Научная статья на тему 'Специфика адаптации студентов к условиям обучения в вузе в зависимости от разных состояний здоровья и двигательной активности'

Специфика адаптации студентов к условиям обучения в вузе в зависимости от разных состояний здоровья и двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
264
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеев В.В., Дмитриева Т.В., Агафонов А.В.

Научная работа посвящена изучению состояния кардиореспираторной системы и ее реакции на физическую нагрузку в ходе адаптации к учебному процессу. Экспериментально доказана целесообразность внедрения комплекса дополнительных оздоровительных тренировок на фоне стандартной программы для студентов с ослабленным здоровьем. С целью изучения особенностей функционирования сердечно-сосудистой и респираторной систем у студентов ежемесячно оценивали уровень физического развития и состояние здоровья в покое и после физической нагрузки: определение частоты сердечных сокращений (ЧСС); систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД); пульсового давления (ПД); систолического (СОК) и минутного (МОК) объемов кровообращения; жизненной емкости легких (ЖЕЛ); жизненного индекса (ЖИ); физической работоспособности (функциональная проба Руфье-Диксона); адаптационного потенциала (АП) пробы Штанге и Генчи. Исследуемые параметры в изученные периоды наблюдений показывают улучшение функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеев В.В., Дмитриева Т.В., Агафонов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика адаптации студентов к условиям обучения в вузе в зависимости от разных состояний здоровья и двигательной активности»

УДК 612.13:612.24

СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗНЫХ СОСТОЯНИЙ ЗДОРОВЬЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

В.В. Алексеев - доктор биологических наук Т.В. Дмитриева - аспирант А.В. Агафонов - кандидат биологических наук, доцент Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я Яковлева

Чебоксары

SPECIFICITY OF STUDENTS' ADAPTATION TO STUDY'S CONDITIONS

IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION IN TERMS OF DIFFERENT STATES OF HEALTH AND MOTOR ACTIVITY

V.V. Alekseev - Doctor of Biological Sciences T.V. Dmitriyeva - postgraduate student A.V. Agafonov - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev

Cheboksary

e-mail: nessizz@rambler. ru

Ключевые слова: адаптация, студенты, двигательная активность.

Аннотация. Научная работа посвящена изучению состояния кардиореспираторной системы и ее реакции на физическую нагрузку в ходе адаптации к учебному процессу. Экспериментально доказана целесообразность внедрения комплекса дополнительных оздоровительных тренировок на фоне стандартной программы для студентов с ослабленным здоровьем. С целью изучения особенностей функционирования сердечно-сосудистой и респираторной систем у студентов ежемесячно оценивали уровень физического развития и состояние здоровья в покое и после физической нагрузки: определение частоты сердечных сокращений (ЧСС); систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД); пульсового давления (ПД); систолического (СОК) и минутного (МОК) объемов кровообращения; жизненной емкости легких (ЖЕЛ); жизненного индекса (ЖИ); физической работоспособности (функциональная проба Руфье-Диксона); адаптационного потенциала (АП) пробы Штанге и Генчи. Исследуемые параметры в изученные периоды наблюдений показывают улучшение функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Key words: adaptation, students, motor activity.

Summary. The scientific work is devoted to study of the cardiorespiratory system's state and its response to physical loads in the course of adaptation to the educational process. Experiments proved The feasibility of additional recreational trainings ' complex implementation on the background of a standard training program for students with impaired health. To study the peculiarities of the cardiovascular and respiratory systems functioning of students we monthly evaluated the level ofphysical development and health at rest and after physical activity: identification of heart rate, systolic and diastolic blood pressure, pulse pressure, systolic and minute volume of blood circulation; vital capacity, the life index, physical performance (functional test of Rufe Dixon), adaptive

potential of Stange and Genchi tests. The test parameters investigated in the observation periods show the improvement in the functioning of the respiratory and cardiovascular systems.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях модернизации системы образования на фоне прогрессирующего ухудшения состояния здоровья населения проблема адаптогенеза молодежи к условиям обучения в вузе в зависимости от разных состояний здоровья и двигательной активности приобретает особую значимость. В настоящее время 60-65% учащейся молодежи из числа абитуриентов по состоянию здоровья зачисляются в специальную медицинскую группу для занятий физической культурой по программе, адаптированной для студентов с нарушением здоровья. В то же время около 40% выпускников вузов заканчивают обучение с ослабленным здоровьем [1-3].

В этой связи целью работы явилось изучение состояния кардиореспираторной системы и ее реакции на физическую нагрузку в ходе адаптации к учебному процессу.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работу выполняли в течение 2010-2011 гг. на кафедре биоэкологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» и в Чебоксарском политехническом институте (филиал) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет».

Проведены исследования с подбором 60 студентов-юношей (19-20 лет) технических специальностей в Чебоксарском политехническом институте (филиал) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» в течение 5, 6 учебных семестров (3 курс).

По результатам медосмотра и анализа индивидуальных медицинских карт для решения поставленных задач были сформированы 3 группы по 20 человек в каждой: 1 - основная (ОГ), занимающаяся физической культурой в соответствии с основной программой без ограничений; 2 - специальная медицинская (СМЛ), занимающаяся физической культурой по стандартной программе для лиц с ослабленным здоровьем; 3 - специальная медицинская (СМГ2), занимающаяся по специализированной программе, включающей разработанный нами комплекс дополнительных оздоровительных тренировок на фоне стандартной программы для студентов СМГ1.

В ходе эксперимента у студентов сравниваемых групп оценивали уровень физического развития и состояние здоровья. Для этого ежемесячно в течение учебного года изучали физиологические показатели кардиореспираторной системы в покое и после физической нагрузки (определение частоты сердечных сокращений - ЧСС; систолического и диастоли-ческого артериального давления - САД и ДАД; пульсового давления - ПД; систолического (СОК) и минутного (МОК) объемов кровообращения; жизненной емкости легких (ЖЕЛ); жизненного индекса (ЖИ); физической работоспособности (функциональная проба Руфье -Диксона); адаптационного потенциала - АП и проведение пробы с произвольной задержкой дыхания на вдохе (Штанге) и выдохе (Генчи)).

Цифровой материал опытов обработан методом вариационной статистики на достоверность различия сравниваемых показателей (Р<0,05) с использованием программного комплекса статистического анализа «Microsoft Excel-2003».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Установлено, что ЧСС у всех студентов волнообразно увеличивалась в возрастном аспекте, как в покое (от 65,7±2,5-69,1±1,5 до 77,8±1,2-79,2±1,0 уд/мин), так и после стандартной нагрузки (от 120,5±1,5-128,2±1,5 до 122,5±2,5-128,9±2,5 уд/мин). При этом в покое у студентов СМГ1 в период экзаменационной сессии (февраль, июнь) значения ЧСС достоверно превышали таковые сверстников из ОГ на 2,6-3,1%.

Динамика ЧСС после нагрузки у юношей сравниваемых групп всецело соответствовала характеру изменений ЧСС в покое.

Значения ПД волнообразно колебались на протяжении всего эксперимента: у учащихся из ОГ от 53,7±2,5 до 48,8±2,1; СМГ1 - от 55,1±1,2 до 59,2±1,5; СМГ2 - от 56,7±1,2 до 55,4±1,3 мм рт. ст. Студенты из СМГ2 превосходили по рассматриваемому параметру юношей из ОГ в сентябре, декабре и июне соответственно на 5,3; 4,1 и 10,4% (Р<0,05). Причем, в марте и июне так же отмечена достоверная разница в ПД в пользу студентов из СМГ2 - на 3,8 и 6,0% по сравнению со сверстниками из СМГ1 (Р<0,05).

Выявлено, что после нагрузки изучаемый гемодинамический показатель имел аналогичную картину. Так, у юношей из СМГ2 к концу эксперимента (май, июнь) отмечены более низкие значения ПД по сравнению с таковыми у учащихся из СМГ1 - на 4,6 и 4,2% (Р<0,05).

Показатели САД до нагрузки во все сроки исследований у юношей из ОГ, СМГ1 и СМГ2 колебались без определенной закономерности с максимальными значениями в январе (соответственно, 132,1±1,7; 135,4±2,0 и 137,0±1,5 мм рт. ст.). В то же время на момент завершения серии эксперимента у учащихся из ОГ значение этого параметра было ниже, чем у студентов из СМГ1 и СМГ2 - на 11,8 и 6,7 мм рт. ст. соответственно (Р<0,05).

Уровень САД после нагрузки колебался в пределах от 129,2±2,5 до 146,3±2,5 мм рт. ст. При этом в октябре, ноябре, декабре и июне он был достоверно выше у юношей из СМГ1, чем таковой в ОГ - на 7,1; 5,4; 5,0 и 4,5%. Также выявлено, что в сентябре, октябре и июне учащиеся из СМГ2 имели меньшие значения САД, нежели их сверстники из СМГ1 - на 12,0, 7,1 и 4,7 мм рт. ст. (Р<0,05) соответственно.

Установлено, что ДАД до нагрузки у юношей всех наблюдаемых групп повышалось от начала учебного года до января (от 69,5±1,1-71,1±1,5 до 76,2±2,5-78,7±2,0 мм рт. ст.) с последующим его понижением к маю до 70,1±1,1-71,1±1,5 мм рт. ст. Однако, на момент завершения исследований, значения изучаемого гемодинамического параметра вновь возросли и составили 72,5±2,5-74,2±2,1 мм рт. ст. В то же время разница в ДАД на протяжении наблюдений между студентами ОГ, СМГ1 и СМГ2 была недостоверной.

Характер изменений ДАД после нагрузки в целом соответствовал динамике такового до нагрузки.

Выявлено, что СОК у студентов всех групп волнообразно уменьшался от начала к концу третьего учебного года (75,4±1,4-75,9±1,4 против 70,7±1,5-72,2±1,5 мл). При этом в марте у студентов из СМГ1 данный гемодинамический показатель был ниже такового у их сверстников из ОГ и СМГ2 на 10,4 и 7,3% (Р<0,05). В то же время в мае достоверное различие обнаружено лишь между юношами из ОГ и СМГ1, которое было в пользу учащихся из ОГ на 4,7%.

В целом динамика изменений СОК после нагрузки соответствует таковой до нагрузки.

Установлено, что МОК до нагрузки у всех исследованных студентов на протяжении наблюдений волнообразно увеличивался от 4955,5±245,5 - 5120,4±234,1 до 5521,3±215,2 -5620,1±225,2 мл. При этом изучаемый показатель гемодинамики у юношей из СМГ 1 и СМГ2 был выше, чем у их сверстников из ОГ в марте, апреле и мае на 229,3-590,4 мл (Р<0,05).

При изучении динамики МОК после нагрузки установлена иная закономерность. Так, во всех экспериментальных группах данный параметр волнообразно уменьшался от начала эксперимента к его концу от 9622,8±215,1 -10030,1±285,6 до 9347,3±290,1 - 9440,2±285,3 мл.

При этом в октябре, ноябре, декабре, марте и мае у юношей из СМГ 1 МОК был достоверно выше на 9,8; 4,3; 7,5; 5,0 и 5,1%, чем таковой сверстников из ОГ. Учащиеся из СМГ 2 в сентябре имели более низкий МОК, нежели юноши из ОГ - на 338,5 мл (Р<0,05). В то же время в октябре, ноябре и декабре этот показатель у студентов из СМГ2 по сравнению с юношами из СМГ1 был достоверно меньше на 579,2, 567,1 и 611,3 мл.

Установлено, что показатели пробы Руфье-Диксона у студентов всех групп колебались в пределах от 2,2±0,5 до 5,3±0,5 усл. ед. Причем в СМГ1 и СМГ2 на протяжении всего учебного года её значения были выше, чем таковые в ОГ - на 9,7 (Р>0,05) - 41,8% (Р<0,05). В то

же время разница в данном показателе в разрезе медицинских групп была незначительной, за исключением в периоды с января по февраль и с мая по июнь (Р<0,05).

Выявлено, что ЖЕЛ у учащихся во всех исследованных группах во все сроки исследований колебалась в пределах физиологической нормы для данной возрастной категории (от 4640,5±18,5 до 4980,5±20,5 мл). При этом студенты из СМГ1 имели меньшую ЖЕЛ по сравнению со сверстниками из ОГ в феврале, апреле, мае и июне - на 197,1; 196,2 и 242,5 мл, (Р<0,05).

Установленный в ходе эксперимента ЖИ колебался от 69,1±0,5 до 70,8±0,5 мл/кг без достоверной разницы между наблюдаемыми студентами всех изучаемых групп. При этом значения ЖИ у юношей из ОГ имели большие значения, нежели у студентов из СМГ1 и СМГ2 (Р>0,05).

При определении пробы Штанге отмечено, что у юношей из ОГ данный показатель увеличился от начала пятого к концу шестого семестра от 52,0±8,5 до 57,1±7,4 с, СМГ1 - от 48,5±6,5 до 49,4±5,4, СМГ2 - от 50,2±8,5 до 52,2±7,4 с. Однако на протяжении исследований значения данного параметра у учащихся из ОГ были несколько выше, чем таковые у их сверстников из СМГ2 и СМГ1 - на 1,5 (Р>0,05) -15,1% (Р<0,05).

Аналогичная закономерность выявлена при определении значения пробы Генче у учащихся сопоставляемых групп.

Установлено, что значения АП за время эксперимента у всех исследованных юношей имели тенденцию к возрастанию от начала наблюдений к концу первого семестра: от 1,4±0,2-1,5±0,1 до 1,5±0,1-1,6±0,1 усл. ед. При этом в январе его значения были достоверно ниже у учащихся из ОГ, нежели у их сверстников из СМГ1 и СМГ2 - на 6,1 и 5,2%. В последующем во всех изучаемых группах у юношей отмечено понижение АП к апрелю до 1,3±0,1-1,4±0,1 усл. Ед. Однако к концу шестого семестра у студентов из СМГ1 и СМГ2 вновь отмечено повышение данного показателя до 1,5±0,1 и 1,6±0,1 усл. ед., а у их сверстников из ОГ - уменьшение до первоначальных показаний, который был ниже такового сверстников из СМГ1 и СМГ2 на 8,5 и 11,5% (Р<0,05). Таким образом, отмечено, что у всех наблюдаемых студентов ОГ, СМГ1 и СМГ2, в течение пятого и шестого семестров обучения в вузе, срыва и напряжения механизмов адаптации не наблюдалось, и разница в АП между испытуемыми экспериментальных групп была незначительной (Р>0,05), за исключением января и июня - в СМГ1 и СМГ2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, динамика показателей кардиореспираторной системы в целом отражает различный уровень ее функционирования в ходе адаптации организма студентов -юношей в течение пятого и шестого семестров в вузе. При этом исследуемые параметры в изученные периоды наблюдений показывают улучшение функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем у студентов из СМГ2, по сравнению с СМГ1, что связано, на наш взгляд, с внедрением комплекса дополнительных оздоровительных тренировок на фоне стандартной программы для студентов с ослабленным здоровьем.

Литература

1. Алексеев, В.В. Особенности физиологической адаптации студентов-первокурсников, имеющих разный уровень здоровья / В.В. Алексеев, А.В. Агафонов // Инновации в образовательном процессе : материалы Межрегион. научн.-практич. конференции. - М., 2008. - С. 157-158.

2. Быков, Е.В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровья учащихся 12-17 лет и физиологическое обоснование оздоровительных программ : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Е.В. Быков. - Курган, 2002. - 50 с.

3. Ким, В. В. Об интеграции содержания образования технических вузов с положениями здорового образа жизни студентов / В.В. Ким, А.А. Пахомов, С.Г. Марьинских // Тезисы Всерос. науч.-практ. конференции. - Тюмень : Экспресс, 2003. - С. 42-43.

Literature

1. Alekseev, V.V. Features of physiological adaptation of first-year students, with different levels of health / V.V. Alekseev, A.V. Agafonov // Innovations in educational process : proceedings of the Interregional Scientific and Practical Conference. - M., 2008. - P. 157-158.

2. Bykov, E.V. Effect of physical activity's level on functional health status of 12-17 year-old students and physiological basis of health programs : synopsis of a thesis ... Doctor of Medical Sciences / E.V. Bykov. - Kurgan, 2002. - 50 p.

3. Kim, V.V. About integration of educational content of technical HEIs with the provisions of a healthy lifestyle of students / V.V. Kim, A.A. Pakhomov, S.G. Mar'inskikh // Abstracts of the All-Russian Scientific-Practical Conference. - Tyumen : Express, 2003. - P. 42-43.

Статья поступила в редакцию 16.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.