Основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников
Шахмалова Ирина Жаповна,
к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального обучения ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет», Технический институт (филиал) в г. Нерюнгри E-mail: [email protected]
Кириллин Евгений Сергеевич,
студент кафедры педагогики и методики начального обучения ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет», Технический институт (филиал) в г. Нерюнгри E-mail: [email protected]
В данной статье авторы анализируют особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Развитие эмоционально-волевой сферы - это один из важнейших аспектов развития личности ребенка. В ФГОС ДОУ развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста является одной из приоритетных целей образовательных программ.
В дошкольный период эмоционально-волевая сфера проявляется вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и затруднением его отношений с окружающим обществом. Роль эмоций и воли в формировании личности ребенка очень велика, поскольку они оказывают несомненное влияние на большинство познавательных процессов. Кроме того, они влияют на то, каким дошкольник увидит окружающий мир и как он будет воспринимать его в будущем. Авторы обращают свое внимание на психолого-педагогическое исследование эмоционально-волевой сферы уровня развития эмоционально-волевой сферы детей. Также авторами рассмотрен опыт педагогов дошкольных образовательных учреждений по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, психическое развитие, дети дошкольного возраста, эмоции, особенности развития дошкольников.
о с
U
см о см со
На сегодняшний день современные реалии включают в себя информатизацию общества, стремительное развитие технологий, интернета, отрицательную динамику экономического положения страны. В подобных обстоятельствах эмоционально-волевая сфера детей находится в состоянии фрустрации и нуждается в исследовании для определения ее теоретических основ, а также составлении актуальной системы методов работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания...» должно обеспечиваться дошкольным образованием» [1].
Также развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста входит в приоритетные задачи государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования РС (Я) на 2020-2024 годы и на плановый период до 2026 года» [11].
Включение развития эмоционально-волевой сферы дошкольников в нормативно-правовые документы дошкольного образования мотивируется тем, что эмоционально-волевое развитие способствует процессу социализации, становлению отношений во взрослом и детском сообществах, а также благополучному становлению психического здоровья [2]. Ведь эмоциональная стабильность является основным элементом в психологической готовности к школе и успешности школьного обучения.
Эмоционально-волевая сфера личности состоит из двух основных понятий: эмоции и воля. Эти два элемента присущи всем живым существам и выражаются как во внутренних переживаниях, так и в виде телесных проявлений (мимика, жесты, позы, частота дыхания и сердцебиения).
Согласно большому психологическому словарю «эмоция - это психический процесс, состояние особого класса, связанного с инстинктами, мотивами и потребностями, выражающиеся в форме непосредственного переживания» [3, с. 560].
Воля - «сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий» [4, С. 697-698].
Психолог А.Д. Кошелева представляет «эмоциональную сферу дошкольника как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка, определяющую детское благополучие, психическое и соматическое здоровье ребенка» [7, с. 26].
Дошкольный возраст - это период детства от трех до семи лет В этом возрасте дети находят-
ся в периоде становления личности, формирования эмоционального, интеллектуального и нравственного развития. А.Н. Леонтьев трактует дошкольный возраст так: «это период первоначального фактического склада личности» [8, с. 69].
При нарушении развития эмоционально-волевой сферы дети становятся эмоционально неустойчивыми, испытывают раздражительность, агрессию, обидчивость, тревожность, мнительность, страх. Также свойственно состояние гнева по небольшим поводам, после эмоциональной разрядки ребенок может плакать, а также испытывать чувство вины.
«Нарушение развития эмоционально-волевой среды детей дошкольного возраста выражается в отсутствии у детей способности различать эмоции либо адекватно выражать собственные эмоциональные состояния (вербально, не вербально) социально приемлемым способом. В следствии дошкольники испытывают социальную изоляцию, что затрудняет их развитие и способствует возникновению внутриличностных проблем, приобретающих форму замкнутости, тревожности, гиперактивности, застенчивости, агрессивности и т.д.» [14].
При выборе методик психолого-педагогической диагностики важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Важно принимать во внимание состояние ребенка во время проведения обследования и наличие доброжелательного контакта с исследователем.
С целью исследования эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста эффективно использовать следующие методики:
1) Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой.
Данная методика применяется в работе с детьми старше 3 лет и используется для исследования эмоционально-личностной сферы детей, наличия агрессивности [10, С. 12-13].
2) Методика «Наблюдение» Г.Л. Урунтаевой. Методика позволяет исследователю составить
карту наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей в разные режимные периоды [12].
3) Методика исследования эмоционального состояния Дорофеевой Э.Т. Целью данной методики является оценка эмоционального состояния дошкольника [9, с. 34]. Испытуемому выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) и просят разложить их в порядке предпочтения. Данная процедура повторяется три раза.
4) Опросник для родителей «Признаки психического напряжения у детей» А.И. Захарова. Основываясь на ФГОС ДО, согласно которому
«развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания...» должно обеспечиваться дошкольным образованием [1] педагоги дошкольных учреждений внесли развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в приоритетные цели образовательных программ.
Так педагогом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 8 «Колосок» с. Новоселки разработан информационно-методический бюллетень «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО». В бюллетене описываются признаки здорового эмоционального состояния детей дошкольного возраста и симптомы эмоциональных отклонений, а также предложены рекомендации для достижения эмоционального благополучия в группе [5].
В Ярославской области педагогом Ухано-вой А.В. была разработана программа развития коммуникативной и эмоционально-волевой сфер дошкольников. Целью данной программы является создание комфортных условий для развития коммуникативной и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста. В программе представлены игры, стимулирующие развитие самосознания, самооценки, рефлексивных способностей, такие как: «На что похоже мое настроение?», «Цвет моего настроения», «Почему он так поступил?» и др. [13, С. 115-124].
Ковалёва А.И., Молева Л.В. воспитатели МБ-ДОУ ЦРР детский сад № 8 пгт. Лучегорск разработали проект «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника», который состоит из 3 этапов и включает в себя такие формы и методы работы как: познавательную деятельность - игры, упражнения на выражение эмоций, тематическое рисование, беседы, психогимнастику, релаксацию [6].
В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка - детский сад № 45 «Жаворонок» г. Нерюнгри прошло заседание районного методического объединения педагогов-психологов ДОУ «Формирование эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста».
Основная цель: представление форм работы педагогов по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников в образовательном учреждении; актуализация знаний педагогов ДОУ по проблеме эмоционального развития дошкольников; демонстрация практических приемов работы по организации работы по указанному направлению.
Таким образом, развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста является одним из приоритетных видов деятельности в работе педагогов ДОУ. Развитие эмоционально-волевой сферы с самого раннего детства позволит в будущем детям брать на себя ответственность и управлять своими действиями. Также дети достигнут большего согласия и совершенства в развитии. Своевременная и эффективная помощь ребенку позволит педагогам компенсировать нарушения в психофизическом развитии дошкольника, а также предупредить девиации.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
U
см со
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Информационно-правовое обеспечение Гарант. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/5 3f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
2. Бобина Т. Влияние игровой деятельности на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Международный образовательный портал MAAM.RU. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www. maam.ru/detskijsad/vlijanie-igrovoi-dejatelnosti-na-formirovanie-yemocionalnoi-sfery-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 09.02.2021).
3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Москва: Прайм-Еврознак, 2008. - 632 с.
4. Большая российская энциклопедия / Том 5. -Москва: 2006. - С. 697-698.
5. Каляманова Л.В., Гудкова Е.В. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО / Информационно -методический бюллетень в помощь педагогам ДОО и родителям (законным представителям)// ИнфоУрок. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://infourok.ru/emocionalnoe-blagopoluchie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-sootvetstvii-s-fgos-do-2718729.html
6. Ковалёва А.И., Молева Л.В. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. 2013. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/5016-proekt-razvitie-emotsionalno-volevoj-sfery-doshkolnika.html
7. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева. - Москва: Академия, 2013. -176 с.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - 5-е изд. - Москва: Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
9. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. - Москва: Прометей; Книголюб, 2003. - 64 с.
10. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002, С. 12-13.
11. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - Москва: Просвещение, 2013.
12. Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников // Вестник практической психологии образования № 2 (19). - 2009. -С.115-124.
13. Шевченко Ю.Г. Важность развития эмоционально-волевой сферы в формировании личности / Ю.Г. Шевченко.: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. № 40 (278). - С. 202-205.
THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE PRESCHOOLERS
Shakhmalova I. Zh., Kirillin E.S.
North -Eastern Federal University, Technical Institute(branch)
In this article, the authors analyze the features of the development of the emotional-volitional sphere of preschool children. The development of the emotional and volitional sphere is one of the most important aspects of the development of a child's personality. The development of the emotional and volitional sphere of preschool children is one of the priority goals of educational programs in the Federal State Educational System of Preschool Education. In the preschool period, the emotional-volitional sphere is manifested due to changes in the general nature of the child's activities and the difficulty of his relations with the surrounding society. The role of emotions and will in the formation of a child's personality is very large, since they have an undoubted influence on most cognitive processes. In addition, they affect how the preschooler sees the world around him and how he will perceive it in the future. The authors turn their attention to the psychological and pedagogical study of the emotional-volitional sphere of the level of development of the emotional-volitional sphere of children. The authors also consider the experience of teachers of preschool educational institutions in the development of the emotional and volitional sphere of preschool children.
Keywords: emotional-volitional sphere, mental development, preschool children, emotions, features of preschool children ' s development.
References
1. Federal State Educational Standard of primary General Education / Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 373 of 6.10.2009 "On approval and introduction of the federal State educational Standard of primary general Education" Information and legal support of the Guarantor. [Electronic resource]// https://base.garant. ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
2. Bobina T. Influence of play activity on the formation of the emotional sphere of preschool children] // International educational Portal MAAM.RU. https://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-igrovoi-dejatelnosti-na-formirovanie-yemocionalnoi-sfery-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
3. Large psychological Dictionary // B.G. Mesheryakova, V.P. Zinchenko. - Moskow.: Praym-Evroznak, 2008. - 632 p. [in Russian]
4. The Great Russian Encyclopedia / Tom 5. - Moskow: 2006 -P. 697-698
5. Kalyamanova L.V., Gudkova E.V. Emotional well-being of preschool children in accordance with the Federal State Educational Standard UP to // InfoUrok. - https://infourok.ru/emocionalnoe-blagopoluchie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-sootvetstvii-s-fgos-do-2718729.html
6. Kovaleva A.I., Moleva L.V. Development of the emotional and volitional sphere of a preschooler. - 2013. - https://dohcolo-noc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/5016-proekt-razvitie-emotsionalno-volevoj-sfery-doshkolnika.html
7. Kosheleva A.D. Emotional development of preschoolers / A.D. Kosheleva. - Moskow: Akademiya, 2013. - 176 p.
8. Kulagina I.Y. Age psychology: child development from birth to 17 years. Universitet Rossiyskoy akademii obrazovaniya. -5-izd. - Moskow.: izd-vo URAO, 1999. - 175 p.
9. Lebedenko E.N. Development of self-awareness and individuality - Moskow: Prometey, Knigolyb, 2003. - 64 p.
10. Panfilova M.A. Graphical method of «Cactus» // Obruch, № 5, 2002. - P. 12-13
11. Uruntaeva G.A. Workshop on child psychology G.A. Uruntaeva, Y.A. Afonkina. - Moskow.: Prosveschenie, 2013
12. Uchanova A.V. Program for the development of emotional-volitional and communicative spheres of preschool children / Bulletin of practical psychology of education № 2(19). - 2009. -P. 115-124
13. Shevchenko Y.G. The importance of the development of the emotional-volitional sphere in the formation of personality U.G. Shevchenko - 2019. - № 40 (278) - P. 202-205.