УДК 37.041
Ю.Е. Калугин
канд. пед. наук, доцент, кафедра радиотехники, Филиал ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) в г. Кыштыме
Е.Н. Борисова
ассистент, кафедра радиотехники, Филиал ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) в г. Кыштыме
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье предпринимается попытка сформулировать цель и задачи профессионального самообразования. Основой формулирования цели и задач является профессиональная деятельность. Самообразовательная активность в профессиональном плане связана не только с познавательной потребностью, но и с другими социальными потребностями.
Ключевые слова: профессиональное самообразование, потребности, цель профессионального самообразования, задачи самообразования, ценность профессионального самообразования.
Y.Y. Kalugin, Branch of South-ural state university in Kyshtym
E.N. Borisova, Branch of South-ural state university in Kyshtym
AIM AND TASKS OF PROFESSIONAL SELF-EDUCATION
Abstract. An attempt to set forth an aim and tasks of professional self-education is undertaken in the article. Its basis is professional activity. Self-educational activity is professionally connected not only with cognitive need, but also with other social needs.
Keywords: professional self-education, necessities, aim of professional self-education, task of self-education, value of professional self-education.
Профессиональное самообразование (ПС) является видовым понятием по отношению к понятию «самообразование». Его определение было впервые предложено нами в [1]. Насколько нам известно, в настоящее время в научной литературе отсутствует определение его цели и задач. Действительно, цель и задачи для родового понятия «самообразование» содержатся, например, в [2] или их можно выделить из [3]. Кроме того, существуют также цель и задачи профессионального самообразования педагога [4], то есть видового понятия ПС. Учитывая, что научная работа, связанная с ПС, требует разработанности целей и задач данного направления, возьмем на себя труд по первичному формулированию данных аспектов.
Что может являться основой для выявления цели и задач ПС? Обычно такой основой является предыдущий опыт, отраженный в понятиях, а также сама профессиональная действительность.
Так как родовое понятие «самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематизированных знаний в какой-либо области науки, техники и т.д. ...» [5, с 252], то мы рассмотрим такие случаи, где индивид занимается этой деятельностью, но в профессиональном плане. Для удобства анализа случаи нумеруются.
1. Тривиальным, с нашей точки зрения, является случай, когда к ПС прибегает любой профессионал для восстановления неиспользованных и потому забытых знаний и умений. Такое происходит, во-первых, тогда, когда необходимо актуализировать забытые собственные знания в связи с производственной необходимостью. Во-вторых, это происходит периодически, при изменении технологии внешних задач, что должно происходить каждые 3-7 лет [6]. В-третьих, это могут быть другие случаи, диктуемые условиями существования организации.
2. Каждый специалист, кроме восстановления знаний и умений, должен наращивать и
приращивать имеющийся объем квалификационных качеств и компетенций, а также искать новые направления их приложения. Для этого приходится осуществлять поиск и освоение инновационного материала. Данный материал приходится отыскивать как в сфере собственной профессии, так и в смежных областях знаний, а затем осуществлять его перенос и адаптацию в собственную сферу приложения усилий. ПС в этих условиях позволяет наиболее быстро освоить передовые разработки, проверить их на опыте, выявить тенденции и принять соответствующие меры, а также использовать полученное на практике.
3. Профессионал обращается к ПС и тогда, когда возникают идеи, связанные с преобразованием продукта: при проектировании и моделировании, на этапе конструирования и реализации нового продукта, доведении его до технологической стадии и дальнейшем сопровождении на этой стадии.
Таким образом, фактором, способствующим проявлению ПС, служит сама деятельность организации. Это могут быть проблемы, возникающие в процессе производства, это могут быть задачи, возникающие у индивида, связанные с оптимизацией функционирования отдельных подразделений или направлением деятельности организации, а также задачи, нацеленные на повышение эффективности общего и собственного труда.
Однако, кроме случаев, напрямую связанных с производством, ПС используется и для освоения знаний и умений более специфичного плана. Приведем примеры.
1. Ценность ПС повышается в тех сферах, где вообще нет официальных образовательных услуг. В мире существуют штучные специальности, на которые нет смысла оказывать официальные образовательные услуги. В этом случае личный опыт профессионального плана приобретается из непосредственного освоения предметной области, при общении с людьми, имеющими опыт в этой сфере, и из различных забытых и полузабытых источников. Сюда, например, относятся всевозможные ремесла, народные промыслы и др.
2. Нередко мы становимся свидетелями того, что происходит утеря (утаивание) знаний или технологий, когда-то составлявших часть социального опыта. И человек, пользуясь различными источниками, восстанавливает эти знания, отдельные умения и технологию в целом.
3. Официальное образование может научить только тому, что уже знает и умеет человечество, то есть когда в этом направлении наличествует большой социальный опыт. Однако существуют такие направления человеческой активности, где этот опыт ещё не наработан. Так, не могут существовать готовые образовательные услуги при прямом освоении природных и общественных явлений. Это относится к переднему краю науки, к движению на стыках наук, к инновационным проектам и технологиям и т.д. Подобный личный опыт создается в самообразовательной деятельности, которая в данном случае имеет творческую особенность.
4. Творческое созидательное движение происходит в виде самообразования на основе тех потенциальных качеств человека, которые позволяют ему это совершать. Здесь самообразование связано с творческими актами, процессуально помогая создавать и нарабатывать личный опыт, который проявляется в инновациях, а в дальнейшем - тиражируется, то есть, иначе говоря, социализируется.
5. Наконец, ПС незаменимо в тех случаях, когда человек начинает проявлять себя как личность, реализуя собственный потенциал задатков и социальных приобретений в физической, интеллектуальной, нравственной и духовной сферах, при этом самоопределяясь, самоутверждаясь и самосовершенствуясь. Это способствует карьерному росту, увеличению компетенций и усилению компетентности человека [1].
Все перечисленные случаи самообразовательной деятельности говорят о том, что ПС связано с человеческими потребностями. И эти потребности носят познавательный характер. Однако перечисленные случаи свидетельствуют о том, что самообразовательная активность в профессиональном плане связана не только с познавательной потребностью (смотри случаи 2
№ 2 (30) - 2014
157
и 6), но и с другими социальными потребностями. Так, случаи 1 и 3 связаны с потребностью в уважении, случаи 5 и 6 - с потребностью в творчестве, а случаи 4 и 7 - с потребностью достижения результатов.
Таким образом, можно сформулировать цель ПС в следующем виде: удовлетворение социальных и познавательной потребностей любого работника сферы профессиональной деятельности. То есть, возникающая самообразовательная деятельность не зависит от того, ставил ли человек цель сам или она была продиктована обстоятельствами. Так или иначе, она обязательно связана либо с социальными потребностями, либо с познавательной потребностью, а возможно - с теми и другой вместе.
Что касается задач профессионального самообразования, то они вытекают из приведенной цели и определяются условиями конкретных ситуаций, в которых оно используется.
Подытоживая сказанное, задачи профессионального самообразования сформулируем следующим образом:
1) актуализация забытых индивидом знаний и умений;
2) повышение профессионального мастерства, освоение новых знаний и умений существующего социального опыта;
3) воссоздание забытых (засекреченных) элементов социального опыта;
4) развитие творческой инициативы, создание инновационных элементов социального
опыта;
5) создание банка передового социального опыта, адаптация и реализация отдельных
идей;
6) самореализация в профессиональном плане.
Данные задачи характерны для всех видов деятельности: врачей, педагогов, инженеров и др. Однако не каждый работник профессиональной сферы деятельности будет заниматься всеми задачами сразу. Кто-то, возможно, остановится на первых двух, кто-то будет заниматься решением шестой задачи, а многим специалистам приходится решать пятую рационализаторскую задачу. Задачи же третью и четвертую чаще приходится решать ученым, изобретателям и новаторам.
Список литературы:
1. Калугин, Ю.Е. Дефиниция понятия «Профессиональное самообразование» / Ю.Е. Калугин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. -№ 7. - С. 120-123.
2. Какие существуют задачи и методы самообразования [Эектронный ресурс]. -URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko/134.php
3. Самообразование как способ обучения [Эектронный ресурс]. -URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/самообразование
4. Положение о самообразовании педагогических работников [Эектронный ресурс]. -URL: http://detskiysad5.ru/index.php/metodicheskiy-kabinet/124-dokumenty-metodicheskogo-kabineta/497-polozhenie-o-samoobrazovanii-pedagogicheskikh-rabotnikov.
5. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Рос. энцикл., 2002. -
528 с.
6. Долженко, О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе / О.В. Долженко, В.Я. Шатуновский. - М.: Высш. шк., 1990. - 191 с.