Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гомон И.В., Беликова К.А.

Проблема таможенного регулирования очень актуальна, так как существование противодействующих друг другу государств, ставит перед собой задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет мер таможенно-тарифного и нетарифного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF CUSTOMS REGULATION IN MODERN CONDITIONS

The problem of customs regulation is very relevant, since the existence of opposing States, aims to ensure national interests, including by means of measures of customs-tariff and non-tariff effects.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК-332.1

Гомон И.В., к.э.н.

доцент

кафедра «Таможенное дело» Беликова К.А. студент 2 курса Институт Истории и Права Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского

Россия, г. Калуга

ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Аннотация: проблема таможенного регулирования очень актуальна, так как существование противодействующих друг другу государств, ставит перед собой задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет мер таможенно-тарифного и нетарифного воздействия.

Ключевые слова: таможенное регулирование, внешняя торговля, таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, таможенная пошлина, таможенные платежи.

Gaumont, I. V.

Ph. D., associate Professor of Department "Customs"

Belikova K.A., 2nd year student Institute of History and Law Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky

Kaluga, Russia

BASES OF CUSTOMS REGULATION IN MODERN CONDITIONS

Abstract: the problem of customs regulation is very relevant, since the existence of opposing States, aims to ensure national interests, including by means of measures of customs-tariff and non-tariff effects.

Keywords: customs regulation, foreign trade, customs and tariff regulation, non-tariff regulation, customs duties, customs duties.

На сегодняшний день таможенное регулирование внешней торговли России в политической, экономической и торговой системах играет важную роль. Поскольку оно реализует не только фискальную функцию, которая является одним из важных источников пополнения доходной части государственного бюджета, но и направлено на защиту экономики страны, на создание более благоприятных условий для развития отечественного производства, а также на поддержание стабильности международной торговой системы. Главная цель таможенного регулирования - это обеспечение национальной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [1] (далее - Закон о таможенном регулировании) таможенное регулирование в Российской Федерации в

соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического Союза [2] и законодательством Российской Федерации о таможенном деле заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.

Отсюда можно сделать вывод о том, что предметами таможенного регулирования в Российской Федерации являются порядок и правила регулирования таможенного дела в Российской Федерации.

Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно -тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона о таможенном регулировании). [1]

Методами таможенного регулирования являются: тарифное и нетарифное регулирование.

Таможенно-тарифное регулирование, осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин (ставки таможенных пошлин, ТН ВЭД ЕАЭС, порядок, определения происхождения страны товаров, а также система льгот и преференций)

Нетарифное, осуществляется путем применения количественных ограничений и иных запретов экономического характера (квотирование, лицензирование, декларирование, добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка, эмбарго).

Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

К таможенным платежам в соответствии со статьей 46 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) относятся: [2]

1) ввозная таможенная пошлина - это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

2) вывозная таможенная пошлина - это вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы таможенной территории Союза;

3) налог на добавленную стоимость (далее НДС), взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Союза и является косвенным налогом. Порядок его уплаты регулируется как ТК ЕАЭС, так и внутренним налоговым законодательством стран-участниц Союза.

4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на Таможенную территорию Союза - также относятся к косвенным налогам и регулируются аналогично НДС;

5) таможенные сборы - это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров с таможенной территории (таможенные операции) и их таможенным сопровождением, или иных действий, установленных ТК ЕАЭС и/или

законодательством стран-участниц Союза.

Товары для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, в соответствии с главой 37(ст. 266 п. 11) настоящего Кодекса. [2]

Если смотреть с экономической точки зрения, то таможенное регулирование может воздействовать на развитие отдельных отраслей, например, высокие экспортные пошлины снижают конкурентные позиции со стороны иностранных производителей и дают преимущества для местных производителей. Но все же нужно учитывать, что конкуренция имеет не только отрицательные стороны, но и является серьёзным стимулом для развития отечественного производства. В целом, таможенное регулирование требует учёта множества факторов, которые позволяют предвидеть и оценить возможные последствия от регулируемых процедур. Так в приведённом выше примере, ограничение конкуренции может в краткосрочном плане улучшить позиции отечественной отрасли, а в долгосрочном — привести к её технологическому отставанию.

Вместе с тем основной задачей государства в области международной торговли является осуществление помощи экспортерам, которые заинтересованы в увеличении экспорта своей продукции. Производя конкурентоспособную продукцию и экспортируя ее в достаточных объемах по мировым ценам на мировом рынке, отечественные производители обеспечивают потенциальные конкурентные преимущества российской экономике в международном разделении труда и содействуют выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста. Наравне с этим, увеличение экспорта не только обеспечивает дополнительные ресурсы, которые при их целенаправленном и эффективном использовании могут также стимулировать экономический рост, но и защищает внутренний рынок от иностранных конкурентов. Поэтому часть методов таможенного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка посредством регулирования импорта, другая часть методов имеет своей задачей регулирование экспорта.

Средства таможенного регулирования внешней торговли различны: средства, которые непосредственно воздействую на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), и средства, которые ограничивают стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами таможенно-тарифного регулирования являются таможенные тарифы, их цель - это получение дополнительных финансовых средств (как правило, характерно для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Несмотря на то, что таможенные тарифы продолжают оставаться ключевым инструментом, их роль ослабевает. Нетарифные меры являются менее открытыми, поэтому дают правительству больше возможностей для произвольных действий. Установление квот - это самая распространенная из нетарифных мер регулирования. Под квотой понимается ограничение в стоимостном или количественном измерении ввозимого и вывозимого из страны товара. В России квота устанавливается каждый год Правительством РФ. [3]

Из выше перечисленного, можно сделать вывод о том, что таможенное регулирование является одним из основных инструментов торговой и внешнеэкономической политики каждой экономической системы. Таможенное регулирование несет в себе спектр норм и правил, целей и задач, которые возложены на таможенные органы. Поэтому государство должно стремится к тому чтобы повысить эффективность таможенного регулирования и создавать благоприятные условия для улучшения работы кадров таможенных органов.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-Ф3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/

2. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant.ru/document/cons

3. https://utmagazine.ru/posts/11746-mery-netarifnogo-regulirovaniya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.