Научная статья на тему 'Основы квазилинейного алгоритма усвоения'

Основы квазилинейного алгоритма усвоения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / СТАДИИ ПОНИМАНИЯ / УРОВНИ УСВОЕНИЯ / ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT / STAGES OF UNDERSTANDING / LEVELS OF MASTERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугин Юрий Евгеньевич

Рассмотрены стадии понимания психологического процесса, согласованные с зоной ближайшего развития, результатом чего явился квазилинейный алгоритм усвоения, используемый в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNDAMENTALS OF QUASILINEAR ALGORITHM OF MASTERING A SUBJECT

The article is devoted to the stages of understanding agreed with the zone of proximal development. The result of this investigation is a quasi-linear algorithm of mastering applied at institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Основы квазилинейного алгоритма усвоения»

УДК 378.016 ББК 431 +Ю984.0

ОСНОВЫ КВАЗИЛИНЕЙНОГО АЛГОРИТМА УСВОЕНИЯ

Ю.Е. Калугин

Южно-Уральский государственный университет

THE FUNDAMENTALS OF QUASILINEAR ALGORITHM OF MASTERING A SUBJECT

Y. E. Kaluqin South Ural State University

Рассмотрены стадии понимания психологического процесса, согласованные с зоной ближайшего развития, результатом чего явился квазилинейный алгоритм усвоения, используемый в вузе.

Ключевые слова: зона ближайшего развития, стадии понимания, уровни усвоения.

The article is devoted to the stages of understanding agreed with the zone of proximal development. The result of this investigation is a quasi-linear algorithm of mastering applied at institutions of higher education.

Keywords: zone of proximal development, stages of understanding, levels of mastering.

Овладение новым знанием и умением, расширение сферы способностей, согласно концепции Л.С. Выготского, происходит через зону ближайшего развития (ЗБР) [1]. Причем под зоной ближайшего развития он подразумевает умственное развитие ребенка, то есть все то, что ребенок пока не знает, чем не владеет и не имеет возможности выполнить сам, но при определенных условиях возможности созреют и он будет в состоянии этим владеть, это знать, уметь, выполнять. При этом созревающие элементы относятся к ЗБР, а созревшие уже входят в зону актуального развития (ЗАР).

Зона актуального развития - это совокупность того, что позволяет ребенку решать те задачи, которые перед ним ставит действительность, в том числе и учебная.

Все сказанное выше относится и к взрослому человеку [2]. Действительно, новые знания и новые умения создают в коре головного мозга «новообразования», которые появляются как в детском возрасте, так и у взрослого человека. Поэтому с достаточным основанием можно считать, что развитие ребенка и студента вуза происходит при усвоении нового объекта почти одинаково. Существенным же

отличием будут довольно большие различия в зоне актуального развития. У студента она значительно больше. У него уже имеются знания по различным вопросам, сформированные в школе, кроме того, он знает способы решения различных задач.

Под объектом усвоения будем понимать знание, которое создается в результате обучения и представляет собой «новообразование» в коре головного мозга, позволяющее использовать его в различных направлениях применения.

В настоящее время ЗБР рассматривают как сложное гомогенное образование, состоящее из нескольких зон (слоев), крайнее состояние которых определяет соответствующий уровень развития [3, 4]. Причем в каждый последующий момент обучение захватывает только небольшую часть ЗБР.

Самой начальной является зона вариативного развития (ЗВР), предполагающая уровень, который достигают дети в результате взаимодействия только друг с другом в начальный период усвоения нового. По существу, в этот момент происходит уточнение направления приложения усилий, условий задачи и того, что нужно понять, усвоить,

сформулировать и т.д. Наши исследования, проведенные в вузе, показывают, что здесь нередко участвует педагог, так как именно он формулирует условия изучения соответствующего материала, настраивая студента на изучение определенной дидактической единицы.

Следующим слоем является зона активного обучения (ЗАО). Этот слой формируется в результате педагогического воздействия преподавателя на сознание студентов с целью формирования ориентировочной основы действий (ООД). ООД - это запечатленная в сознании последовательность действий (процедур) или существенных признаков и связей, позволяющих решить задачу, ответить на вопрос, ради которых и осуществляется данная работа. Уяснение ООД - это осознание объекта усвоения в той мере, в которой студент может его осознать в условиях лекции. Как правило, студент конспектирует в том порядке, который ему определяет педагог. Поэтому возможно либо репрезентативное уяснение объекта изучения, либо ущербное. То и другое связано с особенностями осуществления познавательных процессов у конкретного индивида. Заметим, что при этом практически невозможно осуществить полностью самостоятельное воспроизведение объекта усвоения с его связями и существенными сторонами. Таким образом, используя знание на этом уровне, студент только потенциально в состоянии ответить на вопрос или решить аналогичную задачу. При работе в этой зоне ведущая роль принадлежит педагогу. Его рассказ, объяснение, подсказка позволяют студенту осмысливать знания.

Следовательно, уровень развития ЗАО -это ознакомительный уровень, когда студент только потенциально может рассказать и пояснить различные элементы содержания и саму суть объекта изучения.

Следующие слои относятся к зоне творческой самостоятельности. (ЗТС).

Действительно, после того, как у студента сформировалась ООД, он может двигаться дальше самостоятельно, то есть воспроизвести суть объекта изучения письменно или вслух (иногда мысленно) или решить задачу. Такое проговаривание (решение) или полностью подтвердит усвоение объекта, или выявит пробелы, которые возникли на предыдущем этапе работы с педагогом. Эта работа происходит после лекции и проводится самостоятельно. Студент, как правило, при работе

над объектом изучения, сначала воспроизводит суть объекта изучения, его существенные стороны и связи. Такая репродуктивная самостоятельная работа позволяет студенту не только уяснить суть и детали, но и дает возможность самостоятельно применить все это при решении различных упражнений (под упражнением понимаем репродуктивное воспроизведение объекта усвоения: определение понятия, решение задачи по алгоритму и др.).

В общем случае этот слой в зоне творческой самостоятельности нужно бы назвать слоем репродуктивной самостоятельности.

Однако слой репродуктивной самостоятельности - это только начало. Усвоенная основа позволит студенту самостоятельно решать другие задачи, имеющие отличия. Такое оказывается возможным по двум причинам. Во-первых, актуальная зона развития студента предполагает наличие различных приемов решения задач, во-вторых, сказываются косвенные продукты развития, на что обращал внимание Л.С. Выготский.

В ЗТС появляется возможность закрепить достигнутое, адаптировать его к текущим условиям, в том числе и к другим объектам, опробовать освоенное для каких-то целей, сформировать связи данного элемента с другими. ЗТС развивается на практических занятиях, лабораторных работах, семинарах, производственной практике, при выполнении курсовых работ и др. Здесь происходит раскрытие новых связей, нахождение путей применения, открытие других сторон и характеристик объекта. То есть происходит наращивание знания об объекте.

Эта зона заканчивается уровнем умственного развития, назовем его продуктивным, который выше исходного, и теперь уже становится уровнем актуального развития. То есть происходит выход сознания человека на новую ступень, позволяющую ему решать те задачи, которые он не мог ранее решить. Этим обеспечиваются развитие индивида, вхождение его в состояние, характеризуемое большими возможностями.

Естественно, что процесс преобразования зоны ближайшего развития в актуальную сопровождает ряд психических процессов (познавательных, личностных и др.), из которых центральным является понимание.

Именно понимание с его специфическим свойством фиксировать в каждый промежуточный и конечный момент свойства усвояемого знания об объекте изучения является

Теория и методика профессионального образования

состоянием, которое, с одной стороны, создает уверенность в адекватности усвоенного, а с другой, - фиксирует некий рубеж перехода от незнания к знанию, от знания на одном уровне к знанию на другом, более высоком уровне.

Известно, что понимание зависит от объема знаний, имеющихся у человека (зоны актуального развития), и способности использования его в процессе понимания.

Понимание чего-то нового человеком происходит стадиально. Стадиальность процесса понимания отмечают ряд исследователей [5, 6], принимая количество стадий от двух до девяти. В наших исследованиях мы остановились на девяти стадиях понимания, выделенных И.Я. Каплуновичем [6]. Однако в условиях высшей школы ряд стадий протекает не так, как в указанной работе. Кроме того, если усвоение нового происходит через зону ближайшего развития, то стадии понимания должны соотноситься со слоями зоны ближайшего развития. Соотнесение стадий понимания со слоями зоны ближайшего развития позволило нам сократить число стадий, уточнить названия и изменить содержание некоторых из них по сравнению с оригиналом.

1. Различение объекта. На данной стадии результатом понимания является дифференциация объекта из спектра подобных. На этой стадии не требуется представить свойства и характеристики объекта, достаточно выделить его на основе отдельных отличительных свойств, присущих именно этому объекту. То есть можно не вполне четко знать признаки, но уже можно утвердительно сказать: «Да, речь идет о данном объекте», «Да, это то-то». Проще говоря, заголовок темы и несколько поясняющих предложений должны создать в сознании студента определенный объект, с пока еще отсутствующими существенными свойствами и связями.

Данная стадия соотносится с начальным слоем зоны ближайшего развития - зоной вариативного развития.

На этой стадии формируется уровень выделения, для которого характерно вычленение объекта. Например, изучается тема «Электрический ток». В этом случае заголовок, представленный педагогом, отделяет эту тему от других: электрическое напряжение, электрическое сопротивление, поток жидкости и др.

2. Узнавание. Студент на лекции знакомится со свойствами и характеристиками объекта изучения, нередко пытаясь выделить наиболее существенное по условиям конспек-

тирования. На этой стадии в сознание студента как бы заносятся признаки, характеристики, свойства, а также связи объекта изучения (зачастую не только существенные), причем в связи с другими объектами. Поэтому нередко студент воспринимает и записывает поступающие сведения в той последовательности, в которой их сообщает педагог. То есть на этой стадии студент представляет признаки, свойства, связи объекта, но у него пока отсутствует самостоятельное формулирование объекта понимания. У него выстраивается знание об объекте, но он не всегда может четко сформулировать суть объекта изучения (зачастую условия лекции и не дают возможность это сделать).

На этой стадии формируется уровень осознания, для которого характерно видение основных свойств, некоторых наличествующих связей объекта. Продолжим пример: при изучении темы «Электрический ток» студент осознал, что электрический ток - это направленное (упорядоченное) движение электрических зарядов одного знака.

Данная стадия соотносится со слоем зоны ближайшего развития - зоной активного обучения.

3. Воспроизведение и оперирование по образцу - это стадия, на которой студент сначала воспроизводит суть объекта изучения, а затем учится использовать смысл объекта понимания в стандартной ситуации по известной схеме, алгоритму. Стадия связана с репродуктивной работой, но принципиально необходима для четкого представления причинно-следственных связей, присутствующих в знании об объекте.

Эта стадия заканчивается репродуктивным уровнем, который свидетельствует о том, что студент может осознанно применять смысл, заключенный в объекте, для решения всевозможных упражнений. Эта стадия осуществляется студентом в послелекционной работе (дома, в библиотеке, аудитории), которая непременно является самостоятельной, поэтому соотносится с начальным слоем зоны творческой самостоятельности. Так как, с одной стороны, это самостоятельная работа, а с другой, -здесь отсутствует творчество, то мы условно выделили вЗТС слой, отвечающий репродуктивному знанию об объекте изучения.

По существу, с данной стадии знание студента об объекте уже актуализировано, так как студент может применять его в сходных, аналогичных условиях, однако оно не являет-

с я гибким. Продолжим пример: студент письменно или устно проговаривает определение: «Электрический ток - направленное (упорядоченное) движение электрических зарядов одного знака».

Дальнейшие учебные действия (практические и семинарские занятия, лабораторные работы) над этим знанием только увеличивают количество связей, обогащают его, делая знания возможными к применению в различных ситуациях. Следующие две стадии: ассоциативная и переноса, направленные на расширения знания об объекте изучения, наращивают слой в зоне творческой самостоятельности.

4. Ассоциативная стадия предполагает выявление или установление причинно-след-ственных связей, которые данный объект имеет с другими знаниями по другим разделам, темам. Например, знания по физике твердого тела - с физикой электромагнитного поля, тема электрический ток - с темой электрическое напряжение, знания по физике -с психологией. Ассоциативность предполагает притягивание других знаний к объекту изучения и получение обогащенных знаний. Продолжим пример: механика переноса энергии, электрический ток смещения (поворот диполей), движение заряженной частицы и др.

5. Перенос - стадия, в процессе которой вырабатываются умения оперировать знаниями и применять их (смысл) в новой ситуации. В отличие от предыдущей стадии здесь меняется направленность действий. Действия нацелены на перенос имеющегося знания в другую область, часто в практическую, и связаны с решением проблемной ситуации, выполнением лабораторной работы, прохождением производственной практики. Это стадия закрепления многочисленных связей объекта понимания.

Стадия заканчивается эвристическим уровнем, который характеризуется умением использовать это знание в решении различных задач, разрешении проблем.

Продолжим пример: это ток в различных средах - в проводниках, газах, полупроводниках, в потоках заряженных частиц, электрический ток как следствие электрического напряжения и др.

Подготовка к коллоквиуму, зачету, экзамену, практика на производстве, выполнение курсовой работы, деловая игра производственного характера приводят еще к двум стадиям понимания: ревизия знания и оперирование образами.

6. Ревизия знания - эта стадия выделения в знании элементов, общих с другим знанием, и частных, заключенных в нем самом. Если это касается какого-то понятия, то на этой стадии происходит поиск родового понятия. Если это касается какого-то предмета или идеи, то отыскивается прототип, аналог, происходит сопоставление признаков, отличающих данный объект. Продолжим пример: после прохождения темы «Электричество» данное понятие нужно встроить в систему электрических понятий. Еще раз данное понятие проходит ревизию после прохождения темы «Магнетизм».

7. Создание и оперирование образами -это стадия соединения знания и его образа, то есть человек создает образ смысла. Тем самым логические связи левого полушария головного мозга прирастают связями правого полушария. Это приводит к увеличению количества степеней свободы данного знания.

Заметим, что образ объекта понимания может формироваться на ранних стадиях понимания, но только на данной стадии он обретает ясный, четкий, обособленный образ.

Эта стадия заканчивается продуктивным уровнем, который предполагает использование знания в новых областях и выявляет умение применять знание в новой нестандартной ситуации. На этой стадии, как и предыдущей, в знании могут появляться противоречия, устранение которых приводит к его совершенствованию.

Последние четыре стадии понимания соотносятся со слоем зоны творческой самостоятельности и приводят человека к способности достаточно гибко использовать усвоенные знания для различных учебных и профессиональных нужд.

Таким образом, понимание на любой стадии может возникнуть только в результате развития соответствующего слоя ЗБР. Соответствующий слой формируется в мыслительной деятельности, которая осуществляется при работе над объектом понимания. Если происходит усиленная мыслительная работа над объектом понимания, то вероятно формирование соответствующего слоя ЗБР.

Если на ранних стадиях понимания большое влияние оказывает педагог, то, начиная со стадии воспроизведения и оперирования по образцу, все значительнее будет проявляться личность студента, так как последующие стадии - это самостоятельная (возможно управляемая) работа студента.

Теория и методика профессионального образования

Зона творческой самостоятельности ЗБР начинается со слоя репродуктивной самостоятельности. Трудно ожидать продуктивных действий, если студент не усвоил объект на репродуктивном уровне. Отметим, что репродуктивную работу студент должен выполнять самостоятельно. Однако в помощь ему возможна организация (для принципиально нового материала) планируемой аудиторной самостоятельной работы или использование консультаций.

Мы не стали выделять отдельно эвристический и продуктивный слои в зоне творческой самостоятельности, так как четкого разделения получить невозможно: и та, и другая работа для студента будет продуктивной, хотя по характеру познавательной деятельности они различны. Педагог методически, путем консультирования, подсказок и специально созданных учебных пособий сможет направлять студента, настраивать его на ту или иную работу.

Заметим, что каждый последующий уровень понимания требует дополнительных энергетических затрат. Поэтому понимание какого-либо объекта человеком может остановиться на любом уровне, и это зависит от многих факторов, в том числе от фактора целесообразности.

Достаточно много материала в профессиональной деятельности (в том числе и в образовании) рассматривается только на ознакомительном уровне - это обзорные лекции, конференции, круглые столы (для тех, кто является пассивным участником) и многое другое.

На репродуктивном уровне закачивается обучение тому, что требует точного соблюдения последовательности определенных действий, строгого выполнения параграфов, разделов инструкции, приказа.

Практика работы в вузе свидетельствует, что часть материала студенту известна (школа, предшествующий материал других дисциплин), в этом случае, базируясь на имеющемся знании, можно сразу приступать к более высоким стадиям понимания.

Основываясь на сказанном, считаем, что

последовательность всех стадий понимания требуется только при изучении нового материала. Такая последовательность представляет полный квазилинейный алгоритм усвоения. Мы его назвали квазилинейным потому, что, с одной стороны, по состоянию процесса он отражает вектор позитивного развития, с другой стороны, стадии понимания и соответственно уровни усвоения по степени возрастания для получения соответствующего результата требуют все больших усилий и значительного времени освоения.

Если изучение строится на известном материале, то возможны нелинейные алгоритмы с отсутствием отдельных стадий. Если же материал необходимо довести только до репродуктивной стадии, то возникает неполный квазилинейный алгоритм усвоения. При ближайшем рассмотрении возможны другие варианты.

Таким образом, каждый из приведенных алгоритмов или их сочетание может являться основой для построения технологии обучения в вузе по многим учебным дисциплинам.

Литература

1. Выготский, Л.С. Проблемы обучения и развития в школьном возрасте / Л.С. Выгодский. — М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - С. 107-123.

2. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. -128 с.

3. Гилъбух, Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии / Ю.З. Гилъбух // Вопросы психологии. - 1987. — N° 3. — С. 37-39.

4. Каплунович, И.Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития /И.Я. Каплунович //Педагогика. — 2002. — № 10. - С. 37—44.

5. Ганзен, В.А. Восприятие целостных объектов / В.А. Ганзен. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. -153 с.

6. Каплунович, И.Я. Понимание: диагностика и формирование / И.Я. Каплунович // Педагогика. - 2004. -№9.-С. 42-52.

Поступила в редакцию 14 августа 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.