Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЕАЭС'

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хван А.

Таможенно-тарифное управление внешними взаимоотношениями в торговле главенствует в формировании торгово-политических механизмов, так как используется для исполнения международных обязательств и урегулирования стабильности внешнеторговой системы. Автор исследует таможенно-тарифное регулирование ЕАЭС на примере РФ, оценивает эффективность применения регулирующих инструментов, составляет схему определения таможенной стоимости товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS AND TARIFF REGULATION OF EXPORT-IMPORT TRANSACTIONS IN THE EEU

Customs and tariff regulation of foreign trade relations dominates the formation of trade and political mechanisms, as it is used to fulfill international obligations and regulate the stability of the foreign trade system. The author examines customs and tariff regulation of the EEU using the example of the Russian Federation and evaluates the effectiveness of regulatory instruments.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЕАЭС»

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ

ОПЕРАЦИЙ В ЕАЭС

А. Хван, магистрант

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-3-150-153

Аннотация. Таможенно-тарифное управление внешними взаимоотношениями в торговле главенствует в формировании торгово-политических механизмов, так как используется для исполнения международных обязательств и урегулирования стабильности внешнеторговой системы. Автор исследует таможенно-тарифное регулирование ЕАЭС на примере РФ, оценивает эффективность применения регулирующих инструментов, составляет схему определения таможенной стоимости товаров.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, Евразийский экономический союз, экспортно-импортные операции, таможенное законодательство, таможенные платежи.

Таможенно-тарифное регулирование в Российской Федерации устанавливается в контексте таможенного законодательства Евразийского экономического союза, учитывая нормативно-правовое регулирование РФ.

Основываясь на правовой информации о ЕАЭС, можно выделить следующие цели союза: модернизация, кооперация, повышение конкурентоспособности экономик; устойчивое развитие членов для повышения качества жизни их населения [1].

Сферами регулирования становятся: внешняя торговля товарами; таможенное законодательство; антимонопольное законодательство; сельскохозяйственные и промышленные субсидии.

В рамках таможенного законодательства ЕАЭС государство осуществляет регулирование внешней торговли путем проведения ряда мероприятий, направленных на воздействие на экспортно-импортные операции: нетарифное регулирование и тарифное регулирование.

Таможенно-тарифное регулирование, в свою очередь является методом, с помощью которого государство регулирует внешнюю торговлю товарами. Автор выделяет следующие способы осуществления рассматриваемого регулирования: установления, изменения, введения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, которые могут быть перемещены

через таможенную границу. К таможенным пошлинам относятся: ввозные и вывозные таможенные пошлины, НДС, акцизы.

Ввозная таможенная пошлина - обязательный платёж, при ввозе товара на территорию Российской Федерации или других членов ЕАЭС (согласно пункту 2 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) [1]. Работа союза предполагает применение единых мер регулирования внешней торговли, включая Единый таможенный тариф. Величина таможенных пошлин прямо пропорциональна происхождению товаров.

Вывозная таможенная пошлина - обязательный платёж, формирующийся на основе национального законодательства членов ЕАЭС. ТК ЕАЭС предполагает регламентирование порядка исчисления и уплаты пошлин.

НДС варьируется от 0 до 20 процентов, также зависит от вида товара. Начисляется при ввозе товара в РФ.

Акциз - косвенный налог, касающийся отдельной группы товаров. Например, нефтепродукты, алкоголь, табачные изделия, автомобили. Так как спрос является совершенно неэластичным, он не меняется при изменении цены.

С учетом таможенно-тарифного регулирования и видов таможенных платежей необходимо рассмотреть вопрос о том, как

определить таможенную стоимость, по которой рассчитывается пошлина на товары.

Основываясь на ТК ЕАЭС, выделяется шесть методов определения таможенной стоимости товара [2]. Далее определяется размер таможенной пошлины. Вся информация указана в Едином таможенном тарифе ЕАЭС. Также регулируются размеры и условия применения антидемпинговых и компенсационных пошлин. Эта законодательная основа прописана в международных договорах и внутренних актах государств-участников.

Данные ставки действуют для юридических лиц и ИП при импорте и вывозе товаров. Для физических лиц предусмотрена другая ставка в размере 500 рублей за товары, предназначенные для личного пользования.

За операции, совершаемые с автомобилями, также предусмотрен таможенный сбор, зависящий от стоимости транспортного средства. В отношении операций с водными и воздушными суднами, физическим лицам нужно будет заплатить совокупный таможенный платеж, зависящий от стоимости судна: от 5000 до 20000 руб.

Основываясь на ТК ЕАЭС (статья 71), порядок взимания таможенных платежей аналогичен взиманию ввозных таможенных пошлин. При задержке или отклонении от уплаты начисляются пени и штрафы, оплачиваются в валюте страны, в которой оформляется товар.

В РФ ставки и база исчисления регулируется ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [3]. С 1 августа 2020 года были введены ставки сбора за таможенное декларирование. Они представлены в таблице 1.

Особые условия для уплаты таможенных сборов существуют для воздушных и водных судов, помещенных под некоторые таможенные процедуры. Для них размер таможенного сбора составляет 20500 рублей.

Сбор платежей за перемещенные товары ведется Федеральной таможенной службой Российской Федерации. Отчетность по взимаемым платежам ведется и ежегодно публикуется на официальном сайте. Объем таможенных платежей, полученных за 2017-2019 гг. приведен в таблице 2.

Таблица 2. Поступление в федеральный бюджет дохода, администрируемого таможенными органами за 2017-2019 гг. [5]____

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Сумма таможенных платежей, зачисленных в федеральный бюджет (млрд руб.) 4 933,2 4 406,5 4462,8

НДС 1 643,5 1 762,8 1 861,3

Акцизы 47,5 58,8 74,8

Вывозная таможенная пошлина 2 780,4 2 054,1 1 940,4

Ввозная таможенная пошлина 484,2 489,8 491,2

Таможенные сборы 16,0 16,9 17,1

Таблица 1. Ставки сбора за таможенное оформление товара [4]

Декларированная стоимость груза при импорте, руб. Размер ставок сборов за таможенное оформление с 01.08.2020, руб.

Включительно до 20000 775

Свыше 20000, включительно до 450000 1550

Свыше 450000, включительно до 1200000 3100

Свыше 1200000, включительно до 2700000 8530

Свыше 2700000, включительно до 4200000 12000

Свыше 4200000, включительно до 5500000 15500

Свыше 5500000, включительно до 7000000 20000

Свыше 7000000, включительно до 8000000 23000

Свыше 8000000, включительно до 9000000 25000

Свыше 9000000, включительно до 10000000 27000

Свыше 10000000 30000

Прогноз пополнения федерального бюджета таможенными органами на 2020 год составлял 4 879,5 млрд. рублей. Фактически план был перевыполнен на 1,1%; это достаточно хороший показатель деятельности по сравнению с предыдущими годами.

По мнению исследователя Ермаковой А.В. к современному этапу развития интеграционный потенциал ЕАЭС не до конца реализован [6]. Экономики стран ЕАЭС не сильно интегрированы в мировые цепочки добавленной стоимости. Данный фактор обосновывается слабой технической составляющей экономики стран-участников ЕАЭС и их ориентацией на экспорт полезных ископаемых [7].

Значительные изменения в последнее время наблюдаются в таможенной отрасли Российской Федерации и Евразийского экономического союза. Это связано с имеющимися проблемами в системе таможенно-тарифного регулирования, в том числе:

1) недостаточностью правового обеспечения: для условия эффективного функционирования таможенного законодательства необходимы его простота, доступность, в том числе отсутствие ущемления прав и интересов участников ВЭД;

2) трудностями в обеспечении возвратности и доходности инвестиций, которые остаются важнейшей причиной обеспокоенности иностранных инвесторов и, следовательно, отсутствия инвестиций в экономику страны;

3) неустойчивой оценкой и анализом последствий динамики ставок таможенных тарифов и отсутствие механизмов мониторинга реализации принятых документов;

4) отсутствием анализа существующих условий в производственных отраслях страны;

5) негибкой системы предоставления тарифных преференций.

Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году оказала влияние на международные отношения. Разворачивающийся кризис выделяется тем, что нанес ущерб мировой экономике не только в спросе, но и со стороны предложения. Многие стра-

ны пострадали от отсутствия доступа к иностранной продукции, были введены протекционистские меры, и, как следствие, произошел спад мировой торговли.

Также данный год стал результирующим по нескольким обстоятельствам:

Во-первых, в 2020 году был завершен первый пятилетний период функционирования ЕАЭС. В этот период произошла смена представительства Евразийской Комиссии. Также были одобрены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции [8] на ближайшие 5 лет. Были предложены новые инструменты к развитию совместной высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. Перечисленные меры призваны увеличить долю ЕАЭС в мировой торговле [9].

Во-вторых, продолжается рост антироссийских санкций, торговые войны между США и Китаем. Перечисленные события влияют на формирование нового взгляда на перспективы продвижения проекта развития интеграций.

В-третьих, на данный момент слабое звено ЕАЭС - межправительственные диалоги, вызванные несколькими факторами: переносы сроков реализации проектов, получение взаимных обвинений за несоблюдение законодательных актов, торговые споры между государствами-членами, поскольку не каждый готов идти на компромисс в случае необходимости решения острых вопросов и болезненных тем.

В планах ЕАЭС намечено возможное расширение и сотрудничество с новыми странами, которые стремятся к улучшению качества жизни. Однако текущие страны-участники относятся скептически к появлению новых участников, несмотря на возможные преимущества. Главный негативный окрас отождествляется с неготовностью конкурировать по качеству производимой продукции и стоимости рабочей силы на международной арене.

Таможенно-тарифное регулирование необходимо для реализации намеченного контура внешней экономики. ЕАЭС, как экономический союз, позволяет странам-

участникам оставаться востребованными тарифного регулирования приобретают на рынках экспорта и импорта. В связи с большую значимость, так как возрастают коронавирусной пандемией и новыми реа- риски внешнеторговых операций. лиями мира, вопросы таможенно-

Библиографический список

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/4421fb06ad7b500f19481a4a56ebf 703112с5е80/ (дата обращения: 01.05.2021).

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 01.05.2021).

3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 02.05.2021).

4.Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 года № 342 «О ставках и базе исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/20ps0342/ (дата обращения: 30.04.2021).

5. Геращенко Г.П. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г.П. Геращенко, В.Ю. Дианова, Е.Л. Андрейчук; под ред. Г.П. Геращенко. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 234 с.

6. Глинкина С. Соперничающие интеграционные проекты на постсоветском пространстве. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/a0d/glinkina_01.pdf (дата обращения: 03.05.2021).

7. Ермакова А.В. Участие Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе: история и перспективы // Экономические исследования. 2016. - №4. - С. 6.

8. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 N 12 "О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375194/ (дата обращения: 03.05.2021).

9. Официальный сайт Таможенной службы Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru (дата обращения: 26.04.2021).

CUSTOMS AND TARIFF REGULATION OF EXPORT-IMPORT TRANSACTIONS IN

THE EEU

A. Hwang, Graduate Student

Plekhanov Russian University of Economics

(Russia, Moscow)

Abstract. Customs and tariff regulation offoreign trade relations dominates the formation of trade and political mechanisms, as it is used to fulfill international obligations and regulate the stability of the foreign trade system. The author examines customs and tariff regulation of the EEU using the example of the Russian Federation and evaluates the effectiveness of regulatory instruments.

Keywords: customs and tariff regulation, Eurasian Economic Union, export-import operations, customs legislation, customs payments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.