Научная статья на тему 'Особая экономическая зона - основа развития производственного потенциала региона'

Особая экономическая зона - основа развития производственного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
8
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцова Лариса Николаевна

Отражены принципы территориального и регионального подхода к созданию и формированию особых экономических зон. Представлены особенности создания особых экономических зон в современных условиях. Автор уделяет особое внимание актуальным проблемам увеличения производственного потенциала региона в условиях экономической нестабильности. В условиях проблемы импортозамещения, а также необходимости дальнейшего повышения инвестиционных ресурсов региона, привлечение инвестиций продолжает играть особую роль в повышении конкурентоспособности российских предприятий. Однако следует иметь в виду, что привлекаемые из-за рубежа ресурсы оказывают разнонаправленное воздействие на экономику региона. Придавая ей мощный энергетический импульс развития, технологического обновления, реструктуризации отраслевого состава в пользу наукоемких, высокотехнологичных отраслей и информационно-коммуникационных сетей и систем, иностранные инвестиции порождают также эффект зависимости от них национальной и региональной экономики, а также оказывают конкурентное давление на отечественных товаропроизводителей на соответствующих сегментах рынка. Важнейшим условием, мотивирующим движение капитала вообще и приток иностранного капитала в ОЭЗ, в частности, является максимизация и надежность получения прибыли. Это обуславливает определенные требования (императивы) к предпосылкам и условиям создания ОЭЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особая экономическая зона - основа развития производственного потенциала региона»

Особая экономическая зона -основа развития производственного потенциала региона

Рубцова Лариса Николаевна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Финансы и кредит» Финансовый университет при Правительстве РФ

Отражены принципы территориального и регионального подхода к созданию и формированию особых экономических зон. Представлены особенности создания особых экономических зон в современных условиях. Автор уделяет особое внимание актуальным проблемам увеличения производственного потенциала региона в условиях экономической нестабильности. В условиях проблемы импортозамещения, а также необходимости дальнейшего повышения инвестиционных ресурсов региона, привлечение инвестиций продолжает играть особую роль в повышении конкурентоспособности российских предприятий.

Однако следует иметь в виду, что привлекаемые из-за рубежа ресурсы оказывают разнонаправленное воздействие на экономику региона. Придавая ей мощный энергетический импульс развития, технологического обновления, реструктуризации отраслевого состава в пользу наукоемких, высокотехнологичных отраслей и информационно-коммуникационных сетей и систем, иностранные инвестиции порождают также эффект зависимости от них национальной и региональной экономики, а также оказывают конкурентное давление на отечественных товаропроизводителей на соответствующих сегментах рынка. Важнейшим условием, мотивирующим движение капитала вообще и приток иностранного капитала в ОЭЗ, в частности, является максимизация и надежность получения прибыли. Это обуславливает определенные требования (императивы) к предпосылкам и условиям создания ОЭЗ.

Ключевые слова: особые экономические зоны, территориальный подход, региональный подход, производственный потенциал региона.

При определении цели создания ОЭЗ могут быть использованы два подхода: территориальный и региональный. Территориальный подход означает, что ОЭЗ - это специально выделенные территории страны, на которых применяется определенный режим функционирования. Суть режимного подхода заключается в том, что иностранным компаниям предоставляются особые условия, независимо от места их расположения на территории страны.

Аргументом в пользу территориального подхода являются:

- усиленное снабжение дефицитными ресурсами иностранных предприятий, которые работают в зоне, где наиболее развита инфраструктура;

- наличие административного аппарата с высококвалифицированным персоналом, что, как правило, не может обеспечить режимный подход.

Режимный подход дает возможность:

- содействовать развитию особых видов экономической деятельности независимо от размещения производств на территории страны:

- обеспечить прочные связи с местными предприятиями, так как отсутствуют ограничения, действующие в рамках территориального подхода, на связи с местными фирмами;

- заставить иностранные фирмы сделать выбор направлений своей деятельности в интересах принимающей стороны. Вместе с тем, большие технические сложности в организации и предоставлении финансовых и административных льгот большинству фирм в разных частях страны, работающих в различных условиях, делают режимный подход менее привлекательным, чем территориальный.

В чем состоят особенности ОЭЗ для российских условий?

Для многих стран, в том числе и для России, в отличие от про-мышленно-развитых стран, при создании ОЭЗ приоритетное значение для развития предпринимательства имеет ориентация на привлечение иностранного капитала и высоких технологий, модернизация национального производства, повышение уровня квалификации работников и превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. Следует подчеркнуть, что иностранный капитал в этих странах преследует свои интересы, связанные с максимизацией получаемой прибыли. Поэтому нахождение путей согласования интересов в сотрудничестве этих стран с капиталом экономически развитых является важным условием для их динамичного экономического развития.

Важнейшим экономическим условием для создания и нормального функционирования Российских ОЭЗ является приток в них инвестиций.

Причем представляется необходимым выделять инвестиции, во-первых, на этапе их проектирования, создания и «запуска» и, во-вторых, для дальнейшего наращивания предпринимательского потенциала, роста, диверсификации деятельности и т.д. В це-

© £

Ю

5

V

2 а

6

со

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

лом же, как на первом, так и на втором этапах источники финансирования создания и поддержания деятельности ОЭЗ складываются из различных составляющих: государственного, регионального или же муниципального бюджетов.

Для повышения инвестиционной активности в отношении российских СЭЗ необходима реализация механизмов обеспечения притока инвестиций.

Так, на макроуровне к числу таковых можно отнести:

1. Аккумулирование сбережений и их трансформация в инвестиции через частные банки. Весьма существенную роль в этом способны сыграть финансово-промышленные группы.

2. Инвестиционная поддержка реализации приоритетных проектов в ОЭЗ через государственные инвестиционные банки, функционирующие через институты развития.

3. Обеспечение инвестиционной активности по отношению к свободным экономическим зонам через развитие фондового рынка. Преимущество данного механизма - прямая связь между инвестором и объектом инвестирования в ОЭЗ, которая обеспечивается самоорганизацией рынка ценных бумаг. С одной стороны, это минимизирует для инвестора трансакционные издержки, а с другой - возлагает на него весь риск инвестиционного решения.

Однако наряду с общими подходами к активизации инвестиционного процесса ОЭЗ по стране в целом непременными являются меры по улучшению инвестиционного климата непосредственно в свободных зонах. К числу важнейших направлений повышения инвестиционной активности непосредственно в зонах и привлечения состоятельных инвесторов (в том числе зарубежных) относится использование финансовых инструментов фондового рынка, формирование системы страхования рисков, эффективной господдержки и др.

Для реализации указанных направлений весьма

существенную роль должен сыграть механизм государственного регулирования инвестиционных процессов в ОЭЗ. Для выполнения свободными экономическими зонами своей роли - фактора ускорения экономического роста отдельных территорий, активизации международного товарооборота и использования ресурсов, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов - необходимо приближение в них налоговой системы к международным стандартам, использование которых обязательно для обеспечения конкурентоспособности наших свободных зон в мире.

Налоговое регулирование деятельности предприятий, расположенных на территории свободной зоны, должно быть направлено на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранного инвестора с тем, чтобы условия приложения капитала были бы не только выгоднее, чем в капитале экспортирующей стране, но и по возможности благоприятнее, чем в близлежащих странах и зонах, способных составить конкуренцию в качестве реципиентов иностранных инвестиций.

На территории Липецкой области уже сейчас действуют около ста предприятий с иностранными инвестициями.

На территории ОЭЗ площадью 1027 гектаров имеется практически вся необходимая инфраструктура - железнодорожная ветка, подъездные пути, электростанция, газопроводы высокого давления, очистные сооружения. Закладываются и дополнительные объекты - инженерные сети, водопровод, канализация, трансформаторные подстанции. Строительство идет за счет федерального и областного бюджетов, что еще больше повышает привлекательность территории для частных инвесторов. Но и они в своей деятельности обя-

заны выполнить ряд условий. В ОЭЗ не будет места низкотехнологичным и загрязняющим экологию производствам, не допускается добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизныхтоваров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Тем не менее, могут быть проблемы в виде структурных диспропорций. Территория ОЭЗ, монополизируя инвестиции, существенную часть бюджетных средств, другие ресурсы, поглотит наиболее квалифицированные кадры региона -прежде всего в силу разницы в оплате труда, и может обречь тем самым остальные районы на стагнацию и прозябание. Нет гарантии того, что зона, обладая узаконенными конкурентными преимуществами, не приведет к банкротству и свертыванию каких-то «внешних» предприятий.

В целях предотвращения данных противоречий считаем необходимым развивать «особые экономические зоны регионального уровня». Программа социально-экономического развития области предусматривает создание ряда таких зон с концентрацией местных финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов. Например, промышленная зона в Тербунском районе агропромышленного типа, зоны туристско-

рекреационного типа.

Еще «одной точкой роста» станут инновационные модули, малые венчурные предприятия, уже действующие на территории области и еще только планируемые. Такая инициатива и многовариантность должны помочь избежать монополизации производства, сохранить конкуренцию, создать островки развития не только в зонах, но и вокруг них, в том числе и в сельских муниципальных образованиях. Дальнейшей разработки требует обеспечение сохранности инвестиций не только государственных, но и част-

ных, не только иностранных, но и местных, сведение к минимуму возможных коммерческих рисков. В связи с этим возник вопрос о формах работы со страховыми компаниями. Не все ясно с механизмом возврата вложенных в инфраструктуру зоны бюджетных средств, с тем, каким должен быть статус привлеченных иностранных специалистов.

Целесообразной представляется также используемая в мировой практике функционирования ОЭЗ такая форма стимулирования предпринимательской деятельности, как уменьшение суммы дохода, облагаемого налогом. Обычно это уменьшение направлено на стимулирование реинвестиций полученной прибыли.

Таким образом, проведенное изучение роли предпринимательского потенциала свободных экономических зон в стимулировании развития экономики их базирования и национальногохозяйства в целом позволяет сделать ряд выводов.

Анализ системы современных ОЭЗ дает основание для осуществления их типологии по ряду критериев, что позволяет в ходе дальнейшего исследования выявить особенности их инвестиционного климата, системы налогово-кредит-ных, таможенных и других льгот, основные черты их деятельности.

1. Финансово-хозяйственный механизм функционирования свободных экономических зон базируется на следующих элементах экономической политики: налоговые льготы (на кредиты, на имущество, на контракты, на инвестиции и т.д.), освобождение от таможенных пошлин на импортируемое оборудование и технологии, предоставление разнообразных таможенных льгот, освобождение от налогов на доходы корпораций, налогов на акции и др., предоставление инвестиционных займов, субсидирование проектов, стимулирование занятости (кредитование под создание рабочих

мест, обучение и переобучение и т.д.).

2. Особую роль свободные экономические зоны играют в развитии территорий их базирования. В разных странах для стимулирования предпринимательства, формирования мощного производственного и высококвалифицированного трудового потенциала, как правило, на депрессивныхтеррито-риях создавались зоны свободного предпринимательства (США, Канада, Западная Европа), специальные экономические зоны (Китай), территории особого режима (Бразилия, Аргентина), особые экономические зоны (Россия). Эффективность создания таких зон выражается в восстановлении и модернизации промышленных производств на принципиально новой технической основе, массовом распространении инновационных технологий, создании значимого количества рабочих мест для жителей территорий, входящих в эту зону, повышении уровня жизни проживающего здесь населения, развитии кооперации с фирмами и структурами, расположенными вдругих районах страны, увеличении объема экспорта конкурентоспособной продукции, восстановлении имевшейся и создании новой производственной и социальной инфраструктуры, улучшении экологической ситуации и т.д. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о весьма существенной роли предпринимательского потенциала ОЭЗ.

3. Имея в виду, что одна из центральных задач ОЭЗ состоит в активизации предпринимательской инициативы и мобилизации внутренних и зарубежных инвестиционных ресурсов, необходима большая гибкость государственных органов в решении вопросов налогообложения, валютного и таможенного режима, системы оплаты труда, аренды земли и помещений. Речь идет о создании более дифференцированной налоговой системы и финансовых

льгот с учетом региональном специфики и национальных приоритетов страны.

4. Для четкой организации управления и контроля каждой ОЭЗ должна быть создана единая информационная сеть, на основе которой осуществлялся бы контроль за всеми видами деятельности каждой зоны (расходование бюджетных средств, вывоз стратегически важных сырьевых товаров, степень совершенства таможенного контроля, проверка деятельности вновь создаваемых предприятий и т.п.). Доступ к такой информации должны иметь аудиторские, таможенные, и другие контролирующие органы.

Литература

1. Чернявская Ю.А. Маркетинговая стратегия развития особых экономических зон. Чернявская Ю.А. /диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Мичуринский государственный аграрный университет. Мичуринск, 2010

2. Чернявская Ю.А. Проблемы эффективности особых экономических зон. Чернявская Ю.А. В сборнике: -«Актуальные проблемы современной науки» - Сборник материалов международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Кура-нов А.К., Кидинов А.В., Сафро-нова Е.В., Семенова Т.Н., Нико-нович С.Л., Бочаров А.В., Пахо-мов А.С., 2011. С. 291-302.

Special economic zone - the basis of production capacity of the region Rubtsova L.N.

Financial University under the Government of the Russian Federation The principles of territorial and regional approach to creation and formation of special economic zones are reflected. Features of creation of special economic zones in modern conditions are presented. The author pays special attention to actual problems of increase in production capacity of the region in the conditions of economic instability. In the conditions of an import substitution problem, and also need of further increase of investment resources of the region, attraction of investments continues

О

Ю

5

v

2 e

6

to play a special role in increase of competitiveness of the Russian enterprises.

However it must be kept in mind that the resources attracted from abroad make multidirectional impact on region economy. Giving it a powerful power impulse of development, technological updating, restructuring of branch structure in favor of the knowledgeintensive, high-tech industries and information and communication networks and systems, foreign investments generate also effect of dependence on them of national and regional economy, and also put the competitive pressure upon

domestic producers on the corresponding segments of the market. The major condition motivating the movement of the capital in general and inflow of the foreign capital to OEZ, in particular, is maximizing and reliability of receiving profit. It causes certain requirements (imperatives) to prerequisites and conditions of creation of OEZ.

Keywords: special economic zones, territorial approach, a regional approach, the production capacity of the region.

References

1. Y. Chernjavskaja-The marketing strategy for the development of

special economic zones. -Chernjavskaja YA / thesis for the degree of candidate of economic sciences / Michurinsk State Agrarian University. Michurinsk 2010

2. Chernjavskaja Y.A- Problems of efficiency of special economic zones. - Chernjavskaja YA The book: «Actual problems of modern science» - Collection of the international scientific-practical conference. Editorial board: Kuranov A.K., Kidinov A.V., Safronov E.V., Semenova T.N., Nikanovich S.L., Bocharov A.V., Pakhomov AS., 2011. P. 291 -302.

CD

СЭ

СЧ

£

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.