УДК 378.016
Ю.Е. Калугин
канд. пед. наук, доцент, кафедра экономики, управления и информационных технологий, Филиал ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) в г. Кыштыме
Т. В. Дубынина
ст. преподаватель, кафедра экономики, управления и информационных технологий, Филиал ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) в г. Кыштыме
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье рассматривается формирование слоёв зоны ближайшего развития (ЗБР) в состоянии профессионального самообразования. Проводится сравнительный анализ познавательного и созидательного подвидов прогрессивного самообразования по характеру формирования слоёв ЗБР. Осознание и содействие становлению отмеченных зон в профессиональном самообразовании является основной задачей творческого педагога, имеющего целью формирование компетенций - основ зоны актуального развития.
Ключевые слова: зона ближайшего развития, зона актуального развития, прогрессивное самообразование, познавательный подвид самообразования, созидательный подвид самообразования, творческая самостоятельность.
Yu.E. Kalugin, Branch of South Ural State University in Kushtym
T.V. Dubynina, Branch of South Ural State University in Kushtym
ON LAYERS ZONES OF PROXIMAL DEVELOPMENT IN PROFESSIONAL SELF-EDUCATION
Abstract. The article is devoted to the formation of layers of the zone of proximal development (ZPD) in the field of professional self-education. The comparative analysis of the cognitive and creative subtypes of progressive self-education according to the character of the formation of layers of the zone of proximal development is given here. Understanding and contributing to the process of formation of the zones in the sphere of professional self-education mentioned above is the main purpose of any creative instructor aiming at the formation of competencies which are the fundamentals of the actual development level.
Keywords: the zone of proximal development, the actual development level, progressive self-education, a cognitive subtype of self-education, a creative subtype of self-education, creative independence.
Расширение сферы умственных способностей и объема знаний, согласно концепции Л.С. Выготского, происходит через зону ближайшего развития (ЗБР) [1]. Причем, под зоной ближайшего развития подразумевается умственное развитие, то есть все то, что человек пока не знает, не может или не имеет возможности выполнить сам, чем не владеет, но при определенных условиях возможности созреют, и он будет в состоянии это знать, уметь, владеть, выполнять. Отметим, что нарождающиеся возможности образуют ЗБР, которая постепенно преобразуется в зону актуального развития (ЗАР). Именно ЗАР позволяет решать задачи, возникающие в нашей действительности, обусловленные определенными ситуациями. Таким образом, ЗБР - это психическое состояние человека, находящегося в развитии, пока не созреет ЗАР. То есть ЗБР - это переход от незнания к знанию, от неумения к умению, от невозможности выполнить что-либо к появлению такой возможности. Покажем, что этот переход может осуществляться эволюционно и скачком.
В настоящее время ЗБР рассматривают как сложное гомогенное образование [2], состоящее из нескольких слоев (зон), крайнее состояние которых определяет соответствующий уровень развития. Отметим, что эти зоны обычно рассматриваются по отношению к опосредо-
ванному образованию (образование, получаемое через посредника, которым является учитель, преподаватель и др.) [2, 3]. В [3] мы представили, как эти слои образуются в присутствии преподавателя в вузе. В данной работе мы рассматриваем, как образуются слои зоны ближайшего развития в состоянии профессионального самообразования (ПС).
Отметим, что ЗБР появляется только в целевом самообразовании [4], причем познавательный и созидательный подвиды прогрессивного самообразования отличаются по характеру образования слоев ЗБР.
Рассмотрим первоначально познавательный подвид, так как этот подвид близок к опосредованной образовательной деятельности. Как в том, так и другом случаях происходит образование ЗБР на имеющемся социальном опыте. В этом случае ЗБР начинается со слоя, который назван зоной вариативного развития (ЗВР) [3]. Эта зона связана с новыми понятиями, ситуацией, фактом и др., на котором строится направление приложения дальнейших усилий. По существу, это направление состоит из некоторого исходного материала, заложенного в сознание. Появление этого слоя обязано текущей ситуации и является результатом бесед с коллегами, руководителем или самостоятельных размышлений через начальное уяснение того нового, что является побуждением для дальнейшей самообразовательной деятельности. В профессиональном самообразовании этот слой обязательно образуется и предшествует дальнейшему расширению ЗБР, так как только благодаря ему образуется направление приложения усилий. ЗВР заканчивается некоторым уровнем развития, который представляет собой четкий абрис проблемы и своим существованием провоцирует дальнейшее движение. Однако это движение, не подкрепленное волевыми усилиями и мотивацией, может заглохнуть.
Если движение продолжается, то следующим слоем является зона активного освоения (ЗАО). Это результат активной самостоятельной работы над объектом самообразования (над проблемой) с использованием различных приемов и методов. Причем человек формирует эту зону, используя собственные психолого-физиологические возможности: мотивацию, умение квалифицированно работать с источником информации, настойчивость, упорство, общие и специальные способности и др. Нередко в создании этой зоны ему помогает другой человек - консультант, для которого эта зона является ЗАР. Этот слой состоит из новых знаний и умений. В ПС данный слой образуется несколько хаотично, человек обрабатывает большой объем информации, однако ЗВР задает определенный вектор, в силу чего избыточная информация попросту игнорируется. Заметим, что этот слой формируется в результате выделения фильтром «нужности» [5], из всего объема изучаемого материала, только той части, которая прошла этот фильтр. То есть существующий фильтр «нужности» отсекает «не подходящую» информацию, хотя она наверняка остается в поле бессознательного. Следует заметить, что существующий фильтр может отсеять и нужную информацию, если она закамуфлирована и оказалась непонятой.
Завершает данную зону слой, который назван авторами зоной репродуктивного знания. Этот слой представляет такой уровень развития, когда человек начинает осознавать осваиваемый объект самообразования, то есть появляется некоторая уверенность в понимании основных проявлений исходного объекта. В результате активного освоения человек выделил, нашел, усвоил определенный объем материла, который дает представление о конечной цели всего движения. Однако эта уверенность еще малодейственная и неустойчивая. Требуется дальнейшая работа с объектом самообразования, и это связано с зоной творческой самостоятельности (ЗТС).
ПС характеризуется тем, что новые приобретения человек использует для своих потребностей [6]. Именно удовлетворение этих потребностей и рождает ПС. То есть после того, как у человека сформировалось репродуктивное знание, ему необходимо двигаться дальше, стараясь приложить данное знание и использовать его для создания материального или духовного продукта. Эта часть ЗБР относится к следующему слою - зоне творческой самостоятельности. ЗТС связана с такой работой сознания, которая проявляется как в вербальном озвучива-
нии результатов, так и в дальнейшем наращивании свойств и качеств объекта, связанных с его применением в различных моделях и ситуациях. Это движение может быть медленным, зигзагообразным, с возвращением к исходному состоянию, либо оно может быть быстрым, скачкообразным. В том и другом случае развитие зоны творческой самостоятельности приносит положительные эмоции, новые ощущения и значительным образом обогащает личный опыт. Данный слой заканчивается уровнем умственного развития, который выше исходного, но теперь этот уровень становится уже уровнем актуального развития. То есть происходит переход сознания человека на новую ступень, позволяющую ему решить ту задачу (проблему), которую он не мог решить ранее. Этим обеспечивается развитие индивида и его вхождение в состояние, характеризуемое большими возможностями.
Обратимся теперь к созидательному подвиду. Заметим, что этот подвид связан с творчеством. Наиболее известна последовательность стадий творческого мышления, которую предложил Г. Уоллес в своей работе «Искусство мышления» [7, с. 49].
1. Приготовление. На данной стадии собирается информация по проблеме, всесторонне рассматривается, и возникают попытки её решить.
2. Инкубация. На данной стадии происходит сознательный отказ от рассмотрения проблемы.
3. Просветление. Инсайд - на данной стадии как бы ниоткуда возникает решение.
4. Проверка. На этой стадии результату придаётся вербальная форма, на основании чего происходит логическая проверка. Полученный результат подлежит применению и, в этом смысле, проверке возможности его использования.
Если сравнить описание стадий творчества и формирование слоев ЗБР, данных в предыдущем описании, то просматривается логическая связь. На стадии приготовления формируется вариативный слой, а также слой активного освоения, который заканчивается на стадии просветления, продукты которой образуют то, что мы назвали репродуктивным слоем. На самом деле, на стадии просветления рождается нечто новое. Это творческий процесс и связывать его с репродуктивностью, которая отражает слепок или подобие, казалось бы, нелепо. Однако новое появилось на стадии инкубации в результате неосознанного взаимодействия памяти, мышления, воображения с последующей работой интуиции как механизма выноса результатов неосознанных процессов. Этот слепок решения задачи, включенный в матрицу памяти [8], представляет собой репродуктивный слой. То есть он отражает слепок результата - того, что человек хотел узнать, суметь, освоить. Поэтому мы сохранили название этого слоя.
Заметим, для того, чтобы мыслительный процесс продолжался неосознанно, необходимо и достаточно наличие мотива. Такой мотив формируется или за счет большого желания решить задачу, или умения человека организовать неосознанную работу, или влияния существующего вариативного слоя как носителя осознанной проблемы. Следует отметить, что при активном освоении информации, вследствие существования фильтра «нужности», в сознание оседала и оставалась там только полезная информация, тогда как в подсознание уходила вся остальная информация. Поэтому в сознательном варианте часто и нет решения, а вот в поле бессознательного, хотя и обрабатывается неизмеримо больше информации, решение может появиться, если мотив будет действовать и приводить в движение вал обработки информации. Подобный процесс нередко сопровождает и консервативное самообразование. Инсайд приводит к пониманию того, что обрабатывалось в процессе самообразования и не поддавалось предшествующему пониманию.
В подтверждение наших предыдущих рассуждений приведем пример. Мы хотим модернизировать рабочее место: возникла проблема - недостаток места на столе. К какому виду самообразования относится данная задача определить трудно. Однако последовательность дальнейших действий свидетельствует о том, что она решается в русле высказанных идей.
Осознание проблемы - это вариативный слой. Мы осознаем, какие приборы громоздятся на столе, и точно не хватит места, если потребуется поставить еще два. Затем мысленно переставляем приборы, перемещая их в горизонтальной плоскости, добиваясь рационального размещения. Это слой актуального освоения. Слой репродуктивного знания появится тогда, когда мы поймем, что одновременно с горизонтальным перемещением необходимо включить вертикальное. Оно и даёт позитивный эффект, который затем реализуется в вариантах зоны творческой самостоятельности. В результате получаем возможную зону актуального развития в виде нового приема: перемещения могут быть не только горизонтальными, но и вертикальными.
Таким образом, в профессиональном самообразовании зона активного освоения существенно отличается от зоны актуального обучения [3]. Это различие объясняется тем, что человек сам обрабатывает информацию, а не получает её в готовом виде. Зона творческой самостоятельности обычно привязана к решению конкретной проблемы, послужившей причиной начала процесса ПС.
Список литературы:
1. Выготский, Л.С. Проблемы обучения и развития в школьном возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1996.
2. Каплунович, И.Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития / И.Я. Каплунович // Педагогика. - 2002. - № 10. - С. 37-44.
3. Калугин, Ю.Е. О слоях зоны ближайшего развития / Ю.Е. Калугин, Т.В. Дубынина // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 3-1 (31). -С. 95-97.
4. Калугин, Ю.Е. Виды профессионального самообразования / Ю.Е. Калугин, Т.В. Киселева // Альманах современной науки и образования. - 2014. - №1 (80). - С. 51-53
5. Калугин, Ю.Е. Профессиональное самообразование, содействие профессиональному самообразованию / Ю.Е. Калугин. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2009. - 187 с.
6. Калугин, Ю.Е. Цель и задачи профессионального самообразования / Ю.Е. Калугин, Е.Н. Борисова // Приволжский научный вестник.- 2014. - № 2 (30). - С. 156-158.
7. Розет, И.М. Психология фантазии / И.М. Розет. - Минск: Университетское, 1991. -
400 с.
8. Бехтерева, Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни [Электронный ресурс] / Н.П. Бехтерева. - УКЬ: royallib.ru.