УДК 378.016
Ю.Е. Калугин
канд. пед. наук, доцент, кафедра радиотехники, филиал ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) в г. Кыштыме
Т.В. Дубынина
ст. преподаватель, кафедра радиотехники, филиал ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) в г. Кыштыме
О СЛОЯХ ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье проведена ретроспектива работ, посвященных изучению процесса овладения новым знанием и умением. Рассмотрен вопрос о структуре зоны ближайшего развития, которая, по мнению авторов статьи, включает зону вариативного развития, зону активного обучения, зону репродуктивной самостоятельности и зону творческой самостоятельности. Содействие становлению отмеченных зон является основной задачей преподавателя, имеющего целью формирование компетенций - основ зоны актуального развития.
Ключевые слова: зона ближайшего развития, зона актуального развития, объект усвоения, зона вариативного развития, ориентировочная основа действий, творческая самостоятельность.
Y.Y. Kalugin, Branch of South Ural State University (national research university) in Kushtym
T.V. Dubynina, Branch of South Ural State University (national research university) in Kushtym
ABOUT LAYERS OF THE ZONE OF THE NEXT DEVELOPMENT
Abstract. The article deals with a retrospective look of works devoted to the study of the process of mastering new knowledge and skills. The structure of the zone of proximal development is given here. Thus, in authors' opinion, it includes the following specialized zones: «the zone of variable development», «the zone of active training», «the zone of reproductive independence» and «the zone of creative independence». The assistance in forming the zones stated above is the main task of the instructor aiming at the formation of competences which are the fundamentals of the zone of actual development.
Keywords: zone of proximal development, zone of actual development, the object of assimilation, the zone of variable development, approximate basis of actions, creative independence.
Овладение новым знанием и умением, расширение сферы способностей, согласно концепции Л.С. Выготского, происходит через зону ближайшего развития (ЗБР) [1]. Это положение было сформулировано в начале прошлого века, но за почти сто лет было мало работ, развивающих данный тезис. Под зоной ближайшего развития Л.С. Выготский подразумевает умственное развитие ребенка, то есть все то, что ребенок пока не знает, чем он не владеет и не имеет возможности выполнить сам, но при определенных условиях возможности его созреют, и он будет в состоянии этим владеть, знать и уметь это выполнять. При этом созревающие элементы относятся к ЗБР, а созревшие уже входят в зону актуального развития (ЗАР).
Зона актуального развития - это совокупность того, что позволяет ребенку решать те задачи, которые перед ним ставит действительность, в том числе и учебная. Все сказанное выше относится и к взрослому человеку [2]. Действительно, новые знания и новые умения создают в коре головного мозга новообразования, которые появляются как в детском возрасте, так и у взрослого человека. Поэтому с достаточным основанием можно считать, что развитие ребенка и студента вуза происходит при усвоении нового объекта почти одинаково. Существенным же отличием будут довольно большие различия в зоне актуального развития. У студента она значительно больше, так как у него уже имеются знания по различным вопросам, приобретенные им в школе, в вузе, кроме того, он пользуется способами решения различных задач, то есть владеет в какой-то мере операционной культурой.
Под объектом усвоения будем понимать знание, которое формируется в результате
обучения и представляет собой «новообразование» в коре головного мозга, позволяющее использовать его в различных направлениях применения. В настоящее время ЗБР рассматривают как сложное гомогенное образование, состоящее из нескольких зон (слоев), крайнее состояние которых определяет соответствующий уровень развития [3, 4]. Причем, в каждый последующий момент обучение захватывает только небольшую часть ЗБР.
Начало развитию теории положил Ю.З. Гильбух, который предложил разделить зону ближайшего развития на два слоя: слой активного обучения, формируемый учителем, и слой творческой самостоятельности как самостоятельная умственная деятельность учеников при освоении объекта усвоения. А.Г. Асмолов продолжил исследование в данном направлении и предположил, что самым начальным слоем, предшествующим зоне активного обучения, является зона вариативного развития (ЗВР), названная так и предполагающая уровень, который достигают дети в результате взаимодействия друг с другом в начальный период усвоения нового. По существу, в этот момент происходит уточнение направления приложения усилий, условий задачи и того, что нужно понять, усвоить, сформулировать и т.д. Некоторые же ученые считают, что такой зоны просто не существует.
С целью исследования ЗБР у студентов вуза, мы проводим серию экспериментов (филиал ЮУрГУ в г. Кыштыме, ограниченное число респондентов), предварительные результаты которых следующие. Действительно, более 90% студентов сначала пытаются повторить, воспроизвести то, что сказал или написал преподаватель. У оставшихся студентов (это менее 10%), сказанное или записанное преподавателем является толчком к их дальнейшему размышлению. Однако даже у них предварительно формируется основа в виде репродуктивного образа.
Таким образом, структура слоев, образующих зону ближайшего развития, по нашим представлениям такова. Первым слоем является «зона вариативного развития», формируемая преподавателем, за счет привлечения внимания студентов к изучаемому материалу, и ознакомляющая студентов с содержанием материала. Следующим слоем является зона активного обучения (ЗАО). Этот слой формируется в результате педагогического воздействия преподавателя на сознание студентов с целью формирования ориентировочной основы действий (ООД). Здесь под ООД мы понимаем запечатление в их сознании существенных признаков и связей, понятийных структур и операционных умений. Уяснение ООД -это осознание объекта усвоения в той мере, в которой студент может его осознать в условиях лекции и конспектирования материала.
ООД - потенциальные знания и умения. На этом уровне студент практически не может воспроизвести объект усвоения с его связями и существенными сторонами, но если он самостоятельно обработает результаты лекции, то сможет это воспроизвести и решить. То есть уровень развития ЗАО - это ознакомительный уровень, и это такое состояние студента, когда он только потенциально может рассказать и пояснить различные элементы содержания и суть объекта изучения. Поэтому после слоя ЗАО должен появиться слой, создающийся в процессе репродуктивной самостоятельной работы, позволяющий потенциальным знаниям и умениям перерасти в реальные. То есть зона творческой самостоятельности должна начаться слоем репродуктивной самостоятельности. Величина этого слоя зависит от многих факторов: насколько нов материал, каковы интеллектуальные способности студента, каково его отношение к объекту усвоения, мотивация и т.д.
Усвоенная репродуктивная основа позволит студенту самостоятельно решать другие задачи, имеющие отличия. Такое оказывается возможным по двум причинам. Во-первых, ЗАР студента предполагает наличие различных приемов решения задач, во-вторых, сказываются косвенные продукты развития, на что обращал внимание Л.С. Выготский. Вследствие своей специфики, эта часть ЗБР называется зоной творческой самостоятельности (ЗТС).
В ЗТС появляется возможность закрепить достигнутое, адаптировать его к текущим условиям, в том числе и к другим объектам, опробовать освоенное для каких-то целей и сформировать связи данного элемента со многими другими. ЗТС развивается на практических занятиях, лабораторных работах, семинарах, производственной практике, при выполнении курсовых работ и др. Здесь происходит раскрытие новых связей, нахождение путей применения, открытие других сторон и характеристик объекта, то есть происходит наращивание знания об объекте.
Эта зона заканчивается уровнем умственного развития, назовем его продуктивным, который выше исходного, и теперь уже он становится уровнем актуального развития. При этом происходит выход сознания человека на новую ступень, позволяющую ему решать те задачи, которые он не мог решить ранее. Этим обеспечивается развитие индивида, вхождение его в состояние, характеризуемое ещё большими возможностями.
Один из выводов здесь следующий. Зона вариативного развития существует, хотя и имеет несколько отличную суть, вместо ранее определенной. Это происходит вследствие того, что в ее формировании велика роль педагога, если предварительно к новому материалу он определяет структуру, порядок и условия изучения соответствующего материала.
Кроме того, что мы подтвердили существование этой зоны, нам удалось выделить в зоне творческой самостоятельности предварительный слой - зону репродуктивной самостоятельности. Существование этого слоя диктуется диалектикой самого усвоения (это обстоятельство являлось одной из гипотез вышеназванного исследования). Прежде, чем студент начнет использовать материал, следы этого материала должны быть в его сознании.
Формирование репродуктивного слоя происходит, по большей части, в самостоятельной работе после лекции. Такая работа позволяет студенту не только уяснить суть материала, но и дает ему возможность самостоятельно применить это при решении различных упражнений (под «упражнением» здесь понимается репродуктивное воспроизведение объекта усвоения: определение понятия, решение задачи по алгоритму и др.).
На основе ограниченной выборки, мы предполагаем, что в настоящее время, кроме ранее выделенных слоев - зоны вариативного развития, зоны активного обучения и зоны творческой самостоятельности, - ЗБР содержит также слой, названный нами зоной репродуктивной самостоятельности, находящийся перед зоной творческой самостоятельности.
Список литературы:
1. Выготский, Л.С. Проблемы обучения и развития в школьном возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1996.
2. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
3. Гильбух, Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии / Ю.З. Гильбух // Вопросы психологии. - 1987. - № 3. -С. 37-39.
4. Каплунович, И.Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития / И.Я. Каплунович // Педагогика.- 2002. - № 10. - С. 37-44.