцию 15 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.