ББК 4481.3+Ю953+Ю940
ПОНИМАНИЕ: ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ
Ю.Е. Калугин ЮУрГУ
В статье рассмотрен акт понимания как рождение кластера (виртуальной матрицы) смысла в хаосе мыслей. Описаны стадии преобразования кластера в НПМ и доводки НПМ до продуктивного состояния. Отметим, что даже в опосредованных образовательных процессах далеко не всегда имеющиеся методы обучения и воспитания позволяют осуществить все стадии и вывести знание на продуктивный уровень. Еще сложнее эти процессы происходят в самообразовании.
Понимание - это особое состояние человека, проявляющееся при общении, работе с информацией, при любых осмысленных действиях и взаимодействиях. Понимание является важнейшим элементом в педагогической практике, являясь основой усвоения и освоения каких-либо сведений как в опосредованном процессе, так и самообразовании. Это состояние изучается широким спектром наук: философией, психологией, социологией и др. Существует особая наука герменевтика - теория и искусство толкования текстов. Тем не менее, понимание на настоящее время остается terra incognito.
Понимание в психологии имеет два значения: «1) способность постичь смысл и значение чего-нибудь и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними и внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий» [10, с. 419]. По свидетельству многих ученых понимание часто имеет еще и эмоциональную окраску.
Для понимания характерно видение причинно-следственной связи, логичности, проявляющейся в ощущении ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых объектов или явлений. Хотя нередко понимание может возникать и без видимого логического каркаса, исходя из ситуационных или социальных условий, которые независимы от человека.
Будем в дальнейшем полагать, что объектом понимания является текст, который и обладает смыслом.
Под текстом будем подразумевать все, что несет информацию [1]. Текст возникает при общении, текстом являются произведения искусства, конкретный предмет, а так же
событие, факт зафиксированные в какой-либо знаковой форме (слова, символы и др.). Для текста характерно то, что под ним подразумевается как любая часть, так и целое. Например, текстом является чайная чашка, но текстом также являются и ручка, и дно, и содержимое чашки и т.д.; текстом является вся данная статья, каждый абзац, слово.
Предметом понимания является система отношений, заключенная в этом тексте, то есть само связанное содержание текста. Результатом понимания является смысл (иногда это содержание объекта), который субъектный по существу и уникален для любого человека, в силу чего ему характерны уровни понимания. Этот смысл человек присваивает, он его может использовать в различных ситуациях, преобразовывать, разделять или соединять с чем-то и т.д., то есть смысл становится личностным.
Смысл текста - это знание. Как всякое знание, оно обладает функциями: объяснительной, переноса (эвристическая) и прогностической. Объяснительная функция заключается в том, что полученный смысл нам поможет объяснить то, для чего мы и стремимся понять текст. Функция переноса связана с тем, что полученный смысл мы можем соединять с другими, применить его для понимания других текстов, этим их обогащая. Прогностическая же функция позволяет на основе полученного смысла предсказать что-либо.
Рассматривая текст, нельзя не выделить два его важных элемента: контекст и подтекст. Под контекстом подразумевается часть текста, направленная на пояснение того, что автор текста считает наиболее важным и необходимым для раскрытия смысла, сути. Контекст составляется самим автором. Подтекстом является совокупность сужде-
ний, понятий, умозаключений, ассоциаций и др., которые возникают у воспринимающего текст и сопровождают уяснение смысла на основе его личного опыта. Заметим, что некоторую часть подтекста иногда создает автор текста в контексте, однако большую часть все же должен воссоздать воспринимающий текст.
Понимание часто имеет отложенную форму. В частности К.К. Гомоюнов отмечает: «Большей частью понимание не приходит сразу, внезапно, а подготавливается в результате продолжительного мыслительного процесса...» [2, с. 45], что отражено скачком (участок А) на рис. При дальнейшей работе над смыслом степень понимания увеличивается (участок В). Автором установлено [4], что существует участок стабилизации, когда работа над текстом не увеличивает уровень понимания, а даже приводит к «провалу» (участок С), но дальнейшая работу снова увеличивает уровень понимания (участок Д).
Понимание
( Е : Д /
Время работы
Зависимость понимания от времени изучения
Из всего сказанного в предыдущем абзаце следуют три вывода. Во-первых, понимание сродни творческим процессам, так как для них характерной является фаза инкубации, во время которой происходит накопление информации, ее достраивание, преобразование, перестроение и др. [9]. Во-вторых, понимание иногда сродни интуитивному процессу, для которого тоже характерна скачкообразная форма, внезапное озарение (инсайд). В-третьих, понимание, как процесс, охватывающий промежуток между восприятием информации и осознанием ее смысла, оказывается нелинейным. Идентификация смысла нередко происходит скачком, которому предшествует значительная подготовительная работа, идущая в недрах сознания (возможно и бессознательно), и только смысл становится осознаваемым.
Отметим, что для процесса понимания важными являются все психологические
процессы, но более существенными: память, мышление, воображение.
Исходя из вышесказанного, стоит выделить две составляющие: рассмотреть сам процесс понимания и его результат.
Понимание связано с деятельностью коры головного мозга человека и с происходящими там сознательными и бессознательными процессами. О сложности данной системы говорят следующие факты. Основой структур и первичным функциональным элементом является нервная клетка - нейрон. Количество нейронов у человека достигает величины 10й. Каждый нейрон связан с тысячами других нейронов. Определенно известно, что нервные клетки объединяются в зоны, области, комплексы и формации, которые по сути являются полифункциональ-ными. Кроме того, эти же совокупность нейронов образует нейропсихологические матрицы (стереотипы, паттерны), в которых содержится знания, умения, алгоритмы поведения и др. Вся эта сложная система находится в функциональном взаимодействии в процессе понимания.
Сложность данной системы определяет и подход к ней. Наилучшим является применение теории самоорганизации сложноорганизованных систем, позволяющей выделить «акт творения» из хаоса действительности в сложных системах. Создателями этой теории являются И. Пригожин [8] и Г. Хакен [11]. В настоящее время этот подход широко используется в науке [3].
Суть процесса самоорганизации заключается в следующем. Если любая сложноорганизованная система находится в стадии нестабильности, а среда данной системы не линейна, то с большой степенью вероятности в данной системе может появиться кластер, обладающей степенью организованности гораздо большей, чем окружающая среда и обладающий свойством диссипации.
Эти представления можно применить для построения модели понимания. Так психическая среда (поле) сознательного (наверно и бессознательного) по своим свойствам в проявлениях к состоянию понимания, как уже указывалось, среда нелинейная. Кроме того, эта среда еще и нестационарная. Не стационарность данной среды связана с тем, что наша психика заполнена потоками мыслей и чувств: отклики на постоянное воздействие внешней среды на наши сенсоры, обменные потоки между полушариями, внут-
ренние взаимодействия структур сознательного и бессознательного и многое другое. Кроме того, внутренний мир человека требует разрешения множества иногда противоречивых проблем, возникающих при взаимоотношении человека с окружающей действительностью. Все эти потоки создают хаос. На это обращают внимание, в частности: «Многие ученые приходят к выводу, что мозг человека представляет собой выраженную хаотическую систему, в которой значительную роль играют диссипативные процессы» [7, с. 27].
Возбуждение, вызванное текстом -«информацией для размышления», попадает в нестационарную, нелинейную среду и сопровождается блужданиями этой информации в поле (среде) сознания (возможно и бессознательного).
Примем во внимание следующее: «Установлено, что в таких средах Нестационарных и нелинейных> (вставка автора) потенциально существуют спектры структур, которые могут возникнуть в них на развитых, асимптотических стадиях процессов. Спектр структур-аттракторов, иначе говоря, поле путей развития ... определяется сугубо внутренними свойствами данной среды» [6, с. 111]. Уточним: возникновение структур-аттракторов (в дальнейшем просто аттракторов) в данном случае связано с рядом свойств, относящихся к полю (среде) сознательного (возможно бессознательного). При возбуждении некоторые элементы коры головного мозга реагируют на эту информацию. Эти частные отклики на возбуждение могут обладать свойством связанности. В результате образуются «цепочки развития» или «деревья развития». Одно из этих «деревьев развития» может оказаться выбранным, то есть происходит выпадение на аттрактор. Однако чтобы произошло выпадение на определенный аттрактор, он должен обладать тремя свойствами:
- причинно-следственной адекватностью;
- эмоциональной привлекательностью;
- асимптотической законченностью.
То есть информация может иметь несколько смыслов (часто бывает), в зависимости от того, какое «дерево развития» будет удовлетворять вышеназванным требованиям.
Причинно-следственная адекватность -это наличие причинно-следственных связей между сигналом и откликом (аттрактором) и
отражена в репрезентативности отклика воздействию. Она является проявлением способностей человека, во-первых, оперировать мыслительными операциями; во-вторых, идентифицировать причинно-следственные связи, присутствующие в информации; в-третьих, выделить (свойства фильтра) наиболее привлекательную «цепочку развития» или «дерево развития», которые отвечают объекту понимания.
Причинно-следственная адекватность зависит от видов мышления [5]. У людей с «броуновским» видом мышления, который проявляется в стохастическим переборе вариантов, фильтрация (выбор той или иной цепочки развития), сильно зависит от эмоциональной привлекательности содержания этой цепочки.
У людей с формально-логическим мышлением цепочка будет создаваться из отдельных элементов, взаимодействующих между собой и образующих логическую последовательность. Эмоциональная привлекательность здесь сопряжена с эстетичностью логических связей.
У людей с развитым разумным мышлением «дерево развития» будет строиться из исходных, генетически обусловленных элементов, развиваясь по пути усложнения, захватывая более сложные образования, в полной мере используя причинно-следственные связи. Эмоциональная привлекательность в этом случае связана с эстетикой полученного результата.
Как видно из предыдущего, эмоциональная привлекательность оказывается существенным условием, так как создает повышенную значимость результата, хотя тем самым нередко провоцирует довольно поспешный вывод.
Асимптотическая законченность (АЗ) является проявлением сознания и имеет две составляющие. Во-первых, «цепочка развития» или «дерево развития», обладая связанностью, приобретает свойство повторяемости, в условиях отвечающей возможно большей степени охвата элементов сознания, которые участвуют в отклике. Во-вторых, отклик, который является диссипативной структурой, отвечает особенностям языка. То есть, АЗ - проявление сознания, заключающееся в уверенности, что в данный момент удалось привлечь к отклику все имеющееся (отвечающее причинно-следственным связям), а также, что отклик удается воспро-
извести с помощью соответствующих языковых конструкций. Асимптотическая законченность зависит от объема и глубины знаний человека. Чем шире и глубже знания, тем «гуще дерево развития», тем выше асимптотический предел. Этим объясняется разный уровень понимания одной и той же информации разными людьми и одним и тем же человеком.
Таким образом, если какая либо из структур-аттракторов будет удовлетворять указанным условиям, то происходит выпадение на аттрактор, тем самым создается виртуальная матрица смысла, представляющая собой кластер - связанную область в море хаоса. Эта матрица пока ненадежна по своей конструкции и содержанию, но является диссипативным элементом, так как выносит полученный смысл на уровень сознания, а затем и в окружающую среду. При дальнейшим осмыслении можно видоизменить полученную матрицу смысла, улучшить качество, так как она пока пластична и не превратилась в стереотип. В стереотип же этот смысл или часть его превратится при многократном повторении и закреплении, но только в том случае, если это знание для человека важно и его следует сохранить в актуальной зоне.
Определим разницу между «цепочкой развития» и «деревом развития». «Цепочка развития» - это законченная структура, которая имеет минимальное число ответвлений. Например, у нас сформировалась виртуальная матрица следующего понятия: «Электрический ток - это направленное движение электрических зарядов». Мы это запомнили и можем в любой момент сформулировать данное определение. Однако эта «цепочка развития» разовьется в «дерево развития» только тогда, когда мы познакомимся с различными видами электрического тока, узнаем, что ток может вызываться не только поступательным движением зарядов, но и вращательным -диполи. Узнаем, что при большой частоте переменного тока вообще эти частицы практически неподвижны, а волны переносят энергию. То есть образующееся «дерево развития» будет характеризоваться «кустистостью», что, в свою очередь, приводит к обогащению понятия и способствует появлению таких связей, которые предскажут проявления электрического тока там, где при наличии только «цепочки развития» невозможно это представить: потоки заряженных частиц в
синхрофазотронах, ток смещения в пустоте и др. Кроме того, «дерево развития» позволяет понять условность самого понятия, в каких пределах оно привлекательно и им можно пользоваться.
Отметим, что процессу выпадения на аттрактор мешает шум понимания, к которому относятся факторы, снижающие вероятность образования виртуальной матрицы смысла. Сюда относятся:
- тот хаос мыслей, который создает нестабильность среды и способствует самоорганизации, он же и препятствует ей;
- ограниченность сферы аттракции, возникающая от психических установок вида: это возбуждение касается педагогики, это возбуждение принадлежит электронике и т. д., ограничители могут формировать однобокий, неполный смысл;
- специфика протекания психических процессов у данного индивида (тип личности, характер);
- качество возбуждающего сигнала.
Последний тезис требует более подробного рассмотрения. К качествам сигнала мы отнесли длительность сохранения его, полноту и значимость информации для индивида.
Под длительностью сохранения понимается время, в течение которого следы возбуждения остаются в коре головного мозга. Это в частности позволяет динамично функционирующей системе мозга достроить «цепочку развития» и, спустя какое-то время, новая информация, позволит получить матрицу смысла.
Под полнотой информации понимается такой объем ее, который достаточно полно описывает предмет или идею, и при этом лежит в зоне актуального развития человека. При этом содержание ее не должно приходить в противоречие с имеющейся и не быть слишком новым (из зоны ближайшего развития). Противоречащая информация, несовпадающая с теми представлениями, которые у нас имеется, сразу же ограничит сферу аттракции. Если же она неизвестная, то, как правило, она создает причинно-следственную неопределенность, разрешение которой возможно только при усвоении смысла неизвестных понятий, умений, фактов И Т.Д.
Под значимостью сигнала подразумевается как амплитуда его (внешний фактор), так и степень необходимости смысла данной информации, обусловленная внутренними
факторами, которые не всегда осознаваемы, но формулируется для себя в виде: «нужно». Однако когда мы осознаем, что смысл данной информации нам очень нужен, то может возникнуть обратный эффект. Низкая значимость сигнала снижает стремление получить смысл. Сильная значимость может вызвать сильное возбуждение, которое увеличит энтропию среды и снизит вероятность нахождения смысла.
Теперь, в соответствии с ранее приведенными условиями, возникают три вида развития процесса.
«Дерево развития» включает существующую матрицу, которая удовлетворяет тексту, тогда понимание возникнет сразу. Смысл определяется имеющейся матрицей.
«Дерево развития» удовлетворяет всем условиям, приведенным выше, тогда с большой степенью вероятности происходит самодостраивание - образование кластера (виртуальная матрица смысла). То есть образование смысла происходит при сравнительно быстрой обработке информации.
Эта матрица пока ненадежна по своей конструкции и содержанию, но является диссипативным элементом, так как выносит полученный смысл на уровень сознания, а затем и в окружающую среду.
«Дерево развития» не удовлетворяет какому-то условию, тогда самодостраива-ния не происходит и смысл не идентифицируется.
В последнем случае еще не все потеряно. Блуждания возбуждения в поле сознательного и бессознательного могут происходить достаточно долго. Это зависит от силы возбуждения, его продолжительности и диссипативных свойств среды. За это время в систему может быть внесена дополнительная информация, или существующая информация в результате различных воздействий (операций мышления) перестраивается и становится частью аттрактора, тогда возникают условия к возникновению матрицы смысла и он становится осознаваем.
Приведенная модель объясняет взаимодействие текста, контекста и подтекста. Подтекст отражен в прошлом опыте и потенциально составляет элементы структур-аттракторов. Текст вместе с контекстом выступает в качестве возбуждения, причем, зачастую, он вносится либо частями, либо непрерывно в процессе восприятия текста и контекста. Так создается блуждание инфор-
мации в поле сознательного и бессознательного, которое может продолжаться, как показывает опыт отложенного понимания, значительное время.
Понимание может наступить сразу, если в «дерево развития» включится готовый стереотип. Если этого не произойдет, а система удовлетворяет выше названным условиям, то через некоторое время, которое индивидуально для каждого субъекта, образуется кластер смысла.
Возможно, что смысл не идентифицируется, тогда нужна дополнительная информация или время для перестройки имеющейся, пока система не будет удовлетворять условиям самодостраивания. При дальнейшим осмыслении (нахождении более адекватного смысла исходной информации) полученная матрица смысла может видоизмениться. В общем случае достраивание стереотипа может продолжаться всю жизнь.
Как результат, понимание, согласно исследований И.Я. Каплуновича [5], осуществляется в девять стадий, причем почти каждая стадия представляет собой некий уровень. Этот уровень устанавливает планку асимптотической законченности «цепочки развития», определяя состояние НПМ смысла объекта понимания в зоне актуального развития человека. Понимание какого-либо объекта человеком может остановиться на любом уровне. Однако в опосредованном образовании деятельность педагога часто направлена на то, чтобы сформировать конечный уровень. В прогрессивном самообразовании [4] достижение конечных уровней сопряжено со значительными усилиями, причем, как правило, требуется консультация с репрезентативным человеком, обладающим необходимым знанием.
Рассмотрим стадии и уровни понимания, а также возможность их формирования и выявления. Одновременно будем уточнять степень асимптотической законченности, характерную для каждого уровня.
1. Различение объекта - результатом понимания, является дифференциация объекта из спектра подобных. На этой стадии понимания не требуется вполне точно представить свойства и характеристики объекта, достаточно выделить его на основе отдельных отличительных свойств, присущих именно этому объекту. То есть можно не вполне четко знать признаки, но уже можно утвердительно сказать: «- Да, это данный
объект», «- Да, это то-то». Формируется заданиями требующими сравнить, выбрать, сопоставить, убрать лишнее. Это самый низкий уровень асимптотической законченности, которому характерна предельно короткая «цепочка развития», но уже образующая кластер. Стадия формирует уровень выделения, для которого характерно не вполне сложившийся, но уже оформляющийся смысл объекта.
2. Узнавание, когда человек может выявить объект при повторном восприятии. Отличием данной стадйи является возможность сказать: «- Да, это данный объект, так как ему принадлежат вот эти признаки».
3. Воспоминание - это воспроизведение ' смысла объекта из имеющихся в памяти по сигналу извне. По существу это тоже узнавание только происходит в ситуации, когда указываются признаки и нужно узнать объект: «Ага, согласно этому признаку разговор идет о следующем объекте», «Данные признаки и свойства относятся к представленному объекту».
4. Припоминание - это активный поиск в памяти вполне определенного объекта, возникающий за счет внутреннего сигнала. Эта стадия случается при самостоятельном воспроизведении смысла в ситуации, когда необходимо восстановить смысл объекта под действием внутренних побуждений.
Характерным на второй, третьей и четвертой стадиях является то, что здесь более сказывается память и гораздо менее мышление. Эти стадии понимания принадлежат одному уровню, который отвечает воспроизведению смысла объекта в различных ситуациях, которые иерархичны в учебном процессе. Так узнавание происходит в основном при закреплении дидактических единиц на и том же занятии; воспоминание - при повторении на последующих занятиях, а припоминание -на контрольном мероприятии. Асимптотическая законченность, отвечающая этому уровню, проявляется в короткой «цепочке развития», но многократная потребность в воспроизведении смысла формирует связи ее с определенными элементами соответствующей области знания, поэтому на каждой последующей стадии кластер смысла образуется более быстро и отчетливо.
5. Применение и оперирование по образцу - эта стадия, на которой учащийся учится использовать смысл объекта понимания в стандартной ситуации по предлагае-
мой схеме, алгоритму. Задания, предлагаемые на этой стадии, - это пересказ или запись факта, явления, понятия по определенной схеме с обязательным выполнением промежуточных условий, или это решение задачи по формуле, связывающей элементы смысла. Эти задания по существу являются упражнениями, способствующими образованию навыка. Стадия связана с репродуктивной работой, но принципиально необходима ужесточением причинно-следственных связей внутри НПМ. Эта стадия заканчивается репродуктивным уровнем, который свидетельствует о том, что учащейся может осознанно применять смысл, заключенный в объекте, для решения всевозможных упражнений по отысканию связей и взаимоотношений. Данному уровню отвечает сложившаяся НПМ, в которой асимптотическая законченность отражена все в той же «цепочке развития», но появляются ответвления. Это обстоятельство создает потенциальная возможность использовать НПМ, как для увеличения объема самой матрицы, так и составной частью в другом знании. На этой стадии оформляется репрезентативная функция знания.
6. Ассоциативная - стадия предполагает выявление или установление причинно-следственных связей, которые имеет данный объект с другими знаниями, например, знания по физике связаны с психологией. Ассоциативность предполагает направленность от имеющегося смысла к другим отраслям знаний, то есть предполагается притягивание других знаний в формируемую область (кластер). Как правило, они устанавливаются на основании заданий типа: что может быть общего, чем отличаются, в связи с чем, нельзя ли использовать, можно ли использовать и т.д.? На данной стадии происходит разрастание «цепочки развития» и превращение ее в «дерево развития», которое отличается многочисленными связями с другими знаниями. Эти связи пока остаются виртуальными, им не хватает устойчивости, которая возникает при решении заданий следующей стадии. Степень асимптотической законченности на этой стадии значительно выше предыдущей за счет возрастания самого объема НПМ. На этом этапе начинает формироваться эвристическая функция знания.
7. Перенос - стадия, в процессе которой вырабатываются умения оперировать и применять знание (смысл) в новой ситуации.
В отличие от предыдущей стадии, меняется направленность действий. Здесь они нацелены на перенос имеющегося знания в другую область и связаны с выполнением следующих заданий: спроектируйте, смоделируйте, придумайте, найдите, примените для этого, используйте для того и т.д. Это стадия закрепления многочисленных связей, при котором НПМ смысла (знания) приобретает архитектуру и легко встраивается в аттракторы. Асимптотическая законченность связана с «деревом развития», многочисленные ветви которого стабилизируют устойчивость НПМ. На этой стадии формируется эвристическая функция знания, поэтому стадия заканчивается эвристическим уровнем, который выявляется умением использовать это знание в соседних областях, то есть с решением задач, связанных с его переносом.
8. Классификации на общие и частные свойства - эта стадия ревизии знания, выделения в нем элементов общих с другим знанием и частных, заключенных в нем самом. Если это касается какого-то понятия, то на этой стадии происходит поиск родового понятия. Если это касается какого-то предмета или идеи, то отыскивается прототип, аналог, происходит сопоставление признаков, отличающих данный объект. В результате работы над знанием происходит либо повышение устойчивости НПМ, либо - рыхление связей. Устойчивость обеспечивается тем, что выделение общих свойств ужесточает ее внешние связи, а осознание частных свойств позволяет ужесточить внутренние связи. Разрыхление же связей возникает при наличии противоречий, которые появляются при разрастании «дерева развития». Знание само провоцирует создание аттракторов, которые могут оказаться более привлекательными. Выпадение на другой аттрактор может привести к «провалу» в понимании, который ликвидируется дальнейшей работой над смыслом, как правило, заканчивающейся его обогащением.
На этой стадии постижения смысла происходит смещение процесса памяти в сторону процесса мышления. Асимптотическая законченность НПМ или сохраняется на прежнем уровне, или обогащается. На этой стадии начинает формироваться прогностическая функция знания.
9. Создание и оперирование образами -это стадия соединения знания и его образа, то есть человек создает образ смысла. Тем
самым логические связи левого полушария головного мозга прирастают связями правого полушария. Это приводит к увеличению количества степеней свободы, чем формируется прогностическая функция знания. НПМ, прирастая невербальной составляющей, создает условия для встраивания себя в большее число аттракторов. Это обстоятельство, в свою очередь, позволяет либо вносить в НПМ другое знание и интегрировать его с имеющимся, либо имеющееся знание в виде НПМ вносить в другое, в виде составной части, образуя новую НПМ. Так как прогноз, это прерогатива (одна из функций) творческого воображения, то совместное функционирование левого и правого полушария способствуют появлению таких связей, которые позволяют использовать знание в различных приложениях и ситуациях. На этой стадии выполняются следующие задания: представьте, давайте пофантазируем, создайте образ, вообразите, найдите образ отвечающий...
Эта стадия заканчивается продуктивным уровнем, который предполагает использование знания в новых областях, и выявляется умением применять знания в новых нестандартных ситуациях. Асимптотическая законченность НПМ, отвечающая данному уровню, связана с «деревом развития», включающим элементы образов правого полушария головного мозга. На той стадии, как и на прошлой, в знании могут появляться противоречия, устранение которых приводит к его совершенствованию.
Итак, мы рассмотрели сам акт понимания, как рождение кластера (виртуальной матрицы) смысла в хаосе мыслей, а также стадии преобразования кластера в НПМ и доводки НПМ до продуктивного состояния. Отметим, что даже в опосредованных образовательных процессах далеко не всегда имеющиеся методы обучения и воспитания позволяют осуществить все стадии и вывести знание на продуктивный уровень. Еще сложнее эти процессы происходят в самообразовании.
Литература
1. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. - Киев: Наук. Думка, 1988.
2. Гомоюнов К.К. Совершенствование преподавания технических дисциплин. - Л.: Изд-воЛГУ, 1983.
3. Данилов Ю.А. Роль и место синергетики в современной науке // В. Тарасенко Ресурсы интернета. Институт философии РАН. Московский международный синергетический форум. - http: //www. Iph ru, 1998.
4. Калугин Ю.Е. Самообразование, формирование готовности к профессиональному самообразованию: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. -120 с.
5. Каплунович ИЯ. Понимание: диагностика и формирование / Педагогика. - № 9. -2004. - С. 42-52.
6. Князева Е.Н., Курдюков С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. -1994. -№ 2.-С. 110-122.
7. Назарова Т.С., Шаповаленко B.C. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике // Педагогика. -№5.-2001.-С. 23-29.
8. Пригожий И, Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. -М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
9. Розет И.М. Психология фантазии. -Минск: Изд-во «Университетское», 1991.
10. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997.
11. Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. — М.: Мир, 1985.