Научная статья на тему 'Особенности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и адаптивных процессов у студентов старших курсов в зависимости от разных режимов двигательной активности'

Особенности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и адаптивных процессов у студентов старших курсов в зависимости от разных режимов двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ЮНОШИ / КАРДИОРЕСПИРАТОРНАЯ СИСТЕМА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеев Владислав Вениаминович, Агафонов Александр Викторович

Изучены специфика кардиореспираторной системы и особенности адаптации организма студентов-юношей старших курсов технических специальностей вуза Чувашии. Экспериментально доказана физиологическая целесообразность проведения дополнительных тренировочных занятий для студентов специальной медицинской группы. Установлено, что адаптивные процессы у студентов сопровождаются значительным напряжением в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеев Владислав Вениаминович, Агафонов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и адаптивных процессов у студентов старших курсов в зависимости от разных режимов двигательной активности»



'X ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 796.01:61

ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ

И АДАПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗНЫХ РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

PECULIARITIES OF THE CARDIOVASCULAR, RESPIRATORY SYSTEMS

AND ADAPTIVE PROCESSES IN THE SENIOR STUDENTS, DEPENDING ON DIFFERENT MODES OF MOTOR ACTIVITY

В. В. Алексеев, А. В. Агафонов V. V. Alekseev, A. V. Agafonov

ГОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Изучены специфика кардиореспираторной системы и особенности адаптации организма студентов-юношей старших курсов технических специальностей вуза Чувашии. Экспериментально доказана физиологическая целесообразность проведения дополнительных тренировочных занятий для студентов специальной медицинской группы. Установлено, что адаптивные процессы у студентов сопровождаются значительным напряжением в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

Abstract. The specifity of the cardio-respiratory system and peculiarities of adaptation of organism of senior male-students of technical specialties of a university of Chuvashia. Experiments proved that the physiological feasibility of additional training sessions for students of special medical group. It is established that the students' adaption processes are characterized by high load in the cardiovascular and the respiratory system of the organism.

Ключевые слова: студенты-юноши, кардиореспираторная система, двигательная активность, адаптация.

Keywords: male-students, cardio-respiratory system, motor activity, adaptation.

Актуальность исследуемой проблемы. Учебная деятельность обучающегося в высшем учебном заведении связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов и часто сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, а также деструкцией деятельности. В то же время возрастает необходимость усвоения студентами значительно возросшего объема учебного материала в сочетании с недостаточными знаниями о здоровом образе жизни, относительно слабым физическим развитием, что затрудняет их адаптацию к учебному процессу. В этой связи целью работы явилось изучение особенностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также адаптации к условиям обучения в вузе в зависимости от разных режимов двигательной активности у студентов старших курсов [1, 148], [2, 4].

Материал и методика исследований. Работу выполняли в научно-исследовательской лаборатории биотехнологии и экспериментальной биологии ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» и в Чебоксарском политехническом институте (филиале) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет». Проведена одна серия экспериментов и лабораторных тестов с подбором 60 студентов-юношей (20-21 год) технических специальностей в Чебоксарском политехническом институте (филиале) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» в течение 7 и 8 учебных семестров (4 курс). Группы сформированы на основе данных индивидуальных медицинских карт, а также медицинского осмотра, проведенного в МУЗ «Городская больница № 7» г. Чебоксары. По результатам медосмотра и анализа индивидуальных медицинских карт студентов 4 курса для решения поставленных задач были сформированы 3 группы по 15 чел. в каждой: 1 - основная (ОГ), занимающаяся физической культурой в соответствии с основной программой без ограничений; 2 - специальная медицинская (СМГ^, занимающаяся физической культурой по стандартной программе для лиц с ослабленным здоровьем; 3 - специальная медицинская (СМГ2), занимающаяся по специализированной программе, включающей комплекс дополнительных тренировочных занятий (2 раза в неделю по 60 мин) на фоне стандартной программы для студентов СМГ1.

У всех студентов сравниваемых групп ежемесячно изучали физиологические показатели кардиореспираторной системы в покое и после физической нагрузки. Изучали общепринятые физиологические параметры (частоту сердечных сокращений - ЧСС; пульсовое давление - ПД; систолическое и диастолическое артериальное давление - АДс и АДд; систолический объем кровообращения - СОК; минутный объем кровообращения - МОК; функциональную пробу Руфье-Диксона; жизненную емкость легких - ЖЕЛ; жизненный индекс -ЖИ; пробы с произвольной задержкой дыхания на вдохе - Штанге, выдохе - Г енчи; адаптационный потенциал - АП), полученные стандартными клинико-физиологическими методами. Цифровой материал опытов обработан методом вариационной статистики на достоверность различия сравниваемых показателей (Р<0,05) с использованием программного комплекта статистической обработки «Microsoft Excel-2003».

Результаты исследований и их обсуждение. Установлено, что у всех студентов ЧСС в покое волнообразно увеличивалась по мере их взросления (74,2±1,2-76,1±1,0 против 74,5±1,5-77,5±1,5 уд./мин). Причем в конце 7 и 8-го семестров у юношей ОГ она была меньше, нежели у их сверстников СМГ! и СМГ2, на 2,5-3,0 и 4,0-3,5 уд./мин (Р>0,05) соответственно.

Подобная закономерность отмечена у исследуемых студентов в динамике ЧСС после функциональной нагрузки.

В течение четвертого учебного года выявленные значения ПД у студентов из ОГ до функциональной нагрузки на организм колебались волнообразно с тенденцией к снижению к концу наблюдений соответственно от 49,1±1,1 до 47,5±1,2; из СМГ1 -от 55,8±1,3 до 54,5±1,5; из СМГ2 - от 53,8±1,2 до 51,2±1,3 мм рт. ст. Причем у юношей ОГ в сентябре, январе и июне данный показатель был меньше такового у сверстников СМГ1 на 11,5, 10,7 и 13,1 % (Р<0,05) соответственно.

Характер колебаний изучаемого гемодинамического параметра после нагрузки на организм в целом соответствовал динамике такового до физической нагрузки.

В ходе наблюдений значения АДС у студентов-юношей сравниваемых групп до функциональной нагрузки на них имели тенденцию к снижению в возрастном аспекте (120,5±1, 1-129,1±1,2 против 119,1±1,2-127,5± 1,5 мм рт. ст). Следует отметить, что в начале учебного года (сентябрь), в конце третьего (январь) и четвертого (июнь) учебных семестров у юношей из СМГ1 отмечено превышение АДС по сравнению с таковыми у их сверстников из ОГ соответственно на 7,8, 8,9 и 9,1 мм рт. ст. (Р<0,05).

Аналогичная картина выявлена в характере изменений АДС после функциональной нагрузки.

Установлено, что у студентов четвертого курса динамика значений АДС как до функциональной нагрузки на организм, так и после нее находилась в диапазоне колебаний физиологической нормы, эти значения снижались от начала года к его концу (72,5±1,0-74,0±1,2 против 71,5±1,1-73,0±1,0 мм рт. ст.).

АДд у студенческой молодежи сравниваемых групп возрастало от начала первого семестра (сентябрь) до его завершения (январь) (68,0±1,2-70,2±1,2 против 75,1±1,177,4±1,2 мм рт. ст.) с последующим снижением к концу обучения 8 семестра (май) до 70,0±1,2-71,0±1,2 мм рт. ст. При этом разница в АДд на протяжении серии наблюдений между студентами ОГ, СМГ1 и СМГ2 была незначительной (Р>0,05).

Характер изменений АДд после функциональной нагрузки на организм в целом соответствовал динамике такового до стандартной физической нагрузки.

У юношей всех групп значения СОК до нагрузки волнообразно снижались от начала седьмого к концу восьмого учебного семестров (70,5±1,2-73,2±1,4 против 69,7±1,272,1±1,2 мл) и были достоверно выше (69,7±1,2 против 73,2±1,4 мл) у студентов из СМГ! по отношению к таковым у ровесников из ОГ. В остальные сроки исследований значительных различий в СОК в межгрупповом разрезе не выявлено (Р>0,05).

Так, если значения СОК у юношей ОГ и СМГ2 после функциональной нагрузки волнообразно снижались от сентября к июню (75,0±2,1-75,6±2,2 против 74,0±2,475,1±2,5 мл), то у сверстников СМГЬ наоборот, увеличивались от 75,7±2,3 до 76,5±2,5 мл (Р>0,05).

Установлено, что у наблюдаемых студентов МОК до нагрузки на организм волнообразно возрастал от начала четвертого учебного года к его завершению (5310,1±310,15702,3±260,5 против 5402,2±320,5-5800,5±135,2 мл), в январе и июне у юношей СМГ1 МОК был больше соответственно на 425,1 и 419,8 мл (Р<0,05), чем в контроле. В то же время разница в данном показателе между ровесниками СМГ1 и СМГ2 была незначительной (Р>0,05).

Анализ значений МОК у студентов из СМГ! и СМГ2 после функциональной нагрузки показал, что они несколько увеличились в возрастном аспекте соответственно от 9626,7±210,5 до 9755,3±215,3 и от 9390,2±215,6 до 9430,5±120,5 мл, а у сверстников из

ОГ, напротив, снижались от 9100,2±190,4 до 9003,2±210,1 мл. В то же время в октябре, декабре, мае и июне юноши ОГ имели относительно низкие показатели МОК по сравнению с их ровесниками СМГ 1 и СМГ2, соответственно на 5,5-7,2 % и 2,0-4,3 % (Р<0,05).

Выявлено, что параметры функциональной пробы Руфье-Диксона у юношей ОГ и СМГ2 медленно снижались от начала четвертого учебного года к его завершению (3,0±0,-3,1±0,1 против 2,4±0,3-2,9±0,1 у. е.), у ровесников СМГЬ наоборот, возрастали от 4,0±0,2 до 5,1±0,1 у. е. Причем на протяжении наблюдений у студенческой молодежи из СМГ! они были больше, чем таковые у сверстников из ОГ и СМГ 2 соответственно на 27,0 (Р>0,05)-53,2 % (Р<0,05).

Установлено, что у студентов четвертого курса в основной группе ЖЕЛ была несколько выше, чем таковая у их сверстников из специальных медицинских групп на 3,76,4 % (Р<0,05).

У студентов-юношей сравниваемых групп значения ЖИ изменялись по мере их взросления от 69,4±0,1-71,2±0,1 до 67,5±0,1-69,1±0,1 мл/кг, в ОГ они были более значительными, чем в специальных медицинских группах (Р>0,05).

Выявлено, что значения пробы Штанге у юношей из ОГ волнообразно колебались от 55,4±0,5 до 58,5±0,5, из СМГ! - от 51,3±0,5 до 52,6±0,5, из СМГ2 - от 53,0±0,2 до 54,1±0,5 с. При этом у юношей СМГ! данная проба имела меньшие значения, нежели у их сверстников из СМГ2 и особенно из ОГ, соответственно на 3,5 (Р>0,05)-14,1 % (Р<0,05). Разница в значениях пробы Штанге между сверстниками специальных медицинских групп во все сроки исследований была несущественной (Р>0,05).

Аналогичная закономерность выявлена в динамике параметров пробы Г енче.

Установлено, что в течение 7-8 учебных семестров у исследуемых студентов АП волнообразно колебался в возрастном аспекте от 1,5±0,1-1,6±0,2 до 1,4±0,1-1,6±0,1 у. е., в зимнюю (январь) и летнюю (июнь) экзаменационные сессии АП был ниже в ОГ по сравнению с СМГ1 и СМГ2 соответственно на 9,5 (Р<0,05)-7,2 % (Р>0,05) и 11,1(Р<0,05) -7,1 % (Р>0,05). При этом разница в АП между студентами специальных медицинских групп на протяжении наблюдений была незначительной (Р>0,05).

Резюме. Установлено, что у студентов в течение 4 курса срывов в реализации механизмов адаптации не наблюдалось. В то же время у юношей из ОГ и СМГ2 по сравнению с ровесниками из СМГ! отмечалось незначительное напряжение морфофизиологических механизмов, направленных на более успешную адаптацию организма к условиям обучения вузе. Причем применение дополнительного комплекса физических упражнений положительно сказывается на деятельности кардиореспираторной системы студентов старших курсов с ослабленным здоровьем и способствует более успешной адаптации к условиям обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, В. В. Особенности адаптации учащейся молодежи в зависимости от состояния здоровья и двигательной активности / В. В. Алексеев, А. В. Агафонов // Теоретические и прикладные проблемы социально-правовых, медико-биологических и технолого-экономических сфер жизни общества : материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. - Курск, 2009. - Ч. 2. - С. 148-149.

2. Назмутдинова, В. И. Динамика физического развития и функционального состояния кардиореспираторной системы у студентов вузов с различной двигательной активностью : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / В. И. Назмутдинова. - Тюмень, 2006. - 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.