Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ (НА ПРИМЕРЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 10 "ИВУШКА" ГОРОДА ЕССЕНТУКИ)'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ (НА ПРИМЕРЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 10 "ИВУШКА" ГОРОДА ЕССЕНТУКИ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
761
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ СЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / EMOTIONS / EMOTIONAL DEVELOPMENT / EMOTIONAL AND REGULATORY SULFUR / EMOTIONAL STRESS / SOCIAL DEVELOPMENT SITUATION / PRESCHOOL CHILDREN / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / FAIRY TALE THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Декман Илона Евгеньевна

Цель: изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, а также обоснование возможности развития эмоций детей посредством сказкотерапии. Полагалось, что данное исследование будет способствовать формированию обоснованного заключения о характере текущего эмоционального состояния каждого ребенка в группе; будет оценен уровень эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста; определены недостающие в эмоционально-регулятивной сфере умения, выступающие внешними индикаторами развития эмоциональной сферы детей; выявлены точки эмоционального напряжения, выступающие факторами, сдерживающими эмоциональное развитие детей; а также определена связь эмоционального развития с социальной ситуацией развития дошкольника (отношения со взрослыми и сверстниками). Методы: теоретические: анализ и синтез научных источников по изучению проблемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; эмпирические: диагностика, обработка результатов исследования. Результаты: повторная диагностика и сравнительный анализ данных показал, что различия в показателях уровня сформированности эмоциональной сферы детей в целом имеют положительную динамику: на 28% увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности эмоциональной сферы; на 16% снизилось количество детей со средним уровнем сформированности эмоциональной сферы; на 12% снизилось количество детей с низким уровнем сформированности эмоциональной сферы. Практическая значимость: результаты данного исследования могут использоваться педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений при работе с детьми, их можно включить в программы методического обеспечения данной группы детей, а также использовать эти результаты в качестве материала для консультаций воспитателей и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPHERE OF CHILDREN PRESCHOOL AGE BY MEANS OF TALK THERAPY (ON THE EXAMPLE OF YOUNGER PRESCHOOLERS OF MBDOU KINDERGARTEN № 10 "IVUSHKA" OF YESENTUKI CITY)

Objective: to study the emotional sphere of preschool children, as well as the rationale for the development of children's emotions through fairy tales. It was believed that this study will contribute to the formation of a reasonable conclusion about the nature of the current emotional state of each child in the group; the level of emotional development of children of primary preschool age will be estimated; Deficiencies in the emotional and regulatory sphere of skills that act as external indicators of the development of the emotional sphere of children are identified; points of emotional stress are identified that are factors that restrain the emotional development of children; and also the relationship of emotional development with the social situation of the development of the preschooler (relations with adults and peers) is determined. Methods: theoretical: analysis and synthesis of scientific sources on the study of the development of the emotional sphere of preschool children; empirical: diagnosis, processing of research results. Results: repeated diagnostics and comparative analysis of the data showed that differences in indicators of the level of formation of the emotional sphere of children as a whole have positive dynamics: the number of children with a high level of formation of the emotional sphere increased by 28%; the number of children with an average level of formation of the emotional sphere decreased by 16%; the number of children with a low level of formation of the emotional sphere decreased by 12%. Practical significance: the results of this study can be used by teachers and psychologists of preschool educational institutions when working with children, they can be included in the methodological support programs for this group of children, and also use these results as material for consultation of educators and parents.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ (НА ПРИМЕРЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 10 "ИВУШКА" ГОРОДА ЕССЕНТУКИ)»

психологические Декман Илона Евгеньевна

науки РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ...

УДК 159.9

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0086

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ (НА ПРИМЕРЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 10 «ИВУШКА» ГОРОДА ЕССЕНТУКИ)

© 2020

SPIN-код: 5884-6659

AuthorlD: 1023794

Декман Илона Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки) (357600, Россия, Ессентуки, улица Долина Роз, 7, e-mail: [email protected])

Аннотация. Цель: изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, а также обоснование возможности развития эмоций детей посредством сказкотерапии. Полагалось, что данное исследование будет способствовать формированию обоснованного заключения о характере текущего эмоционального состояния каждого ребенка в группе; будет оценен уровень эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста; определены недостающие в эмоционально-регулятивной сфере умения, выступающие внешними индикаторами развития эмоциональной сферы детей; выявлены точки эмоционального напряжения, выступающие факторами, сдерживающими эмоциональное развитие детей; а также определена связь эмоционального развития с социальной ситуацией развития дошкольника (отношения со взрослыми и сверстниками). Методы: теоретические: анализ и синтез научных источников по изучению проблемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; эмпирические: диагностика, обработка результатов исследования. Результаты: повторная диагностика и сравнительный анализ данных показал, что различия в показателях уровня сформированности эмоциональной сферы детей в целом имеют положительную динамику: на 28% увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности эмоциональной сферы; на 16% снизилось количество детей со средним уровнем сформированности эмоциональной сферы; на 12% снизилось количество детей с низким уровнем сформированности эмоциональной сферы. Практическая значимость: результаты данного исследования могут использоваться педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений при работе с детьми, их можно включить в программы методического обеспечения данной группы детей, а также использовать эти результаты в качестве материала для консультаций воспитателей и родителей.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональное развитие, эмоционально-регулятивная сера, эмоциональное напряжение, социальная ситуация развития, дети дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения, сказ-котерапия.

© 2020

DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPHERE OF CHILDREN PRESCHOOL AGE BY MEANS OF TALK THERAPY (ON THE EXAMPLE OF YOUNGER PRESCHOOLERS OF MBDOU KINDERGARTEN № 10 «IVUSHKA» OF YESENTUKI CITY)

Dekman Ilona Evgenievna, candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Yessentuki) (357600, Russia, Essentuki, Rose Valley Street, 7, e-mail: [email protected]) Abstract. Objective: to study the emotional sphere of preschool children, as well as the rationale for the development of children's emotions through fairy tales. It was believed that this study will contribute to the formation of a reasonable conclusion about the nature of the current emotional state of each child in the group; the level of emotional development of children of primary preschool age will be estimated; Deficiencies in the emotional and regulatory sphere of skills that act as external indicators of the development of the emotional sphere of children are identified; points of emotional stress are identified that are factors that restrain the emotional development of children; and also the relationship of emotional development with the social situation of the development of the preschooler (relations with adults and peers) is determined. Methods: theoretical: analysis and synthesis of scientific sources on the study of the development of the emotional sphere of preschool children; empirical: diagnosis, processing of research results. Results: repeated diagnostics and comparative analysis of the data showed that differences in indicators of the level of formation of the emotional sphere of children as a whole have positive dynamics: the number of children with a high level of formation of the emotional sphere increased by 28%; the number of children with an average level of formation of the emotional sphere decreased by 16%; the number of children with a low level of formation of the emotional sphere decreased by 12%. Practical significance: the results of this study can be used by teachers and psychologists of preschool educational institutions when working with children, they can be included in the methodological support programs for this group of children, and also use these results as material for consultation of educators and parents.

Keywords: emotions, emotional development, emotional and regulatory sulfur, emotional stress, social development situation, preschool children, preschool educational institutions, fairy tale therapy.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- же распознавать свои эмоциональные состояния, спо-

ными научными и практическими задачами. собствует успешной социализации детей дошкольного

Главным инструментом психического развития де- возраста и «неконфликтности» во взаимоотношениях с

тей дошкольного возраста и основным стержнем, кото- ровесниками и окружающими ребенка взрослыми людь-

рый обуславливает общее психическое развитие детей, ми. Дети, которые не способны адекватно выражать свои

является сфера эмоциональных переживаний дошколь- эмоции и распознавать их у других людей, зачастую

ников. пребывают в состоянии фрустрации. Для таких детей

В настоящее время сформированная эмоциональная характерны проблемы во взаимоотношениях с окружа-

сфера дошкольников является основополагающим кри- ющими их сверстниками и взрослыми. Среди них мож-

терием определения готовности ребенка к школьному но встретить тревожных, гиперактивных, застенчивых,

обучению (в частности, определения психологической агрессивных и замкнутых детей. Они очень болезненно

готовности). Умение управлять своими эмоциями, а так- переживают социальную изоляцию, что затрудняет раз-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30) 353

Dekman Ilona Evgenievna psychological

DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL ... science

витие детей [1, с. 513].

Одним из важнейших этапов в развитии эмоциональной сферы детей принято считать дошкольное детство. Дети этого возраста чрезвычайно впечатлительны, с легкостью усваивают социальные и культурные ценности, учатся контактировать со сверстниками и взрослыми, у детей формируются такие нравственные и гуманные чувства как участие, сострадание, сочувствие, душевность, чуткость к неудачам близкого, умение поставить себя на место товарища, переживать его чувства.

В дошкольном детстве еще превалирует возбуждение над торможением, следствием чего является неумение детьми управлять своими эмоциями: эмоции детей быстро возникают и скоро пропадают. Многочисленные наблюдения педагогов за детьми являют то, что не умеют правильно оценить чувства своих сверстников и этот факт является самым важным препятствием в установлении добрых взаимоотношений и умении эффективно общаться [2, с. 28].

Эмоциональный опыт детей дошкольного возраста, опыт его волнений, имеет как положительную, так и отрицательную негативную окрашенность, а это оказывает прямое влияние на формирование личности ребенка-дошкольника. В этой связи основной задачей педагогов и родителей заключается в том, чтобы дать верный курс эмоциональному развитию ребенка, вызвать в чувствительной детской душе гуманные чувства, тягу к сотрудничеству и позитивному самоутверждению.

Практика работы с детьми дошкольного возраста показывает, что в развитии эмоциональной сферы детей не в полной мере используется потенциал метода сказко-терапии, содержанием которого являются эмоции, настроения, чувства. Однако, всем известно, что эмоциональный отклик на сказку, напрямую связан с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать, сопереживать ближнему.

Необходимо отметить, что в настоящее время существует достаточное число программ по эмоциональному развитию дошкольников (А.А. Никифорова «Разноцветный мир эмоций», Е. Колесникова «Эмоциональное развитие дошкольников», И.Г. Самойлова «Радуга эмоций», В.С. Смагина «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей» и др.) [3, с. 118]. Однако, эти программы предполагают использование развивающих игр, упражнений, этюдов, бесед, слушания музыки, тогда как программ развития эмоциональной сферы детей с использованием метода сказкотерапии, крайне недостаточно.

Таким образом, было выявлено противоречие между несомненной значимостью роли развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и недостаточным применением метода сказкотерапии в процессе развития эмоциональной сферы детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Проблемой развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста занимается ряд российских ученых, рассматривающие отдельные стороны и факторы этого процесса (Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина [4]), а также способы выражения эмоциональных состояний,

В своих психолого-педагогических исследованиях к сказкам обращались следующие педагоги и психологи: Т. Зинкевич - Евстегнеева [5], М.Е. Лисина [6], М. Осорина [7] и др.

Изучение проблем эмоций детей дошкольного возраста затронуто в психолого-педагогической литературе (Л.И. Божович [8], Л.С. Выготский [9], А.В. Запорожец [10], А.Н. Леонтьев [11], С.А. Рубинштейн [12], И. Ряб-кова [13] и др.), где авторами обнаружено значение по-354

зитивных эмоций для нормальной психической активности детей, а также стимула для постижения окружающего мира. Вышеуказанные педагоги и психологи доказывают воздействие социальных условий жизни и воспитания в развитии эмоций детей, что непосредственно влияет на эмоциональные проявления дошкольников.

Методологическую базу исследования составили работы ученых, посвященные изучению особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, а также связи эмоций с мотивами деятельности, поиску оптимальных форм и методов развития эмоций (Н.А. Аксарина [14] Е.О. Смирнова [15] и др. [16, 17]).

Основной, наиглавнейшей задачей педагогов дошкольных образовательных учреждений является развитие эмоциональной сферы детей, научение их пониманию своих эмоций, распознаванию и произвольному их проявлению.

Мы, вслед за М.В. Ермолаевой считаем, что эмоциональная сфера детей дошкольного возраста способствует регуляции всех познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и других, тогда как способность управлять своим эмоциональным состоянием формируется в процессе воспитания ребенка [18, с. 230].

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью проведения настоящего исследования стало изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, а также обоснование возможности развития эмоций детей посредством сказкотерапии.

Исходя из цели настоящего исследования, были определены следующие задачи:

- подобрать базу исследования;

- разработать критерии / показатели уровня сформи-рованности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

- подобрать диагностический инструментарий исследования;

- провести первичное диагностическое исследование с группой испытуемых, направленное на выявление уровня сформированности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

- разработать и апробировать программу мероприятий по развитию эмоций дошкольников посредством сказкотерапии в дошкольных образовательных учреждениях.

- провести повторное диагностическое исследование;

- проверить эффективность реализации программы мероприятий по развитию эмоций дошкольников посредством сказкотерапии в дошкольных образовательных учреждениях.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Ивушка» города Ессентуки. В настоящем исследовании приняли участие дети младшего дошкольного возраста, группы «Теремок» в количестве 34 человек.

Структура исследования включала в себя следующие этапы:

1. Диагностический: сбор информации и ее анализ.

2. Формирующий: разработка программы мероприятий по развитию эмоций дошкольников посредством сказкотерапии в дошкольных образовательных учреждениях.

3. Повторно диагностический: повторная диагностика и оценка эффективности программы.

Работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста предполагала последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

- самосознание (образ «Я»);

- самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);

- социальная чуткость (умение устанавливать кон-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

психологические науки

Декман Илона Евгеньевна РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ...

такты с разными людьми);

- управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты) [19].

Чтобы оценить уровень развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста, были разработаны критерии и показатели уровня сформиро-ванности эмоциональной сферы, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии и показатели уровня сформи-рованности эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

№ п.п. Наименование Критерия Показатели сформированности

1. Эмоциональный фон жизнедеятельности превалирование позитивных эмоций в осуществляемой деятельности детей в течение всего дня; многообразие эмоциональных состояний и соответствие переживаний содержанию деятельности; нормативная тревожность; умеренное проявление возрастных страхов.

2. Новообразования в эмоциональной сфере различение эмоций и понимание эмоциональных состояний (умение выражать свое эмоциональное состояние посредством речи и с помощью экспрессивных средств); проявление эмпатии и высших чувств; развитие механизмов эмоциональной регуляции.

В соответствии с выделенными критериями и показателями сформированности эмоциональной сферы младших дошкольников нами был определен и диагностический инструментарий, с помощью которого можно изучить и оценить уровень развития эмоциональной сферы детей (таблица 2). Таблица 2 - Диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности эмоциональной сферы младших дошкольников

№ п.п. Наименование Критерия Диагностический инструментарий

1. Эмоциональный фон жизнедеятельности 1. Методика «Паровозик» С.В. Валиева. 2. «Выбери нужное лицо» Р.Тэммл, М.Дорки, В. Амен. 3. Методика «Страхи» А.И. Захарова.

2. Новообразования в эмоциональной сфере 1. Беседа с ребенком об эмоциональном состоянии человека, изображенного на рисунке (вербальная фиксация экспрессивных признаков эмоции). 2. Подбор схематически изображенной эмоции к вербальному описанию эмоционального состояния персонажа. 3. Методика «Изучение социальных эмоций у детей» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

эмоций дошкольников посредством сказкотерапии в дошкольных образовательных учреждениях «Этот сказочный мир эмоций»._

■ Низкий

■ Средний Высокий

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость проведения определенной работы по развитию эмоциональной сферы младших дошкольников (рисунок 1).

Обобщив полученные результаты по вышеперечисленным диагностическим методикам, было выявлено, что 17% детей имеют низкий уровень сформированно-сти эмоциональной сферы, 58% - средний уровень и 25% - высокий уровень.

Исходя из выдвинутой в начале нашего исследования гипотезой о том, что развитие эмоций дошкольников будет более успешным, если педагоги дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми будут использовать сказкотерапию, способствующую обогащению знаний детей об эмоциях, обучению способам выражения и управления эмоциями, их пониманию, была разработана программа мероприятий по развитию

Уровень сформпрованностп эмоциональной сферы младших дошкольников (на начало эксперимента)

25% I 17°°

— ^

58%

Рисунок 1 - Уровень сформированное™ эмоциональной сферы младших дошкольников

Цель программы «Этот сказочный мир эмоций»: развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Задачи программы:

1. Познакомить детей с чувствами, эмоциями и способами их выражения.

2. Расширить словарный запас детей посредством изучения новых слов, которыми обозначают всевозможные чувства, эмоции, настроения.

3. Познакомить детей с возможными способами выражения своих эмоций посредством мимики, жестов, позы, слов.

4. Научить детей распознавать и анализировать свои эмоциональные состояния.

5. Сформировать эмпатию.

6. Научить детей открыто проявлять свои эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими).

Предполагаемый результат реализации программы «Этот сказочный мир эмоций»:

- сформировать аргументированное заключение о характере эмоционального состояния каждого ребенка в группе;

- провести оценку уровня эмоционального развития дошкольников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определить несформированные умения в эмоционально-регулятивной сфере детей;

- выявить страхи и тревожность детей, что сдерживает эмоциональное развитие дошкольников;

- определить связь эмоционального развития с социальной ситуацией развития дошкольника (отношения со взрослыми и сверстниками).

Средства, применяемые в ходе реализации программы - сказки.

Реализация мероприятий программы проходила в форме групповой работы с детьми.

Сказкотерапия обширно применяет возможности сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения детей. Именно сказочные сюжеты помогают детям понять что хорошо и что плохо, отличить добро от зла. Из сказочного сюжета дети черпают сведения о морали и нравственности, культурных ценностях; расширяют кругозор: развивается речь, фантазия, воображение; развиваются нравственные качества: доброта, щедрость, трудолюбие, честность. Сказкотерапию необходимо рассматривать и как метод, позволяющий детям развивать свои творческие способности и улучшать их взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Практически все сказки осуждают такие черты характера людей как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряют трудолюбие, смелость, верность и т.д. [20, с.205].

Структура занятий в рамках программы «Этот ска-

Dekman Ilona Evgenievna psychological

DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL ... science

зочный мир эмоций» состояла из следующих этапов:

1. Приветствие.

2. Эффект неожиданности.

3. Мысленная картинка.

4. Чтение сказки.

5. Беседа, обсуждение сказки.

6. Игровые / творческие приемы.

7. Рисование сказки / аппликация / лепка.

8. Прощание.

Каждое занятие в рамках реализации программы проходило несколько последовательных этапов. В самом начале занятия, задача педагога состояла в создании положительной эмоциональной атмосферы в группе. Затем дети вместе с педагогом мысленно осуществляли зарисовку картины на заданную тему и, соответственно, повествовали группе о том, что им представилось. В ходе рассказов детей педагог подводил ребят к нужному выводу. Далее осуществлялась непосредственная работа со сказочным сюжетом в соответствие с тематикой и изучением тех или иных эмоций и чувств. После озвучивания сказки, шло общее ее обсуждение. В зависимости от содержания сказки, детям предлагался ряд вопросов:

- О ком / о чем сказка?

- Что понравилось больше всего?

- Какие герои запомнились? Почему?

- Что случилось с героями?

- Какие переживания появлялись в течение прочтения сказки?

- Когда было радостно, когда - грустно?

- Кого было жалко, а кого - нет?

- Что вы чувствуете после прочтения сказки?

- Бывает ли такое в жизни, по-настоящему?

- А с вами происходили подобные ситуации?

- Чему учит нас сказка? [21]

Практически во всех сказках дети находили героя, в котором узнавали себя или ситуацию, с которой встречались в повседневной жизни. На занятиях дети оказывались на месте героев, переживали их эмоциональное состояние и приводили многочисленные версии выхода из неприятных ситуаций.

К примеру, в ходе прочтения сказки педагог показывал детям схематично изображенные эмоции, которые переживают персонажи сказки в конкретный момент: сказка «Котик и петушок»:

- «Если бы ты был Петушком, то ...»;

- «Покажи, как Петушок выходит из домика ...» (мимика, телодвижение ...);

- «На кого из персонажей похож ты?»;

- психологический этюд «Лес» (изобрази / опиши состояние природы в момент, когда лиса шла к домику Петушка, когда убегала с Петушком ...);

- игровой момент «Измени настроение героя»;

- творческий проект захотелось Петушку выйти на порог, но вдруг ...».

В ходе работы со сказочным материалом, было выявлено, что одна сказка может вбирать в себя решение многих эмоциональных вопросов, которые требуют помощи ребенка в их развязке посредством сопоставления ребенка с персонажами.

Подборка сказок, используемых в программе «Этот сказочный мир эмоций» отражена в таблице 3.

Таблица 3 - Подборка сказок, используемых в программе «Этот сказочный мир эмоций»

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, в рамках настоящего исследования, реализуя программу «Этот сказочный мир эмоций» дети научились справляться с трудностями в общении, понимать переживания друг друга, находить правильное выражение своим разнообразным эмоциям, чувствам и состояниям.

Посредством занятий у детей активизировались выразительные средства общения, пластика, мимика и речь. Кроме того, у детей пробудилась фантазия и об-356

разное мышление, творчество.

№ п.п. Задачи, решаемые в рамках сказки Название сказки

Познакомить детей с эмоциями, чувствами, способами их выражения, научить детей отличать эмоции схематично, понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них; научить детей передать заданное эмоциональное состояние, используя вербальные и невербальные средства, развить эмпатию.

1. Знакомство с эмоцией «Радость» «Колосок» «Котик и Петушок», «Колобок» «Рукавичка»

2. Знакомство с эмоцией «Радость-удивление» «Живая шляпа» (адаптированная для младших дошкольников)

3. Знакомство с эмоцией «Удивление» «Сказка о царе Салтане...» (чудеса на острове князя Гвидона)

4. Знакомство с эмоциями «Радость-гнев» «Лиса и журавель», «Мужик и медведь»

5. Знакомство с понятием «Дружба» «Рукавичка», «Колосок», «Зимовка зверей»

6. Знакомство с эмоцией «Злость» «Буратино»

7. Знакомство с эмоцией «Гнев» «Мойдодыр», «Три медведя», «Зимовка зверей», «Лисичка и кувшин»

8. Знакомство с эмоцией «Страдание» «Лисичка-сестричка», «Зайчик и лисичка»

9. Знакомство с эмоцией «Горе» «Теремок», «Заячья избушка», «Краденое солнце» «Федорено горе», «Волк и семеро козлят», «Аленушка и братец Иванушка»

10. Знакомство с эмоцией «Стыд» «Колосок», «Лисичка-сестричка»

11. Знакомство с эмоцией «Вина» «Кот и петушок»

12. Знакомство с эмоцией «Страх» «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики», «Три поросенка»

Совершая путешествия в страну сказок, дети эмоционально заряжались, преодолевали зажимы, страхи, беспокойство, агрессию, чувство вины. Они становились мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формировался положительный образ своего тела и принятие себя таким, какие они есть [22, с.13].

Повторная диагностика и сравнительный анализ данных показал, что различия в показателях уровня сфор-мированности эмоциональной сферы детей в целом имеют положительную динамику (рисунок 2).

- на 28% увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности эмоциональной сферы;

- на 16% снизилось количество детей со средним уровнем сформированности эмоциональной сферы;

- на 12% снизилось количество детей с низким уровнем сформированности эмоциональной сферы.

Уровень сформпрованностп эмоциональной сферы младших дошкольников (сравнительные данные по окончании эксперимента)

Hi miш Средний Высокий

Рисунок 2 - Уровень сформированности эмоциональной сферы младших дошкольников Таким образом, результаты данного исследования

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

психологические науки

Декман Илона Евгеньевна РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ...

могут использоваться педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений при работе с детьми, их можно включить в программы методического обеспечения данной группы детей, а также использовать эти результаты в качестве материала для консультаций воспитателей и родителей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2012. — 811 с.

2. Шапиро Е.И. Особенности эмоционального развития дошкольника 3-7лет /Е.И. Шапиро. - Москва: Высшая школа, 2011. -16 с.

3. Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду. Методическое руководство. - М.: Просвещение, 2017. - 192 с.

4. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников в ДОУ. — М., 2004. — 160 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006. - 140 с.

6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., Воронеж, 1997.

7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — Питер, 2019. — 448 с.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Питер, 2009. — 400 с.

9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — М.: Перспектива, 2018. — 224 с.

10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т.: Т.1. М., 1986. — 320 с.

11. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. — М.: Смысл, 2019. — 423 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 344 с.

13. Рябкова И. Педагогика и психология игры. — М.: Юрайт, 2019

— 223 с.

14. Аксарина Н.А. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. — М, 1777, - 256 с.

15. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М.: Русское слово, 2019. — 192 с.

16. Галеева Е.В., Топченюк О.В., Манзырева Е.С. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 132-136.

17. Чикова И.В. Проблема эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста и её практико-инструментальное решение // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 165-167.

18. Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016.

— 757 с.

19. Мукашева Е.В. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/statya-razvitie-emocionalnogo-intettekta-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1048602.html - 22.04.2016.

20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. -СПб.: Речь, 2017. - 320 с.

21. Сказкотерапия в работе с детьми [Электронный ресурс].

— Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/877883530 -01.02.2016.

22. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека. // Дошкольное воспитание. М., 2003. - №2 - с.13-20.

Статья поступила в редакцию 28.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.